Педагогические науки
УДК 372.879.6
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Ольга Николаевна Алавердова, доцент, Ольга Сергеевна Шнейдер, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск
Аннотация
В ходе проведенного исследования было выявлено снижение уровня физического состояния сельских школьников начальных классов, что увеличивает сроки адаптации детей к обучению в школе. Поэтому целью данного исследования стало совершенствование физического воспитания детей начальных классов малокомплектных сельских школ. В статье раскрывается структура разработанной педагогической технологии и экспериментальное обоснование одного из её управляющих воздействий. Методика представленного управляющего воздействия решает задачи повышения уровня психофизических способностей детей с учетом уровня их адаптированности к процессу обучения в школе. Результаты анализа показателей физического состояния детей достоверно свидетельствуют о преимуществах в динамике физического развития и физической подготовленности детей экспериментальной группы. Также положительное влияние обнаружено на темпы адаптации детей к обучению в школе.
Ключевые слова: физкультурная деятельность детей, адаптация к обучению в школе, сельские школьники, психофизические способности, технология, управляющее воздействие, дополнительные формы физического воспитания.
EFFICIENCY OF INFLUENCE OF ADDITIONAL FORMS OF PHYSICAL TRAINING ON PHYSICAL CONDITION OF THE FIRST GRADERS OF RURAL
SCHOOLS
Olga Nikolaevna Alaverdova, the senior lecturer, Olga Sergeevna Schneider, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk
Annotation
During the conducted research the decrease in the level of physical condition of the rural school students of initial classes was revealed, and it increases the terms of adaptation of the children to training at school. Therefore, improvement of the physical training of the children of initial classes of small rural schools became an objective of this research. In the article, the structure of the developed pedagogical technology and experimental justification of one of its managing influences have been revealed. The technique of the presented operating influence solves the problems of increase in level of psychophysical abilities of the children taking into account the level of their adaptation to process of training at school. Results of the analysis of indicators of the physical condition of children authentically testify to advantages in dynamics of physical development and physical fitness of children of experimental group. Also, positive influence is revealed on rates of adaptation of children to training at school.
Keywords: sports activity of children, adaptation to training at school, rural school students, psychophysical abilities, technology, operating influence, additional forms of physical training.
ВВЕДЕНИЕ
Введение и внедрение новых образовательных стандартов в структуру начальной школы обязывает педагогические коллективы формировать у обучающихся навыки самоорганизации, желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию, а также осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ним. Вместе с тем в последние годы
произошло относительное ухудшение здоровья детей, проживающих в сельской местности. Специалисты отмечают большую реактивность детей села и более выраженные последствия в виде нарушений здоровья и инвалидизации, что свидетельствует о наличии у них системных изменений - ослаблении онтогенетической адаптации и большей ранимости в процессе действия негативных средовых факторов (И.М. Воротилкина, 2014; И.С. Цибульская, 2014; С.Ю. Щетинина, 2014). Одним из таких факторов является период адаптации детей к обучению в школе, потому что происходит существенное изменение образа жизни, непривычные умственные нагрузки, резкое ограничение движений, особенно тяжелым данный переход является для детей, которые не были охвачены дошкольным образованием, что часто встречается в сельской местности.
Известно, что для преодоления всех школьных трудностей требуется необходимая зрелость всех систем организма ребенка, как сформированность психических процессов, так и оптимальный уровень физического развития и физической подготовленности (Д.В. Шлыкова, 2015).
По статистическим данным аналитической отчетности отдела программного и технического обеспечения КГКУ «Региональный центр оценки качества образования» г. Хабаровска и муниципального образования района имени Лазо Хабаровского края было выявлены (данные 2012-2017 гг.), можно констатировать, что все дети первых классов испытывают выраженное психологическое напряжение, которое снижает ресурсы их здоровья. Сравнительный анализ показал, что уровень развития физических качеств у девочек начальных классов города на 8% выше в сравнении с девочками этого же возраста из села, у мальчиков города на 16% выше по сравнению с мальчиками сельской местности.
