1
Физическая культура [Physical culture]
УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-59-67
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
В.П. Симень
Построена модель формирования компетенций студентов в процессе физиче-
ского воспитания в вузе в соответствии с сущностью и содержанием физического
воспитания как вида деятельности, включающая целевую, содержательную, техноло-
гическую и управляющую составляющие. Доказано, что применение модели способ-
ствует эффективному планированию и организации учебно-тренировочных занятий по
формированию у студентов готовности к демонстрации самостоятельно использо-
вать средства и методы физической культуры и спорта для полноценной социальной и
профессиональной деятельности.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, физическое воспитание, электив-
ные курсы, универсальные компетенции, теория деятельности.
MODEL OF FORMATION Симень Владимир Петрович, канд. пед. наук,
OF STUDENTS COMPETENCIES доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия,
IN THE PROCESS OF PHYSICAL Чебоксары, Чувашский государственный педагогический
EDUCATION AT THE UNIVERSITY университет им. И.Я. Яковлева
Simen V.P., candidate of pedagogical sci-
ences, associate professor, head of the de- Предметом наших изысканий стал
partment, [email protected], Russia, процесс формирования универсальной
Cheboksary, Сhuvаsh I. Yakovlev State Peda-
gogical University компетенции (УК) студентов при реали-
зации элективных курсов по физической
A model of the formation of students' compe- культуре и спорту (ЭКФКС) в вузе.
tencies has been built in the process of physi-
cal education at a university in accordance При реализации ЭКФКС под УК
with the essence and content of physical edu- понимается готовность самостоятельно
cation as a type of activity, including target,
content, technological and control compo- использовать средства и методы физиче-
nents. It is proved that the use of the model ской культуры и спорта для полноценной
contributes to the effective planning and социальной и профессиональной дея-
organization of educational and training ses-
sions for the formation of students' readiness тельности.
for demonstration to independently use the В работах различных авторов эф-
means and methods of physical culture and
sports for full-fledged social and professional фективность формирования УК в области
activities. ЭКФКС рассматривается путем изучения
и учета степени сформированности ком-
Key words: higher educational institution,
physical education, elective courses, universal петенций [1], мотивационно-ценностного
competences, theory of activity. отношения к занятиям ЭКФКС [2], готов-
ности переносить психологические и физические нагрузки [3]. Обосновы-
вается высокий потенциал физического воспитания (ФВ) на основе реали-
зации модульно-компетентностного [4], позного [5] методов обучения с
учетом организационно-методических особенностей [6] и педагогических
условий [7].
59
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
Анализ и обобщение научно-методической литературы позволяет
полагать, что в ней недостаточно представлена модель формирования УК
студентов при реализации ЭКФКС в вузе с учетом теории деятельности,
согласно которой необходимо научить студентов самостоятельно ставить
цель, планировать и проводить тренировку, на основе результатов кон-
троля корректировать свою физкультурно-спортивную деятельность.
Отсутствие модели создает своеобразные сложности планирования и орга-
низации занятий по формированию УК.
В целом на сегодняшний день в теории и методике ФВ существуют
объективные противоречия:
– на социальном уровне – между научно-техническим прогрессом в
общественной жизни, с одной стороны, и сохранением конкурентоспособ-
ности в профессиональной деятельности на основе повышения собствен-
ного здоровья, функциональных возможностей и физических качеств, с
другой;
– на практическом уровне – между высоким потенциалом построе-
ния процесса ФВ, основанного на теоретическом моделировании форми-
рования УК, с одной стороны, и готовностью преподавателей проводить
его на интуитивном уровне, с другой;
– на научно-методическом уровне – между возникшей
необходимостью совершенствования системы ФВ в процессе обучения в
вузе с учетом теории деятельности, с одной стороны, и недостаточной
научной разработанностью организационно-методических основ решения
этой задачи, с другой.
Разрешение этих противоречий представляет как социально-
практическую, так и научно-методическую актуальность выбранной нами
темы исследования.
С учетом обозначенных противоречий проблема исследования
сформулирована следующим образом: какова модель формирования УК
студентов при реализации ЭКФКС в вузе? Решение данной проблемы
является целью исследования – выявить и обосновать теоретическую
модель формирования УК студентов при реализации ЭКФКС в вузе.
Для разработки теоретической модели формирования УК студентов
при реализации ЭКФКС в вузе применялись следующие методы исследо-
вания: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы,
собственного опыта спортивной и педагогической деятельности, систем-
ный анализ и синтез, теоретическое моделирование.
