Научная статья на тему 'Педагогический потенциал социально-культурных акций образовательного учреждения'

Педагогический потенциал социально-культурных акций образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ РИТУАЛ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРАКЦИЯ / СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / DIALOGUE / INTERACTIVE RITUAL / CORPORATE CULTURE / EDUCATIONAL INTERACTION / SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пешкова Валентина Павловна

В работе рассматриваются социальнокультурные акции как средство формирования студенческой корпоративной культуры. Автор особое внимание уделяет интерактивному ритуалу, рассматривая его в качестве специфической технологии организации групповых взаимодействий студенческого сообщества, выделяя в нем педагогические аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with social and cultural events as a means of development of students’ corporate culture. The author pays special attention to the interactive ritual, considering it as a specific technology of group interactions’ organization in the students’ community, and reveals its educational aspects.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал социально-культурных акций образовательного учреждения»

УДК 378

Пешкова Валентина Павловна

аспирант кафедры социально-культурных технологий, помощник заведующего кафедрой философии и культурологии

Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АКЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Peshkova Valentina Pavlovna PhD student,

Socio-Cultural Technologies Subdepartment, Assistant Head of the Philosophy and Cultural Science Subdepartment, St. Petersburg Liberal Arts University of Trade Unions

EDUCATIONAL POTENTIAL OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация:

В работе рассматриваются социальнокультурные акции как средство формирования студенческой корпоративной культуры. Автор особое внимание уделяет интерактивному ритуалу, рассматривая его в качестве специфической технологии организации групповых взаимодействий студенческого сообщества, выделяя в нем педагогические аспекты.

Ключевые слова:

диалог, интерактивный ритуал, корпоративная культура, педагогическая интеракция, социокультурная среда.

Summary:

The article deals with social and cultural events as a means of development of students’ corporate culture. The author pays special attention to the interactive ritual, considering it as a specific technology of group interactions’ organization in the students’ community, and reveals its educational aspects.

Keywords:

dialogue, interactive ritual, corporate culture, educational interaction, social and cultural environment.

Ведущим средством формирования корпоративной культуры в условиях образовательного учреждения выступают корпоративные акции социально-культурной направленности, которые являются важнейшим элементом культурно-образовательного пространства, формой организации социально-культурной среды жизнедеятельности студента.

Педагогический потенциал социально-культурных акций определяется их способностью создавать специфическую коммуникативную среду, в которой наибольшее развитие получают творческие способности личности, умения и навыки адаптации к неизбежным и не всегда позитивным изменениям социума; формируется устойчивая мотивация к совершенствованию профессиональных навыков и непрерывному углублению знаний, постоянному личностному и профессиональному развитию. Участие студентов в такого рода мероприятиях становится условием и средством формирования студенческой субкультуры, выполняющей важные функции в системе формирования корпоративной культуры будущих специалистов [1, с. 37].

Опыт организации социально-культурных мероприятий в условиях образовательного учреждения показывает, что их содержательная основа, во-первых, должна опираться на культуроцентристскую парадигму воспитания. Мировоззренческой основой последней является понимание культуры как процесса создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации материальной и духовной среды его обитания, как совокупности способов деятельности, выступающих ключевым условием формирования, утверждения и воплощения человеческой сущности. Во-вторых, востребованность педагогического потенциала акций в значительной мере зависит от степени реализации деятельностного подхода, в рамках которого феномен воспитания рассматривается с двух сторон: как результат влияния содержательно насыщенной социально-культурной среды и как внутренне мотивированная активность личности. В-третьих, студенческую корпоративную культуру, ядро которой составляют связанные в единый комплекс ценностно-ориентационные, познавательные и поведенческие аспекты, необходимо рассматривать в качестве специфической субкультурной микросреды и педагогической системы - пространства социализации и самореализации личности.

