Научная статья на тему 'Организационно-содержательные аспекты физического воспитания учащихся среднего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья'

Организационно-содержательные аспекты физического воспитания учащихся среднего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НОЗОЛОГИИ / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенова Л.А., Глазкова Г.Б., Ключникова С.Н.

В статье изложены организация и содержание физического воспитания школьников средних классов, имеющих различные заболевания. Представлена экспериментальная программа, описаны педагогические условия указанного процесса и результаты его экспериментальной проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфенова Л.А., Глазкова Г.Б., Ключникова С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-содержательные аспекты физического воспитания учащихся среднего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья»

УДК 796.011

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Л.А. Парфенова - кандидат педагогических наук, доцент

С.Н. Ключникова - кандидат педагогических наук, доцент Г.Б. Глазкова - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет им. И.М. Ульянова,

Ульяновск

ORGANIZATIONAL AND CONTENT ASPECTS OF MID-TEENS' PHYSICAL EDUCATION WHO HAVE LAPSES OF THE HEALTH STATE

L.A. Parfenova - Candidate of Pedagogics, associate professor S.N. Klychnikova - Candidate of Pedagogics, associate professor G. B. Glazkova - postgraduate student I.N. Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk

e-mail: laraparf@mail.ru

Ключевые слова: физическое воспитание, нозологии, программно-методическое обеспечение.

Аннотация. В статье изложены организация и содержание физического воспитания школьников средних классов, имеющих различные заболевания. Представлена экспериментальная программа, описаны педагогические условия указанного процесса и результаты его экспериментальной проверки.

Keywords: physical education, nozologii, program-methodical supply.

Annotation. The article describes the organization and content of physical education of mid-teens, with different diseases. The pilot program is represented and the pedagogical conditions of the given process experimental verification of its results are described.

ВВЕДЕНИЕ

Сложившая на сегодняшний день тревожная картина состояния здоровья школьников послужила основанием для появления в обществе новой парадигмы, где приоритеты смещены от лечения заболеваний к их предупреждению и поддержанию жизнедеятельности детей и подростков. Одним из векторных направлений разрешения обозначенной проблемы является вырабатывание нового подхода к активизации двигательной деятельности будущего поколения, цель которого - формирование устойчивого интереса учащихся к физкультурным занятиям, воспитание физической культуры личности и, как следствие, повышение уровня их физической и умственной работоспособности.

Данная проблема особенно актуальна для школьников средних классов, имеющих различные нозологии, так как именно в этот период у детей увеличивается количество изучаемых предметов, уменьшается время двигательной активности и на фоне биологического созревания ослабленный организм учащихся очень часто не справляется с предложенной учебной нагрузкой.

Вместе с этим многие педагоги неоднократно указывали на снижение интереса детей с отклонениями в состоянии здоровья к физкультурно-оздоровительной деятельности [1, 2, 4, 5, 6, 8, 10]. В большей мере это объясняется несформированностью у подростков потребностей и мо-тивационных установок в регулярной физической активности. Малая привлекательность и однообразие занятий физической культурой, нежелание учащихся с ослабленным здоровьем посещать указанные уроки не даёт возможности осуществлять непрерывный процесс их физкультурного образования и самосовершенствования [4, 5, 6, 7, 8, 10].

В этой связи нами было предпринято исследование с целью оптимизации физического воспитания учащихся среднего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Научно-исследовательская работа проводилась в течение 2010-2012 гг.

Опираясь на существующие итоги педагогической практики и научных изысканий [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 10], собственный опыт работы с детьми, имеющими различные нозологии, мы установили, что существующий образовательный процесс физического воспитания с данной категорией учащихся не даёт ожидаемых положительных результатов по причине отсутствия системного подхода и недостаточного программно - методического обеспечения.

Данные теоретические выкладки легли в основу создания педагогической модели оптимизации физического воспитания школьников 11-14 лет, имеющих отклонения в состоянии здоровья (рис.1).

При установлении цели и задач физкультурно-образовательного процесса мы учитывали особенность физического воспитания данной категории учащихся, поэтому наряду с образовательными, воспитательными, оздоровительными задачами поставили и специфические (коррек-ционно-развивающие и лечебно-профилактические).

