Научная статья на тему 'Культуроцентристская парадигма как методологический ориентир реформирования современной системы гуманитарного образования'

Культуроцентристская парадигма как методологический ориентир реформирования современной системы гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поваров Сергей Александрович

В качестве методологического ориентира реформирования современной системы гуманитарного образования рассматривается купътуроцентристская парадигма, концептуальные границы которой определяются системным соответствием: 1) сущности образования в целом, а также его отечественной специфике; 2) природе и специфическим функциям гуманитарного образования; 3) отечественной культуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культуроцентристская парадигма как методологический ориентир реформирования современной системы гуманитарного образования»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 001.2:008+37

С. А. ПОВАРОВ

КУЛЬТУРОЦЕНТРИСТСКАЯ ПАРАДИГМА

КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР РЕФОРМИРОВАНИЯ

СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В качестве методологического ориентира реформирования современной системы гуманитарного образования рассматривается купътуроцентристская парадигма, концептуальные границы которой определяются системным соответствием: 1) сущности образования в целом, а также его отечественной специфике; 2) природе и специфическим функциям гуманитарного образования; 3) отечественной культуре.

Ключевые слова: гуманитарное образование, культура.

Актуальность реформирования отечественного гуманитарного образования обусловлена его важнейшими функциями в сохранении культурной преемственности и духовном развитии личности, а также негативными тенденциями, характерными для современного состояния духовной культуры российского общества. Важнейшей теоретической и практической проблемой высшей школы является разработка условий и механизмов востребованности образовательного потенциала российской гуманитарной культуры, в пространстве которой содержится проблематика наиболее сущностных аспектов бытия человека и общества, дан сам механизм трансляции её потенциалов, представлены принципы воспитания и образования, органично вытекающие из специфики отечественной духовной традиции.

Таким образом, необходимым условием эффективности любых образовательных моделей всегда будет являться их полное соответствие культурной специфике. Образование - это как развитие, идущее изнутри и основанное на природных способностях человека, так и извне определяющее формирование личности, преодоление и замещение её природных наклонностей социально обусловленными умениями и навыками. Образование - это процесс приобщения бытия человека к культуре и в то же время результат интериоризации культуры, включения его в мир человеческой субъективности, важнейшая форма трансляции культуры, социокультурная система, обеспечивающая культурную преемственность и развитие человеческой индивидуальности.

В связи с этим методологическим ориентиром реформирования современного гуманитарного

С. А. Поваров, 2007

образования может стать культуроцентрист-тская парадигма, концептуальные границы которой будут определяться системным соответствием: 1) сущности образования в целом (его функциям, целям, приоритетам), а также его отечественной специфике; 2) природе и специфическим функциям гуманитарного образования; 3) отечественной культуре, образовательные потенциалы которой и должны быть максимально полно актуализированы, востребованы в рамках данной концепции.

Предварительное осмысление философских и культурологических аспектов образовательной деятельности позволяет сформулировать ряд позиций, которые можно рассматривать в качестве мировоззренческих ориентиров культуроцентри-стской концепции; отметим наиболее существенные. Так, социально-культурная миссия вуза заключается в обеспечении духовной преемственности, в формировании целостного образа личности, максимально полно выражающего потенциалы человека, актуализирующего и востре-бующего его сущностные свойства. Деятельность вуза в социальном отношении эффективна лишь в той мере, в какой она формирует личность как субъекта духовности, ответственности и самосовершенствования. В качестве важнейших целей образовательной деятельности вуза необходимо рассматривать трансляцию из поколения в поколение и закрепление исторически устойчивых духовных и культурных ценностей; формирование социально интегрированной и успешно самореализующейся личности - специалиста, обладающего высокой квалификацией, профессиональной этикой, способностью ус-

пешно самоосуществляться в условиях динамично меняющейся ситуации, ориентироваться на духовно-нравственные критерии в решении профессиональных задач. Основными задачами высшего образования являются: подготовка высококвалифицированных выпускников и ответственных граждан, способных актуализировать и востребовать свои сущностные свойства во всех сферах общественной практики. Высшие учебные заведения должны обеспечивать такой тип образования студентов, воспитывающий в них хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, которых отличает способность к критическому мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений различных проблем, стоящих перед обществом, а также способность брать на себя социальную ответственность; формирование личности, способной понимать, интерпретировать, сохранять и развивать национальные и региональные культуры в условиях плюрализма и разнообразия ; коррекция и преобразование системы тех ценностных ориентиров, которые, с одной стороны, утверждают высшие нравственные ценности человеческой цивилизации, а с другой, определяют, обусловливают наиболее сущностные аспекты социального и профессионального самоосуществления личности.