Педагогический потенциал социально-культурных акций, их социализирующие и саморе-ализационные возможности определяются компенсаторными функциями досуговой деятельности, которая, в отличие от регламентированного учебного процесса, строится на основе свободной активности, осуществляется в увлекательных формах, способствующих максимально полному развитию и социализации личности; самодеятельной природой внеучебного пространства вуза, обеспечивающей высокую личностную мотивацию участия; конструктивно-

деятельностным общением и ценностно-ориентационным единством составляющих его субъектов; коллективным и творческим характером совместной деятельности в процессе подготовки и проведения акций, создающим дополнительные возможности самореализации и признания, формирующим позитивную субкультурную микросреду - особое межличностное пространство личностного развития.

Особую роль в системе формирования корпоративной субкультуры играет интерактивный характер организации и проведения социально-культурных акций. Именно в системе активного и конструктивного взаимодействия формируется устойчивость и органичность духовнонравственных ценностей, составляющих мировоззренческую основу профессий гуманитарного цикла, их связь с базовыми экзистенциальными аспектами человеческого бытия, интенсивность и высокое качество культуротворческой активности, личностная ответственность за результаты и последствия своей профессиональной деятельности и высокий уровень проектной культуры будущих специалистов.

Интерактивный характер свойственен не только для процесса подготовки социальнокультурной акции - он лежит в основе организации ее основных ритуалов: открытие акции, представление гостей, главное событие, которое строится на основе базового ресурса и т.д. В этом контексте интерактивный ритуал можно рассматривать в качестве специфической технологии организации групповых взаимодействий студенческого сообщества, направленной на закрепление норм и правил корпоративного поведения, утверждение системы корпоративных ценностей. Интерактивность усиливает социальную направленность мотивации, способствует консолидации студенческого сообщества, обеспечивает более успешную профессиональную и личностную идентичность, которая является одним из условий их успешной будущей профессиональной деятельности в конкурентной рыночной среде.

В теории и практике педагогики понятие интеракции рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле оно включает в себя любые взаимодействия, осуществляемые в ходе образовательного процесса между его участниками. В узком смысле под педагогической интеракцией понимают активные взаимодействия по типу субъект-субъектных отношений в рамках образовательного пространства. В данном случае термин «интерактивность» употребляется для описания специфических методов диалогового обучения через взаимодействие, предполагающих обратную связь с обучающимся, активное участие личности во всех этапах педагогического процесса (от целеполагания до подведения итогов). Интерактивные элементы всегда были составной частью педагогического процесса. Г.М. Андреева выделяет в структуре общения коммуникацию, интеракцию и перцепцию. По ее мнению, коммуникация в узком смысле слова представляет собой обмен информацией; перцептивная сторона общения означает процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления между ними взаимопонимания; интерактивная - в организации взаимодействия между общающимися индивидами. Феномен педагогической интеракции, по мнению М.А. Петренко, представляет собой взаимодействие в педагогическом общении, которое и есть «отношение». Следовательно, интеракция, рассматриваемая через категорию отношения, лежит в основе всех педагогических группах: цели и принципов, обучения, воспитания, развития и т.д.

Структурными компонентами педагогической интеракции являются преподаватель и студент, личностный рост которых опосредован эффективной интеракцией и творческой активностью. Ее педагогические возможности определяются тем, что такого рода активность является предпосылкой индивидуальных действий субъектов, направленных на развитие духовно-творческой инициативности ее участников. Ключевым моментом для организации взаимодействия преподавателя и студента является диалог, в котором особую роль играет самоорганизация коллективной деятельности, партнерское сотрудничество и личностное соучастие всех и каждого.

Универсальными характеристиками диалога как основы интерактивности выступают: субъектность, событийность, понимание и сопереживание, духовный характер коммуникации. Педагогическая интеракция порождает творческую активность, которая реализуется в качественных диалоговых связях - отношениях между субъектами образовательного взаимодействия, порождая творческую активность личности на новом диалогическом уровне.

