1УДК 37.01:34
ББК 74.200.58
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Е. А. Акунченко
Аннотация. Существующая на сегодняшний день система профилактики коррупции, в том числе антикоррупционного просвещения граждан, не имеет под собой достаточной организационной основы. К такому выводу приходит автор по итогам анализа действующего антикоррупционного законодательства нашей страны. Оно, как отмечается, провозглашая необходимость формирования в обществе нетерпимого отношения к любым коррупционным проявлениям, отставляет без ответа вопросы содержания и методического обеспечения просветительской деятельности.
Настоящее исследование посвящено некоторым проблемам организации антикоррупционного просвещения в сфере образования. В их числе отсутствие «горизонтальных» социальных связей в процессе распространения информации антикоррупционного содержания, а также потребность в установлении качественных критериев оценки результативности просветительской деятельности антикоррупционного характера, способных обеспечить ее адекватность. По мысли автора, их решение состоит в проведении в образовательных организациях периодических измерений уровня восприятия коррупции, а также в обеспечении работы самоуправляемых студенческих (ученических) организаций.
Ключевые слова: коррупция, образование, предупреждение коррупции, антикоррупционное просвещение.
ISSUES OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION
E. A. Akunchenko
Abstract. The current system of prevention of corruption, including anti-corruption education of citizens lacks a sufficient institutional framework. That is the conclusion the author comes to after the analysis of current anti-corruption laws of our country. It, as noted, claiming the need of building in a society an intolerant attitude to any manifestations of corruption, puts aside unanswered questions about the content and methodological support of educational activities.
The current study is devoted to some issues of the organization of anti-corruption education. Among them there is lack of „horizontal" social relations in the process of distribution of anti-corruption content, as well as the need to establish quality criteria for the productivity evaluation of educational activities of anti-corruption character capable to ensure its adequacy. According to the author, their solution is to periodically measure the level of perception of corruption in educational institutions, and to ensure the work of self-governing student or pupil organizations.
Keywords: corruption, education, prevention of corruption, anti-corruption education.
Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только веками выделываются...
Роль образования в жизни человека сложно переоценить. Не случайно, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] определяет его не только как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, но и как общественно значимое благо, осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства. Образование, в его философском понимании, представляет собой процесс формирования человеческого духа, в результате которого порождается самодостаточная, многогранная, свободная личность, «подготовленная к воспроизводству, сохранению, развитию, преобразованию материальной и духовной культуры» [2, с. 383].
Однако если процесс образования деформирован под влиянием различных коррупцио-генных факторов, когда посредством него передается социальный опыт, основанный на лояльном отношении к коррупционному поведению, то происходит подмена культурных ценностей, замедляется или вовсе прекращается их трансляция от поколения к поколению. Молодежь, сталкиваясь с коррупцией в образовании, привыкает к ней, воспринимает данное явление как норму, а не отклонение и фактически приобретает готовность к вступлению в коррупционные отношения в различных сферах общественной жизни в будущем. В подобных условиях говорить о перспективах развития в обществе антикоррупционной культуры поведения достаточно проблематично.
По уровню распространения коррупции в России сфера образования на протяжении продолжительного времени занимает одну из лидирующих позиций [3]. Как отмечают специалисты Международного института планирования образования ЮНЕСКО, российские граждане ежегодно платят в размере до 520 млн долл. в виде взяток за места в высших учебных заведениях [4, с. 91]. Данный факт - не просто повод задуматься. Это сигнал тревоги, на который должны обратить внимание все без исключения субъекты
Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя»
антикоррупционной политики. Коррупция в подобных масштабах обладает колоссальным деструктивным потенциалом, поскольку не только снижает интеллектуальный потенциал страны, но и в большей степени способствует ухудшению качества профессиональной подготовки, что, в свою очередь, «вызывает существенные проблемы на пути инновационного развития государства, создает риски и угрозы жизни и здоровью населения со стороны неквалифицированных специалистов» [5, с. 221-222].
