ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА
УДК 796.011
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
О.Н. Алавердова, Е.А. Колиненко
Разработана и апробирована технология физической культуры личности младших школьников в условиях села, позволяющая влиять на участников образовательного пространства с целью повышения их адаптации к обучению в школе. Представлена динамика показателей психоэмоционального состояния детей в ходе проведенного эксперимента.
Ключевые слова: сельские школьники, физическая культура, адаптация, показатели психоэмоционального состояния.
Современная система образования ставит одну из основных задач -формирование у обучающихся «универсальных учебных действий» (УУД), то есть компетенции «научить учиться». По окончании начальной школы у детей должны быть сформированы в должной степени регулятивные, коммуникативные, личностные, познавательные навыки [3].
Среди общеобразовательных учреждений России сельские средние общеобразовательные школы (СОШ) составляют 68,9 %. Образование сельских школьников осуществляется с учетом особенностей специфических факторов сельского социума, который характеризуется компактным проживанием, однообразием социальных и производственных отношений, ограниченностью коммуникаций по сравнению с городом. Каждая сельская школа функционирует в специфических социально -экономических и культурных условиях, что может влиять на личностное развитие ребенка и определять противоречивость оценки физического развития учащихся СОШ [1].
По результатам проведенного анализа ежегодного мониторинга психофизической подготовленности младших школьников, согласно постановлению губернатора Хабаровского края, аналитической отчетности региональный центр оценки качества образования Хабаровского края и муниципального района имени Лазо, было выявлено, что при поступлении в школу дети, проживающие в сельской местности, имеют повышенный показатель психоэмоциональной напряженности, что негативно влияет на их интеллектуальное социальное здоровье, препятствует своевременной адаптации к обучению в школе.
Так, показатель коммуникативности детей, выявленный при поступлении в школу по тесту «Взаимодействие со сверстниками» у детей города, составил 52 %, у детей села - всего лишь 40 %, при этом дети сельской местности испытывают трудности в общении со своими сверстниками. Показатели результатов познавательной сферы детей и универсальных учебных действий, выявленные в процессе стартовой диагностики, свидетельствуют о низком уровне познавательной сферы первоклассников сельской местности, чем у городских детей. Дети села слабее интеллектуально, менее организованы, внимательны и сконцентри -рованы. Низкие результаты теста «Рисунок человека» по мнению психологов свидетельствуют об их общей инфантильности (детской незрелости) и отрицательном отношении к обучению в школе (показатель на 7,5 % выше, чем у детей, проживающих в городе). Появление неуверенности в своих силах, малейшего страха, тревожности, депрессивности, недоверия к себе и др. резко снижает не только активность ребенка, но и его реальные возможности восстановления [2].
В связи с этим проблема формирования психофизической подготовленности личности младшего школьника в условиях сельской местности с подбором средств и методов индивидуального направленного развития остается актуальной.
Исследования ряда авторов свидетельствуют, что физкультурно-спортивная деятельность содействует всестороннему развитию личности и оказывает положительное влияние на адаптацию детей к учебной деятельности, подтверждает возможность использования средств физической культуры для самосовершенствования учащихся, подготовки их к настоящей и будущей образовательной и профессиональной деятельности [4].
Нами был организован и проведен педагогический эксперимент в течение 2016/17 г., в котором приняли участие младшие школьники, проживающие в районе имени Лазо Хабаровского края, в селах Бичевая и Полетное. Были сформированы две группы детей по 11 чел. в каждой с равным возрастно-половым составом. Контрольная группа (КГ) была представлена младшими школьниками из с. Полётного, поступившими в 1-й класс, экспериментальная группа (ЭГ) - младшими школьниками с. Бичевое. В КГ занятия по физической культуре с детьми проводились в группе продленного дня по программе В.И. Лях (2014) с использованием средств общефизической подготовки. Занятия в группах проводились 3 раза в неделю по 45 мин. В ЭГ, в дополнение к традиционной программе, дети занимались по разработанной нами технологии «Формирование физической культуры личности младших школьников в сельской школе дополнительными формами физического воспитания», которая включала 3 блока управляющих методических воздействий, направленных на совершенствование физкультурно-оздоровительной деятельности детей и взрослых (родителей, педагогов).
