Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические условия / студенты-спортсмены / формирование / социально-значимые ценности / pedagogical conditions / student-athletes / formation / socially significant values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдуллин Радмир Илдарович, Кузьмин Андрей Михайлович, Селиверстова Ирина Николаевна

Обоснованы педагогические условия и описана система формирования социально-значимых ценностей студентов-спортсменов как компоненты структуры личности, характеризующие гражданскую и аксиологическую направленность, Проведено исследование ценностных ориентаций студентов Уральского государственного университета физической культуры и охарактеризованы основные показатели общекультурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдуллин Радмир Илдарович, Кузьмин Андрей Михайлович, Селиверстова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION SOCIALLY SIGNIFICANT VALUES OF STUDENT-ATHLETES

The pedagogical conditions are substantiated and the system of formation of socially significant values of students-athletes is described, considered as a component of the structure of their personality, characterizing the civic and axiological orientation, The study of value orientations of students of the Ural State University of Physical Culture is carried out and the main indicators of general cultural values are characterized.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

УДК 796.011.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-98-104

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО

ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

Р.И. Габдуллин, А.М. Кузьмин, И.Н. Селиверстова

Обоснованы педагогические условия и описана система формирования соци-

ально-значимых ценностей студентов-спортсменов как компоненты структуры лич-

ности, характеризующие гражданскую и аксиологическую направленность, Проведено

исследование ценностных ориентаций студентов Уральского государственного уни-

верситета физической культуры и охарактеризованы основные показатели общекуль-

турных ценностей.

Ключевые слова: педагогические условия, студенты-спортсмены, формирова-

ние, социально-значимые ценности.

PEDAGOGICAL CONDITIONS Габдуллин Радмир Илдарович, аспирант, seli-

OF FORMATION SOCIALLY verstovme@yandex.ru, Россия, Челябинск, Уральский

SIGNIFICANT VALUES государственный университет физической культуры,

OF STUDENT-ATHLETES Кузьмин Андрей Михайлович, д-р пед. наук,

проф., kuzminaa74@mail.ru, Россия, Челябинск, Ураль-

Gabdullin R.I., post-graduate student, seli- ский государственный университет физической культуры,

verstovme@yandex.ru, Russia, Chelyabinsk, Селиверстова Ирина Николаевна, канд. пед.

Ural State University of Physical Culture, наук, доц., seliverstovme@yandex.ru, Россия, Челябинск,

Kuzmin A.M., doctor of pedagogical sci- Уральский государственный университет физической

ences, professor, kuzminaa74@mail.ru, культуры

Russia, Chelyabinsk, Ural State University of

Physical Culture,

Seliverstova I.N., candidate of pedagogical Ценности входят в психологиче-

sciences associate professor, seliverstovme@ скую структуру личности в форме ценно-

yandex.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State

University of Physical Culture стных ориентаций и являются одним из

источников мотивации поведения.

The pedagogical conditions are substantiated В ценностных ориентациях уча-

and the system of formation of socially sig-

nificant values of students-athletes is de- щейся молодежи на физическую куль-

scribed, considered as a component of the туру и спорт воплощена значимость

structure of their personality, characterizing

the civic and axiological orientation, The предметов и явлений социальной среды

study of value orientations of students of the для общества и человека.

Ural State University of Physical Culture is Каждому человеку присуща инди-

carried out and the main indicators of general

cultural values are characterized. видуальная, специфическая иерархия

ценностей, которая служит связующим

Key words: pedagogical conditions, student-

athletes, formation, socially significant values. звеном между духовной культурой обще-

ства и духовным миром личности, между

общественным и индивидуальным бытием [3, 4].

Одной из систем взаимодействия ценностей в структуре личности

студентов является взаимосвязь физического воспитания с интеллектуаль-

ной составляющей. Данная взаимосвязь проявляется непосредственно и

опосредованно.

98

2

Спорт [Sport]

Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физиче-

ского воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных

способностей занимающихся. Педагог по физической культуре и спорту в

зависимости от квалификации и возраста занимающихся сознательно соз-

дает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной сте-

пени сложности. Занимающиеся сами должны принимать решения, дейст-

вовать активно и творчески подходить к решению поставленных задач.

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приоб-

ретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению, способст-

вуют развитию социально-значимых ценностей, позволяют более эффек-

тивно использовать средства физического воспитания в повседневной

жизни [1, 9].

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, раз-

витие физических сил в процессе физического воспитания составляют не-

обходимое условие для нормального умственного развития. В результате

осуществления физического воспитания повышается жизнедеятельность

организма, что ведет к росту продуктивности умственной деятельности.

