Научная статья на тему 'Организация уроков физической культуры по специализации «Регби» в общеобразовательных учреждениях'

Организация уроков физической культуры по специализации «Регби» в общеобразовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL PROCESS / PHYSICAL EDUCATION / COMPETENCE / STUDENTS / SOCIALIZATION / LESSON OF PHYSICAL CULTURE / RUGBY AND PHYSICAL ABILITIES / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / РЕГБИ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Василий Викторович, Савчук Александр Николаевич

С 2000 г. и по настоящее время система образования подвергается качественным изменениям. Они предполагают создание условий для учащихся, при которых происходит формирование универсальных компетенций, позволяющих беспрепятственно участвовать в дальнейшей социализации всесторонне развитой личности с сохранением и укреплением здоровья. Появляется потребность использовать вариативную часть образовательной школьной программы по физической культуре для разных специализаций спорта. Одной из специализаций спортивных дисциплин, которая на данный момент повсеместно внедряется в физическое воспитание школьников, является регби.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Василий Викторович, Савчук Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF LESSONS OF PHYSICAL CULTURE ON SPECIALIZATION RUGBY IN SECONDARY SCHOOLS

2000 and the present education system undergoes qualitative changes. They suggest the creation of conditions for pupils in which there is a formation of generic competences that allow to freely participate in further socialization of a fully developed individual with the preservation and promotion of health. There is a need to use the elective part of the school educational programme on physical training for different sports specializations. One of the specialties of sports disciplines, which is currently widely implemented in physical education of schoolchildren, is Rugby.

Текст научной работы на тему «Организация уроков физической культуры по специализации «Регби» в общеобразовательных учреждениях»

УДК 796.011

В. В. Бойко, А. Н. Савчук

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «РЕГБИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

С 2000 г. и по настоящее время система образования подвергается качественным изменениям. Они предполагают создание условий для учащихся, при которых происходит формирование универсальных компетенций, позволяющих беспрепятственно участвовать в дальнейшей социализации всесторонне развитой личности с сохранением и укреплением здоровья. Появляется потребность использовать вариативную часть образовательной школьной программы по физической культуре для разных специализаций спорта. Одной из специализаций спортивных дисциплин, которая на данный момент повсеместно внедряется в физическое воспитание школьников, является регби.

Ключевые слова: учебный процесс, физическое воспитание, компетентность, учащиеся, социализация, урок физической культуры, регби, физические способности.

В настоящее время, в период качественных изменений в системе образования, осуществляется поиск адаптивных времени технологий, форм, методов для реализации уроков физической культуры в учебном процессе школьников. Процесс социализации современного учащегося подразумевает формирование у него особых личностных качеств, таких как универсальные компетентности. Они позволят подрастающему поколению в команде или в автономном режиме реализовывать свой личностный потенциал. На протяжении нескольких десятилетий специалисты в сфере физического воспитания и спорта, такие как Л. П. Матвеев и другие, исследовали проблему низкой культуры физического воспитания у подрастающего поколения нашего общества [1—3]. Под физическим воспитанием авторы понимают такой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных любому человеку физических и волевых качеств, которые обеспечивают направленное развитие их способностей [4]. Физические качества человека и его способности формируются в школе с учетом его возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Задача администрации и учителя физической культуры образовательного учреждения организовать такой образовательный процесс, который бы усиливал мотивацию к занятиям физкультурой и развивал физические способности у учащихся. При этом общеобразовательные организации должны в своей деятельности опираться на научные и обоснованные современные образовательные методики и технологии, контроль результатов которых должен становиться мотивом к дальнейшему совершенствованию процесса [5, с. 70].

Изменения в процессе физического воспитания учащихся регламентируются стратегией развития физической культуры и спорта в нашем государстве до 2020 г. Одной из важных задач является вовлечение школьников в систематические занятия физкультурой и спортом не только на уроках физи-

ческой культуры, но и во внеурочное время [6]. Данная деятельность усилилась в 2010 г., когда объем недельной учебной нагрузки по физкультуре в общеобразовательных учреждениях всех видов и типов увеличился на один час. Введение третьего часа физической культуры в учебные планы школ продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры и спорта в воспитании современных школьников, сохранения и укрепления их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, приобретения навыков здорового образа жизни [7].

