УДК 796
Н. В. Муханова, А. Н. Савчук
ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МОТИВИРОВАННУЮ ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Представлены результаты исследований по выявлению влияния уровня знаний школьников в области физического воспитания на формирование мотивированной потребности в проявлении ими познавательной и двигательной активности в физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: урок физической культуры, физкультурная образованность, познавательная активность, мотивация, потребность, двигательная активность.
В условиях модернизации российского образования большое внимание уделяется реформированию системы физического воспитания школьников, которая должна обеспечивать высокий уровень их образованности, физического совершенства и формирования основ ведения здорового образа жизни. Работу в данном направлении необходимо начинать с совершенствования уроков физической культуры в общеобразовательных школах [1— 5]. Одним из целевых показателей качественной учебной работы по предмету должно стать увеличение количества школьников, систематически занимающихся физической культурой и спортом [4, п. УН; 6].
На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что в организации учебной работы по физической культуре необходимо применение новых подходов для повышения качества образованности школьников в области физического воспитания. Целью нашей работы является формирование у учащихся мотивированной потребности в познавательной и двигательной активности.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить содержание учебной работы по физической культуре в школах.
2. Определить уровень формирования и реализации потребности школьников в двигательной и познавательной активности.
3. Разработать методику формирования у школьников специальных знаний в области физического воспитания.
4. Экспериментально определить эффективность разработанной методики.
Мы предположили, что уровень знаний учащихся в области физического воспитания влияет на формирование у них мотивированной потребности в познавательной и двигательной активности, желание систематически заниматься физической культурой и спортом.
Достижение положительного результата возможно при соблюдении в учебном процессе следующих условий организации уроков физической культуры:
- применение в учебном процессе теоретических уроков, направленных на реализацию образовательного компонента программы;
- соотношение познавательного и двигательного компонентов в уроке;
- соотношение в разделе домашних заданий практического и теоретического материалов.
В 2009/10 уч. г. в 23 школах Богучанского района Красноярского края с целью изучения содержания учебной работы по предмету мы провели анкетирование среди учителей физической культуры.
Большая часть опрошенных (95 %) отметили, что их уроки основаны на организации двигательной активности учащихся (спортивно-оздоровительная, тренировочная направленность уроков). Только 10 % учителей считают, что необходимо вооружить учащихся специальными знаниями и умениями самостоятельного использования средств физического воспитания. Таким образом, в содержании учебной работы деятельность учителя и учащихся определяется лишь задачами преобладающей спортивно-оздоровительной и тренировочной направленности уроков, результативность которых определяется уровнем физической подготовленности и спортивных достижений учащихся. Учебная работа в данном случае не решает главной своей задачи - обеспечение качественным образованием школьников, так как в содержании уроков практически не уделяется внимание формированию специальных знаний в области физического воспитания, необходимых в повседневной жизни [7-10]. Как отмечает В. П. Лукьяненко, «спортивно-тренировочная направленность не может быть ведущей в процессе организации учебной работы уже хотя бы потому, что она не “вписывается” ни в формы этой работы, ни в школьное расписание. Ее законное место во внеклассной, внешкольной работе» [11, с. 15].
Решая проблему повышения двигательной активности школьников, мы провели ряд исследований. В течение шести лет (2004-2010 гг.) на базе МОУ «Хребтовская СОШ № 11» и «Невонская СОШ № 6» Богучанского р-на Красноярского края мы наблюдали за учащимися двух возрастных
групп. Первая группа была сформирована в основной школе (5-й класс). Наблюдения проходили до момента выпуска учащихся из средней школы. Вторая группа сформирована в начальной школе (2-й класс), наблюдения проходили до момента обучения ребят в основной школе (5-й класс). В каждом классе была сформирована группа из определенного количества мальчиков и девочек, имеющих на начало эксперимента примерно одинаковый уровень физической подготовленности.
В экспериментальных классах Невонской СОШ № 6 уроки физической культуры проходили по экспериментальной методике, направленной на формирование у школьников знаний в области физического воспитания, развитие их познавательной активности. Часы вариативной части программы мы распределили на практические и теоретические уроки. Теоретические уроки (4 раза в четверть) решали задачу вооружения учащихся знаниями и умениями самостоятельно использовать формы двигательной активности (особенности составления индивидуального двигательного режима, комплексов специальных и общеразвивающих упражнений, ведения мониторинга здоровья, физического развития и подготовленности). Практические
уроки проходили с использованием специально подобранных средств, методов и форм организации занятий, способствующих формированию навыков владения формами двигательной активности, необходимыми каждому человеку. В контрольных классах Хребтовской СОШ № 11 уроки проводились традиционно.
