Вестник НВГУ. № 2/2015
Г.А. Петрова
G.A.Petrova
Nizhnevartovsk, Russia
USING TASK APPROACH FOR DEVELOPING THE ABILITY OF FUTURE TEACHERS TO SOLVE PROFESSIONAL PROBLEMS BASED ON THE ANALYSIS OF PEDAGOGICAL SITUATIONS
Abstract. The paper is devoted to using a task approach as a technological basis for developing the professional ability of future teachers to solve professional problems basing on the analysis of pedagogical situations. Considering the increasing social demand for young teachers, the purpose the university training is reconsidered and subjects of the pedagogical cycle are reoriented toward active learning. Active learning technologies are expanded through creative activities of teachers and students (simulating activities, role-playing and business games, training activities). The studied materials are of certain practical importance, since the program curricula under analysis includes a workshop course in solving professional problems. Simulating typical pedagogical situations when training future educators (case analysis, designing modes of action in particular situations, acting out the actions in particular situations) allows the students to convert and synthesize their knowledge gained during theoretical course and use it to solve practical problems long before practical training at school.
Educational activity is a creative solution of various professional problems. The educational potential of pedagogical situations lies the ability to transform the external requirements of a teacher into the internal needs of a student. Such pedagogical situations allow students to develop skills of transferring the meaning and significance of acquired knowledge in the new conditions. Students are able to apply their knowledge in specific situations created by an educator and adjust their behavior in accordance with the accepted standards. Pedagogical situations can play a significant role in attaching new value to the acquired knowledge about morality. A teacher should not only support the activities of students, but appeal to their deeper behavior motives and raise their awareness of the need and obligation to comply with the relevant requirements. Correct and firm moral knowledge and moral orientation are manifested through actions of students in real life situations.
The paper describes various approaches to classification of pedagogical situations and several variants of group classes.
Key words: pedagogical analysis, task approach, professional task, pedagogical situation.
About the author: Galina Alexandrovna Petrova, Candidate of Pedagogy, Assistant Professor at the Department of Pedagogy and Pedagogical and Social Education.
Place of employment: Nizhnevartovsk State University.
УДК 378.01 Н.А.Головнева
Стерлитамак, Россия
УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена научному анализу особенностей педагогического управления организационно-методическим обеспечением процесса профессиональной подготовки будущих учителей-воспитателей, который позволил выявить ряд ведущих тенденций инновационной подготовки будущих специалистов сферы образования. Рассмотрена подготовка специалистов в современном образовательном учреждении с точки зрения духовно-нравственного совершенствования, одухотворения личности, в том числе на основе приобщения к ценностям педагогической культуры, т.е. с ориентацией содержания гуманитарного образования на реальные проблемы и потребности социума. Дана характеристика организационно-педагогических условий,
Вестник НВГУ. № 2/2015
ГУМАНИТАРНЫЕ НА УКИ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
влияющих на профессионально-педагогическое становление высококвалифицированных специалистов для системы образования. Представлен организационно-педагогический механизм профессионального становления будущего специалиста образовательного учреждения. Выявлены в процессе научно-педагогического исследования и описаны в статье организационно-педагогические условия, обладающие позитивным потенциалом для реального организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки вузовской молодежи. Проведен анализ оптимизации обучения и воспитания студентов образовательного учреждения высшего образования, из которого следует, что оптимизация невозможна без систематического изучения обучающихся и осознанного выбора средств, приемов и методов, способствующих при наименьших затратах получить объективные, соответствующие поставленной цели, резутьтаты. Кроме того, на оптимизацию влияют и личностные особенности преподавателя: творческий поисковый стиль мышления; эмоциональная отзывчивость; контактность в общении. Методическое сопровождение подготовки студентов на основе использования определенного комплекса источников, методических приемов и педагогических условий, является важнейшим фактором оптимизации процесса обучения, который способствует наращиванию потенциала общей и профессиональной культуры будущих специалистов по обучению и воспитанию учащихся. Организационно-педагогические условия нацелены на стимулирование преподавательской и студенческой активности и призваны сопровождать процесс профессиональной подготовки студентов непрерывно в рамках функционирования соответствующей образовательно-воспитательной системы. Обусловлено это, прежде всего, необходимостью постоянного поддержания субъектами педагогического действия оптимального влияния всех наличных организационно-педагогических условий на профессионально-педагогическое становление потенциальных высококвалифицированных специалистов для системы образования. Удовлетворение потребности будущего педагога в накоплении педагогической информации и расширении мировоззренческого горизонта представляет собой процесс непрерывного профессионального образования путем ознакомления с соответствующей литературой и школьной практикой. Также для преподавателя актуальны как диагностирование различных источников учебной информации, так и поиск путей коррекции имеющихся в наличии альтернативных источников информации. Сопровождающая позиция преподавателя по отношению к студенческой деятельности предполагает помощь студенту в овладении способами познания, самоопределения, анализа возникшей ситуации, формулирования целей, отбора оптимальных средств для их достижения.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, учитель, воспитатель, педагогический процесс, педагогическое управление, высшее образование, педагогические условия.
