УДК 37.015.3 ББК 88.40
Д 30
Е.В. Дёмкина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрываются современные подходы к профессиональному воспитанию личности будущего специалиста в условиях образовательного процесса, обосновывается их актуальность и необходимость для эффективной организации воспитательной деятельности в различных типах образовательных учреждений. Задача данной статьи состоит в выявлении суждений и взглядов специалистов в сфере педагогической теории и практики по вышеперечисленным вопросам.
Ключевые слова: подход, профессиональное воспитание, личностное
самоопределение, профессиональный потенциал, базовая культура личности, воспитание.
E.V. Denikina
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of Adyghe State University; E-mail: [email protected]
CONTEMPORARY APPROACHES TO PROFESSIONAL EDUCATION OF THE FUTURE EXPERT IN THE CONDITIONS OF EDUCATION PROCESS
Abstract. The paper explores contemporary approaches to professional education of the person of the future expert in the conditions of education process. The author substantiates their urgency and necessity for the effective organization of educational activity in various types of educational institutions. The objective of this paper is to reveal experts’ views and opinions on the above mentioned questions in sphere of the pedagogical theory and practice.
Keywords: the approach, professional education, personal self-determination, professional potential, base culture of the person, education.
Современная педагогическая теория активно формирует концептуальные основы, обсуждает различные подходы для эффективной организации воспитательной деятельности в различных типах образовательных учреждений. Другой уровень осмысления профессионального воспитания в современных условиях связан с обсуждением целей, задач, содержания, методов и условий профессионального воспитания будущих специалистов, формирования их личности в целостном образовательном процессе.
Наряду с конфликтами и противоречиями, препятствующими эффективной организации воспитания в профессиональных образовательных учреждениях, отмечается рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению, стремление к получению профессионального образования, которое выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Поэтому необходимо создать оптимальные условия для развития личности будущего специалиста, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
Среди основных направлений реализации этих задач выделяются: утверждение
отношений сотрудничества студентов и преподавателей в управлении учреждениями профессионального образования, развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов); использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождения между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности; развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности студенческой молодежи и функционирования молодежной субкультуры; развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи студенческой молодежи в учреждениях профессионального образования и др.
Обращает на себя внимание тот факт, что в перечисленных направлениях, так же, как и во многих других исследованиях по проблемам воспитания студенческой молодежи, речь идет о формировании базовой культуры личности, развитии ее социальной активности, самореализации, продуктивного досуга, в то время как непосредственно профессиональному воспитанию будущего специалиста внимание фактически не уделяется.
Обобщая большое количество нормативных, методологических и методических материалов, авторы определяют воспитание в вузе как целенаправленный процесс, представляющий собой диалектическое воздействие объективных условий и субъективных факторов воспитательного воздействия и взаимодействия субъектов воспитания. При этом формируемая личность и коллектив выступают одновременно и объектами воспитательного процесса и активными участниками в качестве субъектов воспитания и самовоспитания. Это придает всему воспитательному процессу характер целостной системы.
Для того, чтобы не воспитывать студентов «по частям», из многих направлений воспитания в вузе авторы предлагают всего три интегрированных направления:
1. Формирование социально-активных студентов-граждан России.
2. Развитие у студентов общей культуры российского интеллигента.
3. Профессионально-трудовое воспитание студентов.
Все три направления должны присутствовать в каждом воспитательном мероприятии, организованном в вузе.
Признавая значимость выделенных направлений вузовского воспитания, отметим, что сами по себе эти интегральные качества, во-первых, характеризуются высоким уровнем сложности, а значит, предполагают различные толкования при разработке методики воспитательной работы, во-вторых, их интегральность требует соответствующих обобщенных, интегральных же организационных мер. В том числе и по этим причинам в публикациях последних лет в качестве важнейших воспитательных средств называются такие системные характеристики, как междисциплинарность исследований и практики воспитания, среда вуза, воспитательное пространство вуза, система внутривузовских взаимоотношений и взаимодействия всех субъектов воспитания.