До и после эксперимента в каждой возрастной группе мы измерили уровень потребности учащихся в двигательной активности с помощью графического теста Е. П. Ильина «Определение потребности в активности». Тест показывает уровень энергетического потенциала человека для проявления им активности. Он основан на определении дифференцированных пространственных порогов при увеличении и уменьшении амплитуды движений руки по отношению к эталонной (выбранной испытуемым) амплитуде. У лиц с высоким энергетическим потенциалом дифференциальные пороги при увеличении эталонной амплитуды движения больше, чем при ее уменьшении. У лиц с низким энергетическим потенциалом наблюдается обратная закономерность [12, с. 371]. В результате применения теста получены следующие данные.
Таблица 1
Проявления двигательной активности учащимися экспериментальной и контрольной групп
Потребность в двигательной активности у учащихся первой возрастной группы
Стадия эксперимента (класс) Группа п Уровень (кол. чел.) Достоверность различий по критерию х2
высокий средний низкий х крит х на.бл Р
Начало (2-й класс) КГ 16 5 7 4 5.99 4.7 >0.05
ЭГ 16 1 6 9
Окончание (5-й класс) КГ 16 3 4 9 5.99 12.8 <0.05 (х крит < х набл)
ЭГ 16 9 7 0
Потребность в двигательной активности у учащихся второй возрастной группы
Начало (5-й класс) КГ 16 6 4 6 5.99 1.4 >0.05 (х крит > х набл)
ЭГ 16 3 5 8
Окончание (11-й класс) КГ 16 2 3 11 5.99 17.7 <0.05 (х крит. < х набл.)
ЭГ 16 10 6 0
Примечание. п - общее число наблюдаемых в контрольной и экспериментальной группах; х2крит. - критическое значение при числе степеней свободы У= С - 1 и уровне значимости 0.05, где С - число категорий; х2тбл. - наблюдаемое значение.
Результаты на начало эксперимента показали следующее. Высокий и средний уровни проявления активности имеют (в процентном выражении): в контрольных группах 56 % учащихся в первой возрастной, 50 % - во второй; в экспериментальных группах - 44 % учащихся и в первой, и во второй возрастных группах. При определении достоверности различий (по критерию х2 - хи-квадрат) в первой возрастной группе критерий х2крит. равен 4.7; во второй группе - 1.4; неравенство х2крит.>Х2набл. (5.99>4.7; 5.99>1.4) при р>0.05. Это свидетельствует о недостоверности результатов на начало эксперимента в обеих возрастных группах. После эксперимента в контрольных группах количество учащихся с низким уровнем потребности в активности возросло на
31.25 %. В экспериментальных 100 % школьников показали высокий и средний уровни двигательной активности. В обеих возрастных группах х2крит. <Х2набл. (5.99<12.8; 5.99<17.7) при р<0.05, что подтверждает достоверность разработанной нами методики.
По методике Е. П. Ильина и Н. А. Кудрюковой «Направленность на приобретение знаний» мы оценили степень выраженности мотивации учащихся контрольных и экспериментальных групп на приобретение знаний в области физического воспитания [12, с. 431].
До эксперимента в контрольных и экспериментальных группах до 52 % школьников имели низкий уровень мотивации на приобретение знаний в области физического воспитания. При обработке
Таблица 2
Направленность учащихся контрольной и экспериментальной групп на приобретение знаний
в области физического воспитания
Мотивация на приобретение знаний учащихся первой возрастной группы
Стадия эксперимента (класс) Группа п Уровень (кол. чел.) Достоверность различий по критерию у2
высокий средний низкий Х крит. х набл. Р
Начало (2-й класс) КГ 16 5 4 7 5.99 0.5 >0.05
ЭГ 16 4 3 9
Окончание (5-й класс) КГ 16 4 5 7 5.99 7.9 <0.05 (х крит < х набл)
ЭГ 16 11 4 1
Мотивация на приобретение знаний учащихся второй возрастной группы
Начало (5-й класс) КГ 16 4 4 8 5.99 0.2 >0.05 (х крит > х набл)
ЭГ 16 3 4 9
Окончание (11-й класс) КГ 16 6 4 6 5.99 7.4 <0.05 (х крит. < х набл.)
