4 См.: Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984. 144 с.
5 Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1976. С. 389.
6 См.: АркинЕ. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1969. 445 с.
7 См.: КоломинскийЯ. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников (общее и различное) : дис. ... д-ра психол. наук. Минск., 1980. 426 с.
8 Лисина М. И. Указ. соч. С. 57.
9 Мудрик А. В. Указ. соч. С. 35.
10 Симонов В. П. Педагогический менеджмент : 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом : учеб. пособие. М., 1997. С. 168.
11 Вейт М. А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе учащихся общеобразовательной школы : учеб. пособие. М., 1985. С. 39.
12 См.: Репина Т. А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников : задачи и методы исследования // Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978. С. 213-235.
13 См.: Зимняя И. А. Психологические аспекты общения говорящего на иностранном языке. М., 1985. 160 с.
УДК 379.82: 796.01
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
С. А. Фирсин
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье раскрывается организация физического воспитания в досуговой деятельности школьников, осуществляемой на основе комплексной системы. Целостное воздействие комплексной системы проявляется в том, что она охватывает основные сферы личности школьника (познавательную, мотивационно-ценност-ную, деятельностную) и влияет на изменение его отношения к себе как личности и члену общества. Ключевые слова: новые формы физического воспитания, до-суговая деятельность школьников.
Organization of Physical Culture Education in School Time Activities
S. A. Firsin
The article reveals the organization of physical culture education in school time activities, is based on a complex system. Holistic integrated effects seen in the fact that it covers the main areas of the schoolboy (cognitive, motivational and value, activity), and affects the change in his attitude toward himself as an individual and member of society. Key words: new forms of physical education, leisure activity pupils.
В новых социально-экономических условиях возрастают роль и значение физкультурного воспитания как действенного фактора укрепления здоровья населения, повышения его работоспособности, организации рационального досуга. Важное место в системе воспитания школьников (наряду с другими направлениями этой педагогической деятельности) должно занимать физкультурное воспитание, основанное на использовании активных, регулярных занятий физической культурой и спортом для решения оздоровительно-рекреационных задач. Большое
значение в настоящее время имеют поиск и внедрение в практику воспитания и организации досуговой деятельности учащейся молодежи таких инновационных направлений, форм и методов работы, которые не только декларативно, но и реально содействуют ее приобщению к провозглашаемым гуманистическим идеалам и ценностям. Одним из таких подходов является комплексная система организации физического воспитания в досуговой деятельности учащейся молодежи, которая должна готовить к свободному занятию массовым спортом и превращать зрителей в участников. В такой комплексной системе необходимо учитывать разнообразные мотивы и особенности различных участвующих групп и их спортивные возможности. Что касается мотивов, то следует отметить, что в массовом спорте, который в настоящее время главным образом основывается на концепциях усилия и все большего достижения, нужно в большей степени учитывать новые стремления к отдыху и досугу.
Настоящее исследование посвящено решению проблемы организации физического воспитания в досуговой деятельности школьников Саратовской области в современных условиях, социально-педагогическому и организационному её совершенствованию.
Актуальность данного исследования обусловлена сложившимся в регионе положением, а именно:
неудовлетворительным состоянием здоровья и низким уровнем физической подготовленности школьников;
© Фирсин С. А., 2013
недостаточной эффективностью региональной системы организация физкультурного воспитания в досуговой деятельности школьников.
Основной же проблемой является то, что организация физического воспитания в досуговой деятельности школьников осуществляется без достаточного научного обоснования и серьезной концептуальной проработки, довольно часто -методом проб и ошибок. В Саратовской области отсутствует эффективная система физкультурного воспитания, учитывающая специфические особенности этого региона.
Для изменения этой ситуации необходим комплекс, включающий социально-педагогическое воздействие, пропаганду здорового образа жизни, в том числе средствами искусства, развитие физической культуры и массовых видов спорта. В физкультурно-спортивной деятельности заложены огромные возможности для гуманистического воздействия на духовный мир людей и их физическое состояние.
