Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРИКЛАДНОСТИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗЕ'

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРИКЛАДНОСТИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / прикладность / ориентирование / мотивационный / когнитивный / личностный и деятельностный компоненты / модель / physical education / application / orientation / motivational / cognitive / personal and activity components / model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поборончук Татьяна Николаевна, Трифоненкова Татьяна Анатольевна, Мартиросова Татьяна Александровна, Зотин Виталий Владимирович

Разработана модель прикладности спортивного ориентирования для лесотехнических специальностей в вузе, включающая мотивационный, когнитивный, личностный и деятельностный компоненты. Определено, что интеграция профессионального и физического воспитания формирует будущих специалистов, их ответственное отношение к выбранной профессии и к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поборончук Татьяна Николаевна, Трифоненкова Татьяна Анатольевна, Мартиросова Татьяна Александровна, Зотин Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPORTS ORIENTATION APPLICATION MODEL FOR FORESTRY SPECIALTIES AT THE UNIVERSITY

A model has been developed for the application of orienteering for forestry specialties at the university, which includes motivational, cognitive, personal and activity components. It has been determined that the integration of professional and physical education forms future specialists, their responsible attitude towards the chosen profession and towards themselves as a subject of professional activity.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРИКЛАДНОСТИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗЕ»

1

Физическая культура [Physical culture]

УДК 796.56 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-49-58

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРИКЛАДНОСТИ СПОРТИВНОГО

ОРИЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗЕ

Т.Н. Поборончук, Т.А. Трифоненкова, Т.А. Мартиросова, В.В. Зотин

Разработана модель прикладности спортивного ориентирования для лесотех-

нических специальностей в вузе, включающая мотивационный, когнитивный, личност-

ный и деятельностный компоненты. Определено, что интеграция профессионального

и физического воспитания формирует будущих специалистов, их ответственное

отношение к выбранной профессии и к себе как к субъекту профессиональной дея-

тельности.

Ключевые слова: физическое воспитание, прикладность, ориентирование,

мотивационный, когнитивный, личностный и деятельностный компоненты, модель.

DEVELOPMENT OF SPORTS Поборончук Татьяна Николаевна, канд. техн.

ORIENTATION APPLICATION MODEL наук, доц., poboronchuk_tn@mail.sibsau.ru, Россия, Крас-

FOR FORESTRY SPECIALTIES AT ноярск, Сибирский государственный университет науки и

THE UNIVERSITY технологий им. акад. М.Ф. Решетнева,

Трифоненкова Татьяна Анатольевна, доц.,

Poboronchuk T.N., candidate of technical trifonenkova2008@yandex.ru, Россия, Красноярск, Сибир-

sciences, associate professor, poboronchuk_ ский государственный университет науки и технологий

tn@mail.sibsau.ru, Russia, Krasnoyarsk, Re- им. акад. М.Ф. Решетнева,

shetnev Siberian State University of Science Мартиросова Татьяна Александровна, д-р

and Technology, пед. наук, проф., зав. кафедрой, tatianya.martirosova@

Trifonenkova T.A., associate professor, tri- mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский государственный

fonenkova2008@yandex.ru, Russia, Kras- университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решет-

noyarsk, Reshetnev Siberian State University нева,

of Science and Technology, Зотин Виталий Владимирович, старший пре-

Martirosova T.A., doctor of pedagogical подаватель, vitales4622@mail.ru, Россия, Красноярск, Си-

sciences, professor, head of chair, tatianya. бирский государственный университет науки и техноло-

martirosova@mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, гий им. акад. М.Ф. Решетнева