Сведения об авторе: Головнева Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры педагогики начального образования.
Место работы: Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.
Контактная информация: 453103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49, тел.: 9279202861, e-mail: [email protected]
Личностное и профессиональное развитие учителя, процесс его профессиональной подготовки является одним из важнейших объектов научного познания и организационно-управленческих решений преподавателя в системе высшего образования. При этом реализация современных технологий призвана обеспечить как личностный рост, так и формирование психологических и педагогических новообразований будущих педагогов, самым важным из которых является способность к созданию новой позиции личности в отношении к миру, к психологопедагогической науке, к самому себе.
Осуществленный нами анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить ряд ведущих тенденций инновационной подготовки будущих учителей: ориентация на непрерывное целостное развитие обучаемых как активных субъектов образования; создание гибких саморазвиваю-щихся моделей систем профессиональной подготовки, строящихся на принципах гуманизации, непрерывности профессионального образования; перенос акцента с обучающей деятельности на преобразовательную, реализация принципа инновационности, методическое сопровождение образовательного процесса.
Вестник НВГУ. № 2/2015
Н.А.Головнева
В соответствии с гуманистическими идеями педагогическое руководство деятельностью обучаемых рассматривается как процесс организации продуктивного общения, сотрудничества и сотворчества воспитанников и наставников, педагогической поддержки обучающихся в самореализации, самоорганизации, в самосовершенствовании. Подготовка специалиста в современном образовательном учреждении — процесс духовно-нравственного совершенствования, одухотворения личности, в том числе на основе приобщения к ценностям педагогической культуры, как мировой, так и отечественной. В связи с этим «процесс гуманитаризации педагогического образования обеспечивается не только предметным содержанием, но и способами развертывания этого содержания, адекватными гуманитарной природе самого знания и процесса образования» [5. С. 14].
Проектирование нового содержания педагогического образования закономерно сопровождается разработкой средств его инструментального, технологического и организационно-методического сопровождения. Эти задачи со всей очевидностью потребовали решения проблемы оптимального организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе.
Теоретическое осмысление профессиональной подготовки педагогов мы связываем с ориентацией содержания гуманитарного образования на реальные проблемы и потребности социума. Профессиональная подготовка учителя начальных классов строится на принципах целостности и преемственности; основывается на психологопедагогических закономерностях социальных процессов и явлений; предполагает достижение конкретных целей образования и практической деятельности специалистов в области педагогики начального образования.
Организационно-педагогический механизм профессионального становления учителя предполагает эффективное использование преимуществ как традиционных форм и методов обучения, так и внедрение инновационных методик обучения с ориентацией на региональный социальный заказ, обеспечение учебного процесса современной методической, учебной и научной литературой, совершенствование технических средств обучения, использование компьютерной техники для осуществления качественного учебного процесса по дистанционным технологиям.
Мы считаем, что качество профессионального образования связывается не только с вещественно-социальной организацией образовательного процесса, но и с ценностно-мотивационной сферой будущего специалиста. Триада «потребность — мотив — цель» выступает как вектор деятельности, определяющий ее гуманистическую направленность, как регулятор управленческой деятельности, направленной на эффективную подготовку студентов к профессиональной деятельности в социуме.
Проводимое научно-педагогическое исследование позволило нам утвердиться во мнении, что эффективность предпринимаемых в опытно-экспериментальной работе наставнических мер по организационно-методическому обеспечению профессиональной подготовки студентов на факультете педагогики и психологии университета в значительной мере опосредуется актуальными организационно-педагогическими условиями — теми жизненно-практическими обстоятельствами, которые преднамеренно создаются субъектами педагогического действия в функционирующей образовательновоспитательной системе вуза.
