Научная статья на тему 'Готовность будущего учителя к развитию правовой культуры младшего школьника в системе профессиональной подготовки специалиста'

Готовность будущего учителя к развитию правовой культуры младшего школьника в системе профессиональной подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильенко Евгений Викторович

Автор рассматривает образование как часть культуры, обосновывает культурологический подход, анализирует понятие «правовая культура», определяет педагогические условия формирования готовности будущего учителя к правовому воспитанию младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность будущего учителя к развитию правовой культуры младшего школьника в системе профессиональной подготовки специалиста»

УДК 32.008

Е. В. Ильенко

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Россия избрала для себя путь построения правового государства, в котором право начинает функционировать как целостный, самостоятельный социальный феномен, обеспечивающий справедливость и свободу в обществе, признающий права человека и гражданина высшей ценностью.

В настоящее время в России имеется целый комплекс социально-экономических, политических факторов для усиления роли правовой подготовки и формирования высокого уровня правовой культуры каждого гражданина.

Формирование высокого уровня правовой культуры личности, проявляющейся не только в пассивном законопослушании. но и в развитой правовой активности, эффективном умении использовать правовые средства для достижения практических результатов, в стремлении утвердить право в качестве особо значимого достижения цивилизации есть одно из важнейших условий построения правового государства.

Понятие «правовая культура» является видовым по отношению к более общей, родовой категории - культура. При этом характеристики культуры являются актуальными для уяснения сущности и путей формирования правовой культуры.

Среди разнообразия подходов к понятию культура нами выделены два, подчёркивающие определяющую роль личности в развитии прогресса. Речь идёт об осознании культуры как процесса творческой деятельности и признании её в качестве специфического способа человеческой деятельности.

Образование, являясь частью культуры, с одной, стороны питается ею, питает человека, а с другой - влияет на её сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным и антропологически выверенным. Основными ориентирами культурологического подхода в образовании служат усиление гуманитарного ядра образования и возвышение в образовательном процессе роли воспитания, трактовка развития личности как процесса и результата её взаимодействия с социально-культурной средой, референтация образовательного пространства, реализация личностно-деятельностного подхода с учетом индивидуальных черт личности студента и психолого-педагогических особенностей его возраста.

Важное теоретическое значение в понимании механизма трансляции потенциалов культуры в личностную сферу играют культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и философско-антропологическая модель И. А. Ильина [1; 2; 3; 4].

Ядром культурно-исторической концепции Л. С. Выготского является учение о развитии личности под влиянием культуры. «Успешность социализации и индивидуализации личности задаётся её социально - культурным контекстом, а в качестве объекта оптимизации данных процессов рассматривается «зона ближайшего развития», социально-культурная среда как пространство обитания человека» [4]. Человек, взаимодействуя с другими людьми, оперируя знаками, языком как «орудием» культуры, преобразует «натуральные» психические функции в образования высшего уровня развития, формирует собственный «мир культуры», который составляют значения, ценности и смыслы. Рождаясь в системе социального общения, взаимодействия, «высшие функции» интериоризируются в интрапсихическую плоскость. В связи с этим чрезвычайно актуальной для полноценного развития личности является «зона ближайшего развития». Кроме тог о, чрезвычайно плодотворными являются мысли и идеи, высказанные Л. С. Выготским в разные годы: идея о развитии личности как культурно-историческом процессе, о «культурном восхождении» и расширении личности, посредством овладения собой через знак и «текст» культуры, путём преодоления противоречия между индивидуально психологическим и культурно-историческим; понимание основной задачи формирования человека путём создания «культурной истории и исторической культуры», трактовка развития как параллельного и взаимодополняемого процесса кульгурогенеза (филогенеза) и антропогенеза (онтогенеза). Мысли о культурном пространстве как жизненно важной социокультурной сфере, формируемой в учебном заведении, получили развитие в работе С. Н. Иконниковой «Культурное пространство и возрождение России» [5]

«Культурное пространство, - пишет автор, - это «Дом», среда повседневного обитания человека. Оно многомерно и динамично, пульсирует, «дышит» как живой организм. В нём сильные восходящие и нисходящие «токи и энергетические импульсы». Культурное пространство может выполнять как собирательную функцию, так и «рассеивающую», уменьшая степень притяжения между субъектами его составляющими. Содержание и качество культурного пространства неизбежно переходит в другое измерение - духовный мир личности. Этот пласт культурного пространства особенно сложен и представляет собой степень реальной культуры человека. Смысловые и символические составляющие культурного пространства неизбежно играют роль ориентира в ценностных предпочтениях, формируют чувство семейной близости, родственности составляющих его людей, мотивируют поведение

людей в широком спектре — от преданной любви до безразличия, да искреннего почитания до надругательства, от. благолепия до варварства» [5].

