1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
УДК 796.011.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-98-104
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО
ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
Р.И. Габдуллин, А.М. Кузьмин, И.Н. Селиверстова
Обоснованы педагогические условия и описана система формирования соци-
ально-значимых ценностей студентов-спортсменов как компоненты структуры лич-
ности, характеризующие гражданскую и аксиологическую направленность, Проведено
исследование ценностных ориентаций студентов Уральского государственного уни-
верситета физической культуры и охарактеризованы основные показатели общекуль-
турных ценностей.
Ключевые слова: педагогические условия, студенты-спортсмены, формирова-
ние, социально-значимые ценности.
PEDAGOGICAL CONDITIONS Габдуллин Радмир Илдарович, аспирант, seli-
OF FORMATION SOCIALLY [email protected], Россия, Челябинск, Уральский
SIGNIFICANT VALUES государственный университет физической культуры,
OF STUDENT-ATHLETES Кузьмин Андрей Михайлович, д-р пед. наук,
проф., [email protected], Россия, Челябинск, Ураль-
Gabdullin R.I., post-graduate student, seli- ский государственный университет физической культуры,
[email protected], Russia, Chelyabinsk, Селиверстова Ирина Николаевна, канд. пед.
Ural State University of Physical Culture, наук, доц., [email protected], Россия, Челябинск,
Kuzmin A.M., doctor of pedagogical sci- Уральский государственный университет физической
ences, professor, [email protected], культуры
Russia, Chelyabinsk, Ural State University of
Physical Culture,
Seliverstova I.N., candidate of pedagogical Ценности входят в психологиче-
sciences associate professor, seliverstovme@ скую структуру личности в форме ценно-
yandex.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State
University of Physical Culture стных ориентаций и являются одним из
источников мотивации поведения.
The pedagogical conditions are substantiated В ценностных ориентациях уча-
and the system of formation of socially sig-
nificant values of students-athletes is de- щейся молодежи на физическую куль-
scribed, considered as a component of the туру и спорт воплощена значимость
structure of their personality, characterizing
the civic and axiological orientation, The предметов и явлений социальной среды
study of value orientations of students of the для общества и человека.
Ural State University of Physical Culture is Каждому человеку присуща инди-
carried out and the main indicators of general
cultural values are characterized. видуальная, специфическая иерархия
ценностей, которая служит связующим
Key words: pedagogical conditions, student-
athletes, formation, socially significant values. звеном между духовной культурой обще-
ства и духовным миром личности, между
общественным и индивидуальным бытием [3, 4].
Одной из систем взаимодействия ценностей в структуре личности
студентов является взаимосвязь физического воспитания с интеллектуаль-
ной составляющей. Данная взаимосвязь проявляется непосредственно и
опосредованно.
98
2
Спорт [Sport]
Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физиче-
ского воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных
способностей занимающихся. Педагог по физической культуре и спорту в
зависимости от квалификации и возраста занимающихся сознательно соз-
дает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной сте-
пени сложности. Занимающиеся сами должны принимать решения, дейст-
вовать активно и творчески подходить к решению поставленных задач.
Разнообразные новые знания в области физической культуры, приоб-
ретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению, способст-
вуют развитию социально-значимых ценностей, позволяют более эффек-
тивно использовать средства физического воспитания в повседневной
жизни [1, 9].
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, раз-
витие физических сил в процессе физического воспитания составляют не-
обходимое условие для нормального умственного развития. В результате
осуществления физического воспитания повышается жизнедеятельность
организма, что ведет к росту продуктивности умственной деятельности.
Процесс модернизации высшей школы в области физической куль-
туры и спорта является неотъемлемой частью государственной стратегии
развития физкультурно-спортивной сферы, что по-новому ставит вопрос о
студенте-спортсмене, формированием личности которого, как будущего
профессионала, необходимо заниматься в студенческие годы, когда в
основном и происходит его самоопределение как субъекта общественных
отношений [6].
В настоящее время в педагогических исследованиях возрастает
интерес к изучению вопросов, связанных с профессиональным развитием
студентов-спортсменов, сквозь призму образовательного процесса в вузе, а
также создания педагогических условий формирования социально-значи-
мых ценностей как основополагающего фактора профессионального ста-
новления [8].
В связи с этим педагогические условия входят в структуру физиче-
ского воспитания как социально-педагогической системы, характеризую-
щейся качественным своеобразием цели, задач и обусловленным их со-
держанием, а также наличием структурных компонентов, педагогического
контроля его ближайших, промежуточных и отдаленных результатов.
