Научная статья на тему 'Менеджмент качества образования в области физической культуры в общеобразовательной школе'

Менеджмент качества образования в области физической культуры в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвина Галина Александровна

Тщательное моделирование, прогнозирование, проектирование выступают сегодня научно-обоснованным механизмом достижения качества образования. Особенно это касается образования в области физической культуры учащихся общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджмент качества образования в области физической культуры в общеобразовательной школе»

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Г.А. Литвина

MANAGEMENT OF EDUCATIONAL QUALITY IN THE AREA OF PHYSICAL TRAINING IN GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL

Litvina G.A.

Nowadays careful modeling, prediction, projection serve as scientifically grounded mechanism of achievement oi educational quality. Particularly it applies to education in the area oi physical training oi pupils, teaching in general educational schools.

Тщательное моделирование, прогнозирование, проектирование выступают сегодня научно-обоснованным механизмом достижения качества образования. Особенно это касается образования в области физической культуры учащихся общеобразовательных школ.

УДК 371.2:37.037.1

Современные темпы развития общества предъявляют всё более высокие требования к человеку и объёму его деятельности, вопрос резкого и значительного повышения физического потенциала становится первостепенным. Это обусловливает тенденцию постоянного достижения более высокого качества среднего образования.

В современный период сложность феномена менеджмента качества образования в области физической культуры учащегося определяет различные подходы к выявлению его сущности, компонентного состава (3, 5).

Тщательное моделирование, прогнозирование, проектирование выступают сегодня научно-обоснованным механизмом достижения качества. Особенно это касается образования в области физической культуры.

Поташник М.М. (2), В.П. Лукьяненко (1), связывают менеджмент качества образования в области физической культуры с деятельностью, направленной на физическое совершенствование: совокупностью интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов; системой потребностей, способностей, деятельности, отношений; формами её организации, физическим воспитанием, физической рекреацией и спортом; сознательной организацией и управлением жизнедеятельностью человека.

Необходимым условием материализации новой концепции развития физической культуры в общеобразовательной школе является разработка и реализация вариативных

и дифференцированных программ по оздоровлению подрастающего поколения (4).

Анализируя результаты опубликованных исследований менеджмента качества образования в области физической культуры учащихся можно выделить основные формы физкультурных мероприятий, используемых для этого в общеобразовательной школе.

1. Гимнастика до учебных занятий -для оптимизации уровня возбудимости и функциональной подвижности ЦНС, воздействия на все органы и системы организма с целью обеспечения необходимого уровня умственной и физической работоспособности.

2. Урок - для создания условий для физического совершенствования, повышения уровня двигательной подготовленности; формирования знаний и навыков организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями; формирования знаний, умений и навыков в проведении восстановительных мероприятий.

3. Физкультурная пауза - для ослабления неблагоприятного воздействия факторов малоподвижной и психически напряжённой учебной деятельности учащихся средней школы, формирования навыков снятия стрессовых состояний.

4. Физкультурно-спортивные мероприятия после учебных занятий в форме спортивных соревнований, подвижных игр и т.д.

Все вышеперечисленные виды занятий используются для: пропаганды активной

формы отдыха, в том числе и семейного; привлечения учащихся средней школы и их родителей к регулярным занятиям спортом; воспитания потребности в активной форме отдыха; формирования знаний, умений и навыков в организации и проведении игровой деятельности в помещении и на открытых игровых площадках.

Проведённый нами анализ работы учителей физической культуры г. Ставрополя показал, что преподавательский состав не всегда состоит из специалистов, имеющих педагогическое физкультурное образование (10,8% имеет неоконченное высшее, 8,9% -средне специальное; 18,2% учителей имеют

от 7 до 11 разряда; 13,1% имеют вторую категорию; 8,0% - первую категорию; 59,9% -высшую); процесс образования не всегда имеет физкультурно-оздоровительную направленность; во многих школах отсутствует методическое объединение учителей физической культуры, призванное повышать подготовку и оказывать консультативную помощь учащимся, их родителям.

Полученные данные по итогам первоначального среза показывают, что уровень физического развития, образованности, осознанных навыков ЗОЖ, мотивационноценностных установок у учащихся распределяется преимущественно в пределах низкого и среднего уровня.

В ходе анкетирования, проводимого на констатирующем этапе эксперимента, выявился низкий уровень грамотности родителей учащихся по вопросам физической культуры - 31,3% (организация семейного активного отдыха, использование средств физической культуры для укрепления семьи). Данный факт обусловил необходимость учета в разработанной нами программе три направления работы с родителями: консультативная помощь, призванная преодолеть недостаток информации по вопросам физической культуры учащихся; участие родителей в образовании их детей в области физической культуры, которое призвано создать условия для расширения круга тем, форм общения детей и родителей; организация образовательно-оздоровительных

услуг для родителей учащихся с целью формирования мотивации к ведению качественной физической культуры.

