1
Физическая культура [Physical culture]
УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-3-67-74
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
А.С. Шепляков, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина
Проведен анализ научных публикаций, посвященных проблеме оптимизации
двигательной активности, здоровья молодежи и моделированию двигательных режи-
мов студентов вузов. Установлена проблема дефицита двигательной активности у
молодых людей, требующая поиска новых научных подходов и действенных решений,
необходимых для сохранения высокого уровня здоровья и жизнедеятельности.
Ключевые слова: студенты, двигательная активность, малоподвижный образ
жизни, научные публикации, анализ, современные подходы.
MODERN APPROACHES Шепляков Александр Сергеевич, старший
TO THE PROBLEM OF REGULATION преподаватель, [email protected], Россия,
OF MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS Белгород, Белгородский государственный технологиче-
ский университет им. В.Г. Шухова,
Sheplyakov A.S., senior lecturer, alex.shep- Кондаков Виктор Леонидович, д-р пед.наук,
[email protected], Russia, Belgorod, проф., [email protected], Россия, Белгород, Белгород-
Belgorod State Technological University ский государственный национальный исследовательский
named after V.G. Shukhov, университет,
Kondakov V.L., doctor of pedagogical sci- Копейкина Евгения Николаевна, канд. пед.
ences, prof., [email protected], Russia, наук, доц., [email protected],Россия, Белгород, Белго-
Belgorod, Belgorod State National Research родский государственный национальный исследователь-
University, ский университет
Kopeikina E.N., candidate of pedagogical
sciences, associate professor, kopeikina@
bsu.edu.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State Снижение показателей физиче-
National Research University ской подготовленности, функциональной
The analysis of scientific publications devoted тренированности и здоровья современ-
to the problem of optimization of motor activ- ной учащейся молодежи является важной
ity, health of young people and modeling of государственной проблемой. Теоретиче-
motor modes of university students is carried
out. The problem of the deficit of motor activ- ский анализ и обобщение научных дан-
ity of young people has been established, ных о состоянии здоровья молодежи в
which requires the search for new scientific
approaches and effective solutions necessary Российской Федерации показывает, что
to maintain a high level of health and life большинство молодых людей, в том
числе и студентов, по своим показателям
Key words: students, physical activity, seden-
tary lifestyle, scientific publications, analysis, не соответствует возрастным нормам фи-
modern approaches. зического развития, физической подго-
товленности, функциональной тренированности и здоровья. Согласно
результатам многочисленных исследований, одной из главных причин
ухудшения здоровья студентов является недостаточная двигательная
активность [1].
Поступающие в вузы абитуриенты имеют низкий исходный уровень
физического развития, физической подготовленности, функциональной
тренированности, а также мотивации к двигательной активности. По дан-
67
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
ным Е.В. Мудриевской [6], Л.Н. Волошиной с соавт. [10], С.М. Футор-
ного [11] и др., только треть студентов вузов выполняют ежедневную
норму двигательной активности, а в период экзаменационной сессии этот
показатель снижается еще больше.
У государства есть потребность в подготовке специалистов физиче-
ски здоровых, с высоким уровнем жизнедеятельности. Через программы
физического воспитания в вузах пытаются повысить уровень двигательной
активности студентов, но данные программы не в силах полностью ком-
пенсировать дефицит двигательной активности из-за недостатка объема
практических занятий [5].
Проблема острого повседневного дефицита двигательной активно-
сти молодых людей требует поиска новых научных подходов и действен-
ных решений, необходимых для сохранения высокого уровня здоровья и
жизнедеятельности [3]. Несмотря на то что проблематике повышения дви-
гательной активности посвящен довольно большой объем научных работ,
значительный пласт исследований остается невостребованным, так как
уровень здоровья молодых людей стремительно падает.
Целью нашего исследования явился поиск научных данных, содер-
жащих действенные способы решения проблемы регулирования двига-
тельной активности современных студентов. Нами проведен анализ науч-
ных публикаций по базе электронной библиотеки – eLIBRARY, интегри-
рованной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Элек-
тронная библиотека eLIBRARY охватывает научные работы в основном
российских авторов и некоторый объем публикаций зарубежных ученых,
изданных за последние годы. За критерии поиска были приняты: времен-
ной промежуток с 2010 по 2020 год и ключевые слова (двигательные
режимы, двигательная активность, студенты, здоровье студентов).
