УДК 372.016:34 ББК 74.266.7
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»
Л. В. Якушева
В статье представлен опыт антикоррупционного просвещения и формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в процессе реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Право» в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж».
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционное просвещение, антикоррупционное мировоззрение, среднее профессиональное образование.
Противодействие коррупции — одна из набо-лее актуальных проблем, существующих в современном обществе. Отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с коррупцией, системы мер по противодействию этому негативному явлению, всеобщего осуждения коррупционного поведения ведет к разрастанию социального недуга. Проблема требует серьезного осмысления и разработки новых механизмов организации противодействия и предупреждения коррупции. С коррупцией невозможно бороться без участия гражданского общества. Молодежи предстоит участвовать в общественной жизни, бизнесе, производстве и т. д., поэтому особенно важно целенаправленно реализовывать в образовательных учреждениях среднего профессионального образования условия для становления социально-гражданской компетентности выпускников. Система антикоррупционных идей, взглядов, представлений, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупции, должна органично изменить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Формирование неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, — важнейшая задача современного образования.
Как решается проблема антикоррупционного просвещения в нашем государстве?
Одним из приоритетных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является принцип свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры [1].
Принципы образования тесно взаимодействуют с тенденциями развития российского общества, которые направлены на реализацию комплекса мер по противодействию коррупции. Они должны включать в себя такие мероприятия, которые смогли бы воспитать у молодых людей неприятие коррупционных проявлений как негативных явлений в обществе, совершенно несовместимых с ценностями нашего государства. Это очень важный вопрос, так как уровень образования населения, его правовая культура — это не только лицо нашего государства в мировом пространстве, но и вопрос национальной безопасности.
На сегодняшний момент на федеральном и региональном уровне органами государственной власти реализуется Национальный план противодействия коррупции, мероприятия которого направлены на решение задач повышения эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.
На основании письма Министерства образования и науки РФ № 06-1130 от 7 сент. 2017 г. «По организации антикоррупционного просвещения в образовательных организациях» в содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Право» включены темы, дидактические единицы, направленные на изучение основ государственной антикоррупционной политики Российской Федерации [2].
При освоении программы общеобразовательной учебной дисциплины «Право» основная цель обучения должна быть направлена на:
1) получение знаний о формировании личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, о социаль-
ных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
2) формирование способности проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону;
3) формирование умения выявлять обстоятельства, способствующие преступности, в том числе коррупции.
Освоение содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Право» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- сформированность представлений о коррупции, мотивах коррупционного поведения;
- сформированность умений противодействия коррупции, осуществления мер по ее профилактике;
- сформированность знаний о коррупционных преступлениях, их видах и ответственности за них;
- сформированность умений применять правовые знания для выявления и расследования коррупционных преступлений.
При осуществлении тематического планирования реализации данной дисциплины в раздел 12 «Уголовное право и уголовный процесс» была включена тема 12.2 «Противодействие коррупции», на изучение которой было выделено учебное время в объеме четырех часов.
Антикоррупционным элементом в программе данной общеобразовательной учебной дисциплины являются следующие дидактические единицы (табл.1).
Таблица 1
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Уровень освоения Объем часов Достигаемые результаты обучения
Раздел 12 «Уголовное право и уголовный процесс» 21
Тема 12.1 «Уго -ловное право» Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних 1 2 Метапредметные: - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации. Предметные: - сформированность знаний об основах уголовного права; - сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству РФ; - сформированность представлений о коррупции, мотивах коррупционного поведения; - сформированность умений противодействия коррупции, осуществления мер по профилактике коррупции; - сформированность знаний о кор -рупционных преступлениях, их видах и ответственности за них; - сформированность умений по применению правовых знаний для выявления и расследования коррупционных преступлений
Тема 12.2 «Противодействие коррупции» Коррупция — понятие, мотивы коррупционного поведения; противодействие коррупции; правовая основа противодействия коррупции; основные принципы противодействия коррупции; меры по профилактике коррупции; коррупционные преступления: виды, ответственность; выявление и расследование коррупционных преступлений 2 4
Тематика практических занятий и лабораторных работ 2
Практическое занятие № 9 «Применение норм уголовного права при определении преступности и наказуемости деяния»
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка эссе на тему: «Если бы у вас появилось право законодательной инициативы, то какие изменения или дополнения вы хотели бы внести в существующее законодательство с целью сокращения коррупционных преступлений?» 4
Ожидаемым результатом урочной и внеурочной деятельности в этом направлении является антикоррупционное просвещение обучающихся. Методы реализации содержания дисциплины «Право» должны быть связаны с формированием у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, негативного отношения к коррупции и антикоррупционных моделей поведения. Организация антикоррупционного просвещения на основе этих принципов позволит обеспечить единство содержательного и процессуального компонентов образовательного процесса, его методологических, научно-теоретических и дидактических основ и согласованность практических действий на всех этапах социализации обучающихся среднего профессионального образования.
