УДК 37.026(075.8) doi: 10.20310/1810-231Х-2017-16-4-9-14
Теория и методология:
проблемы, тенденции ТРИСУБЪЕКТНАЯ ДИДАКТИКА КРЕАТИВНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
^^Н Серёжникова Раиса Кузьминична
,, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского,
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается модернизация профессионального педагогического образования, ориентированного на перенос акцентов с обучения как средства получения образования на учение как средство самореализации студента на основе соблюдения принципа субъектности обучения. Это отражено в модели трисубъектной дидактики креативного профессионально-педагогического образования, как системы трех полей: поле значений (рефлексивная среда как активный субъект образовательного процесса), поле ценностей (субъект творческой самоактуализации), поле смыслов (субъектная самореализация). Автором представлена модель трисубъектной дидактики креативного профессионально-педагогического образования как процесса осознанной актуализации самим субъектом своих возможностей в творческом самовыражении студента в «горизонтальном» и «вертикальном» срезах, что позволяет проследить содержательно-операционную и практико-действенную особенность креативной самоактуализации студента.
Ключевые слова: субъектность, самореализация, трисубъектная дидактика, модель, креативная самоактуализация, профессионально-педагогическое образование
Сегодня, в контексте модернизации педагогического профессионального образования, образование рассматривается как обретение будущим педагогом профессионализма и творческого мастерства. В этой связи заметно активизировалось внимание к проблеме креативной самоактуализации в образовательной среде профессиональной подготовки, обеспечивающей поступательное развитие творческого потенциала личности, как обретение студентом осознанной самостоятельности в освоении образовательного пространства в условиях творческой самореализации. При этом за основу взято положение о том, что важнейшей функцией образования является стимулирование субъектной самореализации студента, его самопреобразования для решения задач усложняющейся креативной социокультурной практики, когда студент в образовательной среде выступает как самореализующийся субъект жизнедеятельности [1].
Современный педагог все в большей и большей степени должен становиться творцом, исследователем, инициатором, вдохновителем. Только творец может вести за собой. Но таким творцом педагог должен стать в процессе образования. В этом, быть может, отличие понятий
«образование» и «подготовка». Педагога необходимо не просто готовить к определенной деятельности. Педагог должен сформироваться, «образовываться» в качестве творца, способного видеть, распознавать, понимать и разрешать современные педагогические проблемы. Но каким тогда должно быть образование? Всегда ли сегодня мы ориентируем образовательный процесс на эту ролевую позицию будущего педагога? Что можно сделать и изменить в современном профессионально-педагогическом образовании, чтобы оно отвечало потребностям эффективного, творческого и перспективного педагога? Вот круг вопросов, которые характеризуют проблему креативного образования педагога.
Определение адекватных, рациональных подходов к модернизации профессионального педагогического образования будущих педагогов требуют переноса акцентов с обучения как средства получения образования на учение как средство самореализации студента (с преподавания на учение) на основе соблюдения принципа субъектности обучения. Эффективность, интенсивность, активизация и индивидуализация образовательного процесса и коммуникационные ресурсы зависят в большей степени
от того, как они используются, какие задачи при их применении решаются [2].
В связи с этим интересным для нашего исследования является утверждение психологов, что не внешние причины действуют через внутренние условия, а «внутреннее» субъекта действует через «внешнее» и этим само себя изменяет. Рассматривая педагогический аспект психологической проблемы «внутреннее через внешнее» в рамках профессионального становление будущего педагога, можно выделить традиционное, технократическое направление, характеризуемое системой «преподаватель-студент», центром притяжения в которой является преподаватель, а решающим признается алгоритмическое обучение: взаимоотношения между преподавателем и студентами строятся на субъектно-объектной основе; увлеченность количественными параметрами (конспекты, рефераты, балльно-рейтинговая система, количество выступлений); доминирование общих требований в сравнении с индивидуальными. При этом признание того факта, что личность студента формируется только в предметной деятельности, имеет устойчивый и постоянный характер.
В свою очередь, направление «внешнее через внутреннее» приводит к другим положениям:
1. Ведущую роль начинает играть принцип взаимной активности. Ответственность несут не только преподаватели, но и студенты. Взаимоответственность порождает взаимодоверие. Активность студента становится опорой для творчества преподавателя. На первый план выдвигаются эвристические и развивающие методы обучения.
2. В центре внимания оказываются усвоение приемов и способов когнитивной деятельности, умения анализировать, обобщать и т.д.
3. Признание того, что недостаточно организовать микросреду для всестороннего развития личности. Недостаточно изменить деятельность, чтобы изменить психологию студента. Нужна направленность личности на самопознание, самоконтроль, самореализацию.
