Список литературы
1. Волженкин Б.В. Служебные преступления. М.: Юристъ, 2000.
2. Капинус О. Изменения в законодательстве о должностных преступлениях: вопросы квалификации и освобождения взяткодателя от ответственности // Уголовное право. 2011, № 2.
N.V.Bugaevskaya, A.Y.Golovin
PROBLEMATIC ISSUES OF QUALIFICATION OF CRIMES UNDER ARTICLES 290.291, 291.1 CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article mentioned the problem of qualification bribery by applicable law, proposed by the author's view of a decision of the.
Key words: the crimes, bribery, bribe, mediation in bribery.
УДК 343
Е.С. Дубоносов, докт. юрид. наук, профессор, зав. кафедрой уголовного права и процесса ТулГУ, тел. 8-910-943-64-09,[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
С.Н. Ковалев, канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и процесса ТулГУ, тел. 8(4872)35-49-89, Kovsermk@ramЫev, га (Россия, Тула, ТулГУ)
О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
В статье рассмотрены вопросы становления и развития в высших учебных заведениях новых учебных дисциплин антикоррупционной направленности, формирующих антикоррупционное мировоззрение обучающихся, нормативные и директивные требования по формированию учебных программ и совершенствованию методик преподавания данных дисциплин.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное мировоззрение, антикоррупционные учебные программы, антикоррупционное воспитание студентов, методы преподавания, практически ориентированные занятия.
Нормальному функционированию всех механизмов правового
государства и гражданского общества препятствуют различные
коррупционные проявления. Масштабы коррупции вызывают в российском обществе тревогу, недоверие к государственным органам, создают негативный имидж России на международной арене.
В России Министерство образования и науки входит в тройку наиболее коррумпированных ведомств. Особую тревогу вызывает то, что именно через
сферу образования проходит огромное количество молодежи, которой предстоит кардинально изменять сложившуюся ситуации в различных государственных структурах и обществе.
В ряде зарубежных государств антикоррупционная политика в сфере образования рассматривается как часть национальной программы борьбы государства с коррупцией [1].
В условиях распространения коррупции президиум Совета при президенте РФ по противодействию коррупции рекомендует учебным заведениям осуществлять разработку научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции (протокол от 16 февраля 2011 г. № 22).
Ситуация в сфере образования вызывает серьезную озабоченность Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции в РФ. Результатом этого стало директивное письмо, в котором нашло отражение обязательное требование: 1) внедрить в учебный процесс антикоррупционные формы
обучения; 2) сформировать профессорско-преподавательский составдля участи в преподавании дисциплины; 3) подготовить учебно-методические программы дисциплины [2, С.1-2].
В соответствии с указанием Департамента развития образования Минобрнауки РФ в учебный курс необходимо вводить учебные антикоррупционные программы. Одна из таких примерных учебных программ подготовлена Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ - «Коррупция: причины, проявления, противодействие» ориентированная на различные категории обучающихся [3, С.1-2].
В школьные программы для 10-11 классов уже введена и преподается дисциплина «Формирование антикоррупционного мировоззрения» [4].
В процессе её преподавания в школах, лицеях основной задачей является формирование у обучающихся гражданского сознания, поэтому ключевыми выступают социальные дисциплины: обществознание, история, экономика, этика и др. В школьных программах реализуются как правило два способа антикоррупционного воспитания. Первый заключается во внесении в программу темы дополнений, которые должны быть напрямую связаны с коррупцией. Это легко организуется, не занимает много времени, однако, тем не менее, это будет выглядеть как отдельные вкрапления и одноразовые акции. Другой способ состоит в том, чтобы проанализировать, с какими базовыми ценностями и понятиями связано явление коррупции, и внести некоторые дополнения в уже существующие программы школьных предметов, подчеркнув, таким образом аспекты, которым уделялось слишком мало внимания.
В высших профессиональных учебных заведениях также осуществляется активная разработка методических рекомендаций, введение отдельных тем в юридических дисциплинах и разработка спецкурсов [5].
В системе российского высшего профессионального образования коррупция рассматривается как одно из негативных социально правовых
явлений. В настоящее перед вузами ставится задача по целенаправленному антикоррупционному воспитанию, что способствует на начальной стадии образовательного процесса формировать у студентов антикоррупционное мировоззрение.
К сожалению, не все российские вузы реализуют антикоррупционную направленность в процессе обучения. Тульский госуниверситет одним из первых ввел в учебные планы дисциплину «Антикоррупционное мировоззрение», разработал программу курса для очной и заочной формы обучения по специальности «Юриспруденция», а также активно использует в качестве основы рекомендуемую учебную программу по дисциплине: «Коррупция: причины, проявление, противодействие».
