Научная статья на тему 'Антикоррупционное просвещение: педагогический аспект'

Антикоррупционное просвещение: педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционное просвещение / антикоррупционное воспитание / профессиональное образование / противодействие коррупции. / corruption / anti-corruption education / anti-corruption education / professional education / anti- corruption.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Е. В.

С современной РФ на государственном уровне разработан и действует Национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 годы. Основной задачей этого Плана является организация просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правого сознания. Основной смысл исследовательской работы основывается на положениях статьи 6.1 «Меры по профилактике коррупции» Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года, которая включает в себя и соотносит принятие мер, направленных на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению, к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.. Это позволяет автору четко определить векторы формирования и развития в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Автор уделяет внимание теоретическому анализу отечественных исследований относительно толкования понятий «антикоррупционное просвещение», «антикоррупционная деятельность», «профилактика коррупции». Однако, обращено внимание, что формы и методы реализации антикоррупционных просветительских мероприятий в целом и в образовательной организации в частности – вопрос, вызывающий на практике значительные затруднения. Научная новизна определяется тем, что на основе исследования предложен авторский подход и субъективная редакция научной и правовой категории «правовое антикоррупционное просвещение» в учреждении высшего образования. Эмпирическая база исследования определена наличием учебных дисциплин антикоррупционной направленности, предусмотрены в учебных планах обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» и по направлению «Государственное и муниципальное управление». Необходимо отметить, что дисциплины антикоррупционной направленности представлены в учебных планах направлений подготовки по коду укрупненной группы специальности 38.00.00 Экономика и управление. Практическая значимость исследования проявляется в представленном опыте преподавания дисциплин антикоррупционной направленности в Кубанском государственном университете и в авторском методико-педагогическом подходе к определению научной категории антикоррупционного просвещения, что позволяет раскрыть содержание этого вида деятельности и может способствовать дальнейшим исследованиям. В рамках учебных дисциплин для проверки знаний широко применяется тестирование, решение практических задач. Разработанные авторские анкеты позволяют определить уровень общих знаний, которыми обладают обучающиеся на начальный момент изучения учебной дисциплины. В процессе изучения теоретического материала, знания обучающихся обогащаются новыми знаниями, и поэтому при прохождении итогового анкетирования наблюдается положительная динамика знаниевого компонента антикоррупционного законодательства и антикоррупционных действий. Обучающимися предложены мероприятия по антикоррупционному просвещению и воспитанию (представлены в виде таблицы в данной статье). Рассмотрены примеры реализации антикоррупционного просвещения на практических занятиях по теме: «Формирование антикоррупционного сознания как основа антикоррупционной политики» «Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции. Виды коррупции». На этих занятиях в дискуссионных формах обсуждения студентам предлагается ряд проблемных вопросов по противодействию коррупции в различных сферах жизнедеятельности. Автор, при обобщении опыта преподавания дисциплин антикоррупционной направленности, приходит к выводу о необходимости постоянного совершенствования правовых знаний со стороны профессорско-преподавательского состава в области антикоррупционного законодательства и включения в практику проведения занятий новых интерактивных форм, в частности проведение деловых игр, кейс-задач на примере конкретных уголовных дел. Предложенные методологические и педагогические пути решения проблем антикоррупционного просвещения могут быть взяты за основу при совершенствовании практики и опыта преподавания дисциплин антикоррупционной направленности в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молчанова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION EDUCATION: PEDAGOGICAL ASPECT