На сегодняшний день противодействие коррупции в Российской Федерации, в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» [6], включает в себя следующие виды деятельности: профилактику коррупции, борьбу с коррупцией, а также минимизацию и (или) ликвидацию негативных последствий коррупционных правонарушений. Научное сообщество единодушно в том, что в современных условиях именно профилактика коррупции приобретает приоритетное значение несмотря на то, что «это направление антикоррупционной деятельности наиболее трудное, затратное, оно не может быть реализовано в короткий срок» [7].
Антикоррупционное просвещение является одной из эффективных форм профилактики коррупционного поведения в рамках национальной политики противодействия коррупции. Выступая в качестве специального средства повышения правовой культуры граждан, просветительская деятельность подобного рода направлена на формирование нетерпимого отношения к любым коррупционным проявлениям. Систематическое антикоррупционное просвещение образует фундамент антикоррупционного правосознания, создает «антикоррупционный иммунитет» гражданского общества. Полагаем, что активное применение антикоррупционных просветительских технологий в процессе обучения и воспитания граждан способно значительно повысить качество профилактики коррупции в большинстве сфер общественной жизни.
Вместе с тем правовое регулирование вопросов антикоррупционного просвещения граждан отличается крайней лаконичностью вкупе с «громким терминологическим многоголосием». Аналогичным образом в доктрине отсутствует четкое представление о том, какова сущность данного правового явления, а также о том, какое место оно занимает среди иных форм повышения правовой культуры граждан [8, с. 42-51]. Без ответов на эти вопросы невозможно решить задачу повышения эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, как того требуют положения Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 гг. [9].
Организационно-правовые основы антикоррупционного просвещения в сфере образования в общем виде определены как на международном, так и на национальном уровне. Конвенция ООН против коррупции [10], ратифицированная Российской Федерацией в 2006 г. [11], закрепляет обязанность для каждого Государства-участника принимать надлежащие меры по содействию активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора в предупреждении коррупции и борьбе с ней, а также по углублению понимания обществом факта существования, причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых ею угроз. К числу таких мер, в частности, относятся проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществление программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах (пункт «с» ч. 1 ст. 13).
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» в числе мер по профилактике коррупции аналогичным образом упоминается формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (п. 1 ст. 6), однако без какой-либо определенности в отношении форм указанной деятельности. Кроме того, закон предусматривает обязанность организаций разрабатывать и предпринимать меры по предупреждению коррупции, которые, в частности, могут включать определение подразделений или должностных лиц, ответственных за
профилактику коррупционных и иных правонарушений (п. 1 ч. 4 ст. 13.3).
Лишь при переходе на уровень подзаконных нормативных правовых актов непосредственно начинает употребляться термин «антикоррупционное просвещение». Впервые на высшем политическом уровне необходимость развертывания системы гражданского просвещения, включающей обучение антикоррупционному поведению, отметил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин в своем послании Федеральному Собранию РФ в 1998 г. [12]. Задача активизации антикоррупционного просвещения граждан обрела нормативную оболочку только в тексте Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 гг. [13]. В целях обеспечения ее выполнения распоряжением Правительства РФ была утверждена Программа по антикоррупционному просвещению на 20142016 гг. [14]. Содержание программы раскрывает комплекс первоочередных мероприятий по повышению уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, важным субъектом реализации которых является Министерство образования и науки РФ. Так, совместно с другими органами исполнительной власти предполагается:
• изучение иностранного опыта по вопросам повышения уровня правосознания граждан, популяризации антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, направленного на формирование антикоррупционного поведения гражданина, а также организация международного взаимодействия по вопросам распространения соответствующих передовых практик (п. 3);
• включение в образовательные стандарты образования элементов по популяризации антикоррупционных стандартов поведения (п. 4), а также мониторинг полученных результатов (п. 7);
• издание методических пособий и печатной продукции по вопросам повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения (п. 9);
• методическая помощь вузам, осуществляющим подготовку специалистов по специальности «Юриспруденция», в разработке спецкурса по теме «Повышение уровня правосознания граждан и популяризация антикоррупционных стандартов поведения» (п. 11);
• обмен опытом между государственными органами по вопросам формирования стандартов антикоррупционного поведения и практики их реализации (п. 17);
• проведение в образовательных организациях профессионального и высшего образования комплекса просветительских и воспитательных мероприятий по разъяснению ответственности за взяточничество и посредничество во взяточничестве (п. 21).
