Научная статья на тему 'Виды рефлексии в структуре самообразовательной деятельности педагога вуза'

Виды рефлексии в структуре самообразовательной деятельности педагога вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕЛЕПОЛА-ГАНИЕ / A REFLEXION / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY PURPOSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова A. B.

В данной статье рассматривается рефлексия в самообразовательной деятельности преподавателя высшей школы, ее реализация. Также рассмотрены содержательные направления самосовершенствования преподавателя профессиональной школы, изучающего материалы, связанные с педагогическим наследием известных ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXION KINDS IN STRUCTURE OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF HIGH SCHOOL

In given article the reflexion in self-educational activity of the teacher of the higher school, its realisation is considered. Also substantial directions of self-improvement of the teacher of the vocational school studying materials, connected are considered: with a pedagogical heritage of known scientists.

Текст научной работы на тему «Виды рефлексии в структуре самообразовательной деятельности педагога вуза»

A.B. ОВСЯННИКОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика» ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления»

Тел. 89163559144; anna_ovsyannikov@bk.ru

ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ В СТРУКТУРЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА ВУЗА

В данной статье рассматривается рефлексия в самообразовательной деятельности преподавателя высшей школы, ее реализация. Также рассмотрены содержательные направления самосовершенствования преподавателя профессиональной школы, изучающего материалы, связанные с педагогическим наследием известных ученых.

Ключевые слова: рефлексия, самообразовательная деятельность, целепола-гание.

Творческая деятельность контролируется разными видами рефлексии. С.Ю. Степанов, И.Л. Семенов выделяют интеллектуальную и личностную рефлексию, В.В. Давыдов - формальную и содержательную, И.С. Ладенко - аналитическую и синтетическую. В педагогических инновациях всегда существует открытая самим педагогом или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен, обобщен в виде идеи или концепции. В этой связи преподавателю необходимо овладеть научной рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования. Методологическая рефлексия связана с осознанием субъектом совокупности методов и средств с точки зрения адекватности их целям самообразовательной деятельности, ее объекту и результату.

Рефлексия на целеполагание в самообразовательной деятельности педагога имеет следующие характеристики:

прямой анализ - целеполагание от актуального состояния педагогической системы к конечной планируемой цели;

обратный анализ - целеполагание от конечного состояния к актуальному; целеполагание от промежуточных целей с помощью как прямого анализа, так и обратного.

Выделяются также и содержательные характеристики: анализ значимости мотивов и их достижимости, анализ и оценка прогнозируемых результатов и последствий достижения целей, выбор актуальной цели. Можно утверждать, что самообразовательная деятельность начинается с «борьбы мотивов», поиска смысла. Иногда построение педагогом целей начинается при явно недостаточной информации о способе построения модели, концепции, об условиях деятельности, что может привести к интуитивному решению, к появлению риска.

Возможность преподавателя свободно осуществлять целеполагание и осознавать ее целесообразность зависит от следующих условий:

- от того, насколько педагог может осознавать и управлять процессами целепола-гания, разлагать их на составляющие, отслеживать эти процессы; это дает ему возможность «видеть» себя на пути построения педагогической концепции, а

© А.В. Овсянникова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

значит, яснее представлять границы своих состояний и действий;

- при анализе значимости мотива - способности распознавать значимость инноваций для детей и для себя, умения самостоятельно строить алгоритмы значимости;

- при анализе достижимости цели - от умения строить оптимальные алгоритмы творческой деятельности для достижения цели;

- от уверенности, гибкости, адекватности действий учителя при анализе и оценке результатов и последствий достижения цели;

- от владения алгоритмами выбора инновационной цели. В случае отсутствия алгоритмов выбора педагог может уйти от нее, не реализуя свои возможности на данном уровне осуществления деятельности. На этом этапе рефлексии возможно изменение «веса» первичного мотива и появление новых мотивов.

Здесь появляются препятствия, возникающие при затруднении осуществления выбора в целепо-лагании: у преподавателя длительное время может существовать диссонанс между известным и неизвестным, интересом и целью, интересом и степенью трудности инновационного решения, прежним и новым убеждением и т.п.

Рефлексия на этапе реализации самообразовательной деятельности сопровождается двумя процессами: 1) педагог как бы заново возвращается на этап прогнозирования и там отслеживает отдельные составляющие концепции; 2) второй процесс связан с рефлексией на собственно деятельность, то есть с процессом целереализации: происходит анализ соотношения возможностей педагога и внешних условий. Анализируются навыки, педагогические действия, содержание инноваций.

