Научная статья на тему 'Культурологические подходы к изучению проблемыо формирования правовой культуры студентов'

Культурологические подходы к изучению проблемыо формирования правовой культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабак О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологические подходы к изучению проблемыо формирования правовой культуры студентов»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ подходы К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

О.В. БАБАК,

преподаватель, Кубанский государственный университет

Понятие «правовая культура» является видовым по отношению к более общей, родовой категории — культура. Следовательно, нельзя понять сущность и основные культурологические подходы к процессу формирования правовой культуры, не рассмотрев основные характеристики культуры в целом.

Феномен культуры отличается чрезвычайной сложностью, многомерностью и противоречивостью и является в современном социогуманитар-ном знании так называемой открытой категорией, не обладающей единым общепризнанным понятием. Философы, культурологи, социологи, этнографы, историки, занимающиеся его разработкой, исходят из различных мировоззренческих и методологических позиций и задач тех дисциплин, в рамках которых производятся данные исследования.

В частности, культура рассматривается как комплекс знаний, верований, искусств, законов, морали, обычаев и других способностей и привычек, обретенных человеком как членом общества (Э. Тейлор); опредмеченные сущностные силы человека (К. Маркс); единство всех форм традиционного поведения (М. Мид); как механизм социального наследования и обобщенный образ жизни народа (Б. Малиновский, К. Клакхон); сверхорганический универсум, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействие и взаимоотношения (П. Сорокин); социальные формы и способы облагораживания биологических потенций человека (X. Ортега-и-Гассет); формы коллективного поведения человека, группы, общности (К. Юнг); условие и способ реализации верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств (М. Хайдеггер); совокупность текстов, знаковых систем и механизмов их создания, а также социально наследуемая система запретов и предписаний (Ю. Лотман, Б. Успенский); система хранения и передачи социального опыта, основу которого составляет достигнутый обществом уровень развития сущностных сил человека (В. Конев); процесс и результат сублимирования Эроса (3. Фрейд); совокупность стабильных интеллектуальных элементов, обеспечивающих память мира (А. Моль) и т.д.

Исторически сложились различные подходы к изучению культуры — «описательные», «исторические», «нормативные», «психологические», «структурные», «генетические» и т.д. Для исследования проблемы формирования правовой культуры студентов вуза нам представляется необходимым выделить среди них те, которые имеют наибольшую ценность для уяснения сущности правовой культуры и разработки путей ее формирования. Как отмечают исследователи, упрощенно все возможные культурологические подходы возможно свести к трем основным группам:

© Бабак О.В., 2006

Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2006 Том 4 № 4

Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2006 Том 4 № 4

1) антропологические;

2) социологические;

3) философские.

Первый подход определяет культуру как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от созданного природой.

В рамках социологического подхода культура предстает совокупностью духовных ценностей и выступает как компонент общественной жизни.

При философском подходе культура — это явление, выделяемое чисто аналитически, не связанное с общественным развитием.

Первое из указанных направлений рассматривает личностный план анализа культуры, тяготеет к аксиологическому подходу, к сфере идеологии и гуманистики. Приверженцы же второго обращают первостепенное внимание на анализ функционирования и развития всего социального организма.

Однако оба из представленных направлений позволяют говорить о том, что культура — это исторически активная творческая деятельность человека и его развитие в результате этой деятельности, а прогресс культуры совпадает с развитием личности в любой сфере социальной жизнедеятельности.

Анализ литературы (А.А. Велик, М.С. Каган, Э.С. Макарян, В.М. Межуев, Е.М. Скворцова, Э.В. Соколов, И.Т. Фролов и др.) свидетельствует о наличии в культурологии двух основных направлений исследования: культуры общества (социума) и культуры личности. Представители первого направления, в частности Э.С. Макарян, делают акцент на исследовании адаптационной функции культуры, заключающейся в самосохранении и развитии общества.

Представители другого направления изучают личностные аспекты культуры, фиксируют внимание на человеке как субъекте деятельности и общения, на его творческой активности и самосовершенствовании, определяют культуру как способ саморазвития личности (В.М. Межуев). Представляется, что данные позиции являются непрерывно взаимодействующими и взаимодополняющими, т.к. культура общества складывается из культур входящих в нее личностей, которые, в свою очередь, находят в культуре общества источник своего развития и совершенствования.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и философско-антропологическая модель И.А. Ильина являются основными составляющими культуроцентристской образовательной парадигмы, основными ориентирами которой служат усиление гуманитарного ядра образования и возвышение в образовательном процессе роли воспитания, трактовка развития личности как процесса и результата ее взаимодействия с социально-культурным контекстом, референтация образовательного пространства.

Культура есть среда, растящая и питающая личность (П.А. Флоренский). Образование, являясь частью культуры, с одной стороны, питается ею, питает человека, а с другой — влияет на ее сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным и антропологически выверенным.

