Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее учебное заведение / физическое воспитание / элективные курсы / универсальные компетенции / теория деятельности / higher educational institution / physical education / elective courses / universal competences / theory of activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симень Владимир Петрович

Построена модель формирования компетенций студентов в процессе физического воспитания в вузе в соответствии с сущностью и содержанием физического воспитания как вида деятельности, включающая целевую, содержательную, технологическую и управляющую составляющие. Доказано, что применение модели способствует эффективному планированию и организации учебно-тренировочных занятий по формированию у студентов готовности к демонстрации самостоятельно использовать средства и методы физической культуры и спорта для полноценной социальной и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симень Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF STUDENTS COMPETENCIES IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

A model of the formation of students' competencies has been built in the process of physical education at a university in accordance with the essence and content of physical education as a type of activity, including target, content, technological and control components. It is proved that the use of the model contributes to the effective planning and organization of educational and training ses-sions for the formation of students' readiness for demonstration to independently use the means and methods of physical culture and sports for full-fledged social and professional activities.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ»

1

Физическая культура [Physical culture]

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-59-67

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

В.П. Симень

Построена модель формирования компетенций студентов в процессе физиче-

ского воспитания в вузе в соответствии с сущностью и содержанием физического

воспитания как вида деятельности, включающая целевую, содержательную, техноло-

гическую и управляющую составляющие. Доказано, что применение модели способ-

ствует эффективному планированию и организации учебно-тренировочных занятий по

формированию у студентов готовности к демонстрации самостоятельно использо-

вать средства и методы физической культуры и спорта для полноценной социальной и

профессиональной деятельности.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, физическое воспитание, электив-

ные курсы, универсальные компетенции, теория деятельности.

MODEL OF FORMATION Симень Владимир Петрович, канд. пед. наук,

OF STUDENTS COMPETENCIES доц., зав. кафедрой, simen.vladimir@yandex.ru, Россия,

IN THE PROCESS OF PHYSICAL Чебоксары, Чувашский государственный педагогический

EDUCATION AT THE UNIVERSITY университет им. И.Я. Яковлева

Simen V.P., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, head of the de- Предметом наших изысканий стал

partment, simen.vladimir@yandex.ru, Russia, процесс формирования универсальной

Cheboksary, Сhuvаsh I. Yakovlev State Peda-

gogical University компетенции (УК) студентов при реали-

зации элективных курсов по физической

A model of the formation of students' compe- культуре и спорту (ЭКФКС) в вузе.

tencies has been built in the process of physi-

cal education at a university in accordance При реализации ЭКФКС под УК

with the essence and content of physical edu- понимается готовность самостоятельно

cation as a type of activity, including target,

content, technological and control compo- использовать средства и методы физиче-

nents. It is proved that the use of the model ской культуры и спорта для полноценной

contributes to the effective planning and социальной и профессиональной дея-

organization of educational and training ses-

sions for the formation of students' readiness тельности.

for demonstration to independently use the В работах различных авторов эф-

means and methods of physical culture and

sports for full-fledged social and professional фективность формирования УК в области

activities. ЭКФКС рассматривается путем изучения

и учета степени сформированности ком-

Key words: higher educational institution,

physical education, elective courses, universal петенций [1], мотивационно-ценностного

competences, theory of activity. отношения к занятиям ЭКФКС [2], готов-

ности переносить психологические и физические нагрузки [3]. Обосновы-

вается высокий потенциал физического воспитания (ФВ) на основе реали-

зации модульно-компетентностного [4], позного [5] методов обучения с

учетом организационно-методических особенностей [6] и педагогических

условий [7].

59

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

Анализ и обобщение научно-методической литературы позволяет

полагать, что в ней недостаточно представлена модель формирования УК

студентов при реализации ЭКФКС в вузе с учетом теории деятельности,

согласно которой необходимо научить студентов самостоятельно ставить

цель, планировать и проводить тренировку, на основе результатов кон-

троля корректировать свою физкультурно-спортивную деятельность.