Рассматриваемая программа создает организационную основу для систематической деятельности государства по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению, в том числе в рамках отношений в сфере образования. Однако, как отмечает экспертное сообщество, ее положения не были реализованы в полном объеме в течение периода, предусмотренного Правительством РФ. В связи с чем предлагается внести в содержание программы необходимые изменения и дополнения, а также продлить срок ее действия до 2020 г. [15, с. 35-55].
Важным этапом в деле совершенствования системы профилактики коррупции стал Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» [16]. В частности, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано образовать Комиссию по координации работы по противодействию коррупции, а также орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации в целях выполнения возложенных на нее задач, среди прочего, разрабатывает рекомендации по организации антикоррупционного просвещения граждан. В числе основных организационно-исполнительных функций [17, с. 203] органа субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений упоминается организация в переделах своей компетенции антикоррупционного просвещения, а также осуществление контроля за его организацией в государственных учреждениях субъекта Рос-
сийской Федерации. Однако специальных положений, регламентирующих организацию антикоррупционного просвещения в сфере образования, рассматриваемый нормативный правовой акт не содержит. Какие-либо ощутимые результаты деятельности упомянутых органов на сегодняшний день также отсутствуют.
Правовые основы организации антикоррупционного просвещения граждан на уровне субъектов Российской Федерации традиционно составляют положения региональных законов о противодействии коррупции, а также региональных антикоррупционных программ и планов. На примере Красноярского края представляет интерес практика проведения «прямых линий» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности соответствующих органов исполнительной власти.
Приказом Министерства образования Красноярского края утвержден Порядок проведения «прямых линий» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности Министерства образования Красноярского края [18]. В соответствии с ним «прямая линия» служит дополнительным источником информации, посредством которого проводится разъяснительная, познавательная и просветительская работа среди граждан по вопросам противодействия коррупции (п. 2). Согласно графику в течение 2016 г. предусмотрено проведение четыре «прямых линии» с гражданами на темы соблюдения законодательства в сфере дошкольного, общего и среднего профессионального образования, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Красноярского края, а также законодательства в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, обеспечения жилыми помещениями.
Указанный Порядок также предусматривает обязательную регистрацию поступивших по телефону в ходе «прямой линии» обращений в специальной карточке учета (п. 6). Примечательно, что по информации, размещенной на официальном сайте Министерства образования Красноярского края, в ходе шести организованных ранее «прямых линий» по вопросам антикоррупционного просвещения на указан-
ный телефон не поступило ни одного обращения [19]. Подобное положение дел может указывать как на высокий уровень индифферентности подавляющего большинства участников образовательных отношений к коррупционной проблематике, так и на недостаточную адекватность предложенной формы антикоррупционного просвещения, осуществление которой невозможно без предварительного «информирования об информировании».
На локальном уровне организация антикоррупционного просвещения в сфере образования в большинстве своем определяется содержанием внутриведомственных актов соответствующих органов государственной власти. Так, например, по мнению Департамента государственной службы, кадров и управления делами Министерства образования и науки Российской Федерации антикоррупционное просвещение в образовательных организациях может быть сведено к следующим мерам повышения эффективности противодействия коррупции:
• оформление стендов с антикоррупционной тематикой и их размещение в общедоступных для работников и обучающихся помещениях;
• постоянное обучение, консультирование и антикоррупционное воспитание работников и обучающихся [20].
• Подобная формулировка административных предписаний в целом отражает общую тенденцию проведения просветительской деятельности в Российской Федерации: необходимость «делать» в данном примере «гармонично» сочетается с отсутствием ответа на вопрос «как?».
Приходится констатировать, что использованный в названии настоящей статьи термин «основы» наиболее точно характеризует текущее состояние правового регулирования и уровень организации антикоррупционного просвещения в сфере образования. Наша страна делает первые шаги на пути создания гражданского общества, члены которого способны и готовы противостоять любым коррупционным проявлениям. Однако до финишной прямой, как видится, еще очень далеко. Рамочное, зачастую противоречивое и в некоторой степени декларативное антикоррупционное законодательство Российской Федерации, с одной стороны, закрепляет широкие возможности для ведения эффективной просветительской
деятельности, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции, а с другой - требует для достижения поставленных целей высокой степени активного участия в ней всех без исключения субъектов антикоррупционной политики.