Основываясь на том, что, учебный процесс в средней школе должен быть направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, мы определили основные содержательные компоненты физического воспитания школьников (мотивационно-ценностный, двигательный, интеллектуально-познавательный и социально-духовный), которые образуют единство и целостность физкультурно-педагогического пространства.

Проектируя физкультурно-образовательный процесс,с мы, опираясь на требования новых ФГОС, посчитали целесообразным наполнить его нетрадиционным содержанием, направленным на интеллектуальное и нравственное воспитание учащихся. Для этого были определены и разработаны взаимосвязанные педагогические условия, комплексное применение которых отражает операционно-методическую часть модели и содействует оптимизации физического воспитания школьников 5-8 - х классов с отклонениями в состоянии здоровья:

• использование средств и методов оздоровительной тренировки на основе углубленного изучения избранного вида спорта;

• интеллектуальное воспитание (формирование знаний и развитие познавательных способностей);

• использование оздоровительных технологий;

• формирование социально-духовных качеств;

• акцентированное применение соревновательно - игрового метода;

• использование индивидуальных комплексов лечебной физической культуры для коррекции и реабилитации имеющихся отклонений в состоянии здоровья;

• обеспечение связи семьи и школы;

• высокая степень информированности учителя;

• учет медико-педагогических показаний и противопоказаний при подборе средств и методов физического воспитания;

• организация и проведение систематического врачебно-педагогического контроля и самоконтроля занимающихся на занятиях.

J~

Цель: оптимизация физического воспитания школьников 11-14 лет, имеющих отклонения в состоянии здоровья

"V

Образовательные

Воспитательные

Двигательный

Задачи

тания

Компоненты фи зического воспи-

Интеллектуально-познавательный

Оздоровительные

Специфические

Социально-духовный

Мотивационно-ценностный

Г \

Формирование социально-духовных качеств

Акцентир ованное использование игрового метода

Учет медико-педагогических показаний и противопоказаний

Использование оздоровительных технологий

_

Использование индивидуальных комплексов ЛФК

1

П

Е

Д А Г О Г И Ч Е С К И Е

У С Л О В И Я

_

Использование средств и методов оздоровительной тренировки

_

Интеллектуальное воспитание

_

_

Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль

л

Высокая степень информированности педагогов

Л,

Развитие познавательных способностей

_

Повышение теоретической подготовленности

Результат

Формирование позитивной мотивации к занятиям ФУ

J-щ

Повышение физической подготовленности

Формирование духовно-нравственной культуры

Улучшение состояния здоровья Ш_ _^

-V-

Рис. 1. Педагогическая модель оптимизации физического воспитания школьников 11-14 лет,

имеющих отклонения в состоянии здоровья

Диагностическая часть модели включает критериально-оценочные показатели и демонстрирует: положительную динамику физической подготовленности занимающихся; повышение уровня теоретической подготовленности и развития познавательных (интеллектуальных) способностей учащихся; формирование мотивационно-ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями; улучшение состояния здоровья; повышение уровня духовно-нравственной культуры.

Применение содержания указанной модели проходило в соответствии с разработанной экспериментальной программой по физическому воспитанию учащихся 5-8 классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которая была апробирована в течение 2011-2012 учебного года на базе гимназий № 44, № 59 г. Ульяновска.

Настоящая программа была составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта, а также результатов научно-практических исследований в области физической культуры [4, 5, 6, 7, 8, 10], учёта медико-педагогических рекомендаций [4, 5, 6, 8], при использовании материала действующих программ по физическому воспитанию для учащихся средней школы [3, 9].

Структура и содержание настоящей программы характеризуются преемственностью с аналогичной программой для учащихся начальной школы, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (авт. - Парфенова Л.А., 2009 г.).

Экспериментальная программа содержит следующие разделы:

- пояснительная записка;

- интеллектуально-познавательный раздел;

- инструкторско-методический;

- физическое совершенствование:

оздоровительная и корригирующая гимнастика;

физическая подготовка;

специальная подготовка (средства избранного вида спорта);

- домашнее задание;

- критериально-оценочный.

Распределение программного материала по разделам на учебный год (102 часа) представлено в таблице 1.

