Оздоровительные технологии в образовательном процессе
УДК 796.853.24
ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ КОГНИТИВНЫМИ И ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ЗАДАТКАМИ В АКТИВНУЮ ГРУППОВУЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
М.В. Трегубова, Е.В. Елисеев, А.В. Белоедов, И.А. Бакшутов Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Предложена и экспериментально апробирована методика физического воспитания школьников, обеспечивающая вовлечение учащихся среднего звена общеобразовательной школы в активную групповую физкультурноспортивную образовательную деятельность средствами айкидо Тенсинкай.
Ключевые слова: физическое воспитание, мотивация, групповая физкультурноспортивная образовательная деятельность, айкидо Тенсинкай.
Актуальность. Не секрет, что наиболее эффективными средствами вовлечения детей в активную двигательную деятельность являются физическая культура и спорт. Данные средства служат надежным фундаментом для перестройки организма подростков и укрепления их слабых вегетативных функций в процессе взросления [2, 5, 9]. Решение этой задачи активно осуществляется средней общеобразовательной школой с ее программами физического воспитания и физкультурно-спортивного дополнительного образования [7, 8, 11]. Однако в процессе физического воспитания в средних учебных заведениях, в силу группового метода ведения занятий, педагогами слабо учитывается индивидуальная предрасположенность учащихся к виду спортивной специализации, к направленности и характеру нагрузок, часто игнорируются уровень соматической зрелости и группа здоровья занимающихся [2, 5, 12]. Подтверждением этих суждений служит и то, что при наличии в составе средств физического воспитания широкого круга многофункциональных и многопрофильных упражнений школьными педагогами почему-то используется лишь ограниченный состав упражнений, как правило, преодолевающего характера. По мнению ряда ученых [3, 6, 12], при ухудшающемся физическом состоянии школьников и растущем у них утомлении от перегрузок в учебе и жизни упражнения преодолевающего характера дополнительно физически и психологически угнетают учащихся, не мотивируют их к активной физической деятельности и трени-
ровке, что формирует пассивное отношение детей к процессу физического воспитания.
В связи с этим становится очевидной необходимость разработки методики физического воспитания для средней школы, которая наряду с развитием базовых физических качеств средствами упражнений преодолевающего характера обеспечивала бы положительную мотивацию к повышению двигательной активности за счет интересной и в жизни ребенка полезной многопрофильной физкультурно-спортивной деятельности в составе классной группы. Учитывая растущую популярность восточных единоборств среди российских школьников всех возрастных групп [1, 4, 9], нами было принято решение адаптировать программу по айкидо Тенсинкай для дополнительного образования школьников [10] в программу третьего урока физической культуры для классов среднего звена общеобразовательной школы.
Объем, материалы и методы исследования. Определив объект исследования - методика физического воспитания школьников, предмет исследования - содержание методики физического воспитания школьников, обеспечивающей вовлечение учащихся средних классов в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность, нами была сформулирована цель исследования - разработать и обосновать методику физического воспитания школьников, обеспечивающую вовлечение учащихся средних классов в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность средствами айкидо Тенсинкай.
Задачи исследования:
1. Обосновать базовые направления совершенствования методики физического воспитания школьников, обеспечивающей вовлечение учащихся средних классов с различными когнитивными и двигательными задатками в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность.
2. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики физического воспитания школьников, обеспечивающей вовлечение учащихся среднего звена общеобразовательной школы в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность средствами айкидо Тенсинкай.
В процессе организации и проведения исследования применялись следующие методы: анализ данных специальной литературы и передового практического опыта; анкетирование учителей физического воспитания средних учебных заведений и тренеров в системе дополнительного образования школ; социологический опрос учащихся и их родителей; педагогические наблюдения и тестирование физических качеств учащихся; педагогический эксперимент. Все статистические данные подвергались математической обработке и анализу по известным и широко принятым методикам.
Педагогический эксперимент проводился в МОУ СОШ № 147 г. Челябинска. Для экспериментальной проверки разработанной нами методики были сформированы 4 группы учащихся 7-х и 8-х классов: две контрольные группы мальчиков (n = 20; 10 человек 7-го и 10 человек 8-го классов) и девочек (n = 20; 10 человек 7-го и 10 человек 8-го классов), которые занимались по стандартной программе школьного физического воспитания [7, 11], и две экспериментальные группы мальчиков (n = 20; 10 человек 7-го и 10 человек 8-го классов) и девочек (n = 20; 10 человек 7-го и 10 человек 8-го классов), которые занимались по разработанной нами методике.
Результаты и их обсуждение. Перед началом педагогического эксперимента проведен опрос учащихся 7-8-х классов (n = 63), свидетельствующий о преимущественном выборе учащимися в качестве
желаемых ими видов физкультурно-спортивной деятельности упражнений боевых искусств по средствам айкидо Тенсинкай (рис. 1).
