Научная статья на тему 'Антикоррупционное просвещение обучающихся профессиональных образовательных организаций на примере дисциплины "право"'

Антикоррупционное просвещение обучающихся профессиональных образовательных организаций на примере дисциплины "право" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
378
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION COUNTERACTION / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ANTI-CORRUPTION EDUCATION / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ANTI-CORRUPTION OUTLOOK / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якушева Лада Валентиновна

В статье представлен опыт антикоррупционного просвещения и формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в процессе реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Право» в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Якушева Лада Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF VET STUDENTS ON THE EXAMPLE OF ‘LAW’ TEACHING

The article presents the experience of students’ anti-corruption education and anti-corruption outlook formation in the process of ‘Law’ teaching in the South-Ural state technical college.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционное просвещение обучающихся профессиональных образовательных организаций на примере дисциплины "право"»

УДК 372.016:34 ББК 74.266.7

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»

Л. В. Якушева

В статье представлен опыт антикоррупционного просвещения и формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в процессе реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Право» в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж».

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционное просвещение, антикоррупционное мировоззрение, среднее профессиональное образование.

Противодействие коррупции — одна из набо-лее актуальных проблем, существующих в современном обществе. Отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с коррупцией, системы мер по противодействию этому негативному явлению, всеобщего осуждения коррупционного поведения ведет к разрастанию социального недуга. Проблема требует серьезного осмысления и разработки новых механизмов организации противодействия и предупреждения коррупции. С коррупцией невозможно бороться без участия гражданского общества. Молодежи предстоит участвовать в общественной жизни, бизнесе, производстве и т. д., поэтому особенно важно целенаправленно реализовывать в образовательных учреждениях среднего профессионального образования условия для становления социально-гражданской компетентности выпускников. Система антикоррупционных идей, взглядов, представлений, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупции, должна органично изменить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Формирование неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, — важнейшая задача современного образования.

Как решается проблема антикоррупционного просвещения в нашем государстве?

Одним из приоритетных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является принцип свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры [1].

Принципы образования тесно взаимодействуют с тенденциями развития российского общества, которые направлены на реализацию комплекса мер по противодействию коррупции. Они должны включать в себя такие мероприятия, которые смогли бы воспитать у молодых людей неприятие коррупционных проявлений как негативных явлений в обществе, совершенно несовместимых с ценностями нашего государства. Это очень важный вопрос, так как уровень образования населения, его правовая культура — это не только лицо нашего государства в мировом пространстве, но и вопрос национальной безопасности.

На сегодняшний момент на федеральном и региональном уровне органами государственной власти реализуется Национальный план противодействия коррупции, мероприятия которого направлены на решение задач повышения эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.

На основании письма Министерства образования и науки РФ № 06-1130 от 7 сент. 2017 г. «По организации антикоррупционного просвещения в образовательных организациях» в содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Право» включены темы, дидактические единицы, направленные на изучение основ государственной антикоррупционной политики Российской Федерации [2].

При освоении программы общеобразовательной учебной дисциплины «Право» основная цель обучения должна быть направлена на:

1) получение знаний о формировании личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, о социаль-

ных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

2) формирование способности проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону;

3) формирование умения выявлять обстоятельства, способствующие преступности, в том числе коррупции.

Освоение содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Право» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

- сформированность представлений о коррупции, мотивах коррупционного поведения;

- сформированность умений противодействия коррупции, осуществления мер по ее профилактике;

- сформированность знаний о коррупционных преступлениях, их видах и ответственности за них;

- сформированность умений применять правовые знания для выявления и расследования коррупционных преступлений.

При осуществлении тематического планирования реализации данной дисциплины в раздел 12 «Уголовное право и уголовный процесс» была включена тема 12.2 «Противодействие коррупции», на изучение которой было выделено учебное время в объеме четырех часов.

Антикоррупционным элементом в программе данной общеобразовательной учебной дисциплины являются следующие дидактические единицы (табл.1).