Таблица 1

Разделы и темы программы Количество часов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интеллектуально-познавательный 10

Инструкторско-методический 5

Физическое совершенствование: оздоровительная и корригирующая гимнастика физическая подготовка специальная подготовка (средства избранного вида спорта) 87 17 20 50

Всего 102

Интеллектуально-познавательный раздел представлен в программе в виде двух взаимосвязанных подразделов: формирование знаний и развитие познавательных способностей занимающихся.

Первый (формирование знаний) включает материал, способствующий формированию, закреплению и расширению комплекса познаний учащихся о собственном организме, о

гигиенических требованиях, о правилах физкультурно-спортивной этики, об избранном виде спорта, о возможностях человека и т.п.

Второй подраздел (развитие познавательных способностей занимающихся) предусматривает использование системы специальных двигательных заданий для совершенствования внимания, зрительной и двигательной памяти, логического и творческого мышления.

Инструкторско-методический раздел раскрывает основы содержания организации двигательной деятельности. Этот раздел ориентирует учителя на развитие у учащихся навыков и умений самостоятельного выполнения комплексов оздоровительной и корригирующей гимнастики, занятий оздоровительной направленности; проведения различных комплексов физических упражнений с группой учащихся; организации контроля и самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю двигательную и физическую подготовленность. Данный раздел включает в себя освоение комплексов оздоровительной и корригирующей гимнастики (подраздел «Оздоровительная и корригирующая гимнастика»); упражнения по видам спорта: гимнастику с основами акробатики, лёгкую атлетику, лыжные гонки, спортивные игры (подраздел «Физическая подготовка»).

Подраздел «Специальная подготовка» направлен на обучение новым двигательным действиям из базового вида спорта, которые должны быть освоены поэлементно, по мере достижения школьниками необходимого уровня физической и технической подготовленности.

Материал по овладению учащимися школой движений избранного вида спорта и формированию технико-тактических навыков входит в содержание каждого практического урока и варьируется в течение учебного года: в 1 четверти отводится 35% урочного времени, во 2 - 40%, в 3 - 45%, (кроме занятий по лыжной подготовке), в 4 четверти - 50%.

В разделе «Домашнее задание» даны упражнения, выполнение которых способствует закреплению двигательных умений и навыков, разученных на уроке. В содержание домашних заданий включены комплексы ЛФК и теоретический материал.

Реализация содержания программы осуществлялась как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Дополнительно с целью привлечения учащихся к занятиям физической культурой и спортом в школе действовали спортивные секции по видам спорта, в которых дети могли заниматься 2 раза в неделю. Программа предполагает также проведение аудиторных теоретико-методических занятий преимущественно в интерактивной форме.

Для оценки эффективности разработанной педагогической модели физического воспитания в течение 2011-2012 учебного года был проведён педагогический эксперимент, в котором приняло участие 76 человек: контрольная группа (КГ - 37 человек, экспериментальная (ЭГ) - 39 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ данных физической подготовленности участников исследовательской работы доказал, что апробируемые нами новации значительнее повлияли на развитие двигательно-координационных качеств у детей ЭГ, о чем свидетельствуют данные прироста (%) соответствующих показателей (рис.2, 3).

Продуктивность предложенной модели физического воспитания подтверждена результатами развития интеллектуальной сферы у школьников экспериментальной группы, что засвидетельствовано итогами тестирования знаний учащихся по предмету «Физическая культура». Данные теоретического тестирования в конце педагогического эксперимента показали, что средний балл учащихся ЭГ вырос с 38,2 до 87,6 балла, тогда как в КГ (исходный - 39,4 балла) этот показатель увеличился незначительно и стал равен 42,2 балла. Кроме того, учащиеся ЭГ продемонстрировали более существенную динамику развития познавательных способностей (внимания, памяти, творческого и логического мышления).

Я КГ 5-6 кл. а ЭГ 5-6 кл. □ КГ 7-8 кл. □ ЭГ 7-8 кл.

Примечание:

1 - бег 30 м

2 - 6-минутный бег

3 - прыжок в длину с места

4 - бросок набивного мяча 1кг

5 - сгибание, разгибание рук в упоре лежа

6 - тест падающей линейки

7 - бег к пронумерованным мячам

Рис. 2. Прирост (%) показателей физической подготовленности у девочек контрольной и

экспериментальной групп

%

■ КГ 5-6 кл. гэг 5-6 кл. [ЖГ7-8КЛ. □ ЭГ 7-S кл.