Отсутствие модели создает своеобразные сложности планирования и орга-

низации занятий по формированию УК.

В целом на сегодняшний день в теории и методике ФВ существуют

объективные противоречия:

– на социальном уровне – между научно-техническим прогрессом в

общественной жизни, с одной стороны, и сохранением конкурентоспособ-

ности в профессиональной деятельности на основе повышения собствен-

ного здоровья, функциональных возможностей и физических качеств, с

другой;

– на практическом уровне – между высоким потенциалом построе-

ния процесса ФВ, основанного на теоретическом моделировании форми-

рования УК, с одной стороны, и готовностью преподавателей проводить

его на интуитивном уровне, с другой;

– на научно-методическом уровне – между возникшей

необходимостью совершенствования системы ФВ в процессе обучения в

вузе с учетом теории деятельности, с одной стороны, и недостаточной

научной разработанностью организационно-методических основ решения

этой задачи, с другой.

Разрешение этих противоречий представляет как социально-

практическую, так и научно-методическую актуальность выбранной нами

темы исследования.

С учетом обозначенных противоречий проблема исследования

сформулирована следующим образом: какова модель формирования УК

студентов при реализации ЭКФКС в вузе? Решение данной проблемы

является целью исследования – выявить и обосновать теоретическую

модель формирования УК студентов при реализации ЭКФКС в вузе.

Для разработки теоретической модели формирования УК студентов

при реализации ЭКФКС в вузе применялись следующие методы исследо-

вания: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы,

собственного опыта спортивной и педагогической деятельности, систем-

ный анализ и синтез, теоретическое моделирование.

Методологическим ориентиром разработки модели выступил дея-

тельностный подход, который предполагает построение модели в соответ-

ствии с сущностью и содержанием ЭКФКС как вида деятельности.

Целью ФВ как вида деятельности является формирование компе-

тенции у студентов как интегральной характеристики, обусловливающей

60

3

Физическая культура [Physical culture]

готовность к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности для

полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Формирование УК в области ЭКФКС обеспечивается в процессе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

решения задач, таких как: 1) выработка сознательного и действительного

интереса, мотивации к занятиям ЭКФКС; 2) формирование знаний о сози-

дательной физкультурно-спортивной деятельности (теоретических, прак-

тических и организационно-методических знаний) в области ЭКФКС;

3) овладение на уровне умений и навыков практическими действиями

самостоятельной организации занятий ЭКФКС; 4) обучение умениям и

навыкам техники выполнения основных (соревновательных) упражнений и

тактики ведения соревновательной борьбы с учетом современных требова-

ний правил соревнований ЭКФКС; 5) повышение психофизических

качеств; 6) совершенствование потенциала организма; 7) сохранение и

укрепление здоровья.

Содержание ФВ студентов в процессе обучения в вузе включает:

знания в сфере ЭКФКС, физические и психические качества, мотиваци-

онно-ценностные отношения к ЭКФКС, умения и навыки выполнения

основных (соревновательных) упражнений ЭКФКС, способность демонст-

рировать высокие спортивные результаты в соревнованиях, физкультурно-

спортивный стиль жизни, функциональные возможности организма.

Различают знания теоретические, практические и методические.

Теоретические знания в области ЭКФКС содержат знания о методологии

(закономерностях и принципах) ФВ и спортивной тренировки. Знания

практические охватывают сведения о правилах и требованиях к основным

(соревновательным) упражнениям при их выполнении. Методические зна-

ния содержат информацию о проведении тренировочного процесса (раз-

минка, основная тренировка, заминка и т. п.), для достижения запланиро-

ванного результата в повышении уровня здоровья, функциональных воз-

можностей и физической подготовленности.

