Н.Е. Таева*
Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся: современное состояние проблемы и основные направления развития
Аннотация. Формирование антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов является одной из эффективных мер профилактики коррупции в обществе. В статье изучается проблема формирования антикоррупционного мировоззрения учащихся как одного из важнейших компонентов воспитательного и образовательного процесса на современном этапе. Анализируется нормативная база антикоррупционного образования, а также конкретные программы, принятые в субъектах РФ, по реализации в образовательном процессе антикоррупционной составляющей. Сделан вывод о необходимости разработки единых концептуальных подходов к формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся. Выделены основные направления, которые следует учитывать при разработке такой концепции. К таким направлениям относятся: создание соответствующей нормативно-правовой базы; обучение и подготовка педагогических кадров, способных осуществлять формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся; материально-организационные меры; взаимодействие с институтами гражданского общества.
Ключевые слова: коррупция, концепция, антикоррупционное мировоззрение, воспитание, образование, право, правовое государство, гражданское общество, законность, правопорядок, общество, профилактика коррупции.
Формирование антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов — одно из направлений повышения уровня правосознания граждан, усвоения ими образцов правомерного поведения и, как следствие, — становление законности и правопорядка в обществе. Без высокого уровня правосознания невозможно создание правового государства. Необходимо отметить, что в настоящее время возможность формирования антикоррупционного мировоззрения обеспечивается в рамках правового образования на уроках обществознания, граждановедения, основ права. При изучении данных курсов учащиеся получают представление о коррупции какоб общественном явлении, о коррупции как о преступлении, о существующих мерах ответственности за данное преступление. Вместе с тем развитие общественных и экономических отношений, изменения общественной жизни, трансформация запросов государства формируют новые вызовы, требующие поиска новых подходов к правовому образованию. В частности, речь идет о включении в него специальной антикоррупционной составляющей. В учебном и воспитательном процессе должно целенаправленно формироваться антикоррупционное мировоззрение. Фактически эта сфера становится одной из самых востребованных на современном этапе. Корруп-
ция сегодня рассматривается как одна из угроз общественной безопасности, наряду с такими явлениями, как терроризм и экстремизм. Антикоррупционное воспитание учащихся должно стать важнейшей частью государственной политики с тем, чтобы сформировать гражданина, обладающего соответствующими личностными качествами. На выходе государство должно получить ряды государственных и муниципальных служащих со сформировавшимся антикоррупционным мировоззрением.
Итак, формирование антикоррупционно -го мировоззрения школьников и студентов является одной из важнейших мер профилактики коррупции в целом. Такое формирование должно осуществляться в рамках воспитательно-образовательной деятельности. Для решения этой задачинеобходимо создание соответствующей нормативно-правовой базы. Современное состояние нормативного регулирования в данной сфере требует совершенствования. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»1 в настоящее время не содержит специальных норм, направленных на антикоррупционное образование и воспита-
1 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
© Таева Н.Е., 2015
* Таева Наталья Евгеньевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [[email protected]]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.
ние, в том числе в рамках дополнительных образовательных программ. Федеральный зако-нот 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»2 в числе мер по профилактике коррупции устанавливает формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (ст. 6). Вместе с тем закон не предусматривает такой традиционной меры антикоррупционной политики, как антикоррупционное воспитание. Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 613 также не устанавливает соответствующего направления развития образования.
Формирование и развитие антикоррупционного мировоззрения предусматривается лишь по специальным направлениям высшего и среднего профессионального образования, например юридического. Так, Указом Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»4 установлена необходимость включения в федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «юриспруденция» требования по формированию у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону. Ряд федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования5 по таким направлениям, как правоохранительная деятельность, юриспруденция (бакалавр, магистр), государственный аудит, правовое обеспечение национальной безопасности, включает антикоррупционную составляющую, как правило, в виде общекультурной компетенции — «способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры» и т.п. Данные компетенции закреплены и в стандартах среднего профессионального образования.