Ю.С. Мануйлов (2000 г.), доказывая необходимость развития средового подхода к воспитанию, также опирается на современные междисциплинарные знания в сфере функционального структурного анализа, синергетики, философской лингвистики применительно к среде и ее использованию в воспитательной работе [1]. Н.Л. Селиванова (2000 г.), рассматривая современные представления о воспитательном пространстве, предлагает различать среду от пространства, поскольку одна существует в данности, а другая конструируется. Качественная характеристика воспитательного пространства - целостность и стабильность. При ее конструировании следует соблюдать свои принципы и требования [2, с. 37]. Е.Н. Степанов (2001 г.), обсуждая вопросы моделирования воспитательной системы образовательного учреждения, отмечает значение методологии, в частности, учет законов синергетики при ее организации. Методологическая общность обусловливает единство и
последовательность деятельности субъектов, включенных в воспитательную систему [3, с. 14-19].
Значимость развития воспитательного пространства образовательного учреждения подтверждается анкетными данными представленного опроса студентов 1-5 курсов Адыгейского государственного университета, Майкопского технологического государственного университета, Российского государственного социального университета, Кубанского государственного университета, Армавирской государственной педагогической академии, Ставропольского государственного университета, Пятигорского государственного лингвистического университета, проведенного с февраля по май 2011 года.
Анализ высказываний и суждений участников анкетирования позволяет нам провести сравнение целей, задач, средств и методов, а также условий организации воспитания в высшем образовательном учреждении. Такой анализ важен для того, чтобы соотнести практику профессионального воспитания в различных вузах на современном этапе.
Прежде всего, отметим, что в высказываниях участников названо свыше сорока целевых качеств, которые должны быть сформированы или развиты у студентов современного вуза. Для наглядности и сопоставления мы объединили их по трем ведущим характеристикам - личностные (общей культуры), гражданские и профессиональные - с тем, чтобы соответствовать вышеприведенной классификации. Итак, в высказываниях участников выделены следующие характеристики (качества), которые должны служить целью профессионального воспитания в высшем учебном заведении.
Общекультурные качества личности: духовно-нравственная воспитанность;
духовность как высшая ступень интеллектуально-нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками; толерантность; гуманистические ценности; социально значимые ценности; потребность служить людям и добру; отношение к природе.
Отношение к себе: адекватная самооценка; требовательность к себе; постоянное стремление к самосовершенствованию.
Гражданские качества: гражданственность, образцы гражданского поведения; чувство национального самосознания и государственно-патриотическое сознание; верность России.
Профессиональные качества: общая культура специалиста как гармония знаний, мышления, чувств, поведения и деятельности; гармонично развитая личность специалиста; личная ответственность; умения и знания, необходимые в условиях возрастающей жесткой конкуренции; настойчивость; трудолюбие; деловитость; субъектность будущего специалиста; активность на основе личного опыта.
Коммуникативная культура; умение сотрудничать; лидерские качества, в том числе способности: формировать новый взгляд на будущее; принимать поликультурные ценности; инициировать и осуществлять изменения, которые становятся необходимостью; бесконфликтно освобождаться от отрицательного груза прошлого; делиться властью, полномочиями или разделять ответственность со всеми членами группы, коллектива: антиципации (предвосхищения) нового; быть источником и генератором идей, обладать умением моделировать способы их воплощения.
Дисциплинированность; исполнительность, высокое чувство долга, чести и достоинства.
Гибкость мышления; критичность; творческое мышление; культура и стиль логического мышления; умение делать самостоятельный выбор в сложной ситуации; креативность, высокие научные притязания; глобальное видение, умение вести «диалог культур»; полноценность и честность аргументации.
Чувство законной гордости за свое учебное заведение; добросовестное отношение к учебе и стремление в совершенстве овладеть избранной специальностью, общей культурой и высокими морально-нравственными качествами; рефлексия как важнейший регулятив профессионального самовоспитания студента.