В настоящее время в образовательных учреждениях реализуются учебные программы с добавлением третьего часа физической культуры либо универсальной направленности, либо на основе спортивной дисциплины. При этом необходимо отметить, что вариативность образования способствует не только социализации и индивидуализации личности, но и управлению функционированием и изменениями в системе образования на разных уровнях. Образовательное пространство неформального образования является областью получения знаний, а также изменяет отношение человека к природной среде, вырабатывает необходимые социальные нормы поведения, творческого подхода, особенно в коллективной спортивной специализации на уроках физкультуры [8, с. 16].

Одним из ярких примеров популяризации регби является г. Красноярск, в котором во многих школах третий час вводят на основе регби, и это обоснованная закономерность, так как город является «столицей» российского регби. Более чем в 14 образовательных учреждениях города введен третий час физической культуры на основе бесконтактного регби (таг-регби). Перед тем как участвовать в соревнованиях, учащиеся знакомятся с физическими упражнениями, являющимися основными для таг-регби:

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 8 (173)

упражнения на равновесие, скорость, выносливость, которые выполняются с мячом и без него [9]. Физическая культура и спорт являются неотъемлемыми институтами в воспитании учащихся. Так, в МБОУ СШ № 80 из 310 учащихся занимаются таг-регби и регби 100 человек, как мальчики, так и девочки. В этой школе функционирует спортивно-оздоровительный клуб «Легион», где одним из видов спорта является регби. Учащиеся школы, которые добились значительных результатов, зачисляются в СДЮШОР «Красный Яр», который является чемпионом первенства Красноярского края и региональных соревнований. У учащихся школы появился новый путь социализации с воспитанием особых качеств личности.

В МБОУ СШ № 81 создан экспериментальный регбийный класс при взаимодействии со СДЮШОР «Енисей-СТМ», где созданы все условия для образовательного процесса и подготовки спортсменов.

Спортивная деятельность на уроках физической культуры должна способствовать восстановлению уровня функционирования физиологических систем, поддержанию умственной работоспособности на уроках математики, русского языка и др. [10, с. 253].

Программа по регби направлена не только на сохранение и укрепление здоровья, развитие физических и спортивных навыков, но и на формирование особых личностных качеств [11].

На протяжении всего времени реализации третьего часа физической культуры на основе регби, а именно с 2010 г., осуществлялось педагогическое наблюдение за всеми участниками образовательного процесса в школах Кировского района г. Красноярска. Основная задача данного наблюдения состояла в том, чтобы определить адаптивность программы на основе регби к существующим условиях в образовательном процессе, выявить отношение учеников, родителей, специалистов к введению регби в уроки физической культуры. За пери-

од 2010-2012 гг. было выявлено, что только 1 % участников образовательного процесса проявили неприязнь к введению третьего часа физической культуры на основе регби; 63 % воздержались и 36 % выразили положительное отношение к нововведению (участвовало 350 законных представителей несовершеннолетних). Данные результаты опроса позволили перейти к педагогическому эксперименту для выявления способностей, которые формируются при реализации третьего часа в школе.

В каждой общеобразовательной организации одного из районов г. Красноярска, в каждой параллели классов была внедрена интегральная программа на основе регби.

Педагогический эксперимент проводился в 3 этапа с 2012 по 2015 г. Были организованы контрольная и экспериментальная группы в 6-х классах, наблюдения проходили по 8-й класс включительно.

В экспериментальных классах образовательных учреждений реализовывался третий час на основе регби по программе интегративного курса физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на основе программы по регби (А. В. Кулешов, Д. В. Бесполов, Е. Н. Федотов). В контрольных классах реализовывались уроки физической культуры по комплексной программе под редакцией В. И. Ляха, А. А. Здановича.

Для объективности исследования были определены равноценные друг другу классы по группе здоровья, количеству учащихся, пропорциональности и идентичности пола. Практические и теоретические уроки также проводились в соответствии с учебной программой. Учащиеся из экспериментального класса участвовали в соревновательной деятельности по регби.

Как видно из таблицы, программа, составленная на основе регби, повлияла на развитие физических способностей у учащихся.

