Научная статья на тему 'Современные подходы к самообразованию педагога'

Современные подходы к самообразованию педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
980
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломакина Татьяна Юрьевна, Коржуев Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к самообразованию педагога»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Т. Ю. Ломакина, А. В. Коржуев

Наступивший год признан Годом учителя, и мы все возлагаем на него большие надежды и справедливо ждем решения в первую очередь финансовых проблем. Однако учитель, педагог при любом финансировании оставался и остается творческим человеком. Именно творчество и творческий подход характерны профессии учителя, педагога. Среди проблем, которые в первую очередь необходимо решать педагогическому сообществу, мы выделили бы три.

Первая проблема связана с представлением о современном учителе: каким он должен быть? Эта проблема сегодня актуальна еще и тем, что Россия подписала Болонскую и Копенгагенские конвенции. Нам предстоит разработать национальную систему квалификаций и профессиональные стандарты, которые послужат основанием для создания нового поколения образовательных стандартов. Одним из сложных будет профессиональный стандарт учителя. В средствах массовой информации уже началось обсуждение этой проблемы, где прослеживаются три подхода: (а) учитель как транслятор своего опыта и знаний, которые регламентированы государственным стандартом; (б) учитель как средство предоставления образовательных услуг; (в) учитель - проводник, помощник и партнер ученика в выборе образовательного пути в мире знаний и социальной адаптации в межличностных взаимоотношениях.

Вторая проблема - интеграция общего образования с другими образовательными уровнями. Последние годы много внимания уделялось интеграции школы с вузами и колледжами. Однако психологи доказали, что ребенок наиболее восприимчив ко всему новому до семи лет, поэтому следует обратить особое внимание на интеграцию дошкольного или предшкольного образования и школы. Решением этой проблемы активно занимаются в странах-членах Евросоюза.

Третья проблема, без которой невозможно решение других проблем в образовании, связана с совершенствованием самого учителя. Сегодня очевидно, что информация в любой области знаний существенно и качественно не обновляется каждые пять лет или три года. Поэтому действующая система повышения квалификации не восполняет в полной мере потребности учителя в знаниях. Педагогу сегодня необходимо обратить внимание на свое самообразование.

330

Формируемые изначально в образовательных учреждениях первые навыки самообучения, которые совершенствуются в процессе высшего (вузовского) и последипломного образования, приобретают особую значимость во взрослом возрасте, когда человеку необходимо решать множество нетривиальных профессиональных и социальных задач, требующих владения стратегиями самостоятельного поиска, оценки роли влияния и степени значимости факторов, воздействующих на личность.

Коренные изменения во всех сферах жизни постоянно модифицируют социальный заказ общества образованию, предъявляют все новые и новые требования как к его содержанию, так и к формам трансляции, способам организации познавательной и практической деятельности обучающихся. В этих условиях на первый план выдвигается проблема непрерывного образования преподавателя, которое все более трансформируется в самообразование, позволяющее выдерживать жесткий «стандарт соответствия» быстро изменяющимся реалиям жизни. Кроме того, широко распространяется в образовательных учреждениях инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности обучающихся. Она выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностнотворческой, индивидуальной направленности деятельности педагога, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность. В ней педагоги глубже реализуют себя как носители социальных новшеств.

Адаптационный аспект профессионального самосовершенствования педагога обусловлен необходимостью профессионального «выживания» преподавателя, его полноценного функционирования в качестве представителя педагогического сообщества; готовностью открывать социальные, профессиональные и личностные перспективы.

Для реализации активности личности педагога и его инновационной деятельности сегодня имеются большие возможности. Этому способствует ряд изменений, происходящих в жизни и отражающихся в мышлении человека: снятие ограничений в профессиональной деятельности, уменьшение предвзятых, а главное, навязываемых мнений и суждений и увеличение потока информации. Свободу действий и своевременное реагирование на внешние изменения позволяют педагогу приобретать очень важные способности, среди которых: готовность к реагированию на неожиданности и принятию самостоятельных

331

решений, требующих риска, ответственность за них, критичность в оценке своих и чужих действий.

В рассматриваемой проблеме самообразования преподавателя исключительно большое теоретико-методологическое значение приобретает идея отечественного психолога Б. М. Теплова о том, что личностные психологические особенности не только проявляются в деятельности но и создаются в ней. Педагоги, работающие в сфере базового и дополнительного образования, преподаватели учебных заведений на разных ступенях образовательной лестницы испытывают потребность в обновлении своего профессионального багажа, поиске новых подходов к одному из основных объектов педагогики, учебному процессу. Расширяющиеся международные контакты стимулируют приток зарубежных новаций, которые ситуативно включаются в отечественную образовательную практику без должного научного анализа.

Большое значение для разработки теории и практики самообразовательной деятельности педагога имеет исследование М. В. Кларина, который на основании теоретического анализа и характеристик инновационных поисков в построении учебного процесса в современной зарубежной педагогике, предлагает типологию инновационных моделей, определяет их общую основу и возможности практического использования. Значительный интерес представляет описание автором поискового подхода к учебному процессу на основе рефлексивной деятельности педагогов, которая характеризует как процессуальную, так и содержательную сторону обучения и специально вводится в осваиваемое содержание.

