DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10340
О.В. Коновалова - доцент кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность», к.э.н., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», [email protected],
O.V. Konovalova - Associate Professor of the Department "Risk Analysis and economic security", PhD of economics, Financial university under the Government of the Russian Federation.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ MODERN APPROACHES TO IMPLEMENTING ANTI-CORRUPTION LEGAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Аннотация. Статья посвящена исследованию подходов реализации просветительской деятельности в реализации мероприятий, направленных на профилактику коррупционного поведения у студентов вуза в условиях повсеместного правого нигилизма в обществе. Цель работы - раскрыть суть антикоррупционной просветительской деятельности при формировании мировоззрения студентов, используя современные образовательные технологий и средства коммуникации. Автором сделан вывод необходимости антикоррупционного просвещения, направленного на удовлетворение общественных и государственных интересов как в учебном процессе, так и во всех сферах жизни обучающегося.
Abstract. the Article is devoted to the study of approaches to implementing educational activities in the implementation of measures aimed at preventing corrupt behavior among University students in conditions of widespread right-wing nihilism in society. The purpose of the work is to reveal the essence of anti-corruption educational activities in the formation of students ' worldview, using modern educational technologies and means of communication. The author concludes that anti-corruption education is necessary to satisfy public and state interests both in the educational process and in all areas of the student's life.
Ключевые слова: коррупция, профилактика коррупции, антикоррупционное просвещение, образовательная деятельность, высшее образование.
Keywords: corruption, prevention of corruption, anti-corruption education, educational activities, education.
В на официальном интернет-сайте Генеральной прокуратуры РФ первом полугодии 2019 года был проведен социологический опрос об оценке эффективности применяемых антикоррупционных мер, направленных на предупреждение и профилактику коррупционных проявлений. Всего было опрошено 38 178 респондентов, из которых около 2 % ответили не на все вопросы [4].
Сферами, в наибольшей степени наиболее подверженными коррупционным проявлениям, граждане назвали (по убыванию уровня коррупции): здравоохранение, образование, ЖКХ, оказание государственных и муниципальных услуг, контрольно-надзорную, публичные (государственные) закупки, правоохранительную и судебную системы, сделки с государственной и муниципальной собственностью. Заметим, что образование стоит на 2 месте по мнению опрощенных.
Если оценивать вовлеченность граждан в одно из самых распространённых коррупционных преступлений - взяточничество, то 25% опрошенных признались, что им пришлось дать взятки должностным лицам, а 15% не ответила на этот вопрос. С джиргой стороны 50% опрошенных сталкивались с фактами вымогательства взятки со стороны как должностных лиц (38%), так и их посредников (12%). Исходя из результатов данного опроса можно сделать вывод, что каждый член общества может потенциально стать субъектом коррупционной деятельности. Следовательно, и представитель молодого поколения, будучи студентом высшего учебного заведения, уже сегодня мог столкнуться с проявлением коррупции и быть вовлеченным в данное противоправное деяние как в период своего обучения в школе или вузе, так и после его окончания. Заметим, что современный студент может быть проинформирован о имеющемся коррупционном преступлении без его вовлечения посредством коррупционного поведения в лице своих родителей, учителей в средней школе, преподавателей вуза, работников деканатов и социально-бытовой сферы вуза, а также при обращении в советующие государственные и муниципальные учреждении при получении документов на льготы и пр.
Практика противостояния фактам коррупции изучается во всем мире. Руководство стран, сталкиваясь со спецификой взаимоотношений в государстве, используя огромный международный, национальный и региональный опыт, стремятся сформировать и реализовать собственную национальную антикоррупционную политику, изыскивая новые формы и каналы взаимодействия на своих граждан через имеющиеся в их распоряжении антикоррупционные инструменты.
Среди них особое место занимает антикоррупционное просвещение. Правовой нигилизм является крепкой основой для развития негативных социальных явлений, в том числе и коррупции. Поэтому на первое место выступает повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан, что невозможного обеспечить без высокого уровня развития нравственных и моральных устоев в обществе. Как показала мировая и отечественная практика наличие законодательной базы не исключает проявление коррупционного поведения у должностных лиц и граждан страны и не является единственным и достаточным средством для создания здо-
ровой правовой основы жизнедеятельности общества. Приведённый выше опрос показал, что граждане считают одной из действенных мер - «повышение правовой грамотности населения, образовательного и куль-турнбого уровня граждан» [4], так как отношение члена общества к проявлению коррупционного поведения как к недопустимому факту поведения современного гражданина свой страны основывается следующем:
1. Нравственные и духовные ценности.