Занятия были направлены на социальную приспособленность, на формирование потребностей в самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятиях. На занятиях с детьми применялись современные средства физической культуры: комплексы упражнений для развития силы (функциональный тренинг с использованием метода круговой тренировки) и координации, комплексы танцевальных упражнений, подвижных игр, упражнений антистрессовой пластической гимнастики, скиппинг и фитбол-гимнастика. Предлагаемая методика включает получение знаний о здоровом образе жизни, выполнение простейших способов саморегуляци, самоконтроля за физической нагрузкой. Цикл занятий был рассчитан на девять месяцев. Данная технология акцентирована на понимании роли физической культуры личности и ее значимость в интеграции тела и сознания человека. Учащиеся на занятиях учились управлять настроением, справляться с чрезмерным волнением, овладевать умением саморегуляцией эмоций, что могло способствовать положительному влиянию на формирование тех черт их характера и особенностей личности, которые необходимы для успешной адаптации к образовательной деятельности [5, 6].
По результатам внедрения в учебно-воспитательный процесс младших школьников муниципального района имени Лазо Хабаровского края экспериментальной технологии были отмечены у учащихся положительные достоверные изменения. Данные представлены в таблице.
Показатели психоэмоционального состояния детей контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
Симптомокомплексы Экспериментальная группа Контрольная группа
До экспер. После экспер. Р До экспер. После экспер. Р
П % П % П % п %
Незащищённость 8 73 4 36 <0,05 8 72 8 72 <0,05
Тревожность 6 54 2 18 <0,05 6 54 4 36 <0,05
Недоверие к себе 10 90 5 45 <0,05 10 90 10 90 <0,05
Чувство неполноценности 10 90 5 45 <0,05 10 90 10 90 <0,05
Враждебность 9 82 4 36 <0,05 10 90 10 90 <0,05
Конфликтность 10 90 5 45 <0,05 10 90 9 82 <0,05
Трудности общения 8 73 4 36 <0,05 6 54 7 64 <0,05
Депрессивность 10 90 3 27 <0,05 10 90 10 90 <0,05
В контрольной и экспериментальной группах показатели психоэмоционального состояния школьников наблюдались тенденции к улучшению исследуемых симптомокомплексов, несмотря на то, что в начале эксперимента межгрупповые показатели психоэмоционального состояния в группах не имели достоверных различий.
В ЭГ показатель «Незащищенность» улучшился на 37 %, а показатель «Тревожность» - на 36 %, в КГ первый показатель остался без изменений, второй улучшился всего на 18 %. Показатель «Недоверие к себе» в ЭГ улучшился на 45 %, показатель «Чувство неполноценности» уменьшился и составил всего 45 % от исходных 90 %. Также снизился показатель «Враждебность» до 46 %, показатель «Трудность в общении» имел положительную тенденцию и составил 37 %, а в КГ 10 %. Показатель «Конфликтность» в ЭГ изменился на 45 %, в КГ - всего на 8 %. Показатель «Депрессивность» изменился в ЭГ в лучшую сторону на 63 %. Представленные в исследовании показатели имели статистически значимую достоверность различий (р<0,05).
Полученные в ходе проведенного исследования результаты подтвердили эффективность применения разработанной технологии формирования физической культуры личности младшего школьника дополнительными формами физического воспитания в сельской школе. При этом специфической особенностью занятий физической культурой является то, что они стимулируют процессы самопознания и самосовершенствования школьников, формируя у них умение самоуправления эмоциями. Для данного возраста важное значение имеет правильное сочетание умственной и физической деятельности. Так как значительная учебная нагрузка вызывает нервное напряжение у детей, то в процессе воспитания волевых качеств основную роль играет преодоление постепенно возрастающих трудностей в тренировочных занятиях. Это заставляет проявлять настойчивость, упорство, целеустремленность, волю к победе, создает уверенность в своих силах. Правильно организованная система занятий, физических нагрузок, индивидуально адаптируемых для каждого ученика, приводит к развитию воли, формированию целеустремленности, решительности, смелости, уверенности в себе и в своих силах, а также развитию необходимых двигательных физических качеств [7].