Вместе с тем исследования показали, что большая часть учащихся слабо представляет себе состав и смысл боевых искусств. При расшифровке понятия боевые искусства выяснилось, что большая часть из них предпочитает заниматься боевыми искусствами, а не единоборствами. Такая мотивировка стимулируется необходимостью формирования чувства защищенности у мальчиков и юношей. У девочек и девушек такой выбор в большей мере объясняется желанием повысить возможность общения. Таким образом, можно заключить, что в школьном возрасте большая часть учащихся мотивирована к занятиям боевыми искусствами в целях обеспечения чувства собственной защищенности, повышения социального статуса и использования как коммуникативного средства.
Нами были разработаны способы мотивирования и стимулирования физкультурно-спортивной активности учащихся. Суть разработанных нами методов заключалась во включении в финал школьного смотра-конкурса на лучший класс (из группы идентичных классов) по учебе, дисциплине и физкультурно-спортивной деятельности фестиваля айкидо Тенсинкай.
В состав фестиваля входили три разноплановых вида физкультурно-спортивной деятельности, объединенных под единым названием - айкидо Тенсинкай:
- групповые гимнастические упражнения с предметами на синхронность: шест 180 см - джо (дзё) (яп.), палка 70 см - бо (яп.), деревянный меч -бокен (яп.), меч - кен (яп.);
- парные контактные выступления по самозащите без оружия с выполнением с полной самоотдачей, попеременно ролевых функций атакующего и нападающего партнера: гейко (кёэко) рандори (яп.);
- единоборства: кумите (яп.) (длительность не менее 3 мин).
Выступления оценивались по технике исполнения и по композиции. Судейство обеспечивали приглашенный тренер по айкидо Тенсинкай и трое
Рис. 1. Результаты опроса школьников о предпочтениях к секционным занятиям по различным видам спорта
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
судей - его воспитанники, практиканты. Классу начислялись дополнительные баллы за каждого спортсмена, занимающегося каким-либо видом спорта, при представлении документов об имеющемся спортивном разряде (технической категории, поясе) и документов о занятых местах на соревнованиях в зачетный период. Таким образом, условия фестиваля и смотра-конкурса обеспечивали участие в нем школьников с любыми когнитивными и двигательными задатками. В то же время класс объединялся единой целью - победой на конкурсе по сумме показателей, что обеспечивало формирование групповой солидарности и коллективизма.
Предполагалось, что годичная подготовка школьников к участию в фестивале в составе классных команд по трем видам физкультурноспортивной деятельности обеспечит их заинтересованность в результатах общего смотра-конкурса. Перед организацией фестиваля в течение 1-й четверти в 7-8-х классах, готовящихся к конкурсу, с помощью заинтересованных тренеров организовывались и проводились ознакомительные курсы по айкидо Тенсинкай в рамках третьего урока физической культуры. По окончании курсов в каждом классе с участием классного руководителя проводилось собрание учеников на предмет выявления желания и возможности каждого участвовать в составе одной из трех команд по трем видам деятельности на фестивале и утверждения инст-рукторов-общественников из числа учащихся класса, обязывающихся организовать вместе с пе-дагогом-инструктором школьные внеурочные занятия по одному из видов фестивальной деятельности. После этого учащиеся подробно знакомились с условиями смотра-конкурса и финального выступления на фестивале. Итоги по школе определялись с учетом того, что занятия школьников в физкультурно-спортивных секциях и их спортивные результаты учитывались конкурсной комиссией при подведении итогов фестиваля и смотра-конкурса.
Для обеспечения максимального результата на школьном фестивале под контролем классного руководителя, старосты и физорга класса инструк-
торами-общественниками и тренерами проводились тренировки команд в классах по подготовке к участию в завершающем выступлении на фестивале. В ряде случаев такие тренировки и репетиции проходили не в школе, а на базе спортивных секций Интернациональной федерации айкидо Тен-синкай. Это увеличивало интерес детей и расширяло их общение со сверстниками других образовательных учреждений города, занимающихся айкидо Тенсинкай много лет и серьезно. Таким образом, условия фестиваля и смотра-конкурса должны были обеспечивать участие в нем заинтересованных айкидо Тенсинкай школьников, что объединяло учащихся каждого класса общностью дела, совместными интересами и единой целью, а значит, все это в совокупности активно формировало групповую солидарность и коллективизм.
Для проверки эффективности разработанной нами методики в МОУ СОШ № 147 был организован внутришкольный смотр-конкурс для 7-8-х классов с завершающим фестивалем боевых искусств.
Установлено, что процесс подготовки к финальному фестивалю боевых искусств и попутное соблюдение условий смотра-конкурса обеспечили статистически достоверное преимущество учащихся экспериментальной группы над учащимися контрольной группы по показателям:
• посещаемости уроков физической культуры (рис. 2);
• уменьшения числа освобожденных от занятий физической культурой (рис. 3);
• числа занимающихся в спортивных секциях.
