Научная статья на тему 'Технологическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры будущего учителя'

Технологическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УМЕНИЯ / СПОСОБНОСТИ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Фатима Надирбековна

В статье представлены важные существенные закономерности профессионального становления личности будущего учителя. Первая стадия это полная зависимость профессионального становления личности студента от его собственной активности, от того, как и какую познавательную деятельность он осуществляет, как формирует свои умения и способности, качества личности. Вторая стадия профессионального становления будущего учителя совпадают со стадиями развития его способностей к самообразованию как специалиста и самовоспитанию как профессионального педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры будущего учителя»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ... Библиографический список

1. Гончарук, Н. П. Теоретические проблемы интеллектуально-развивающего обучения в техническом вузе [Текст] / Н. П. Гончарук. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - 216 с.

УДК 378

Алипханова Фатима Надирбековна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и технологий профессионального образования Дагестанского государственного педагогического университета,fatima_dgpu.mail.ru, Махачкала

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Alipkhanova Fatima Nadirbekovna

Candidate ofpedagogical sciences, associate professor, Head of the Department ofPedagogy and Technology Vocational Education DSPU, fatima_dgpu.mail.ru, Makhachkala

TECHNOLOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF FUTURE TEACHER’S PROFESSIONAL CULTURE

Молодой специалист должен уметь профессионально владеть способами конструирования и оформления собственных оригинальных методик и средств педагогической (антропотехнической) работы. Профессиональный педагог-учитель должен владеть учебным предметом, прежде всего, как средством развития учащихся. Он перестает быть «транслятором» «непререкаемой истины», а становится организатором сложной, напряженной учебной работы по решению творческих задач, формированию у школьников техники мышления, многомерного сознания, способности самоопределяться в истории и культуре. Выпускник педагогического университета - педагог-профессионал, антропотехник, умеющий практически работать с сознанием человека, способный к проектированию развивающих образовательных процессов, детско-взрослых общностей. На первом этапе профессиональная деятельность предстает перед студентом как нечто внешнее, объективное, которым надо овладеть. На этой стадии студент сам является объектом внешних педагогических воздействий его действия во многом зависят от педагога. На второй стадии студент, усваивая будущую профессиональную деятельность, включается в нее, действует в ней. Другими словами, происходит своеобразное погружение в профессию. На третьей стадии, когда основные компоненты

педагогической деятельности оказываются усвоенными, студент становится субъектом педагогической деятельности.

Нами были определены важные существенные закономерности профессионального становления личности будущего учителя. Первая стадия - это полная зависимость профессионального становления личности студента от его собственной активности, от того, как и какую познавательную деятельность он осуществляет, как формирует свои умения и способности, качества личности. Вторая стадия профессионального становления будущего учителя совпадают со стадиями развития его способностей к самообразованию как специалиста и самовоспитанию как профессионального педагога.

На этапе базового профессионально-педагогического образования ставилась цель становления и развития профессионализма учителя путем повышения уровня фундаментальной подготовки студентов, усиления содержательной и практической направленности педагогического образования, обогащения его гуманистическим, культурологическим, творческим, аксиологическим подходами, укрепления взаимосвязей с реальным педагогическим процессом, протекающим в системе образования и использования педагогических технологий, соответствующих новым целям образования.

«Перестройка традиционного учебно-воспитательного процесса означает ориентацию, прежде всего, на профессиональное развитие личности будущего учителя, усиление личностно-ориентированного подхода, развитие творческих способностей студентов, опору на самообразование и самовоспитание, активное участие в научных исследованиях» [1, с. 104 - 105].

В итоге - ориентация на формирование профессиональной культуры учителя, выработку ценностного отношения к педагогической профессии, повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей, оптимизация обучения, которая в свою очередь предполагала повышение общественной значимости мотивации учения, рост информативности, ускорение темпов обучения, внедрение активных форм и методов, развитие навыков самостоятельной работы, использование компьютерной техники и ТСО, помноженных на активность личности студента в отношении к своей учительской профессии. В организации педагогической деятельности главными ориентирами были личность студента, коллектив, субъектный подход, самостоятельность и ответственность, творчество, использование активных методов обучения и воспитания, сочетание коллективных и групповых форм, взаимодействие, сотрудничество и самоуправление. Вместе с тем мы учитывали двусторонний характер обучения, предполагающий установление обратной связи, когда каждый студент - активный участник педагогического процесса, помощник педагога, его единомышленник, организующий свою самостоятельную и самообразовательную деятельность, профессиональное самовоспитание, которое задает программу развития всех профессионально значимых качеств личности, а, следовательно, является основным условием успеха его профессионального становления.

