ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Физическое воспитание, совершенствование, познавательная активность, знания, школьники, урок физической культуры, теоретико-методические, практические занятия.
Основное внимание в сфере образования уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. С этой целью необходимо не допускать снижения их двигательной активности, способствовать росту числа учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом. В связи с этим разработана и утверждена распоряжением правительства Российской Федерации (от 7 августа 2009 г. № 1101-р) стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. Стратегия предполагает создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения страны. Модернизация системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях выступает одним из ключевых направлений стратегии.
Современные условия образования требуют от учащихся проявления в процессе физического воспитания высокой активности как в познавательной, так и в двигательной деятельности. Активность — это необходимый фактор развития ребенка, который обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды и тем самым его выживание [Нестеров, 1998, с. 41]. Познавательная активность рассматривается специалистами в области педагогики и психологии с двух сторон: как свойство личности и как качество деятельности [Бряник, 2003, с. 28; Рогов, 2001, с. 56; Семенов, 2000, с. 64; Шадриков, 1990, с. 14].
Традиционно принято считать, что уроки физической культуры должны быть направлены на организацию лишь двигательной активности учащихся. Основное внимание уделяется прохождению программного материала по спортивным играм в рамках базовой и вариативной частей. Это зачастую приводит к тому, что уроки начинают носить спортивный характер. Среди причин, побуждающих учителя к данным действиям, следует отметить то, что основу результативности деятельности учителя при аттестации, формальных показателей работы школы по физической культуре составляют спортивные достижения школьников, показатели их физической подготовленности. В данном случае не учитываются требования, предъявляемые к совершенствованию процесса физического воспитания школьников, которые предполагают обеспечение учащихся качественным образованием в области физической культуры. О качественном образовании школьников можно будет говорить в том случае, если, наряду с достижениями по физической подготовленности, сформированности двигательных умений и навыков по видам спорта, предусмотренными программным материалом, предпочтение будет отдаваться качеству подготовки учащихся по применению средств физического воспитания в повседневной жизни; вооружению специальными знаниями, умениями и навыками: организация режима дня, самостоятельных занятий физической культурой,
физкультурно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий, применение общеразвивающих, специальных комплексов и отдельных упражнений, контроль за состоянием своего организма и т. п.
Учащимся основной школы свойственны стремления к самопознанию, самовыражению, признанию со стороны сверстников и окружающих, к овладению новыми знаниями, совершенствованию своих умений и закреплению навыков. Все поступки и действия совершаются ими с целью подчеркивания самостоятельности. С учетом этих особенностей образование в области физической культуры учащихся 5—9 классов должно быть направлено не только на вооружение их новыми знаниями и умениями, но и на формирование социокультурных основ двигательной деятельности (организаторских навыков физкультурно-оздоровительной, физкультурно-массовой и спортивной деятельности).
Объектом нашего исследования мы выделяем процесс физического воспитания учащихся основной школы. Предметом — педагогические условия развития познавательной активности учащихся 5—9 классов.
Цель работы — совершенствование процесса физического воспитания учащихся основной школы на основе развития их познавательной активности.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что теоретические и прак-тико-методические уроки физической культуры будут способствовать формированию у учащихся 5—9 классов познавательной активности, являющейся необходимым условием совершенствования процесса физического воспитания в основной школе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и рабочей гипотезой мы определили следующие задачи исследования.
1. Проанализировать научную и методическую литературу по формированию познавательной активности школьников, особенностям организации физического воспитания учащихся 5—9 классов.
2. Разработать программу освоения теоретических и практико-методических знаний, умений и навыков на уроках физической культуры в их тесной взаимосвязи с содержанием чисто практических занятий.
3. Определить и экспериментально обосновать влияние познавательной активности на процесс физического воспитания учащихся основной школы.
Научная новизна состоит в том, что совершенствование процесса физического воспитания учащихся 5—9 классов основано на формировании у школьников познавательной активности в процессе уроков теоретической и практико-методичес-кой направленности. А также научно обоснованы содержание и количественное соотношение таких занятий.
В педагогическом эксперименте приняли участие 32 школьника. Контрольная группа (16 человек) учащихся была сформирована в МОУ Хребтовской СОШ № 11, экспериментальная (16 человек) - МОУ Невонской СОШ № 6 Красноярского края (Богучанский район). Протяженность всего эксперимента составляет семь лет (2004-2010).
Содержание теоретических и практико-методических уроков физической культуры разработано в тесной взаимосвязи с программным материалом комплексной программы физического воспитания учащихся 1—11 классов общеобразовательных учреждений [Лях, Зданевич, 2009].