Отсутствие конкретики в данном вопросе -это повод для безучастных должностных лиц сидеть сложа руки, изредка предоставляя отчет о количестве пролистанных слайдов во время просветительской лекции, и одновременно «непаханое поле» для неравнодушных представителей государственных структур и научного сообщества, чья инициатива способна наполнить существующий правовой вакуум действенным набором форм и осмысленным содержанием. В связи с чем представляется возможным определить некоторые проблемы организации антикоррупционного просвещения в сфере образования.
Как показывает практика, указанная деятельность в образовательных организациях осуществляется преимущественно силами правоохранительных органов и общественных организаций [21, р. 2273]. В своем докладе на II Сибирском антикоррупционном форуме прокурор Красноярского края М. М. Савчин подчеркнул, что в течение 2015-2016 гг. прокуроры приняли участие в 255 мероприятиях просветительского характера, организованных как по собственной инициативе, так и по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления, а также подготовили около двух тысяч публикаций о работе прокуратуры в сфере противодействия коррупции, многие размещены на официальном сайте прокуратуры края в сети Интернет [22]. Значительная часть упомянутых мероприятий пришлась на долю образования.
Вместе с тем далеко не всегда их проведение достигает поставленных перед просветительской деятельностью целей. На наш взгляд, в силу специфических особенностей образовательных отношений едва ли не главную роль в развитии антикоррупционной культуры поведения обучающихся следует отводить самоуправляемым студенческим (ученическим) организациям.
Антикоррупционное просвещение в сфере образования основано на трансляции неопре-
деленному кругу лиц достоверной информации о негативных последствиях коррупции, ее сущности, основных характерных чертах и формах, ее социальных и правовых идентификаторах. Однако само по себе распространение информации антикоррупционного содержания не должно превращаться в навязчивую идею, воплощение которой приведет российской образование в Буркина-Фасо1. Немаловажно, чтобы полученная информация нашла свое выражение в действиях, была воспринята и трансформирована в правовое убеждение отдельного участника отношений в сфере образования. Поэтому чем чаще распространение информации антикоррупционного содержания будет происходить в рамках «горизонтальных» социальных связей внутри учебной группы, тем выше вероятность того, что она будет усвоена объектом просвещения сквозь призму собственного социального опыта. Не умаляя профилактический эффект, вызываемый выступлением должностных лиц правоохранительных органов, полагаем, что указанные формы антикоррупционного просвещения должны применяться совместно и на постоянной основе.
Успешным примером подобной самоуправляемой организации является Антикоррупционный студенческий клуб Сибирского федерального университета (далее - АСК СФУ). С момента основания в 2007 г. усилия клуба направлены на создание в рамках вуза такой социальной среды, в которой участники отношений в сфере образования ценят честность, нравственность и нетерпимость к любым коррупционным проявлениям. С учетом потребности в индивидуальном подходе к определению форм и содержания антикоррупционного просвещения в отдельной образовательной организации работа АСК СФУ в течение последних лет строится на основе криминологического исследования уровня восприятия коррупции среди студентов Сибирского федерального университета [23, с. 10-15]. В числе ключевых направлений деятельности клуба следует выделить:
• теоретические исследования и мониторинг состояния коррупции;
• подготовка квалифицированных субъектов антикоррупционного просвещения;
• организация «горячей линии» по вопросам предупреждения коррупционного и кор-рупциогенного поведения обучающихся;
• организация дискуссионных площадок и публичных лекций на антикоррупционную тематику;
• подготовка и проведение деловых игр, направленных на формирование нетерпимого отношения к коррупции в сфере образования;
• подготовка антикоррупционной социальной рекламы, а также пособий, буклетов и иных наглядных материалов просветительского характера;
• взаимодействие с подразделениями органов государственной власти и иных государственных органов, ответственных за профилактику коррупции, а также институтами гражданского общества.
Полагаем, что подобная практика организации просветительской работы может быть рекомендована к внедрению в деятельность большинства образовательных организаций.