На первом этапе в целях активизации формирования профессионализма учителя исследование предусматривало обновление содержания образова-32

ния, обеспечение профессионально-педагогической направленности процесса обучения и воспитания студентов, использование рациональных методик обучения, преодоление формализма в контроле и оценке знаний, обеспечение новых подходов к воспитанию будущих учителей. Так, обновление содержания педагогического образования требовало повышения роли фундаментальных наук - общественных, культурологических, психологопедагогических и специальных, усиление их профессионально-педагогической направленности, связи преподавания с практикой, с жизнью школы. Будущий учитель должен в совершенстве владеть основами наук, которые он будет преподавать в школе, хорошо знать содержание школьных учебных предметов, уметь учить и воспитывать детей.

Ставились задачи выработки у студентов разносторонних умений, например, педагогической техники, умений и навыков самостоятельной и исследовательской работы на основе дальнейшего совершенствования ее содержания и форм, увеличения доли времени в педагогическом процессе, регламентации как особого вида учебной деятельности.

На данном этапе фундаментальный объем (система методологических и теоретических знаний) того или иного учебного курса составлял чуть больше 42%. Остальные часы (58%) отводились на разнообразные виды самостоятельной работы, создание необходимых условий, наличие индивидуальных планов, систематическое руководство и контроль, разнообразие видов и творчество.

На втором этапе ставились задачи дальнейшего развития профессиональной культуры учителя на основе технологического обеспечения базового профессионально-педагогического образования, которое зависит в первую очередь от коллектива педагогов-профессионалов, способных организовать современный целостный педагогический процесс, своевременно обеспечивать обновление содержания, форм и методов образования, разрабатывать вариативные технологии, создавать и обновлять учебно-научно-методический комплекс. Вузовская практика свидетельствует, что становление профессиональной культуры студента всецело зависит от уровня профессионализма и профессиональной культуры педагога высшей школы, его желания и умения привлечь студента к совместной деятельности, сформировать у него потребность в профессиональном саморазвитии, направить интересы на активное участие в учебно-воспитательном процессе.

Студентам был предложен вопрос: «Какими личностными и профессиональными качествами, на ваш взгляд, должен обладать преподаватель педагогического вуза?». В обобщенном виде ответы студентов образовали следующий:

- человеколюбие, умение общаться с людьми, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность;

- глубокое знание предмета и увлеченность наукой, серьезная психоло-го-педагогическая подготовка, высокий уровень интеллектуального развития, умение интересно и доступно объяснять материал, умение давать тео-

ретический материал в конкретной связи с требованиями практической работы;

- высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;

- твердость и решительность, уверенность в себе, сила воли, самоотдача.

Данные этих анкет вошли в идеальную модель преподавателя вуза,

которая представляет собой единство двух взаимопроникающих и взаимодополняющих частей: «личностные в гармонии с профессиональными характеристиками».

В силу специфики работы знания преподавателя высшей школы представляют собой систему, состоящую из трех компонентов: знания предмета и методики его преподавания, психолого-педагогические знания, общие знания из разных областей жизнедеятельности человека.

Опираясь на данные проведенного опроса, были выявлены следующие необходимые умения педагогов вуза: диагностические, проектировочные, практические, оценочные, рефлексивные.

Важное место в модели личности преподавателя вуза занимали профессиональные способности: дидактические, перцептивные, коммуникативные, экспрессивные, креативные, научно-исследовательские, эмоциональной устойчивости, оптимистического прогнозирования. Профессиональный идеал преподавателя вуза включает ряд творческих характеристик: ярко выраженную творческую направленность; высокий творческий потенциал; творческую активность; способность к инновациям; умение строить свою деятельность на основе принципов сотрудничества и сотворчества со всеми участниками учебно-воспитательного процесса; умение формировать опыт творческой деятельности у обучаемых. Учитывая результаты нашего исследования и результаты коллег рязанского университета [2, с. 100-111], мы выделили следующие важнейшие слагаемые идеальной модели личности педагога высшей школы, которые могут служить направляющим вектором в формировании профессиональной культуры студентов:

- развитое педагогическое мышление и современная, отвечающая времени, педагогическая позиция;

- ценностные ориентиры и гуманистическая направленность;

- высокая профессиональная компетентность;

- духовность и интеллигентность;

- высокие нравственные качества;

- высокий уровень общей и педагогической культуры;

- развитые педагогические способности;

- сформированность эмоционально-чувственной сферы личности;

- владение прогрессивными педагогическими технологиями;

- творчество и мастерство;

- рефлексивная деятельность.