Таблица 1

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Уровень освоения Объем часов Достигаемые результаты обучения

Раздел 12 «Уголовное право и уголовный процесс» 21

Тема 12.1 «Уго -ловное право» Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних 1 2 Метапредметные: - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации. Предметные: - сформированность знаний об основах уголовного права; - сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству РФ; - сформированность представлений о коррупции, мотивах коррупционного поведения; - сформированность умений противодействия коррупции, осуществления мер по профилактике коррупции; - сформированность знаний о кор -рупционных преступлениях, их видах и ответственности за них; - сформированность умений по применению правовых знаний для выявления и расследования коррупционных преступлений

Тема 12.2 «Противодействие коррупции» Коррупция — понятие, мотивы коррупционного поведения; противодействие коррупции; правовая основа противодействия коррупции; основные принципы противодействия коррупции; меры по профилактике коррупции; коррупционные преступления: виды, ответственность; выявление и расследование коррупционных преступлений 2 4

Тематика практических занятий и лабораторных работ 2

Практическое занятие № 9 «Применение норм уголовного права при определении преступности и наказуемости деяния»

Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка эссе на тему: «Если бы у вас появилось право законодательной инициативы, то какие изменения или дополнения вы хотели бы внести в существующее законодательство с целью сокращения коррупционных преступлений?» 4

Ожидаемым результатом урочной и внеурочной деятельности в этом направлении является антикоррупционное просвещение обучающихся. Методы реализации содержания дисциплины «Право» должны быть связаны с формированием у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, негативного отношения к коррупции и антикоррупционных моделей поведения. Организация антикоррупционного просвещения на основе этих принципов позволит обеспечить единство содержательного и процессуального компонентов образовательного процесса, его методологических, научно-теоретических и дидактических основ и согласованность практических действий на всех этапах социализации обучающихся среднего профессионального образования.

Кроме того, в процессе обучения и воспитания важно и формирование у студентов мотивации к антикоррупционному поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам общества. Достижение этих целей связано с опорой на системно-деятельностный подход.

Составляющие антикоррупционного просвещения необходимо рассматривать в их взаимосвязи и реализовывать в системе практических занятий, моделируемых ситуаций, социальных акций, творческих заданий, проектно-исследова-тельской деятельности.

Для обеспечения деятельностного характера антикоррупционного просвещения также используются активные и интерактивные методы, групповые формы занятий.

Кроме того, в процессе антикоррупционного воспитания важное значение имеет активная жизненная позиция, нравственный пример педагога. Он призван быть носителем высоких духовно-нравственных ценностей, гражданственности, создавать условия для приобретения обучающимися конструктивного жизненного опыта, формирования ответственного поведения.

В качестве примера реализации антикоррупционного просвещения в ГБПОУ «ЮжноУральский государственный технический колледж» можно представить пример урока-игры: «Дело по обвинению коррупции» по общеобразовательной учебной дисциплине «Право», разработанного нами в форме расследования уголовного преступления.

«Расследование» включает несколько этапов «неотложных следственных действий и оперативных мероприятий», в ходе которых «опергруппы» (команды студентов) должны будут выполнить задания по сбору и фиксации доказательств, изобличающих «преступника» — коррупцию. Работу

команд оценивает компетентное жюри, состоящее из представителей правоохранительных структур и преподавателей правовых дисциплин.

В ходе игры применяются разнообразные нетрадиционные методы обучения.

1. «Лови ошибку!» — участникам игры предлагается заведомо неверное определение понятия коррупции. Каждая «опергруппа» должна составить правильное определение и разместить его на своем игровом поле (стена, доска). Победит та команда, которая составит более точное и правильное определение данного явления в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3].

2. «Мозговой штурм» — команды, используя признаки коррупционных правонарушений, данные в перечне № 23 от 1 февраля 2016 г. Ге -неральной прокуратуры РФ [4] и Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [5], должны составить таблицу составов преступлений коррупционной направленности. Победителем станет та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов.

3. «Опознание» — каждой «опергруппе» вручается протокол предъявления для опознания с фотографиями в количестве не менее трех, фиксирующими факт совершения преступления. «Опергруппам» необходимо по изображениям «опознать» коррупционные деяния и дать обоснованный ответ, по каким именно приметам или особенностям их следует отнести к данной категории.

4. «Изучение доказательств» — «опергруппам» необходимо просмотреть видеозаписи, иллюстрирующие различные ситуации коррупционной деятельности, и ответить на поставленные вопросы, например, следующие:

1) имеется ли в действиях лиц, показанных в видеоролике, состав какого-либо коррупционного преступления?

2) что может быть предметом взятки?

3) наказуемо ли вымогательство взятки?

5. «Следственный эксперимент» — разыгрывание ситуаций в ролях, где студенты — «фигуранты» по делу воспроизводят конкретную ситуацию перед «опергруппами».