Таблица

Показатели физических способностей учащихся средних классов при реализации третьего часа

физкультуры на основе регби

Наименование теста Группы Вводный тест (6-й класс) Промежуточный тест (7-й класс) Итоговый тест (8-й класс)

х + т Р х + т Р х + т Р

Челночный бег (3 по 10 м) (мин) контрольная 8,9 + 0,3 > 0,05 8,4+0,2 < 0,05 8,1 + 0,1 < 0,05

экспериментальная 9,2 + 0,3 8,2+0,2 7,8 + 0,1

Бег на 1000 м (мин) контрольная 6,05 + 0,3 > 0,05 5,85+0,3 < 0,05 5,16 + 0,2 < 0,01

экспериментальная 6,11 + 0,3 5,93+0,2 5,45 + 0,1

Прыжок в длину с места (см) контрольная 170 + 4,4 > 0,05 176,8+4,1 < 0,05 181,1 + 3,7 < 0,05

экспериментальная 169,5+4,4 177,4+4,4 185,3 + 4,4

Сгибание-разгибание рук в висе на перекладине контрольная 4 + 2 > 0,05 6 + 2 > 0,05 8 + 2 < 0,05

экспериментальная 3 + 2 7 + 2 10 + 2

В процессе реализации эксперимента становится очевидным, что при реализации третьего часа физкультуры на основе регби по программе интегратив-ного курса физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений активизируется развитие физических способностей учащихся.

В ходе визуального наблюдения за учащимися было определено, что на таких уроках возрастает мотивация к спорту. Данные выводы можно сде-

лать по количеству учащихся, зачисленных в СДЮШОР РК «Красный яр» и «Енисей-СТМ» -30 % от занимающихся в таких классах.

Таким образом, становится очевидным, что при подобной организации образовательного процесса на уроках физического воспитания с включением регби возрастает мотивация к спорту и усиливается эффект развития физических способностей учащихся.

Список литературы

1. Володина В. С., Савчук А. Н. Теория и методика физического воспитания школьников. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. 2015. 429 с.

2. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд. испр. и доп. СПб.: Лань, 2005. 384 с.

3. Сидоров Л. К., Савчук А. Н. Двигательная потребность и двигательная активность: этапы и пути развития. Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева Красноярск, 2007. 334 с.

4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991, 543 с.

5. Лопухина А. С. Основополагающие принципы педагогического контроля для отбора показателей оценки качества и эффективности получения школьниками физкультурного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 12 (165). С. 69-71.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

8. Иванова И. В., Макарова В. А. Вариативность как ведущая тенденция развития современного дополнительного образования в России // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 11 (164). С. 14-17.

9. Кулешов А. В., Бесполов Д. В., Федотова Е. Н. Программа интегративного курса физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на основе регби. М., 2012. С. 61.

10. Пешков В. Ф. Восстановительно-профилактическая направленность школьного урока физической культуры // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 5 (158). С. 252-255.

11. Материалы XVIII традиционного Международного симпозиума, проводимого в рамках международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», Красноярский гос. пед.й ун-т имени В. П. Астафьева», г. Красноярск, Россия, с. 511.

Бойко В. В., аспирант.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.

Ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049. E-mail: bvl97@mail.ru

Савчук А. Н., кандидат педагогических наук, профессор.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.

Ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049. E-mail: kspu@kspu.ru

Материал поступил в редакцию 02.02.2016.

V V Boyko, A. N. Savchuk

THE ORGANIZATION OF LESSONS OF PHYSICAL CULTURE ON SPECIALIZATION RUGBY IN SECONDARY SCHOOLS.

2000 and the present education system undergoes qualitative changes. They suggest the creation of conditions for pupils in which there is a formation of generic competences that allow to freely participate in further socialization of a fully developed individual with the preservation and promotion of health. There is a need to use the elective part of the school educational programme on physical training for different sports specializations. One of the specialties of sports disciplines, which is currently widely implemented in physical education of schoolchildren, is Rugby.

EecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2016. 8 (173)

Key words: educational process, physical education, competence, students, socialization, lesson of physical

culture, Rugby and physical abilities.