Отмеченные выше недостатки свидетельствуют о необходимости кардинального изменения сложившейся системы физкультурного воспитания, поиска новых подходов к ее организации с целью более полного и эффективного использования огромного гуманистического, социально-культурного потенциала физкультуры и массового спорта.
Цель исследования: теоретико-технологическое обоснование региональной комплексной системы организации физического воспитания в досуговой деятельности школьников, осуществлении комплексных мероприятий по их реализации. Для её достижения предполагалось решение следующих задач:
1) определить тенденции и противоречия существующих подходов к развитию физкультурного воспитания и организации досуга школьников в Саратовской области на основе исследования исторических, философских, социальных, биологических предпосылок возникновения, становления физкультурного воспитания, изучения отечественных систем и программ развития оздоровительной физической культуры;
2)разработать социально-педагогические технологии региональной комплексной системы организации физического воспитания в досуговой деятельности школьников и внедрить их в практическую работу муниципальных органов управления физической культурой и спортом;
3) определить состав, структуру, принципы и механизмы педагогической системы управления развитием региональной комплексной системы организации физкультурного воспитания в досуговой деятельности школьников.
Основной замысел организации физкультурного воспитания заключался в том, чтобы
приобщить учащуюся молодежь к активным и регулярным занятиям физкультурой.
В эксперименте принимали участие 500 школьников 10-11-х классов общеобразовательных школ Саратовской области: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»; МАОУ «Лицей № 36» г. Саратова; МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Хвалынска; МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Пугачева.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к педагогическому эксперименту, были определены контрольная (п = 250) и экспериментальная (п = 250) группы. Для школьников контрольной группы организация физического воспитания в досуговой деятельности осуществлялась в соответствии с государственным образовательным стандартом. Для работы с экспериментальной группой была разработана комплексная система организации физического воспитания в досуговой деятельности школьников, согласованная с педагогическим коллективом и директором школы. Эта система организованно реализовывалась во внеурочное время на базе средних общеобразовательных школ и лицея, в работе принимали участие учителя физической культуры. Занятия по программе в экспериментальной группе проводились три раза в неделю по 1,5 часа.
Можно выделить следующие компоненты физкультурного воспитания в досуговой деятельности учащейся молодежи: физкультурно-оздоровительный компонент (ФОК); социально-педагогический компонент (СПК); образовательно-интеллектуальный компонент (ОИК).
В физкультурно-оздоровительный компонент входят традиционные методики - закаливание организма, дыхательная гимнастика и др., и новые формы и методы организации занятий физкультурой в целях лечения и реабилитации: для эстетического воспитания - формы и методы артпедагогики1;
для решения задач отдыха, развлечения, рекреации, нравственного воспитания - разнообразные игровые формы и методы организации физкультурной деятельности: «кооперативные игры», при проведении которых учитываются не личные достижения отдельных участников или команд, соревнующихся друг с другом, а достижения всех участников в целом, объединенных в единую команду2;
«новые» (несоревновательные) игры, в которых участники не разделяются на победителей и побежденных, всемерно поощряются сотрудничество, творчество, юмор3;
народно-национальные игры, забавы4; «социоориентированные игры-тренировки»5; психотехнические, психокоррекционные, имитационные6, сюжетно-ролевые и т.п. игры7;
спартианские формы физкультурно-спор-тивной работы8, направленные на улучшение физического состояния школьников.
Социально-педагогический компонент ре-ализовывался в культурно-спортивном центре «СПАРТ», в котором проводились занятия в спортивном и спартианском клубах, подростковом клубе, занятия в кружках по интересам и были организованы общекультурные мероприятия.
В рамках образовательно-интеллектуального компонента традиционные занятия по физической культуры дополняются физкультурным воспитанием, основу которого составляют обширный познавательный материал по физической культуре, валеологии, приемам духовного и физического самосовершенствования, знания о здоровом образе жизни и спорте, по истории спортивного и олимпийского движения. Физкультурное воспитание предусматривает также обсуждение с детьми модели Спартианских игр, основных документов спартианского движения и кодекса «Играй по-спартиански».
