Научная статья на тему 'Вовлечение школьников с различными когнитивными и двигательными задатками в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность'

Вовлечение школьников с различными когнитивными и двигательными задатками в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ГРУППОВАЯ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АЙКИДО ТЕНСИНКАЙ / PHYSICAL TRAINING / MOTIVATION / GROUP SPORTS AND SPORTS EDUCATIONAL ACTIVITY / AIKIDO OF TEN-SINKAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трегубова М. В., Елисеев Е. В., Белоедов А. В., Бакшутов И. А.

Предложена и экспериментально апробирована методика физического воспитания школьников, обеспечивающая вовлечение учащихся среднего звена общеобразовательной школы в активную групповую физкультурноспортивную образовательную деятельность средствами айкидо Тенсинкай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трегубова М. В., Елисеев Е. В., Белоедов А. В., Бакшутов И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Involvement of school students into various cognitive and impellent inclinations in active group sports and sports educational involvement

Authors offered and experimentally approved a technique of physical training of school students, providing involvement of pupils of an average link of comprehensive school in active group sports and sports educational involvement by means of aikido of Tensinkay.

Текст научной работы на тему «Вовлечение школьников с различными когнитивными и двигательными задатками в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность»

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

УДК 796.853.24

ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ КОГНИТИВНЫМИ И ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ЗАДАТКАМИ В АКТИВНУЮ ГРУППОВУЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

М.В. Трегубова, Е.В. Елисеев, А.В. Белоедов, И.А. Бакшутов Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Предложена и экспериментально апробирована методика физического воспитания школьников, обеспечивающая вовлечение учащихся среднего звена общеобразовательной школы в активную групповую физкультурноспортивную образовательную деятельность средствами айкидо Тенсинкай.

Ключевые слова: физическое воспитание, мотивация, групповая физкультурноспортивная образовательная деятельность, айкидо Тенсинкай.

Актуальность. Не секрет, что наиболее эффективными средствами вовлечения детей в активную двигательную деятельность являются физическая культура и спорт. Данные средства служат надежным фундаментом для перестройки организма подростков и укрепления их слабых вегетативных функций в процессе взросления [2, 5, 9]. Решение этой задачи активно осуществляется средней общеобразовательной школой с ее программами физического воспитания и физкультурно-спортивного дополнительного образования [7, 8, 11]. Однако в процессе физического воспитания в средних учебных заведениях, в силу группового метода ведения занятий, педагогами слабо учитывается индивидуальная предрасположенность учащихся к виду спортивной специализации, к направленности и характеру нагрузок, часто игнорируются уровень соматической зрелости и группа здоровья занимающихся [2, 5, 12]. Подтверждением этих суждений служит и то, что при наличии в составе средств физического воспитания широкого круга многофункциональных и многопрофильных упражнений школьными педагогами почему-то используется лишь ограниченный состав упражнений, как правило, преодолевающего характера. По мнению ряда ученых [3, 6, 12], при ухудшающемся физическом состоянии школьников и растущем у них утомлении от перегрузок в учебе и жизни упражнения преодолевающего характера дополнительно физически и психологически угнетают учащихся, не мотивируют их к активной физической деятельности и трени-

ровке, что формирует пассивное отношение детей к процессу физического воспитания.

В связи с этим становится очевидной необходимость разработки методики физического воспитания для средней школы, которая наряду с развитием базовых физических качеств средствами упражнений преодолевающего характера обеспечивала бы положительную мотивацию к повышению двигательной активности за счет интересной и в жизни ребенка полезной многопрофильной физкультурно-спортивной деятельности в составе классной группы. Учитывая растущую популярность восточных единоборств среди российских школьников всех возрастных групп [1, 4, 9], нами было принято решение адаптировать программу по айкидо Тенсинкай для дополнительного образования школьников [10] в программу третьего урока физической культуры для классов среднего звена общеобразовательной школы.