Процесс модернизации высшей школы в области физической куль-

туры и спорта является неотъемлемой частью государственной стратегии

развития физкультурно-спортивной сферы, что по-новому ставит вопрос о

студенте-спортсмене, формированием личности которого, как будущего

профессионала, необходимо заниматься в студенческие годы, когда в

основном и происходит его самоопределение как субъекта общественных

отношений [6].

В настоящее время в педагогических исследованиях возрастает

интерес к изучению вопросов, связанных с профессиональным развитием

студентов-спортсменов, сквозь призму образовательного процесса в вузе, а

также создания педагогических условий формирования социально-значи-

мых ценностей как основополагающего фактора профессионального ста-

новления [8].

В связи с этим педагогические условия входят в структуру физиче-

ского воспитания как социально-педагогической системы, характеризую-

щейся качественным своеобразием цели, задач и обусловленным их со-

держанием, а также наличием структурных компонентов, педагогического

контроля его ближайших, промежуточных и отдаленных результатов.

Важными педагогическими условиями, обеспечивающими сформи-

рованность профессиональной сферы будущих выпускников вуза физкуль-

турно-спортивного профиля, являются следующие.

1. Построение планомерного образовательного процесса в вузе с

учетом потребностей студентов-спортсменов в физическом воспитании.

Характерной чертой современной концепции физического воспита-

ния является смещение акцента в сторону повышения роли образователь-

ной направленности спортивного занятия как определяющего условия

успешного формирования физической культуры личности студента [4].

99

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

Традиционно в практике физического воспитания будущих профес-

сионалов повышенное внимание уделяется решению развивающих и оздо-

ровительных задач в ущерб задачам обучения и воспитания.

Задача педагога в данной ситуации – создание условий для форми-

рования у обучающихся опыта самостоятельного решения познаватель-

ных, организационных, коммуникативных и профессиональных задач,

составляющих содержание образования [2, 5].

В связи с этим проявляется направленность физического воспита-

ния на решение образовательных и воспитательных задач, что позволяет

создать внутренние личностные предпосылки готовности студентов-спорт-

сменов к занятиям избранным видом спорта для формирования спортив-

ного мировоззрения.

2. Формирование ценностных ориентаций, в структуре которых

здоровый образ жизни будет определять дальнейшую направленность лич-

ности студента-спортсмена.

Сформированная система ценностных ориентаций, в структуру

которой входят инструментальные ценности, обусловливающие внутрен-

ние мотивационные механизмы к выполнению спортивной деятельности, а

также терминальные ценности, формирующие интерес студента к выпол-

нению той или иной деятельности, создает предпосылки для вовлечения

студенческой молодежи в вузах физкультурно-спортивного профиля в

занятия избранным видом спорта [4].

Стоит отметить, что в процессе работы со студентами в вузе перво-

степенное значение придается формированию ценностей здорового образа

жизни, так как это важный компонент общественно-значимой мотивации в

будущей профессиональной деятельности.

Нами было проведено исследование по выявлению социально-зна-

чимых ценностей у студентов-спортсменов Уральского государственного

университета физической культуры посредством методики С.С. Бубновой.

В исследовании приняли участие студенты 4-го курса в количестве 55 чел.

Методика С.С. Бубновой направлена на изучение реализации цен-

ностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

В ее основе лежит положение о том, что представления о значимых ценно-

стях формируются в процессе социализации личности в результате инте-

риоризации общекультурных ценностей. Методика содержит 66 закрытых

вопросов, направленных на изучение реализации ценностных ориентаций

личности в реальных условиях жизнедеятельности. Экспериментальные

данные исследования представлены в таблице.

В результате проведенного исследования установлено, что первую

позицию в ценностных предпочтениях студентов занимает категория «здо-

ровье» – это характеризует направленность личности студентов.

100

4

Спорт [Sport]

Результаты исследования ценностных ориентаций

студентов-спортсменов Уральского государственного

университета физической культуры, кол-во чел.

Виды ценностей Место

1 2 3 4 5 6 0

1. Приятное времяпрепровождение, отдых 5 11 16 13 10 0 0

2. Высокое материальное благосостояние 2 3 10 15 20 5 0

3. Поиск и наслаждение прекрасным 5 7 13 12 10 8 0

4. Помощь и милосердие к другим людям 15 20 12 8 0 0

5. Любовь 15 19 14 6 0 0 1

6. Познание нового в мире, природе, чело-

5 7 6 5 21 11 0

веке

7. Высокий социальный статус и управле-

7 9 0 10 15 12 2

ние людьми

8. Признание и уважение людей и влияние

12 15 20 5 3 0 0

на окружающих

9. Социальная активность для достижения

2 3 1 13 11 5 20

позитивных изменений в обществе

10. Общение 6 4 15 20 10 0 0

11. Здоровье 20 11 10 10 4 0 0

На второй позиции у студентов находятся категории «помощь и

милосердие к другим людям» и «любовь». Данный факт может свидетель-

ствовать о гуманистической направленности современного образования, а

также о возрастных особенностях студентов.