Методологическим ориентиром разработки модели выступил дея-
тельностный подход, который предполагает построение модели в соответ-
ствии с сущностью и содержанием ЭКФКС как вида деятельности.
Целью ФВ как вида деятельности является формирование компе-
тенции у студентов как интегральной характеристики, обусловливающей
60
3
Физическая культура [Physical culture]
готовность к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности для
полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Формирование УК в области ЭКФКС обеспечивается в процессе
решения задач, таких как: 1) выработка сознательного и действительного
интереса, мотивации к занятиям ЭКФКС; 2) формирование знаний о сози-
дательной физкультурно-спортивной деятельности (теоретических, прак-
тических и организационно-методических знаний) в области ЭКФКС;
3) овладение на уровне умений и навыков практическими действиями
самостоятельной организации занятий ЭКФКС; 4) обучение умениям и
навыкам техники выполнения основных (соревновательных) упражнений и
тактики ведения соревновательной борьбы с учетом современных требова-
ний правил соревнований ЭКФКС; 5) повышение психофизических
качеств; 6) совершенствование потенциала организма; 7) сохранение и
укрепление здоровья.
Содержание ФВ студентов в процессе обучения в вузе включает:
знания в сфере ЭКФКС, физические и психические качества, мотиваци-
онно-ценностные отношения к ЭКФКС, умения и навыки выполнения
основных (соревновательных) упражнений ЭКФКС, способность демонст-
рировать высокие спортивные результаты в соревнованиях, физкультурно-
спортивный стиль жизни, функциональные возможности организма.
Различают знания теоретические, практические и методические.
Теоретические знания в области ЭКФКС содержат знания о методологии
(закономерностях и принципах) ФВ и спортивной тренировки. Знания
практические охватывают сведения о правилах и требованиях к основным
(соревновательным) упражнениям при их выполнении. Методические зна-
ния содержат информацию о проведении тренировочного процесса (раз-
минка, основная тренировка, заминка и т. п.), для достижения запланиро-
ванного результата в повышении уровня здоровья, функциональных воз-
можностей и физической подготовленности.
По классификации В.П. Беспалько [8] различают уровни знаний:
низкий – знания-знакомства, сформированность распознавания знакомого
объекта; средний – знания-копии, сформированность знаний в форме
понятия с выделением существенных признаков; высокий – знания-творе-
ния, сформированность знаний о закономерностях и механизмах функцио-
нирования явлений.
Выделяются два вида умений и навыков, которыми должны овла-
деть студенты в процессе обучения в физкультурно-спортивной деятель-
ности в вузе – двигательные умения и навыки, применяемые в ЭКФКС, и
методические умения в построении тренировочной деятельности.
В программу ФВ студентов в процессе обучения в вузе в теоретиче-
ский раздел включены теоретические сведения об оздоровительном, при-
кладном и оборонном значениях ЭКФКС, личная гигиена и предупрежде-
ние травм на занятиях по ЭКФКС. В практическом разделе знания, умения
61
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
и навыки выражаются в овладении способностью подготовиться техниче-
ски, физически, тактически и психологически к результативному участию
в соревнованиях. В методический раздел введены знания, умения и навыки
эффективного планирования, рациональной организации и продуктивного
проведения тренировочных занятий, судейства соревнований и инструк-
торской деятельности. Контрольный раздел содержит порядок оценки
уровня приобретенных компетенций по качеству усвоения теоретического,
методического и практического материала и оценочные средства.
В практике ФВ и спортивной подготовки применяется пять функ-
ционально значимых видов педагогического контроля. Предварительный
контроль используется для изучения контингента обучающихся (состояния
здоровья, физической подготовленности, спортивной квалификации) и
готовности к ожидающим занятиям (способность усвоить свежий учебный
материал, выполнить нормативные требования учебной программы).
Результаты такого контроля способствуют уточнению учебных задач,
средств и методов их решения. Оперативная проверка используется для
определения срочного тренировочного эффекта с целью рационального
чередования нагрузки и отдыха на непосредственном тренировочном заня-
тии. Во время текущей аттестации оцениваются: работа на практических
занятиях, результаты сдачи контрольных тестовых нормативов по физиче-
ской подготовленности, рубежных проверок по разделам курса и т. д.