По классификации В.П. Беспалько [8] различают уровни знаний:

низкий – знания-знакомства, сформированность распознавания знакомого

объекта; средний – знания-копии, сформированность знаний в форме

понятия с выделением существенных признаков; высокий – знания-творе-

ния, сформированность знаний о закономерностях и механизмах функцио-

нирования явлений.

Выделяются два вида умений и навыков, которыми должны овла-

деть студенты в процессе обучения в физкультурно-спортивной деятель-

ности в вузе – двигательные умения и навыки, применяемые в ЭКФКС, и

методические умения в построении тренировочной деятельности.

В программу ФВ студентов в процессе обучения в вузе в теоретиче-

ский раздел включены теоретические сведения об оздоровительном, при-

кладном и оборонном значениях ЭКФКС, личная гигиена и предупрежде-

ние травм на занятиях по ЭКФКС. В практическом разделе знания, умения

61

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

и навыки выражаются в овладении способностью подготовиться техниче-

ски, физически, тактически и психологически к результативному участию

в соревнованиях. В методический раздел введены знания, умения и навыки

эффективного планирования, рациональной организации и продуктивного

проведения тренировочных занятий, судейства соревнований и инструк-

торской деятельности. Контрольный раздел содержит порядок оценки

уровня приобретенных компетенций по качеству усвоения теоретического,

методического и практического материала и оценочные средства.

В практике ФВ и спортивной подготовки применяется пять функ-

ционально значимых видов педагогического контроля. Предварительный

контроль используется для изучения контингента обучающихся (состояния

здоровья, физической подготовленности, спортивной квалификации) и

готовности к ожидающим занятиям (способность усвоить свежий учебный

материал, выполнить нормативные требования учебной программы).

Результаты такого контроля способствуют уточнению учебных задач,

средств и методов их решения. Оперативная проверка используется для

определения срочного тренировочного эффекта с целью рационального

чередования нагрузки и отдыха на непосредственном тренировочном заня-

тии. Во время текущей аттестации оцениваются: работа на практических

занятиях, результаты сдачи контрольных тестовых нормативов по физиче-

ской подготовленности, рубежных проверок по разделам курса и т. д.

Текущий контроль также характеризуется определением реакции орга-

низма занимающихся студентов на нагрузку после тренировки. Выявление

длительности восстановления работоспособности после тренировочных

нагрузок (текущего состояния организма) является основой для эффектив-

ного планирования содержания следующих тренировочных занятий и объ-

ема физической нагрузки. Этапная проверка предназначена для определе-

ния кумулятивного (суммарного) тренировочного эффекта на одном мик-

роцикле ФВ и спортивной тренировки. Данный вид контроля позволяет

определить, правильно ли подобраны и применены средства и методы ФВ

и спортивной тренировки, а также дозировка задействованных физических

нагрузок. Итоговый контроль проводится по окончании семестра или раз-

дела дисциплины с целью выявления успешности выполнения плана

учебно-тренировочного процесса, уровня решения установленных задач,

обнаружения позитивных и негативных сторон процесса ФВ и спортивной

тренировки. Положительные результаты итогового контроля (хорошее

состояние здоровья, успешность выполнения контрольных нормативов,

рост уровня физической подготовленности и спортивных результатов

и др.) являются основой для последующего продуктивного планирования

учебно-тренировочных занятий. Положительной оценкой по промежуточ-

ной аттестации считается сумма баллов от 60 до 100 при условии, что обу-

чающемуся зачтены все плановые задания и им выдержаны все контроль-

ные испытания.