References

1. Volodina V. S., Savchuk A. N. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov [Theory and methodology of physical education of schoolchildren]. Krasnoyarsk, KGPU im. V. P. Astafeva Publ., 2015. 429 p. (in Russian)

2. Matveev L. P. Obshchaya teoriya sporta ieyo prikladnye aspekty. 4-e izd. ispr. idop. [General theory of sport and its applied aspects. 4-e izd. rev. and additional] St. Petersburg, Lan' Publ., 2005. 384 p. (Textbooks for higher educational institutions. Special literature) (in Russian).

3. Sidorov L. K., Savchuk A. N. Dvigatel'nayapotrebnost'i dvigatel'naya aktivnost': etapyiputirazvitiya [Motor need and motor activity: Stages and ways of development: monograph]. Krasnoyarsk, KGPU im. V. P. Astafeva Publ., 2007. 334 p. (in Russian).

4. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury: uchebnik dlya institutov fizicheskoy kul'tury [Theory and methodology of physical culture: textbook for institutes of physical culture]. Fizkul'tura i sport - Physical Culture and Sport, Moscow, 1991. 543 p. (in Russian)

5. Lopukhina A. S. Osnovopolagayushchiye printsipy pedagogicheskogo kontrolya dlya otbora pokazateley otsenki kachestva i effektivnosti polucheniya shkol'nikami fizkul'turnogo obrazovaniya [The fundamental principles of pedagogical control for selection of indicators of the assessment of quality and effeciancy of receiving sports education by school students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 12 (165), pp. 69-71.

6. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 7 avgusta 2009 g. № 1101-r "Strategiya razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda" [The order of the government of the Russian Federation dated August 7, 2009. No. 1101-R "Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period till 2020"] (in Russian).

7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 30 avgusta 2010 g. № 889 "O vnesenii izmeneniy v federal'nyy bazisnyy uchebnyy plan i primernye uchebnye plany dlya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy Rossiyskoy Federatsii, realizuyushchikh programmy obshchego obrazovaniya, utverzhdennye prikazom Ministerstva obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 9 marta 2004 g. № 1312 "Ob utverzhdenii federal'nogo bazisnogo uchebnogo plana i primernykh uchebnykh planov dlya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy Rossiyskoy Federatsii, realizuyushchikh programmy obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 30 August 2010 № 889 "On amending the Federal basic curriculum and approximate curricula for educational institutions of the Russian Federation, implementing programs of General education, approved by the Ministry of education of the Russian Federation dated March 9, 2004 No. 1312 "On approval of the Federal basic curriculum and approximate curricula for educational institutions of the Russian Federation, implementing programs of General education"] (in Russian)

8. Ivanova I. V., Makarova V. A. Variativnost' kak vedushchaya tendentsiya razvitiya sovremennogo dopolnitel'nogo obrazovaniya v Rossii [Variability as the leading trend of development of modern additional education in Russia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 11 (164), pp.14-17 (in Russian).

9. Kuleshov A. V., Bespolov D. V., Fedotova E. N. Programma integrativnogo kursa fizicheskogo vospitaniya dlya obuchayushchikhsya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy na osnove regbi [Program of integrative course in physical education for pupils of educational institutions on the basis of Rugby], Moscow, 2012. p. 61. (in Russian)

10. Peshkov V. F. Vosstanovitel'no-profilakticheskaya napravlennosf shkol'nogo uroka fizicheskoy kul'tury [Restorative and preventive orientation of the lessons of physical education at school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 5 (158), pp. 252-255 (in Russian).

11. Materialy XVIII traditsionnogo Mezhdunarodnogo simpoziuma, provodimogo v ramkakh mezhdunarodnogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma "Chelovek, sem'ya i obshchestvo: istoriya i perspektivy razvitiya" [Materials of XVIII International Symposium held in the framework of international scientific and educational forum "person, family and society: history and prospects"]. Krasnoyarsk, KGPU im. V. P. Astafeva Publ. (in Russian)

Boyko V. V.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafev.

Ul. Ady Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049.

E-mail: bvl97@mail.ru

Savchuk A. N.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astaf'ev.

Ul. Ady Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049.

E-mail: kspu@kspu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.