Важными педагогическими условиями, обеспечивающими сформи-
рованность профессиональной сферы будущих выпускников вуза физкуль-
турно-спортивного профиля, являются следующие.
1. Построение планомерного образовательного процесса в вузе с
учетом потребностей студентов-спортсменов в физическом воспитании.
Характерной чертой современной концепции физического воспита-
ния является смещение акцента в сторону повышения роли образователь-
ной направленности спортивного занятия как определяющего условия
успешного формирования физической культуры личности студента [4].
99
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
Традиционно в практике физического воспитания будущих профес-
сионалов повышенное внимание уделяется решению развивающих и оздо-
ровительных задач в ущерб задачам обучения и воспитания.
Задача педагога в данной ситуации – создание условий для форми-
рования у обучающихся опыта самостоятельного решения познаватель-
ных, организационных, коммуникативных и профессиональных задач,
составляющих содержание образования [2, 5].
В связи с этим проявляется направленность физического воспита-
ния на решение образовательных и воспитательных задач, что позволяет
создать внутренние личностные предпосылки готовности студентов-спорт-
сменов к занятиям избранным видом спорта для формирования спортив-
ного мировоззрения.
2. Формирование ценностных ориентаций, в структуре которых
здоровый образ жизни будет определять дальнейшую направленность лич-
ности студента-спортсмена.
Сформированная система ценностных ориентаций, в структуру
которой входят инструментальные ценности, обусловливающие внутрен-
ние мотивационные механизмы к выполнению спортивной деятельности, а
также терминальные ценности, формирующие интерес студента к выпол-
нению той или иной деятельности, создает предпосылки для вовлечения
студенческой молодежи в вузах физкультурно-спортивного профиля в
занятия избранным видом спорта [4].
Стоит отметить, что в процессе работы со студентами в вузе перво-
степенное значение придается формированию ценностей здорового образа
жизни, так как это важный компонент общественно-значимой мотивации в
будущей профессиональной деятельности.
Нами было проведено исследование по выявлению социально-зна-
чимых ценностей у студентов-спортсменов Уральского государственного
университета физической культуры посредством методики С.С. Бубновой.
В исследовании приняли участие студенты 4-го курса в количестве 55 чел.
Методика С.С. Бубновой направлена на изучение реализации цен-
ностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.
В ее основе лежит положение о том, что представления о значимых ценно-
стях формируются в процессе социализации личности в результате инте-
риоризации общекультурных ценностей. Методика содержит 66 закрытых
вопросов, направленных на изучение реализации ценностных ориентаций
личности в реальных условиях жизнедеятельности. Экспериментальные
данные исследования представлены в таблице.
В результате проведенного исследования установлено, что первую
позицию в ценностных предпочтениях студентов занимает категория «здо-
ровье» – это характеризует направленность личности студентов.
100
4
Спорт [Sport]
Результаты исследования ценностных ориентаций
студентов-спортсменов Уральского государственного
университета физической культуры, кол-во чел.
Виды ценностей Место
1 2 3 4 5 6 0
1. Приятное времяпрепровождение, отдых 5 11 16 13 10 0 0
2. Высокое материальное благосостояние 2 3 10 15 20 5 0
3. Поиск и наслаждение прекрасным 5 7 13 12 10 8 0
4. Помощь и милосердие к другим людям 15 20 12 8 0 0
5. Любовь 15 19 14 6 0 0 1
6. Познание нового в мире, природе, чело-
5 7 6 5 21 11 0
веке
7. Высокий социальный статус и управле-
7 9 0 10 15 12 2
ние людьми
8. Признание и уважение людей и влияние
12 15 20 5 3 0 0
на окружающих
9. Социальная активность для достижения
2 3 1 13 11 5 20
позитивных изменений в обществе
10. Общение 6 4 15 20 10 0 0
11. Здоровье 20 11 10 10 4 0 0
На второй позиции у студентов находятся категории «помощь и
милосердие к другим людям» и «любовь». Данный факт может свидетель-
ствовать о гуманистической направленности современного образования, а
также о возрастных особенностях студентов.
На третьей позиции – категории «признание и уважение людей и
влияние на окружающих», что может определяться мировоззрением уча-
щейся молодежи, а также влиянием физкультурно-спортивной среды на
личность.