The national anti-corruption plan for 2018-2020 has been developed and is in force at the state level since the beginning of the Russian Federation. The main objective of this Plan is the organization of educational, educational and other activities aimed at popularizing anti-corruption standards in society and the development of public right consciousness. The main meaning of the research work is based on the provisions of article 6.1 "measures to prevent corruption " of the Federal law" on combating corruption " of 25.12.2008, which includes and correlates the adoption of measures aimed at forming a negative attitude to corruption behavior in society, to the main activities of state bodies to improve the effectiveness of combating corruption.. This allows the author to clearly define the vectors of formation and development of intolerance to corrupt behavior in society. The author pays attention to the theoretical analysis of domestic research on the interpretation of the concepts of "anti-corruption education", "anti-corruption activities", "prevention of corruption". However, it is noted that the forms and methods of implementation of anti-corruption educational activities in General and in the educational organization in particular-a question that causes significant difficulties in practice. The scientific novelty is determined by the fact that on the basis of the study the author's approach and subjective revision of the scientific and legal category "legal anti-corruption education" in higher education institutions are proposed. Empirical base of research is determined by the presence of disciplines and anti-corruption, provided for in the curricula of students majoring in "Economic security" and "State and municipal management". It should be noted that the disciplines of anti-corruption orientation are presented in the curricula of training areas on the code of the enlarged group of specialty 38.00.00 Economics and management. The practical significance of the study is manifested in the presented experience of teaching anti-corruption disciplines at the Kuban state University and in the author's methodological and pedagogical approach to the definition of the scientific category of anti-corruption education, which allows to reveal the content of this type of activity and can contribute to further research. Within the framework of academic disciplines, testing and solving practical problems are widely used to test knowledge. Developed author's questionnaires allow to determine the level of General knowledge possessed by students at the initial moment of studying the discipline. In the process of studying the theoretical material, students ' knowledge is enriched with new knowledge and therefore, when passing the final questionnaire, there is a positive dynamics of the knowledge component of anticorruption legislation and anti-corruption actions. Students proposed measures for anti-corruption education and upbringing (presented in the form of a table in this article). Examples of implementation of anti-corruption education at practical classes on the topic: "Formation of anti-corruption consciousness as the basis of anti-corruption policy" " Social and legal essence and main signs of corruption. Type of corruption.» At these classes, in the form of discussion, students are offered a number of problematic issues on combating corruption in various spheres of life. The author, summarizing the experience of teaching disciplines of anti-corruption orientation, comes to the conclusion about the need for continuous improvement of legal knowledge on the part of the teaching staff in the field of anti-corruption legislation and the inclusion in the practice of new interactive forms, in particular business games, case studies on the example of specific criminal cases. The proposed methodological and pedagogical ways of solving the problems of anti-corruption education can be taken as a basis for improving the practice and experience of teaching anti-corruption disciplines in higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционное просвещение: педагогический аспект»

УДК 343

Молчанова Е.В.

Филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10771 АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Molchanova E. V.

Branch of Kuban state University in Tikhoretsk

ANTI-CORRUPTION EDUCATION: PEDAGOGICAL ASPECT

Аннотация

С современной РФ на государственном уровне разработан и действует Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы. Основной задачей этого Плана является организация просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правого сознания. Основной смысл исследовательской работы основывается на положениях статьи 6.1 «Меры по профилактике коррупции» Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года, которая включает в себя и соотносит принятие мер, направленных на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению, к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.. Это позволяет автору четко определить векторы формирования и развития в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Автор уделяет внимание теоретическому анализу отечественных исследований относительно толкования понятий «антикоррупционное просвещение», «антикоррупционная деятельность», «профилактика коррупции». Однако, обращено внимание, что формы и методы реализации антикоррупционных просветительских мероприятий в целом и в образовательной организации в частности - вопрос, вызывающий на практике значительные затруднения.

Научная новизна определяется тем, что на основе исследования предложен авторский подход и субъективная редакция научной и правовой категории «правовое антикоррупционное просвещение» в учреждении высшего образования. Эмпирическая база исследования определена наличием учебных дисциплин антикоррупционной направленности, предусмотрены в учебных планах обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» и по направлению «Государственное и муниципальное управление». Необходимо отметить, что дисциплины антикоррупционной направленности представлены в учебных планах направлений подготовки по коду укрупненной группы специальности 38.00.00 Экономика и управление.

Практическая значимость исследования проявляется в представленном опыте преподавания дисциплин антикоррупционной направленности в Кубанском государственном университете и в авторском методико-педагогическом подходе к определению научной категории антикоррупционного просвещения, что позволяет раскрыть содержание этого вида деятельности и может способствовать дальнейшим исследованиям. В рамках учебных дисциплин для проверки знаний широко применяется тестирование, решение практических задач. Разработанные авторские анкеты позволяют определить уровень общих знаний, которыми обладают обучающиеся на начальный момент изучения учебной дисциплины. В процессе изучения теоретического материала, знания обучающихся обогащаются новыми знаниями, и поэтому при прохождении итогового анкетирования наблюдается положительная динамика знаниевого компонента антикоррупционного законодательства и антикоррупционных действий. Обучающимися предложены мероприятия по антикоррупционному просвещению и воспитанию (представлены в виде таблицы в данной статье).

Рассмотрены примеры реализации антикоррупционного просвещения на практических занятиях по теме: «Формирование антикоррупционного сознания как основа антикоррупционной политики» «Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции. Виды коррупции». На этих занятиях в дискуссионных формах обсуждения студентам предлагается ряд проблемных вопросов по противодействию коррупции в различных сферах жизнедеятельности. Автор, при обобщении опыта преподавания дисциплин антикоррупционной направленности, приходит к выводу о необходимости постоянного совершенствования правовых знаний со стороны профессорско-преподавательского состава в области антикоррупционного законодательства и включения в практику проведения занятий новых интерактивных форм, в частности проведение деловых игр, кейс-задач на примере конкретных уголовных дел.

