Научная статья на тему 'Идея референтации в профессиональном образовании преподавателей вуза'

Идея референтации в профессиональном образовании преподавателей вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕММА САМООБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ИСТОРИЯ / ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ / THE PROBLEM OF SELF-EDUCATION / PERSONIFIED HISTORY / THE SPHERE OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова А. В.

В статье обсуждается проблема самообразования преподавателя вуза с использованием персонифицированной истории областей научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF REFERENCE IN PROFESSIONAL EDUCATION OF PROFESSORS

The problem of mathematics and natural science professors self education with the use of retrospective personality is discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Идея референтации в профессиональном образовании преподавателей вуза»

А.В. ОВСЯННИКОВА, к.п.н., доцент кафедры высшей математики МГУТУ

Тел. 8(4862) 76-12-25

ИДЕЯ РЕФЕРЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

В статье обсуждается проблема самообразования преподавателя вуза с использованием персонифицированной истории областей научного знания.

Ключевые слова: проблемма самообразования, персонифицированная история, область научного знания.

Человек вообще и профессиональный педагог в частности в практической плоскости своего бытия открыт для самых разных по социально-культурному знаку воплощений. Поэтому в пространстве педагогики чрезвычайно важно определить приоритеты «правильного» — общие контуры и перспективы личностного развития, ориентиры профессионального самосовершенствования.

Этический идеал прежде всего фиксирует базовую систему ценностей — «духовных оболочек» объектов, явлений и состояний, владение и служение которым определяет смысл человеческого бытия. Трансляция и сохранение ценностей в системе социального опыта являются важнейшей предпосылкой коллективной жизнедеятельности членов социума, условием их социальной интегрированности. Некоторые ценности обретают в конкретном социуме особую значимость в качестве системообразующих, определяющих национально-культурную самобытность, идентичность, особенности менталитета, маркирующих историческое и культурное своеобразие народа. Ценности транслируются в педагогических формах коммуникации, они эксплуатируются государственной идеологией, придают особенные черты художественной культуре.

Переводя эти рассуждения в конкретную плоскость, отметим, что проблема отражения идеала в системе образования проектируется на идею референтации образовательного пространства, «насыщения» его персонифицированными духовно-нравственными идеалами—референтами.

Данная идея достаточно отражена на вузовском этапе профессионального образования будущего педагога (например, содержанием традиционного курса истории педагогики), однако практически никак не представлена на послевузовском. В частности, в нем очень слабо представлен опыт педагогических исследований и практической деятельности известных ученых-математиков и естественников, а это серьезно сужает возможности для глубокого, осмысленного понимания педагогом системы высшего профессионального образования предпосылок и генезиса тех процессов и феноменов, которые имеют место в сегодняшнем образовательном пространстве. Остается во многом не востребованным мотивационный потенциал педагога вуза. Решить проблему лишь на базе традиционных персоналий из истории педагогики в последипломном профессиональном образовании сегодня затруднительно.

Основными направлениями дополнительной профессиональной подготовки преподавателей сегодня являются современные информационные технологии и их использование в учебном процессе, инновационные методы педагогической деятельности и технологии обучения, современные методы диагностики качества образования и многое другое. Ни в коем случае не оспаривая возможности и значимости этой стратегии, следует тем не менее отметить, что она является несколько односторон-

© А.В. Овсянникова

ней, прежде всего потому, что в некотором смысле не учитывает диалектики проспекции и ретроспекции.

В наиболее концентрированном виде эти идеи содержатся в концепции И.А. Ильина, который все сущностные характеристики человека выводит из его предстояния Сверхличным и Высшим измерениям бытия, задающим предел человеческому самосовершенствованию, определяющим духовную свободу, призвание и ответственность личности перед собой и обществом.

Человеку культурному необходимо, считал И.А. Ильин, «чувство своего предстояния, своей призванности и ответственности». Это дает ему ощущение «высшей водимости, творческой основы, жизненного смысла и собственного достоинства», но одновременно и тревожит его, вызывая «живое чувство духовного задания, высшей ответственности и собственного несовершенства», зовет человека «к труду, дисциплине и вдохновению».