Объем, материалы и методы исследования. Определив объект исследования - методика физического воспитания школьников, предмет исследования - содержание методики физического воспитания школьников, обеспечивающей вовлечение учащихся средних классов в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность, нами была сформулирована цель исследования - разработать и обосновать методику физического воспитания школьников, обеспечивающую вовлечение учащихся средних классов в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность средствами айкидо Тенсинкай.

Задачи исследования:

1. Обосновать базовые направления совершенствования методики физического воспитания школьников, обеспечивающей вовлечение учащихся средних классов с различными когнитивными и двигательными задатками в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность.

2. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики физического воспитания школьников, обеспечивающей вовлечение учащихся среднего звена общеобразовательной школы в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность средствами айкидо Тенсинкай.

В процессе организации и проведения исследования применялись следующие методы: анализ данных специальной литературы и передового практического опыта; анкетирование учителей физического воспитания средних учебных заведений и тренеров в системе дополнительного образования школ; социологический опрос учащихся и их родителей; педагогические наблюдения и тестирование физических качеств учащихся; педагогический эксперимент. Все статистические данные подвергались математической обработке и анализу по известным и широко принятым методикам.

Педагогический эксперимент проводился в МОУ СОШ № 147 г. Челябинска. Для экспериментальной проверки разработанной нами методики были сформированы 4 группы учащихся 7-х и 8-х классов: две контрольные группы мальчиков (n = 20; 10 человек 7-го и 10 человек 8-го классов) и девочек (n = 20; 10 человек 7-го и 10 человек 8-го классов), которые занимались по стандартной программе школьного физического воспитания [7, 11], и две экспериментальные группы мальчиков (n = 20; 10 человек 7-го и 10 человек 8-го классов) и девочек (n = 20; 10 человек 7-го и 10 человек 8-го классов), которые занимались по разработанной нами методике.

Результаты и их обсуждение. Перед началом педагогического эксперимента проведен опрос учащихся 7-8-х классов (n = 63), свидетельствующий о преимущественном выборе учащимися в качестве

желаемых ими видов физкультурно-спортивной деятельности упражнений боевых искусств по средствам айкидо Тенсинкай (рис. 1).

Вместе с тем исследования показали, что большая часть учащихся слабо представляет себе состав и смысл боевых искусств. При расшифровке понятия боевые искусства выяснилось, что большая часть из них предпочитает заниматься боевыми искусствами, а не единоборствами. Такая мотивировка стимулируется необходимостью формирования чувства защищенности у мальчиков и юношей. У девочек и девушек такой выбор в большей мере объясняется желанием повысить возможность общения. Таким образом, можно заключить, что в школьном возрасте большая часть учащихся мотивирована к занятиям боевыми искусствами в целях обеспечения чувства собственной защищенности, повышения социального статуса и использования как коммуникативного средства.

Нами были разработаны способы мотивирования и стимулирования физкультурно-спортивной активности учащихся. Суть разработанных нами методов заключалась во включении в финал школьного смотра-конкурса на лучший класс (из группы идентичных классов) по учебе, дисциплине и физкультурно-спортивной деятельности фестиваля айкидо Тенсинкай.

В состав фестиваля входили три разноплановых вида физкультурно-спортивной деятельности, объединенных под единым названием - айкидо Тенсинкай:

- групповые гимнастические упражнения с предметами на синхронность: шест 180 см - джо (дзё) (яп.), палка 70 см - бо (яп.), деревянный меч -бокен (яп.), меч - кен (яп.);

- парные контактные выступления по самозащите без оружия с выполнением с полной самоотдачей, попеременно ролевых функций атакующего и нападающего партнера: гейко (кёэко) рандори (яп.);

- единоборства: кумите (яп.) (длительность не менее 3 мин).