С. Н. Иконникова особое внимание уделяет «среднему» подходу к формированию культуры. В соответствии с требованиями этого подхода на базе учебного заведения необходимо создать среду обитания, в которой каждый учащийся смог бы найти свою «культурную нишу». Педагогически грамотное управление такой средой обитания обеспечит формирование требуемых личностных качеств [5]

Как полагают В. Виноградов и А. Синюк, данная среда имеет трёхуровневую природу. «Внешний, «периферийный» уровень представляет собой педагогически слабо управляемую область, состоящую из совокупности культурно-досуговых мероприятий и соответственно оборудованных помещений (спортивных, дискотечных и т. д.). Следующая за этим уровнем «комплексная» составляющая среды обитания включает в себя клубную, секционную и факультативную работу, каждый элемент которой подвергается уже более жёсткому педагогическому контролю. И, наконец, третий уровень - «ядерный» слой среды обитания - представляет собой выверенную, управляемую в соответствии со всеми требованиями науки область педагогической деятельности [6].

Исходя из этого, мы полагаем, что под университетской (институтской) социальной средой следует понимать всю совокупность социальных и духовных факторов и условий, окружающих студента в процессе его обучения. При этом акцент на оптимизацию профессионально — образовательной среды обусловлен тем обстоятельством, что данная среда для молодого человека является основополагающей в системе факторов, определяющих его ценности, нормы, идеалы и т. д. (наряду с семейно-бытовой и общеидеологической атмосферой общества). Среди исследователей данной проблемы (А. С. Запесоцкий) существует мнение о том, что университетское образовательное пространство может быть обозначено термином «субкультура» [7].

Философеко-антропологическая модель И. А. Ильина представляет собой идентификационный механизм, который обеспечивает духовный рост и совершенствование человека. Тому, кто «желает творить культуру», необходимо, считал И. А. Ильин, «чувство своего предстояния, своей призванпости и ответственности». То высшее, чему человек предстоит, «есть Господь, Его зоны и Его божественное излучение» [50, с. 34]. По сути, И. А. Ильин раскрывает уникальное индивидуальное и общественное значение духовнонравственных идеалов [2].

Предстояние совершенству, призваиность им - есть, как считает И. А. Ильин, «безусловный корень духовной ответственности», без которой человеку «недостойно жить на земле и невозможно создавать духовную культуру», Люди, не познавшие чувство предстояния и призванности, не испытав-

іпие устремление к совершенству, не способны творить настоящую культуру. В этом «Приговор и им, и созданной ими лжекультуре» [2].

Данные идеи весьма актуальны и значимы для теории и практики педагогики.

Пробуждение «духовного инстинкта», «зажигание сердца», по мнению И. А. Ильина, является важнейшей задачей воспитания, без которого «образование есть дело ложное и опасное». Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка» [2].

Важнейшим условием эффективности воспитательного процесса является включение в педагогический контекст рефератов - образцов для подражания, которые задают планку совершенства, помогают обрести личностную гармонию и понять свое предназначение, пробуждают в человеке энергию самосознания и становятся точкой отсчёта в определении смысла его жизни. Референтный образ «другого» становится условием воспитания личности и реализации её возможностей, определения жизненного признания и выбора «пути», на котором личность себя «конституирует» и «инс-титуирует», объективируясь в идеях, поступках, отношениях, актах и продуктах творчества. Ориентация на персонифицированный образ - идеал, отождествление с ним является ведущим условием целостного развитая личности, ибо в этом случае пробуждается «голос совести», призывающий к совершенству — совести как духовно - нравственного переживания разрыва реального и должного, сущности и существования, как критерия энергии и личностного самосовершенствования.