2. Уровень образования.
3. Уровень культуры.
Чем выше по уровню развитие этих категорий в обществе, тем эффективнее реализуется антикоррупционная политика государства.
Без сомнения, большая работа в этом направлении на всех уровнях власти и работы основных российских учреждениях различных сфер деятельности проводилась и продолжает проводится. Вместе с тем в целях повышения эффективности профилактической деятельности в вопросах антикоррупционного просвещения представляется целесообразным ее еще большая активизация с использованием новейших подходов, форм и методов просвещения, основанных на более широком применении современных информационных и коммуникационных технологий.
Огромное число научных, учебных, методических и публицистических работ различного объема, содержания и качества посвящено проблеме предупреждения и противодействия коррупции в российском обществе, и в частности в высшем образовании. В современном российском обществе, как и во всем мире, проблема противодействия коррупции и роста качества просветительских программ по предупреждению и противодействию коррупции находятся в центре внимания представителей органов государственной власти и специалистов всех отраслей просвещения и науки.
Правительством Российской Федерации, начиная с 2014 года принимаются законодательные акты по антикоррупционному просвещению, а в 2018 году в Указе Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы" была утверждена текущая программа по антикоррупционному просвещению обучающихся всех уровней подготовки. Все эти документы постоянно требуют просветительского и научного сопровождения в их реализации. Стоит упомянуть, что в региональном антикоррупционном законодательстве данное средство противодействия коррупции было закреплено ранее и использовалось органами исполнительной власти субъектов РФ при реализации региональной антикоррупционной политики.
В России по мнению многих государственных деятелей, предстателей бизнеса, науки и образования одной из актуальных проблем современного общества является проблема духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего. В системе образования повсеместно осуществляется популяризация культурных ценностей, одной из которых должна быть норма антикоррупционного поведения, и именно учителю и преподавателю образовательного учреждения отводится одна из важных ролей. Противодействие коррупции занимает одно из центральных мест в культурно-просветительской деятельности.
Работник образования (учитель, педагог, преподаватель) в истории отечественной системы образования всегда представлял собой «просветителя», главная задача которого состоит в активном участии в культурно-просветительской работе и в реализации гуманитарной миссии по пропаганде среди различных слоев населения моральных и этических ценностей поведения гражданина РФ. Культурно-просветительская деятельность вовлечена в сферы образования, политики, экономики, медицины, досуга и т.д. - во все составляющие жизни человека. Противодействие коррупции занимает одно из центральных мест в культурно-просветительской деятельности, так как коррупция распространяется на все сферы жизни человека и затрагивает общественные отношения в этих же сферах: бизнес, образование, политика, экономика, медицина, ЖКХ, досуг и т.д. Таким образом под «просветительской деятельностью» в вопросах антикоррупционного воспитания следует понимать некую разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных ресурсов и мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению знаний и иных социально важных сведений по противодействию и предотвращению коррупции в российском обществе, направленных на привитие ценностей антикоррупционного поведения и неприятия коррупционных проявлений. Безусловно такие патерны должны быть заложены в системе общекультурных ценностей каждого гражданина любого возраста и особенно социально активного населения, и составлять в данных вопросах основу его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей в его жизни. Еще на этапе обучения студент должен уметь разбираться в вопросах предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе и прокурорского надзора за исполнением законодательства о контроле за крупными расходами чиновников.
В качестве основных направлений по реализации антикоррупционного просвещения выступают [3]:
1. Просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях;
2. Воспитание в обществе чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ;
3. Укрепление доверия к власти.
При этом нужна реализация целого комплекса мер, а не точечное решение насущных вопросов в этой
сфере.
В свою очередь антикоррупционная просветительская деятельность имеет своей целью повышение социальной активности населения в вопросах предупреждения и противодействия коррупции, и, как следствие, уровня общей культуры российского населения. Для привития данных общественных ценностей необходимо остановить на технологиях культурно-просветительской деятельности. Основные функции технологии культурно-просветительской работы: культурно-творческая, развивающая, информационно-просветительская. Данные технологии имеют «гуманистический, развивающий и культурологический характер».