В целом можно констатировать отсутствие в сфере антикоррупционного воспитания и образования механизмов нормативной регламентации на федеральном уровне. С одной стороны, это позволяет создавать необходимую вариативность в субъектах РФ при регулировании данных вопросов, с другой — не всегда обеспечивает систематические и комплексные меры в данной сфере.
В большинстве субъектов РФ приняты законы, направленные на противодействие коррупции. Как правило, данные законы предусматривают осуществление антикоррупционного просвещения (Архангельская область), антикоррупционного образования (Московская область), антикоррупционной пропаганды (Хабаровский край, Ивановская область), антикоррупционной агитации (термин впервые был закреплен в Орловской области6). Так, в Законе Московской области от 10.04.2009 № 31/2009-03 «О мерах по противодействию коррупции в Московской области»7 в ст. 8 закрепляется, что «антикоррупционное образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения в целях формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции, повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, а также подготовки и переподготовки педагогических и юридических кадров, государственных гражданских служащих Московской области, муниципальных служащих. Организация антикоррупционного образования обеспечивается уполномоченными Правительством Московской области органами и осуществляется на базе образовательных организаций Московской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области». В 3аконе Архангельской области от 26.11.2008 № 626-31-03 «О противодействии коррупции в Архангельской области» закрепляется не только дефиниция антикоррупционного образования, но также дано определение антикоррупционного просвещения, под которым закон понимает «распространение знаний о законодательстве по противодействию коррупции, практике его применения и разъяснение положений нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции в целях формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры посредством информирования граждан об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав, а также посредством антикоррупционной пропаганды и антикоррупционного образования» (ст. 11). Следует отметить, что понятия антикоррупционная пропаганда и антикоррупционная агитация также имеют непосредственное отношение к формированию антикоррупционного мировоззрения8.
2 URL: http://www.pravo.gov.ru.
3 Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1377.
4 Там же. 2009. № 22. Ст. 2698.
5 См. напр.: Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010
№ 1763 «Об утверждении и введении в действие федераль-
ного государственного образовательного стандарта выс-
шего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») // СПС «КонсультантПлюс».
6 Кабанов П.А. Антикоррупционная агитация как информационное средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Административное и муниципальное право. 2014. № 2. С. 178-179.
7 Здесь и далее ссылки на нормативные акты субъектов РФ даны по СПС «КонсультантПлюс». База «Региональное законодательство».
8 См.: Кабанов П.А. Понятие и содержание антикоррупционной пропаганды как правовой категории в российском региональном антикоррупционном законодательстве // Административное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 878-884.
Помимо законов с целью создания механизма их реализации на уровне субъектов РФ органами исполнительной власти субъектов РФ принимаются государственные антикоррупционные программы, разрабатываются соответствующие планы. Например, Постановлением Администрации Приморского края от 08.07.2014 № 261-ПА утверждена Программа противодействия коррупции в Приморском крае на 2014—2015 гг. Распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 25.08.2014 № 799-РГ утвержден План противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия) на 2014—2015 гг. и т.п.Принимаются соответствующие программы и на муниципальном уровне. Например: была утверждена Комплексная антикоррупционная программа муниципального образования г. Казани на 2012—2014 гг., а мэром г. Казани принято Постановление от 09.02.2012 г. «О дополнительных мерах по реализации антикоррупционной политики в г. Казани». Однако какого-либо единства правового регулирования на уровне субъектов РФ в данной сфере не наблюдается. Принятые акты в целом создали общую базу для решения задачи формирования антикоррупционного мировоззрения. Вместе с тем существующее нормативное регулирование имеет точечный и разрозненный характер. Далеко не во всех субъектах РФ приняты специальные программы, направленные на антикоррупционное образование и воспитание. Как правило, данный компонент лишь включен в общие комплексные программы противодействия коррупции в конкретном регионе. Базовыми принципами формирования антикоррупционного мировоззрения школьников и студентов должны стать:
- комплексность решения задачи формирования антикоррупционного мировоззрения: мероприятия в этой сфере должны охватывать все возможные направления в их взаимосвязи;
- системность: антикоррупционное воспитание должно строиться на целостной системе взаимосвязанных мер;
- полнота и объективность: предоставление полной информации о правах, обязанностях, о мерах ответственности за факты коррупции и пр. Именно учет этих принципов и должен лежать в основе принятия нормативных актов, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения. Таким образом, существующие нормативные акты как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований не создают необходимой нормативной базы для осуществления комплексного, систематического и полного формирования антикоррупционного мировоззрения школьников и студентов.