Выявили 5039 научных публикаций, из которых 1552 ист. опубли-
кованы в журналах Перечня ВАК. Количество публикаций в журналах
международных научных баз цитирования SCOPUS и Web of Science
составило 668 научных работ, в основном это публикации российских уче-
ных (около 80 %). Большинство публикаций по исследуемой проблеме
(1432 ист.) носят обзорный характер или включают исследования уровня
двигательной активности, степени физического развития, режима труда и
отдыха в свободное от учебы время. В то же время по данной тематике
только в России за исследуемый период было защищено 296 диссертаций
на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Данное обстоя-
тельство указывает на актуальность изучаемой проблемы.
В отечественной литературе двигательную активность принято
измерять тремя методами: по затратам калорий за день, по количеству
совершенных движений (шагометрия) и по затратам времени [1]. Как отме-
чают многие специалисты, самым распространенным и наиболее удобным
68
3
Физическая культура [Physical culture]
методом является определение времени, затрачиваемое на различные
формы двигательной активности в течение недели. Важно обратить вни-
мание, что большинство исследователей считают, что оптимальным
недельным показателем двигательной активности молодых людей является
8–10 ч, но большинство студентов не выполняют и 3–5 ч (в расчет не
берутся данные по обучающимся в специализированных военных или
спортивных вузах) [3].
Обобщая мнения специалистов, можно констатировать, что в каче-
стве компонента, повышающего двигательную активность, рекомендуется
внедрение в физическое воспитание фитнес-технологий и проведение
занятий по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные
дисциплины по физической культуре и спорту» на основе различных видов
спорта. При этом приходится отметить тот факт, что при положительном
влиянии на укрепление здоровья и релаксацию всех вышеперечисленных
мероприятий, к сожалению, они не обеспечивают в полной мере реализа-
цию нормы недельной двигательной активности [13].
В ряде исследований (538 ист.) затрагивается проблема эффектив-
ности организационно-содержательного обеспечения процесса физиче-
ского воспитания в вузе. Как отмечают многие специалисты, необходимо
скорректировать методику проведения занятий, их содержание, объем и
интенсивность нагрузок [4, 5]. Авторы предлагают применять более
эффективные методики и технологии физического воспитания студентов,
выделять этапы по развитию двигательных качеств по семестрам, в кото-
рых занятия проводятся с интенсивностью и объемом нагрузки, соот-
ветствующей индивидуальному уровню аэробной выносливости зани-
мающихся [7].
Важно обратить внимание, что некоторые исследователи (339 ист.)
доказывают, что без рассмотрения физической культуры личности как
целостной синергетической системы невозможно добиться повышения
двигательной активности и укрепления психофизического здоровья сту-
дентов. С точки зрения Л.А. Матвеева, физическая культура личности
состоит из мотивации к физическому совершенствованию и укреплению
здоровья, успеха в физкультурно-спортивной деятельности, арсенала дви-
гательных навыков и разнообразного физкультурно-спортивного опыта
[13]. В данный блок публикаций вошли работы, исследующие мотивацию
молодых людей к физической культуре. Повышать мотивацию предлага-
ется за счет внедрения рейтинга физкультурно-спортивных достижений.
Доказано, что внедрение рейтинга для студентов и преподавателей способ-
ствует созданию в вузе физкультурно-спортивной среды, лучшей социали-
зации в обществе и укреплению здоровья [13].
В ряде исследований (378 ист.) рассматривается проблема взаимо-
связи питания и двигательной активности студенческой молодежи. Выяв-
лено, что большинство студентов не соблюдают рекомендованный режим
69
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
питания, ведут малоподвижный образ жизни. Данные негативные факторы
ведут к ожирению и, как следствие, к различным заболеваниям [9, 12].