На третьей позиции – категории «признание и уважение людей и

влияние на окружающих», что может определяться мировоззрением уча-

щейся молодежи, а также влиянием физкультурно-спортивной среды на

личность.

На четвертой позиции – категория «общение». В настоящее время

процесс общения трансформируется в виртуальную среду, отсутствует его

эмоциональный аспект, этим и объясняется данный факт.

На пятой позиции – категории «познание нового в мире, природе,

человеке» и «высокое материальное благосостояние» (последнее свиде-

тельствует о преобладании в структуре личности принципов гедонизма,

что является в настоящее время скорее нормой в структуре личности, так

как общество трансформируется и его запросы растут).

На шестой позиции – категория «высокий социальный статус и

управление людьми», что на наш взгляд является объективным фактом, так

как стремление к определенному статусу в обществе является закономер-

ным процессом.

Нулевую позицию у студентов заняла категория «социальная

активность для достижения позитивных изменений в обществе», данный

факт характеризует отсутствие желания у студентов заниматься общест-

101

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

венными делами, что связано с размыванием ценностных отношений и

стремлении индивидуализировать свою деятельность.

3. Дифференциация средств и методов физического воспитания с

учетом интересов и способностей студентов-спортсменов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-педагогические исследования в области физической куль-

туры показывают, что на различных этапах обучения начиная с начальной

школы и заканчивая обучением в вузе у учащихся происходит трансфор-

мация интересов к занятиям физической культурой.

Если рассмотреть интересы к занятиям физической культурой в

начальной школе, то можно констатировать, что учащиеся проявляют

желание активно участвовать во всех занятиях, начиная от разминки и

заканчивая подвижными играми. В средней школе вектор интересов уже

меняется, подростки уже избирательны в выборе двигательной активности,

предпочитая спортивные игры либо занятия по интересам.

В настоящее время учебно-педагогический процесс требует от сту-

дентов вуза значительных затрат сил на преодоление физических и умст-

венных нагрузок. В этом плане важное место отводится самостоятельным

занятиям физическими упражнениями, которые являются составной ча-

стью здорового образа жизни [7].

Самостоятельные занятия физическими упражнениями восполняют

дефицит двигательной активности студентов, способствуют более эффек-

тивному восстановлению организма и повышению физической и умствен-

ной работоспособности. В законодательных документах прямо говорится о

необходимости учета в процессе физического воспитания индивидуаль-

ного своеобразия образовательных потребностей каждой личности.

Организация самостоятельной работы в вузе позволяет студентам-

спортсменам в полной мере реализовывать свои двигательные потребности

с учетом интересов и особенностей совершенствования физических

качеств, тем самым повышая эффективность тренировочного процесса.

4. Наличие взаимосвязи тренировочного процесса и соревнователь-

ной деятельности студентов.

Рациональное построение процесса тренировки предполагает его

строгую направленность на формирование оптимальной структуры сорев-

новательной деятельности, обеспечивающей эффективное ведение сорев-

новательной борьбы.

Это возможно лишь при наличии развернутых представлений о

факторах, определяющих эффективную соревновательную деятельность:

а) основные компоненты соревновательной деятельности (в каждой

соревновательной дисциплине в избранном виде спорта необходимо опре-

делить главные, решающие компоненты соревновательной деятельности);

б) соревновательная деятельность как интегральная характеристика

подготовленности спортсмена (взаимосоотношение технической, физиче-

102

6

Спорт [Sport]

ской, тактической, психической подготовки в соревновательной деятель-

ности);

в) интегральные качества, определяющие эффективность действий

спортсмена во время соревновательной деятельности (специальная вынос-

ливость, скоростно-силовые способности, дистанционная скорость и т. д.).

Устойчивый интерес к занятиям избранным видом спорта у студен-

тов-спортсменов должен также подкрепляться и на занятиях по физиче-

ской культуре не только в учебной, но и во внеучебной деятельности.

Особую актуальность в образовательном процессе вуза приобре-

тают занятия на элективных курсах по физической культуре, где студенты,

наряду с развитием физических качеств, имеют возможность расширить

структуру своих двигательных навыков.

Таким образом, уровень социально-значимых ценностей находится

в диалектической взаимосвязи с потребностями учащихся, их интересами

и позициями. Анализируя содержание и качество потребностей, рацио-

нальных и эмоциональных причин их возникновения, можно понять,

почему студенты-спортсмены стремятся к действительным или иллю-

зорным ценностям, почему ценности дифференцируются, создаются сис-

темы и иерархии ценностей.