Текущий контроль также характеризуется определением реакции орга-
низма занимающихся студентов на нагрузку после тренировки. Выявление
длительности восстановления работоспособности после тренировочных
нагрузок (текущего состояния организма) является основой для эффектив-
ного планирования содержания следующих тренировочных занятий и объ-
ема физической нагрузки. Этапная проверка предназначена для определе-
ния кумулятивного (суммарного) тренировочного эффекта на одном мик-
роцикле ФВ и спортивной тренировки. Данный вид контроля позволяет
определить, правильно ли подобраны и применены средства и методы ФВ
и спортивной тренировки, а также дозировка задействованных физических
нагрузок. Итоговый контроль проводится по окончании семестра или раз-
дела дисциплины с целью выявления успешности выполнения плана
учебно-тренировочного процесса, уровня решения установленных задач,
обнаружения позитивных и негативных сторон процесса ФВ и спортивной
тренировки. Положительные результаты итогового контроля (хорошее
состояние здоровья, успешность выполнения контрольных нормативов,
рост уровня физической подготовленности и спортивных результатов
и др.) являются основой для последующего продуктивного планирования
учебно-тренировочных занятий. Положительной оценкой по промежуточ-
ной аттестации считается сумма баллов от 60 до 100 при условии, что обу-
чающемуся зачтены все плановые задания и им выдержаны все контроль-
ные испытания.
62
5
Физическая культура [Physical culture]
Усвоение содержания ФВ и спортивной подготовки осуществляется
при соответствующем планировании и правильной организации учебно-
тренировочной и соревновательной деятельности, которые выступают
двумя основными элементами содержания процесса ФВ и спортивной под-
готовки как вида деятельности. Эти виды деятельности осуществляются в
единстве и взаимосвязи, дополняя друг друга, решая характерные для них
педагогические задачи формирования УК по ЭКФКС. При этом основное
место в содержании занимает учебно-тренировочная деятельность, вклю-
чающая психофизическую подготовку, освоение и совершенствование
техники и тактики ЭКФКС.
Средствами организации учебно-тренировочной деятельности
являются физические упражнения (имитационные, общетренировочные,
специально-подготовительные, подводящие, соревновательные), в том
числе умственные акты по восприятию, пониманию, запоминанию и вос-
произведению учебной информации по технико-тактическим основам
ЭКФКС, ее конкретизации и систематизации. Эти упражнения выполня-
ются на основе общепризнанных методов и приемов ФВ и спортивной
тренировки в ходе групповой формы организации практических занятий в
вузе и самостоятельной работы в свободное время.
Образовательное очертание учебно-тренировочной деятельности,
связанное с технико-тактической подготовкой, строится на основе теоре-
тических репродуктивных заданий по усвоению знаний техники и тактики
ЭКФКС с использованием визуальных и вербальных методов, а также под-
водящих и специальных физических упражнений на основе практических
методов упражнения: целостного, разбитого по частям (расчлененного),
игрового и соревновательного.
Совершенствование навыков выполнения технических и тактиче-
ских приемов ЭКФКС, развитие физических и психических качеств,
повышение уровня функциональных возможностей организма студентов
осуществляется в процессе соревновательной деятельности. Соревнова-
тельные упражнения как средства организации соревновательной дея-
тельности в содержании ФВ и спортивной подготовки, а также педагогиче-
ского процесса выступают в двух значениях. С одной стороны, при их
выполнении в процессе соперничества, состязательности, борьбы между
спортсменами и спортсмена с самим собой максимально проявляются
физические и психические качества, поэтому они являются наиболее
эффективным средством организации ФВ и спортивной подготовки.
С другой стороны, высокий уровень их выполнения выступает конечной
целью и результатом процесса ФВ и спортивной подготовки. Соревнова-
тельная деятельность осуществляется в различных видах соревнований:
контрольные, основные, отборочные и главные соревнования.
Психические качества личности (мотивы, волевые качества, черты
характера) развиваются в процессе выполнения студентами всех видов
63
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
учебно-познавательной и тренировочной деятельности как на учебных и
учебно-тренировочных занятиях, так и в ходе работы без преподавателя
(самостоятельно).
Академические учебные, учебно-тренировочные занятия и само-
стоятельная работа направлены на решение единой задачи – формирование
УК в области ЭКФКС. В связи с этим в процессе ФВ и спортивной подго-
товки студентов необходимо обеспечить единство и взаимосвязь учебно-
тренировочных занятий и самостоятельной работы, придавая самостоя-
тельной работе доминирующее значение. С помощью преподавателя сту-
денты планируют и автономно выполняют физические упражнения, спо-
собствующие развитию физических качеств, повышению функциональ-
ного состояния организма, реализовывают тактический план выступления
на соревнованиях, совершенствуют технико-тактические приемы ЭКФКС.