Темы теоретических и практико-методических занятий распределены по трем блокам: «Основы физической культуры и спорта», «Основы оздоровительной физической культуры», «Правила организации физкультурно-оздоровительных, самос-
тоятельных занятий, спортивно-массовых мероприятий». Каждая из тем, в свою очередь, разделена на разделы. Разделы тем распределены с 5 по 9 класс в зависимости от этапов истории развития физической культуры и спорта, сложности изучаемого материала (понятия и особенности формирования двигательных умений и навыков), психолого-физиологических и педагогических особенностей учащихся (развитие систем организма, формирование умений и навыков самоконтроля, определение уровней физического развития, физической подготовленности). Прохождение блока «Основы физической культуры и спорта» сопровождается в основном теоретическими занятиями (просмотр презентаций, творческих работ учащихся, уроки-викторины, круглые столы и другие формы). Домашние задания также в большей степени носят теоретическую направленность (изучение литературы, поиск информации, просмотр и анализ видеофильмов, спортивных передач, соревнований и др.). На теоретических занятиях при прохождении тем по блокам «Основы оздоровительной физической культуры» и «Правила организации физкультурно-оздоровительных, самостоятельных занятий, спортивно-массовых мероприятий» учащиеся вооружаются знаниями и умениями составления индивидуальных комплексов общеразвивающих, специально развивающих и профилактических упражнений, режима дня (во время обучения в школе, на каникулах), анализа данных физического развития и подготовленности и др. Практически все эти темы нуждаются в закреплении не только на методико-практических уроках, но и в рамках домашних заданий.
Базовый компонент комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений предполагает прохождение раздела основ знаний в области физической культуры как в процессе уроков, так и на специально отведенных занятиях (не более 1—2 часов в четверть). С учётом этого для вооружения учащихся теоретическими и методическими знаниями по видам спорта, предусмотренными базовой частью, мы отвели по одному часу теоретико-методических занятий по волейболу, баскетболу, два часа по гимнастике с элементами акробатики, легкой атлетике и лыжной подготовке (5, 6 классы). В 7-9 классах по одному часу на спортивные игры, по два часа на гимнастику с элементами акробатики и легкую атлетику, по часу на лыжную подготовку и элементы единоборств.
Вариативную часть программы составляют теоретические и методико-практи-ческие уроки, направленные на вооружение учащихся знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни для организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Содержание занятий разработано на основании сетки часов (табл.).
Из таблицы видно, что на теоретико-методические занятия отводится по 8 часов в 5—6 и по 9 часов в 7—9 классах. На практические занятия — 19 часов в 5—6, 12 часов - в 7, по 9 часов - в 8-9 классах. Таким образом, из 102 часов (при трех занятиях в неделю) 16 приходится на теоретико-методические занятия в 5—6, 17 часов — в 7-9 классах; на практические занятия 86 часов - в 5-6, 85 часов - в 7-9 классах.
Определяя потребность учащихся в двигательной активности на начало педагогического эксперимента, мы выявили, что высокий и средний уровни потребности испытывают более 60 % учащихся контрольной и 50 % экспериментальной групп. После эксперимента в контрольной группе таких учащихся становится 31 %. В экспериментальной — у 100 % школьников средний и высокий уровни потребности в двигательной активности.
Таблица
Распределение учебного времени на различные виды программного материала (при трех занятиях в неделю)
Базовая часть Класс
5 6 7 8 9
Количество часов
75 75 81 84 84
01.01.12 Основы знаний о физической культуре В процессе уроков
12 Спортивные игры 18 18 18 18 18
12 Волейбол 8 8 8 8 8
теоретико-методический урок 1 1 1 1 1
практическое занятие 7 7 7 7 7
Баскетбол 8 8 8 8 8
теоретико-методический урок 1 1 1 1 1
практическое занятие 7 7 7 7 7
1.3 Гимнастика с элементами акробатики 18 18 18 18 18
теоретико-методический урок 2 2 2 2 2
практическое занятие 16 16 16 16 16
1.4 Легкая атлетика 21 21 21 21 21
теоретико-методический урок 2 2 2 2 2
практическое занятие 19 19 19 19 19
1.5 Лыжная подготовка 18 18 18 18 18
теоретико-методический урок 2 2 1 1 1
практическое занятие 16 16 17 17 17
01.06.12 Элементы единоборств - - 6 9 9
теоретико-методический урок - - 1 1 1
практическое занятие - - 5 8 8
2 Вариативная часть 27 27 21 18 18
2.1 Теретико-методические занятия 8 8 9 9 9
2.2 Практические занятия 19 19 12 9 9
Потребность в приобретении знаний в области физической культуры до эксперимента сильно выражена у 75 % учащихся контрольной группы и у 56 % — экспериментальной. В конце педагогического исследования в контрольной группе таких учащихся уменьшилось вдвое (37 %) за счет увеличения на 31 % ребят с умеренной и на 6 % со слабой потребностью. В экспериментальной группе возросло количество школьников с сильно выраженной потребностью на 25 %, за счет уменьшения на 6 % с умеренной и на 12 % слабой степенью потребности в приобретении специальных знаний. На начало эксперимента высокий и средний уровни мотивации на приобретение знаний в области физической культуры в контрольной груп-
пе имели 50 %, а в экспериментальной — 44 % учащихся. После эксперимента в контрольной группе таких школьников стало больше лишь на 2 %, в то время как в экспериментальной группе их число составило 100 %.