Необходимость введения новых дисциплин обусловлена не только актуальностью борьбы с коррупцией в российском обществе, требованиями ведомственных приказов и директивных указаний, но и, прежде всего, желанием обучающихся знать реальную ситуацию, связанную с распространение коррупционных проявлений и результаты противодействиях противоправному поведению чиновников в органах государственной власти и самоуправления. Убедительным подтверждением этого является проведенный опрос студентов очной формы юридического факультета обучения, который показал, что наиболее эффективными формами противодействия с коррупцией является: 1) систематическая встреча с практическими сотрудниками
правоохранительных органов (22%); введение новой дисциплины антикоррупционной направленности (36%); осуществление активной антикоррупционной агитации в вузе ( 8%) и др.
Целью изучения антикоррупционных дисциплин является формирование у студентов антикоррупционного мировоззрения, повышение правовой грамотности, правосознания и уровня доверия к государственным органам. Формирование у обучающихся гражданской позиции относительно коррупции, а также выработка системы знаний и четкого представления о субъектах, осуществляющих борьбу с ней и, комплексе причин, способствующих коррупционным проявлениям, а также мерам по противодействию их распространению в обществе.
Введение в учебный процесс новых учебных дисциплин предполагает не только наличие учебной программы, но и становление наиболее рациональных методов её преподавания. При этом лекционные занятия направлены на формирование общей теоретической базы обучающихся, реализация полученных знаний осуществляется в процессе проведения практических (лабораторных) занятий.
В последние годы дидактика высшего образования обогащается инновационными формами и методам. Одним из направлений этой деятельности является разработка практико-ориентированных методов обучения, эффективность которых достигается путем построения их в логическую систему, позволяющую сформировать у обучающихся
профессиональные умения и навыки и тем самым усилить связь теоретического обучения с реальными потребностями практики.
Особенностью дисциплин антикоррупционной направленности является их ярко выраженная междисциплинарная связь. В них проявляется интеграция юридических дисциплин с многочисленными дисциплинами гуманитарного профиля (социология, экономика, история, психология, конфликтология, профессиональная этика и др.).
Если качество профессионального образования по другим дисциплинам определяется современными требованиями к их преподаванию и соответствием Государственному образовательному стандарту, то к дисциплинам антикоррупционной направленности предъявляется дополнительное требование. Процесс обучения заключается в профессиональной подготовке студентов, в их умении выявить и устранить причины коррупции на самых ранних стадиях проявления, адаптации к реальным практическим действиям, направленным на активное противодействие коррупции в обществе.
Игнорирование этих требований может привести к различным трудностям для выпускников. Они заключаются для одних в выполнении функциональных обязанностей в соответствии с искаженными корпоративными требованиями отдельных организаций, учреждений и предприятий, для других - в служебных взаимоотношениями с коллективом в которых могут укорениться устойчивые коррупционные взгляды и противоправные проявления.
Применение системности в использование практико-ориентированных методов обучения по антикоррупционным дисциплинам способствует формированию умений обучающихся эффективно действовать в разнообразных жизненных реалиях.
Использование ориентированных на практику методов обучения традиционно включает: 1) увеличение количества практических занятий и
составляющих их элементов; 2) связь лекционных и семинарских занятий с реальной ситуацией борьбы правоохранительных органов с коррупционными преступлениями; 3) оптимизацию прохождения практики и стажировки в различных государственных, муниципальных и правоохранительных органах.
Из перечисленных составляющих следует более детально остановиться на формах практических занятиях, которые применительно к данным дисциплинам. Они должны быть построены в логически взаимосвязанную систему, позволяющую моделировать реальные ситуации профессиональной деятельности и тем самым формировать практическое мышление и коммуникативные умения будущих юристов.
Не вызывает спор о том, что традиционное понимание образования как процесса и результата овладения знаниями, умениями и навыками, во многом исчерпало свои возможности к самосовершенствованию [6].
В связи с этим целесообразно переходить на более высокую форму к практико-ориентированному обучению личности. Такой подход нацеливает высшую школу на творческий поиск форм и моделей обучения, которые
продуцируют развитие и саморазвитие личности. И здесь одно из центральных мест принадлежит активным формам обучения.
Для достижения данной цели наиболее эффективными являются: практико-ориентированные занятия, выстроенные в логической
последовательности поэтапно с учетом степени подготовленности обучающихся.
При этом познавательная деятельность студентов предполагает прохождение следующих этапов:
- вычленение проблемы, ее формулировка;
- анализ коррупционных условий;
- выдвижение гипотез (вариантов поведения) и выбор плана решения (на основе полученных знаний или выработка принципиально нового подхода);
- реализация плана решения;
-поиск способов проверки правильности действий и результатов.
В наибольшей степени реализации целей активных форм обучения отвечают практические занятия.
В ходе проведения практических занятий целесообразно использовать следующие методы активизации познавательной деятельности студентов:
а) частично-поисковый, или эвристический, метод. Он предполагает руководимую преподавателем деятельность студентов, направленную на самостоятельное открытие субъективно новой для них информации, объективно известной и детально отработанной преподавателем. Изложение этим методом можно подразделить на следующие этапы: введение, постановка проблемы и формирование цели поиска, логические ходы, заключение (вывод). Данный метод, с нашей точки зрения, является примером удачного осуществления дидактического принципа сознательности и активности в обучении.