Педагогическая проверка качества усвоения теоретических и мето-
дических знаний осуществляется в форме выполнения тестовых заданий,
практические умения и навыки, физическая подготовленность оценива-
ются в результате контрольно-переводных испытаний, интегральная под-
готовленность выявляется в процессе участия в соревнованиях.
Заключение. Структурно-функциональными методологическими
основами модели ФВ студентов в процессе обучения в вузе являются целе-
вой, содержательный, процессуальный и контрольный компоненты.
Целевой компонент включает цель и задачи. Цель ФВ – сформи-
ровать компетенцию у студентов на основе рационального планирования и
организации учебно-тренировочного процесса как интегральной характе-
ристики, обусловливающей готовность к самостоятельной физкультурно-
спортивной деятельности для полноценной социальной и профессиональ-
ной деятельности.
Задачами ФВ являются: формирование осознанного и действенного
интереса и мотивационно-ценностного отношения к занятиям ЭКФКС,
развитие физических и психических качеств, вооружение теоретическими,
практическими, организационными и методическими знаниями творче-
ского осуществления своей физкультурно-спортивной деятельности в
области ЭКФКС, совершенствование потенциальных резервов организма,
укрепление здоровья, овладение готовностью к самостоятельной организа-
ции тренировочных занятий по ЭКФКС.
Содержательный компонент состоит из знаний, умений и навыков.
Выделяются теоретические, практические и методические знания и их
уровни: низкий – знания-знакомства, средний – знания-копии, высокий –
знания-творения. Процессуальный компонент содержит теоретический,
методический и практический разделы.
В теоретический раздел включены теоретические сведения об оздо-
ровительном, прикладном и оборонном значениях ЭКФКС, личная гигиена
64
7
Физическая культура [Physical culture]
и предупреждение травм на занятиях по ЭКФКС. В методический раздел
введены знания, умения и навыки эффективного планирования, рацио-
нальной организации и продуктивного проведения учебно-тренировочных
занятий, судейства соревнований и инструкторской деятельности. В прак-
тическом разделе знания, умения и навыки выражаются в овладении спо-
собностью подготовиться технически, физически, тактически и психоло-
гически к результативному использованию средств и методов ЭКФКС для
полноценной социальной и профессиональной деятельности и участию в
соревнованиях.
Учебно-тренировочная деятельность охватывает развитие физиче-
ских качеств. Видами занятий в данной деятельности являются академиче-
ские учебно-тренировочные занятия и самостоятельная работа. Средст-
вами выступают физические упражнения – имитационные, общеподгото-
вительные, специально-подготовительные, подводящие, соревнователь-
ные. Образовательная деятельность решает задачи обучения технике, так-
тике и методике тренировки. Средствами решения этих задач являются
интеллектуальные действия (восприятие, осмысление, воспроизведение),
теоретические репродуктивные задания, подводящие и специальные
упражнения. Соревновательная деятельность включает участие в кон-
трольных, основных, отборочных и главных соревнованиях.
Контрольный компонент включает предварительную, оперативную,
текущую и итоговую педагогическую проверку. На предварительном кон-
троле изучается контингент занимающихся (состояния здоровья, уровень
физической подготовленности, спортивная квалификация и готовность к
предстоящим занятиям – степень усвоения нового учебного материала и
выполнения нормативных требований учебно-тренировочной программы).
Оперативный контроль проводится с целью проверки срочного трениро-
вочного эффекта. На текущем контроле оцениваются работа на практиче-
ских занятиях, результаты сдачи контрольных тестовых нормативов по
физической подготовленности, рубежных проверок по разделам курса
и т. д. На данном контроле выявляется текущее состояние организма
студентов. Этапный контроль служит для выявления кумулятивного
эффекта тренировки в макроцикле. На итоговом контроле анализируются
выполнения учебно-тренировочного плана, степень решения поставленных
задач, положительные и отрицательные стороны ФВ и спортивной
подготовки.
Таким образом, реализация разработанной модели ФВ позволит
эффективно планировать и организовать учебно-тренировочный процесс
по формированию у студентов готовности самостоятельно использовать
средства и методы физической культуры и спорта для полноценной соци-
альной и профессиональной деятельности.