Поэтому существующий в настоящее время процесс физического воспитания детей в период их адаптации к обучению в школе требует корректировки и совершенствования. В связи с этим была разработана технология физкультурной деятельности для детей 1-2 классов сельских школ, которая подразумевает специальную организацию физкультурной деятельности детей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Разработанная технология основана на критериально-ориентированном подходе и включает последовательную реализацию 3-х блоков.
В информационно-контрольном блоке осуществлялся сбор информации об уровне сформированности физической культуры детей, уровне сформированности компетенции родителей к осуществлению физкультурной деятельности ребенка в семье, уровнях готовности и адаптированности ребенка к обучению в школе.
Экспертный блок состоит из проектно-прогностического модуля, в котором происходит анализ, дифференциация, проектирование и прогнозирование. В данном блоке разработаны и представлены индивидуальные программы физкультурной деятельности детей с учетом уровня их физической подготовленности, готовности к обучению в школе, уровня адаптации к обучению в школе, уровня готовности родителей обеспечивать физкультурную деятельность ребенка в семье. Далее, в управляющем блоке технологии представлена совокупность методических воздействий, направленных на развитие двигательных, интеллектуальных, мотивационных и эмоционально-коммуникативных качеств детей и их родителей.
Так нами были разработаны и апробированы три варианта методических управляющих воздействий на физкультурную деятельность детей в период их адаптации к обучению в школе.
Одним из управляющих воздействий технологии было проведение специалистом цикла физкультурных занятий во второй половине дня с группами детей, различными по уровню адаптированности к школе. Эти занятия были направлены на повышение уровня психофизических способностей детей и содействие ускорению адаптации детей к
обучению в школе. Методика включает выполнение комплексов упражнений для развития силы мышечного корсета, координации движении, сюжетных комплексов танцевальных упражнений, валеологических подвижных игр, упражнений антистрессовой пластической гимнастики (А.В. Попков, 2005), психогимнастики, формирование знаний о здоровом образе жизни и освоение простейших способов саморегуляции, самоконтроля за физической нагрузкой. Данный цикл занятий рассчитан на шесть календарных месяцев. Занятия проводили три раза в неделю.
С целью обоснования эффективности данного управляющего воздействия технологии был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали группы испытуемых младших школьников 1 классов. В экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах (по12 человек в каждой) были дети из села Бичевое и села Полётное (с таким же воз-растно-половым составом). В контрольной группе с детьми проводились занятия по общей физической подготовке, с целью коррекции уровня их физической подготовленности. В ЭГ дети занимались по разработанной методике, где детям давались задания с учетом уровня их адаптированности к обучению в школе.
После проведения эксперимента и анализа полученных данных следует отметить, что наиболее значительные положительные изменения физического состоянии произошли у детей экспериментальной группы.
В показателях физического развития обнаружен наиболее выраженный достоверный прирост у детей ЭГ, например, в жизненной ёмкости легких увеличение произошло на 24,5%, а в КГ - на 15%; индекс Руфье, как показатель реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку, в ЭГ изменился на 67,8%, а в КГ на 13,5%; по данным динамометрии правой кисти в ЭГ увеличение произошло на 28%, а в КГ на 11,5%. Все указанные приросты имеют допустимую для педагогических исследований достоверность различий (р <0,05). Притом, что перед началом эксперимента показатели в группах не имели достоверных отличий.
В результате исследования данных физической подготовленности тоже было обнаружено преимущество экспериментальной группы по ряду показателей. В проявлении силовых способностей по данным теста «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» разница составила 7,1%, в проявлении гибкости по тесту «наклон вперед из положения сидя» разница между группами была 8% в пользу экспериментальной, в координационных способностях тест «бег 3 х10м» - 8%, в проявлении общей выносливости по тесту «бег 6 мин» -6,6%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенный анализ изменения уровня физического состояния, подтверждает эффективность введенного управляющего воздействия и реализованной в нем методики для учебно-воспитательного процесса младших школьников, так как показатели детей экспериментальной группы дали более значимый прирост. Кроме того, все дети из экспериментальной группы к концу эксперимента достигли высокого уровня адаптации к обучению в школе, а в контрольной группе только у троих детей уровень адаптации оказался высоким, у всех остальных средним.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воротилкина, И.М. Особенности физического состояния и физического воспитания дошкольников Хабаровска и Биробиджана / И.М. Воротилкина, О.С. Шнейдер, В.Е. Могилев // Право и жизнь. - 2014. - № 187 (1). - С. 104-116.