Следует отметить также большое значение умственно-интеллектуальной работы, которую выполняют школьники, обучаясь тем или иным новым формам и методам организации занятий физкультурой, приобретая новые двигательные навыки. Благодаря этому образуются и закрепляются новые нервно-психические связи, улучшаются координационно-двигательные возможности организма.
Сравнительный анализ групп показал, что во всех произошли изменения физических качеств, но в экспериментальной группе эти изменения более эффективны; по уровню физической подготовленности эта группа превзошла контрольную по всем физическим показателям: силовым, скоростно-силовым, общей выносливости и гибкости.
Анкетный опрос формирования интереса школьников к к занятиям физической культурой обеих групп показал:
положительно относятся к занятиям физической культурой в контрольной группе 73% (125) школьников, тогда как в экспериментальной группе 96% (260) учеников. С другой стороны, отрицательно относятся к урокам физической культуры в экспериментальной группе всего лишь 4% (11) человек, тогда как в контрольной группе это значение гораздо выше - 27% (72);
положительную роль личности педагога в формировании отношения к занятиям физической культурой отметили в контрольной группе 53% (142) школьников, в экспериментальной группе -97% (263);
активно заниматься физической культурой желают в контрольной группе 46% (123) школьников, в экспериментальной группе - 89%
(241). Не желают заниматься физической культурой и спортом в контрольной группе - 36% (96), экспериментальной группе - 10% (27). Не дали однозначного ответа на этот вопрос в контрольной группе 18% (48), в экспериментальной группе - 1% (3);
24% (64) школьников контрольной группы считают, что занятия физической культурой влияют на успеваемость по другим предметам, в экспериментальной группе такой же ответ у 69% (187) учащихся. У 58% (155) опрошенных в контрольной и 28% (76) детей в экспериментальной группе занятия физической культурой не влияют на успеваемость по другим предметам. 18% (48) учащихся контрольной группы и 3% (8) учащихся в экспериментальной группе не знают ответа на этот вопрос;
на вопрос «Влияет ли семья на ваше формирование потребностей в систематических занятиях физической культурой?» в контрольной группе ответили «да» 12% (32) школьников, «нет» - 88% (235) анкетируемых; в экспериментальной группе ответили «да» 92% (242) школьников, «нет» - 8% (29) учащихся.
По завершении формирующего эксперимента для школьников экспериментальной и контрольной групп проводился итоговый контрольно-диагностический срез, позволивший выявить уровень сформированности интереса школьников к занятиям физической культурой.
Таким образом, данные, полученные в ходе формирующего эксперимента, показывают определенную тенденцию к повышению уровня интереса школьников к занятиям физической культурой в экспериментальной группе, что позволяет признать проведенное исследование успешным, а эффективность внедрения в образовательный процесс средней школы авторской комплексной системы организации физического воспитания в досуговой деятельности школьников - подтвержденной. Следовательно, реализация на практике разработанной комплексной системы организации физического воспитания в досуговой деятельности школьников оказалась эффективной, а анализ хода и результатов эксперимента подтвердил правильность гипотезы исследования.
Примечания
1 См.: Шумакова Н. Ю. Артпедагогика : гуманизация образования в области физической культуры. Ставрополь, 2010. 308 с.
2 См.: Blumenthal E. Kooperative Bewegungspiele. Schorndorf, 1987. 91 s.
3 См.: Bubner C., Mienert C. Bausteine des Darstellenden Spiels. Frankfurt/M, 1987. 183 s.
4 См.: Куприянов Б. Н., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростка-
104
Научный отдел
ми : взрослые игры для детей : учеб.-метод. пособие. М., 2004. 215 с.
5 См.: Вишневский Д. Д. Социально ориентированная игра-тренировка как средство развития социальной активности школьников-подростков в условиях спортивно-оздоровительного центра : автореф. ... канд. пед. наук. Красноярск, 1999. 23 с.
6 См.: Кавтарадзе Д. Н. Имитационные игры как
средство экологического образования // Биология в школе. 1990. № 3. С. 32-34.
7 См.: ЩурковаН. Е. Классное руководство : игровые методики : метод. пособие. М., 2008. 224 с.
8 Столяров В. И., Фирсин С. А., Баринов С. Ю. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ). Саратов, 2012. 268 с.