На третьем этапе ставилась цель формирования профессиональной культуры будущих учителей, повышения качества их подготовки на основе

государственного образовательного стандарта, гуманизации учебно-воспитательного процесса, развития и использования профессионального, гуманистического, творческого, технологического потенциала коллектива кафедры педагогических технологий ДГПУ в целом и каждого преподавателя в отдельности, а также установления и развития научных и профессиональных контактов с учеными других вузов, учителями школ и органами управления образованием.

В настоящее время кафедра профессиональной культуры Дагестанского государственного педагогического университета представляет коллектив педагогов-единомышленников.

Ведущими подходами в творческой деятельности кафедры являются системный, интегративный, технологический, гуманистический, культурологический, инновационный, креативный, аксиологический, личностный. К примеру, креативный подход ставил перед кафедрой задачи пересмотра деятельности в целом, выстраивания ее структурных элементов в определенную педагогическую систему, представленную как творческую мастерскую.

На методических советах перед педагогами кафедры была поставлена цель дальнейшего развития профессионализма, самостоятельности и творческой активности каждого преподавателя на основе гуманистической концепции воспитания и обучения будущих специалистов.

Рассмотрим как же реализуются педагогические технологии в целостном педагогическом процессе вуза.

В настоящее время опубликовано большое количество работ, где даются концептуальные подходы к определению понятия педагогические технологии, их сущность, анализ обобщенного опыта и описание разрабатываемых технологий [3; 4]. В учебно-воспитательном процессе мы использовали более двадцати учебных пособий для студентов и учителей, в которых рассматривались конкретные технологии организации учебно-воспитательного процесса в школе и вузе: диагностические технологии, технология контекстного обучения, технология проблемного обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология игры, технология анализа педагогических ситуаций и решения педагогических задач, технология личностноориентированного образования, технология изучения и обобщения передового педагогического опыта, технология разнообразных активных форм обучения и воспитания, технология управленческой деятельности и др. (например, «Подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности: технологический аспект», кафедра целевой исследовательской программы МПГУ). Сотрудниками кафедры была разработана сетка научных исследовательских дипломных работ и диссертационных исследований: «Взаимосвязи педагогической науки и практики», «Современные требования к организации учебно-воспитательного процесса», «Педагогическая деятельность и педагогический процесс», «Технология учебно-воспитательного процесса в школе и вузе», «Педагогические технологии в профессио-

нальной подготовке педагога-воспитателя», «Технология дифференцированного обучения в школе», «Повышение эффективности воспитательной работы в вузе» и многие др. Важное значение в работе кафедры уделяется исследованию вопросов гуманизации педагогического образования и технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Учитывая, что именно педагогические технологии являются обязательным условием эффективности педагогического процесса и объединяют все основные функции высшего образования (образовательную, воспитательную, научную), мы проследили влияние педагогической технологизации вузовского образования на формирование у студентов профессиональной культуры.

На этапе формирующего эксперимента необходимо было создать у будущего учителя психолого-педагогическую установку на формирование профессиональной культуры. Для выявления понимания студентами сущностной основы профессиональной культуры и профессионализма учителя, мы использовали метод ранжирования. Был задан вопрос - «Какими основными ценностями должен обладать педагог, обладающий профессиональной культурой».

В эксперименте приняли участие 1240 студентов первых, вторых и третьих курсов, 60 студентов пятого курса географического, математического факультетов и факультета управления. Им было предложено три варианта определений педагогического профессиональной культуры, расположенных в порядке нарастания сущностных компонентов характеристики профессиональной культуры учителя. Данные исследования показали, что большинство студентов вторых и третьих курсов (55%) выбрали наиболее точный вариант, что объясняется, на наш взгляд, глубокой информационной работой преподавателей данных факультетов. Студенты пятого курса в понятие профессионализм включили все, что связано с успешной деятельностью учителя-профессионала, учителя-гуманиста: высокая общая культура, высокий уровень образованности и воспитанности; знание новейших педагогических технологий организации обучения и воспитания учащихся; гуманистическую направленность, творчество и мастерство.