62

5

Физическая культура [Physical culture]

Усвоение содержания ФВ и спортивной подготовки осуществляется

при соответствующем планировании и правильной организации учебно-

тренировочной и соревновательной деятельности, которые выступают

двумя основными элементами содержания процесса ФВ и спортивной под-

готовки как вида деятельности. Эти виды деятельности осуществляются в

единстве и взаимосвязи, дополняя друг друга, решая характерные для них

педагогические задачи формирования УК по ЭКФКС. При этом основное

место в содержании занимает учебно-тренировочная деятельность, вклю-

чающая психофизическую подготовку, освоение и совершенствование

техники и тактики ЭКФКС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средствами организации учебно-тренировочной деятельности

являются физические упражнения (имитационные, общетренировочные,

специально-подготовительные, подводящие, соревновательные), в том

числе умственные акты по восприятию, пониманию, запоминанию и вос-

произведению учебной информации по технико-тактическим основам

ЭКФКС, ее конкретизации и систематизации. Эти упражнения выполня-

ются на основе общепризнанных методов и приемов ФВ и спортивной

тренировки в ходе групповой формы организации практических занятий в

вузе и самостоятельной работы в свободное время.

Образовательное очертание учебно-тренировочной деятельности,

связанное с технико-тактической подготовкой, строится на основе теоре-

тических репродуктивных заданий по усвоению знаний техники и тактики

ЭКФКС с использованием визуальных и вербальных методов, а также под-

водящих и специальных физических упражнений на основе практических

методов упражнения: целостного, разбитого по частям (расчлененного),

игрового и соревновательного.

Совершенствование навыков выполнения технических и тактиче-

ских приемов ЭКФКС, развитие физических и психических качеств,

повышение уровня функциональных возможностей организма студентов

осуществляется в процессе соревновательной деятельности. Соревнова-

тельные упражнения как средства организации соревновательной дея-

тельности в содержании ФВ и спортивной подготовки, а также педагогиче-

ского процесса выступают в двух значениях. С одной стороны, при их

выполнении в процессе соперничества, состязательности, борьбы между

спортсменами и спортсмена с самим собой максимально проявляются

физические и психические качества, поэтому они являются наиболее

эффективным средством организации ФВ и спортивной подготовки.

С другой стороны, высокий уровень их выполнения выступает конечной

целью и результатом процесса ФВ и спортивной подготовки. Соревнова-

тельная деятельность осуществляется в различных видах соревнований:

контрольные, основные, отборочные и главные соревнования.

Психические качества личности (мотивы, волевые качества, черты

характера) развиваются в процессе выполнения студентами всех видов

63

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

учебно-познавательной и тренировочной деятельности как на учебных и

учебно-тренировочных занятиях, так и в ходе работы без преподавателя

(самостоятельно).

Академические учебные, учебно-тренировочные занятия и само-

стоятельная работа направлены на решение единой задачи – формирование

УК в области ЭКФКС. В связи с этим в процессе ФВ и спортивной подго-

товки студентов необходимо обеспечить единство и взаимосвязь учебно-

тренировочных занятий и самостоятельной работы, придавая самостоя-

тельной работе доминирующее значение. С помощью преподавателя сту-

денты планируют и автономно выполняют физические упражнения, спо-

собствующие развитию физических качеств, повышению функциональ-

ного состояния организма, реализовывают тактический план выступления

на соревнованиях, совершенствуют технико-тактические приемы ЭКФКС.

Педагогическая проверка качества усвоения теоретических и мето-

дических знаний осуществляется в форме выполнения тестовых заданий,

практические умения и навыки, физическая подготовленность оценива-

ются в результате контрольно-переводных испытаний, интегральная под-

готовленность выявляется в процессе участия в соревнованиях.

Заключение. Структурно-функциональными методологическими

основами модели ФВ студентов в процессе обучения в вузе являются целе-

вой, содержательный, процессуальный и контрольный компоненты.

Целевой компонент включает цель и задачи. Цель ФВ – сформи-

ровать компетенцию у студентов на основе рационального планирования и

организации учебно-тренировочного процесса как интегральной характе-

ристики, обусловливающей готовность к самостоятельной физкультурно-

спортивной деятельности для полноценной социальной и профессиональ-

ной деятельности.