Следовательно, необходимо рассматривать профессиональное становление студента в направлении от «формальних» к «креативно-осмысленным» ценностям и целям, что обусловливает и изменение дидактической организации, способствующей использованию системы методов и инновационных технологий, обеспечивающих не только усвоение
программного материала субъектами педагогического образования, но и являющейся субъектной реальностью студентов в пространстве рефлексивного сознания (Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков) [3]. В этом пространстве возможно становление автономии и самодетерминации студента, его саморазвития и самообразования, говоря словами В. И. Сло-бодчикова, формирование «его способности к самостоянию в собственной жизни» [3, с.25], что проявляется в заботе о себе [4].
Креативное профессионально-педагогическое образование в контексте этих представлений вполне адекватно можно представить как систему трех полей: поле значений (рефлексивная среда как активный субъект образовательного процесса), поле ценностей (субъект творческой самоактуализации), поле смыслов (субъектная самореализация). Это и составляет сущность трисубъектной дидактики креативного профессионально-педагогического образования, понимаемой как одно из направлений педагогической синергетики, обусловленное общими закономерностями, принципами и средствами дидактической организации, обеспечивающей осмысленное (понимаемое) освоение знаний, умений и навыков.
Вместе с тем, необходимо акцентировать внимание, что трисубъектная дидактика креативного профессионально-педагогического образования ориентирует на творческое развитие личности студента и отражает проблему профессиональной подготовки в трех взаимопроникающих плоскостях: в плоскости творческого развития личности студента (индивидуально-креативный аспект), в плоскости отношения будущего педагога к профессиональной деятельности (мотивационно-ценностный аспект) и в плоскости субъектной активности (рефлек-сивый аспект), что определяет возможность рассматривать дидактическую организацию профессионального становления через операционную и ценностную сферы [5].
Динамику живой системы, основанной на стремлении к актуализации заложенных в ней от природы возможностей, К. Гольдштейн назвал «самоактуализацией» и пояснил, что это не прекращение проблем и трудностей, а скорее акт творчества, требующий борьбы и усилий [1].
Сущность самоактуализации представляет собой в данном случае единство внутреннего (индивидуального) и внешнего (субъектного), раскрывающего диалектику субъектного и ин-
дивидуального в личности, обусловливающее целостное развитие студента как акме-формы: «саморазвитие как высший уровень развития человека под влиянием внутренней мотивации» (Б. Г. Ананьев) [6].
Говоря о профессиональной самореализации акцентируем внимание на мнении Л. Н. Макаровой о данном механизме. «Преподаватель не просто реализует себя, совершая выбор между репродуктивными способами профессионально-педагогической деятельности, он качественно преобразует себя, снимает психологические барьеры, переосмысливает свои профессиональные ожидания, ищет возможности для развития профессионально-значимых качеств, вырабатывает собственный стиль, конструирует индивидуальную траекторию развития в профессиональной деятельности» [7]. При этом адекватность рассматривается как состояние личности - «состояние творческого педагогического потенциала», то есть предстоянием, что характеризует ее само-организуемость, проявляющуюся в самоактуализации. Активность выступает как собственная динамика личности и источник преобразования, поддержания ее жизненносмысловых связей в квазипрофессиональной деятельности.
Анализ сущности профессиональной подготовки в контексте трисубъектной дидактики креативного профессионально-педагогического образования позволяет обосновать концептуальные основы творческой самоактуализации студента как взаимодействие двух развернутых во времени процессов: внутренне детерминированного личностно-профессиональ-ного учения и внешнего - по отношению к личности студента, обучения, которые представлены, с одной стороны, уровнем «осознанного», а с другой, - «информационного». Этим мотивировано осмысление модели трисубъ-ектной дидактики креативного профессионально-педагогического образования как процесса осознанной актуализации самим субъектом своих возможностей, проявления субъек-тообразуемости с использованием саморефлексии студента и дополнительных функциональных звеньев в его творческом самовыражении.
Отличительной чертой трисубъектной дидактики креативного профессионально-педагогического образования является непрерывное взаимодействие ее компонентов, обуславливающее «самодвижение» и актуализацию творческого потенциала студента. Через призму синергетики такое взаимодействие возможно как ориентация на реализацию одно-
го из краеугольных заданий современной системы образования - на ее переход к творческим, проблемным методам обучения, которые обеспечивают креативную самоактуализацию личности.