В связи с этим некоторые ученые считают, что для студентов в качестве
составляющей зачета по предмету «Физическая культура и спорт» необхо-
димо ввести показатель индекса массы тела. По мнению авторов, данное
предложение только для части студентов будет эффективным, но не будет
универсальным для всех.
Нередким является тот факт, когда специалисты (479 ист.) рас-
сматривают использование академических занятий физической культурой
и спортом для повышения работоспособности организма. Предлагается
разнообразить занятия физическими упражнениями различного характера
и интенсивностью нагрузок, использовать методы психорегуляции и
релаксации. По мнению С.Б. Бондарь и А.В. Мещерякова, необходимо
включить в учебные занятия бег в режиме ПАНО, элементы спортивных
игр, медитативный бег, упражнения общефизической подготовки и клас-
сической системы йоги [2]. Установлено, что применение различных видов
академических занятий повышает не только работоспособность, но и ока-
зывает положительное воздействие на центральную нервную систему,
мыслительную и умственную деятельность [6, 12].
Значительная часть специалистов (743 ист.) считают, что студенты
способны самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спор-
тивными играми в свободное от учебы время [1]. Для привлечения их к
регулярным занятиям в качестве игр предлагают использовать городки,
лапту, салки и др. Однако есть ученые и практические специалисты
(153 ист.), не разделяющие подобную точку зрения [13]. Они считают, что
студенты не обладают достаточными теоретическими знаниями, практиче-
скими навыками, требуемым уровнем самоконтроля, поэтому могут
нанести вред собственному здоровью. Авторы исследований считают, что
студентам необходимо заниматься дополнительно в свободное время, но
обязательно под контролем преподавателя или тренера, так как данные
специалисты помогут занимающимся контролировать нагрузку и интен-
сивность занятий с учетом их состояния здоровья, физической подготов-
ленности и функциональных возможностей организма.
Следует отметить, что в последние годы встречается множество
научных работ (624 ист.), связанных с использованием комплекса ГТО в
процессе физического воспитания студентов [9]. За получение знака ГТО
при поступлении в вузы начисляются дополнительные баллы, поэтому
многие абитуриенты мотивированы только на выполнение нормативов. К
сожалению, это не стало толчком к развитию массового детского, школь-
ного и студенческого спорта в стране, хотя государство прикладывает к
этому огромные усилия.
Важно обратить внимание, что за последние 5 лет физическая под-
готовленность и функциональные возможности организма у большинства
70
5
Физическая культура [Physical culture]
студентов снизились, следовательно, комплекс ГТО не оказывает сущест-
венного влияния на уровень здоровья учащейся молодежи. При этом при-
ходится констатировать, что комплекс ГТО не оправдывает возложенных
на него ожиданий нашего государства.
Согласно результатам многочисленных исследований, только
незначительное количество научных статей (250 ист.) посвящены повыше-
нию двигательной активности студентов за счет использования интернет-
ресурсов, мобильных приложений и социальных сетей [8]. Исследований в
данной области проведено недостаточно, несмотря на то что Интернет
имеет довольно значительное влияние на молодежь. Авторы исследований
считают, что данное направление имеет огромный потенциал для повыше-
ния уровня двигательной активности и укрепления здоровья учащейся мо-
лодежи.
Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что на данный
момент не существует единого системного подхода к решению проблемы
регулирования двигательной активности студентов. Большинство публи-
каций представляют собой общие исследования по методикам определения
уровня двигательной активности, режиму труда и отдыха, внедрению в
академические занятия по физической культуре и спорту спортизирован-
ных и оздоровительных технологий. Однако данные исследования хоть и
представляют определенную практическую значимость, но не способст-
вуют выполнению нормативного показателя двигательной активности.
На наш взгляд, к значимым научным достижениям можно отнести
исследование Р.С. Наговицына с соавт., в котором рассматривается физ-
культурно-оздоровительная технология как функциональная система,
научно обоснована система оздоровления студенческой молодежи в обра-
зовательном пространстве современного вуза, что представляет принципи-
ально новый подход в решении проблемы оздоровления студенческой
молодежи на основе использования в образовательном пространстве со-
временного вуза новых физкультурно-оздоровительных технологий [8].