Таким образом, предпосылкой и условием развития личности выступает ориентация па высшие духовные ценности. При этом речь идёт не просто о декларируемом идеале, а о том, что носителем духовно-нравственной вертикали должен выступать вполне определённый референт. При этом индивидуальное развитие человека не сводится к кругу «личной истории», а определяется «большим» кругом культурной концентрации исторического опыта, который может передаваться только в опыте личного переживания. Надличностные «референты», «поля смысла» являются своего рода системой координат индивидуального человеческого бытия, нравственное восхождение к которым задаёт глубину и предел личностного становления.

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и философско-антропологическая модель И. А. Ильина являются основными составляющими г культуроцентристской образовательной парадигмы, основными ориентирами которой служат усиление гуманитарного ядра образования и возвышение в образовательном процессе роли воспитания, трактовка развития личности как процесса и результата её взаимодействия с социальнокультурным контекстом, референтация образовательного пространства.

Культура есть среда, растящая и питающая личность (П. А. Флоренский). Образование, являясь частью культуры, с одной стороны, питается ею, питает человека, а с другой — влияет на её сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным и антропологически выверенным. Это означает, что. основными методами его проектирования, воплощения и развития должен стать: человеко-ориентированный культурологический подход [8].

Культурологический подход-это взгляд на образование как на форму, способ и средство саморазвития культуры, развития сущностных сил человека. Данный подход требует, чтобы в центре находилась человеческая личность как культурно-исторический субъект. Учащиеся должны приобретать способности по воспроизводству ценностей жизни и культуры. Цель образования - обеспечить полноценный процесс развития личности на основе всемерного раскрытия ценностей культуры и нравственности [9].

По мнению И. Я. Лернера, исходное положение культурологического подхода состоит в том, что глобальная функция обучения выражается в передаче молодому поколению содержания социальной культуры для её сохранения, воспроизводства и развития [10]. В. С. Леднев, поддерживая идею построения концепции содержания образования на основе культурологического подхода, отмечает: «Из культуры черпается содержание образования...» [10].

Культур оцентрис тс кая концепция образования, по справедливому мнению А. С. Запесоцкого, предполагает:

- понимание образования и воспитания как важнейших социальных институтов культурной преемственности; расширение гуманитарного ядра образования путём органичного включения, в образовательный процесс духовно-нравственного потенциала российской культуры; возвышение роли воспитателя как механизма формирования «культуры жизнеспособности»

- психологической и нравственной готовности жить и работать в быстро меняющемся мире, как способа выращивания творческой личности, сознательного субъекта социально - культурных преобразований;

- утверждение в качестве мировоззренческих приоритетов воспитания, стратегической задачи и идеала формирование разносторонне развитой личности;

- оптимальное сочетание профессионализма и универсализма; ориентация на принципы партнёрства и социальной ответственности, на приоритет гуманистически и демократически ориентированных социальных технологий; построение образовательного и воспитательного процессов на принципе диалогичности информационно-ценностного поля, взаимосопрягающим цивилизационно-культурное единство мира и многообразие существующих идеологий, теорий и взглядов и определяющим роль преподавателя как посредника между мировым духовным опытом и личностью студента [7].

Особенную актуальность культурологический подход приобретает в современных условиях общекультурного кризиса России. «Характерные для современного общества масштабность и динамизм социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение и наращивание культурного потенциала объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры...», - отмечает И. Ф. Исаев [11].

Культурологический подход, позволяющий рассматривать педагогические явления, педагогическую деятельность на широком общекультурном фоне» социума как совокупность культурных компонентов является важным методологическим ориентиром нашего исследования.

Основополагающей идеей в процессе проектирования нового содержания образования призвана быть идея возрождения духовных ценностей, нравственности и культуры. Ведущей системой ценностей должна стать нравственно - этическая, провозглашающая ценность человеческой личности, идеалы добра, свободы, справедливости, чести, гражданского долга. Именно поэтому нашего пристального внимания заслуживают проблемы гуманизации и гуманитаризации системы образования. Гуманизация и гуманитаризация, по мнению В. П. Зинченко, необходимо рассматривать с точки зрения преодоления технократических тенденций в самом подходе к пониманию целей, задач и содержания образования [12].