Reshetnev Siberian State University of

Science and Technology,

Zotin V.V., senior lecturer, vitales4622@ Либерализация социокультурных

mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Reshetnev Sibe-

rian State University of Science and Technol- процессов в современном обществе пре-

ogy допределяет стремление молодежи к от-

рицанию устоявшихся традиций, выра-

A model has been developed for the

application of orienteering for forestry жению современных ценностей, форми-

specialties at the university, which includes рованию образа жизни в соответствии с

motivational, cognitive, personal and activity

components. It has been determined that the морфофункциональным и индивидуаль-

integration of professional and physical ным социально-психологическим стату-

education forms future specialists, their

responsible attitude towards the chosen сом личности, в том числе в процессе

profession and towards themselves as a физического воспитания в вузе. В на-

subject of professional activity. стоящее время перестройка системы об-

Key words: physical education, application, разования в вузах определяет задачу

orientation, motivational, cognitive, personal формирования гармонично развитой

and activity components, model. личности в соответствии с ее интересами

49

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

и потребностями в сфере физического и профессионального совершенст-

вования. Взаимосвязь физического и профессионального воспитания в

техническом вузе обеспечивает прикладность одного вида воспитания по

отношению к другому. Такая взаимосвязь формирует всесторонне разви-

тую личность, универсальные компетенции, совершенствует физическое

развитие, повышает физическую подготовленность и работоспособность,

обеспечивает готовность спортсменов-ориентировщиков к будущей трудо-

вой деятельности. Поэтому тесная интеграция профессионального воспи-

тания личности бакалавра, воспитания ответственности перед обществом и

физического воспитания определяет изменение целевой направленности

учебно-тренировочного процесса по спортивному ориентированию в вузе.

Цель нашего исследования − разработать модель взаимосвязи про-

фессионального и физического воспитания в формировании личности на

учебно-тренировочных занятиях по спортивному ориентированию.

Материалы и методы исследования. Высшее образование личности

− это гуманитарная практика, рассматриваемая как социальное явление.

Это процесс и деятельность, которые проявляются в различных аспектах

развития личности студентов: в индивидуальном − развитии индивидуаль-

ности, самодостаточности и отражении образа жизни во время и после

учебы в вузе, определяющего характер образования; в профессиональном

− связи с организацией образовательного механизма вуза, приобретении

профессиональной культуры бакалаврами; в социокультурном − выборе в

пользу культурно приемлемого образа жизни, поведения, социокультурной

жизни; в бытии − проявлении в непосредственном формировании лично-

сти как субъекта культурного процесса.

Анализ научной литературы и практические наблюдения показы-

вают, что учебные дисциплины недостаточно способствуют овладению

бакалаврами практическими навыками и умениями эффективного соци-

ального взаимодействия. Основная проблема профессиональной подго-

товки личности бакалавра в вузе – это подготовка будущего специалиста

как объекта социального действия. Уже на этапе обучения будущий бака-

лавр должен быть знаком со всеми требованиями, которые современное

общество предъявляет к представителям выбранной профессии, понимать

содержание и специфику будущей профессиональной деятельности, ори-

ентироваться в сфере профессиональных задач и быть готовым к их реше-

нию, быть готовым к широкому кругу социальных связей в конкретных

социальных условиях. Профессиональная подготовка личности бакалавра в

университете направлена на приобретение не только необходимых знаний,

навыков и умений, обобщенных в приобретаемых навыках, формах пове-

дения, ценностей и идеалов, которые формируют современных специали-

стов, но и прикладных физических навыков, формируемых в процессе

физического воспитания [1].

50

3

Физическая культура [Physical culture]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приобретение необходимых знаний, умений и навыков бакалав-

рами в вузе – основная цель практико-ориентированной профессиональной

подготовки в вузе, способствующей переходу бакалавра из позиции функ-

ционирования в субъективную позицию, связанную с развитием способно-

стей, продуктивной деятельностью, что предполагает наличие компетен-

ций, ориентирующих личность на постановку все новых целей, поиск

необходимых средств их достижения, непрерывное развитие и преобразо-

вание себя, в том числе физически, в этом образовательном процессе, соз-

дание себя и своего образа жизни. Формирование деятельностных и лич-

ностных качеств бакалавров определяет включение в практико-ориентиро-

ванную профессиональную подготовку ее целеполагающих и моделирую-

щих вещественных компонентов.