Так, при изучении курса «Антикоррупционное мировоззрение» предлагаемые задачи могут быть рассмотрены студентами с позиции превенции коррупционных проявлений или конкретных действий по их нейтрализации. Задачи смоделированы с конкретных жизненных ситуаций, которые должны предусматривать различные пути разрешения и вариативность действий обучающихся. Чтобы выбрать оптимальный в заданных условиях способ действий, студентам необходимо провести поиск по законодательной базе, а также принять во внимание особенности работы администрации учреждения, организации и правоохранительных органов, ведущих борьбу с коррупционными правонарушениями.
В заключение учебного занятия после совместного обсуждения (с участием преподавателя) выбираются наилучшие варианты решений.
При этом преподаватель выделяет наиболее важные с его точки зрения варианты решений:
- творческого мышления студента (т.е. умения найти выход в нестандартных условиях коррупционных проявлений);
- окраска учебного материала и формы его подачи (постоянное стремление вызвать у обучающихся сопутствующие материалу эмоции,
устойчивые чувства негативного отношения к коррупции);
- опора на имеющиеся у студента теоретические знания в т.ч. из других учебных дисциплин (уголовного и административного права; этики и т.п.);
- учет возрастных и психологических особенностей студентов при моделировании проблемной ситуации.
Обобщая накопленный на кафедре опыт в данном направлении, мы убедились, что эвристический метод требует от преподавателя не только отличного усвоения информации и свободного владения ею, но и тщательного продумывания всего хода занятий, четкой отработки формулировок вопросов, способности предусмотреть возможные варианты ответов и ход мысли обучающихся. Однако затраты аудиторного времени при этом способе значительны и непостоянны: они зависят от опыта преподавателя, контингента учащихся и, в значительной степени, от направления хода мысли отвечающих. Именно поэтому, при всех его достоинствах, эвристический метод, с нашей точки зрения, не всегда может быть применен для изложения каждого учебного элемента занятия.
б) коллективный метод организации работы студентов. Он может вестись в пределах пары студентов или небольшой группы (4-5 чел.).
При работе в микрогруппах могут отрабатываться различные вводные: разрешение ситуации в условиях коррупционного поведения должностных лиц; получение информации о фактах коррупции; инициирование коррупционного поведения со стороны непосредственных руководителей; подстрекательство к совершению коррупционных правонарушений и др.
Студенты, опираясь на соответствующую нормативно-правовую базу, морально-этические основы решают вопрос о правомерности и нравственности своего поведения в той или иной игровой ситуации.
Педагогическая практика показывает, что работа в условиях коллективного метода организации учебной работы активизирует процесс обучения при условии соблюдения следующих параметров:
- должна предусматриваться самостоятельная работа студентов по своему варианту с наличием раздаточного материала и нормативно-правовых материалов (т.е. необходимо предусмотреть наличие справочников, раздаточного материала и т.д.);
- в завершение должна проводиться общегрупповая беседа с подведением итогов и дидактическим закреплением учебного материала.
Подведение итогов позволяет определить коррупционную устойчивость отдельных игровых групп с учетом правильности решения ими предложенных ситуационных задач.
Предлагаемые методы являются составной частью процесса методического обеспечения учебного процесса, активизируют преподавание рассматриваемых дисциплин, логически объединяя все педагогические усилия в единое направление обучения - «цель - задача- действие», что в полной мере характеризует деятельностный подход в обучении.
Результатом такого подхода может стать сформировавшаяся личность, обладающая теоретическими знаниями об опасности коррупции для государства и общества и умениями предотвращения и устранения коррупционных проявлений.
Список литературы
1. Национальная программа борьбы с коррупцией Литовской Республики (утверждена постановлением Сейма Литовской Республики № IX-711 от 17 января 2002 г.).
2. Письмо Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции
от 22.12.2011 №ИБ-16412 «О подготовке образовательных программ с
использованием зарубежного опыта по формированию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов».- М., 2011. С.1-2.
3. Письмо Департамента развития образования Минобрнауки РФ от
11.05.2012 г. №12-633 «Об учебных антикоррупционных программах».-М.,2012.
4. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного
мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) - М., 2009.
5.Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении: методические рекомендации / Е.Н. Барышников, Н.В. Григорян, Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина; под науч. ред. С.В. Жолована.
- СПб.: СПбАППО, 2010.
6.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4.
E.S. Dubonosov, S.N. Kovalev
ABOUT METHODS OF TEACHING DISCIPLINE ANTI-CORRUPTION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
The questions of the formation and development in the higher education institutions of new disciplines on anti-corruption, anti-corruption world view learning, regulatory and policy requirements to establish training programs and techniques for the teaching of these disciplines.
Keywords: corruption, anti-corruption world view, anti-corruption training programs, anticorruption education of students, teaching methods, practice-oriented session.