Поисковый подход реализуется в разработке таких процессуально ориентированных моделей, которые направлены на освоение педагогами самостоятельно конструируемого нового опыта в виде модели учебного процесса как организации: систематической исследовательской деятельности обучающихся; учебно-игровой, моделирующей деятельности; коммуникативно-диалоговой деятельности, активного обмена мнениями, творческой дискуссии и др.

Анализ литературы (В. А. Сластенин, М. М. Левина, А. В. Мудрик, М. В. Виленский и др.) позволил нам выделить следующие подходы к организации высшего педагогического образования и подготовки учителей: (а) культурологический - обеспечивает формирование содержания высшего педагогического образования через приоритетное развитие «человекознания»; (б) личностно-деятельностный - связан с новыми технологиями процесса обучения, которые призваны осуществлять переход от абстрактного формирования личности к педагогике

332

развития личности; (в) полисубъектный (диалогический) - провозглашает субъектную позицию будущего преподавателя, отношение к нему как к уникальной личности, персонализацию профессиональной подготовки; (г) индивидуально-творческий - определяет структуру взаимодействия преподавателя и студента; (д) акмеологический -раскрывает факторы (задатки, одаренность, способности, талант, семейное воспитание, самодвижение и др.), способствующие достижению вершин профессионального мастерства.

В структуре самообразования педагога мы, так же как и Н. Ю. По-сталюк, выделяем две составляющие: стилеобразующую и мотивационную. К особенностям творческого стиля деятельности педагога можно отнести следующие качества: способность к видению проблем, самостоятельность суждений, оригинальность мышления, легкость ассоциирования, антиконформизм мышления, легкость генерирования идей, критичность мышления, способность к переносу знаний и умений в новые ситуации, готовность памяти.

Личностными коррелятами творческого стиля деятельности считаются особенности эмоционально-волевой сферы личности: способность концентрировать творческие усилия, упорство, склонность к разумному риску, смелость и независимость в суждениях, оптимизм, высокий уровень самооценки, стремление и потребность внедрять новое и др.

Главным системообразующим фактором профессионализма личности, по мнению А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой, является образ искомого результата, к которому стремится субъект деятельности. Потребность в его достижении, анализ меры продвижения в направлении к нему, поиск причин, содействующих и препятствующих его получению, формируют профессионализм личности. Результат выражается не только в материальных и духовных ценностях, но и в личностном преобразовании в ходе создания не только субъективно, но и объективно нового продукта. Исходя из этого, можно предположить, что самообразовательная деятельность педагога образует трехуровневую структуру, где основанием служит рефлексия - осмысление личностью собственной поисково-творческой деятельности; креативнопреобразовательная деятельность и сотворчество.

На определенном этапе выполнения педагогической деятельности у педагога складывается индивидуальность в профессиональной деятельности. Выделяют несколько признаков индивидуальности: неповторимость, целостность, относительную закрытость и автономность, непроницаемость для внешней среды, самость и самобытность,

333

активность, творчество. В этой связи и появляется термин «творческая индивидуальность», которая определяется как высшая характеристика профессионального творчества и включает: (а) интеллектуальнотворческую инициативу; (б) интеллектуальные способности, широту и глубину знаний; (в) чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу; (г) информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме, профессионализме, жажда познания.

Мотивационная составляющая самообразовательной деятельности преподавателя возникает вследствие состояние дискомфорта, когда его труд лишается элемента личностного саморазвития, творческого потенциала и превращается из имеющего самостоятельную личностную ценность в средство заработка. Эта составляющая рассматривается нами в двух направлениях: с точки зрения места профессиональной мотивации в (общей структуре мотивов) и как оценка отношения преподавателя к изменениям, т. е. потребности в педагогических новшествах, их восприимчивости, что определяет содержательную сторону творческой направленности профессиональной деятельности.

Как показывает проведенное нами исследование, мотивы самореализации занимают достойно высокое место в системе мотивов самообразовательной деятельности преподавателя - их отмечают около одной трети педагогов. Если они оказываются связанными с профессиональными педагогическими мотивами, то практически исключается проявление мотивов самоутверждения, подавляющих развитие педагогической деятельности.

Одним из важных факторов, способствующих осуществлению инновационной деятельности, а следовательно и самообразованию педагога, является креативность преподавателя, которая необходима для создания нового взгляда, программы, учебника, а также для модификации этого нового на уровне внедрения.

Список литературы

1. Кларин М. В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике. - автореф. дис... д-ра пед. наук. -М., 1994.

2. Ломакина Т. Ю. Современный принцип непрерывного профессионального образования. - М., 2007.

3. Попков В. А., Коржуев А. В. Рефлексивные технологии в высшем профессиональном образовании. - М.: Радуга, 2004.

334

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.