Характеризуя современное состояние проблемы, следует отметить, что формирование ан-
тикоррупционного мировоззрения через систему образования осуществляется в настоящее время в ряде субъектов РФ. С отчетами о результатах реализации данных программ можно ознакомиться на официальных сайтах соответствующих органов государственной власти субъектов РФ. Так, например, в результате реализации программы антикоррупционного образования в Санкт-Петербурге в 2011—2012 гг.9 во всех школах вопросы противодействия коррупции освещаются в рамках существующего учебного плана на уроках истории, обществознания, правоведения. Разработана специализированная учебная программа «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» для старшеклассников и обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Программа является междисциплинарной, ее содержание модульно раскрывается в рамках различных учебных дисциплин: истории, обществознания, правоведения, географии, литературы и др. Учреждения могут использовать ее в качестве курса по выбору, факультатива. Администрациям районов Санкт-Петербурга было рекомендовано включить указанную программу в образовательный процесс. В 60 % школ в учебные программы был включен модуль антикоррупционной направленности. Кроме того, темы антикоррупционной направленности раскрываются на уроках истории, обществознания и др. Данная программа внедряется в образовательный процесс и учреждений начального и среднего профессионального образования. 60 % учреждений, подведомственных Комитету по образованию, включили в образовательный процесс модули антикоррупционной направленности и 100 % учреждений раскрывают эти темы в предметах «история», «обществознание», «основы права». К примеру, в учебных заведениях Республики Татарстан, в соответствии с Программой Министерства образования и науки Республики Татарстан по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009— 2011 гг.10, активно реализуется антикоррупционное образование обучающихся. В общеобразовательных учреждениях в планы учебно-воспитательной работы включены циклы мероприятий, классных часов по антикоррупционной тематике, в образовательные дисциплины внедрены элективные курсы антикорупционной направленности. Ведется просветительская работа с родителями обучающихся. В учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики Татарстан разработаны соответствующие планы мероприятий, созданы антикор-
9 таЬ k-obr.spb.ru/downloads/432/14.doc.
10 URL: https://edu.tatar.ru/bugulma/s-isakovo/sch/anti.htm/ kor/programm.htm.
рупционные комиссии. Советом ректоров вузов Республики Татарстан образована постоянно действующая комиссия по антикоррупционному образованию, большинство вузов Республики Татарстан включило в регионально-вузовский компонент примерных учебных планов специальные курсы по антикоррупционной тематике. Институтом развития образования Республики Татарстан был разработан учебно-тематический план антикоррупционной образовательной программы для руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений и органов управления образованием. Однако коррупция продолжает оставаться дестабилизирующим фактором для развития системы образования республики. Незавершенность структурной перестройки и реформ в сфере образования продолжает существенно влиять на уровень коррупции в органах управления образованием, образовательных учреждениях. По данным социологических опросов, проводимых Центром перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, процент лиц, думающих, что коррупция в обществе встречается часто составляет 39 %, очень часто — 35,9 %. Несмотря на то, что, по сравнению с результатами опроса 2005 г., доля таких респондентов сократилась (в 2005 г. их было 48,8 % и 36,8 % соответственно), проблема коррупции остается актуальной11.