К перечню функций культурно-просветительских компетенций в вопросах противодействия коррупции можно отнести:
1. Просвещение как готовность принимать активное участие в культурной жизни общества и государства с целью пропаганды неприятия коррупционного поведения в обществе через создание объектов культуры и использования в своей деятельность мирового культурного наследия.
2. Пропаганда культуры как активное участие в создании единого культурного, научного, образовательного и информационного пространства, транслирующего антикоррупционные нормы поведения.
3. Воздействие на сознание как умение оказывать необходимо содействие на раскрытие и развитие у подрастающего поколения нравственных идеалов и ценностей обществами в вопросах неприятия коррупционных норм поведения средствами культур.
4. Политическая деятельность как способность участвовать в постановке и решении одной из актуальных задач российской государственной политики в области противодействия и профилактики коррупции.
Технология культурно-просветительской деятельности должна осуществляться не только в рамках образовательной деятельности, но и за ее пределами, в рамках культурно-массовых институтов (музеи, театры, центры досуга и т.д.), с целью культурного роста населения страны. Сегодня множество образовательных учреждений в сотрудничестве с муниципальными образованиями, государственными учреждениями разрабатывают и реализуют мероприятия по борьбе с коррупцией, например, большое количество мероприятий на всех уровнях государственного устройства, например, в Международный день противодействия коррупции (9 декабря).
Основные направления технологии культурно-просветительской деятельности, реализуемой в образовательных учреждениях:
1. Культурно-просветительская деятельность, организуемая со студентами и слушателями образовательных программ:
- организация и проведение цикла конференций, круглых столов, конкурсов творческих и научных работ, в которых принимают участие сами студенты в соответствии с возрастными возможностями и потребностями; организация в образовательном учреждении различных творческих коллективов, их участие в разнообразных проектах, выступлениях и т.д.;
- посещение студентами и кураторов студенческих групп государственных учреждений с целью обсуждения проблем противодействия коррупции,
- посещение студентами и кураторов студенческих групп учреждений культуры и иных организаций на мероприятиях по данной тематике (концерты, картинные галереи, театры и т.д.).
2. Культурно-просветительская работа, проводимая с родителями - осуществляется в форме родительских чатов, родительских конференций и тематических консультаций в том числе с использованием цифровых средств коммуникации.
3. Культурно-просветительская работа педагогов по вопросам противодействия коррупции -осуществляется с использованием разнообразных методов и форм (беседы, лекции, диспуты, дискуссии, олимпиады, кружки, курсы и т.д.).
Значимость культурно-просветительской деятельности в вузе в вопросах антикоррупционного просвещения заключается в том, что она способствует расширению кругозора человека на этапе его активного становления как гражданина, ищущему свое достойное место в обществе, и помогает быть полезным для окружающих людей и государства.
По мнению профессора кафедры криминологии Кабанова П.А. антикоррупционное просвещение - это «система распространения субъектами государственной политики противодействия коррупции достоверной информации любым способом, в любой форме с использованием любых коммуникативных средств в отношении неопределенного круга лиц, направленная на формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного поведения, антикоррупционного сознания и антикоррупционной культуры» [1].
На основе данного понятия антикоррупционного просвещения можно определить, и в дальнейшем вуз сможет в своем локальном нормативном акте установить, круг субъектов, наделенных полномочиями по осуществлению антикоррупционного просвещения: руководители вуза, работники воспитательного сектора и кураторы учебных групп, работники деканатов, работники социально-бытовых структур вуза, преподаватели в рамках читаемых дисциплин по антикоррупционной направленности и руководства студенческими учебными и научными работами, а также лица, на постоянной и временной основе назначенные на организацию и проведение просветительских мероприятий по антикоррупционному воспитанию для всех студентов и слушателей или отдельных целевых групп.