Другой не менее значимый вопрос организации антикоррупционного просвещения в сфере образования непосредственно связан с программированием просветительской деятельности в образовательной организации и заключается в разработке адекватной системы оценки результативности данного инструмента противодействия коррупции. Как указывает П. А. Кабанов, на сегодняшний день между органами публичной власти нет единства мнений в отношении набора показателей эффективности антикоррупционного просвещения. Более того, в подавляющем большинстве случаев в виде таковых используются количественные характеристики, будь то число проведенных публичных мероприятий, заседаний коллегии органа государственной власти по вопросам противодействия коррупции, конференций по антикоррупционной тематике, количество опубликованных памяток, пособий, оформленных стендов и так далее [24, с. 853-864]. Поддерживая обоснованную критику обозначенного подхода к оценке результативности антикоррупционного просвещения, считаем необходимым подчеркнуть, что количественные показатели свидетельствуют не о чем ином, как об
1 Буркина-Фасо - в пер. с языка мооре «Страна честных людей».
объеме освоенных бюджетных средств в рамках деятельности той или иной организации, в том числе образовательной.
В связи с чем необходимо проведение крупномасштабной научно-практической работы по разработке унифицированных правил оценки результативности антикоррупционного просвещения в сфере образования, в содержании которых ведущее место будет отдаваться качественным показателям, в полной мере свидетельствующим о формировании антикоррупционного мировоззрения у молодого поколения граждан. Таковым, на наш взгляд, может стать комплексное изучение отношения учеников и студентов к коррупционному поведению в отдельной образовательной организации с периодичностью не реже, чем один раз в 4 года, поскольку именно в указанный временной промежуток традиционно происходит переход на более высокую ступень образования. Только с учетом его динамики можно всецело оценить результаты просветительской деятельности.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения - сложный, длительный и достаточно ресурсоемкий процесс. На сегодняшний день в рамках национальной политики противодействия коррупции в основание системы антикоррупционного просвещения граждан в сфере образования заложен первый камень, и наша общая задача состоит в том, чтобы он не оказался надгробным.
Пакет антикоррупционного законодательства, принятый в последнее десятилетие, закрепляет приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и в некоторой степени обеспечивает их реализацию. Несмотря на это без новаторских междисциплинарных исследований в области методологии антикоррупционного просвещения, без широкого распространения успешных практик организации профилактической работы с участниками отношений в сфере образования, без надлежащего контроля над ее результатами - мы, как субъекты просвещения, будем продолжать топтаться на месте, периодически отчитываясь о выполнении задач по «постоянному обучению, консультированию и антикоррупционному воспитанию работников и обучающихся» за полтора месяца.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 3 июл. 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 2012. - № 53. - Ч. 1. - Ст. 7598.
2. Нечитайло И. С. Изменение общества через изменение образования: иллюзия или реальность?: моногр. - Харьков: Изд-во НУА,
2015. - 552 с.
3. Глава МВД перечислил пять самых коррумпированных сфер в России // Сетевое издание «РИА Новости». - URL: https://ria.ru/ society/20161005/1478557987.html (дата обращения: 15.12.2016).
4. Аллак Ж., Пуассон М. Коррумпированные школы, коррумпированные университеты: Что можно сделать? - Париж: Международный Институт планирования образования ЮНЕСКО, 2014. - 365 с.
5. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: моногр. / Л. В. Андри-ченко, В. Л. Баранков, Б. А. Булаевский и др.; отв. ред. Н. В. Путило, Н. С. Волкова. -М.: ИД Юриспруденция, 2015. - 304 с.
6. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 3 июл. 2016 г.) // СЗ РФ. - 2008. - № 52. -Ч. 1. - Ст. 6228.
7. Коваль А. В. Государственная политика в области противодействия коррупции // Законность. - 2010. - № 10. - С. 43-47.
8. Кабанов П. А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. -№ 4. - С. 42-51.
9. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы: Указ Президента РФ от 1 апр. 2016 г. № 147 // СЗ РФ. -
2016. - № 14. - Ст. 1985.
10. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 31 окт. 2003 г. № 58/4 // Бюллетень международных договоров. -2006. - № 10. - С. 7-54.
11. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Федеральный закон от 8 мар. 2006 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1231.
12. Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 17 фев. 1998 г. // Российская газета. - 1998.
