УДК 796.015.68-057
МОНИТОРИНГ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
А.А. Мисюра
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, Гомель, Беларусь Для связи с автором: Е-mail: kabanoslik@mail.ru
Аннотация
Цель исследования - оценка уровня сформированности знаний учащихся 2-х классов, посещающих группы продленного дня, о физических упражнениях, здоровом образе жизни и олимпизме. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе средней школы № 59 г. Гомеля с участием 79 школьников 2-х классов, посещающих группы продленного дня. Организация исследования представлена проведением анкетирования вышеназванных учащихся. Результаты исследования. Проведенное анкетирование определило средний уровень сформированности физкультурных знаний среди учащихся 2-х классов. Наибольшее количество анкетируемых достигли уровня выше среднего в знаниях о физических упражнениях и среднего уровня - в знаниях о здоровом образе жизни. Самые низкие показатели из трех видов знаний обнаружены в знаниях по олимпизму. Заключение. Ознакомление учащихся с основами физкультурных знаний является одним из эффективных способов приобщения детей к физическим упражнениям и спорту, формирования интереса к физическому становлению.
Совершенствование процесса формирования физкультурных знаний на уроках физической культуры и во внеучебное время выступает одной из самых актуальных проблем становления физической культуры личности школьников. Отсюда вытекает необходимость разработки методических пособий, проведения дополнительных занятий, нацеленных на повышение уровня сформированности физкультурных знаний учащихся.
Группа продленного дня как форма организации внеучебного времени учащихся, наряду с учебным предметом «Физическая культура и здоровье», обладает значительными возможностями для решения указанной проблемы.
Ключевые слова: физкультурные знания, учащиеся, физическая культура, физические упражнения, олимпийские знания, здоровый образ жизни.
MONITORING OF PHYSICAL CULTURE AWARENESS OF SECOND-GRADERS IN AFTER-SCHOOL GROUPS A.A. Misiura
Francisk Skorina Gomel State University, Gomel, Belarus Abstract
The aim of research is assessment of the level of second-graders' awareness of physical exercises, healthy lifestyle and Olympism. The research encompassed second-graders attending after-school groups. Research methods and organization. The research was carried out on the basis of Gomel secondary school No. 59 with participation of 79 second-graders attending after-school groups. Research organization is presented by the questionnaire for above-mentioned schoolchildren.
Research results. The questionnaire revealed the average level of physical culture awareness of second-graders. The majority of those who were interviewed reached the above-average level of awareness of physical exercises and the average level of awareness of healthy lifestyle. The lowest indicators among three types of awareness belong to Olympism.
Conclusion. Schoolchildren's acquaintance with the fundamentals of physical culture knowledge is one of effective ways of bringing children into physical exercises and sports, promotion of physical upbringing. Refinement of the process of developing sport awareness at physical education classes and after school is one of the most relevant problems of generating physical identity of schoolchildren. The need for editing training manuals, holding additional classes aimed at enhancement of physical culture awareness of schoolchildren is rather evident. An after-school group as a form of the organization of after-school time of schoolchildren along with the "Physical Culture and Health" subject has considerable opportunities for solution of the specified problem. Keywords: physical culture awareness, schoolchildren, physical culture, physical exercises, the Olympic knowledge, a healthy lifestyle.
ВВЕДЕНИЕ
Современная система общего среднего образования в области физической культуры претерпевает постоянные изменения. Совершенствуются стандартные подходы к физическому воспитанию учащихся, вводятся новые образовательные стандарты, разрабатываются новые учебные программы «Физическая культура и здоровье», внедряются в практику различные нововведения. Все это требует переосмысления традиционно сложившихся форм и методов реализации задач, предусмотренных учебными программами по предмету «Физическая культура и здоровье».
В настоящее время многие отечественные [1-5] и зарубежные [7-10] авторы отмечают значительную роль физического воспитания, а также физических упражнений и видов спорта в формировании физической культуры личности, основными компонентами которой являются физический (физическое развитие, физическая работоспособность и двигательная подготовленность), когнитивный (сфор-мированность знаний в сфере физической культуры, качество основных психических процессов, ценностные ориентации личности в сфере физической культуры), а также физкультурно-деятельностный (сформирован-ность потребностно-мотивационной сферы и «включенность» в физическую культуру). Основным разделами учебной программы по предмету «Физическая культура и здоровье» являются «Основы физкультурных знаний», «Умения, навыки, способы деятельности», «Развитие двигательных способностей». Данные темы взаимосвязаны между собой и предполагают реализацию главной цели: формирование у учащихся знаний и представлений о физической культуре как части общей культуры человека, раскрытие и развитие физических способностей ребенка. Особое внимание в учебной программе заслуживает раздел «Основы физкультурных знаний». Знания являются одним из наиболее важных компонентов физической культуры личности. В области физической культуры они выступают необходимым условием формирования потребностей сознательно применять физические упражнения и овладевать ими, а также правильно относиться к своему здоровью, вести
здоровый, активный образ жизни, соблюдать личную гигиену [6].