Предложенные методологические и педагогические пути решения проблем антикоррупционного просвещения могут быть взяты за основу при совершенствовании практики и опыта преподавания дисциплин антикоррупционной направленности в высших учебных заведениях.

Abstract

The national anti-corruption plan for 2018-2020 has been developed and is in force at the state level since the beginning of the Russian Federation. The main objective of this Plan is the organization of educational, educational and other activities aimed at popularizing anti-corruption standards in society and the development of

public right consciousness. The main meaning of the research work is based on the provisions of article 6.1 "measures to prevent corruption " of the Federal law " on combating corruption " of25.12.2008, which includes and correlates the adoption of measures aimed at forming a negative attitude to corruption behavior in society, to the main activities of state bodies to improve the effectiveness of combating corruption.. This allows the author to clearly define the vectors offormation and development of intolerance to corrupt behavior in society. The author pays attention to the theoretical analysis of domestic research on the interpretation of the concepts of "anti-corruption education", "anti-corruption activities", "prevention of corruption". However, it is noted that the forms and methods of implementation of anti-corruption educational activities in General and in the educational organization in particular-a question that causes significant difficulties in practice.

The scientific novelty is determined by the fact that on the basis of the study the author's approach and subjective revision of the scientific and legal category "legal anti-corruption education " in higher education institutions are proposed. Empirical base of research is determined by the presence of disciplines and anti-corruption, provided for in the curricula of students majoring in "Economic security" and "State and municipal management". It should be noted that the disciplines of anti-corruption orientation are presented in the curricula of training areas on the code of the enlarged group of specialty 38.00.00 Economics and management.

The practical significance of the study is manifested in the presented experience of teaching anti-corruption disciplines at the Kuban state University and in the author's methodological and pedagogical approach to the definition of the scientific category of anti-corruption education, which allows to reveal the content of this type of activity and can contribute to further research. Within the framework of academic disciplines, testing and solving practical problems are widely used to test knowledge. Developed author's questionnaires allow to determine the level of General knowledge possessed by students at the initial moment of studying the discipline. In the process of studying the theoretical material, students ' knowledge is enriched with new knowledge and therefore, when passing the final questionnaire, there is a positive dynamics of the knowledge component of anticorruption legislation and anti-corruption actions. Students proposed measures for anti-corruption education and upbringing (presented in the form of a table in this article).

Examples of implementation of anti-corruption education at practical classes on the topic: "Formation of anti-corruption consciousness as the basis of anti-corruption policy" " Social and legal essence and main signs of corruption. Type of corruption. » At these classes, in the form of discussion, students are offered a number of problematic issues on combating corruption in various spheres of life. The author, summarizing the experience of teaching disciplines of anti-corruption orientation, comes to the conclusion about the need for continuous improvement of legal knowledge on the part of the teaching staff in the field of anti-corruption legislation and the inclusion in the practice of new interactive forms, in particular business games, case studies on the example of specific criminal cases.

The proposed methodological and pedagogical ways of solving the problems of anti-corruption education can be taken as a basis for improving the practice and experience of teaching anti-corruption disciplines in higher education institutions.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное просвещение, антикоррупционное воспитание, профессиональное образование, противодействие коррупции.

Keywords: corruption, anti-corruption education, anti-corruption education, professional education, anticorruption.

Коррупция как крайне негативное явление общества присуща любому современному государству без исключения. Тема противодействия коррупции, а, следовательно, и ее профилактики, является актуальной в любой стране, в том числе и в России.

Исследование законодательства о противодействии коррупции, практики его применения позволяет сделать вывод о том, что профилактика коррупции - это административная деятельность государственных и муниципальных органов, их должностных лиц, направленная на реализацию норм законодательства о противодействии коррупции [1].

В статье 6 ФЗ «О противодействии коррупции» [3] указаны меры по профилактике коррупции, одной из мер является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Реализация данной меры невозможна без соответствующей деятельности по антикоррупцион-

ному просвещению и воспитанию в обществе, в том числе и в высших учебных заведениях среди обучающихся.

По мнению исследователей, «антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанных на дополнительных общеобразовательных и профессиональных обучающих программах, разработанных в рамках национального регионального комитета государственных образовательных стандартов и реализуемых в учреждениях высшего профобразования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры» [2].