Список литературы

1. Баранов В.В. Воспитание ценностного отношения к физической

культуре у студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2003.

18 с.

2. Жабаков В.Е., Кузьмин А.М. Управление качеством подготовки

будущих педагогов физической культуры в трансдисциплинарной образо-

вательной среде: монография. Челябинск: Южно-Уральский НЦ РАО,

2019. 184 с.

3. Кузнецова Ю.М. Ценности и их роль в принятии решений //

Казанский педагогический журнал. 2014. Т. 105. Вып. 4. С. 156–161.

4. Оробинская А.Н. Образовательная направленность урока «физи-

ческая культура» // Молодой ученый. 2017. № 3–1 (137). С. 54–57.

5. Осадчая Л.А. Балльно-рейтинговая система как средство форми-

рования универсальных компетенций бакалавров физической культуры //

Известия Тульского государственного университета. Физическая культура.

Спорт. 2020. Вып. 8. С. 52–59.

6. Сазонов И.Ю., Кузьмин А.М., Тарасевич И.В. Педагогическая

стратегия профессионального воспитания студентов вуза физической

культуры. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 184 с.

7. Тарасевич И.В., Сазонов И.Ю. Педагогические условия формиро-

вания интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов

103

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

вуза физкультурно-спортивного профиля // Ученые записки университета

имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 11 (165). С. 344–348.

8. Ценаев Л.Б. Профессиональное воспитание студентов-спортсме-

нов в процессе физкультурного образования в вузе: автореф. дис. ... канд.

пед. наук. Челябинск, 2007. 23 с.

9. Юров Д.И. Изучение и формирование гражданских ценностных

ориентаций у студентов-спортсменов // Теория и практика физической

культуры. 2008. № 11. С. 30–31.

References

1. Baranov V.V. Vospitanie cennostnogo otnosheniya k fizicheskoj kul'ture u stu-

dentov [Education of a value attitude to physical culture among students]: author. dis. ... cand.

ped. sciences. Chelyabinsk, 2003. 18 p.

2. Zhabakov V.E., Kuz'min A.M. Upravlenie kachestvom podgotovki budushchih

pedagogov fizicheskoj kul'tury v transdisciplinarnoj obrazovatel'noj srede [Quality manage-

ment of training of future physical culture teachers in a transdisciplinary educational envi-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ronment]: monograph. Chelyabinsk: Yuzhno-Uralsky Scientific Center RAO, 2019. 184 p.

3. Kuznecova Yu.M. Cennosti i ih rol' v prinyatii reshenij [Values and their role in

decision-making] // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 2014.

V. 105. Issue 4. P. 156–161.

4. Orobinskaya A.N. Obrazovatel'naya napravlennost' uroka fizicheskaya kul'tura

[Educational orientation of the physical culture lesson] // Molodoj uchenyj [Young scientist].

2017. No. 3–1 (137). P. 54–57.

5. Osadchaya L.A. Ball'no-rejtingovaya sistema kak sredstvo formirovaniya univer-

sal'nyh kompetencij bakalavrov fizicheskoj kul'tury [Point-rating system as a means of form-

ing universal competences of bachelors of physical culture] // Izvestiya Tul'skogo gosu-

darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University.

Physical Culture. Sport]. 2020. Issue. 8. P. 52–59.

6. Sazonov I.Yu., Kuz'min A.M., Tarasevich I.V. Pedagogicheskaya strategiya pro-

fessional'nogo vospitaniya studentov vuza fizicheskoj kul'tury [Pedagogical strategy of pro-

fessional education of students of a higher educational institution of physical culture]. Yekate-

rinburg: Ural Publishing House. University, 2019. 184 p.

7. Tarasevich I.V., sazonov I.Yu. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya interesa k

budushchej professional'noj deyatel'nosti u studentov vuza fizkul'turno-sportivnogoprofilya

[Pedagogical conditions for the formation of interest in future professional activity among

students of the university of physical culture and sports] // Uchenye zapiski universiteta imeni

P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft.]. 2018. No. 11

(165). P. 344–348.

8. Cenaev L.B. Professional'noe vospitanie studentov-sportsmenov v processe fiz-

kul'turnogo obrazovaniya v vuze [Professional education of students-athletes in the process of

physical education at the university]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Chelyabinsk, 2007.23

p.

9. Yurov D.I. Izuchenie i formirovanie grazhdanskih cennostnyh orientacij u stu-

dentov-sportsmenov [Study and formation of civic value orientations among student-athletes]

// Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2008. No.

11. P. 30–31.

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.