По сути, И.А. Ильин раскрывает уникальное индивидуальное и общественное значение персонифицированных духовно-нравственных идеалов — референтов. Действительно, каждый человек в предметных вариантах своего самоосуществления потенциально бесконечен. Его потенциальность — это одновременно его незавершенность, несамо-достаточность. Поэтому он должен «довершить» себя предстоянием чему-то высшему, осуществившемуся и находящемуся вне его. Духовное восхождение человека есть всегда усиление «вверх». Чтобы это предстояние стало энергией самоосуществления, необходимо преклонение перед «объектом идентификации» — Идеалом, который «довершает» и возвышает бытие человека. Человек начинает видеть «новые пространства» глазами того, с кем он себя отождествил, чувствовать сердцем свой Идеал, жить его волей. Созерцаемый образ совершенства определяет «жизненное задание» для будущего. Обостряя внутриличностное противоречие между должным и сущим, он формирует в личности высшую совесть, которая есть не только угрызение «за грех», за не совершенное в прошлом добро или совершенное зло, но совесть как творческую энергию «любви и воли, направленную вперед, в будущее, к предстоящим свершениям», как чувство неизбежности (поступка, судьбы, творческого самоосуществления), возникающее в ответ на зов и весть о жизненном предназначении человека.

Идентификационные механизмы играют особую роль в воспитании, суть которого заключается не в наполнении памяти и не в развитии интеллекта, а в «зажигании сердца», в поиске высшего

смысла жизни, того, что ее «освещает». Это обусловлено отчасти тем, что идентификационный психокультурный механизм самостроительства личности путем отождествления с объектами, представляющими для личности идеальные формы и сущности ее «инобытия» (своеобразные «образы-двойники»), сопровождает весь жизненный путь человека. С восприятия Совершенства и включения его в свою жизнь начинается духовная жизнь индивида, которая до поры «дремлет» в глубинах человеческого бессознательного и как бы «ждет луча благодати, чтобы взыграть светом». Впечатления от созерцаемого Совершенства «извлекают» человека из потребностей организма и «дремы инстинктов», пробуждают его сознание и самосознание. Здесь происходит своеобразная и пока еще не осознаваемая проекция человеком дремлющих «в глубине инстинкта» возможностей на предстоящее Совершенство, созерцая и стремясь к которому он «усваивает» его духовное содержание и включает его в свою жизнь.

Следовательно, и в воспитании основная проблема — это проблема поиска значимых образцов для подражания (референтов), способных задать нравственный идеал, стать точкой отсчета в определении смысла жизни. Значимые образы (или «объекты идентификации») должны содержать в себе различные уровни и пласты бытия: природный, национально-культурный, социально-ролевой, общечеловеческий.

Обсудим далее основные содержательные направления самосовершенствования преподавателя высшей профессиональной школы, изучающего материалы, связанные с педагогическим наследием известных ученых.

Во-первых, к ним относятся содержательное обогащение и углубленние педагогом собственных психолого-педагогических знаний.

Второе направление целесообразно обозначить следующим тезисом: многомерная и многоплановая рефлексия педагогом социального и профессионального опыта, накопленного и осмысленного интеллектуалами высокого уровня, внесшими значительный вклад в сокровищницу человеческой мысли. К этому направлению относится и осмысление преподавателем философских и общенаучных основ, исторических корней того педагогического знания, которое представлено в современном научно-общеобразовательном пространстве; прослеживание этапов «научной эволюции» того или иного педагогического фрагмента, выявление логики их следования и т.п. Такая рефлексия позволяет педагогу переосмыслить то, что давно казалось незыблемым и навеки устояв-

шимся; переставить смысловые и содержательные акценты в том или ином педагогическом знании; найти дополнительное авторитетное подтверждение тому мнению, убеждению или представлению, которое сформировалось у него за годы учебы и практической педагогической деятельности. Такое переосмысление, в свою очередь, дает преподавателю импульс и вектор дальнейшего продуктивного «движения» в области педагогики — как в теоретическом, так и в практическом направлении.

В-третьих, направлением самосовершенствования преподавателей является мотивация изуча-

ющего обсуждаемые материалы педагога к поиску путей адекватного профессионального самовыражения, мотивирование и постепенное приобщение преподавателя к творческой научно-педагогической деятельности, в частности в области общей педагогики и различных дидактик (методик), а иногда и в области науки, соответствующей преподаваемой в учебном заведении дисциплине.

Опыт работы показывает, что включение обсуждаемых материалов в самообразование вузовских педагогов способствует не только повышению их общеинтеллектуального уровня, но и глубокому проблемному самоопределению.

Библиографический список

1. А.С. Запесоцкий. Методологические и технологические основы образовательной деятельности. — СПб., 2006.

2. В.И. Кузнецов. Идеи активной педагогики. — М.: Академия, 1999.

A.V. OVSYANNIKOVA

THE IDEA OF REFERENCE IN PROFESSIONAL EDUCATION OF PROFESSORS

The problem of mathematics and natural science professors self education with the use of retrospective personality is discussed in the article.

Key words: the problem of self-education, personified history, the sphere of scientific knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.