Выше обозначенное позволяет представить креативную самоактуализацию студента в «горизонтальном» и «вертикальном» срезах, что позволяет проследить содержательно-операционную и практико-действенную особенность трисубъектной дидактики креативного профессионально-педагогического образования (рис. 1). «Горизонтальный срез» - это структурная характеристика творческой самоактуализации студента, в котором акцент делается на триедином и интегративном развитии: педагогической рефлексии, субъектной активности и самокреативности личности. Педагогическая рефлексия - внутренняя работа: соотнесение себя, возможностей своего «профессионального Я» с требованиями педагогической профессии.
Субъектная активность характеризуется как интегративное свойство личности, позволяющее осуществлять целеполагание, креативно оперировать способами деятельности, вариативно прогнозировать результаты, рефлексивно влиять на творческий педагогический процесс.
Структурная характеристика креативной самоактуализации студента в контексте три-субъектной дидактики креативного профессионально-педагогического образования способствует осмыслению данного феномена на уровне «общего», «особенного» и «единичного», то есть с позиции диалектической логики.
Об уровне «общего» дает представление «горизонтальный срез», а «особенного» и «единичного» - «вертикальный срез».
«Вертикальный срез» модели трисубъект-ной дидактики креативного профессионально-педагогического образования креативной самоактуализации позволяет проследить три взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных компонента: мотивационно-ценностного, рефлексивного и креативного в контексте двух пространств самореализации студента - личность в преобразовательной деятельности и личность, преобразующая себя. Именно через креативную самоактуализацию культивируется личностный смысл творческого отношения к себе и творческой педагогической деятельности, что проявляется в творческой позиции будущего педагога.
Творческий потенциал
й и о и й и о § Ценность механизм отражения и преобразования Форма активности
и & еа ? И л В ол Ё §1 § & из ел & ™ § Фазы субъектного становления Фактор творческого потенциала Студент - будущий специалист как субъект профессиональной рефлексии
ап т то ¡Г) К Субъктообразуемость
8 !Г Ц; о ам та О и Субъект будущего действия Субъект целепола-гания Субъект учебно-креативного действия Восприятие себя как субъекта креативного поведения
§ К 'а 0 1 1 а § ц Творческая самореализация Мастерство Субъектная фаза Студент как творческий субъект про фессиональной деятельности (Обучающий) '^Переосмысление профессионально-личностного становления, осмыспение^профессионального опыта на основе овладения функциями Профессиональной рефлексии (ценностно-смысловой, самоопределения^мотивационно - стимулирующей, сигнально -регулируюЩёйг-преобразующей). РЕФЛЕКСИЯ акмесинергЕТического САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ " - - „ ^
о к О Творческое подражание Технологи-ческоетвор-чество Субъектно-функциональная фаза Студент как субъект образовательных функций (Обучающийся) ^\~~~~-^^Осмысление профессиональной позиции. -Овладение опытом рефлексии. Рефлексивный анализэффективности применяемого профессионального инструментария на основе-тенденций образования и научных психолого-педагогических достижений. ^РЕФЛЕКСИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ—..
Копирование Типичность Объектная фаза Студент как объект образовательных требований и установок (Обучаемый) Осознание профессиональной подготовки, ценностей, требований, профессиональных знаний. Осмысление личностных качесГв-ссудентом (в частности - рефлексивности). Самоанализ образователБной-деятельности и адаптивного периода по «заданным образцамл-^уетацовка на преодоление трудностей в процессе обучения). рефлексия образовательного опЫта-^^^ СТАДИИ СУБЪЕКТОГЕНЕЗА ^^^
Рис. 1. Модель трисубъектной дидактики креативного профессионально-педагогического образования
В соответствии с доминирующими механизмами регуляции действий человека Э. Деси и Р. Райан выделяют три основные личностные ориентации: 1) автономную ориентацию, основанную на убеждении о связи осознанного поведения с его результатами; источником поведения выступает при этом осознание своих потребностей и чувств; 2) подконтрольную ориентацию, также основанную на ощущении связи поведения с его результатом, однако источником поведения выступают внешние требования; 3) безличную ориентацию, основанную на убеждении, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо [8].
Итак, субъектная позиция студента проявляется через следующие функции: критериальную (как показатель готовности к профессиональной деятельности); развивающую (инициирует саморазвитие личности студента); преобразовательную (стимулирует переход на все более высокий уровень осуществления
деятельности - познание себя); профессионально-творческую (обеспечивает творческую направленность профессиональной деятельности - научный потенциал).
При этом субъектная позиция и субъектная регуляция способствуют «переходу» лич-ностно-профессионального развития на уровень саморазвития, формирования творческой позиции студента и достижения высокой степени готовности к творческой профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию.