Знания выступают и как условие развития двигательных способностей учащихся. Знание методов и средств развития двигательных способностей позволяет учащимся правильно выполнять то или иное двигательное действие. Чем полнее и точнее знания учащихся, тем выше качество и результат формирования двигательных умений и навыков на уроках физической культуры [4]. Неоспорима роль знаний в формировании потребностей и мотивов занятий физическими упражнениями. Ощущая рост своих двигательных возможностей, ребенок начинает видеть в знаниях определенный личностный смысл, значимость и, кроме того, все привлекательные стороны их применения [2,3]. Сформированность широкого комплекса знаний в сфере физической культуры, здорового образа жизни и спортивного поведения закладывает фундамент в становление когнитивного компонента физической культуры школьников в образовательном процессе: учащийся на своем личном опыте убеждается в необходимости средств физического воспитания для удовлетворения своих потребностей быть здоровым, физически развитым и подготовленным [5]. Разрешение противоречия между высокой значимостью знаний в формировании физической культуры личности и низким уровнем содержательного и методического обеспечения процесса формирования названных знаний на уроках физической культуры выступает в качестве одной из актуальных проблем совершенствования физической культуры личности школьников [1].
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задача настоящего исследования заключается в оценке уровня сформированности знаний о физических упражнениях, здоровом образе жизни и олимпизме учащихся 2-х классов групп продленного дня в общеобразовательном учреждении.
МАТЕРИАЛЫ
И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе средней школы № 59 г. Гомеля с участием 79 школьни-
ков 2-х классов, посещающих группы продленного дня.
Организация исследования представлена проведением анкетирования с учащимися групп продленного дня. Вопросы анкет были составлены в соответствии с учебным материалом программы «Физическая культура и здоровье». Анкета о здоровом образе жизни включала семь вопросов и отражала знания в вопросах питания, гигиены, проведения досуга и укрепления здоровья. Анкета о физических упражнениях состояла из 10 вопросов и определяла знания о влиянии физических упражнений на организм, способах формирования правильной осанки, видах спортивного инвентаря, выборе вида спорта и мяча, упражнениях для формирования силовых способностей, понятии «подтягивание в висе» и другие вопросы. Анкета об олимпийских знаниях содержала 7 вопросов, содержащих информацию о родине, символе, флаге, девизе, частоте проведения Олимпийских игр, названии и видах награждения победителей.
Задания были разработаны в иллюстрированной форме с выбором одного или нескольких необходимых вариантов ответа. Максимальное количество набранных баллов за правильные ответы в трех анкетах равнялось 16, 15 и 7 соответственно. Фрагмент анкет изображен на рисунке.
Оценка знаний учащихся была распределена на
уровни: «высокии», «выше среднего», «среднии», «ниже среднего» и «низкий» — в соответствии с интегральной 10-балльной шкалой оценки учебных достижений учащихся. Затем было подсчитано общее количество набранных ответов, а уровни сформированности знаний о физических упражнениях выражены в процентах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты сформированности уровня физкультурных знаний представлены в таблице. Из таблицы видно, что высокого уровня сформированности знаний о физических упражнениях (более 90% ответов) достигли 6 (7,6%) учащихся, «выше среднего» — 36 учащихся (45,6%). «Средний» уровень знаний наблюдается у 31 обучающегося (39,2%), «ниже среднего» — у 6 человек (7,6%).
Большинство школьников отлично справились с вопросом о выборе видов спорта (футбол, волейбол, гандбол, баскетбол) и определили соответствующий данному виду спорта мяч. Также учащиеся правильно указали время суток, в которое лучше всего делать зарядку, и отметили лишний предмет из спортивных принадлежностей.