При изучении отношения школьников к урокам физической культурой выявлено, что после эксперимента любимым он является у 12 % учащихся контрольной группы, 44 % — экспериментальной. Ребята контрольной группы отмечают, что предмет не интересный и не занимательный (более 25 %); они не получают удовольствия при его изучении (более 30 %), не нравится как преподает учитель, предмет не нужно знать всем, и он не пригодится ни при поступлении, ни в будущей работе, им не интересуются товарищи (более 35 %). В экспериментальной группе ребята считают урок занимательным, интересным, требующим наблюдательности и сообразительности (более 40 %); необходимым при поступлении и развивающим (более 25 %).
Положительное отношение школьников к урокам физической культуры, понимание значения процесса физического воспитания помогают обоснованно поставить в иерархии жизненных ценностей на первые позиции здоровье и двигательную активность человека. На начало эксперимента 100 % учащихся и в контрольной, и в экспериментальной группах самой важной жизненной ценностью считали здоровье человека. При этом активная жизненная позиция человека находится не на первых позициях. По окончании исследования здоровье человека остается для обеих групп на первом месте, учащиеся экспериментальной группы на вторую позицию ставят двигательную активность человека.
Из опроса и бесед с родителями, классными руководителями, учителями физической культуры, испытуемыми выявлено, что на начало эксперимента (5 класс) в обеих экспериментальных группах с целью сохранения и укрепления своего здоровья систематически занимались физической культу!)ой самостоятельно и с родителями от 85 до 92 % учащихся. Для достижения спортивных результатов — от 8 до 15 %. Применяли физкультурно-оздоровительные мероприятия в повседневной жизни 31 % учащихся контрольной группы и 33 % экспериментальной. Посещали физкультурно-массовые мероприятия 94 % учащихся в обеих группах. К моменту выпуска из основной школы (9 класс) физической культурой и спортом занимаются самостоятельно и с родителями 100 % учащихся экспериментальной группы и 61%— контрольной. Посещают физкультурно-массовые мероприятия, а также принимают участие в их организации и проведении 37 % учащихся контрольной группы и 100 % экспериментальной. Физкультурно-оздоровительные мероприятия присутствуют в повседневной жизни у 13 % учащихся контрольной группы и 86 % — экспериментальной. Стремятся к соблюдению режима дня 100 % испытуемых экспериментальной группы и 34 % — контрольной.
При анализе научной и методической литературы выявлено, что формированию познавательной активности школьников уделяется в настоящее время большое внимание в связи с возросшими требованиями к качеству общего среднего образования. С целью увеличения количества учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, государством определены четкие цели, задачи, направления современных уроков физической культуры, показатели результативности качественно организованного физического воспитания. Именно оно должно стать результатом активного овладения учащимися систематизированными знаниями, умениями и навыками, способами познавательной и предметной деятельности с целью творческого развития личности.
Вышеизложенные данные педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о том, что введение теоретических и практико-методических занятий с целью развития познавательной активности учащихся 5—9 классов оказывает эффективное влияние на процесс физического воспитания. В экспериментальной группе у школьников сформирована система определенных жизненных ценностей, среди которых первые позиции занимают здоровье, двигательная активность и активная жизненная позиция человека. Потребность ребят в приобретении и расширении знаний в области физической культуры, в проявлении двигательной активности способствует увеличению числа учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Особого внимания заслуживает тот факт, что ребята экспериментальной группы стали больше посещать секционные и кружковые спортивные занятия и самостоятельно заниматься физической культурой и спортом.
Таким образом, познавательная активность должна стать неотъемлемой частью процесса физического воспитания школьников, ориентированного на качественное образование учащихся в области физической культуры и спорта.
Библиографический список
1. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 288 с.
2. Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная
программа физического воспитания учащихся. 1—11 классы. М.: Просвещение,
2009. 128 с.
3. Нестеров В.А. Этапность формирования физического состояния человека в различных климато-георгафических условиях. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 1998. 97 с.
4. Рогов Е.И. Психология познания. М.: ВЛАДОС, 2001. 176 с.
5. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. М.: Моск. псих.-соц. ин-т.; Воронеж: МОДЭК, 2000. 64 с.
6. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М.: Просвещение, 1990. 142 с.