Таким образом, физические нагрузки могут формировать у школьников необходимые качества для успешной адаптации в дальнейшей жизни. Формирование физической культуры личности младшего школьника в условиях села позволило повлиять на участников образовательного пространства и изменить показатели психолого-педагогической составляющей детей, повысить показатели их адаптации к обучению в школе.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектиро -вания и эксплуатации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 4. С. 2-6.
2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: МГПИ, 2008.
222 с.
3. Коляда Д.А., Коровина Т.Н., Савинова С.В. Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровье младших школьников. Волгоград: Учитель, 2012. 324 с.
4. Копылов Ю.А., Верхлин В.Н. Третий урок физической культуры в начальной школе: метод. рекомендации. М.: Чистые пруды, 2005. 32 с.
5. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. 272 с.
6. Осипенко Е.В. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий с младшими школьниками в группах продленного дня: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Смоленск, 2013. 22 с.
7. Третьякова Н.В. Методы формирования у обучающихся ценностных ориентаций и сознательного негативного отношения к факторам риска для здоровья: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 72-75.
Алавердова Ольга Николаевна, доц., [email protected] Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры,
Колиненко Елена Александровна, канд. пед. наук, доц., kolinenko.lena@, yandex.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры
THE EFFECT OF "TECHNOLOGY OF PHYSICAL CULTURE OF THE PERSONALITY OF YOUNGER RURAL SCHOOL SCHOOL STUDENTS" ON THE PSYCHO EMOTIONAL STATE
O.N. Alaverdowa, E.A. Kolinenko
The technology of physical culture of the personality of younger schoolchildren in the conditions of the village has been developed and tested, which allows influencing the participants of the educational space in order to increase their adaptation to schooling. Presents the dynamics of indicators of psycho-emotional state of children in the course of the experiment.
Key words: rural schoolchildren, physical education, adaptation, psycho-emotional status indicators.
Alaverdova Olga Nikolaevna, associate professor, olenka_makarova_60@mail. ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture,
Kolinenko Elena Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, kolinenko. [email protected], Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture
Reference
1. Bal'sevich V.K. Infrastruktura vysokoeffektivnogo fizicheskogo vospitaniya v obshcheobrazovatel'noj shkole: metodologiya proektirovaniya i ekspluatacii // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2003. № 4. S. 2-6.
2. Bezrukih M M. Zdorov'esberegayushchaya shkola. M.: MGPI, 2008. 222 s.
3. Kolyada D.A., Korovina T.N., Savinova S.V. Kompleksnaya programma po sohraneniyu i ukrepleniyu zdorov'e mladshih shkol'nikov. Volgograd: Uchitel', 2012. 324 s.
4. Kopylov Yu.A., Verhlin V.N. Tretij urok fizicheskoj kul'tury v nachal'noj shkole: metod. rekomendacii. M.: Chistye prudy, 2005. 32 s.
5. Lubysheva L.I. Sociologiya fizicheskoj kul'tury i sporta: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2010. 272 s.
6. Osipenko E.V. Soderzhanie i napravlennost' fizkul'turno-ozdorovitel'nyh zanyatij s mladshimi shkol'nikami v gruppah prodlennogo dnya: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. Smolensk, 2013. 22 s.
7. Tret'yakova N.V. Metody formirovaniya u obuchayushchihsya cennostnyh orientacij i soznatel'nogo negativnogo otnosheniya k faktoram riska dlya zdorov'ya: sb. materialov IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2015. S. 72-75.