Ряд ошибок вызвали вопросы о выборе предмета, относящегося к челночному бегу, понимании упражнения «подтягивание в висе». Не все учащиеся безошибочно отдали предпочтение
Рисунок - Пример анкеты для определения уровня сформированности физкультурных знаний / Figure -Example of questionnaire for determination of the level of physical culture awareness
Таблица - Результаты сформированности уровня физкультурных знаний / Table - Outcomes of the level of physical culture awareness
Уровень физкультурных знаний / Level of physical culture awareness Знания о физических упражнениях (количество учащихся) / Awareness of physical exercises (the number of schoolchildren) Знания о здоровом образе жизни (количество учащихся) / Awareness of healthy lifestyle (the number of schoolchildren) Олимпийские знания (количество учащихся) / Olympic knowledge (the number of schoolchildren)
Высокий / High 6 (7,6%) - -
Выше среднего / Above-average 36 (45,6%) 25 (31,6%) 16 (20,3%)
Средний / Average 31 (39,2%) 38 (48,1%) 34 (43%)
Ниже среднего / Below-average 6 (7,6%) 15 (19%) 20 (25,3%)
Низкий / Low - 1 (1,3%) 9 (11,4%)
занятиям, способствующим формированию правильной осанки.
Результаты анкетирования на предмет сформированности знаний о здоровом образе жизни показали, что высокого уровня не достиг ни один учащийся. Однако трое учащихся набрали 87,5% и не добрали всего лишь 2,5% до высокого уровня. Уровня «выше среднего» достигли 25 учащихся (31,6%), «среднего» уровня знаний — 38 обучающихся (48,1%), «ниже среднего» — 15 человек (19%) и «низкого» — 1 учащийся (1,3%). Значительное количество учащихся отлично справились с вопросом выбора лучшего времени сна, правильно отметили случаи, когда необходимо обязательно мыть руки, верно выбрали рисунки, указывающие на то, что укрепляет здоровье ребенка.
Неправильные ответы были даны на вопрос о том, что необходимо организму для утоления жажды. Многие отдали предпочтение чаю, сладким газированным напиткам, исключая правильный вариант — воду. Также учащиеся ошибались в выборе полезного завтрака (тарелка каши, фрукты, хлебобулочные изделия), выбирая чашку чая и бутерброд либо копчености с жареными яйцами и стаканом сока. Ошибки наблюдались и в выборе продуктов, которые помогают ребенку расти здоровым. В свою очередь, неправильные ответы были даны на вопрос о том, чем лучше всего заниматься после учебных занятий. Большая часть учащихся указывала на рисунок с изображением домашних заданий, а не подвижных игр или отдыха. Последнее свидетельствует о том, что школьники недооценивают важность смены
рода деятельности после учебных занятий. В олимпийских знаниях высокого уровня не достиг ни один учащийся, «выше среднего» — 16 (20,3%) учащихся, «средний» уровень знаний наблюдается у 34 (43%) обучающихся, «ниже среднего» — у 9 человек (11,4%). Ошибки в ответах учащихся прослеживаются в вопросах о названии победителей Олимпийских игр в Древней Греции, частоте их проведения. Затруднения у некоторых учащихся вызвал вопрос об олимпийском флаге и родине Олимпийских игр. Не все ребята знали, что победители Олимпийских игр в Древней Греции награждались венками из ветвей священной оливы, а не кубком или медалью. Большинство школьников правильно отмечали символ и девиз Олимпийских игр.
В результате проведенного анкетирования установили преобладание «среднего» уровня сформированности физкультурных знаний среди учащихся 2-х классов. Наибольшее количество анкетируемых достигли уровня «выше среднего» в знаниях о физических упражнениях и «среднего» уровня — в знаниях о здоровом образе жизни. Самые низкие показатели из трех видов знаний обнаружены в знаниях по олимпизму. Примерный годовой план-график распределения учебного материала 1-4-х классов позволяет проследить количество часов, отведенных на его овладение на протяжении учебного года. Так, на изучение раздела «Основы физкультурных знаний» отводится всего лишь два часа на весь учебный год. Только в первой четверти учащиеся знакомятся с основами безопасности занятий, гигиеническими знаниями и самостоя-
тельными занятиями физическими упражнениями и в четвертой четверти — со знаниями о здоровом образе жизни, олимпизме и олимпийском движении. Уроки по физической культуре и здоровью во второй и третьей четвертях не задействованы для изучения вышеназванных разделов. К тому же форма подачи материала, согласно учебной программе по предмету, представлена в недлительных рассказах и беседах (510 мин). Кроме того, по сравнению с другими разделами учебной программы («Умения, навыки, способы деятельности», «Развитие двигательных способностей») количество часов, отведенных на изучение материала по олимпизму, не увеличивается. Развитие двигательных способностей, представленных подвижными играми и игровыми заданиями, происходит в каждой четверти учебного года.