Кроме того, необходимо отметить, что перспективным направле-
нием дальнейших исследований на ближайшие годы можно назвать
использование мобильных и рейтинговых технологий. Эффективность
использования данных технологий достаточно высокая, так как имеет зна-
чительное влияние на молодых людей, что позволит приблизиться к нор-
мативному уровню двигательной активности.
Вместе с тем успешная реализация основных функций вузовской
системы физического воспитания в настоящее время напрямую связана с
решением следующих актуальных задач: повышение уровня соматиче-
ского здоровья и двигательной активности студентов, привитие им
потребности в систематической физкультурной деятельности (в том числе
самостоятельной).
Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающее
решение обозначенной проблемы.
71
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
Список литературы
1. Аврамова Н.В., Кочурова Л.А. Инновационные направления со-
вершенствования учебного процесса по физической культуре в техниче-
ском вузе // Педагогико-психологические и медико-биологические про-
блемы физической культуры и спорта. 2016. Т. 11. № 3. С. 53–59.
2. Бондарь С.Б., Мещеряков А.В. Проблемы релаксации и двига-
тельного режима у студентов специальных медицинских групп // Успехи
современного естествознания. 2010. № 9. С. 151–154.
3. Веселкина Т.Е., Крылов А.И. Обоснование содержания ком-
плекса мероприятий повышения двигательной активности студентов на
начальных этапах обучения в вузе // Ученые записки университета имени
П.Ф. Лесгафта. 2013. № 10 (104). С. 35–39.
4. Гогинава С.Е., Румба О.Г. Сочетание нагрузок аэробного и ана-
эробного характеров на занятиях по физической культуре в вузе // Ученые
записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 7 (101). С. 38–43.
5. Григорьев Н.Р. Системные физиологические и биофизические
механизмы оздоровительного дыхания // Бюллетень физиологии и патоло-
гии дыхания. 2007. № 26. С. 12–16.
6. Мудриевская Е.В. Обоснование целесообразности и эффективно-
сти использования гимнастических упражнений йоги в физическом воспи-
тании студентов // Здоровье человека, теория и методика физической куль-
туры и спорта. 2019. № 2 (13). С. 130–137.
7. Организационно-методическое обеспечение процесса коррекции
низкого уровня физической подготовленности студентов вуза / Е.В. Тара-
барина [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2.
С. 254–262.
8. Программное управление совершенствованием физической куль-
туры студентов с применением мобильных средств / Р.С. Наговицын
[и др.] // Теория и практика физической культуры. 2015. № 4. С. 33–35.
9. Сидоров Д.Г., Большев А.С., Игнатьев П.В. Оценка влияния фи-
зического развития студентов на показатели испытаний комплекса ГТО //
Известия Тульского государственного университета. Физическая культура.
Спорт. 2018. Вып. 4. С. 93–99.
10. Современные стратегии регулирования двигательной активно-
сти растущего человека в образовательном пространстве России / Л.Н. Во-
лошина [и др.] // Педагогика, психология и медико-биологические про-
блемы физического воспитания и спорта. 2018. № 2. С. 114–119.
11. Футорный С.М. Проблема дефицита двигательной активности
студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов. 2013. № 3.
С. 75–79.
72
7
Физическая культура [Physical culture]
12. Широкова Е.А., Макеева В.С. Комплексное использование
средств ментального фитнеса в регулировании физического благополучия
студентов вуза // Известия Тульского государственного университета. Фи-
зическая культура. Спорт. 2020. Вып. 7. С. 77–82.
13. Эффективность формирования физической культуры личности
студентов / Л.А. Матвеева [и др.] // Ученые записки университета имени
П.Ф. Лесгафта. 2015. № 11 (129). С. 164–168.
References
1. Avramova N.V., Kochurova L.A. Innovacionnye napravleniya sovershenstvova-
niya uchebnogo processa po fizicheskoj kul'ture v tekhnicheskom vuze [Innovative directions
of improving the educational process in physical culture in a technical university] //
Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta
[Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport].
