ния применения специальных пищевых добавок на состояние спортсменов, вопросы спортивной терминологии и разработки специальной спортивной экипировки.
Количество цитирований данных публикаций в БД Scopus - 3 цитирования (на октябрь 2020г) [2]. Для сравнения, суммарное количество цитирования русскоязычной подборки этих же публикаций в БД РИНЦ - 54 цитирований (на октябрь 2020г) [3]. Существенная разница количества цитирований обусловлено тем, что в БД Scopus не размещены журналы цитирующих публикаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ выявил, что на сегодня, научным изучением мас-рестлинга занимаются исключительно отечественные исследователи, так в БД Scopus размещены 16 научных статьей по мас-рестлингу российских авторов. В этих работах освещены вопросы физической, технической, психологической подготовки в мас-рестлинге, особенности морфофункционального развития спортсменов, влияния применения специальных пищевых добавок на состояние спортсменов, а также вопросы терминологии и разработки специальной спортивной экипировки для мас-рестлинга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акакиева А.В. Анализ публикаций по мас-рестлингу в базе данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) / А.В. Акакиева, Я.Ю. Захарова, А.А. Захаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 3-8.
2. Scopus : [expertly curated abstract and datebase]. - URL: https://www.scopus.com (дата обращения: 12.10.2020).
3. eLIBRARY.RU : научная электронная библиотека. - URL: https://www.elibrary.ru (дата обращения: 12.10.2020)..
REFERENCES
1. Akakieva, A.V., Zakharova, Y.Yu. and Zakharov, A.A. (2020), " Analysis of publications on mas-wrestling in the database of the Russian scientific citation index (RSCI)", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (186), рр. 3-8.
2. Scopus, available at: https://www.scopus.com (accessed 12 October, 2020).
3. Scientific electronic library, elibrary.ru, available at: https://www.elibrary.ru (accessed 12 October, 2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2020
УДК 372.879.6
ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Ольга Николаевна Алавердова, доцент, Елена Александровна Колиненко, кандидат
педагогических наук, доцент, Константин Олегович Лопатин, старший преподаватель, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск;
Татьяна Александровна Солодовникова, старший преподаватель, Хабаровский государственный университет экономики и права
Аннотация
Рассмотрена проблема, связанная с приходом ребёнка в начальную школу, с перестройкой всей системы отношений ученика с действительностью. С этой целью, были исследованы показатели развития психолого-эмоционального, физического состояния детей младшего школьного возраста, влияющие на формирования физической культуры личности младших школьников как интегра-тивного показателя их готовности к обучению в школе. В ходе исследования были получены
результаты психосоциального, адаптационного состояний и здоровья первоклассников города Хабаровска и района имени Лазо Хабаровского края. Проведенный двухэтапный сравнительный анализ психоэмоциональных состояний и физической подготовленности детей города Хабаровска в сравнении с сельскими детьми показал, что полученные результаты достоверно свидетельствуют о преимуществах детей города, что влияет на их успешность к процессу обучения в начальной школе.
Ключевые слова: адаптация к обучению в школе, психофизические способности, физкультурная деятельность детей, сельские школьники, самоопределение, психоэмоциональное здоровье.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p5-9
INDICATORS OF PSYCHOPHYSICAL STATE OF THE FIRST GRADERS AT THE STAGE OF STARTING READINESS FOR LEARNING AT SCHOOL
Olga Nikolaevna Alaverdova, the senior lecturer, Elena Alexandrovna Kolinenko, the candidate pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Olegovich Lopatin, the senior teacher, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Tatyana Aleksandrovna Solod-
ovnikova, the senior teacher, Khabarovsk State University of Economics and Law
Abstract
The article considers the problem associated with the arrival of the child into the primary school, with the restructuring of the entire system of student relations with reality. For this purpose, the indicators of the development of the psychological, emotional, physical state of primary school children, influencing on the formation of physical culture of the personality of primary schoolchildren, were investigated as an integrative indicator of their readiness to learn at school. In the course of the study, the results of psychosocial, adaptive states and health of the first-graders in the city of Khabarovsk and the Lazo district of the Khabarovsk Territory were obtained. A two-stage comparative analysis of psychoemotional states and physical fitness of children in the city of Khabarovsk in comparison with rural children showed that the results obtained reliably indicate the advantages of children in the city, which affects their success in the process of learning at primary school.
Keywords: adaptation to schooling, psychophysical abilities, physical activity of children, rural schoolchildren, self-determination, psycho-emotional health.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развитие общества предъявляет новые требования к школе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, а также к начальному образованию при поступлении детей в первый класс, где необходима их соответствующая готовность к предстоящему обучению. Школьная готовность - понятие более широкое, чем развитие познавательных способностей и формирование предпосылок учебной деятельности. Комплексная готовность к школе предполагает развитие универсальных учебных действий, где отведено место личностным качествам ребенка, позволяющих ему адаптироваться к функционированию в роли ученика. Физическая подготовленность детей взаимосвязана с их физическим развитием, психоэмоциональным состоянием, интеллектуальной составляющей, поэтому в основе успешной готовности к обучению в школе, лежит насколько ребенок развит физически [1, 2].