В процессе нашего научно-педагогического исследования были выявлены как обладающие позитивным потенциалом для реального организационно-методического
Вестник НВГУ. № 2/2015
ГУМАНИТАРНЫЕ НА УКИ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
обеспечения профессиональной подготовки вузовской молодежи шесть таких организационно-педагогических условий.
Условие первое: оптимизация профессиональной подготовки студенчества академии за счет целенаправленной актуализации книжных фондов вузовской библиотеки и методического кабинета на факультете.
Условие второе: усиленное обращение внимания обучающихся и обучаемых на педагогико-методическую литературу научного характера.
Условие третье: целеустремленное пополнение фонда методического кабинета факультета инновационными разработками урочных занятий и воспитательных мероприятий с учащимися.
Условие четвертое: оформление и постоянное функционирование в методическом кабинете фотомонтажей и стендов, выставочных экспозиций по материалам жизнедеятельности лучших общеобразовательных, специализированных и дополнительных учреждений системы образования.
Условие пятое: функционирование в методическом кабинете информационного стенда о новинках в научно-педагогической и практико-методической литературе, в жизнедеятельности учебно-воспитательных учреждений в своем городе, в регионе, в Российской Федерации.
Условие шестое: участие сотрудников методической службы в организации предметно-деловых встреч с ведущими учеными и методистами, с профессорами и опытными преподавателями из педагогических вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы и других городов.
Оптимизация обучения и воспитания студентов связана с сознательным выбором средств, приемов и методов, способных при наименьшей затрате сил и энергии, здоровья, времени и финансов дать объективные результаты, которые бы соответствовали поставленной цели (Ю.К.Бабанский, Н.В.Ба-
сова, В.П.Беспалько, Е.В.Головнева, В.А.Ситаров, В.Г.Маралов, А.В.Мороз, О.П.Околе-лов, М.М.Поташник, В.А.Сластенин и др.) [1,2, 3,4, 5].
Следует отметить, что оптимизация невозможна без систематического изучения студента и выбора оптимальных вариантов его деятельности. Преподавателю необходимо владеть умением комплексно планировать задачи обучения и воспитания, развивая способности студентов на основе изучения их реальных возможностей, правильно выбирать методы, средства и формы организации обучения и воспитания. Кроме того, на оптимизацию обучения влияют личностные особенности преподавателя: творческий поисковый стиль мышления, эмоциональная отзывчивость, контактность в общении.
Мы считаем, что методическое сопровождение подготовки учителей начальных классов на основе использования определенного комплекса источников, методических приемов и педагогических условий, по нашему мнению, — важный фактор оптимизации процесса обучения студентов, способствующий наращиванию потенциала общей и профессиональной культуры будущих специалистов по обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста.
Организационно-педагогические условия нацелены на стимулирование преподавательской и студенческой активности в устремлении будущих учителей к освоению педагогического профессионализма и призваны сопровождать процесс профессиональной подготовки студентов непрерывно в рамках функционирования соответствующей образовательно-воспитательной системы. Отсюда — необходимость постоянного поддержания субъектами педагогического действия оптимального влияния всех наличных организационно-педагогических условий на профессионально-педагогическое становление потенциальных
Вестник НВГУ. № 2/2015
Н.А.Головнева
высококвалифицированных специалистов для системы образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что удовлетворение потребности будущего педагога в накоплении педагогической информации и расширении мировоззренческого горизонта представляет собой процесс непрерывного профессионального образования путем ознакомления с соответствующей литературой и школьной практикой. Следовательно, для преподавателя ак-
туальны как диагностирование различных источников учебной информации, так и поиск путей коррекции имеющихся в наличии альтернативных источников информации. Сопровождающая позиция преподавателя по отношению к студенческой деятельности предполагает помощь студенту в овладении способами познания, самоопределения, анализа возникшей ситуации, формулирования целей, отбора оптимальных средств для их достижения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 2000.
3. Головнева Н.А. Организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки учителей-воспитателей // Среднее профессиональное образование. 2009. № 9.
4. Головнева Е.В. Оптимизация процесса формирования личности студента в системе подготовки учителя. Стерлитамак, 2010.
5. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А.Сластенина. М., 2000.