В современных условиях создаваемые формы этих компонентов

позволяют связать умственную деятельность по оперированию идеаль-

ными объектами с реальными действиями. Ученые связывают результат

обучения с его качеством, уровнем овладения компетенциями, предусмот-

ренным федеральным государственным образовательным стандартом

высшего образования (ФГОС3++).

Результат практико-ориентированной профессиональной подго-

товки – это достижения в развитии личности бакалавра, качественные

изменения личности обучающихся, достижения в их обучении как буду-

щих специалистов, их готовность к продуктивному и творческому приме-

нению навыков, доминирующих в профессиональной деятельности, с раз-

витием психологических качеств и умений, умственных процессов, обу-

чающихся в целом.

В многочисленных научных исследованиях выявлено, что в про-

цессе профессионально-прикладной физической подготовки, которая

обеспечивает формирование специалиста как всесторонне развитую лич-

ность, бакалавр в вузе достигает развития конкурентоспособного внутрен-

него мира личности, высокого уровня развития умственных, психических,

нравственных критериев, высокого уровня профессиональной и социаль-

ной ответственности, соответствующих современным тенденциям и соци-

альному запросу [2]. В учебных программах по физическому воспитанию

будущих бакалавров в вузах отведено 328 ч. дисциплине «Профессио-

нально-прикладная физическая культура». Исследователи сходятся во

мнении, что профессионально-прикладная физическая культура – это

составная часть физической культуры и физического воспитания обучаю-

щихся в университете. Физическая культура профессионально направлена

на формирование индивидуальной культуры с учетом и сочетанием биоло-

гических и социологических аспектов развития обучающихся.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) −

сложный многоэтапный процесс, обеспечивающий подготовку бакалавров,

повышает качество образования, применяя различные комплексы условий,

51

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

соответствующие учебные, физические средства, спортивные виды дея-

тельности. Объективная сторона профессионально-прикладной физиче-

ской культуры (ППФК) определена активностью преподавателя в созда-

нии, управлении и координации учебного процесса, субъективная сторона

ППФК – это активность бакалавра в овладении знаниями, прикладными

навыками и необходимыми умениями. Реализация задач ППФП бакалав-

ров состоит в переходе ценностей из содержания образования в ценност-

ные отношения личности [3].

Спортивное ориентирование как вид деятельности может способст-

вовать приобретению бакалаврами лесотехнических специальностей ряда

профессионально-прикладных навыков, сочетая оптимальные физические

нагрузки с умственным трудом на фоне положительных эмоций в посто-

янно меняющихся условиях внешней среды, это эффективное средство

формирования умственной, физической и социально-экологической актив-

ности обучающихся. Теоретические знания, практические навыки спор-

тивного ориентирования помогают осваивать учебные дисциплины, такие

как физическая культура, география, экология, валеология, основы безо-

пасности жизнедеятельности. Формирование умственной активности, свя-

занное с занятием ориентированием, способствует лучшему освоению

других дисциплин при подготовке бакалавров лесных специальностей.

Вопросы, связанные с составлением спортивных карт, требуют глубокого

знания методов создания и содержания топографических карт, изучаемых

бакалаврами в курсе инженерной геодезии, а вопросы генерализации

ландшафтных объектов спортсмены-ориентировщики осваивают на учеб-

ных занятиях при составлении спортивных картосхем, помогая успешно

освоить раздел программы инженерной геодезии – топографические

съемки (буссольная, теодолитная, тахеометрическая, мензульная). При-

кладность спортивного ориентирования в физическом воспитании позво-

ляет повысить уровень подготовки специалистов лесотехнических специ-

альностей, достичь более высоких результатов в освоении профессио-

нально важных качеств, подчеркивает их взаимосвязь.