Технократическое мышление - одно из проявлений дегуманизации общества. Его существенными чертами является примат средства над целью, пользы над смыслом и общечеловеческими интересами, идеи над реальным бытием, техники над человеком и его духовными ценностями. Такой тип мышления не рассматривается в качестве критериев категории нравственности, совести, человеческого достоинства. Будучи духовна бессодержательным, он опустошающие действует на культуру и образование [12].

Технократический подход к содержанию образования характеризуется преобладанием информации описательного характера, преувеличением социо-логизаторского подхода к отбору содержания общественных дисциплин, отсутствием комплекса учебных предметов, раскрывающих основы человекознания.

В противовес данному подходу гуманитаризация содержания образования - это насыщение духовным, нравственным, культурным содержанием учебного и внеучебного времени учащихся, всех форм их деятельности, межличностного общения и досуга [12].

Тенденции гуманизации и гуманитаризации образования нашли своё отражение в трудах В. А. Сластёнина, Е. Н. Шиянова и др. Данные идеи присутствуют также в международном праве, что подчёркивает их важнейшее значение как компонента социально-экономического развития и культурного прогресса для человеческой цивилизации.

По мнению ряда авторов, культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает её к деятельности. «Категории «культура» и «деятельность» - исторически взаимообусловлены... освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов практической деятельности и наоборот... развитие и совершенствование человеческой деятельности способствует и совершенствованию культуры; в процессе деятельности создаются и закрепляются образцы культуры, а человек выступает её' субъектом. Культура, в свою очередь, как универсальная характеристика деятельности определяет наиболее приоритетные, необходимые виды деятельности и способы её осуществления» [13].

Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. При этом процесс культурного развития личности приобретёт оптимальный характер при одновременной реализации и так называемого личностного подхода, при котором студент становится субъектом собственной деятельности, а его взаимодействие с педагогом приобретает характер персонифицированного диалога. Личностно-деятельностный подход признаётся в качестве основы гуманистической направленности обучения в работах О. А. Абдуллиной, Е. В. Бонда-ревской, И. Ф. Исаева, В. А. Сластёнина,

A. Н. Ходусова, Е. Н. Шиянова и др.

Именно применение личностно - деятельностного подхода, по мнению

B. А. Сластёнина, позволяет личности выступить в качестве самоорганизующегося объекта, наделённого такими характеристиками как:

- способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые; осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах её осуществления;

- способность и стремление личности в необходимых случаях самостоятельно их определять;

- способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремление, определиться, обосновать выбор внутри собственного «Я»;

- способность к рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями, принятыми целями, с одной стороны, «осознанием пределов собственной свободы», с другой;

- активная позиция личности, стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать результаты деятельности и отношений, направленность на саморазвитие;

- способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, внутренняя независимость от «внешнего мира», независимость не в смысле

его игнорирования, а в устойчивости взглядов, убеждений, смыслов их коррекции, изменения;

-творческий потенциал, уникальность, неповторимость [12].

Представляется, что поиск путей реализации личностно-деятельностного подхода является одним из основополагающих условий успешного формирования правовой культуры студентов, курсантов.

Итак, вуз служит для передачи специальных знаний, для развития воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которого является сам студент - будущий специалист. Специалиста как представителя определённой культуры характеризуют не только специфический набор знаний и умений, но и определённое мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и т. п. Поэтому первейшая задача преподавателя — не только передать обучающему знания и профессиональные умения, в процессе живого человеческого общения приобщить его к культуре [15].

По справедливому мнению В. Виноградова и А. Синюка, основными структурными элементами культуры, необходимыми для усвоения будущим специалистом выступают:

- культура тела, или физическая культура;

-душевная культура, выражающаяся в опыте психического существования человека и регулирования эмоционального взаимодействия с окружением».

- культура разумной деятельности, включающая в себя логический, информационный, языковой и некоторые другие компоненты;

- духовная культура как опыт ценностно-нормативной деятельности;

- профессиональная культура как своеобразное интегральное выражение всех перечисленных элементов культуры в их социально-профессиональном отношении [6].

Таким образом, культура специалиста включает в себя не только развитую способность к решению профессиональных задач, профессиональное мышление и сознание, но и подразумевает высокий уровень его общей культуры, проявляющейся в повседневной жизни.