«Опергруппы», оценив ситуацию, должны установить:

- причины, способствующие совершению преступления;

- особенности обстановки совершения преступления;

- особенности поведения участников проверяемого события [6].

По результатам следственного эксперимента каждая команда делает заключение, получено ли доказательство коррупционной деятельности.

6. «Проектная деятельность» — перед студентами ставится проблема:

- насколько эффективно правоохранительные структуры ведут борьбу с коррупцией?

- какова результативность раскрываемости коррупционных преступлений?

- какие методы и тактика расследования коррупционных преступлений дают наилучшие показатели?

Для выполнения этого задания «опергруппы» получают карточки с заданиями, в которых содержится информация о реальных коррупционных делах.

Команды должны тщательно изучить ситуации; найти необходимую информацию на официальных сайтах МВД РФ [7], Генеральной прокуратуры РФ [8], Следственного комитета РФ [9] и проанализировать ее; сделать вывод по про-

деланной работе (чем закончилось расследование по предлагаемым ситуациям); подготовить аргументированное заключение по статистике раскрываемости коррупционных преступлений.

Таким образом, целью антикоррупционного просвещения является формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, твердой гражданской и нравственной позиции, овладение ими устойчивыми знаниями, умениями и компетентностью в сфере противодействия коррупции. Многие граждане нашей страны имеют антикоррупционное мировоззрение, но не могут единолично или малой группой бороться с коррупционными проявлениями. Тем не менее, у них уже сформирована нетерпимость к таким проявлениям и они не могут закрывать глаза на коррупционные практики, свидетелями которых они случайно оказались. Антикоррупционное просвещение в профессиональном смысле направлено не только на предотвращение коррупции, но и на фактическое противодействие ей.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — М., 2013. — 134 с.

2. По организации антикоррупционного просвещения в образовательных организациях [Текст] : [письмо Министерства образования и науки РФ от 7.09.2017 № 06-1130].

3. Российская Федерация. Законы. О противодействии коррупции [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 19 дек. 2008 г. : одобр. Советом Федерации 22 дек. 2008 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6228.

4. Перечень № 23 преступлений коррупционной направленности [Электронный ресурс] //

0 введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности : [указание Генпрокуратуры России и МВД России от 1 февр. 2016 г. № 65/11/1]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420336566.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : по состоянию на 25 мая 2017 г. — М. : Проспект, 2017. — 272 с.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст] : по состоянию на

1 июня 2017 г. — М. : Проспект, 2017. — 319 с.

7. Официальный интернет-сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://мвд.рф.

8. Официальный интернет-сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://genproc.gov.ru/map.

9. Официальный интернет-сайт Следственного комитета РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sledcom.ru.

For citation: Yakusheva, L. V Anti-corruption education of VET students on the example of 'Law' teaching [Text] / L. V Yakusheva // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 57-62.

ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF VET STUDENTS ON THE EXAMPLE

OF 'LAW' TEACHING

L. V. Yakusheva

The article presents the experience of students' anti-corruption education and anti-corruption outlook formation in the process of 'Law' teaching in the South-Ural state technical college.

Key words: corruption, corruption counteraction, anti-corruption education, anti-corruption outlook, secondary vocational education.

References

1. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: feder. Zakon, Moscow, 2013,134 p. (In Russian)

2. Po organizatsii antikorruptsionnogo prosveshcheniya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh: [pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 7.09.2017 № 06-1130].

3. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 2008, no. 52 (ch. 1), St. 6228. (In Russian)

4. Perechen' № 23 prestuplenii korruptsionnoi napravlennosti, available at: http://docs.cntd.ru/ document/420336566.

5. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: po sostoyaniyu na 25 maya 2017 g., Moscow: Prospekt, 2017, 272 p. (In Russian)

6. Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: po sostoyaniyu na 1 iyunya 2017 g., Moscow: Prospekt, 2017, 319 p. (In Russian)

7. Ofitsial'nyi internet-sait Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, available at: https:// mvd.rf.

8. Ofitsial'nyi internet-sait General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii, available at: https:// genproc.gov.ru/map.

9. Ofitsial'nyi internet-sait Sledstvennogo komiteta RF, available at: https://sledcom.ru.

Якушева Лада Валентиновна, методист Yakusheva L. V., methodologist, South-

научно-методического центра ГБПОУ «Южно- Ural state technical college, Chelyabinsk, e-mail:

Уральский государственный технический кол- lada238@ mail.ru ледж», г. Челябинск, e-mail: lada238@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.