ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 340.114.5
И. Ш. Галстян
К ВОПРОСУ ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОМ ПРОСВЕЩЕНИИ КАК СПОСОБЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОСОЗНАНИЯ
В предлагаемой статье рассматриваются механизмы антикоррупционного просвещения и их реализация как способ повышения правовой культуры и правосознания различных категорий населения, воздействие мерами антикоррупционного образования, воспитания и пропаганды на формирование антикоррупционного мировоззрения. Осуществлена попытка общего анализа федеральной и региональной программ по антикоррупционному просвещению молодежи. Выделены направления формирования антикоррупционного мировоззрения учащейся молодежи. Определено, что информацион-
но-просветительская работа по формированию антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционной культуры, как части правовой культуры, способствует формированию в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, антикоррупционное просвещение, антикоррупционное мировоззрение, антикоррупционная политика, антикоррупционное образование, антикоррупционное воспитание, антикоррупционные стандарты поведения.
I. Sh. Galstyan
ON THE ISSUE OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION AS A WAY OF IMPROVING THE LEGAL CULTURE AND LEGAL CONSCIOUSNESS
This article discusses the mechanisms of anticorruption education and their implementation as a way of improving the legal culture and legal awareness of various categories of the population, the impact of the measures of anti-corruption education, training and the promotion of the formation of anticorruption outlook. An attempt to analyze the total federal and regional anti-corruption education for youth programs. Allocated directions of formation of anticorruption outlook of students. It was
determined that the awareness-raising work on formation of anticorruption outlook and anticorruption culture, as part of the legal culture in society contributes to the formation of intolerance to manifestations of corruption.
Key words: legal culture, legal, anticorruption education, anti-corruption ideology, anti-corruption policy, anti-corruption education, anti-corruption education, anti-corruption standards of conduct.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [6] устанавливает, что элементом системы образования выступают образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности, определяющие содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, на-
родами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его
личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Являясь одной из острейших социальных проблем на современном этапе развития российского государства, коррупция становится предметом нравственной и правовой оценки.
Не случайно одной из целей противодействия коррупции является создание в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Это уже сложная задача мировоззренческого характера.
Формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости ко всем формам коррупционной деятельности, формирование навыков противодействия соответствующим правонарушениям с привлечением институтов гражданского общества и государства признается одной из приоритетных задач нашего общества.
Законом Ставропольского края «О противодействии коррупции в Ставропольском крае» закрепляется положение, согласно которому «для решения задач по формированию антикоррупционного мировоззрения, повышению уровня правосознания и правовой культуры в образовательных учреждениях Ставропольского края в устанавливаемом порядке организуется изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности» [2].
Вместе с тем, формирование антикоррупционного поведения, мировоззрения связано, прежде всего, с развитием общей правовой культуры и правосознания обучающегося, привитием ценностей законности и правопорядка, уважением прав и свобод граждан, формированием навыков выявления и предотвращения коррупционного поведения, которое осуществляется в рамках реализации основных образовательных программ.
В рамках выполнения научно-исследовательской работы «Формирование антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов» ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)» [3] разработало методические рекомендации о формировании антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов, рекомендованные для применения Департаментом государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ.
Исследователями подчеркивается, что «коррупция как социальное явление, государственная антикоррупционная политика, методы противодействия коррупции, общественные механизмы борьбы с коррупцией, вред, причиняемый общественным отношениям в связи с различными формами коррупционного поведения, законодательство о противодействии коррупции и ответственность за коррупционные правонарушения становятся предметом образовательной деятельности независимо от направленности и уровня образовательной программы. Являясь одной из острейших социальных проблем на современном этапе развития российского государства, коррупция становится предметом нравственной и правовой оценки: происходит осмысление личного опыта и информационного фона, соответствующее преломление приобретают изучение истории, литературы, вопросов устройства общества и государства, развития правовой системы и т.д.» [3].
Проблеме коррупции было уделено особое внимание Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2016 год, в котором коррупция определена как препятствие для развития России.
Важность и своевременность антикоррупционного образования, воспитания и пропаганды признается и Распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014 № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы» [4]. Кроме того, государством подчеркивается необходимость направления всевозможных усилий на работу именно с молодежью, поскольку, во-первых, школьники и студенты являются самой социально организованной группой населения, чему способствует, прежде всего, обязательность общего среднего образования, во-вторых, воздействие на учащуюся молодежь возможно посредством специально разработанных единообразных моделей и стандартов в рамках образовательных программ общего и профессионального образования.
Так, в рамках реализации вышеуказанной Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг. рассматриваются возможности по включению в федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования дополнительных элементов по популяризации антикоррупционных стандартов поведения; запланирована подготовка проектов правовых актов, предусматривающих методическое обеспечение повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения. В число организационных мероприятий включены мониторинг внедрения антикоррупционных элементов в основные образовательные программы, издание печатной продукции, разработка тематических спецкурсов, организация «прямых линий» с органами государственной власти, публикация в средствах массовой информации материалов, пропагандирующих недопустимость коррупционного поведения, а также результатов расследования конкретных правонарушений коррупционной направленности и вынесенных по ним судебных решений.