Для диагностики уровня развития школьников нами был разработан «Дневник развития учащегося», включающий в себя: карту физического развития; карту социального развития; карту психологического развития.

Наряду с активной работой с родителями и постоянной диагностикой уровня развития школьников нами была разработана программа «Менеджмент качества образования в области физической культуры учащихся общеобразовательной школы», построенная с учетом следующих основных принципов:

— принцип актуальности, который подразумевает определение целей и построение содержания программы с учётом повышения качества образования в области физической культуры;

— принцип системности и комплексности, который предполагает подбор содержания программы, обеспечивающей целостность понимания образования во взаимосвязи его физического, психического, духовного, социального компонента, а так же освоение системы средств и методов его повышения;

— принцип научности и доступности, который предполагает усвоение учащимися определённого объёма знаний и умений, основанных на многовековом опыте человечества, соответствующего уровню образовательных возможностей человека;

— принцип интегративности, который предполагает учёт многокомпонентно-сти понятия «образование», т.е. обучение осуществляется с позиции системного подхода и комплексности средств и методов обучения, воспитания, развития;

— принцип соответствия, который предполагает оптимальное сочетание элементов социальной инфраструктуры (материально-технические, социально-организованные, культурно-бытовые факторы жизнедеятельности учащихся) и педагогические системы образования учащихся;

— принцип региональности, который в содержании программного материала учитывает региональные природно-климатические, социальные, этнические, демографические особенности региона.

Взяв за основу понимание природной и социальной детерминации личности и исследовав имеющиеся представления ученых о интерпретации понятия менеджмента качества образования в области физической культуры нами были выделены составляющие менеджмента образования в области физической культуры (рис. 1).

Для оценки каждого из составляющих нами была разработана диагностическая карта, отражающая методики, используемые для изучения сформированности качества

образования в области физической культуры.

Первый компонент - знания и интеллектуальные способности оценивался с помощью компьютерных экспертных систем «Школьник», а также авторских тестовых методик.

Второй компонент - физическое совершенство мы диагностировали с помощью антропометрических измерений, методики оценки типа телосложения, методики изучения осанки (по М.В. Черноруцкому), метода сигмальных отклонений, метода оценки с помощью шкал регрессии, «Президентские тесты» (Ю.Н. Вавилов), оценки функционального состояния организма по ЧСС, шкале оценки суточной двигательной активности (по А.Г. Сухареву).

Третий компонент - мотивационноценностные ориентиры определялись с помощью авторских анкет, направленных на выявление представление учащихся о физкультурной деятельности в их лицее, опросника «Социальный заказ на образовательные услуги по повышению качества образования средствами физической культуры».

Четвертый компонент - социальнодуховные ценности - оценивался с помощью изучения динамики уровня реактивной и личной тревожности (Спилберг-Ханин), опросника «Баса-Дарки», теста В.Ф. Ряковско-го для оценки уровня общительности, теста оценки коммуникативных умений, авторской методики оценки социального состава и потенциала семьи.

Пятый компонент - физкультурноспортивная деятельность - оценивался на основе вовлечения учащихся и родителей в физкультурно-массовые, спортивные, оздоровительные мероприятия, проводимые в рамках внеклассной и внешкольной работы.

Экспериментальная работа менеджмента качества образования в области физической культуры проводилась нами в 20022007 учебных годах на базе МОУ СОШ № 6 и МОУ лицея № 35 г. Ставрополя с учащимися 5-9 классов, которые были объединены в две группы - экспериментальную (118 человека) и контрольную (115 человек).

Физкультурно-

спортивная

деятельность

спортивная,

оздоровитель-

ная,

прикладная,

образователь-

ная,

пропагандист-

ская,

организаторская

Рис. Составляющие менеджмента образования в области физической культуры

Для мониторинга развития менеджмента качества образования в области физической культуры контрольной и экспериментальной групп применялся начальный, промежуточный и итоговый контроль, в рамках которого осуществлялась комплексная диагностика отдельных компонентов менеджмента качества образования в облас-

ти физической культуры. Обобщённая динамика уровня качества образования в области физической культуры в процессе начального, промежуточного и итогового контроля представлена в таблице.

Таблица 1

Динамика уровня качества образования в области физической культуры в процессе начального, промежуточного и итогового контроля, в %

Группы Уровни сформированности

Высокий Средний Низкий

Контроль

Начальный й ы н ч о т £ е м о £ Итоговый Начальный й ы н ч о т уже е м о £ Итоговый Начальный й ы н ч о т £ е м о £ Итоговый

Экспер. 21,2 33,9 43,2 60,3 61,8 56,8 18,5 4,3 -

Контр. 20,8 21,7 24,3 60,9 58,3 60,9 18,3 20,0 14,8

Как видно из сравнительных результатов, у учащихся экспериментальной группы динамично повышался уровень качества образования в области физической культуры. Так, согласно результатам итогового контроля, 43,2% учащихся достигли высокого уровня и 56,8% - среднего. У учащихся контрольной группы эти показатели хуже (24,3% и 60,9% соответственно). В то же время в контрольной группе 14,8% учащихся так и остались на низком уровне, в экспериментальной группе показатели ни одного учащегося не соответствуют низкому уровню качества образования в области физической культуры.