Выступления оценивались по технике исполнения и по композиции. Судейство обеспечивали приглашенный тренер по айкидо Тенсинкай и трое

Рис. 1. Результаты опроса школьников о предпочтениях к секционным занятиям по различным видам спорта

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

судей - его воспитанники, практиканты. Классу начислялись дополнительные баллы за каждого спортсмена, занимающегося каким-либо видом спорта, при представлении документов об имеющемся спортивном разряде (технической категории, поясе) и документов о занятых местах на соревнованиях в зачетный период. Таким образом, условия фестиваля и смотра-конкурса обеспечивали участие в нем школьников с любыми когнитивными и двигательными задатками. В то же время класс объединялся единой целью - победой на конкурсе по сумме показателей, что обеспечивало формирование групповой солидарности и коллективизма.

Предполагалось, что годичная подготовка школьников к участию в фестивале в составе классных команд по трем видам физкультурноспортивной деятельности обеспечит их заинтересованность в результатах общего смотра-конкурса. Перед организацией фестиваля в течение 1-й четверти в 7-8-х классах, готовящихся к конкурсу, с помощью заинтересованных тренеров организовывались и проводились ознакомительные курсы по айкидо Тенсинкай в рамках третьего урока физической культуры. По окончании курсов в каждом классе с участием классного руководителя проводилось собрание учеников на предмет выявления желания и возможности каждого участвовать в составе одной из трех команд по трем видам деятельности на фестивале и утверждения инст-рукторов-общественников из числа учащихся класса, обязывающихся организовать вместе с пе-дагогом-инструктором школьные внеурочные занятия по одному из видов фестивальной деятельности. После этого учащиеся подробно знакомились с условиями смотра-конкурса и финального выступления на фестивале. Итоги по школе определялись с учетом того, что занятия школьников в физкультурно-спортивных секциях и их спортивные результаты учитывались конкурсной комиссией при подведении итогов фестиваля и смотра-конкурса.

Для обеспечения максимального результата на школьном фестивале под контролем классного руководителя, старосты и физорга класса инструк-

торами-общественниками и тренерами проводились тренировки команд в классах по подготовке к участию в завершающем выступлении на фестивале. В ряде случаев такие тренировки и репетиции проходили не в школе, а на базе спортивных секций Интернациональной федерации айкидо Тен-синкай. Это увеличивало интерес детей и расширяло их общение со сверстниками других образовательных учреждений города, занимающихся айкидо Тенсинкай много лет и серьезно. Таким образом, условия фестиваля и смотра-конкурса должны были обеспечивать участие в нем заинтересованных айкидо Тенсинкай школьников, что объединяло учащихся каждого класса общностью дела, совместными интересами и единой целью, а значит, все это в совокупности активно формировало групповую солидарность и коллективизм.

Для проверки эффективности разработанной нами методики в МОУ СОШ № 147 был организован внутришкольный смотр-конкурс для 7-8-х классов с завершающим фестивалем боевых искусств.

Установлено, что процесс подготовки к финальному фестивалю боевых искусств и попутное соблюдение условий смотра-конкурса обеспечили статистически достоверное преимущество учащихся экспериментальной группы над учащимися контрольной группы по показателям:

• посещаемости уроков физической культуры (рис. 2);

• уменьшения числа освобожденных от занятий физической культурой (рис. 3);

• числа занимающихся в спортивных секциях.

Динамика прироста физической подготовленности по показателям (бег на 30 м, челночный бег, прыжки в длину, подтягивание и 6-минутный бег) как у мальчиков, так и у девочек в экспериментальной группе оказалась выше, чем в контрольной группе, с высокой статистической достоверностью (табл. 1, 2).

Общее преимущество учащихся 7-8-х классов экспериментальной группы по интегральному показателю прироста физических качеств показано на рис. 4.