Эффективность антикоррупционного просвещения основывается на правильном подборе аргументов, социальных ориентиров и ценностей, наиболее близких и знакомых для обучающегося с учетом его возрастных, психофизических и иных особенностей. Нетерпимость к коррупции формируется с учетом субъективной ценности фактора, подвергаемого негативному воздействию: нарушения справедливости, нарушения установленного законом порядка, посягательства на принципы профессионализма, несоответствие статусу социальной элиты, и т.п. Вполне вероятно, что каждый из этих аргументов в отдельности может не быть адекватно воспринят.
В рамках формирования антикоррупционного мировоззрения учащейся молодежи можно выделить несколько направлений:
1) формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования (производится в рамках курсов: История, Экономика, Обществознание, Право)
2) формирование антикоррупционного мировоззрения в рамках реализации спецкурсов, факультативных и элективных дисциплин обществоведческой и правовой направленности
3) формирование антикоррупционного мировоззрения в рамках реализации программы воспитания и социализации обуча-
ющихся (отметим, что формирование нетерпимого отношения к коррупции, развитие антикоррупционного мировоззрения является самостоятельным комплексным направлением воспитательной работы)
4) антикоррупционное воспитание в рамках формирования и реализации программы внеурочной деятельности (отметим, что в процессе проведения таких внеурочных занятий формируется не только антикоррупционное мировоззрение учащихся, но и укрепляются знания по тем дисциплинам, которые применимы в данной ситуации).
5) патриотическое воспитание как детерминанта формирования антикоррупционного мировоззрения
6) антикоррупционное воспитание в рамках реализации образовательных программ высшего образования. В системе высшего образования, кроме трансляции знаний и установки ценностных ориентиров, необходимо внедрять и такое элементы, как привитие практических навыков антикоррупционной деятельности, разрушение неверных стереотипов и представлений о коррупции, обоснование несовместимости коррупции и эффективной профессиональной деятельности студента.
7) подготовка и реализация образовательных программ для повышения квалификации государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции
8) проведение учебно-методических семинаров для преподавателей образовательных организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ по антикоррупционной тематике
9) разработка типовых дополнительных профессиональных программ по вопросам противодействия коррупции
В Программе противодействия коррупции в Ставропольском крае на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 20 февраля 2016 г. № 68-п в качестве основных целей называются: формирование в обществе антикоррупционного сознания и нетерпимости к коррупционному поведению; активизация участия институтов гражданского общества в реализации антикоррупционных мероприятий [5].
Заявленными ожидаемыми результатами Программы определены:
- повышение уровня правовой культуры граждан;
- расширение сфер участия институтов гражданского общества в профилактике коррупции;
- расширение форм и способов информирования граждан об антикоррупционных мерах, реализуемых органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления края.
Кроме того, в Программе по результатам проведения SWOT-анализа потенциальным риском указано «бюрократическое блокирование реализации Программы, формальный подход к ее реализации при недостаточной информационной и общественной ее поддержке», при котором Программа «утрачивает общественно-социальную направленность и приобретает декларативный статус».
Справедливым будет отметить необходимость особого внимания к формированию антикоррупционного поведения на этапе становления личности и ее нравственных и правовых идеалов. Культивирование правовой культуры и правосознания в обществе -один из индикаторов здорового государства.
Известно, что механизм подражания -один из центральных механизмов постижения социального опыта [1]. Массовое воссоздание преступных форм поведения постепенно приводит к аномии социально-
го сознания - такому состоянию общества, в котором часть его членов, зная о наличии обязывающих их норм, относится к ним отрицательно или индифферентно. Это приводит к распространению всевозможных форм отклоняющегося поведения, содействующих разложению общества, в числе которых преступность, дисфункция общественных институтов и дезинтеграция общества. На уровне личности аномия выражается как ощущение, что в жизнь нестабильна и лишена четких правил, вследствие чего человек испытывает константное чувство безнадежности и бессилия, никчемности своих действий и бессмысленности жизни.
Приведенные доводы доказывают необходимость и своевременность информационно-просветительской работы по формированию антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционной культуры, как части правовой культуры, формированию в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции. Исторический опыт, в том числе и нашей страны, свидетельствует о том, что умелое использование общественного контроля оказывалось эффективным средством любой национальной антикоррупционной стратегии. Наиболее «эластичной» и перспективной целевой аудиторией любой просветительской деятельности же является молодежь.
Литература
1. Журавлева О. Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. М.: ИЦ Вентана-Граф, 2010. 62 с.
2. Закон Ставропольского края «О противодействии коррупции в Ставропольском крае» // Справочно-пра-вовая информационная система «Консультант-Плюс» (ВерсияПроф) (Дата обращения: 12.10.2016).