Задачами ФВ являются: формирование осознанного и действенного

интереса и мотивационно-ценностного отношения к занятиям ЭКФКС,

развитие физических и психических качеств, вооружение теоретическими,

практическими, организационными и методическими знаниями творче-

ского осуществления своей физкультурно-спортивной деятельности в

области ЭКФКС, совершенствование потенциальных резервов организма,

укрепление здоровья, овладение готовностью к самостоятельной организа-

ции тренировочных занятий по ЭКФКС.

Содержательный компонент состоит из знаний, умений и навыков.

Выделяются теоретические, практические и методические знания и их

уровни: низкий – знания-знакомства, средний – знания-копии, высокий –

знания-творения. Процессуальный компонент содержит теоретический,

методический и практический разделы.

В теоретический раздел включены теоретические сведения об оздо-

ровительном, прикладном и оборонном значениях ЭКФКС, личная гигиена

64

7

Физическая культура [Physical culture]

и предупреждение травм на занятиях по ЭКФКС. В методический раздел

введены знания, умения и навыки эффективного планирования, рацио-

нальной организации и продуктивного проведения учебно-тренировочных

занятий, судейства соревнований и инструкторской деятельности. В прак-

тическом разделе знания, умения и навыки выражаются в овладении спо-

собностью подготовиться технически, физически, тактически и психоло-

гически к результативному использованию средств и методов ЭКФКС для

полноценной социальной и профессиональной деятельности и участию в

соревнованиях.

Учебно-тренировочная деятельность охватывает развитие физиче-

ских качеств. Видами занятий в данной деятельности являются академиче-

ские учебно-тренировочные занятия и самостоятельная работа. Средст-

вами выступают физические упражнения – имитационные, общеподгото-

вительные, специально-подготовительные, подводящие, соревнователь-

ные. Образовательная деятельность решает задачи обучения технике, так-

тике и методике тренировки. Средствами решения этих задач являются

интеллектуальные действия (восприятие, осмысление, воспроизведение),

теоретические репродуктивные задания, подводящие и специальные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

упражнения. Соревновательная деятельность включает участие в кон-

трольных, основных, отборочных и главных соревнованиях.

Контрольный компонент включает предварительную, оперативную,

текущую и итоговую педагогическую проверку. На предварительном кон-

троле изучается контингент занимающихся (состояния здоровья, уровень

физической подготовленности, спортивная квалификация и готовность к

предстоящим занятиям – степень усвоения нового учебного материала и

выполнения нормативных требований учебно-тренировочной программы).

Оперативный контроль проводится с целью проверки срочного трениро-

вочного эффекта. На текущем контроле оцениваются работа на практиче-

ских занятиях, результаты сдачи контрольных тестовых нормативов по

физической подготовленности, рубежных проверок по разделам курса

и т. д. На данном контроле выявляется текущее состояние организма

студентов. Этапный контроль служит для выявления кумулятивного

эффекта тренировки в макроцикле. На итоговом контроле анализируются

выполнения учебно-тренировочного плана, степень решения поставленных

задач, положительные и отрицательные стороны ФВ и спортивной

подготовки.

Таким образом, реализация разработанной модели ФВ позволит

эффективно планировать и организовать учебно-тренировочный процесс

по формированию у студентов готовности самостоятельно использовать

средства и методы физической культуры и спорта для полноценной соци-

альной и профессиональной деятельности.

65

8

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

Список литературы

1. Боброва Г.В., Нурматова Т.В., Горшенина И.В. Технология по-

строения системы физического воспитания студентов с учетом уровня их

компетенций // Известия Тульского государственного университета. Физи-

ческая культура. Спорт. 2018. Вып. 1. С. 9–16.

2. Сагеева Г.Н., Дьяченко Н.Н. Элективные занятия по физической

культуре как средство формирования общекультурных компетенций // Ин-

терэкспо Гео-Сибирь. 2016. Т. 10. С. 178–180.

3. Кудашова Л.Т., Венгерова Н.Н. Формирование компетенций сту-

дентов в рамках элективного курса по физической культуре // Известия

Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.