2. Попков, А.В. Антистрессовая пластическая гимнастика / А.В. Попков. - М. : Советский спорт, 2005. - 164 с.
3. Здоровье детей города и села в Российской Федерации / И.С. Цибульская, В.Б. Цибульский, С.А. Леонов, Э.Р. Низамова // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/556/30/ (дата
обращения: 01.01.2019).
4. Шлыкова, Д.В. Проблемы школьной адаптации детей / Д.В. Шлыкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия : Социальные науки. - 2015. - № 4. - С. 111-121.
5. Щетинина, С.Ю. Перспективы развития интегрированной воспитывающей физкуль-турно-спортивной среды в регионе / С.Ю. Щетинина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 1 (30). - С. 167-177.
REFERENCES
1. Vorotilkina, I.M., Shneider, O.S. and Mogilev, V.E. (2014), "Features of a physical state and physical training of preschool children of Khabarovsk and Birobidzhan", Right and life, No. 187 (1), pp. 104-116.
2. Popkov, A.V. (2005), Antistress plastic gymnastics, Soviet Sport, Moscow.
3. Tsybulskaya, I.S., Tsybulskiy, V.B., Leonov, S.A. and Nizamova E.R. (2014), "Children health in urban and rural settlements in the Russian Federation", Social aspects of health of the population, No. 2, available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/556/30/.
4. Shlykova, D.V. (2015), "Problems of school adaptation of children", Messenger of the Nizhny Novgorod university of N.I. Lobachevsky. Series: Social sciences, No. 4, pp. 111-121.
5. Schetinina, S.Yu. (2014), "Prospects of development of the integrated bringing-up sports environment in region", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport, No. 1 (30), pp. 167-177.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.02.2019
УДК 796.323
ТЕХНОЛОГИЯ СКАУТИНГА ДЛЯ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЕ
ПРЕМЬЕР-ЛИГИ
Раиса Игоревна Андрианова, кандидат педагогических наук, мастер спорта, серебряный призёр Кубка России-17,-18, БК «Спартак», Московская область; Марина Витальевна Леньшина, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры; Виктория Михайловна Сгонникова, мастер спорта, исполнительный директор БК «Динамо», г. Курск
Аннотация
В статье рассмотрены основы скаутинг-технологии, которая представляет собой исследование манеры игры соперника с дальнейшим использованием данной информации в подготовке к играм. На примере одного из лидеров женской Премьер-лиги и Евролиги баскетбольной команды «Динамо» г. Курск представлены скаут-отчёты игры команды и отдельных игроков, разъясняются особенности проведения скаутинга и планирования действий предстоящей игры.
Ключевые слова: скаутинг, скаут-отчёт команды, скаут-отчет индивидуальных действий игроков, женский баскетбол, Премьер-лига.
SCOUTING TECHNOLOGY FOR ANALYSIS AND PLANNING OF COMPETITIVE ACTIVITIES IN BASKETBALL TEAM OF PREMIER LEAGUE
Raisa Igorevna Andrianova, the candidate ofpedagogical sciences, MS, silver medalist of the Cup of Russia-17, BC Spartak, Moscow region; Marina Vitalievna Lenshina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of physical culture; Victoria Mi-khaylovna Sgonnikova, MS, Executive Director of BC Dynamo, Kursk
Annotation
The article discusses the basics of scouting technology, which is a study of the opponent's playing style with the further use of this information in preparation for games. The example of one of the leaders of the women's Premier League and Euro league of Dynamo basketball team in Kursk presents scout reports