В результате исследований ряда авторов выявлено, что развитие двигательных качеств школьников, происходит гетерохронно, гетеродинамично, находится в зависимости от двух основных факторов: возрастного развития физиологических систем и психологических механизмов и их взаимодействия, а также тренирующего эффекта регулярной двигательной активности [3]. При реализации ФГОС в системе школьного образования на первый план выдвигается формирование универсальных учебных действий на уроках физического воспитания. На сегодняшней момент времени ФФКЛ (формирование физической культуры личности) - одно из основных положений в физическом воспитании.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительный анализ проводился с целью выявления проблемных моментов психоэмоционального аспекта, как одной из составляющей комплексной готовности детей к обучению в школе. В исследовании участвовали учащиеся первых классов, проживающие сельской местности, в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края и г. Хабаровска. По представленным данным Регионального центра оценки качества образования Хабаровского края (РЦОКО) был изучен анализ результатов диагностики личностной и познавательной сферы первоклассников, что позволило выявить состояние психолого-социального здоровья первоклассников. В процессе исследования были рассмотрены материалы 75 школ (94% учащихся) г. Хабаровска и 21 школа (37% учащихся) района имени Лазо. Диагностика личностных универсальных учебных действий будущих школьников определялась по направлениям: самоопределение и смыслообразование, которые оценивались по тестам: «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой и Д.В. Эльконина, 1984) и «Незавершенная сказка».
Показатель из раздела «самоопределения» ранжировался по 4 уровням:
1 - отрицательное отношение к школе;
2 -положительное отношение к школе;
3 - возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами;
4 - сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной
жизни.
Показатель «смыслообразование» сочетался с пробой на познавательную инициативу и оценивался по 3 уровням: низкий, средний и высокий.
По результатам проведенного тестирования было определено, что 4,1% детей из сельской местности проявляли отрицательное отношение к школе, а у детей, проживающих в городе, результаты по данному показателю составили -1,8%. За положительное отношение к школе, сохранение дошкольной ориентации высказались 32,5% детей сельской местности и 25% детей, проживающих в городе. Однако ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика» у детей муниципального района имени Лазо и города составили по 36%. Сочетание ориентаций социальной и собственно учебных аспектов школьной жизни - у детей города показатель составил 37,2%, у детей сельской местности - 27,4%. В процессе исследования направления -«смыслообразование», который определяет состояние личностных универсальных действий были получены следующие результаты. У детей, проживающих в сельской местности у 18,3% было отмечено отсутствие интереса к чтению сказки, у городских детей данный показатель соответствовал 16,8%, и в обеих группах соответствовало низкому уровню.
Определение познавательной сферы первоклассников осуществлялось по тестовым заданиям: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква». Полученные результаты свидетельствовали о том, что у детей сельской местности выявлен низкий уровень познавательной сферы, находящийся в интервале от 1,5% до 11,9% по данным результатов тестов, и он преобладает над уровнем познавательной сферы городских детей, что свидетельствует о том, что дети села слабее подготовлены интеллектуально, менее организованы, внимательны и сконцентрированы.
При повторном исследовании с целью подтверждения данных, что дети сельской местности в большей степени нуждаются в повышенной готовности к обучению в школе, нами были проанализированы первоклассники г. Хабаровска. - 7406 человек, и 635 человек из района Лазо по трем направлениям. Первая группа включала: общее развитие ребенка, определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, овладения грамотой и математикой, а также учебные навыки, полученные до школы. Ко второй группе
- были отнесены внутри-личностные особенности детей, позволяющие выделить базовые отношения к самому себе и к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. И к третьей
- показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника и семья как ресурс школьной успешной адаптации.
Показатели психолого-социального состояния детей определялись при выполнении тестовых заданий в познавательной сфере. В результате было выявлено, что у городских школьников тесте «Первая буква» показатель оказался выше на 4% чем у сельских ребят, в тесте «Графический диктант» показатель был выше на 6%, в тесте «Рисунок человека»
- показатель у городских детей был выше на 2%, в тесте «Образец и правило» - на 3% в сравнении с сельскими первоклассниками.
Необходимо отметить, что с момента стартовой диагностики, начатой восемь лет назад, показатели познавательной сферы у городских школьников остались все же лучше. Средний процент всех тестов составил 50,7%, а у сельских детей 47,2%. Рассматривая социально-педагогический контекст, представленный двумя тестами - «Цена адаптации ребенка к школе» и «Состояние здоровья», необходимо так же отметить преимущества городских школьников. В тесте «Цена адаптации ребенка к школе» разница между городскими и сельскими школьниками составила 4%, в пользу городских детей, а показатель «Состояние здоровья» так же с преимуществом в 15% был в пользу городских детей. Коммуникативность первоклассников определяемая по тесту «Взаимодействие со сверстниками» показало, что умение строить отношения оказалось лучше у детей города, результат составил 52%, а у детей села всего 40%, следовательно, можно отметить, что дети сельской местности испытывают трудности в общении со своими сверстниками.