В плане образовательной философии культу-роцентристская парадигма есть понимание и воспроизводство национальной специфики мировосприятия и мировидения, которая формируется и проявляется уже на уровне языка. Именно язык рассматривается как зеркало национальной культуры, поскольку он «своими корнями и тончайшими их фибрами...сплетён с национальным духом», есть «произведение национального духа» [1], «макрокосмос культуры», в котором индивидуализируется её ценностная и смысловая универсальность, отражается национальная «картина мира» - система ценностей и норм, характерных для культурного сообщества, которая фиксируется в бытии гуманитарной культуры и транслируется различными социальными институтами, и прежде всего образованием. Семантика языковых единиц отражает специфику и сущность обозначаемых явлений в контексте нацио-нально-культурного мира. «Слова - имена» - это система культурных архетипов и универсалий, воспринимающая явление в целостности, выражающая и понятийно закрепляющая (оформляющая) духовную и смысловую организацию мира личности и социума. Бытие языка раскрывает и выводит «на свет» то, что потом «становится реальностью». Образование, являясь неотъемлемой частью бытия культуры, всегда де-

терминировано особенностями национального менталитета, который также отражён в структуре языка. Более того, язык является основным условием функционирования и механизмом образовательного процесса, той универсальной средой, в которой происходит процесс понимания [2].

Но самое важное состоит в том, что культу-роцентризм - это обретение национально-культурной идентичности (подлинности) образования, осуществление его специфического назначения, которое проявляется уже на уровне первоначального смысла понятий, образующих категориальное поле образовательной деятельности. В ситуации современного кризиса социального института (образования) необходима рефлексия семантики категорий, с помощью которых характеризуются наиболее сущностные грани феномена, для понимания исходных смыслов явления и в дальнейшем для скорректирована его феноменологического пласта. В этом контексте большой интерес представляет специфика смысла в русском языке понятий «образование» и «просвещение». В отечественной языковой системе процесс получения знания обозначается словами «обучение», «образование», «просвещение». Слова (учить, образ, свет), от которых произведены эти термины, имеют древние корни. Например, глагол «учити» в летописях 10-11 вв. употребляется в смысле поучения посредством проповеди. Уже в этот исторический период в русском языке сформировалось вполне современное понимание термина учение - обучение, изучение, приобретение знаний, развитие, наставление, поучение, проповедь, знание, объяснение, толкование, пример, догмат, завет. Слово образ впервые встречается в источниках в 11 в. в значениях вид, об-лик, икона. В 16 в. появляется глагол «образовати» - двигаться к первообразу.

В словаре И. Срезневского глагол «воспитать» переводится с древнерусского - въспита-ти - как вскормить. Тому есть основания -въспитать - это калька греческого paidagogic -кормить, питать от - пища. В «Сло-

варе русского языка 11-12 вв.» постулируются два смысла этого слова: 1) главное значение -вскормить и вырастить; 2) духовное значение слова: «Дети своа во благоверии и в законе и в законе Христова возпитеша, и в поучении книжном возрасти и наказа». В «Словаре древнерусского языка (11-14 вв.)» възпитание подразделяется как на кормление, вскармливание в буквальном смысле слова, так и на воспитание в смысле: «рожьниа и въсспиныа русьскии же и мирьскыи и язык добре оуммеяше», «въспитан благочьстивьно» и т. д. В 18 в. сложилось современное понимание термина воспитание как

процесса воздействия на развитие человека с целью формирования его нравственных и физических качеств.

Наряду с понятием образование практически параллельно возникает и начинает существовать в актуальном пространстве языка понятие просвещение. Категория «просвещение» в контексте образовательной деятельности имеет важнейший смысл. Этимология этого термина восходит к его корню - свет, которым именовался не только свет физический, видимый, но и свет духовный, невидимый, однако не менее значимый [3]. Этот смысл имеет новозаветные истоки, где Свет неразрывно связан с Богом - Словом, тождественен ему. Свет и святость происходят от одного корня, просветить - значит уподобить Богу, приблизить к Нему. Именно уподобление Бога Свету предопределило отождествление христианизации народов с их просвещением («Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» - Ин. 1.9). В словаре И. Срезинского термин «просвещение» интерпретируется как акт передачи света и в оптическом смысле слова, и в смысле духовной передачи света веры Христовой. Одновременно фиксируется и образовательный смысл данного понятия. В толковом словаре В. Даля просвещение - это «свет науки и разума, согреваемый чистой нравственностью, развитие умственных и нравственных сил человека; научное образованье, при ясном сознании долга своего и цели жизни». Просвещать - значит «даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру, образовать ум и сердце», «осветить, озарить, даровать свет зрения». Просвещение - это не линейный процесс освоения знаний, а прозрение, момент истины, даруемый свыше. Отсюда сущность образования - в движении человека к идеалу, в деятельном (уподобляющем) стремлении к первообразу.