Следует отметить, что в высказываниях студентов большинство вышеприведенных
качеств представлены как цели вузовского воспитания и перечислены вперемешку. В двух или трех высказываниях повторяются такие качества, как духовность, гражданственность, толерантность, личная ответственность. Остальные качества называются как самостоятельные цели. И это, несмотря на то, что большинство опрошенных представляли высшие педагогические учебные заведения.
Анализ научно-педагогических публикаций позволяет еще больше расширить этот перечень. Так, рассматривая воспитательную деятельность в контексте личностного подхода в образовании, Е.М. Сафронова выделяет значимость формирования способности к смыслопоиску, творчеству, рефлексии; волевой регуляции, самостоятельности, ответственности. В личностно развивающей школе воспитание предстает как деятельность, в которой особая роль принадлежит педагогической поддержке и помощи в сфере самоорганизации и самоутверждения личности [4, с. 38]. И.Ф. Харламов считает формирование профессиональных личностных качеств основой процесса профессионального воспитания и перечисляет ряд социальных, нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических качеств на основе отношения молодого человека к тем или иным формам действительности [5, с. 55-56].
Такое смещение и неструктурированность целей вузовского воспитания нельзя признать продуктивным. Для последовательного раскрытия системы и технологии профессионального воспитания будущих специалистов на основе ментального подхода необходима систематизация общекультурных, личностных, гражданских, трудовых и профессиональных ценностей, выделений в них ключевых и производных качеств.
Далее рассмотрим, какие средства предлагали студенты для достижения вышеназванных целей вузовского воспитания. В таблице №1 приведены сводные данные о направлениях воспитательной работы в вузе.
Таблица №1.
Организация эффективного профессионального воспитания будущего специалиста в вузе (по высказываниям, приведенным в анкетах студентов)
ВУЗ Средства и условия эффективного профессионального воспитания в вузе
Адыгейский государственный университет Физическое пространство вуза: порядок, чистота, вкус и аккуратность. Сохранение исторической традиции: портреты известных ученых, конструкторов, инженеров-профессоров, преподавателей и выпускников вуза. Совпадение реальности с воспитательными программами (реалии жизни воспитывают больше, нежели любые слова, примеры и увещевания). Вуз как воспитательная система: иерархическая структура; организуемые мероприятия; создание условий для всесторонних воспитательных влияний на становление личности будущего специалиста. Воспитание как основа для самовоспитания студентов через создаваемую систему отношений, становление демократических основ жизнедеятельности вуза (студенческая инициатива, самоуправление и т.д.). Плюрализм и вариативность воспитательных практик. Увеличение степени свободы субъектов учебно-воспитательного процесса. Личностно-деятельностная направленность образования. Оптимизация процессов социализации и индивидуализации. Поликультурный характер образования. Ориентирование педагогического коллектива на создание профессиональной воспитывающей среды. Обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой. Создание нравственного климата и высокой культуры быта в студенческих общежитиях. Осуществление системы мероприятий комплексного воспитательного взаимодействия. Создание условий для разностороннего развития личности преподавателя и студента. Реализация системы социальной защиты студентов. Диагностика проблем студенческой жизни.
Армавирская государственная педагогическая академия Культивирование в образовательном процессе диалоговых технологий, стимулирующих единство преподавания, учения, воспитания и исследования. Подготовка вузовских преподавателей к проектированию и организации воспитательного пространства педагогического вуза. Адекватное понимание возможностей воспитания в процессе социализации и становления специалиста. Организация воспитательных молодежных программ, направленных на формирование
и развитие умений и знаний, которые необходимы в условиях возрастающей жесткой конкуренции: лидерских качеств. Система воспитательной работы с вузовской молодежью основывается на 10 приоритетах, обозначенных «Всемирной Программой действий для молодежи начала XXI века» ООН: Образование. Занятость. Голод и бедность. Здоровье. Окружающая среда. Проблема наркотиков. Подростковая/молодежная преступность. Досуг молодежи. Девушки и молодые женщины. Полное и активное участие молодежи в жизни общества и в принятии решений, от которых зависит качество их жизни.