На официальном портале мэрии г. Казани размещена информация о состоянии антикоррупционной политики в области образования в 2013 г.12 В целях совершенствования антикоррупционного образования, формирования у молодого поколения нетерпимости к проявлениям коррупции в образовательных учреждениях г. Казани в течение 2013 г. проведено более 600 мероприятий. Среди них встречи для учащихся с представителями правоохранительных органов, заседания круглых столов, молодежные акции на тему «Коррупции — нет!»; ролевые игры «Суд над коррупцией»; викторина «Коррупцию надо знать в лицо». В некоторых учреждениях образования проведены родительские собрания на темы «Правовое воспитание граждан» и «Антикоррупционная политика государства»; проведены круглые столы с участием помощников прокуроров соответствующих районов; в образовательных учреждениях города к Международному дню борьбы с коррупцией были оформлены стенды, тематические книжные выставки, выпущены стенгазеты и плакаты антикоррупционной направленности; учащиеся образовательных учреждений приняли участие в республиканских конкурсах сочинений «Скажем коррупции нет!» и «Будущее моей стра-
11 иЯЬ: https://edu.tatar.ru/bugulma/s-isakovo/sch/anti.htm/ kor/programm.htm.
12 иЯЬ: http://www.kzn.ru/old/page9884.htm.
ны в моих руках», в антикоррупционных конкурсах, а также в республиканском конкурсе детских рисунков «Надо жить честно!»; на сайтах образовательных организаций размещены адреса и телефоны органов, куда должны обращаться граждане в случае проявления коррупционных действий (фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции по внесению денежных средств); во всех образовательных учреждениях города проведены открытые уроки, внеклассные мероприятия, классные часы по антикоррупционной тематике.
Приведенные примеры реализации программ антикоррупционного воспитания и образования в целом должны оцениваться как положительный опыт в данной сфере. Однако не во всех субъектах федерации приняты и реализуются программы антикоррупционного образования. Кроме того, мы видим отсутствие каких-либо единых подходов в субъектах РФ по данному направлению государственной политики. На уровне субъектов федерации отсутствует единая концепция формирования антикоррупционного мировоззрения. Достижение такого единства возможно, как было сказано выше, при условии формирования единой нормативной базы и принятия соответствующей концепции на федеральном уровне. Такая концепция позволит не только унифицировать направления антикоррупционного воспитания и образования школьников и студентов, но и обеспечить охват соответствующими программами все регионы РФ.
Основным направлением при создании такой концепции должно стать определение тех личностных качеств учащихся, которые требуется сформировать. Прежде всего у учащихся должна быть сформирована гражданская позиция законопослушного поведения. Результатом реализации концепции должна стать личность, наделенная знаниями о своих конституционных правах, свободах и, что немаловажно, — обязанностях, знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства; личность, которая не желает мириться с проявлениями коррупции, которая способна и желает устранить коррупцию. На основе сформированного антикоррупционного мировоззрения и социально значимых компетенций можно прогнозировать повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций.
Концептуальный подход к формированию антикоррупционного мировоззрения требует создания соответствующей нормативно-правовой базы, необходимой для реализации основных направлений государственной политики в данной сфере; включение антикоррупционной составляющей в основные нормативные акты, регулирующие образовательный процесс. Требуется разработка федеральных, региональных и муни-
ципальных целевых программ по антикоррупционному воспитанию и образованию школьников и студентов. Результатом реализации концепции должен стать охват такими целевыми программами 100 % регионов. Необходимо внесение в федеральные государственные образовательные стандарты образовательных учреждений изменений, касающихся повышения уровня правосознания, внедрения образцов антикоррупционного поведения.
Последовательноеи систематическое формирование антикоррупционного мировоззрения требует соответствующего кадрового обеспечения. Кадровое обеспечение антикоррупционного образования и воспитания учащихся должно включать:
- подготовку педагогических кадров, способных осуществлять антикоррупционное воспитание, в том числе посредством повышения квалификации педагогических работников;
- повышение уровня юридической грамотности педагогов; совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; создание эффективных механизмов стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров в сфере антикоррупционного воспитания и образования;
- осуществление антикоррупционного образования педагогов (организация семинаров, практикумов, педсоветов, а также изучение нормативных документов по вопросам антикоррупционной направленности).