Теория и практика педагогической интеракции опирается на несколько принципиально важных концептуальных положений: понимание отношений человека к людям, к себе и к предметам внешнего мира как фундаментальной основы взаимодействия (В.Н. Мясищев); характеристика диалогических форм существования личности как основополагающего способа ее жизнедеятельности (М.М. Бахтин); трактовка личности как объективированной формы культуроге-неза, результата влияния социально-культурной среды ее жизнедеятельности (Л.С. Выготский); концептуализация совместной мыследеятельности как главного признака развития гуманитарных технологий нового поколения (П. Щедровицкий).

В педагогических исследованиях последних лет соответствующие аспекты интеракции представлены: процессуально (смена функций и состояний); структурно (система контактов между участниками образовательного процесса); аналитически (совокупность средств их взаимовлияния друг на друга); феноменологически (система ее отдельных проявлений, связанных с особенностями субъекта или процесса совместной деятельности) [2]. В процессуальном аспекте под педагогической интеракцией понимается долговременная, добровольная деятельность преподавателя и студента, основу которой составляет внутренняя мотивация и желание личностного роста. Такого рода деятельность опосредствуется социокультурной средой вуза, она осуществляется как взаимодействие, в форме диалога, она предполагает взаимотворение, взаимодеяние, совместное порождение. Творческая активность личности здесь осуществляется на трех уровнях: природном, социальном, духовном. Используя интерактивные технологии развития творческой активности личности и мотивационный эффект обратной связи, приводит к повышению уровня самоорганизации и рефлексии, она стимулирует творческую активность, которая придает педагогической интеракции продуктивный, синергетический характер. В таком качестве интеракция становится необходимым условием личностного и профессионального роста.

В основе типологизации педагогических интеракций лежит тип взаимодействия субъектов образовательного процесса, а также характер их отношений к различным элементам внутренней и внешней среды. В системе прямой и обратной связи может формироваться как позитивное отношение к себе (позитивная «Я-концепция», профессиональный и личностный рост), так и негативная «Я-концепция». Диалог способен формировать различное отношение участников к коллективной деятельности, утверждать различный спектр моделей группового взаимодействия (от кооперации до конкуренции).

Педагогически ориентированная интеракция представляет собой продуктивную деятельность участников культурно-образовательного процесса - специфический вид активности человека - направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Для повышения педагогической эффективности интерактивных форм диалога педагог должен использовать не только свой опыт и знания, но и культуротворческие возможности социокультурной среды, которую можно организовать на основе принципов интерактивного взаимодействия. Педагогическая интеракция представляет собой неравновесную систему особого типа, устойчивость которой обеспечивается целенаправленным опосредованием внешних и внутренних отношений взаимодействующих субъектов, а также специфическими механизмами организации всех видов и форм коммуникации - взаимодополнением организации и самоорганизации, соучастием и сотворчеством, культуросообразностью и открытостью, диалогом и саморефлексией, проблемно-целевым характером коллективной деятельности и проектной направленностью всей системы интерактивных взаимодействий.

Социокультурная среда образовательного учреждения, выстроенная на основе интерактивного взаимодействия ее участников, способна обеспечить реализацию творческого потенциала личности, активизировать проектную деятельность преподавателя и студентов. Она открыта для новых смыслов и вариантов развития, диалогического переосмысления старых и создания новых образцов и моделей профессионального и личностного роста. Для такой среды не характерен жесткий алгоритм деятельности - ее коммуникативное пространство диалога выстраивается с учетом потребностей, особенностей и личностных проблем студентов, основных дефицитов самореализации личности в рамках образовательного процесса. Интерактивные технологии здесь направлены на развитие творческой активности личности, расширение доверительных коммуникаций в системах: «студент-преподаватель», «студент-группа», «студент-студент»; формирование позитивной «Я-концепции», создание условий для практической реализации личностных потенциалов - в форме интеллектуальной активности и коммуникативной компетентности.