В содержательном плане культуроце-нтристская методология предполагает замену педагогической парадигмы «от простого к сложному» принципом «от целого к части».

Важнейшим аспектом культуроцентристской концепции является оптимизация вузовской образовательной среды - основного пространства бытования человека. Дело в том, что социально-культурная, нравственная, социально-психологическая среда обитания личности представляет собой пласт «живой культуры» - тот духовный и интеллектуальный контекст, который задаёт критерии и масштаб личностного развития, определяет степень эффективности процесса социализации индивидуализации бытия человека. Образовательная среда обладает такими свойст-

вами, как гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностич-ность, преемственность, целостность, открытость и инновационность. Она есть самоорганизующаяся синергетическая система, способная к самопознанию, количественному и качественному обогащению, преобразованию [4]. Её развитие происходит посредством изменений внешней и внутренней социально-культурной среды ; подвергаясь воздействиям обстоятельств политического, социально-экономического и соци-ально-культурного характера, она сама модифицирует эти обстоятельства. Данное направление совершенствования образования основано на идее, согласно которой индивидуальное развитие человека не сводится к кругу «личной истории», а определяется «большим»кругом концентрации культурно-исторического опыта, который может транслироваться только в опыте личного переживания.

Важнейшая роль принципа референтации определяется лежащим в его основе глубинным социопсихокультурным механизмом идентификации, в результате которого личность обретает полноту своего бытия. Следует отметить, что сущность человека формируется и актуализируется в результате его деятельной активности -внутрь себя, к другим, к Абсолюту. При этом целостный образ человека (как форма единства бытия внутри себя) складывается из его личностных идентификаций, которые возникают в субъективном плане как результат отождествления с внешними образами-референтами.

Особенность культуроцентристской образовательной и воспитательной парадигмы состоит в особой значимости духовно-нравственных референтов - персонифицированных символов культуры, идентификация с которыми обеспечивает духовное развитие и самоосуществление человека, его образование посредством отождествления и слияния с ними. Понять своё призвание - это значит увидеть себя, своё идеальное «Я» в образе другого (общественно-политического деятеля, современника). Это значит утвердиться в мысли, что твоя сущность не обнаруживается и не раскрывается в пределах личной биографии, - она является своеобразными «излучением и энергией» персонифицированного совершенства, которому человек предстоит. Это «высшее» и «лучшее», увиденное в себе посредством отождествления со значимым образом, следует принять, поверить в него как в своё собственное призвание и ощутить нравственную ответственность за его исполнение. Осуществление этого сложнейшего «задания» и будет главным условием максимально полного и

целостного самоосуществления человека в бытии культуры и социума.

Культурологический и мировоззренческий смысл духовной референтации состоит в признании важнейшей функции общественного идеала, который выражает духовную вертикаль культуры и определяет вектор активности человека как творца и творения культуры. Сущность воспитания в рамках культуроцентристского подхода - принятие человеком выработанного культурой этического идеала и включение его в собственное бытие. Влечение к совершенству, стремление осуществить себя «по образу и подобию» становится не только внешней формой и целью самовоспитания, но и внутренней энергией творчества личности, основой её духовно мотивированного и ответственного бытия. Стоит также отметить, что для целостного и всестороннего развития бытия человека объекты идентификации должны отражать различные уровни и срезы бытия: национально-культурный, социальный, личностный. Отождествление с персонифицированным образом-идеалом является основным условием нравственного развития личности, так как созерцание в другом собственного «Я» пробуждает бытие совести, призывающее к преодолению этого разрыва - это чувство оформляется в результате духовно-нравственного переживания не-со-ответствия реального и должного, сущности и существования. Совесть как важнейшее качество человека именно российской «соборной культуры» (как со-настроенность на чужой голос, другую весть) одновременно становится источником личностного самосовершенствования и энергий-ным началом профессионального становления.

Смысл духовной референтации заключается также и в целостном отождествлении личности с образом значимого человека, включая его жизненные взлёты и падения, радости и горе, жизнь и смерть. Это вполне закономерно, так как путь максимально полного самоосуществления человека всегда драматичен и даже трагичен. Принимая образ во всей его онтологической сложности, человек учится преодолевать жизненные трудности, избавляется от иллюзий социального благополучия, обретает культуру жизнеспособности. Последнее представляется очень важным положением. Это связано с тем, что одной из основных проблем современного воспитания и образования (особенно гуманитарного) является неспособность традиционных педагогических систем актуализировать человеческую экзистенцию в её целостности. Это обусловлено частичностью и фрагментарностью человека (следствие господства в современном социуме пространства

бытия мозаичной культуры), на основе которого выстраиваются образовательные модели. Как известно, он даётся в усечённом варианте - в соответствии с целью «уберечь молодого человека от травматизирующих жизненных реалий» этот образ исключает из проблематики бытия человека его неотъемлемые составляющие - страдание, несчастье, смерть. Воспитанный на подобном жизненном материале человек, вступая в мир, неизбежно переживает стрессовые ситуации, которые часто непродуктивно «используют» энергию его социализации. Следовательно, «онтологическое соответствие» образовательного материала должно стать одной из основ педагогической практики. Без этого условия образовательные институты не в состоянии подготовить человека к бытию во всех его проявлениях [5].