Изучению актуальных вопросов организации просветительской и образовательной деятельности антикоррупционного содержания посвящены труды многих специалистов: Р. А. Абрамова, Е. А. Акунченко, И. И. Бикеева, М. А. Волковой, С. А. Воронцова, И. М. Гарипова, Ю. П. Гармаева, А. А.

Евлахова и других.

Вместе с тем формы и методы реализации антикоррупционных просветительских мероприятий в целом и в образовательной организации в частности - вопрос, вызывающий на практике значительные затруднения.

Рассмотрим опыт преподавания дисциплин антикоррупционной направленности на примере образовательной деятельности в филиале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке (Краснодарский край)

В филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке дисциплины антикоррупционной направленности предусмотрены в учебных планах обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» и по направлению «Государственное и муниципальное управление». Необходимо отметить, что дисциплины антикоррупционной направленности представлены в учебных планах направлений подготовки по коду 38.00.00 Экономика и управление.

Название дисциплины в рамках специальности «Экономическая безопасность» - Государ-

ственная антикоррупционная политика, в рамках направления «Государственное и муниципальное управление» - Антикоррупционная политика государства.

Цель освоения дисциплин - приобретение обучающимися необходимых знаний и навыков в анализе причин и условий, способствующих появлению и росту коррупции, и умению выработки предложений по минимизации и искоренении коррупционных проявлений.

На практических занятиях по теме «Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции. Виды коррупции» на первом занятии проводится входной тест на знание общих основ истории, управления и права во взаимосвязи с коррупционной тематикой.

Проведение данного теста позволяет определить тот уровень общих знаний, которыми обладают обучающиеся на данный момент времени.

В марте 2019 года данное тестирование проходили обучающиеся по специальности «Экономическая безопасность».

Результаты теста показали, что только 15% обучающихся верно ответили на вопросы теста (рисунок 1)

■ все ответы верные

11 15 8-9 правильных ответов

22,5 6-7 правильных ответов

39,2 ■ 4-5 правильных ответов

3 и менее правильных ответа

Рисунок 1 Распределение обучающихся по количеству правильных ответов на входной тест, %

Наибольшее затруднение вызвали вопросы, связанные с исторической и правовой тематикой.

Также в рамках указанной темы проводится анкетирование обучающихся на тему «Что вы знаете о коррупции».

Результаты проведенного анкетирования, проведенного также в марте 2019 года следующие.

Ответы на первый вопрос анкеты «Что вы понимаете под коррупцией» при допуске выбора нескольких вариантов ответов показывают, что на первом месте поставлено именно получение взятки, что свидетельствует о четком понимании коррупционных противоправных действий (рисунок 2)

Рисунок 2 Распределение ответов на вопрос «Что вы понимаете под коррупцией», %

Ответы на второй вопрос анкеты «Сталкивались ли вы когда-нибудь в своей жизни с коррупционной ситуацией» констатируют, что большинство респондентов сталкиваются в данной ситуацией. (рисунок 3)

Рисунок 3 Распределение ответов на вопрос «Сталкивались ли вы когда-нибудь в своей жизни с коррупционной ситуацией», %

При ответы на третий вопрос анкеты «Каковы основные причины возникновения коррупции?» с допуском выбора нескольких вариантов ответов, убедительное большинство 91,7% респондентов указывают на недостаточный контроль за действиями чиновников и их доходами со стороны государства. (рисунок 4)

Рисунок 4 Распределение ответов на вопрос «Каковы основные причины возникновения коррупции?», %

Распределение ответов на четвертый вопрос анкеты «Как вы считаете, серьезна ли проблема коррупции в России?» 75% респондентов отмечают, что очень серьезна.

Распределение ответов на вопрос «Каковы

главные последствия коррупции?» (допускался выбор нескольких вариантов ответов) представленные на рисунке 5 определяют основным последствием «доверие граждан к государству» -83,3%.

Рисунок 5 Распределение ответов на вопрос «Каковы главные последствия коррупции?», %

100 % опрошенных обучающихся дали положительный ответ на шестой вопрос анкеты «Считаете ли вы, что с коррупцией необходимо бороться?».

Ответы на седьмой вопрос анкеты «Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы коррупционеров стало меньше?» (допускался выбор нескольких вариантов ответов) распределились следующим образом:

- отслеживать имущественное положение должностных лиц - 87%;

- жёсткий контроль распределения и расходования бюджетных средств - 83%;

- шире освещать антикоррупционную деятельность в средствах массовой информации -29%;

- повысить эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией - 94%;

- ужесточить законодательную базу по борьбе с коррупцией - 85%;

-повысить правовую грамотность населения -15%;

-проводить агитационную работу с населением по формированию нетерпимости к проявлениям коррупции-19%.