Культурологический подход — это взгляд на образование как на форму, способ и средство саморазвития культуры, развития сущностных сил человека. Данный подход требует, чтобы в центре находилась человеческая личность как культурно-исторический субъект. Учащиеся должны приобретать способности по воспроизводству ценностей жизни и культуры.

Культурологические подходы к изучению проблемы формирования... 147

Цель образования — обеспечить полноценный процесс развития личности на основе всемерного раскрытия ценностей культуры и нравственности.

По мнению И.Я. Лернера, исходное положение культурологического подхода состоит в том, что глобальная функция обучения выражается в передаче молодому поколению содержания социальной культуры для ее сохранения, воспроизводства и развития. B.C. Леднев, поддерживая идею построения концепции содержания образования на основе культурологического подхода, отмечает: «Из культуры черпается содержание образования...».

Культуроцентристская концепция образования, по справедливому мнению А.С. Запесоцкого, предполагает:

— понимание образования и воспитания как важнейших социальных институтов культурной преемственнности; расширение гуманитарного ядра образования путем органичного включения в образовательный процесс духовно-нравственного потенциала российской культуры; возвышение роли воспитателя как механизма формирования «культуры жизнеспособности» — психологической и нравственной готовности жить и работать в быстро меняющемся мире как способа выращивания творческой личности, сознательного субъекта социально-культурных преобразований;

— утверждение в качестве мировоззренческих приоритетов воспитания стратегической задачи и идеала формирования разносторонне развитой личности;

— оптимальное сочетание профессионализма и универсализма; ориентацию на принципы партнерства и социальной ответственности, на приоритет гуманистически и демократически ориентированных социальных технологий;

— построение образовательного и воспитательного процессов на принципе диалогичности информационно-ценностного поля, взаимосопрягаю-щего цивилизационно-культурное единство мира и многообразие существующих идеологий, теорий и взглядов и определяющего роль преподавателя как посредника между мировым духовным опытом и личностью студента.

Тенденции гуманизации и гуманитаризации образования нашли свое отражение в трудах М.Н. Берулавы, И.Я. Копылова, Н.Б. Крыловой, Т.Ф. Кузнецовой, Г.П. Мыщинского , В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова. Данные идеи присутствуют даже в международном праве, что подчеркивает их важнейшее значение как компонента социально-экономического развития и культурного прогресса для человеческой цивилизации. В Декларации, принятой 44-ой сессией Международной конференции по образования (Женева, 7 октября 1994 г.), говорится о том, что «... образование становится не только средством передачи молодому поколению накопленных знаний, формирования его культурно-нравственного и гуманитарного потенциала, но и важнейшим фактором подготовки к жизнедеятельности в новых условиях, к решению нестандартных задач. Оно должно способствовать развитию взаимопонимания, солидарности, терпимости между людьми, между этническими, социальными, культурными и религиозными группами, а также между суверенными нациями».

Применение личностно-деятельностного подхода, по мнению академика В.А. Сластенина, позволяет личности выступить в качестве самоорганизующегося объекта, наделенного такими характеристиками, как:

Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2006 Том 4 № 4

Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ❖ 2006 Том 4 № 4

— способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые; осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и стремление личности в необходимых случаях самостоятельно их определять;

— способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремление определиться, обосновать выбор внутри собственного «Я»;

способность к рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, «осознанием пределов собственной свободы», с другой;

— активная позиция личности, стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать результаты деятельности и отношений; направленность на саморазвитие;

— способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, внутренняя независимость от «внешнего мира», независимость не в смысле его игнорирования, а в устойчивости взглядов, убеждений, смыслов их коррекции, изменения; творческий потенциал, уникальность, неповторимость.

По справедливому мнению В. Виноградова и А. Синюка, основными структурными элементами культуры, необходимыми для усвоения будущим специалистом, выступают:

— культура тела, или физическая культура;

— душевная культура, выражающаяся в опыте психического существования человека и регулирования эмоционального взаимодействия с окружением;

— культура разумной деятельности, включающая в себя логический информационный, языковой и некоторые другие компоненты;

— духовная культура как опыт ценностно-нормативной деятельности;

— профессиональная культура как своеобразное интегральное выражение всех перечисленных элементов культуры в их социально-профессиональном отношении.

Представляется, что поиск путей реализации личностно деятельного подхода является одним из основополагающих условий успешного формирования правовой культуры студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск: БиГПИ, 1996.

2. Декларация 44-й сессии Международной конференции по образованию. Женева, 7 октября 1994 г. ED / BIE / CONFINTED 44/5 Prov Rev. // Тедеско Х.К. Современные тенденции образовательных реформ: Материалы первой сессии международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО, 24 марта 1993 г.

3. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. СПб: ИГУП, 1996.

4. Крылова К.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990.

5. Леднев B.C. Содержание образования: Учеб. пособие. М., 1989.

6. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. 1991. № 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.