УДК 37.013.42+378
ББК Ч448.986
ГСНТИ 14.35.01
Код ВАК 13.00.08; 13.00.01
Ларионова Ирина Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологий социальной работы, директор Института социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; е-mail: [email protected].
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная мобильность; интеграция; качества профессиональной мобильности.
АННОТАЦ ИЯ. Анализируя основополагающие документы образовательной политики Российской Федерации, автор выделяет основные принципы модернизации высшего профессионального образования. Раскрывается понятие профессионально мобильной личности, суть компонентов квалификационной характеристики специалиста, доминанты формирования качеств профессиональной мобильности специалистов, а также качества профессиональной мобильности специалиста социальной сферы.
Larionova Irina Anatolievna,
Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of Social Work Technologies, Director of the Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
KEY WORDS: professional mobility; integration; qualities of professional mobility.
ABSTRACT. Analyzing the basic documents of the educational policy of the Russian Federation the author
“professionally mobile person”, components of the qualifying characteristics of a specialist, dominants of
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY IN THE PROCESS OF TRAINING OF MODERN SPECIALISTS
identifies the main principles of the modernization of higher education. The article describes the concept of
professional qualities of specialists’ mobility as well as the qualities of professional mobility of a social sphere specialist.
истема профессионального обра зования в России претерпевает в настоящее время глобальные изменения, связанные с решением ряда ключевых проблем, а именно: несоответствия существующего законодательства целям развития высшего образования в условиях рыночной экономики; недостаточной гибкости образовательных программ по отношению к реальным потребностям рынка труда; несформи-рованности эффективных систем управления и оценки качества подготовки специалистов как в системе образования, так и вне ее со стороны работодателей; снижения уровня профессорско-преподавательского состава; оттока молодых перспективных кадров за рубеж и в другие сферы деятельности; недостаточного обеспечения вузов современным учебно-лабораторным и научным оборудованием; недостаточного внедрения современных технологий в процесс профессиональной подготовки специалистов.
дерации», комплексе мероприятии по их реализации, федеральной целевой программе развития образования как организационной основе государственной политики в сфере образования.
В «Концепции модернизации российского образования» на период до 2010 г. основной целью профессионального образования объявлена подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, социально и профессионально мобильного, готового к постоянному профессиональному росту.
Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 г. как основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритеты в образовательной государственной политике, также акцентирует внимание на подготовке высококвалифицированных специалистов в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.
В этих условиях возникает необходимость расширения спектра рассматриваемых и нуждающихся в решении проблем и соответствующих мер законодательного, содержательного и организационного характера.
Всё это актуализирует проблему модернизации высшего профессионального образования и создания опережающей системы профессиональной подготовки специалиста нового типа, построенной на принципах инновационности. Проблемам инновационности образования посвящены отечественные
Современная стратегия образовательной политики государства отражена в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Фе-
© Ларионова И. А., 2014
(В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, М. М. Поташник, Н. Ю. Посталюк, В. А. Сластенин, А. И. Субетто, А. В. Хуторской, М. М. Фридман) и зарубежные (Р. Адам, Л. Андерсон, Л. Брикс, Б. Шнайдер) исследования (1).
Одним из основополагающих принципов подготовки профессиональных кадров Болонская декларация объявляет принцип профессиональной мобильности выпускников вузов.
Обобщим факторы, обусловливающие профессиональную мобильность современного специалиста: стремительное изменение социокультурной и социально-экономической ситуации, инновационность всех сфер жизнедеятельности человека, глобализация важнейших сфер производства, усиление зависимости карьеры от образования; увеличение скорости старения знаний, расширение информационных потоков, повышение зависимости личного успеха в жизни от образования и профессии; нестабильность на рынке труда; динамика развития рынка профессий; постоянные изменения статуса многих профессий и др.(4).