Кубанский государственный университет Повышение качественного уровня преподавательского состава. Самоуправление студентов и преподавателей. Создание ситуации успеха, диалога и стимулирования самостоятельной педагогической работы студентов, поддержка их исследовательских проектов. Развитие студенческого самоуправления. Помощь в адаптации студентов первого курса.
Майкопский государственный технологический университет Создание воспитательного пространства на антропоцентристской основе; направленность воспитательной работы в вузе на сохранение и укрепление психического, духовного, физического и социального благополучия студентов и преподавателей. Открытость целей, содержания и форм образовательновоспитательного процесса. Гуманизация педагогического взаимодействия преподавателей и студентов (признание самоценности и неповторимости каждого человека, приоритет субъект-субъектных отношений педагогов и студентов, направленность образовательно-воспитательного процесса на саморазвитие и самореализацию студентов и преподавателей вуза). Широкое сотрудничество вуза с другими образовательными и культурными учреждениями, общественными, самодеятельными организациями непосредственно и через Интернет. Воспитывающее влияние всех преподавателей университета. Система взаимодействия, основанная на главных «совпадающих» направлениях работы кафедры и студентов. Организация факультета дополнительных профессий. Совместная деятельность и индивидуальная работа со студентами.
Московский государственный областной университет Включение студентов в исследовательскую работу по разным направлениям и содержанию деятельности специалиста. Использование воспитательного потенциала изучаемых дисциплин. Изучение творческого потенциала студентов. Организация досуговой деятельности, создание творческих коллективов разной направленности.
Пятигорский государственный лингвистически й университет Организация внеучебной деятельности студентов. Формирование стиля, типа взаимоотношений, морально-психологического климата в коллективе.
Российский государственный социальный университет Организация практики на каждом курсе (от пассивной до активной), работа в летних оздоровительных и трудовых лагерях.
Ставропольский государственный университет Поддержание в вузе дисциплины и внутреннего порядка; всестороннее информационное обеспечение и культурно-досуговое обслуживание обучающихся; сочетание высокой требовательности к студентам с уважением их личного достоинства, прав и убеждений. Планирование мероприятий воспитательной работы, координация усилий всех категорий преподавателей, анализ результатов воспитания, выработка предложений по ее совершенствованию.
Южный федеральный университет Раскрытие перед студентами широкого поля профессионального выбора, которое часто не открывается перед ним из-за ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры, слабого представления предмета своей практической деятельности.
Какие выводы позволяет сделать сравнительный анализ данных, приведенных в таблице? Прежде всего, следует отметить несомненную сложность организации и управления системой воспитания в вузе. Большое количество целей, разноуровневость и взаимозависимость задач воспитания, взаимосвязь и взаимовлияние множества субъектов воспитательной деятельности, уровень их подготовленности к решению современных воспитательных задач, влияние макросреды, средств массовой информации и реального жизненного опыта студентов - переплетение этих факторов, объективных и субъективных условий существенно затрудняет описание как системных задач, так и конкретных
воспитательных технологий, форм и методов профессионального воспитания в вузе.
Примечания:
1. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997.
25 с.
2. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. № 6. С. 37.
3. Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. 2001. № 4. С. 14-19.
4. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании // Педагогика. 2003. № 3. С. 38.
5. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. 2003. № 3. С. 55-56.
References:
1. Manuilov Yu.S. Environmental approach in education: Dissertation abstract for Candidate of Pedagogy degree. М., 1997. 25 pp.
2. Selivanov N.L. Modern conception of educational space // Pedagogy. 2000. № 6. P. 37.
3. Stepanov E.N. Methodology of modelling educational system of the educational institution // Pedagogy. 2001. № 4. P. 14-19.
4. Safronova Е.М. Educational activity in the context of personality approach in education // Pedagogy. 2003. № 3. P. 38.
5. Kharlamov I.F. The formation of the personality qualities in educational process // Pedagogy. 2003. № 3. P. 55-56.