REFERENCES
1. Babansky, Yu.К. Optimizatsiya uchebno-vospitatelnogo protsessa [Optimization of the educational process], Moscow, 1982. (In Russian).
2. Basova, N.V. Pedagogika i prakticheskaya psykhologiya [Pedagogy and practical psychology]. Rostov-on-Don. 2000. (In Russian).
3. Golovneva, N.A. Organizatsionno-metodicheskoye obespecheniye professionalnoy podgotovki uchiteley-vospitateley [Organizational and methodical support of occupational training of teachers and educators]// Sredneye professionalnoye obrazovaniye. 2009. № 9. (In Russian).
4. Golovneva, E.V. Optimizatsiya protsessa formirovaniya lichnosti studenta v sisteme podgotovki uchitelya [Optimizing the process of personality formation in training future teachers], Sterlitamak, 2010. (In Russian).
5. Sitarov, V.A., Maralov, V.G. Pedagogika i psikhologiya nenasiliya v obrazovatelnom protsesse [Pedagogy and psychology of non-violence in the educational process: A study guide for higher pedagogical educational institutions] / Edited by V.A. Slastenin. Moscow, 2000. (In Russian).
N.A. Golovneva
Sterlitamak, Russia
CONDITIONS FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
Abstract. This paper deals with the scientific analysis of organizational and methodological support provided in training of future teachers and educators. This analysis has revealed a number of major trends in innovative training. The author has considered the learning process in modem educational institutions in terms of spiritual and moral upbringing, including development through the values of pedagogical culture, i.e. orienting the future education
Вестник НВГУ. № 2/2015
ГУМАНИТАРНЫЕ НА УКИ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
professionals towards the real social problems and needs. The paper describes the organizational and teaching conditions affecting the professional development of highly qualified educators and the organizational and pedagogical mechanism of their professional development. The study has revealed the organizational and pedagogical conditions with a positive potential for real support of occupational training. The author has also analyzed the optimization of university education, which implies that the optimization is impossible without a systematic monitoring of students and informed choice of the teaching means and methods that promote objective results at least cost. In addition, optimization depends on personal characteristics of a teacher, such as his or her creative thinking, motional responsiveness, in-touch capabilities. Methodical support of students training based on specific set of sources, methods, techniques and teaching conditions is crucial factor in optimizing the learning process, ft contributes to the development of general and professional culture and capacity building of future educators. Organizational and pedagogical conditions are aimed at stimulating the teaching and learning activities and are designed to accompany the continuous educational process within a specific educational system. This is conditioned by the need to maintain constant pedagogical effect of all organizational and pedagogical conditions on the professional development of highly qualified educators. A future teacher is able to accumulate the required knowledge and broaden his or her outlook through continuous occupational training, studying of relevant reference sources and practical teaching at school. Another relevant aspect of training future educators is diagnosing various sources of teaching information and finding ways to correct the available alternative sources of information. The position of a teacher in supporting student’s work is an accompanying one, as it involves providing aid in student’s cognitive activity, self-analysis, analysis of the situation, goal setting, selection of optimal means and methods.
Keywords: occupational training, teacher, educator, pedagogical process, pedagogical management, higher education, pedagogical conditions.
About the author: Golovneva Natalya Alexandrovna, Senior Lecturer at the Department of Primary Education Pedagogy.
Place of employment: Sterlitamak branch of Bashkir state university.
УДК 378.184 E.B.Xeocmoea
Нижневартовск, Россия
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современного профессионального педагогического образования проблема использования технологии педагогического социального проектирования в целях совершенствования профессиональной компетентности студентов бакалавриата — будущих учителей начальной школы, связанная, во-первых, с общими тенденциями развития современной отечественной педагогики в направлении демократизации и гуманизации образовательного процесса, а во-вторых — с ведущими задачами модернизации российской образовательной системы. Педагогическое проектирование представлено как средство создания конструктивного образовательного пространства, оптимального для профессионального становления будущего педагога — специалиста дошкольного и начального образования, для формирования у студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», необходимых общекутьтурных и профессиональных компетенций, а также профилактики профессиональных деформаций и деструкций. В качестве основных направлений деятельности преподавателей и студентов в процессе педагогического проектирования предлагается разработка образовательных продуктов (программ, индивидуальных образовательных траекторий и пр.) для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, проходящие длительное лечение в условиях стационара и т.д.).