Понятие «правовая культура» имеет неоднозначное толкование в современных гуманитарных науках. Исследовав различные точки зрения, мы пришли к выводу, что такое сложное, богатое, ценное понятие нуждается в определении, в котором были бы сконцентрированы основные направления уже существующих в научной среде формулировок. На основе комплексного анализа имеющихся подходов мы попытались дать определение ведущего понятия нашего исследования, представив правовую культуру общества как разновидность общей культуры, отражающей определённый уровень правосознания, законности, совершенства законодательства, являющуюся результатом и способом творческой деятельности граждан по созданию и реализации правовых ценностей.

Правовая культура личности - эго ценностное ядро общественной правовой культуры; степень и характер правового развития личности, основанного на определённом уровне позитивного правосознания, реализующегося в активной творческой правоприменительной деятельности.

На основе определения правовой культуры личности мы представили правовую культуру как ценностное ядро общественной правовой культуры; степень и характер его правового развития, основанного на определённом уровне позитивного правосознания, реализующегося в активном, творческом правоприменении в сфере повседневной жизни, а также в области профессиональной деятельности.

Результаты исследования показали, что в психолого-педагоги ческой литературе нет однозначной трактовки понятия «готовность», его толкования существует в разных аспектах. Готовность рассматривается как установка на реализацию активной потребности (А, Г. Асмолов, Д. Н. Узнадзе Л. А. Карпенко); активно-действенное состояние человека (М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович осознание себя субъектом деятельности (Е, А. Климов, В. А. Поляков, С. Н, Чистякова и др.); личностное качество индивида (С, И. Вершинин); интегральное свойство личности (Л. И. Божович, К. К Платонов, М. В. Ретивых, Р, Д. Санжаева и др.) внутренняя ориентированность человека на будущую деятельность (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров и др.); способность человека ставить цель выбирать способы ее достижения, осуществлять самоконтроль, строить планы и программы деятельности (П. С. Сухобская и др.); социально-фиксированная установка, характеризующая общественное поведение личности (В. А. Ядов и др.). Существует деление на общую и специальную готовность (Б. Г. Ананьев), психологическую и практическую (Ю. К. Васильев), готовность к умственной и/ физической деятельности (А. Г. Ковалев) и т. д.

Для реализации содержания структурных компонентов модели подготовки учителя к формированию правовой культуры младших школьников определены следующие педагогические условия:

а) актуализация нравственно-этического потенциала студента;

б) использование педагогических технологий личностно-ориентированного обучения, диалогических заданий;

в) обеспечение познавательной активности студентов;

г) практико-ориентированная направленность подготовки учителя к формированию правовой культуры младших школьников.

Первое условие - актуализация нравственно-этического потенциала студента -реализуется через преемственность всех этапов воспитательнообразовательного процесса вуза: олимпиады по предметам правоохранительной направленности, турниры молодых юристов, дискуссии «за круглым столом», психологический практикум, защита «творческих проектов», роле-

вые игры, работа консультантом младших курсов вуза, участие во внеучеб-ных мероприятиях, через общение студентов с преподавателями, направленное на взаимообмен, взаимообогащение, взаимопомощь, взаимообучение, на поддержку деятельности студентов но формированию у них профессионально важных качеств, положительного отношения к обучению к профессии учителя.

Второе условие - использование педагогических технологий личностноориентированного обучения, диалогических заданий - обеспечивает внедрение в учебный процесс педагогических технологий, которые представляют для студентов возможность ознакомиться с требованиями будущей профессии, соотнести особенности своей личности с этими требованиями, а также формировать профессионально важные качества в соответствии с требованиями профессии, предполагает углубленное изучение индивидуальнотипологических особенностей студентов, определение для них на этой основе образовательных траекторий, обеспечивающих достижение планируемого результата по профессиональной, правовой подготовке студента, способного к самоопределению, профессиональному саморазвитию, что в итоге соответствует квалификационным требованиям к современному учителю.