2017. Вып. 3. С. 33–40.

4. Дулова О.В. Технология реализации модульно-компетентност-

ного подхода в системе среднего физкультурного образования: автореф.

дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2010. 22 с.

5. Romanov N.S. The pose method of running. Miami, 2001. 23 p.

6. Симень В.П. Организационно-методические особенности форми-

рования универсальной компетенции студентов при реализации электив-

ной дисциплины по физической культуре и спорту в вузе // Актуальные

проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов X Междунар.

науч.-практ.конф., посвящ. 90-летию ЧГПУ им. И.Я. Яковлева / под ред.

Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яков-

лева, 2020. С. 360–362.

7. Симень В.П. Формирование общекультурной компетенции сту-

дентов при реализации элективной дисциплины по физической культуре и

спорту в вузе // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб.

материалов VIII Междунар. науч.-практ. конфер. / под ред. Г.Л. Драндрова,

А.И. Пьянзина. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2019. С. 441–

450.

8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педа-

гогика, 1989. 192 с.

References

1. Bobrova G.V., Nurmatova T.V., Gorshenina I.V. Tekhnologiya postroeniya sis-

temy fizicheskogo vospitaniya studentov s uchetom urovnya ih kompetencij [Technology of

building a system of physical education of students taking into account the level of their

competencies] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura.

Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2018. Issue 1. P. 9–16.

2. Sageeva G.N., D'yachenko N.N. Elektivnye zanyatiya po fizicheskoj kul'ture kak

sredstvo formirovaniya obshchekul'turnyh kompetencij [Elective physical culture lessons as a

means of general cultural competences formation] // Interekspo Geo-Sibir' [Interexpo Geo-

Siberia]. 2016. V. 10. P. 178–180.

66

9

Физическая культура [Physical culture]

3. Kudashova L.T., Vengerova N.N. Formirovanie kompetencij studentov v ramkah

elektivnogo kursa po fizicheskoj kul'ture [Formation of students' competencies in the

framework of an elective course in physical culture] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo

universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical cul-

ture. Sport]. 2017. Issue 3. P. 33–40.

4. Dulova O.V. Tekhnologiya realizacii modul'no-kompetentnostnogo podhoda v

sisteme srednego fizkul'turnogo obrazovaniya [Technology of implementation of the

modular-competence approach in the system of secondary physical education]: abstract dis ...

cand. ped. sciences. Ulan-Ude, 2010. 22 p.

5. Romanov N.S. The pose method of running. Miami, 2001. 23 p.

6. Simen' V.P. Organizacionno-metodicheskie osobennosti formirovaniya univer-

sal'noj kompetencii studentov pri realizacii elektivnoj discipliny po fizicheskoj kul'ture i

sportu v vuze [Organizational and methodological features of the formation of universal

competence of students in the implementation of elective discipline in physical culture and

sports at the university] // Actual problems of physical culture and sports: collection of

articles. materials X Int. scientific-practical conference, dedicated. 90th anniversary of

ChGPU im. AND I. Yakovlev / ed. G.L. Drandrova, A.I. Pyanzin. Cheboksary: Publishing

house of ChGPU im. AND I. Yakovleva, 2020. P. 360–362.

7. Simen' V.P. Formirovanie obshchekul'turnoj kompetencii studentov pri realizacii

elektivnoj discipliny po fizicheskoj kul'ture i sportu v vuze [Formation of general cultural

competence of students in the implementation of elective discipline in physical culture and

sports at the university] // Actual problems of physical culture and sports: collection of

articles. materials VIII Intern. scientific-practical confer. / ed. G.L. Drandrova, A.I. Pyanzin.

Cheboksary: Publishing house of ChGPU im. AND I. Yakovleva, 2019. P. 441–450.

8. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii [Components of

pedagogical technology]. M.: Pedagogika, 1989. 192 p.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.