Задача антикоррупционного воспитания и образования должна учитываться при форми-
ровании федерального, регионального и местного бюджетов. Организационные мероприятия по антикоррупционному воспитанию учащихся должны включать:
- обеспечение при организации учебного процесса внедрения современных обучающих информационных и телекоммуникационных технологий (справочных правовых систем и др.);
- включение в образовательные программы, учебники и учебные пособия антикоррупционного компонента, идей о необходимости противодействия проявлениям коррупции;
- разработку соответствующих учебных курсов, учебных и методических пособий;
- использование разнообразных форм работы со школьниками с целью создания положительного отношения к антикоррупционному поведению: практикумов, игровых форм, дискуссий, круглых столов, конкурсов, научных мероприятий, олимпиад с соответствующей тематикой для детей и молодежи;
- создание факультативных курсов на базе школ, развитие системы дополнительного антикоррупционного образования.
Кроме того, с целью популяризации антикоррупционного поведения, создания в обществе негативного отношения к любым проявлениям коррупции необходимо использование потенциала институтов гражданского общества — средств массовой информации, общественных объединений13.
Таким образом, разработка концепции формирования антикоррупционного мировоззрения учащихся требует учета всех названных направлений.
Библиография:
1. Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (постатейный) // СПС «Консультант Плюс».
2. Кабанов П.А. Антикоррупционная агитация как информационное средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Административное и муниципальное право. 2014. № 2. С. 178—185.
3. Кабанов П.А. Понятие и содержание антикоррупционной пропаганды как правовой категории в российском региональном антикоррупционном законодательстве // Административное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 878-884.
4. Нарутто С.В., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. Конституционное право России: учебник. М.: РИОР: Инфра-М, 2013. 432 с.
5. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: науч.-практ. пособие / Т.А. Едкова, О.А. Иванюк, А.В. Сороко и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Полиграф-Плюс , 2013. 160 с.
References (transliteration):
1. Grigor'evW kommentariykFederal'nomyzakonuot 25.12.2008 № 273-FZ «O protivodeystvii korruptsii» (postat-eynyy) // SPS«Konsul'tant Plus».
2. Kabanov P.A. Antikorruptsionnaya agitatsiya kak informatsionnoye sredstvo protivodeystviya korruptsii: ponyatie I soderzhanie // Administrativnoye I munitsipal'noe pravo. 2014. № 2. S. 178—185.
3. Kabanov P.A. Ponyatie I soderzhanie antikorruptsionnoy propagandy kak pravovoy kategorii v rossiyskom regional'nom antikorruptsionnom zakonodatel'stve // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2013. № 9. S. 878—884.
13 Подробнее см.: Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: науч.-практ. пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Полиграф-Плюс, 2013.
4. Narutto S.V., Taeva N.E., Shugrina E.S. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik. M.: RIOR: Infra-M, 2013. 432 s.
5. Uchastie institutov grazhdanskogo obshchestva v bor'be s korruptsiey: nauch.-prakt. posobie / TA. Edkova, O.A. Ivanyuk, A.V. Soroko i dr.; otv.red. Yu.A. Tikhomirov. M.: Poligraf-Plyus, 2013. 160 s.
Материал поступил в редакцию 5 ноября 2014 г.
Formation of the anti-corruption world-view among the students: the modern situation and the main directions for the development
TAEVA, Natalia Evgenievna — PhD in Law, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal
Law of the Kutafin Moscow State Law University.
123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.
Review. The formation of the anti-corruption world-view among the school students and students of higher education institutions is one of the most efficient measures for the corruption prophylactics in the society. The article points out the issue of formation of the anti-corruption world-view of the students as one of the most important components of education process at its current stage of development. The author analyzes the legal acts regarding anti-corruption education, as well as specific programs in the constituent subjects of the Russian Federation regarding implementation of anti-corruption elements in the education process. The author draws a conclusion on the need to develop unified conceptual approaches towards the formation of the anti-corruption world-views of the students. She singles out the following directions: formation of the relevant legal acts, education and training of teachers and lecturers in order to make them capable of forming the anti-corruption world-view among their students, material and organizational measures, interaction with the civil society institutions. Keywords: corruption, concept, anti-corruption world-view, upbringing, education, law, rule-of-law state, civil society, rule of law, legal order, society, corruption prophylactics.