Антикоррупционное просвещение может быть реализовано посредством организации тематических мероприятий работы клубов дебат и диспутов, вузовских творческих объединений, тематических концертов, и т.п. При этом при обеспечении непрерывного информационного межсубъектного взаимодействия в различных сферах общественной социально-культурной жизни вуза в рамках разработанного плана антикоррупционных мероприятий вуза. Поэтому информированность не только с привлечением конкретных работников вуза, но и на основе средств СМИ и Интернет могут оказать огромную помощь в антикоррупционном просвещении.
Средства СМИ и Интернет в вопросах просвещения призваны выполнять следующие функции с целью пресечения проявлений коррупционного поведения:
1. Информирование родителей, студентов и работников вуза о способах ведения жизни без коррупционного поведения. Целью данной информации является высокая необходимость показать и разъяснить населению доступные и законные способы взаимодействия с государственными и общественными институтами. Практика показывает, что со стороны граждан случаи коррупции происходят по их инициативе по причине того, что людям не известны другие быстрые и действенные способы взаимодействия с инстанциями в новых условиях хозяйствования. Этим фактом не редко пользуются чиновники и прочие должностные лица, имеющие возможность распределять ресурсы на местах, в том числе и в вузе. Следовательно, население должно быть проинформировано о возможных способах предупреждения и противодействия коррупции. Обращение граждан по фактам коррупции должно быть доступным и безопасным.
2. СМИ и интернет должны способствовать увеличению уровню открытости государственных органов. Так на своих сайтах властные структуры, учреждения образования и другие могут информировать население своей деятельности, о мерах, принимаемых ими в вопросах коррупции и способах взаимодействия с ними, исключающих возможность проявления коррупции.
3. Пропаганда отрицательного отношения к коррупции и коррупционерам.
Успех в борьбе с коррупцией предполагает формирование нетерпимости к коррупции в обществе, обеспечение широкой общественной поддержки. В выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на Совете при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 26 января 2016 г. отмечено, что ключевой задачей остаётся формирование в обществе и у государственных служащих антикоррупционного правосознания, нетерпимости к коррупционному поведению.
Одним из действенных методов предупреждения коррупции может стать информирование широких слоев населения о действующем законодательстве, разъяснение его основных статей, а также наглядная демонстрация «повседневных» коррупционных действий граждан.
Стоит уделить внимание возможностям разработки и создания мультимедийного и просветительского программного обеспечения в рамках реализации отдельных учебных курсов. Речь идет не только о конспектах лекций и тестах, а также и о деловых играх и бизнес-симуляторах, основанных на поведении студента в его настоящей жизни или в будущем, когда он выйдет на работу, в коррупционной ситуации на примере уже имеющихся кейсов (анализ официальных СМИ), законодательстве и кодексах этики сотрудников вуза и ведущих работодателей.
Однако молодёжь и большая часть населения как в России, так и во всем мире используют в качестве основного источника информации интернет. Интернет позволяет отбирать нужную человеку информацию и даёт ему волю по её освоению. Поэтому для эффективной работы с населением необходимо приспосабливаться к реалиям интернет-пространства, особенно в образовательных учреждениях, где основным объектом коррупционного просвещения является обучающийся.
Технологии интернет способствуют тому, что любые коррупционные проявления в настоящее время могут быть приданы огласке. Современные средства связи делают доступным для каждого человека владение и использование средств аудио и видео фиксации и коммуникации - мобильными телефонами, гаджетами, которые практически онлайн способны их транслировать в сети Интернет, сохранять и тиражировать в ней. В данном случае следует использовать возможности интернет как серьезного средства, играющего профилактическую роль в борьбе с коррупцией. Однако стоит обратить внимание на разработку правил использования этих материалов в качестве доказательной базы.
Таким образом, реализуя технологию культурно-просветительской деятельности и используя современные коммуникативные технологии в пропаганде норм антикоррупционного поведения, преподаватель высшего образования как педагог осуществляет работу по воспитанию базовой культуры личности, занимается созданием предпосылок для развития у студентов и слушателей образовательных программ индивидуальных способностей в реализации поведения при противостоянию коррупционным деяниям со стороны других участников общественных отношений, направленных на удовлетворение общественных и государственных интересов по противодействию коррупции.
Источники:
1. Кабанов П.А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnoe-prosveschenie-kak-sredstvo-protivodeystviya-korruptsii-ponyatie-i-soderzhanie (дата обращения: 16.06.2020).
2. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: учеб.пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004
3. Мошинец Ю.В. Антикоррупционное просвещение в Российской Федерации как одно из основных направлений профилактики коррупции URL: http://www.radnews.ru/антикоррупционное-просвещение-в-рос/ ((дата обращения: 16.06. 2020).
4. Результаты проведения социологического опроса об оценке эффективности применяемых антикоррупционных мер. URL: https://мвд.рф/anticorr/opros-anticorr (дата обращения: 06.04. 2020).
5. Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы" URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877694/(дата обращения: 06.04. 2020).
6. Хазратова Ф.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Инновационная наука, образование, производство и транспорт: юриспруденция, образование и воспитание, физическое воспитание и спорт, философия, литература и лингвистика Сер. "Инновационная наука, образование, производство и транспорт" Институт морехозяйства и предпринимательства. Одесса, 2018. С. 108-115.
References:
1. Kabanov P. A. anti-corruption education as a means of countering corruption: concept and content / / actual problems of Economics and law. 2014. # 4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnoe-prosveschenie-kak-sredstvo-protivodeystviya-korruptsii-ponyatie-i-soderzhanie (accessed: 16.06.2020).
2. Kiseleva T. G. socio-cultural activity: studies.stipend.textbook / T. G. Kiseleva, Yu. D. Krasilnikov. - M.: Moscow state University of culture and arts, 2004.
3. Moshinets Yu. V. anti-corruption education in the Russian Federation as one of the main directions of corruption prevention.: http://www.radnews.ru/антикоррупционное-просвещение-в-рос/ ((accessed: 16.06. 2020).
4. Results of a sociological survey to assess the effectiveness of anti-corruption measures. URL: https://мвд.рф/anticorr/opros-anticorr (accessed: 06.04. 2020).
5. Decree of the President of the Russian Federation No. 378 of 29 June 2018 "On the National anti-corruption plan for 20182020".: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877694/(accessed: 06.04. 2020).
6. Khazratova F. V. THEORETICAL FOUNDATIONS of CULTURAL and EDUCATIONAL ACTIVITIES / Innovative science, education, production and transport: law, education and upbringing, physical education and sport, philosophy, literature and linguistics Ser. "Innovative science, education, production and transport" Institute of marine management and entrepreneurship. Odessa, 2018. Pp. 108-115.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10341
О.А. Левшукова - доцент кафедры налогов и налогообложения, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
O.A. Levshukova - associate professor of taxes and taxation, candidate of Economics, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;
И.И. Михлева - студентка 3 курса экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
I.I. Mikhleva - 3nd year student of the faculty of Economics, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;
А.В. Тюхтюнова - студентка 3 курса экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
A.V. Tiukhtiunova - 3nd year student of the faculty of Economics, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF SMALL BUSINESS
Аннотация. Научная статья посвящена исследованию особенностей анализа эффективности деятельности малого бизнеса при помощи использования социально-экономических показателей. Актуальность работы обусловлена низкой эффективностью развития субъектов малого бизнеса на территории Российской Федерации (РФ), что создает необходимость оценки и анализа его показателей. В рамках статьи выделены основные методы, используемые при оценке эффективности предприятий малых форм хозяйствования. Рассмотрены особенности основных показателей финансовой модели оценки стоимости малого бизнеса, которые могут быть использованы при анализе эффективности деятельности предприятия. Описаны основные факторы, которые влияют на финансовую оценку социальной и экономической эффективности деятельности малых фирм. В заключении статьи, автором установлено, что роль малого бизнеса в экономике России далека от реализации своего потенциала, что связано с низкой эффективностью деятельности малых предприятий при оценке которой стоит использовать различные социально-экономические и финансовые показатели.
Abstract. The scientific article is devoted to the study of the characteristics of the analysis of the effectiveness of small business using socio-economic indicators. The relevance of the work is due to the low development efficiency of small businesses in the Russian Federation (RF), which creates the need to evaluate and analyze its indicators. The article identifies the main methods used in assessing the effectiveness of small enterprises. The features of the main indicators of the financial model for assessing the value of small businesses, which can be used in the analysis of the effectiveness of the enterprise. The main factors that affect the financial assessment of the social and economic efficiency of small firms are described. In conclusion of the article, the author found that the role of small business in the Rus-