Одним из показателей эффективности проведённой работы является уровень успеваемости учащихся по предмету «Физическая культура».

Уровень успеваемости учащихся по предмету «Физическая культура» диагностировался по всем изучаемым разделам в 59 классе. Исходный показатель успеваемости в начале эксперимента у девочек составил 4,4 баллов, у мальчиков - 4,6 баллов. В конце эксперимента - 4,6 баллов, у мальчиков - 4,9 баллов.

Немаловажным показателем менеджмента качества является и уровень качества физической подготовленности учащихся. Данный критерий оценивался по результатам «Президентских тестов». Общий уровень физической подготовленности у учащихся на протяжении эксперимента изменялся. Так по результатам начального тестирования оценку качества «супер» в экспериментальной группе получили 1,7 %, в контрольной - 2,6%, в конце эксперимента данные показатели - 5,1% и 3,5% соответственно. Оценку качества «отлично» по результатам начального тестирования в экспериментальной группе получили 15,3 %, в контрольной - 14,8%, в конце эксперимента данные показатели - 23,7% и 16,5% соответственно. Оценку качества «хорошо» в начале эксперимента в экспериментальной группе получили 45,0 %, в контрольной - 46,3%, в конце эксперимента эти показатели составили - 47,5% и 44,3% соответственно. Оценку качества «средне» в экспериментальной

группе получили 27,1%, в контрольной -26,9%, в конце эксперимента данные показатели - 20,3% и 24,3% соответственно. Оценку качества «плохо» по результатам начального тестирования в экспериментальной группе получили 5,1%, в контрольной -4,3%, в конце эксперимента данные показатели - 2,5% и 5,2% соответственно. Оценку качества «очень плохо» в экспериментальной группе получили 5,9 %, в контрольной -5,2%, в конце эксперимента данные показатели - 0,8% и 6,1% соответственно.

О развитии мотивационно-ценностных ориентиров мы судили по данным, полученным как от учащихся, так и от их родителей. Представление учащихся о физкультурной деятельности в их лицее и отношение к занятиям физической культурой положительно изменилось, так по результатам начального контроля у школьников опытной группы интерес к уроку физической культуры и осознанное отношение к данному предмету составило 62,7%, в контрольной - 64,3%, а по результатам итогового контроля - 89,8 % и 54,8% соответственно.

Также одним из показателей менеджмента качества является осведомленность и сформированность у учащихся основ здорового образа жизни. На начальном уровне данный показатель имел выраженный характер (64,4%), к концу эксперимента он достиг в экспериментальной группе 100%, в контрольной же группе на начало эксперимента он составил 61,7 %, а к концу эксперимента он составил 43,5%.

Немаловажным показателем улучшения в области физкультурно-спортивной деятельности у учащихся является то, что в лицее проводились «Дни здоровья»,

«Праздники спорта», «Мама, папа, я - спортивная семья», дни определённых видов спорта, походы выходного дня, поездки на водоёмы, дни кросса, уроки, проводимые совместно с родителями, тренировки в тренажёрном зале (совместно с родителями).

Таким образом, анализ полученных данных показывает, что результаты по всем методикам в экспериментальной группе значительно превышают результаты контрольной группы, что подтверждает эффектив-

ность практически реализованной программы «Менеджмент качества образования в области физической культуры учащихся общеобразовательной школы», и тем самым сформированности у учащихся 5-9 классов системы знаний, умений и навыков и личностных качеств, способствующих повышению уровня качества образования в данной области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукьяненко В. П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России. - М.: Советский спорт, 2007. - 120 с.

2. Поташник М.М. Качество образования: Проблемы и технология управления (в вопросах и ответах) - М.: Педагогическое общество России. - 2002, 352 с.

3. Пуни А.Ц. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана научноисследовательской работы в области физической культуры и спорта // Теория и прак-

тика физической культуры. - 1985. - № 6, С. 10-13.

4. Рихтер О. В. Формирование культуры здорового образа жизни в процессе физкультурнооздоровительной деятельности: Дис. ... д-ра пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 268 с.

5. Труфанова Т.Е. Формирование знаний по физической культуре в процессе физического воспитания учащихся старших классов: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2002. - 22 с.

Об авторах

Литвина Галина Александровна, учитель физической культуры высшей категории МОУ лицея №35 г. Ставрополя, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - качество образования в области физической культуры в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.