Интерактивный ритуал, являясь ключевой социально-коммуникативной формой (и технологией) организации группового взаимодействия, способен воздействовать на все элементы социально-культурной среды образовательного учреждения. Технология проектирования социально-культурной акции как разновидности интерактивного ритуала организации группового взаимодействия (или совокупности ритуалов) представляет собой специфический алгоритм, включающий несколько этапов: 1) определение форм взаимодействия и основных ритуалов акции; 2) характеристику состава участников взаимодействия (включая их базовые характеристики) и обоснование целей и задач группового взаимодействия; 3) разработку оптимальных условий реализации педагогических функций всей акции и ее основных ритуалов (обеспечивающих соприсутствие и соучастие индивидов, механизмы взаимодействия по принципу «вклю-ченности-исключенное»); 4) организацию смыслового коммуникативного контекста как релевантного социально-культурному «капиталу» участников - путем проектирования «общего фокуса внимания» (в таком качестве, как правило, выступает «сакральный» объект интерактивного

взаимодействия); 5) разработку содержательных и организационных приемов, способных обеспечить конструктивный характер взаимодействия, позитивное воздействие на интерактивный процесс, общий эмоциональный настрой участников.

Педагогический потенциал социально-культурных акций определяется всей совокупность перечисленных выше факторов. Однако особую роль здесь играет «общий фокус внимания», системно интегрирующий участников акции. В социально-культурных мероприятиях образовательного учреждения таким объединяющим символом может быть юбилейная дата, достижение организации, факты общественного признания и т.д. Однако максимальный педагогический эффект обеспечивает рефренная личность, вокруг которой выстраивается «основной ритуал» социально-культурной акции.

В частности, по такому принципу проектируются все социально-культурные мероприятия Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов - участниками и гостями акций неизменно становятся личности, олицетворяющие вершины духовно-нравственного и интеллектуального развития. «Референтация» культурно-образовательного пространства реализуется в различных формах, начиная с выбора символической даты рождения университета 24 мая - Дня святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей и основателей славянской письменности. Впоследствии был учрежден институт Почетных докторов Университета. К преподаванию постоянно привлекаются выдающиеся деятели культуры, науки, образования. На референ-тацию образовательного пространства ориентирована и система мер по выращиванию и поддержке лидеров в студенческой среде, разделяющих идеологию университета, выражающих своей учебой, участием в научной и общественной деятельности приверженность его философии. Стимулирование потребности молодежи в личностном росте осуществляется за счет учреждения именных университетских стипендий (назначаемых не по социально-имущественному признаку, а исключительно на основе реальных результатов деятельности), направления на стажировку в ведущие зарубежные вузы, включения студенческих работ в научные сборники университета и другое. В основе механизма референтации образовательной среды лежит понимание важнейшей функции общественного идеала, который выражает «духовную вертикаль» культуры. Опыт показывает, что наличие в качестве базового персонифицированного символа акции референтной личности становится мощным воспитательным фактором - идентификация с духовнонравственными референтами обеспечивает духовный рост и самоосуществление будущего специалиста. Идентификация с образом выдающегося человека стимулирует духовный рост личности студента, обеспечивая его образование в глубинном смысле этого слова [3, с. 12].

Таким образом, реализация педагогического потенциала социально-культурных акций предполагает: целенаправленное обеспечение многообразия видов и форм коллективной деятельности в процессе подготовки и реализации акций; создание содержательного и ролевого пространства самореализации личности студента; организацию совместной деятельности по поводу значимых событий университетской жизни, что становится важнейшим условием формирования субкультурной микросреды гуманитарного вуза; выстраивание смыслового и коммуникативного пространства культурной акции вокруг значимых персонифицированных символов - референтных образов, выступающих для студенческой молодежи в качестве духовно-нравственного идеала и образца профессиональной самореализации.

Ссылки:

1. Пешкова В.П. Социально-педагогические ресурсы социально-культурной среды образовательного учреждения // Вестник СЗО РАО. 2013. № 1 (13) С. 36-39.

2. Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2010. 404 с.

3. Марков А.П. «Культурный фундаментализм» как ключевое условие сохранения и развития института образования // Вестник СЗО РАО. 2012. № 1 (12). С. 10-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.