65
8
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
Список литературы
1. Боброва Г.В., Нурматова Т.В., Горшенина И.В. Технология по-
строения системы физического воспитания студентов с учетом уровня их
компетенций // Известия Тульского государственного университета. Физи-
ческая культура. Спорт. 2018. Вып. 1. С. 9–16.
2. Сагеева Г.Н., Дьяченко Н.Н. Элективные занятия по физической
культуре как средство формирования общекультурных компетенций // Ин-
терэкспо Гео-Сибирь. 2016. Т. 10. С. 178–180.
3. Кудашова Л.Т., Венгерова Н.Н. Формирование компетенций сту-
дентов в рамках элективного курса по физической культуре // Известия
Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.
2017. Вып. 3. С. 33–40.
4. Дулова О.В. Технология реализации модульно-компетентност-
ного подхода в системе среднего физкультурного образования: автореф.
дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2010. 22 с.
5. Romanov N.S. The pose method of running. Miami, 2001. 23 p.
6. Симень В.П. Организационно-методические особенности форми-
рования универсальной компетенции студентов при реализации электив-
ной дисциплины по физической культуре и спорту в вузе // Актуальные
проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов X Междунар.
науч.-практ.конф., посвящ. 90-летию ЧГПУ им. И.Я. Яковлева / под ред.
Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яков-
лева, 2020. С. 360–362.
7. Симень В.П. Формирование общекультурной компетенции сту-
дентов при реализации элективной дисциплины по физической культуре и
спорту в вузе // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб.
материалов VIII Междунар. науч.-практ. конфер. / под ред. Г.Л. Драндрова,
А.И. Пьянзина. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2019. С. 441–
450.
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педа-
гогика, 1989. 192 с.
References
1. Bobrova G.V., Nurmatova T.V., Gorshenina I.V. Tekhnologiya postroeniya sis-
temy fizicheskogo vospitaniya studentov s uchetom urovnya ih kompetencij [Technology of
building a system of physical education of students taking into account the level of their
competencies] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura.
Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2018. Issue 1. P. 9–16.
2. Sageeva G.N., D'yachenko N.N. Elektivnye zanyatiya po fizicheskoj kul'ture kak
sredstvo formirovaniya obshchekul'turnyh kompetencij [Elective physical culture lessons as a
means of general cultural competences formation] // Interekspo Geo-Sibir' [Interexpo Geo-
Siberia]. 2016. V. 10. P. 178–180.
66
9
Физическая культура [Physical culture]
3. Kudashova L.T., Vengerova N.N. Formirovanie kompetencij studentov v ramkah
elektivnogo kursa po fizicheskoj kul'ture [Formation of students' competencies in the
framework of an elective course in physical culture] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo
universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical cul-
ture. Sport]. 2017. Issue 3. P. 33–40.
4. Dulova O.V. Tekhnologiya realizacii modul'no-kompetentnostnogo podhoda v
sisteme srednego fizkul'turnogo obrazovaniya [Technology of implementation of the
modular-competence approach in the system of secondary physical education]: abstract dis ...
cand. ped. sciences. Ulan-Ude, 2010. 22 p.
5. Romanov N.S. The pose method of running. Miami, 2001. 23 p.
6. Simen' V.P. Organizacionno-metodicheskie osobennosti formirovaniya univer-
sal'noj kompetencii studentov pri realizacii elektivnoj discipliny po fizicheskoj kul'ture i
sportu v vuze [Organizational and methodological features of the formation of universal
competence of students in the implementation of elective discipline in physical culture and
sports at the university] // Actual problems of physical culture and sports: collection of
articles. materials X Int. scientific-practical conference, dedicated. 90th anniversary of
ChGPU im. AND I. Yakovlev / ed. G.L. Drandrova, A.I. Pyanzin. Cheboksary: Publishing
house of ChGPU im. AND I. Yakovleva, 2020. P. 360–362.
7. Simen' V.P. Formirovanie obshchekul'turnoj kompetencii studentov pri realizacii
elektivnoj discipliny po fizicheskoj kul'ture i sportu v vuze [Formation of general cultural
competence of students in the implementation of elective discipline in physical culture and
sports at the university] // Actual problems of physical culture and sports: collection of
articles. materials VIII Intern. scientific-practical confer. / ed. G.L. Drandrova, A.I. Pyanzin.
Cheboksary: Publishing house of ChGPU im. AND I. Yakovleva, 2019. P. 441–450.
8. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii [Components of
pedagogical technology]. M.: Pedagogika, 1989. 192 p.
67