Кроме того, в процессе обучения и воспитания важно и формирование у студентов мотивации к антикоррупционному поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам общества. Достижение этих целей связано с опорой на системно-деятельностный подход.
Составляющие антикоррупционного просвещения необходимо рассматривать в их взаимосвязи и реализовывать в системе практических занятий, моделируемых ситуаций, социальных акций, творческих заданий, проектно-исследова-тельской деятельности.
Для обеспечения деятельностного характера антикоррупционного просвещения также используются активные и интерактивные методы, групповые формы занятий.
Кроме того, в процессе антикоррупционного воспитания важное значение имеет активная жизненная позиция, нравственный пример педагога. Он призван быть носителем высоких духовно-нравственных ценностей, гражданственности, создавать условия для приобретения обучающимися конструктивного жизненного опыта, формирования ответственного поведения.
В качестве примера реализации антикоррупционного просвещения в ГБПОУ «ЮжноУральский государственный технический колледж» можно представить пример урока-игры: «Дело по обвинению коррупции» по общеобразовательной учебной дисциплине «Право», разработанного нами в форме расследования уголовного преступления.
«Расследование» включает несколько этапов «неотложных следственных действий и оперативных мероприятий», в ходе которых «опергруппы» (команды студентов) должны будут выполнить задания по сбору и фиксации доказательств, изобличающих «преступника» — коррупцию. Работу
команд оценивает компетентное жюри, состоящее из представителей правоохранительных структур и преподавателей правовых дисциплин.
В ходе игры применяются разнообразные нетрадиционные методы обучения.
1. «Лови ошибку!» — участникам игры предлагается заведомо неверное определение понятия коррупции. Каждая «опергруппа» должна составить правильное определение и разместить его на своем игровом поле (стена, доска). Победит та команда, которая составит более точное и правильное определение данного явления в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3].
2. «Мозговой штурм» — команды, используя признаки коррупционных правонарушений, данные в перечне № 23 от 1 февраля 2016 г. Ге -неральной прокуратуры РФ [4] и Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [5], должны составить таблицу составов преступлений коррупционной направленности. Победителем станет та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов.
3. «Опознание» — каждой «опергруппе» вручается протокол предъявления для опознания с фотографиями в количестве не менее трех, фиксирующими факт совершения преступления. «Опергруппам» необходимо по изображениям «опознать» коррупционные деяния и дать обоснованный ответ, по каким именно приметам или особенностям их следует отнести к данной категории.
4. «Изучение доказательств» — «опергруппам» необходимо просмотреть видеозаписи, иллюстрирующие различные ситуации коррупционной деятельности, и ответить на поставленные вопросы, например, следующие:
1) имеется ли в действиях лиц, показанных в видеоролике, состав какого-либо коррупционного преступления?
2) что может быть предметом взятки?
3) наказуемо ли вымогательство взятки?
5. «Следственный эксперимент» — разыгрывание ситуаций в ролях, где студенты — «фигуранты» по делу воспроизводят конкретную ситуацию перед «опергруппами».
«Опергруппы», оценив ситуацию, должны установить:
- причины, способствующие совершению преступления;
- особенности обстановки совершения преступления;
- особенности поведения участников проверяемого события [6].
По результатам следственного эксперимента каждая команда делает заключение, получено ли доказательство коррупционной деятельности.