На четвертой позиции – категория «общение». В настоящее время
процесс общения трансформируется в виртуальную среду, отсутствует его
эмоциональный аспект, этим и объясняется данный факт.
На пятой позиции – категории «познание нового в мире, природе,
человеке» и «высокое материальное благосостояние» (последнее свиде-
тельствует о преобладании в структуре личности принципов гедонизма,
что является в настоящее время скорее нормой в структуре личности, так
как общество трансформируется и его запросы растут).
На шестой позиции – категория «высокий социальный статус и
управление людьми», что на наш взгляд является объективным фактом, так
как стремление к определенному статусу в обществе является закономер-
ным процессом.
Нулевую позицию у студентов заняла категория «социальная
активность для достижения позитивных изменений в обществе», данный
факт характеризует отсутствие желания у студентов заниматься общест-
101
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
венными делами, что связано с размыванием ценностных отношений и
стремлении индивидуализировать свою деятельность.
3. Дифференциация средств и методов физического воспитания с
учетом интересов и способностей студентов-спортсменов.
Научно-педагогические исследования в области физической куль-
туры показывают, что на различных этапах обучения начиная с начальной
школы и заканчивая обучением в вузе у учащихся происходит трансфор-
мация интересов к занятиям физической культурой.
Если рассмотреть интересы к занятиям физической культурой в
начальной школе, то можно констатировать, что учащиеся проявляют
желание активно участвовать во всех занятиях, начиная от разминки и
заканчивая подвижными играми. В средней школе вектор интересов уже
меняется, подростки уже избирательны в выборе двигательной активности,
предпочитая спортивные игры либо занятия по интересам.
В настоящее время учебно-педагогический процесс требует от сту-
дентов вуза значительных затрат сил на преодоление физических и умст-
венных нагрузок. В этом плане важное место отводится самостоятельным
занятиям физическими упражнениями, которые являются составной ча-
стью здорового образа жизни [7].
Самостоятельные занятия физическими упражнениями восполняют
дефицит двигательной активности студентов, способствуют более эффек-
тивному восстановлению организма и повышению физической и умствен-
ной работоспособности. В законодательных документах прямо говорится о
необходимости учета в процессе физического воспитания индивидуаль-
ного своеобразия образовательных потребностей каждой личности.
Организация самостоятельной работы в вузе позволяет студентам-
спортсменам в полной мере реализовывать свои двигательные потребности
с учетом интересов и особенностей совершенствования физических
качеств, тем самым повышая эффективность тренировочного процесса.
4. Наличие взаимосвязи тренировочного процесса и соревнователь-
ной деятельности студентов.
Рациональное построение процесса тренировки предполагает его
строгую направленность на формирование оптимальной структуры сорев-
новательной деятельности, обеспечивающей эффективное ведение сорев-
новательной борьбы.
Это возможно лишь при наличии развернутых представлений о
факторах, определяющих эффективную соревновательную деятельность:
а) основные компоненты соревновательной деятельности (в каждой
соревновательной дисциплине в избранном виде спорта необходимо опре-
делить главные, решающие компоненты соревновательной деятельности);
б) соревновательная деятельность как интегральная характеристика
подготовленности спортсмена (взаимосоотношение технической, физиче-
102
6
Спорт [Sport]
ской, тактической, психической подготовки в соревновательной деятель-
ности);
в) интегральные качества, определяющие эффективность действий
спортсмена во время соревновательной деятельности (специальная вынос-
ливость, скоростно-силовые способности, дистанционная скорость и т. д.).
Устойчивый интерес к занятиям избранным видом спорта у студен-
тов-спортсменов должен также подкрепляться и на занятиях по физиче-
ской культуре не только в учебной, но и во внеучебной деятельности.
Особую актуальность в образовательном процессе вуза приобре-
тают занятия на элективных курсах по физической культуре, где студенты,
наряду с развитием физических качеств, имеют возможность расширить
структуру своих двигательных навыков.
Таким образом, уровень социально-значимых ценностей находится
в диалектической взаимосвязи с потребностями учащихся, их интересами
и позициями. Анализируя содержание и качество потребностей, рацио-
нальных и эмоциональных причин их возникновения, можно понять,
почему студенты-спортсмены стремятся к действительным или иллю-
зорным ценностям, почему ценности дифференцируются, создаются сис-
темы и иерархии ценностей.
Список литературы
1. Баранов В.В. Воспитание ценностного отношения к физической
культуре у студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2003.
18 с.