В то же время модель может служить действенным индикатором в дидактической организации профессиональной подготовки, а организаторы образовательного процесса не только получат ориентиры субъектного становления студента, но и ориентиры для определения критериев оценочных средств сфор-мированности профессиональной компетентности.
Литература
1. Серёжникова Р. К. Ценностно-синерге-тический подход к организации педагогического процесса в высшей школе // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 77-81.
2. Серёжникова Р. К. Компетентностно-дея-тельностный подход в профессионально-педагогическом образовании // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 127-133.
3. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Введение в антропологию образования. Биробиджан, 2012.
4. Болотникова Е. Н. Забота о себе как фактор становления личности в системе современного образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. 2016. № 3. С. 34-41.
5. Серёжникова Р. К. Профессиональная субъектность будущего педагога как фактор его акмесинергетической самоактуализации // Профессиональное мастерство современного педагога / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016.
6. Деркач А. А., Сайко Э. В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. 2008. № 3. С. 208 -209.
7. Макарова Л. Н. Индивидуальность и типология преподавателя вуза: возможности взаимосвязи // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 11 (163). С. 14-21.
8. Deci E., Ryan R. The dynamics of self-determination in personality and development // Self-related cognitions in anxiety and motivation / еd. R. Schwarzer. Hillsdale, 1986.
References
1. Seryozhnikova R. K. Tsennostno-sinerge-ticheskij podkhod k organizatsii pedagogicheskogo protsessa v vysshej shkole [Valuable and synergetic approach to the organization of pedagogical process at
the higher school] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2012. № 3. S. 77-81.
2. Seryozhnikova R. K. Kompetentnostno-deyatel'nostnyj podkhod v professional'no-pedagogicheskom obrazovanii [Competence-based and activity approach in professional pedagogical education] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2015. № 3. S. 127133.
3. Isaev E. I., Slobodchikov V. I. Vvedeniye v antropologiyu obrazovaniya [Introduction to education anthropology]. Birobidzhan, 2012.
4. Bolotnikova E. N. Zabota o sebe kak faktor stanovleniya lichnosti v sisteme sovremennogo obrazovaniya [Care of yourself as a factor of formation of the personality in the system of modern education] // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya Filosofiya. 2016. № 3. S. 34-41.
5. Seryozhnikova R. K. Professional'naya sub"yektnost' budushchego pedagoga kak faktor ego akmesinergeticheskoj samoaktualizatsii [Professional subjectivity of future teacher as factor of its acmesinergetic self-updating] // Professional'noye masterstvo sovremennogo pedagoga / otv. red. A. Yu. Nagornova. Ulyanovsk, 2016.
6. Derkach A. A., Sajko E. V. Sub"yektnost' sub"yekta v akmeologicheskom razvitii i problemy ego sub"yektnogo samoosushchestvleniya [Subjectivity of the subject in acmeologic development and problems of its subject self-implementation] // Mir psikhologii. 2008. № 3. S. 208 -209.
7. Makarova L. N. Individual'nost' i tipologiya prepodavatelya vuza: vozmozhnosti vzaimosvyazi [Identity and typology of the teacher of higher education institution: possibilities of interrelation] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2016. T. 21. Vyp. 11 (163). S. 14-21.
8. Deci E., Ryan R. The dynamics of self-determination in personality and development // Self-related cognitions in anxiety and motivation / ed. R. Schwarzer. Hillsdale, 1986.
* * *
THREE SUBJECT DIDACTICS OF CREATIVE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION
Seryozhnikova Raisa Kuzminichna
Tsiolkovsky Kaluga State University, Russia, Kaluga e-mail: [email protected]
In article the author considered modernization of the professional pedagogical education focused on transfer of accents from training as funds of education for the doctrine as means of self-realization of the student on the basis of respect for the principle of subjectivity of training. The model of three subject didactics of creative professional pedagogical education as the systems of three fields reflects it: field of values (reflexive environment as active subject of educational process), field of values (subject of creative self-updating), field of meanings (subject self-realization). The author presented model of three subject didactics of creative professional pedagogical education as process of conscious updating by the subject of the opportunities in creative self-expression of the student in
«horizontal» and «vertical» cuts that allows to track substantial and operational and practical effective feature of creative self-updating of the student.
Key words: subjectivity, self-realization, three subject didactics, model, creative self-updating, professional pedagogical education
Об авторе:
Серёжникова Раиса Кузьминична, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, г. Калуга
About the author:
Seryozhnikova Raisa Kuzminichna, Doctor of Pedagogics, Professor of the Pedagogics Department, Tsiolkovsky Kaluga State University, Kaluga