Сообразно результатам проведенного ранжирования наиболее значимыми ценностями профессиональной культуры педагога студенты считают: профессиональные знания, умения и навыки, во вторую - профессиональные способности, творчество и мастерство, в третью - профессиональные качества. Студенты пятого курса назвали совокупность тех качеств учителя, которые они больше всего ценят или отвергают. Среди положительных качеств педагога преобладали профессиональная компетентность, коммуникативность и любовь к детям, справедливость и ответственность. К отрицательным качествам педагога студенты относили некомпетентность, высокомерие, грубость, консерватизм, авторитаризм. Показательны, на наш взгляд, ответы, в которых отдается предпочтение в первую очередь профессиональной позиции, во вторую - профессиональному мышлению, объясняется, по-

видимому, наличием у респондентов небольшого педагогического опыта, когда на практике они убеждались в том, что знания, умения и навыки можно «дополучить» в процессе будущей педагогической деятельности, а сформированность позиции и мышления требует длительного времени.

Кроме того, у выпускников, очевидно, есть определенный идеальный образ педагога-мастера и представление о его деятельности.

Эксперимент по выявлению наиболее значимых средств развития профессиональной культуры показал, что для студентов второго курса:

- работа в библиотеке и самообразование, посещение дополнительных психолого-педагогических факультативов, получение консультаций у педагогов;

- для студентов третьего курса - научно-исследовательская работа, работа в библиотеке с дополнительной литературой, работа с источниками, самообразование;

- для выпускников - контакты со школой, сотрудничество с педагогами, самообразование, что можно объяснить значимостью тех или иных средств исходя из имеющегося у студентов опыта на данный конкретный момент. Однако все студенты приоритет в становлении профессиональной культуры отдали непосредственно обучению в вузе, самостоятельной работе и самообразованию. Большинство из них считали, что преобладающими стилями общения являются демократический и гуманистический, осуждают авторитарный и либеральный. Учитывая, что проектирование новых технологий -процесс сложный, включающий несколько уровней мы обратились к системе средств педагогических технологий, способствующих формированию профессиональной культуры будущих учителей, которая учитывает требования к содержанию обучения, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», государственным образовательным стандартом, учебными планами и программами. Формирование личности будущего педагога с позиций гуманистической педагогики предполагает самоактуализацию его стремлений возможно к полному проявлению способностей; создание соответствующих социокультурных условий для самореализации внутреннего потенциала и творческих начал личности в ее взаимодействии с окружающим миром; укрепление духовно-нравственных качеств студента, зависящих от ценностных смыслов жизнедеятельности. Опираясь на данное положение, мы определили несколько уровней формирования профессиональной культуры будущего учителя.

Первый уровень - информационный - нацелен на формирование профессиональной осведомленности студентов, знакомство с различными сторонами педагогической деятельности учителя-профессионала, их гуманноценностным наполнением.

Второйуровень - перцептивный - направлен на формирование эмоционально-чувственной сферы личности и предполагает в основном развитие эмоционально-нравственного компонента.

Третий уровень - коммуникативный - связан с формированием культуры общения, способностей и умений профессиональной деятельности, он направлен на формирование мотивационно-волевого компонента.

Четвертый уровень - деятельностный - связан с развитием творческого компонента с активным участием будущих учителей в самостоятельной творческой деятельности, с формированием профессионально-личностных качеств.

Пятый уровень - технологический - предусматривает выбор и использование вариативных технологий на всех этапах целостного педагогического процесса.

Все уровни тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Указанные уровни были апробированы в опытно-экспериментальной деятельности исследователя.

Учитывая важность проблемы информационно-технологического обеспечения, преподавателями кафедра педагогики разработаны научно-методические пособия, в которых отражены средства, обучения для поддержания процесса преподавания: учебные планы и программы, учебные пособия, книги, методические разработки, раздаточный материал, подборку вспомогательных материалов по отдельным педагогическим проблемам, кинофильмы, видеофильмы и другие учебно-наглядные средства в помощь преподавателям, студентам и учителям школ.

Начиная с 2000 учебного года, кафедра старается обновлять содержание образования студентов по предметам педагогического цикла. Был определен перечень педагогических дисциплин, разработаны учебно-тематические планы с учетом требований государственного образовательного стандарта к знаниям и умениям студентов по дисциплинам психолого-педагогической подготовки, заложенным в содержании учебных дисциплин.