Третье педагогическое условие подготовки учителя к формированию правовой культуры младших школьников — обеспечение познавательной активности студентов - рассматривается как часть целостного образовательного процесса в вузе. В процессе экспериментальной работы мы установили, что обеспечению познавательной активности в аудиторной работе способствовала деятельность преподавателей, направленная на отбор учебного материала. который вызывал интерес и обеспечивал положительную мотивацию к изучению правовых вопросов, организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, включение студентов в различные виды деятельности и контроль за этой деятельностью; использование технических средств обучения и др.

Для активизации мыслительной деятельности студентов на аудиторных занятиях нами были разработаны различные способы создания проблемных ситуаций: ситуации неожиданности, конфликта, предположения, опровержения, несоответствия, неопределенности и др. Использовали различные формы проведения занятий: проблемные лекции, семинары, учебные дискуссии, практические занятия и т. д.; проведение учебных, ролевых игр и др.

Как свидетельствовали результаты проведённого нами исследования, обеспечение познавательной активности студентов проходило динамично и результативно в научно-проектной деятельности, выполняемой во внеаудиторное время в вузе: научные семинары; совместные научные проекты преподавателей и студентов в рамках кафедральных тем; участие в научно-практической конференциях; участие во внутревузовских и республиканских конкурсах; участие студенческих смотрах, олимпиадах и т. д.

Четвертое педагогическое условие - практико-ориентированная направленность подготовки учителя к формированию правовой культуры учащихся — обеспечивало студентам возможность наблюдать, анализировать, осуществлять, творчески решать профессиональные задачи. Студенты проводили занятия по правозащитной тематике в средних школах, работали в подразделениях инспекции по делам несовершеннолетних, участвовали в подготовке олимпиад по предметам правоохранительной направленности и т. д.

Проведенное нами исследование дало основание для формирования следующих выводов:

Актуальность проблемы подготовки учителя к формированию правовой культуры младших школьников обусловлена социокультурными переменами

Выявлено, что подготовка учителя к формированию правовой культуры младших школьников является одним из этапов профессионального становления учителя, который соответствует период у его обучения в высшем учебном заведении.

Установлено, что все этапы процесса подготовки учителя к формированию правовой культуры младших школьников соотносятся с определенными этапами в структуре воспитательно-образовательного процесса вуза: начальный этап подготовки учителя, переходный этап - с этапом общепрофессиональной подготовки, определяющий - с этапом подготовки по должностному предназначению.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский - М.. 1934 -180 с.

2. Ильин, И. А, О новом человеке [Текст] / И. А. Ильин // Слово - 1993 -№ 1-4. С. 24-36.

3. Ильин, И. А. О сущности правосознания [Текст] / И. А. Ильин - М, 1993-46 с.

4. Щедровицкнн, П. С. Истоки культурно-исторической концепции Л. С. Выготского [Текст] / П. С. Щедровицкий - М.: Педагогика, 1994 - 96 с.

5. Иконникова, С. Н. Культурное пространство и возрождение России [Текст] / С. И. Иконникова // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конференции Спб, 1996-С. 117-139.

6. Виноградов, В. Подготовка специалиста как человека культуры [Текст] /

В. Виноградов, А. Синюк / Высшее образование в России - 200 — № 2. - С. 40-49.

7. Запесоцкий, А. С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование [Текст] / А. С. Запесоцкий - Спб. 1996 - 446 с,

8. Валицкая, А. П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса [Текст] / А.П. Валицкая // Педагогика - 1998 - № 4. - С. 4-8.

9. Андреева, Г, М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева - М„ 1980-326 с.

10. Теоретическая основа содержания общего среднего образования [Текст] / под ред. М. Н. Скаткина, И. А, Лернера и др. - М., 1983 — 315 с.

11. Исаев, И. Ф. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы [Текст] / И. Ф. Исаев - М.: Академия, 2004 - 193 с.

12. Зинченко, В. П. Человеческий интеллект и технократическое мышление [Текст] / В. П. Зинченко // Коммунист - 1988 - № 3. - С. 96-104.

13. Клименко, С. В. основа государства и права [Текст] / С. В, Клименко, А. Л. Чичерин. - М., 1997 - 354 с.

14. Сластеннн - М.: Магистр - Пресс, 2000 - 488 с.

15. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального образования [Текст] / под общей ред. В. Л. Матросова. - М., 1999- 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.