В спортивном ориентировании развитие интеллектуальных способ-

ностей признано большинством авторов (В.Г. Акимов, 1987, С.Ф. Зубович,

1983, Т. Соколова, 2003). В психологическую структуру спортивного ори-

ентирования входят такие познавательные процессы, как восприятие,

воображение, память, внимание, мышление. Главное для ориентировщика

− быстрота мышления, обязательно связанная с правильным выбором

путей движения, продуманными и обоснованными действиями на дистан-

ции [4]. Внимание – это направленность и сосредоточенность психической

деятельности человека на каком-либо объекте, его характеризуют различ-

ные свойства: интенсивность (степень сосредоточенности, концентрации),

устойчивость (продолжительное сохранение определенного режима вни-

52

5

Физическая культура [Physical culture]

мания), распределение (включение в поле сознания сразу несколько объек-

тов), переключение (способность быстро переносить внимание с одних

объектов на другие). Ориентирование предполагает развитие всех свойств

внимания, но ведущее место занимают переключение и распределение

внимания. Ведущие волевые качества ориентировщика − самостоятель-

ность, инициативность, целеустремленность, выдержка, самообладание −

проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума и способ-

ности владеть собой в экстренных ситуациях (потеря ориентировки, обна-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ружение ошибки, тщетный поиск контрольного пункта) [5].

Теоретические знания и опыт их применения для улучшения физи-

ческого развития в профессиональной деятельности, в подготовке и фор-

мировании здорового образа жизни – это особые ценности, профессио-

нально применяемого процесса физической подготовки бакалавра лесных

специальностей в процессе физического воспитания спортсменов-ориен-

тировщиков.

В последние годы в исследованиях ряда авторов (А.А. Гужалов-

ский, 2000, В.Н. Кряж, 2006, И.О. Криволапчук, 2007, К.Д. Чермит, 2007,

А.К. Сучков, 2014, М.С. Воротова, 2015, Е.A. Карабанов, 2015 и др.) про-

блема повышения уровня физической и функциональной подготовленно-

сти обучающихся как фактора гармоничного развития человека и сохране-

ния здоровья населения особенно актуальна. Учитывая специфику пред-

стоящей работы в лесопромышленном комплексе, наиболее остро эта про-

блема стоит перед обучающимися лесотехническим специальностям, труд

которых в будущем связан с существенными изменениями объема и харак-

тера трудовых двигательных действий. Физическую подготовленность

бакалавров лесотехнических специальностей формируют следующие

составляющие: комплексная выносливость, проявляемая в динамических и

статических режимах продолжительного функционирования различных

мышечных групп, способность ориентироваться на местности и рацио-

нально распределять затраты энергии во времени, разнообразные двига-

тельные навыки, в том числе навыки, способствующие умелому опериро-

ванию различными орудиями труда, устойчивость организма по отноше-

нию к неблагоприятным метеорологическим воздействиям – основы про-

фессионально важных качеств. Взаимосвязь профессионального и физиче-

ского воспитания личности бакалавра – основа предлагаемой нами модели

прикладности, цель которой – формирование профессионального самовос-

питания как направленности личности на творческое развитие профессио-

нальных умений, навыков и личностных качеств, развитие нравственных

основ обучающихся. Исследуемый процесс связан с воспитанием соответ-

ствующих форм поведения и ценностных ориентиров, идеалов, состав-

ляющих внутреннюю структуру современного специалиста, связан с вос-

питанием стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самораз-

витию и самореализации.

53

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

Для совершенствования образовательного процесса в вузе, отве-

чающего социальным требованиям настоящего времени, нами предложена

модель прикладности спортивного ориентирования в вузе, включающая

мотивационный, когнитивный, личностный и деятельностный компо-

ненты, адекватная требованиям, предъявляемым к специалистам лесотех-

нического комплекса, как одной из ведущих отраслей экономики России.

Мотивационный компонент содержит в себе мотивации бакалавров

лесотехнических специальностей как фактора регуляции их активности,

поведения и деятельности, определяющих качество и результат учебного

процесса. Ученые определяют мотивацию как совокупность мотивов,

побуждающих человека к действию. Потребности и инстинкты как источ-

ники деятельности – это основные мотивационные факторы профессио-

нального и физического воспитания личности бакалавра в вузе. Мотивы

определяют выбор формы поведения, эмоции, переживания, стремления,

желания и установки, влияющие на особенности регуляции поведения.