- 24 фев.
13. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы: Указ Президента РФ от 11 апр. 2014 г. № 226 // СЗ РФ.
- 2014. - № 15. - Ст. 1729.
14. Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы: Распоряжение Правительства РФ от 14 мая 2014 г. № 816-р // СЗ РФ. - 2014. - № 21. -Ст. 2721.
15. Кабанов П. А. Антикоррупционное просвещение в субъектах Российской Федерации: опыт правового регулирования организации и перспективы развития // NB: Административное право и практика администрирования. - 2016. - № 4. - С. 35-55.
16. О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 364 // СЗ РФ. - 2015. - № 29.
- Ч. 2. - Ст. 4477.
17. Кабанов П. А. Антикоррупционные функции органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. - 2016. - № 3. - С. 187-206.
18. Об утверждении Порядка проведения «прямых линий» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности Министерства образования Красноярского края: Приказ Министерства образования Красноярского края от 25 мая 2015 г. № 22-11-04 // Наш Красноярский край. - 2015. - 10 июня.
19. Противодействие коррупции // Официальный сайт Министерства образования Красноярского края. - URL: http://www.krao.ru/ rb-topic_t_1011.htm (дата обращения: 15.12.2016).
20. О мерах по повышению эффективности противодействия коррупции: письмо Департамента государственной службы, кадров и управления делами Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 12-568.
21. Damm I. A., Shishko I. V. Corruption Prevention in Russian Education // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2016. - Vol. 9. - P. 2269-2278.
22. Прокурор Красноярского края принял участие в работе II Сибирского антикоррупционного форума «Актуальные проблемы антикоррупционного просвещения и антикоррупционного образования» // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - URL: http://genproc.gov.ru/smi/ news/regionalnews/news-1120272/ (дата обращения: 15.12.2016).
23. Высшее образование - не место для коррупции : учебное пособие / под. ред. И. А. Зыряновой. - Красноярск: ЮИ СФУ, 2010. - 30 c.
24. Кабанов П. А. Система количественных показателей результативности антикоррупционного просвещения как инструмента противодействия коррупции: правовое регулирование и классификация // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 8. - С. 853-864.
REFERENCES
1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Feder-alnyy zakon ot 29 Dec. 2012 No. 273-FZ (red. ot 3 Jul. 2016). In: Collection of Legislation of the RF. 2012, No. 53, part 1, art. 7598.
2. Nechitaylo I. S. Izmenenie obshchestva cherez izmenenie obrazovaniya: illyuziya ili realnost?: monogr. Kharkov: Izd-vo NUA, 2015. 552 p.
3. Glava MVD perechislil pyat samykh korrum-pirovannykh sfer v Rossii. Available at: https:// ria.ru/society/20161005/1478557987.html (accessed: 15.12.2016).
4. Hallak J., Puasson M. Korrumpirovannye shko-ly, korrumpirovannye universitety: Chto mozh-no sdelat? Paris: IIPE UNESCO, 2014. 365 p. (in Russian)
5. Andrichenko L. V., Barankov V. L., Bulaevskiy B. A. (et al.) Obrazovatelnoe zakonodatelstvo Rossii. Novaya vekha razvitiya: monogr. Moscow: ID Yurisprudentsiya, 2015. 304 p.
6. O protivodeystvii korruptsii: Federalnyy zakon ot 25 Dec. 2008 No. 273-FZ (red. ot 3 Jul. 2016). In: Collection of Legislation of the RF. 2008, No. 52, part 1, art. 6228.
7. Koval A. V. Gosudarstvennaya politika v oblas-ti protivodeystviya korruptsii. Zakonnost. 2010, No. 10, pp. 43-47.
8. Kabanov P. A. Antikorruptsionnoe prosvesh-chenie kak sredstvo protivodeystviya korrupt-sii: ponyatie i soderzhanie. Aktualnye problemy ekonomiki i prava. 2014, No. 4, pp. 42-51.
9. O Natsionalnom plane protivodeystviya kor-ruptsii na 2016-2017 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 1 Apr. 2016 No. 147. In: Collection of Legislation of the RF. 2016, No. 14, art. 1985.