На основе анализа различных дефиниций понятия профессиональной мобильности как интегративного качества конкурентоспособной и профессионально компетентной личности (В. Ю. Арутюнян, Р. Бен-дикс, П. Блау, Ф. Гато, Л. В. Горюнова, Д. Глас,
О. Дункан, Т. И. Заславская, Б. М. Игошев, Ю. И. Калиновский, С. Липсет, О. Ю. Посу-хова, М. Н. Руткевич, П. А. Сорокин, Ф. Р. Филиппов и др.) и с опорой на структуру деятельности как основного способа созидательной активности человека по преобразованию природы и общества определим понятие профессионально мобильной личности.
Профессионально мобильная личность -это личность, адекватно действующая согласно требованиям служебного и общественного долга, готовая реализовать ключевые, базовые и специальные компетенции, приобретенные в образовательном учреждении, работать с высокой продуктивностью и эффективностью, действенно реагировать на меняющиеся профессиональные обстоятельства и решать нестандартные профессиональные задачи, безусловно принимать на себя ответственность за результаты своего труда, заниматься постоянным личностным совершенствованием (2).
Развитие качеств профессиональной мобильности у специалистов социальной сферы является важным аспектом их подготовки. Проанализировав требования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и классификатор специальностей, обобщим интегративные и дифференцированные характеристики профессиональной деятель-
ности социального педагога и специалиста социальной работы для того, чтобы определить возможности профессионального образования в подготовке специалистов к работе в смежных областях деятельности и формировании качеств профессиональной мобильности (табл.).
Поскольку развитие качеств профессиональной мобильности является приоритетным направлением профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (в рамках исследования - социальных педагогов и специалистов социальной работы), задачи и виды их профессиональной деятельности во многом дополняют друг друга, объекты и сферы профессиональной деятельности пересекаются, а цели совпадают, что создает, в свою очередь, благоприятную основу для реализации данного процесса. Кроме того, само содержание профессиональной деятельности социального педагога и специалиста социальной работы является многомерным и многоаспектным (разнообразие характеристик, сфер, объектов профессиональной деятельности; множественность проблем клиентов; многообразие социальных ролей), что также предъявляет дополнительные требования к формированию у них видения альтернатив решения проблем, способности осуществлять оптимальный выбор и овладевать системой обобщенных профессиональных приемов и способов деятельности.
Проанализировав основные образовательные программы подготовки социальных педагогов и специалистов социальной работы, выделим общие («Педагогика», «Психология», «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности», «Социальная политика» и др.) и специальные (специальность «Социальная педагогика» - «Методика и технология работы социальных педагогов», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Основы социальной работы и др.; специальность «Социальная работа» - «Основы социальной медицины», «Гендерология и фемино-логия», «Социальная геронтология», «Социальная работа с молодежью» и др.) изучаемые дисциплины.
На основе анализа системы профессионального образования специалистов социальной сферы определено, что профессиональную подготовку социальных педагогов и специалистов социальной работы можно рассматривать как единую профильную подсистему социального образования, которой присущи смежность, содержательная сопряженность специальностей и направлений разных уровней, а также ориентированность на одну сферу профессиональной деятельности - социальную.
Квалификационная характеристика специалиста
Таблица.
Анализируемые компоненты Социальный педагог Специалист социальной работы
Цели деятельности Общие - социальное развитие индивида и общества, формирование общей культуры личности, интеграция деятельности различных государственных и общественных организаций
Специальные
Социализация, ресоциализация личности Социальное обеспечение, помощь, поддержка
Объекты деятельности Общие - дети, молодежь, семья
Специальные
Обучающиеся Отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в восстановлении нарушенного социального функционирования
Сферы деятельности Общие - система образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, пенитенциарная система
Специальные
Социально-педагогическая работа в сфере образования Государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения, благотворительные фонды, политические организации, неформальные институты и др.