Ценностный смысл процессов практико-ориентированного профессио-

нального и профессионально-прикладного физического воспитания – это

диагностика готовности бакалавров разного уровня подготовки, знание их

движущих мотивов, ценностных ориентаций и социально-психологических

установок в каждый период обучения; развитие профессиональных знаний,

умений и навыков, компетенций, регуляция аспектов своей жизнедеятель-

ности; профессиональная адаптация, производственная практика, услож-

нение видов деятельности в течение учебного процесса, принятие ответст-

венности, отведение негативных установок; психологическая и педагоги-

ческая поддержка бакалавров в преодолении трудностей самостоятельной

работы и установление комфортных взаимоотношений с одногруппни-

ками, педагогами, администрацией и руководством вуза; профессионали-

зация бакалавров, корректировка их профессионального самовоспитания,

саморазвития, самосовершенствования, что приводит к росту личностного

начала бакалавров в университете. Мотивационный критерий основан на

выявлении уровня мотивации к достижению успеха через саморазвитие,

отношения к существующей жизненной позиции и отношения к собствен-

ной личности.

Когнитивный компонент предложенной модели рассматриваем как

деятельность, направленную на формирование компетенций бакалавров,

как высокопрофессионального специалиста, способного к профессиональ-

ной деятельности и адаптации к постоянно изменяющимся условиям

рыночной конъюнктуры, обладающего профессиональной мобильностью,

умеющего планировать и управлять процессом профессионального роста,

стремящегося к профессиональной самореализации. В процессе формиро-

вания профессиональных компетенций и формирования личности бака-

лавра в вузе возникает их тесная взаимосвязь с готовностью обучающегося

54

7

Физическая культура [Physical culture]

успешно и продуктивно осуществлять профессиональную деятельность с

учетом ее социальной значимости и социальных рисков. Поэтому феномен

готовности специалиста к профессиональной деятельности рассматриваем

как профессиональную готовность к трудовой деятельности, выражающую

положительное отношение к профессии, черты характера самого специа-

листа, его способности, знания, умения, навыки, а также сформированные

устойчивые профессионально-волевые качества.

Результаты экспериментальных работ по актуализации готовности

бакалавров к работе, проведенных на базе Сибирского государственного

университета науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева показал, что

65–70 % бакалавров достигают уровня продуктивной и творческой готов-

ности, а 3 % выбирают работу по специальности. У большинства бакалав-

ров 1–3-го курсов обнаружена способность активно включаться в трудо-

вую деятельность при решении новых задач, возникающих в связи с

непрерывно изменяющимися условиями общественной среды. Практико-

ориентированная профессиональная и профессионально-прикладная физи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ческая подготовка – важные компоненты всего профессионального пути в

процессе формирования личности бакалавра в вузе. Когнитивный крите-

рий связан с выявлением уровня знаний, умений и понимания основных

положений профессиональной подготовки [6].

Деятельностный компонент модели отображает профессиональное

становление бакалавров в процессе взаимодействия профессионального и

физического воспитания в вузе. По мнению ученых, профессиональное

становление занимает значительную часть онтогенеза человека. Оно начи-

нается с формирования личности бакалавра, момента развития профессио-

нальных намерений обучения избранной специальности и завершается

полной реализацией себя в профессиональной деятельности [7]. Профес-

сиональное становление бакалавров в вузе выражено в самовоспитании

студентов, основанном на принципах целеполагания, планирования, в

овладении средствами и способами самоконтроля, их коррекции и др.

Исследователи отмечают, что профессиональное становление бакалавров

достигается именно на стадии осуществления самостоятельной профес-

сиональной деятельности. Бакалавру предоставляется возможность осво-

ить специфику своей профессии, усвоить новые и реализовать имеющиеся

профессиональные знания, осознать и претворить в жизнь определенные

цели, наметив путь их достижения и последовательно двигаясь в избран-

ном направлении.