Все издания кафедры педагогических технологий, - коллективный труд ее преподавателей. В настоящее время студенты, учителя школ и преподаватели вуза активно используют в учебно-воспитательном процессе программы и пособия. При разработке учебных программ и пособий использовались принципы системности, информативности, гуманизации, интеграции, индивидуализации. В целом содержание курсов дает представление о профессиональной деятельности педагога, его личности, способствует формированию гуманистической направленности мышления, помогает осознать себя в роли педагога-воспитателя, оценить свои способности, степень готовности к учебно-воспитательной работе, развивает творчество, мастерство и культуру (культуру внешнего вида, культуру поведения, общения, культуру речи), способность к саморазвитию, стимулирует формирование профессионально значимых качеств, готовит к овладению новыми образовательными технологиями, к разработке собственного стиля работы и имиджа, педагога-профессионала, вводит в режим проектирования и моделирования будущей деятельности, помогает в организации учебновоспитательного процесса студентов.

Перед студентами ставились задачи их ознакомления с моделью личности учителя, его профессиограммой как основой формирования идеала педагога, гуманистической направленностью и особенностями его деятельности, с основными компонентами профессиональной культуры, этапами подготовки к будущей работе, важнейшими умениями учебно-познаватель-

ной, самообразовательной и творческой деятельности, необходимыми для обучения в вузе, методами самовоспитания и саморазвития, с источниками получения учебной и научной информации и др.

В соответствии с дидактическим основами государственного образовательного стандарта, целями и задачами курса «Введение в педагогическую профессию», требованиям учебно-тематического план были разработаны учебная программа и рабочая тетрадь. Данный курс изучается в течение первого семестра (40 часа - 20 аудиторных, 20 внеаудиторных). Программа курса состоит из четырех взаимосвязанных блоков: 1) учитель, ученик, школа; 2) преподаватель, студент, вуз; 3) структура личности студента, ее саморазвитие, пути самовоспитания; 4) способы овладения педагогическими технологиями. Программа включает четыре основных учебных модуля (диагностический, информационный, культурологический, деятельностный) с учетом федерального и регионального компонентов. Технология овладения студентами знаниями курса «Формирование профессиональной культуры студентов» строилась на деятельностном, гуманистическом и личностноориентированном подходах, в основу которых было положено требование активного участия студентов в подготовке и проведении каждого занятия.

«Активное обучение представляет собой конструирование преподавателем такой системы учебно-познавательной деятельности, которая обеспечивала бы гарантированный переход от репродуктивных форм и методов обучения к развивающим (проблемным, исследовательским, поисково-творческим) с использованием технологий активного обучения» [3, с. 22].

В нашем исследовании - это лекции проблемного характера, диалоги и дискуссии, круглые столы, научно-практические конференции, встречи, учебные конкурсы, игры, тренинги личностного роста, защита курсовых работ, посещение школы с целью знакомства с работой учителя. Эффективным является использование в работе со студентами метода структурирования - приведение знаний, умений и навыков студентов в определенную систему на основе опорных сигналов (таблицы, схемы, рисунки, «логические цепочки» и т. п.). В качестве примера интегрированной творческой формы может служить заключительное занятие - в 4-м блоке «способы овладения педагогическими технологиями». В его подготовке и проведении используется технология коллективного творческого дела, включающего, пять конкурсов: «Подготовка учителя к уроку»; «Основные действия учителя при организации воспитательных мероприятий»; «Педагогические консультации родителям»; «Мой любимый факультет»; «Современные требования к оформлению школы и учительской». Организация коллективного мероприятия предусматривает обобщение полученных знаний и умений, приведение их в систему, применение в практической деятельности с использованием при этом ранее приобретенных способностей (интеллектуальные, коммуникативные, поисково-творческие, прикладные и др.).

Особая роль в изучении курса отводится самостоятельной и поисковоисследовательской работе студентов. В 2001-2002 учебном году были апро-