Культуроцентристкая образовательная парадигма позволяет органично объединить социо-центристскую и антропоцентристскую модели образования и снять издержки каждой из них. Социоцентристская модель образования показывает устойчивую закономерность: богатство целого приводит к определённому обеднению и упрощению части. Приоритет целого, определяя жёсткую вписанность в пространство социума, ограничивает индивидуальное разнообразие отдельного человека - зависимость человека от 4 общественных структур становится условием неполной актуализации мира его потенций. Противоположная образовательная парадигма, построенная на антропоцентризме и декларирующая цель воспитания человека как свободного субъекта самодеятельности, высвобождая человека на всех уровнях от власти целого (социума, культуры, традиций), неизбежно продуцирует кризис смыслообразующих координат человеческого бытия. В педагогике эта позиция нашла выражение в индивидуально-психологической концепции, согласно которой процесс и результат развития бытия человека определяется в основном её внутренней логикой и соответствующими методами воздействия субъекта педагогического процесса. Понимаемый как системное свойство типа культуры всё соотносить с интересами свободного развития целостного Человека принцип антропоцентризма в современном российском социуме реализуется на практике беспределом индивидуализма, культивированием национально неукоренённой и социально безответственной личности.

В рамках культуроцентристской концепции образование можно рассматривать как способ преобразования природных задатков и возможностей человека, где большую роль играет содержание материала, его историко-культурная

глубина и духовная универсальность, осмысляя и осознавая которую, человек формирует себя по образу и подобию, не отчуждаясь при этом от своей собственной природы. Такое понимание образования уже содержит в себе элементы ан-тропоцентристского и социоцентристского подходов, которые нуждаются лишь в более чёткой акцентировке и развитии, в естественном продолжении на уровне принципов, содержания и методов образования.

Культуроцентристская концепция образования предполагает: 1) понимание образования и воспитания как важнейших социальных институтов культурной преемственности; 2) расширение гуманитарного ядра образования посредством органичного включения в образовательный процесс духовно-нравственного потенциала российской культуры; 3) придание системе воспитания статуса главного механизма формирования «культуры жизнеспособности» - психологической и нравственной готовности жить в динамично изменяющемся мире, как способа выращивания творческого начала в человеке, сознательного субъекта социально-культурных преобразований; 4) оптимальное сочетание профессионализма и универсализма; 5) ориентация на принципы социальной ответственности, на приоритет демократически ориентированных социальных технологий; 6) построение образовательного и воспитательного процессов на принципе диалогичности информационно-ценностного поля обучения, взаимосопрягающем цивилизаци-онно-культурное единство мира и многообразие действующих систем идеологий, теорий и взглядов и определяющем роль и значение преподавателя как посредника между мировым духовным опытом и личностью обучающегося [6].

Именно культуроцентристская методология является реальной альтернативой ещё доминирующей в настоящее время идеологии субъективистского антропологизма, которая в центр мира ставит самореализующуюся индивидуальность, обращая при этом внимание на внешние результаты личностного развития (социальный и

профессиональный успех, количество и качество производимого продукта и т. д.). Абсолютизируя полюс субъективности, методология субъективистского антропологизма искусственно вырывает человека из мира, подменяя его подлинную сущность. Культ «самости» в реальности оборачивается вседозволенной деструктивностью, распадом тех социальных норм, которые и были выработаны для обеспечения прав и свобод человека. Культуроцентризм - это методология целостности, принцип подобия бытия человека в Универсуме культуры. Это главный ответ на бесперспективность «атомизированного» мировоззрения (типа мировоззрения, формируемого и постоянно воспроизводимого бытием мозаичной культуры) западной эпохи постмодернизма, ведущего современный мир в экзистенциальный вакуум.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гумбольдт, В. О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода / В. Гумбольдт. - СПб., 1994. - С. 29.

2.Гадамер, Х.-Г. Истина и метод : Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. -М; СПб., 1997.-С. 452.

З.Зимин, А. О двух типах просвещения на Руси (Электронный ресурс): http //tgm.stankin.ru

/arch/nOl /04.html.

4. Запесоцкий, А. С. Образование : философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. -М., 2004. - С. 318.

5. Там же. С. 323.

6. Там же. С. 324.

Поваров Сергей Александрович, аспирант кафедры «Философия» УлГТУ третьего года очного обучения, в настоящее время - ассистент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУИмеет публикации в области философии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.