Для демократизации деятельности современные образовательные

учреждения должны гуманизировать отношения между преподавателями и

обучающимися. Такая направленность педагогической деятельности

позволяет обеспечить процессы самопознания и самореализации личности

обучающегося. Личностный критерий основан на выявлении индивиду-

альных психологических возможностей человека, которые гарантируют

55

8

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

достижение высокого уровня профессиональных компетенций: организа-

ционные и коммуникативные навыки, дисциплинированность, самокон-

троль в выражении эмоций, творчество, социальная зрелость и т. д. В про-

фессиональной деятельности будущего бакалавра недостаточно внимания

уделено улучшению и развитию психологических качеств.

Современному специалисту в настоящее время необходимо разви-

вать мышление, он должен уметь быстро анализировать поступающую

информацию, выбирать и осуществлять необходимое решение, запоминать

большой объем информации на короткое и длительное время, поэтому

нужно иметь хорошую оперативную и долговременную память, качества,

которые лучше всего можно развивать на учебно-тренировочных занятиях

спортивным ориентированием. Личными качествами специалистов лес-

ного профиля являются: ответственность, внимательность, порядочность,

принципиальность, добросовестность, умение работать в команде, испол-

нительность, высокая работоспособность, умение работать с большими

объемами информации, стрессоустойчивость. Специалисты лесного про-

филя занимаются как офисной, так и работой в лесу, на полевых работах

много двигаются, выполняют большую физическую нагрузку. Значитель-

ная часть леса недоступна для транспорта, поэтому приходится много

передвигаться пешком. Поэтому для работы необходима физическая

выносливость и хорошее здоровье.

Спортивное ориентирование − вид спорта, в котором спортсмен

решает тактические и стратегические задачи в полной автономии от

остальных участников соревновательной деятельности, на этапе формиро-

вания знаний, умений и навыков в учебно-тренировочных занятиях по

этому виду спорта имеет большое значение роль личности.

В процессе формирования личности бакалавра в вузе требуется

поиск возможностей индивидуализации обучения, в практико-ориентиро-

ванной профессиональной и профессионально-прикладной физической

подготовок, который основан на личностной активности обучающихся,

возможной и в спортивном ориентировании, как в нашей модели, главное

педагогическое условие которой − активное взаимодействие участников

учебной или учебно-тренировочной деятельности на основе сотрудниче-

ства. Личностный компонент разработанной модели указывает на то, что

практико-ориентированная профессиональная и профессионально-при-

кладная физическая подготовки в вузе представляют собой динамичные

процессы педагогического взаимодействия как в системе социальных цен-

ностей, требований, так и избираемых целей, достижение которых осуще-

ствляется путем самореализации в жизни, в профессиональной деятельно-

сти и спортивном ориентировании.

В разработанной модели выделяем личностную составляющую,

которая включает социально типичного человека с четко выраженными

индивидуальными качествами в динамично развивающемся современном

56

9

Физическая культура [Physical culture]

обществе, позволяющими обучающемуся всегда оставаться самим собой.

Этому компоненту модели придает значимость то, что современные обу-

чающиеся склонны к прагматичности мыслей, раскрепощенности и неза-

висимости, либерализму взглядов. Это предопределяет применение новых

подходов и методов во взаимодействии с педагогами и обучающимися в

процессе практико-ориентированной профессиональной и профессио-

нально-прикладной физической подготовок.

Таким образом, разработанная нами модель прикладности спортив-

ного ориентирования для лесотехнических специальностей в вузе обосно-

вана теоретически, включает мотивационный, когнитивный, личностный и

деятельностный компоненты, определяет общие взаимообусловленные

составляющие профессионального и физического воспитания для специа-

листов лесотехнического комплекса как одной из ведущих отраслей эко-

номики страны.

Список литературы

1. Формирование ключевой двигательной компетенции в физиче-

ском воспитании в вузе как основы здоровья студентов / Т.А. Мартиро-

сова [и др.] // Вестник Красноярского педагогического университета им.

В.П. Астафьева. 2019. № 4. С. 115−126.

2. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа орга-

низации образовательного процесса: электрон. текстовые данные МГППУ,

2016 [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/ZOsv-01/ZLD-

244.HTM#$p244 (дата обращения: 22.01.21).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Формирование профессионально-прикладной физической куль-

туры обучающихся технического вуза на основе акмеологического под-

хода / Т.А. Мартиросова [и др.] // Общество: социология, психология, пе-

дагогика. 2019. № 9. С. 79−87.

4. Суханова М.Г. Спортивное ориентирование как одно из средств

воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов: дис.

... канд. пед. наук. М., 2004. 170 c.

5. Снежицкий П.В., Марчук А.Н., Томашев Г.К. Личностно-деятель-

ностный подход в обучении студентов спортивному ориентированию //

Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами: сб. статей

Междунар. науч.-практ. конф. Тюмень: Изд-во ТИУ, 2016. С. 213−219.

6. Акмеологический подход в формировании профессионально-

прикладной физической культуры бакалавров в вузе / Т.А. Мартиросова

[и др.] // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5. С.142−151.

7. Бондаревская Е.В. К новому типу образовательной деятельности

в высшей школе // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и

перспективы: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 55-

летию Института дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения

А.В. Запорожца. М.: Изд-во ИИДСВ РАО, 2016. С. 92–103.

57

10

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

References

1. Formirovanie klyuchevoj dvigatel'noj kompetencii v fizicheskom vospitanii v

vuze, kak osnovy zdorov'ya studentov [Formation of key motor competence in physical

education at the university, as the basis of students' health] / T.A. Martirosova [et al.] //

Vestnik Krasnoyarskogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva [Bulletin of the

Krasnoyarsk Pedagogical University named after V.P. Astafieva]. 2019. No. 4. P. 115−126.

2. Zimnyaya I.A. Lichnostno-deyatel'nostnyj podhod kak osnova organizacii

obrazovatel'nogo processa [Personality-activity approach as the basis for the organization of

the educational process]: electron. text data MGPPU, 2016 [Electronic resource]. URL:

http://psychlib.ru/mgppu/ZOsv-01/ZLD-244.HTM#$p244 (date of access 01/22/21).

3. Formirovanie professional'no-prikladnoj fizicheskoj kul'tury obuchayushchihsya

tekhnicheskogo vuza na osnove akmeologicheskogo podhoda [Formation of professionally

applied physical culture of students of a technical university on the basis of an acmeological

approach] / T.A. Martirosova [et al.] // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika

[Society: sociology, psychology, pedagogy]. 2019. No. 9. P. 79−87.

4. Suhanova M.G. Sportivnoe orientirovanie kak odno iz sredstv vospitaniya

fizicheskih i intellektual'nyh sposobnostej studentov [Orienteering as one of the means of

upbringing the physical and intellectual abilities of students]: dis. ... cand. ped. sciences. M.,

2004. 170 p.

5. Snezhickij P.V., MarchukA.N., Tomashev G.K. Lichnostno-deyatel'nostnyj

podhod v obuchenii studentov sportivnomu orientirovaniyu [Personal-activity approach in

teaching students in sports orientation] // Strategy for the development of sports-mass work

with students: collection of articles of the Intern. scientific-practical conf. Tyumen:

Publishing house of TIU, 2016. P. 213−219.

6. Akmeologicheskij podhod v formirovanii professional'no-prikladnoj fizicheskoj

kul'tury bakalavrov v vuze [Acmeological approach in the formation of professionally applied

physical culture of bachelors at the university] / T.A. Martirosova [et al.] // Kazanskij

pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 2019. No. 5. P. 142−151.

7. Bondarevskaya E.V. K novomu tipu obrazovatel'noj deyatel'nosti v vysshej shkole

[Towards a new type of educational activity in higher education] // Actual problems of

education and science: traditions and prospects: collection of articles. materials Intern.

scientific-practical conf., dedicated. the 55th anniversary of the Institute of Preschool

Education and the 110th anniversary of the birth of A.V. Zaporozhets. M.: Publishing house

of IIDSV RAO, 2016. P. 92–103.

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.