бированы материалы рабочей тетради, призванные помочь усвоению курса «Формирование профессиональной культуры студентов». Рабочая тетрадь включает вступление, учебно-тематический план, перечень основных понятий и умений, которыми должен овладеть студент, планы семинарских, практических и лабораторных занятий, задания и рекомендации по самостоятельной работе, критерии оценок, список рекомендуемой литературы контрольные вопросы и задания, вопросы для зачета по курсу, педагогический словарь. С помощью метода анкетирования мы провели опрос среди одних и тех же студентов на предмет их отношения к курсу «Формирование профессиональной культуры студентов». Сравнительный анализ высказываний студентов до внедрения курса и после показал существенную разницу в пользу изучения курса «Введение в педагогическую специальность», студенты при изучении данного курса отдают предпочтение знаниям о профессии учителя и практическим умениям, необходимым в педагогической деятельности. Если до занятий - углублению и расширению знаний о профессии учителя они отдавали всего 1,5%, то после изучения курса уже к данной необходимости склонились 4,9%. Если до ознакомления с курсом ими не выделялись аудиторные занятия (2,5%), то после окончания студенты особо подчеркивают важность аудиторных занятий (9,1%); до курса развитию самостоятельности и активности отдавали студенты 4,2%, после курса их увеличилось почти вдвое - 8,2%; творческим формам занятий - конференциям, круглым столам, конкурсам студенты отдали 7,2% голосов после прохождения курса против начального этапа - 1,8%. Своему личностному развитию и знаний о себе студенты не предавали значения (3,7%), позже их мнение изменилось (7,3%), умения работать с книгой: соответственно 1,5% и 4,5%) а самое главное то, что многие утвердились в правильности профессионального выбора 11,5% против начального варианта 9,5%. Данные анкетирования студентов-первокурсников помогали в обновлении содержания курса и корректировке использования технологий обучения.

Анализ результатов обучения по курсу показал, что рабочая тетрадь является хорошим помощником для абсолютного большинства студентов в овладении ими знаний, способствует углублению и систематизации знаний и умений (51%), развитию творческих умений (24%), направляла их самостоятельную работу (16%), являлась средством самоконтроля и самооценки (9%). Все студенты (100%) отмечали целесообразность и значимость изученного ими курса, важность роли учителя в жизни человека, получили представление об обобщенном идеале педагога-гуманиста, о разнообразии видов педагогического труда, о возможности применения своих способностей в творческой деятельности, об оценке и самооценке собственной личности для будущей педагогической деятельности.

Наибольшие возможности для проявления творчества и разносторонней самостоятельности, по мнению студентов, имела коллективная форма итогового учебного занятия - «Основные действия учителя при организации воспитательных мероприятий». Особо подчеркивалась необходимость тесной

связи со школой, знакомства с конкретным опытом творчески работающих учителей, их творческой лабораторией и педагогической мастерской.

Известно, что «процесс самовоспитания студентов в свою очередь становится стимулом совершенствования профессионального самовоспитания и в целом становлению его профессиональной культуры» [4, с. 70].

В процессе опытно-экспериментальной работы педагогами использовались как традиционные формы контроля (опрос, контрольная работа, индивидуальное собеседование, зачет, экзамен, защита проектов, курсовых и дипломных работ и др.), так и новые, нетрадиционные формы, представленные в многочисленных исследованиях - балльная система оценивания (например, репродуктивная работа оценивалась от 1 до 5 баллов, частично продуктивная -от 6 до 10 баллов, продуктивная, творческая работа - от 11 до 20 баллов). Как показывает опыт, балльная система оценивания является привлекательной для студентов и вместе с тем одной из самых неразработанных технологий в учебной деятельности. За бальную систему оценивания высказались более 80% студентов, говоря о том, «что было бы неплохо перенести эту систему оценивания в среднюю школу».

В рамках научно-исследовательской работы студентов (СНО, научное студенческое общество) кафедра педагогики организовывает научно-исследовательскую работу студентов. Формы научной работы самые разные: рефераты, научные доклады, курсовые и дипломные проекты, конкурсные научные работы и др. Педагоги в организации исследований активно используют технологии дифференцированной деятельности с учетом индивидуального опыта студентов. По итогам научно-исследовательской работы проводятся ежегодные научно-практические конференции.

Как правило, работают две секции по интегрированным проблемам: проводятся круглые столы, дискуссии, обсуждаются доклады студентов, подводятся итоги и награждаются победители. Наиболее профессионально подготовленные студенты принимают участие в конференциях, печатают свои статьи, тезисы докладов, лучшие из них сдают государственный экзамен по совокупности печатных работ, в будущем учатся в аспирантуре.

Библиографический список

1. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб, заведений [Текст] / О. А. Абдуллина - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2007. - 217 с.

2. Дуранов, М. Е. Педагогические предпосылки познавательной деятельности студентов младших курсов [Текст] / М. Е. Дуранов // Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов: Межвузовский сб. науч. трудов. - Саратов: Изд-во СГУ, 2009. - С. 100-111.

3. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта) [Текст] / М. В. Кларин - М.: Знание, 2008. - 377 с.

4. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы [Текст] / Н. Ф. Талызина - 2-е изд. доп. и испр. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 139 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.