10. Konventsiya Organizatsii Obyedinennykh Na-tsiy protiv korruptsii: Rezolyutsiya Generalnoy Assamblei OON ot 31 Oct. 2003 No. 58/4. Byulleten mezhdunarodnykh dogovorov. 2006, No. 10, pp. 7-54.
11. O ratifikatsii Konventsii Organizatsii Obye-dinennykh Natsiy protiv korruptsii: Federalnyy zakon ot 8 Mar. 2006 № 40-FZ. In: Collection of Legislation of the RF. 2006, No. 12, art. 1231.
12. Obshchimi silami - k podyomu Rossii (o polozhenii v strane i osnovnykh napravleniyakh politiki Rossiyskoy Federatsii): Poslanie Prezidenta RF Federalnomu Sobraniyu ot 17 Feb. 1998. Rossiyskaya gazeta. 1998, 24 Feb.
13. O Natsionalnom plane protivodeystviya kor-ruptsii na 2014-2015 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 11 Apr. 2014 No. 226. In: Collection of Legislation of the RF. 2014, No. 15, art. 1729.
14. Ob utverzhdenii Programmy po antikorruptsi-onnomu prosveshcheniyu na 2014-2016 gody: Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 14 May 2014 No. 816-r. In: Collection of Legislation of the RF. 2014, No. 21, art. 2721.
15. Kabanov P. A. Antikorruptsionnoe prosveshche-nie v subyektakh Rossiyskoy Federatsii: opyt pra-vovogo regulirovaniya organizatsii i perspektivy razvitiya. NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2016, No. 4, pp. 35-55.
16. O merakh po sovershenstvovaniyu organizatsii deyatelnosti v oblasti protivodeystviya korrupt-sii: Ukaz Prezidenta RF ot 15 Jul. 2015 № 364. In: Collection of Legislation of the RF. 2015, No. 29, part 2, art. 4477.
17. Kabanov P. A. Antikorruptsionnye funktsii or-ganov po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarusheniy subyektov Rossiyskoy Federatsii. Aktualnye problemy ekonomiki i prava. 2016, No. 3, pp. 187-206.
18. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya "pry-amykh liniy" s grazhdanami po voprosam an-tikorruptsionnogo prosveshcheniya, otnesen-nym k sfere deyatelnosti Ministerstva obra-zovaniya Krasnoyarskogo kraya: Prikaz Minis-terstva obrazovaniya Krasnoyarskogo kraya ot 25 May 2015 No. 22-11-04. Nash Krasnoyars-kiy kray. 2015. 10 Jun.
19. Protivodeystvie korruptsii. Available at: http:// www.krao.ru/rb-topic_t_1011.htm (accessed: 15.12.2016).
20. O merakh po povysheniyu effektivnosti protivodeystviya korruptsii: pismo Departamenta gosudarstvennoy sluzhby, kadrov i upravleniya delami Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 2 Jun. 2016 No. 12-568.
21. Damm I. A., Shishko I. V. Corruption Prevention in Russian Education. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2016, Vol. 9, pp. 2269-2278.
22. Prokuror Krasnoyarskogo kraya prinyal uchas-tie v rabote II Sibirskogo antikorruptsionnogo foruma "Aktualnye problemy antikorruptsion-nogo prosveshcheniya i antikorruptsionnogo obrazovaniya". Available at: http://genproc. gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1120272/ (accessed: 15.12.2016).
23. Zyryanova I. A. (Ed.) Vysshee obrazovanie - ne mesto dlya korruptsii: ucheb. posobie. Krasnoyarsk: Yul SFU, 2010. 30 p.
24. Kabanov P. A. Sistema kolichestvennykh poka-zateley rezultativnosti antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak instrumenta protivodeyst-viya korruptsii: pravovoe regulirovanie i klas-sifikatsiya. Administrativnoe i munitsipalnoe pravo. 2015, No. 8, pp. 853-864.
Акунченко Евгений Андреевич, аспирант кафедры деликтологии и криминологии Юридического института Сибирского федерального университета (г. Красноярск) e-mail: [email protected]
Akunchenko Evgeniy A., Post-graduate student, Delictology and Criminology Department, Law Institute, Siberian Federal University (Krasnoyarsk) e-mail: [email protected]