Ответы на восьмой вопрос анкеты «Как вы считаете, какими знаниями и навыками должен обладать молодой человек (студент) чтобы противостоять коррупции?» (допускался выбор нескольких вариантов ответов) распределились следую-

щим образом - рисунок 6:

Рисунок 6- Распределение ответов на вопрос «Как вы считаете, какими знаниями и навыками должен обладать молодой человек (студент) чтобы противостоять коррупции?», %

Результаты проведенного анкетирования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. обучающиеся по исследуемому вопросу обладают разным уровнем антикоррупционного сознания, а также понимания проблем по данной тематике;

2. полученные результаты анкетирования позволяют скорректировать подходы к обучению с точки зрения понимания обучающимися антикоррупционной проблематики;

3. по ряду вопросов обучающиеся имеют неверные представления. Например, по вопросу о понимании сути коррупции, 25% обучающихся отметили, что к коррупции можно отнести получение любого подарка, при этом ими не было отмечено, а какой именно подарок можно считать проявлением коррупции. Необходимо пояснить, что ответа «Получение подарка» не было в перечне ответов на поставленный вопрос, он был указан обучающимися именно в данной формулировке в категории «другой ответ» (формулировка своего ответа).

Таким образом, в целом необходимо отметить, что проведенное анкетирование носит практический характер и позволяет профессорско-преподавательскому составу скорректировать дальнейший процесс обучения в рамках изучаемых дисциплин антикоррупционной тематики.

На практическом занятии по теме: «Формирование антикоррупционного сознания как основа

антикоррупционной политики» студентам предлагается обсуждение вопросов по противодействию коррупции в различных сферах, проходят дискуссионные обсуждения по темам «Коррупция в образовании», «Коррупция в здравоохранении» и т.д.

Например, по теме «Коррупция в образовании» студенты в письменной форме отвечают на следующие вопросы:

1. Укажите причины коррумпированности сферы образования

2. Система образования является наиболее привлекательной для взяточников. Каковы причины данной ситуации?

3. Какие методы борьбы с коррупцией в высших учебных заведениях вы могли бы предложить?

В результате таких обсуждений обучающиеся предлагают практические меры борьбы с коррупцией, активно их обсуждают, происходи взаимодействие внутри коллектива обучающихся.

Также студентам было предложено ответить на такие вопросы как:

1. Какие мероприятия в рамках антикоррупционного просвещения и воспитания вы могли бы предложить (2-3 мероприятия):

A) для школьников 1 -5 класса

Б) для школьников 9-11 класса

B) для студентов ВУЗов

Полученные ответы на данный вопрос сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Мероприятия по антикоррупционному просвещению и воспитанию

Категории граждан Мероприятия

Школьники 1-5 класса Творческие работы Классные часы Развлекательные презентации Чтение стихов Тематические игры Театральные представления

Школьники 9-11 класса Интеллектуальные игры Конкурсы листовок Квесты Дополнительные внеурочные занятия по антикоррупционной тематике

Студенты ВУЗов Тренинги Встречи с представителями правоохранительных органов Создание социальной рекламы Проведение тематических научных конференций Проведение флешмобов «Мы против коррупции»

2. Как вы считаете, какие меры необходимы для формирования антикоррупционного общественного сознания? Что вы понимаете под термином «антикоррупционное общественное сознание»?

3. На чем должна быть основана антикоррупционная направленность правового воспитания в обществе?

В рамках данной дисциплины для проверки знаний широко применяется тестирование, решение практических задач.

Таким образом, можно отметить, что преподавание дисциплин антикоррупционной направ-

ленности несомненно играет важную роль в формировании антикоррупционного сознания обучающихся в системе профессионального образования.

В рамках совершенствования опыта преподавания дисциплин антикоррупционной направленности необходимо принятие следующих мер:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. постоянное совершенствование правовых знаний со стороны профессорско-преподавательского состава в области антикоррупционного законодательства;

2. включение в практику проведения занятий новых интерактивных форм, в частности проведе-

ние деловых игр, кейс-задач на примере конкретных уголовных дел.

Список литературы

1. Козлов Л.Т. Профилактика коррупции как административная деятельность органов власти и предмет прокурорского надзора /Л.Т. Козлов //Актуальные проблемы экономики и права. -2017. - т. 11, №1. - с. 170-179

2. Оленский С. Ф. Повышение качества обра-

зования студентов юридических специальностей: проблемы эффективности формирования антикоррупционного мировоззрения /С.Ф. Оленский // Юрист. - 2011. - № 19. - С. 44-46.

З.Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-Ф3 // Справочная правовая система Консультант-Плюс -http://www.consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.