ЭГ 16 10 6 0
результатов х2крит. в первой возрастной группе равно
0.5, во второй - 0.2 при х2крит. >х2набл. (5.99>0.5; 5.99>0.2). Это говорит о недостоверности результатов на начало эксперимента в обеих возрастных группах при р>0.05. После применения разработанной нами методики в экспериментальных группах (первая возрастная) 94 и 100 % (вторая возрастная) учащихся имеют высокий и средний уровни моти-
вации на приобретение знаний, тогда как в контрольных группах таких учащихся 56 % (первая возрастная) и 63 % (вторая возрастная). В обеих возрастных группах после эксперимента у2крит<у2нябл (5.99<7.9; 5.99<7.4), что подтверждает эффективность разработанной нами методики при р<0.05.
По методике Г. Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» учащие-
Таблица 3
Отношение учащихся контрольной и экспериментальной групп к урокам физической культуры
и другим учебным предметам
Результаты учащихся пе рвой возрастной группы
Стадия эксперимента Группа п Любимый Нелюбимый Предпочтение Достоверность различий по критерию х2
(класс) другого предмета х крит. х набл. Р
Начало КГ 16 11 0 5 3.8 1.1 >0.05
(2-й класс) ЭГ 16 7 0 9 (х крит> х набл)
Окончание КГ 16 4 4 8 5.99 7.96 <0.05
(5-й класс) ЭГ 16 11 0 5
Результаты учащихся второй возрастной группы
Начало КГ 16 5 1 10 5.99 1.2 >0.05
(5-й класс) ЭГ 16 5 3 8
Окончание КГ 16 2 4 10 5.99 6.8 <0.05
(11-й класс) ЭГ 16 7 0 9 (х крит< х набл.)
ся называли по одному своему любимому и нелюбимому предмету [12, с. 427].
До эксперимента в первой возрастной группе, в отличие от второй, никто из испытуемых не отметил урок физической культуры в качестве нелюбимого. В первой возрастной группе до эксперимента х2крит. равно 1.1; во второй - 1.2 при х2крит>х2набл. (5.99>1.1; 5.99>1.2). Это говорит о недостоверности результатов в обеих возрастных группах при р>0.05. После эксперимента в контрольных группах возросло ко-
личество школьников, отмечающих урок в качестве нелюбимого. В экспериментальных группах они отсутствуют. В обеих возрастных группах х2крит<х2набл. (5.99<7.96; 5.99<6.8), что подтверждает эффективность экспериментальной методики при р<0.05.
Результаты исследований показали, что в решении проблемы повышения двигательной активности школьников немаловажное значение имеет уровень сформированных знаний в области физического воспитания.
Список литературы
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 13.01.1999 г. Подписан Президентом РФ 29.04.1999 г. № 80-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 г. № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
5. Борщевский А. А. Базовые составляющие педагогического образования в области физической культуры // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 96-99.
6. Борщевский А. А. Педагогические проблемы физической культуры людей среднего, старшего и пожилого возраста // Там же. 2005. Вып. 5 (49). С. 90-92.
7. Андреев А. Л. Российское образование: социально-исторические аспекты / Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2008. С. 369.
8. Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. М.: Сентябрь, 2004. С. 128.
9. Зимота В. М., Каинов А. Н. Организация преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях: учеб. пос. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006. С. 97.
10. Рубахин Д. Е. Исследование ценностного отношения младших школьников к физической культуре // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 51-56.
11. Лукьяненко В. П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России. М.: Сов. спорт, 2007. 94 с.
12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 512 с.
Муханова Н. В., аспирант.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. Лебедева, 89, Красноярск, Россия, 660049.
E-mail: uspehnatalja@mail.ru
Савчук А. Н., кандидат педагогических наук, доцент.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. Лебедева, 89, Красноярск, Россия, 660049.
E-mail: sidorovk@kspu.ru
Материал поступил в редакцию 11.04.2012.
N. V. Mukhanova, A N. Savchuk INCREASE OF STUDENTS MOTIOV ACTIVITY THROUGH MOTIVATION NECESSITY TO PHYSICAL TRAINING CLASSES
The article reflects the results of the research work concerning the influence of level of schoolchildren knowledge in the field of physical education, on the formation motivation necessity in cognitive and motion activities, in physical training and sport activity.
Key words: physical training lesson, physical education knowledge, cognitive activity, motivation, necessity, motivation activity.
Mukhanova N. V.
V. P. Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University
Ul. Lebedeva, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049.
E-mail: uspehnatalja@mail.ru
Savchuk A. N.
V. P. Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University
Ul. Lebedeva, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049.
E-mail: sidorovk@kspu.ru