Примечание:

1 - бег 30 м

2 - 6-минутный бег

3 - прыжок в длину с места

4 - бросок набивного мяча 1 кг

5 - сгибание, разгибание рук в упоре лежа

6 - тест падающей линейки

7 - бег к пронумерованным мячам

Рис. 3. Прирост (%) показателей физической подготовленности у мальчиков контрольной и экспериментальной групп

Одним из ведущих векторных направлений нашей экспериментальной работы явилось формирование духовно-нравственной культуры школьников. Созданная нами воспитательно-развивающая среда с благоприятной психологической обстановкой способствовала формированию моральных и духовных убеждений учащихся. Изменения в данной области (стремление к самоопределению и самосовершенствованию, способность управлять своими эмоциями, умение предупреждать конфликтные ситуации, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности во время совместных занятий физической культурой) у участников эксперимента фиксировались с помощью как общеизвестных (методика Н.П. Капустина, диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся М.И. Шиловой), так и специально разработанных нами тестовых методик (уровни сформированности).

Полученные результаты диагностико-оценочных мероприятий, проведенных в рамках исследовательской работы (табл. 2), свидетельствуют о преимущественном положении школьников, занимающихся в экспериментальных условиях.

Таблица 2.

Формирование духовно-нравственных качеств в ходе педагогического эксперимен-

та (количество учащихся, %)

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

Начало экс- Конец Начало Конец

пер. экспер. экспер. экспе.

Кол- % Кол-во % Кол- % Кол- %

во во во

Высокий уровень 4 10,3 10 25,7 5 13,5 5 13,6

Средний уровень 13 33,3 24 61,5 12 32,4 13 35,1

Уровень ниже среднего 15 38,5 5 12,8 14 37,9 13 35,1

Низкий уровень. 7 17,9 0 0 6 16,2 6 16,2

Всего 39 100 39 100 37 100 37 100

Для получения достоверных представлений об эффективности экспериментальных воздействий в формировании интересов и мотивационно-ценностного отношения к физ-культурно-спортивной деятельности было проведено социологическое исследование (анкетирование) учащихся, результаты которого выявили основательные изменения в отношении учащихся ЭГ к учебному предмету «Физическая культура»:

- до 94 % повысилась посещаемость детьми занятий по физической культуре;

- на 37% вырос процент школьников, учитывающих медико-педагогические противопоказания и рекомендации для занятий физическими упражнениями в соответствии с состоянием своего здоровья;

- увеличилось в 4 раза число детей, умеющих самостоятельно подготовить и провести с группой учащихся различные комплексы физических упражнений;

- в два раза повысилось количество школьников, выполняющих домашнее задание по физической культуре.

В контрольной группе положительных изменений в данном направлении не наблюдалось.

С целью оценки оздоровительной эффективности педагогических условий физического воспитания в экспериментальной группе были изучены медицинские карты детей КГ и ЭГ за период проведения эксперимента. Из таблицы 3 видно, что дети, занимающиеся физической культурой в экспериментальных условиях, стали реже (в 2,3 раза) болеть, у них значительно снизилась (на 3,6 дня) средняя продолжительность одного заболевания. У детей КГ заболеваемость осталась практически на прежнем уровне.

Таблица 3.

Заболеваемость учащихся контрольной и экспериментальной групп в течение педагогиче-_ского эксперимента_

Показатели Группы До экспер. После экспер. р

М±т М±т

Частота заболеваний в течение учебного года (случаи) КГ 6,3±0,4 6,2±0,3 >0,05

ЭГ 6,7±0,2 2,9±0,1 <0,05

Длительность одного заболевания (дни) КГ 10,2±0,7 9,8±0,5 >0,05

ЭГ 9,9±0,5 6,3±0,2 <0,05

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенная инновационная педагогическая модель физического воспитания учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, разработанная на основе системного подхода с направленным воздействием на интеллектуальную и духовно-нравственную сферу подростков, показала свою целесообразность и результативность; ее реализация позволяет значительно улучшить качество физкультурного образования школьников с различными нозологиями.

Подобный вывод обусловлен ростом уровня теоретико-методической и физической подготовленности занимающихся, активизацией их двигательной деятельности, улучшением состояния физического и психического здоровья, повышением степени развития духовно-нравственной культуры, формированием осознанного интереса и потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Литература

1. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 174 с.