Динамика прироста физической подготовленности по показателям (бег на 30 м, челночный бег, прыжки в длину, подтягивание и 6-минутный бег) как у мальчиков, так и у девочек в экспериментальной группе оказалась выше, чем в контрольной группе, с высокой статистической достоверностью (табл. 1, 2).
Общее преимущество учащихся 7-8-х классов экспериментальной группы по интегральному показателю прироста физических качеств показано на рис. 4.
100
95
90
85
80
Л
^
1
А
□ Э
□ К
2010
2011
Рис. 2. Соотношение показателей посещаемости уроков физической культуры в экспериментальной (э) и контрольной (к) группах к началу эксперимента и по его окончании (в %)
12
10
8
6
4
2
0
/
/
/
/
А
□ Э
□ К
2010
2011
Рис. 3. Соотношение показателей числа освобожденных от занятий физической культурой в экспериментальной (э) и контрольной (к) группах к началу эксперимента и по его окончании (в %)
Таблица 1
Результаты тестирования физических качеств учащихся 7-8-х классов экспериментальной группы в начале и по окончании педагогического эксперимента (мальчики) (п = 20)
Статистика Бег на 30 м Челночный бег Прыжок в длину Подтягивание 6-минутный бег
До После До После До После До После До После
М 5,26 5,05 8,14 7,92 178,4 186,1 5,4 7,3 1260 1368
± т 0,035 0,031 0,065 0,059 2,176 2,268 0,629 0,597 20,26 22,29
Ґ 4,658 2,549 2,438 2,19 3,596
Р < 0,001 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,01
Таблица 2
Результаты тестирования физических качеств учащихся 7-8-х классов экспериментальной группы в начале и по окончании педагогического эксперимента (девочки) (п = 20)
Статистика Бег на 30 м Челночный бег Прыжок в длину Подтягивание 6-минутный бег
До После До После До После До После До После
М 5,46 5,2 8,597 8,297 163,8 179,8 14,03 16 1086 1240
± т 0,062 0,040 0,082 0,059 2,282 3,037 0,265 0,283 35,954 32,37
Ґ 3,487 2,963 4,221 5,068 2,099
Р < 0,01 < 0,01 < 0,001 < 0,001 < 0,05
12-1
10
8
6
4
2
7 кл
8 кл
суммарно
□ К
□ Э
Рис. 4. Суммарный интегральный показатель прироста уровня развития физических качеств в контрольной (к) и экспериментальной (э) группах за время педагогического эксперимента (в %)
0
Вывод. Таким образом, результаты педагогического эксперимента указывают на то, что введение в состав смотра-конкурса финального фестиваля айкидо Тенсинкай с круглогодичной подготовкой к нему обеспечило статистически достоверное преимущество учащихся экспериментальной группы по приросту показателей физической подготовленности.
Литература
1. Ашкинази, С.М. Базовая техника рукопашного боя как синтез техники спортивных единоборств: учеб.-метод. пособие / С.А. Ашкинази, К.В. Климов. - СПб.: Изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 80 с.
2. Ахмедшин, Р.Г. Коррекция развития нравственно-волевой сферы личности подростков
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Р.Г. Ахмедшин. - Тула, 2000. - 24 с.
3. Болтиков, Ю.В. Повышение мотивационных факторов в целях обеспечения массовости и результативности учебно-тренировочной работы в секциях спортивной борьбы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Болтиков. - М., 2002. -23 с.
4. Бушин, И.А. Формирование техники приемов борьбы в спортивном рукопашном бое на этапе начальной подготовки бойцов: дис. ... канд. пед. наук /И.А. Бушин. - Краснодар, 2005. - 193 с.
5. Вишневский, В.А. Особенности поведения школьников, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа, связанного со здоровьем / В.А. Вишенвский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. -№ 1. - С. 47-52.
6. Загитов, А.Н. Психолого-педагогические подходы к формированию интереса школьников к физкультурно-спортивной деятельности: лекция /
А.Н. Загитов, С.В. Новаковский. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 15 с.
7. Комплексная программа физического вос-
питания учащихся I-XI классов / под ред. В. И. Лях,
A.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2005. - 126 с.
8. Лубышева, Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 11-16.
9. Миллер, Д. Искусство джиу-джитсу / Д. Миллер. - Минск: Харвест, 2002. - 301 с.
10. Образовательный стандарт для средних учебных заведений (дополнительное образование). Айкидо Тенсинкай / под ред. Е.В. Елисеева. - Челябинск: Экодом, 1999. - 52 с.
11. Скотников, В.Ф. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и училищ олимпийского резерва / В.Ф. Скотников,
B.И. Смирнов. - М.: Совет. спорт, 2005. - 108 с.
12. Шиянов, Г.П. Особенности организации и методики физической подготовки школьников 11-13 лет с учетом «соматической зрелости»: дис. ... канд. пед. наук /Г.П. Шиянов. - Краснодар, 1998. - 133 с.
Поступила в редакцию 25 апреля 2012 г.