Учебный материал по олимпийским знаниям в первом и втором классах охватывает самые основные темы: легенды и мифы Олимпиад, программа и участники Олимпийских игр, последние Олимпийские игры древности, олимпийская символика и атрибутика, открытие и закрытие Олимпийских игр. В третьем классе учащиеся знакомятся с основателем олимпийского движения — Пьером де Кубертеном, видами спорта зимних и летних Олимпийских игр. Программа четвертого класса предусматривает изучение материала о спортсменах Республики Беларусь — чемпионах и призерах Олимпийских игр.
Приобретение вышеназванных видов физкультурных знаний учащимися по заявленным темам или изучение их основ за такое количество отведенных часов не может быть реализовано в полной мере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что знания являются важной составной частью физической культуры личности. Они обеспечи-
ЛИТЕРАТУРА
1. Выдрин, В. М. Физическая культура - вид культуры личности и общества: опыт историко-методологического анализа проблемы : монография / В. М. Выдрин. -СПб. : СПбГАФК. - 2004. - 153 с.
2. Давиденко, В. Н. Адаптивно-оздоровительная и развивающая направленность средств физической культуры в режиме дня младших школьников : дис.
вают функционирование и развитие остальных компонентов физической культуры личности школьника, а вместе с ними и успешность его физкультурно-спортивной деятельности. Ознакомление учащихся с основами физкультурных знаний является одним из эффективных способов приобщения детей к физическим упражнениям, спорту, формирования интереса к физическому совершенствованию [3, 8, 10]. Урок по физической культуре и здоровью в силу своих методических особенностей не может восполнить недостаток физкультурных знаний [2]. Отсюда вытекает необходимость разработки методических пособий, проведения дополнительных занятий, нацеленных на повышение уровня сформированности физкультурных знаний учащихся. Группа продленного дня как форма организации внеучебного времени учащихся, наряду с учебным предметом «Физическая культура и здоровье», имеет значительные возможности для решения указанной проблемы.
Руководители физического воспитания и воспитатели групп продленного дня могут использовать различные формы занятий. Например, проводить беседы и викторины об олимпизме, готовить иллюстративный материал об Олимпийских играх, анкетировать родителей: «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?», «Спорт в жизни вашего ребенка», а также применять дидактические игры или пособия, разрабатывать сценарии досугов по олимпийской тематике и др. [6, 7, 9].
К тому же весьма актуальным может стать проведение интегрированных занятий. Например, изучение иностранного языка и повышение уровня не только двигательной активности, но и сформированности знаний по физкультуре и здоровому образу жизни учащихся на основе интеграции предметов «Английский язык» и «Физическая культура и здоровье».
... канд. пед. наук : 13.00.04 / Давиденко Владимир Николаевич; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. - Тула, 2009. - 151 с.
3. Драндров, Г. Л. Место и роль знаний в развитии физической культуры личности школьника / Г. Л. Дран-дров, А. А. Пауков // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. 111?!.: ИИр://\м«№$с1епсе-
education.ru/ru/article/view?id=25354 (дата обращения: 23.01.2019).
4. Коровин, С. С. Системный подход к формированию физической культуры школьников в образовательном процессе школы : учебно-методическое пособие / С. С. Коровин, А. Ю. Горбунов, В. Ю. Зиамбетов. - Оренбург, 2009. - 84 с.
5. Кузнецов, В. И. Воспитание индивидуально-личностной физической культуры учащихся : дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 / Кузнецов Виктор Иванович; Ростовский государственный педагогический университет.- Ростов-на-Дону, 2005. - 235 с.
6. Усаков, В. И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы : автореф. дис. ..д-ра пед. наук: 13.00.04 / Усаков Валерий Иосифович; Сибирская государственная академия физической культуры. - Омск, 2000. - 87 с.
REFERENCES
1. Vydrin, V.M. Fizicheskaia kultura - vid kultury lichnosti i obshchestva: opyt istoriko-metodolog-icheskogo analiza problemy : monografiia [Physical culture - a type of culture of personality and society: experience of the historical and methodological analysis of a problem : monograph]. St. Petersburg, SPbGAFK Publ., 2004, 153 p.