2. Лукьяненко, В.П. Современные состояния и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры / В.П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2005. - 314 с.

3. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л.Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с.

4. Парфенова, Л.А. Педагогические условия оптимизации физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы : учебно-методическое пособие / Л. А. Парфенова. - Ульяновск : УлГУ, 2011. - 47 с.

5. Парфенова, Л.А. Содержание интеллектуального воспитания школьников на уроках физической культуры / Л. А. Парфенова // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции (29 апреля 2011). Самара : Поволжская гос. социально-гуманитарная академия. - С. 78-80.

6. Парфенова, Л.А. Содержание и организация физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы / Л.А. Парфенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта. - 2012. - № 1. - С. 60-65.

7. Столяров, В.И. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева; под общ. ред. В.И. Столярова. - М. : Теория и практика физической культуры, 2009. - 320 с.

8. Тимошина, И.Н. Актуализация преемственности содержания и организации адаптивного физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях : автореф. дис. ... докт. пед. наук / И.Н. Тимошина. - СПб., 2008. - 44 с.

9. Физическая культура 1-11-х классов : программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. - М. : Дрофа, 2004.

- 80 с.

10. Физическая культура и спорт - средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи : монография / Под. Ред. Л. Д. Назаренко. - Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2012.

- 191 с.

Bibliography

1. Lybysheva, L.I. Sports culture at school / L.I. Lubysheva. - Moscow: Theory and practice of physical culture and sport, 2006. - 174 p.

2. Lukyanenko, V.P. Modern conditions and concept of the system of general education reforming in the field of physical culture / V.P. Lukyanenko. - Moscow: Soviet sport, 2005. - 314 p.

3. Nazarenko, L.D. Means and methods of motor coordinations development: monograph / L.D. Nazarenko. - Mos-cow:Theory and practice of physical culture, 2003. - 258 p.

4. Parfenova, L.A. Pedagogical conditions of physical education optimization for elementary school pupils of a special medical group: manual / L.A. Parfenova. - Ulyanovsk : Ulyanovsk State University, 2011. - 47 p.

5. Parfenova,L.A. Content of pupils intellectual education at the physical culture lessons / L.A. Parfenova // Proceeding of the all-Russian Scientific Conference (April 29, 2011). Samara: Povolzhskaya State Social and Humanities Academy. - P. 78-80.

6. Parfenova, L.A. Content and organization of medical groups elementary school pupils physical education special / L.A. Parfenova // Physical culture: upbringing, education, training. - Moscow: Theory and practice of physical culture and sport. 2012. - № 1. - P. 60-65.

7. Stolyarov, V.I. Modernization of physical education and sport activity at comprehensive school / V.I. Stolyarov, V.K. Balsevich, V.P. Mochenov, L.I. lubishev: under edition of V.I. Stolyarov. - Moscow:Theory and practice of physical culture, 2009. - 320 p.

8. Timoshina, I.N. Actualization of adaptive physical education contents and organization continuity of children, teenagers and studying youth at comprehensive institutions: abstract of thesis by the doctor of Pedagogics/ I.N. Timoshina. - St.-Petersburg, 2008. - 44 P.

9. Physical culture of 1st -11th forms: curricula for special medical group pupils of comprehensive institutions / writen by L.P. Matveev, T.V. Petrova, L.V.

10. Physical culture and sport - means of physical, spiritual and moral development of pupils and studying youth: monograph / under edition of L.D.Nazarenko. - Ulyanovsk :I.N.Ulyanov State Pedagogical University, 2012. - 191 P. Research is executed with financial support of within the research project of («Physical training of the pupils who havelapses of health state, on the basis of the Ulyanovsk region cultural and historical heritage use»), the project №12-16-73006a (р).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Физическое воспитание учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на основе использования культурно-исторического наследия Ульяновской области» проект № 12-16-73006а(р).

Research is executed with financial support of RGNF within the RGNF research project («Physical training of the pupils having deviations in a state of health, on the basis of use of cultural and historical heritage of the Ulyanovsk region» the projjct No. 12-11-773006 (р).

Статья поступила в редакцию: 01.11.2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.