6. «Проектная деятельность» — перед студентами ставится проблема:
- насколько эффективно правоохранительные структуры ведут борьбу с коррупцией?
- какова результативность раскрываемости коррупционных преступлений?
- какие методы и тактика расследования коррупционных преступлений дают наилучшие показатели?
Для выполнения этого задания «опергруппы» получают карточки с заданиями, в которых содержится информация о реальных коррупционных делах.
Команды должны тщательно изучить ситуации; найти необходимую информацию на официальных сайтах МВД РФ [7], Генеральной прокуратуры РФ [8], Следственного комитета РФ [9] и проанализировать ее; сделать вывод по про-
деланной работе (чем закончилось расследование по предлагаемым ситуациям); подготовить аргументированное заключение по статистике раскрываемости коррупционных преступлений.
Таким образом, целью антикоррупционного просвещения является формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, твердой гражданской и нравственной позиции, овладение ими устойчивыми знаниями, умениями и компетентностью в сфере противодействия коррупции. Многие граждане нашей страны имеют антикоррупционное мировоззрение, но не могут единолично или малой группой бороться с коррупционными проявлениями. Тем не менее, у них уже сформирована нетерпимость к таким проявлениям и они не могут закрывать глаза на коррупционные практики, свидетелями которых они случайно оказались. Антикоррупционное просвещение в профессиональном смысле направлено не только на предотвращение коррупции, но и на фактическое противодействие ей.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — М., 2013. — 134 с.
2. По организации антикоррупционного просвещения в образовательных организациях [Текст] : [письмо Министерства образования и науки РФ от 7.09.2017 № 06-1130].
3. Российская Федерация. Законы. О противодействии коррупции [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 19 дек. 2008 г. : одобр. Советом Федерации 22 дек. 2008 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6228.
4. Перечень № 23 преступлений коррупционной направленности [Электронный ресурс] //
0 введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности : [указание Генпрокуратуры России и МВД России от 1 февр. 2016 г. № 65/11/1]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420336566.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : по состоянию на 25 мая 2017 г. — М. : Проспект, 2017. — 272 с.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст] : по состоянию на
1 июня 2017 г. — М. : Проспект, 2017. — 319 с.
7. Официальный интернет-сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://мвд.рф.
8. Официальный интернет-сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://genproc.gov.ru/map.
9. Официальный интернет-сайт Следственного комитета РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sledcom.ru.
For citation: Yakusheva, L. V Anti-corruption education of VET students on the example of 'Law' teaching [Text] / L. V Yakusheva // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 57-62.
ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF VET STUDENTS ON THE EXAMPLE
OF 'LAW' TEACHING
L. V. Yakusheva
The article presents the experience of students' anti-corruption education and anti-corruption outlook formation in the process of 'Law' teaching in the South-Ural state technical college.
Key words: corruption, corruption counteraction, anti-corruption education, anti-corruption outlook, secondary vocational education.
References
1. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: feder. Zakon, Moscow, 2013,134 p. (In Russian)
2. Po organizatsii antikorruptsionnogo prosveshcheniya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh: [pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 7.09.2017 № 06-1130].
3. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 2008, no. 52 (ch. 1), St. 6228. (In Russian)
4. Perechen' № 23 prestuplenii korruptsionnoi napravlennosti, available at: http://docs.cntd.ru/ document/420336566.
5. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: po sostoyaniyu na 25 maya 2017 g., Moscow: Prospekt, 2017, 272 p. (In Russian)
6. Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: po sostoyaniyu na 1 iyunya 2017 g., Moscow: Prospekt, 2017, 319 p. (In Russian)
7. Ofitsial'nyi internet-sait Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, available at: https:// mvd.rf.
8. Ofitsial'nyi internet-sait General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii, available at: https:// genproc.gov.ru/map.
9. Ofitsial'nyi internet-sait Sledstvennogo komiteta RF, available at: https://sledcom.ru.
Якушева Лада Валентиновна, методист Yakusheva L. V., methodologist, South-
научно-методического центра ГБПОУ «Южно- Ural state technical college, Chelyabinsk, e-mail:
Уральский государственный технический кол- lada238@ mail.ru ледж», г. Челябинск, e-mail: lada238@ mail.ru