3. Научно-исследовательская работа «Формирование антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов» ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафи-на (МГЮА)» URL: msal.ru/ (Дата обращения: 12.10.2016).
4. Постановление Правительства Ставропольского края № 68-п от 20 февраля 2016 г «Об утверждении Программы противодействия коррупции в Ставропольском крае на 2016 год» // Справочно-правовая информационная система «Консультант-Плюс» (ВерсияПроф). (Дата обращения: 12.10.2016).
5. Распоряжение Правительства РФ № 816-р от 14.05.2014 «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы» // Справочно-правовая информационная система «Консультант-Плюс» (ВерсияПроф). (Дата обращения: 12.10.2016).
6. Федеральный закон № 273-Фз от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» // Спра-вочно-правовая информационная система «Консультант-Плюс» (ВерсияПроф). (Дата обращения: 12.10.2016).
References
1. Zhuravleva O. N. Formirovanie antikorrupcionnogo mirovozzrenija shkol'nikov na urokah istorii i obshhestvoznanija: metodicheskoe posobie. (Formation of anticorruption outlook of schoolchildren at history lessons and social science: textbook). Moscow: IC Ventana-Graf, 2010. 62 p. (In Russian)
2. Zakon Stavropol'skogo kraja «O protivodejstvii korrupcii v Stavropol'skom krae» (The Law of the Stavropol Region «On Tackling Corruption in the Stavropol Territory») // Spravochno-pravovaja informacionnaja sistema (Legal Reference Information System) «Konsul'tant-Pljus» (VersijaProf) (Accessed: 12.10.2016). (In Russian)
3. Nauchno-issledovatel'skaja rabota «Formirovanie antikorrupcionnogo mirovozzrenija u shkol'nikov i studentov» FGBOU VPO «Moskovskij gosudarstvennyj juridicheskij universitet imeni O. E. Kutafina (MGJuA)» (The research work «The formation of anticorruption outlook among pupils and students» «Moscow State Law University O. E. Kutafin (Moscow State Law Academy) URL: msal.ru/ (Accessed: 12.10.2016). (In Russian)
4. Postanovlenie Pravitel'stva Stavropol'skogo kraja № 68-p ot 20 fevralja 2016 g. «Ob utverzhdenii Programmy protivodejstvija korrupcii v Stavropol'skom krae na 2016 god» (Resolution of the Government of Stavropol Territory № 68-p of February 20, 2016 «On approval of the Stavropol Territory in anti-corruption programs for 2016») // Spravochno-pravovaja informacionnaja sistema (Legal Reference Information System) «Konsul'tant-Pljus» (VersijaProf) (Accessed: 12.10.2016). (In Russian)
5. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF № 816-r ot 14.05.2014 «Ob utverzhdenii Programmy po antikorrupcionnomu prosveshheniju na 2014-2016 gody» (Decree of the RF Government №816-p of 05.14.2014 «On approval of the anti-corruption education programs for 2014-2016) // Spravochno-pravovaja informacionnaja sistema (Legal Reference Information System) «Konsul'tant-Pljus» (VersijaProf) (Accessed: 12.10.2016). (In Russian)
6. Federal'nyj zakon № 273-FZ ot 29.12.2012 «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (Federal Law № 273-FZ of 29.12.2012 «On Education in the Russian Federation») // Spravochno-pravovaja informacionnaja sistema (Legal Reference Information System) «Konsul'tant-Pljus» (VersijaProf) (Accessed: 12.10.2016). (In Russian)
УДК 34 (347)
А. С. Грабовец
МЕХАНИЗМ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИВИЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье аргументируется суждение о том, что в результате произошедших законодательных изменений, которые большинство цивилистов характеризуют как корпоративную реформу, проблематика уяснения сущности механизма регулирования корпоративных отношений актуализируется, равно как
и вопрос об источниках его регулирования в части соотношения норм гражданского и корпоративного права.
Ключевые слова: механизм, корпоративные отношения, право, права, регулирование, отношение.
А. S. Grabovets
THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION IN THE CONTEXT OF CIVIL LAW STUDIES
The author substantiates the proposition that as a result of legislative changes that the majority of the jurists characterize as corporate reform, the issue of understanding the essence of the mechanism of regulation of corporate relations is
topical, as well as the question about the sources of its regulation of the relationship between the norms of civil law and corporate law.
Key words: mechanism, corporate relations, law, rights, regulation, attitude.
После ряда законодательных изменений, в том числе дополнении Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 48, ч. 3 ст. 50.1, 65.1 и др.), которые большинство цивилистов характеризуют как корпоративную реформу, проблематика уяснения сущности механизма регулирования корпоративных отношений актуализируется,
равно как и вопрос об источниках в части соотношения норм гражданского и корпоративного права (при условии характеристики последнего как самостоятельной отрасли права или подотрасли гражданского права).
Следует отметить, что во многих актуальных диссертационных исследованиях, выполненных по специальности 12.00.03,