2. Жабаков В.Е., Кузьмин А.М. Управление качеством подготовки
будущих педагогов физической культуры в трансдисциплинарной образо-
вательной среде: монография. Челябинск: Южно-Уральский НЦ РАО,
2019. 184 с.
3. Кузнецова Ю.М. Ценности и их роль в принятии решений //
Казанский педагогический журнал. 2014. Т. 105. Вып. 4. С. 156–161.
4. Оробинская А.Н. Образовательная направленность урока «физи-
ческая культура» // Молодой ученый. 2017. № 3–1 (137). С. 54–57.
5. Осадчая Л.А. Балльно-рейтинговая система как средство форми-
рования универсальных компетенций бакалавров физической культуры //
Известия Тульского государственного университета. Физическая культура.
Спорт. 2020. Вып. 8. С. 52–59.
6. Сазонов И.Ю., Кузьмин А.М., Тарасевич И.В. Педагогическая
стратегия профессионального воспитания студентов вуза физической
культуры. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 184 с.
7. Тарасевич И.В., Сазонов И.Ю. Педагогические условия формиро-
вания интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов
103
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
вуза физкультурно-спортивного профиля // Ученые записки университета
имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 11 (165). С. 344–348.
8. Ценаев Л.Б. Профессиональное воспитание студентов-спортсме-
нов в процессе физкультурного образования в вузе: автореф. дис. ... канд.
пед. наук. Челябинск, 2007. 23 с.
9. Юров Д.И. Изучение и формирование гражданских ценностных
ориентаций у студентов-спортсменов // Теория и практика физической
культуры. 2008. № 11. С. 30–31.
References
1. Baranov V.V. Vospitanie cennostnogo otnosheniya k fizicheskoj kul'ture u stu-
dentov [Education of a value attitude to physical culture among students]: author. dis. ... cand.
ped. sciences. Chelyabinsk, 2003. 18 p.
2. Zhabakov V.E., Kuz'min A.M. Upravlenie kachestvom podgotovki budushchih
pedagogov fizicheskoj kul'tury v transdisciplinarnoj obrazovatel'noj srede [Quality manage-
ment of training of future physical culture teachers in a transdisciplinary educational envi-
ronment]: monograph. Chelyabinsk: Yuzhno-Uralsky Scientific Center RAO, 2019. 184 p.
3. Kuznecova Yu.M. Cennosti i ih rol' v prinyatii reshenij [Values and their role in
decision-making] // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 2014.
V. 105. Issue 4. P. 156–161.
4. Orobinskaya A.N. Obrazovatel'naya napravlennost' uroka fizicheskaya kul'tura
[Educational orientation of the physical culture lesson] // Molodoj uchenyj [Young scientist].
2017. No. 3–1 (137). P. 54–57.
5. Osadchaya L.A. Ball'no-rejtingovaya sistema kak sredstvo formirovaniya univer-
sal'nyh kompetencij bakalavrov fizicheskoj kul'tury [Point-rating system as a means of form-
ing universal competences of bachelors of physical culture] // Izvestiya Tul'skogo gosu-
darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University.
Physical Culture. Sport]. 2020. Issue. 8. P. 52–59.
6. Sazonov I.Yu., Kuz'min A.M., Tarasevich I.V. Pedagogicheskaya strategiya pro-
fessional'nogo vospitaniya studentov vuza fizicheskoj kul'tury [Pedagogical strategy of pro-
fessional education of students of a higher educational institution of physical culture]. Yekate-
rinburg: Ural Publishing House. University, 2019. 184 p.
7. Tarasevich I.V., sazonov I.Yu. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya interesa k
budushchej professional'noj deyatel'nosti u studentov vuza fizkul'turno-sportivnogoprofilya
[Pedagogical conditions for the formation of interest in future professional activity among
students of the university of physical culture and sports] // Uchenye zapiski universiteta imeni
P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft.]. 2018. No. 11
(165). P. 344–348.
8. Cenaev L.B. Professional'noe vospitanie studentov-sportsmenov v processe fiz-
kul'turnogo obrazovaniya v vuze [Professional education of students-athletes in the process of
physical education at the university]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Chelyabinsk, 2007.23
p.
9. Yurov D.I. Izuchenie i formirovanie grazhdanskih cennostnyh orientacij u stu-
dentov-sportsmenov [Study and formation of civic value orientations among student-athletes]
// Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2008. No.
11. P. 30–31.
104