Предмет деятельности Общие - социальная помощь
Специальные
Социальное воспитание, социальное сопровождение Социальная помощь, поддержка, обеспечение и обслуживание
Основные формы (средства) воздействия Общие - правовые, социально-психологические
Специальные
Психологические, педагогические Материально-экономические
Виды деятельности Общие - социально-педагогическая, исследовательская, организационноуправленческая, социально-проектная, научно-методическая, посредническая
Специальные
Учебно-воспитательная, развивающая, культурнопросветительская Социально-технологическая
Результаты деятельности Общие - социальная устойчивость
Специальные
Созданные благоприятные условия для социализации и ресоциализации личности Оказанная социальная помощь, поддержка в целях улучшения или восстановления способности граждан к социальному функционированию
Остановимся подробнее на доминантах, определяющих формирование качеств профессиональной мобильности специалистов. К ним относятся структура личности, деятельности, мировоззрения человека; требования работодателей, стандартов высшего профессионального образования, этического и профессионального кодекса специалиста социальной сферы; противоречия студенческого возраста. Системообразующими качествами профессиональной мобильности специалиста социальной сферы выступают общие (социальная ответственность, коммуникативность, познавательная активность) и специальные (толерантность, креативность, рефлексивность) профессиональные качества.
Одним из ведущих механизмов профессиональной подготовки специалистов является интеграция (от лат. integrum -целое; integration (англ.) - восстановление, восполнение) - объединение каких-либо элементов (частей) в целое; процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей (з).
Необходимым условием успешной и целенаправленной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы становится выявленная совокупность следующих интегративных тенденций, детерминирующих процесс профессиональной подготовки специалистов социальной сферы:
• общепрофессиональных: рацио-
нальное сочетание фундаментальных тео-
ретических и прикладных аспектов содержания образования; актуализация проблемы взаимодействия основных процессов профессионального образования: обучения, воспитания, развития; синхронизация обеспечения непрерывности и преемственности (довузовского, вузовского, послевузовского) образования; интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы;
• организационно-деятельностных: сопровождение реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования программами и услугами дополнительного образования, т. е. диверсификация профессиональной подготовки; повышение взаимообусловленности внутриинституциональной и общесоциальной практики; сохранение традиционности профессионального образования при неуклонном стремлении к инновационным и реформационным изменениям на различных уровнях;
• личностно ориентированных: обеспечение конвенции интересов и ценностей всех потребителей и поставщиков профессиональных образовательных услуг; увеличение удельного веса самообразования и самовоспитания в системе профессиональной подготовки специалистов; повышение роли субъективации личности обучающегося, т. е. детерминация познавательной деятельности студента обучающей деятельностью преподавателя и, наоборот, обусловленность деятельности преподавателя действиями, отношением, состоянием студента; аксиологизация личностно-деятельностной парадигмы как равного единства личностно ориентированного и дея-
тельностного подходов в профессиональном образовании.
Возможность реализации образовательного процесса в рамках интегративного взаимодействия позитивно меняет методологию учебно-воспитательного процесса, характер субъект-субъектных отношений, профессиональных и личностных качеств специалиста. Основными преимуществами интегративной профессиональной подготовки являются формирование целостного представления об окружающем мире; обновление содержания образования за счет расширения и углубления предмета познания; актуализация новых механизмов и способов познавательной деятельности; совершенствование учебно-методических и научно-методических комплексов; повышение качества профессионального образования посредством объединения кадровых, информационных и материально-технических ресурсов; формирование научного мировоззрения и дивергентности мышления; формирование интегральных качеств личности - активности, самостоятельности, креативности, рефлексивности и др.
Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы - это приоритетные направления развития профессионального социального образования, построенного на принципах конвергенции и дивергенции и предусматривающего формирование как общепрофессиональных интегральных (социальной ответственности, познавательной активности, коммуникативности), так и специальных интегральных (толерантности, рефлексивности, креативности) качеств специалиста, развитие которых в комплексе способствует становлению профессионально мобильной (целостной) личности выпускника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дегтерев В. А., Ковтунова А. Н., Шрамко Н. В. Инновационные подходы к профессиональной подготовке специалистов социальной сферы в вузе : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010.
2. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : моногр. М. : Владос, 2008.
3. Ларионова И. А. Проблемы интеграции в профессиональной подготовке социальных педагогов и социальных работников // Пед. образование и наука. 2008. № 2.
4. Ларионова И. А., Галагузова Ю. Н. Совмещение специальностей социального профиля: интегративно-дифференцированный подход // Педагогика. 2008. № 2.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. А. Дегтерев.