100

95

90

85

80

Л

^

1

А

□ Э

□ К

2010

2011

Рис. 2. Соотношение показателей посещаемости уроков физической культуры в экспериментальной (э) и контрольной (к) группах к началу эксперимента и по его окончании (в %)

12

10

8

6

4

2

0

/

/

/

/

А

□ Э

□ К

2010

2011

Рис. 3. Соотношение показателей числа освобожденных от занятий физической культурой в экспериментальной (э) и контрольной (к) группах к началу эксперимента и по его окончании (в %)

Таблица 1

Результаты тестирования физических качеств учащихся 7-8-х классов экспериментальной группы в начале и по окончании педагогического эксперимента (мальчики) (п = 20)

Статистика Бег на 30 м Челночный бег Прыжок в длину Подтягивание 6-минутный бег

До После До После До После До После До После

М 5,26 5,05 8,14 7,92 178,4 186,1 5,4 7,3 1260 1368

± т 0,035 0,031 0,065 0,059 2,176 2,268 0,629 0,597 20,26 22,29

Ґ 4,658 2,549 2,438 2,19 3,596

Р < 0,001 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,01

Таблица 2

Результаты тестирования физических качеств учащихся 7-8-х классов экспериментальной группы в начале и по окончании педагогического эксперимента (девочки) (п = 20)

Статистика Бег на 30 м Челночный бег Прыжок в длину Подтягивание 6-минутный бег

До После До После До После До После До После

М 5,46 5,2 8,597 8,297 163,8 179,8 14,03 16 1086 1240

± т 0,062 0,040 0,082 0,059 2,282 3,037 0,265 0,283 35,954 32,37

Ґ 3,487 2,963 4,221 5,068 2,099

Р < 0,01 < 0,01 < 0,001 < 0,001 < 0,05

12-1

10

8

6

4

2

7 кл

8 кл

суммарно

□ К

□ Э

Рис. 4. Суммарный интегральный показатель прироста уровня развития физических качеств в контрольной (к) и экспериментальной (э) группах за время педагогического эксперимента (в %)

0

Вывод. Таким образом, результаты педагогического эксперимента указывают на то, что введение в состав смотра-конкурса финального фестиваля айкидо Тенсинкай с круглогодичной подготовкой к нему обеспечило статистически достоверное преимущество учащихся экспериментальной группы по приросту показателей физической подготовленности.

Литература

1. Ашкинази, С.М. Базовая техника рукопашного боя как синтез техники спортивных единоборств: учеб.-метод. пособие / С.А. Ашкинази, К.В. Климов. - СПб.: Изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 80 с.

2. Ахмедшин, Р.Г. Коррекция развития нравственно-волевой сферы личности подростков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Р.Г. Ахмедшин. - Тула, 2000. - 24 с.

3. Болтиков, Ю.В. Повышение мотивационных факторов в целях обеспечения массовости и результативности учебно-тренировочной работы в секциях спортивной борьбы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Болтиков. - М., 2002. -23 с.

4. Бушин, И.А. Формирование техники приемов борьбы в спортивном рукопашном бое на этапе начальной подготовки бойцов: дис. ... канд. пед. наук /И.А. Бушин. - Краснодар, 2005. - 193 с.

5. Вишневский, В.А. Особенности поведения школьников, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа, связанного со здоровьем / В.А. Вишенвский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. -№ 1. - С. 47-52.

6. Загитов, А.Н. Психолого-педагогические подходы к формированию интереса школьников к физкультурно-спортивной деятельности: лекция /

А.Н. Загитов, С.В. Новаковский. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 15 с.

7. Комплексная программа физического вос-

питания учащихся I-XI классов / под ред. В. И. Лях,

A.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2005. - 126 с.

8. Лубышева, Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 11-16.

9. Миллер, Д. Искусство джиу-джитсу / Д. Миллер. - Минск: Харвест, 2002. - 301 с.

10. Образовательный стандарт для средних учебных заведений (дополнительное образование). Айкидо Тенсинкай / под ред. Е.В. Елисеева. - Челябинск: Экодом, 1999. - 52 с.

11. Скотников, В.Ф. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и училищ олимпийского резерва / В.Ф. Скотников,

B.И. Смирнов. - М.: Совет. спорт, 2005. - 108 с.

12. Шиянов, Г.П. Особенности организации и методики физической подготовки школьников 11-13 лет с учетом «соматической зрелости»: дис. ... канд. пед. наук /Г.П. Шиянов. - Краснодар, 1998. - 133 с.

Поступила в редакцию 25 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.