2. Davidenko, V.N. Adaptivno-ozdorovitelnaia i razvi-vaiushchaia napravlennost sredstv fizicheskoi kultury v rezhime dnia mladshikh shkolnikov : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04 [The adaptive, rehabilitative and developing orientation of means of physical culture in the daily regime of younger schoolchildren : dis ... Cand. of ped. sciences: 13.00.04]. Tula, L.N. Tolstoi Tula State Pedagogical University Publ., 2009, 151 p.
3. Drandrov, G.L., Paukov A. A. Mesto i rol znanii v razvitii fizicheskoi kultury lichnosti shkolnika [A place and a role of knowledge in development of physical culture of the personality of a schoolchild]. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniia [Current issues of science and education]. 2016, no. 6. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=25354 (data obrashcheniia [access mode]: 23.01.2019).
4. Korovin S. S., Gorbunov A. Iu., Ziambetov V. lu Sis-temnyi podkhod k formirovaniiu fizicheskoi kultury shkolnikov v obrazovatelnom protsesse shkoly : uchebno-metodicheskoe posobie [System approach to formation of physical culture of schoolchildren in the educational process at school : teaching guide]. Orenburg, 2009. - 84 p.
7. Augste,C., Künzell, S. Seasonal variations in physical fitness among elementary school children. / C. Augste, S. Künzell // Journal of Sports Sciences. - 2014. - 32(5). - P. 415-423.
8. Gallotta, M., Emerenziani, G., lazzoni, S. Effects of different physical education programmes on children's skill- and health-related outcomes: a pilot randomised controlled trial. / M. Gallota, G.Ememrenziani, S.lazzoni // Journal of Sports Sciences. - 2017. - 35(15). - P. 15471555.
9. Pereira, S., Seabra, A., Silva, R. Correlates of health-related physical fitness levels of Portuguese children. / S.Pereira, A.Seabra, R.Silva // International Journal of Pediatric Obesity. - 2011. - 6(1). - P. 53-59.
10. Silva, P., Santos, M. Playing outdoor and practising sport: A study of physical activity levels in Portuguese children. / P.Silva, M.Santos // European Journal of Sport Science. - 2017. - 17(2). - P. 208-214.
5. Kuznetsov, V. I. Vospitanie individualno-lichnostnoi fizicheskoi kultury uchashchikhsia : dis. ... Cand. ped. nauk : 13.00.01 [Upbringing of individual and personal physical culture of schoolchildren : dis. ... Cand. of ped. sciences: 13.00.01]. Rostov-on-Don, Rostov State Pedagogical University Publ., 2005, 235 p.
6. Usakov, V. I. Programmno-metodicheskoe obespechenie ozdorovitelnogo vozdeistviia fiz-icheskoi kultury v usloviiakh semi, detskogo sada, shkoly : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.04 [Program and methodical support of rehabilitative influence of physical culture in family, kindergarten and school environments : abstract dis. ... Dr. of ped. sciences: 13.00.04]. Omsk, Siberian State Academy of Physical Culture Publ., 2000, - 87 p.
7. Augste,C., Künzell, S. [Seasonal variations in physical fitness among elementary school children]. Journal of Sports Sciences, 2014, no. 32(5). pp. 415-423.
8. Gallotta, M., Emerenziani, G., lazzoni, S. Effects of different physical education programmes on children's skill- and health-related outcomes: a pilot randomised controlled trial. Journal of Sports Sciences, 2017, no. 35(15). pp. 1547-1555.
9. Pereira, S., Seabra, A., Silva, R. [Correlates of health-related physical fitness levels of Portuguese children]. International Journal of Pediatric Obesity, 2011, no. 6(1), pp. 53-59.
10. Silva, P., Santos, M. [Playing outdoor and practising sport: A study of physical activity levels in Portuguese children]. European Journal of Sport Science, 2017, no. 17(2). pp. 208-214.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Мисюра Алина Александровна - аспирант кафедры теории и методики физической культуры УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»; Беларусь, 246003, г. Гомель, ул. Советская 102; e-mail: kabanoslik@ mail.ru; ORCID ID: 0000-0002-1657-1778.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Мисюра А.А. Мониторинг физкультурных знаний учащихся 2-х классов групп продленного дня / А.А. Мисюра // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т. 22, № 1. - С. 47-52
FOR CITATION
Misiura A.A. Monitoring of physical culture awareness of second-graders in after-school groups. Science and sport: current trends, 2019, vol. 22, no. 1, pp. 47-52 (in Russ.)