• приобретение учащимися опыта творческой, проектной, исследовательской деятельности (т. е. готовность к поиску решений новых проблем, самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию);
• создание индивидуального портфолио обучающихся по результатам участия в конкурсах, конференциях;
• повышение интереса к предмету;
• стабильно высокое качество знаний по предмету;
• 100 % успеваемость;
• успешная сдача экзаменов;
• участие и победы в конкурсах различного уровня от школьных до федеральных;
• поступление выпускников на гуманитарные специальности по результатам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, ЕГЭ.
А также востребованность опыта учителями школы, города, региона (проведение мастер-классов, открытых уроков, выступления на семинарах).
Литература
1. Адяева-Никитина А. В. Публичное выступление - призыв (уроки развития речи в
6-м классе). [Электронный ресурс]. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/533663/ (дата обращения
20.03.2011).
2. Юрченко Ю. В. Что же такое ИКТ в образовании... [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.uspi.ru/index.php (дата обращения 05.02.2016).
Современные подходы к организации процесса обучения как необходимое условие реализации ФГОС Рябцева Н. А.
Рябцева Наталья Анатольевна /Ryabceva Natal'ya Anatol'evna - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 26, г. Зима, Иркутская область
Аннотация: для того чтобы урок был системно - деятельностным, необходимо применять современные педагогические технологии. Вопрос применения технологий не прост, поэтому учителю необходимо технологию изучить, а затем внедрять, в этом поможет технология проблемного обучения и технология развития критического мышления.
Abstract: in order that the lesson was systemically - activity, it is necessary to apply modern pedagogical technologies. The question of application of technologies isn’t simple therefore the teacher needs to study technology and then to introduce, the technology of problem training and technology of development of critical thinking will help with it.
Ключевые слова: технология проблемного обучения, противоречие, приемы, методы, ситуация, технология развития критического мышления, прием «Ромашка Блума», прием «Да-нетка».
Keywords: the technology of problem training, contradiction, receptions, methods, situation, technology of development of critical thinking, reception "Blum's Camomile", reception of "Yes-no".
200
У нас, давно работающих специалистов в начальной школе, постоянно возникают проблемы с реализацией новых стандартов.
Для того чтобы выстроить процесс обучения в соответствии с современными требованиями, необходимо повышать квалификацию, но несмотря на то, что курсовая подготовка по ФГОС - необходимое условие для современного учителя, все таки вопросов практического применения знаний остается много.
Один из главных вопросов - это применение современных педагогических технологий на уроках и внеурочной деятельности. Для того чтобы урок был системно - деятельностным, необходимо применять современные педагогические технологии. Таких технологий много:
Развивающее обучение Проблемное обучение
Технология развития критического мышления Разноуровневое обучение
Использование исследовательского метода в обучении Проектные методы в обучении Игровые методы Обучение в сотрудничестве
Информационно-коммуникационные технологии Здоровьесберегающие технологии.
Вопрос применения технологий не прост, поэтому учителю необходимо технологию изучить, а затем внедрять. Все мы знаем, что если дети не владеют приемами, составляющую технологию, то, как бы учитель не готовился к урокам, обучения через деятельность не получиться.
Я считаю, что начинать внедрение технологий необходимо с включением приемов, методов, ситуаций.
Для того чтобы представить как это можно сделать приведу пример работы над внедрением технологии проблемного обучения.
Технология проблемного обучения.
Суть такой технологии в противоречии между знанием и отсутствием необходимых знаний. Возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?» Для усвоения нового материала ученикам необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованиями, выявлением связей, изменений, причин, т.е. возникает проблемная ситуация и требуется ее решить. Начинала я с применения проблемных ситуаций на разных уроках и на любом этапе.
Например, на уроке математики, при введении математического понятия «скобки».
2 + 5 * 3 = 21 2 + 5 * 3 = 17
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать это выражение, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:
(2 + 5) * 3 = 21 2 + 5 * 3 = 17
Или на примере урока русского языка «Правописание непроизносимых согласных в корне слова». Детям предлагаю прочитать орфографически правильно вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно.
- А теперь произнести их.
- Что заметили? (заметили два противоречивых факта, в одних словах произносится «т», а в других нет.).
201
- Что можете сказать об этих словах?
- Что интересного заметили (таким вопросом побуждаем к сознанию противоречия).
- Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
- Почему в некоторых словах «т» не произноситься?
- в результате приходят к выводу
Использование технологии в обучении, позволяет мне достигать определенных результатов:
- активизирует мыслительную деятельность
- формируется положительная мотивация, познавательный интерес;
- развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся;
Следующая технология, которую я применяю «Технология развития
критического мышления»
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Работая в режиме технологии развития критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации.
Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов -осмысление - рефлексию (принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок).
Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Данная стадия актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме; побуждает к активной работе.
Для этой стадии существуют свои приемы:
1. Прием «Верные и неверные высказывания».
2. Прием - Игра «Верите ли вы?» «Да-нетка».
3. Прием «Корзина идей»
4. Прием «Рассказ-предположение по «ключевым словам».
5. Прием «Написание синквейна».
6. Прием «Толстые и тонкие вопросы»
7. Прием «Знаю - хочу узнать- узнал»
8. Прием «Ромашка Блума».
9. Прием «Да-нетка».
Вторая стадия - осмысление - позволяет получить новую информацию; осмыслить, соотнести с уже имеющимися знаниями.
На этой стадии можно применять приемы:
1. Прием « Верные и неверные утверждения»
2. Прием «Зигзаг»
3. Прием «Чтение с пометками INSERT»
4. Прием «Чтение с пометками»
5. Прием «Лист решения проблем»
6. Прием «Маркировочная таблица»
7. Прием «Пометки на полях»
8. Приём «Ромашка Блума»
9. Прием « Фишбоун»,
10. Таблица ЗХУ
Третья стадия - рефлексия - позволяет осмыслить, обобщить, присвоить новое знание; сформировать собственное отношение к изучаемому.
Приемы этой стадии:
1. Прием «Написания синквейна»
2. Прием «Кластера»
3 .Прием «Найди ошибку»
4. Прием «Верите ли вы, что ...»
202
5. Прием «Закончи предложение»
6. Прием «Перепутанные логические цепочки»
7. Прием «Дерево предсказаний»
8. Прием «Ромашка Блума»
9. Прием «Верные и неверные высказывания»
10. Прием - Игра «Верите ли вы?»
11. Прием «Да-нетка».
Некоторые приемы этой технологии можно использовать на разных стадиях. Например, прием «Ромашка Блума», этот прием формирует умение ставить вопросы к теме и систематизировать их, каждый из 6 вопросов задействует одну из сторон мышления.
Простые, уточняющие, оценочные, вопрос - интерпретации, творческие, практические.
Приемы Технологии критического мышления при их систематическом применении помогают учителю решить многие проблемные вопросы. Мои дети уже научились задавать разные вопросы, но это произошло не сразу. Вначале дети старались выбирать простые вопросы, тогда я стала применять кубик Блума. С этим кубом я работала так, кидала кубик ребенку, и он придумывал вопрос к нужной стороне.
Сначала для них это было сложно, например, составить оценочный вопрос: « Почему борьба с оврагами нужна?», но сейчас они это делают легко.
Следующий, на мой взгляд, очень эффективный и интересный метод «Да-нетка». Этот прием позволяет находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Когда я его применяю, мы выбираем ведущего (учитель или ученик), который задумывает слово (героя, предмет, явление) Остальные отгадывают его. Чтобы узнать слово, нужно задать вопросы (отсекающие), но только такие, на которые ведущий может ответить «да» или «нет». Например, можно спрашивать: «Это животное серого цвета?» И нельзя спрашивать: «Это животное серого или рыжего цвета?» Если вопрос окажется неточным, то ведущий говорит: «Я не могу ответить. Спросите иначе или задайте другой вопрос».
В заключении хотелось бы сказать, что современный учитель, должен не только учиться новому, но и использовать современные подходы к организации процесса обучения, только тогда реализация новых стандартов будет эффективной, а цели образования XXI века будут достигнуты.
Литература
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии, М., - «Педагогика», 1989.
2. Капуслен Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., - 1999.
3. КларинМ. В. Технология обучения, Рига - 1999.
4. Границкая А. С. Научить думать и действовать, М. - Просвещение, 1991.
5. Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. - М., 2000.
6. Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. -М.: Народное образование, 2001.
7. Горчакова-Сибирская М. П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. - М., 2001.
203