Таким образом, рефлексия имманентно присуща самообразовательной деятельности педагога и реализуется как на этапе мотивирования педагога к самообразованию, так и на последующих этапах: целеполагания, разработки проекта будущей деятельности, осуществления, анализа результатов и их коррекции.

Обсудим далее основные содержательные направления самосовершенствования преподавателя профессиональной школы, изучающего материалы, связанные с педагогическим наследием известных ученых.

Во-первых, к ним относится содержательное

обогащение и углубление педагогом собственных психолого-педагогических знаний. Второе направление целесообразно обозначить следующим тезисом: многомерная и многоплановая рефлексия педагогом социального и профессионального опыта, накопленного и осмысленного интеллектуалами высокого уровня, внесшими значительный вклад в сокровищницу человеческой мысли. К этому направлению относится и осмысление преподавателем философских и общенаучных основ, исторических корней того педагогического знания, которое представлено в современном научно-образовательном пространстве; прослеживание этапов «научной эволюции» того или иного педагогического фрагмента, выявление логики их следования и т.п. Такая рефлексия позволяет педагогу переосмыслить то, что давно казалось незыблемым и навеки устоявшимся; переставить смысловые и содержательные акценты в том или ином педагогическом знании; найти дополнительное авторитетное подтверждение тому мнению, убеждению или представлению, которое сформировалось у него за годы учебы и практической педагогической деятельности. Такое переосмысление, в свою очередь, дает преподавателю импульс и вектор дальнейшего продуктивного «движения» в области педагогики как в теоретическом, так и практическом направлении. Третьим направлением самосовершенствования преподавателей является возможность мотивации изучающего обсуждаемые материалы педагога к поиску путей адекватного профессионального самовыражения, мотивирование и постепенное приобщение преподавателя к творческой научно-педагогической деятельности, в частности в области общей педагогики и различных частных дидактик (методик), а иногда и в области науки, соответствующей преподаваемой в учебном заведении дисциплине.

Это подкрепляется рядом соображений:

а) в процессе преподавания педагог в определенной мере приобщает своих студентов к исследовательской деятельности в процессе написания рефератов, курсовых работ, индивидуальных творческих проектов с последующей публичной защитой; в процессе подготовки выпускных квалификационных (дипломных) работ. Реализовать все это без собственного опыта творческой деятельности весьма затруднительно;

б) личный творческий опыт необходим педагогу вуза для придания содержанию образования

современного «звучания», для грамотного насыщения учебного материала практическими приложениями, для продуктивной реализации связи учебного материала с содержанием будущей профессиональной деятельности выпускников.

Следующим направлением, реализуемым в рамках данного компонента самосовершенствования педагога, является его мотивирование к всестороннему осмыслению собственных педагогических действий в учебно-воспитательном процессе, к критической их оценке, а также к формированию категориального взгляда на образовательный процесс в профессиональной школе. Последнее, в частности, предполагает формирование адекватного осознания и понимания тех противоречий, кото-

рые присущи образовательному процессу, умение спроектировать пути и подходы к их разрешению.

Является важным в рамках стимулирования преподавателя к адекватному профессиональному самовыражению и его мотивирование к пропаганде собственных научных и педагогических взглядов - посредством выступлений на различных конференциях, «круглых столах» и т.п.; публикаций собственных мыслей, идей, подходов, технологических разработок и др. на страницах различных журналов, сборников научно-практических трудов; в процессе выступлений с научно-популярными лекциями, докладами и сообщениями; в процессе активного участия в работе официальных и неформальных научных сообществ.

Библиографический список

1. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994.

2. Давыдов В. В. Развивающее обучение. - М., 1989.

3. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований. - М., 1982.

4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

5. Кларин М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1994.

6. Маслов С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя: Дисс. канд. психол. наук. - М., 1994.

7. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992.

8. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Колошина Т.Ю., Фролова Т.В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. - 1991. - № 5.

A.V. OVSJANNIKOVA

REFLEXION KINDS IN STRUCTURE OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF HIGH SCHOOL

In given article the reflexion in self-educational activity of the teacher of the higher school, its realisation is considered. Also substantial directions of self-improvement of the teacher of the vocational school studying materials, connected are considered: with a pedagogical heritage of known scientists.

Key words: a reflexion, self-educational activity purpose.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.