Оздоровительные технологии в образовательном процессе
УДК 796.011
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А.Н. Савчук, Н.В. Муханова
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск
Модернизация системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает обеспечение школьников современным физкультурным образованием, которое должно быть ориентировано на формирование необходимых знаний в области физического воспитания, умений применять их в повседневной жизни, оперировать ими самостоятельно при выпуске из школы в целях личного самосовершенствования. Возникает необходимость поиска современных подходов в организации уроков физической культуры.
Ключевые слова: образование, модернизация, реформирование, система физического воспитания, урок физической культуры, школьники, физкультурная образованность, теоретические знания, познавательная активность, двигательная активность, физическая подготовленность.
В 2005-2007 гг. такие ученые в области физического воспитания, как А.В. Шаханова, Л.П. Матвеев, Г.С. Туманин, В.П. Лукьяненко, Л.К. Сидоров, А.Н. Савчук стали исследовать проблему низкого уровня физкультурной образованности населения нашей страны [1, 3,6, 7,9]. Поиск путей совершенствования системы физического воспитания привел к тому, что сегодня возникает необходимость реформирования уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях. Как отмечает В.П. Лукьяненко, сложившаяся система физического воспитания школьников давно не справляется с основной своей образовательной функцией. Уроки традиционно проходят в форме организации двигательной активности учащихся и совсем в малой степени детям даются теоретические знания [1].
Реформирование уроков физической культуры регламентируется распоряжением правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Одним из целевых показателей стратегии должны стать результаты охвата школьников систематическими занятиями физической культурой и спортом [2,4,5, 8].
В течение шести лет (2004-2010 гг.) на базе МОУ Хребтовской СОШ № 11 и МОУ Невонской СОШ № 6 Красноярского края, Богучанского района мы проводили эксперимент. Контрольная и экспериментальная группы были сформированы в ос-
новной школе (5 класс), наблюдения проходили до момента их выпуска из средней школы (11 класс).
В экспериментальных классах МОУ Невонской СОШ № 6 уроки физической культуры проводились по разработанной нами методике, направленной на формирование познавательной активности школьников. Часы вариативной части программы мы распределили на практические и теоретические уроки, конечной целью которых стало обеспечение учащихся качественным образованием, способствующим повышению уровня знаний в области физического воспитания и спорта. Задачами практических уроков являются повышение двигательной активности учащихся и формирование навыков организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Теоретические уроки (2 раза в четверть) направлены на вооружение знаниями о правилах личной гигиены, особенностей составления индивидуального двигательного режима, ведения мониторинга состояния здоровья, физического развития и подготовленности. В контрольных классах МОУ Хребтовской СОШ № 11 уроки проводились традиционно.
В начале эксперимента нами была модернизирована методика Е.П. Ильина и Н.А. Кудрюко-вой, определяющая направленность учащихся на приобретение знаний. Методика состоит из 12 ут-верждений-вопросов, каждый из которых мы доработали применительно к области физического воспитания. По результатам методики на начало эксперимента высокий уровень мотивации на при-
6
Вестник ЮУрГУ, № 20, 2011
Савчук А.Н., Муханова Н.В.
Современные подходы к организации уроков ____________________физической культуры
Показатели физической подготовленности учащихся второй возрастной группы
Наименование теста Группа испытуемых До эксперимента (5 класс) Промежуточное тестирование (9 класс) После эксперимента (11 класс)
Х±ш Р X ± т Р X ± ш Р
Бег на 1000 м (мин) Контрольн. 6,15 ± 0,3 >0,05 4,61 ± 0,2 <0,05 4,33 ±0,1 < 0,001
Эксперимент. 6,17 ± 0,3 4,2 ± 0,1 3,6 ±0,1
Наклон вперед из положения сед, ноги врозь (см) Контрольн. 8,9 ± 1,6 >0,05 11,9 ±0,9 <0,05 14,7 ± 1,1 <0,01
Эксперимент. 7,7 ± 1,3 15,7+1,1 19,2 ± 0,9
Сгибание рук в висе (мал.), лежа (дев.) Контрольн. 6,4 ± 1,6 >0,05 9,1 ±0,9 <0,05 10,6 ± 0,9 <0,05
Эксперимент. 4,9 ± 1,6 12,2 ± 1,2 13,9 ± 1,1
Прыжок в длину с места (см) Контрольн. 168,8 ± 4,3 >0,05 199,2 ± 3,7 <0,05 223 ± 3,2 <0,05
Эксперимент. 168,5 ±4,3 208,2 ± 2,2 232 ± 2,8
обретение знаний имели 50 % школьников контрольной группы и 36 % экспериментальной. После эксперимента учащихся с высоким уровнем мотивации в экспериментальной группе стало - 86 %, в контрольной - 57 %.
В ходе эксперимента нам удалось увеличить число учащихся с высоким уровнем мотивации на приобретение знаний в области физического воспитания, что, в свою очередь, отразилось на увеличении объема их двигательной активности. На начало эксперимента (5 класс) в контрольной группе посещали спортивные секции 36 % учащихся, в экспериментальной - 32 %. После применения разработанной нами методики (11 класс) количество школьников, посещающих спортивные секции, в экспериментальной группе увеличилось до 74 %, в контрольной группе - до 43 %. Учащиеся экспериментальной группы отмечают, что в связи с нехваткой времени регулярно посещать секции самостоятельно занимаются физической культурой (26 %). При изучении режима дня испытуемых в конце эксперимента выявлено, что соблюдают его 98 % учащихся экспериментальной группы и 34 % - контрольной. Таким образом, 46 % учащихся в контрольной и 100 % в экспериментальной группах систематически занимаются физической культурой и спортом.
Оптимальный объем двигательной активности не может не отразиться на уровне физической подготовленности учащихся (см. таблицу).
Из таблицы видно, что данные тестирования физической подготовленности учащихся на начало эксперимента не достоверны при Р > 0,05. После применения экспериментальной методики показатели достоверны при Р < 0,05.
Результаты проведенного нами эксперимента позволяют сделать заключение о том, что, способствуя развитию в процессе уроков физической культуры познавательной активности школьников, мы способствуем увеличению количества учащихся:
- с высоким уровнем мотивации на приобретение знаний в области физического воспитания;
- посещающих спортивные секции и тренировки;
- соблюдающих режим дня школьника;
- имеющих высокий и средний уровни физической подготовленности.
Считаем, что в условиях модернизации системы физического воспитания подрастающего поколения результаты нашего эксперимента актуальны и определяют основное предназначение современных уроков физической культуры - реализацию образовательной функции.
Литература
1. Лукьяненко, В.П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2007.
2. Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1—11 классы / В.И. Лях, А.А. Зданевич. -М.: Просвещение, 2009.
3. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. — 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. — 384 с.
4. Приказ министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 г. М 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
5. Распоряжение правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
6. Сидоров, Л.К. Двигательная потребность и двигательная активность: Этапы и пути развития: монография / Л.К Сидоров, А.Н. Савчук. -Крансоярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2007. - 334 с.
7. Туманин, Г. С. Стратегия подготовки чемпионок. Настольная книга тренера / Г. С. Туманин. — М.: Советский спорт, 2006. - 494 с.
8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Принят государственной думой 13.01.1999 г. Подписан Президентом РФ 29.04.1999 г. Л? 80-ФЗ.
9. Шаханова, А.В. Инновационные образовательные технологии, двигательная активность, адаптация / А.В. Шаханова, М.Н. Силантьев. — Майкоп: ООО «Качество», 2007. - 151 с.
Поступила в редакцию 15 февраля 2011 г.
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 27
7