Сравнительный анализ развития физических качеств младших школьников города и села, показал, что в сумме средний процент у девочек города оказался 38,5%, что выше в сравнении с девочками села, а у мальчиков города на 26,6% выше по сравнению с мальчиками сельской местности. В связи с этим согласно исследованиям психологов и физиологов необходима модернизация работы с детьми на селе с периода их поступления в школу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, сравнивая полученные показатели первоклассников можно отметить, что сельские школьники отстают от городских по уровню подготовленности к школе по всем показателям психофизического состояния. В следствии проведенного анализа, с целью лучшей адаптации первоклассников к учебному процессу и повышению уровней формирования физической культуры личности, мы предлагаем введение в учебно-воспитательный процесс физического воспитания младших школьников в условиях нового стандарта сельской местности «Технологию формирования физической культуры личности детей 7-9 лет в условиях дополнительных форм физического воспитания сельской школы».
ЛИТЕРАТУРА
1. Драндров Г. Л. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения предмету «Физическая культура» / Г. Л. Драндров, А.А. Пауков // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1 (101). - С. 160-169. - URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27410 (дата обращения: 05.10.2020).
2. Пичкалева Н.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры / Н.В. Пичкалева // Пермский педагогический журнал. - 2018. - № 9. - С. 77-81.
3. Шлыкова Д.В. Проблемы школьной адаптации детей / Д.В. Шлыкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2015. - № 4 (40). -С.111-121.
REFERENCES
1. Drandrov, G.L. and Paukov, A.A. (2019), "Formation of universal educational actions in younger students in the process of teaching the subject "Physical culture"", Modern problems of science and education, No. 1 (101), pp. 160-169, available at http://www.science-education.ru/article/view?id=27410 (date accessed: 10/05/2020).
2. Pichkaleva N.V. (2018), "Formation of universal educational actions at physical culture lessons", Perm Pedagogical Journal, No. 9, pp. 77-81.
3. Shlykova, D.V. (2015), "Problems of school adaptation of children", Bulletin of the Nizhny Novgorod University. Lobachevsky. Series: Social Sciences, No. 4, pp. 111-121.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.10.2020
УДК 796.926
РАЗВИТИЕ СТАТОКИНЕТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ЮНЫХ
ГОРНОЛЫЖНИКОВ
Надежда Дмитриевна Алексеева, старший преподаватель, Николай Алексеевич Зиновьев, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Николаевич Зиновьев, доцент, Маргарита Юрьевна Надыршина, ассистент, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург
Аннотация
Общей и специальной подготовке горнолыжников-любителей стоит уделять больше внимания. Существует потребность разработки методик развития различных физических способностей для групп оздоровительной направленности, занимающихся горнолыжным спортом. В нашем исследовании была рассмотрена методика развития статокинетической устойчивости. Цель: определить эффективность применения разработанной методики развития статокинетической устойчивости у горнолыжников 7-8 лет. Организация исследования. Разработанная методика включала в себя комплексы упражнений с применением роликовых коньков и батутов. Исследование проводилось на протяжении четырех месяцев. В качестве контрольного испытания для проверки эффективности методики была выбрана проба Бондаревского. Методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты исследования. Результаты по тесту Бондаревского, показанные испытуемыми, достоверно улучшились (р <0,01), как на каждом этапе исследования, так и за весь период его проведения. За время проведения занятий на роликовых коньках средний показатель устойчивости увеличился более, чем на 2,5 с, за период батутных тренировок - еще более, чем на 3,5 с. Общий прирост показателя по группе составил в среднем 6,46 с. Выводы. В ходе исследования были сделаны следующие выводы: необходимо уделять должное внимание развитию физических способностей не только профессиональных спортсменов, но и любителей горнолыжного спорта; применение разработанной методики эффективно для развития статокинетической устойчивости у горнолыжников 78 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах.
Ключевые слова: горнолыжный спорт, спортивно-оздоровительная группа, статокинетиче-ская устойчивость, равновесие, физические способности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p9-12
DEVELOPMENT OF STATOKINETIC STABILITY AT YOUNG ALPINE SKIERS
Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the senior teacher, Nikolay Alekseevich Zinoviev, candidate of pedagogics, the senior lecturer, Aleksey Nikolaevich Zinoviev, the senior lecturer, Margarita Yuryevna Nadyrshina, the assistant, Baltic State Technical University "Voenmeh" named
after D.F. Ustinov", St. Petersburg
Abstract
General and special training of the amateur alpine skiers should be given more attention. There is need to develop the methods for development of the various physical abilities for health-oriented groups,