2016. V. 11. No. 3. P. 53–59.
2. Bondar' S.B., Meshcheryakov A.V. Problemy relaksacii i dvigatel'nogo rezhima u
studentov special'nyh medicinskih grupp [Problems of relaxation and motor regime in
students of special medical groups] // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Advances in
modern natural science]. 2010. No. 9. P. 151–154.
3. Veselkina T.E., Krylov A.I. Obosnovanie soderzhaniya kompleksa meropriyatij
povysheniya dvigatel'noj aktivnosti studentov na nachal'nyh etapah obucheniya v vuze
[Substantiation of the content of the complex of measures to increase the motor activity of
students at the initial stages of training at the university] // Uchenye zapiski universiteta imeni
P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2013. No. 10 (104). P. 35–39.
4. Goginava S.E., Rumba O.G. Sochetanie nagruzok aerobnogo i anaerobnogo
harakterov na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture v vuze [Combination of loads of aerobic and
anaerobic character in physical culture lessons at the university] // Uchenye zapiski
universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2013. No. 7 (101).
P. 38–43.
5. Grigor'ev N.R. Sistemnye fiziologicheskie i biofizicheskie mekhanizmy
ozdorovitel'nogo dyhaniya [Systemic physiological and biophysical mechanisms of healthy
breathing] // Byulleten' fiziologii i patologii dyhaniya [Bulletin of physiology and pathology
of respiration]. 2007. No. 26. P. 12–16.
6. Mudrievskaya E.V. Obosnovanie celesoobraznosti i effektivnosti ispol'zovaniya
gimnasticheskih uprazhnenij jogi v fizicheskom vospitanii studentov [Substantiation of the
expediency and effectiveness of the use of gymnastic yoga exercises in physical education of
students] // Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human
health, theory and methods of physical culture and sports]. 2019. No. 2 (13). P. 130–137.
7. Organizacionno-metodicheskoe obespechenie processa korrekcii nizkogo urovnya
fizicheskoj podgotovlennosti studentov vuza [Organizational and methodological support of
the process of correction of the low level of physical fitness of university students] / E.V.
Tarabarina [et al.] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of
science and education]. 2016. No. 2. P. 254–262.
8. Programmnoe upravlenie sovershenstvovaniem fizicheskoj kul'tury studentov s
primeneniem mobil'nyh sredstv [Programmed management of students' physical culture
improvement with the use of mobile devices] / R.S. Nagovicyn [et al.] // Teoriya i praktika
fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2015. No. 4. P. 33–35.
73
8
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
9. Sidorov D.G., Bol'shev A.S., Ignat'ev P.V. Ocenka vliyaniya fizicheskogo
razvitiya studentov na pokazateli ispytanij kompleksa GTO [Assessment of the impact of
physical development of students on the test indicators of the RLD complex] // Izvestiya
Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula
State University. Physical culture. Sport]. 2018. Issue 4. P. 93–99.
10. Sovremennye strategii regulirovaniya dvigatel'noj aktivnosti rastushchego
cheloveka v obrazovatel'nom prostranstve Rossii [Modern strategies for regulating the motor
activity of a growing person in the educational space of Russia] / L.N. Voloshina [et al.] //
Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta
[Pedagogy, psychology and medico-biological problems of physical education and sport].
2018. No. 2. P. 114–119.
11. Futornyj S.M. Problema deficita dvigatel'noj aktivnosti studencheskoj molodezhi
[The problem of the deficit of motor activity of student youth] // Fizicheskoe vospitanie
studentov [Physical education of students]. 2013. No. 3. P. 75–79.
12. Shirokova E.A., Makeeva V.S. Kompleksnoe ispol'zovanie sredstv mental'nogo
fitnesa v regulirovanii fizicheskogo blagopoluchiya studentov vuza [Complex use of means of
mental fitness in the regulation of physical well-being of university students] // Izvestiya
Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula
State University. Physical culture. Sport]. 2020. Issue. 7. P. 77–82.
13. Effektivnost' formirovaniya fizicheskoj kul'tury lichnosti studentov [Efficiency of
students' personality physical culture formation] / L.A. Matveeva [et al.] // Uchenye zapiski
universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft].
2015. No. 11 (129). P. 164–168.
74