Научная статья на тему 'Разработка урока географии по теме: «Минеральные ресурсы России и проблемы их использования»'

Разработка урока географии по теме: «Минеральные ресурсы России и проблемы их использования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6418
719
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УУД / ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ГЕОГРАФИЯ / МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюшина Елена Владимировна

Материал разработан на основе применения технологии критического мышления. На уроке использованы разные формы и методы, направленные на формирование УУД и качественное усвоение учебного материала раздела «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матюшина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка урока географии по теме: «Минеральные ресурсы России и проблемы их использования»»

J

л

Мастер - класс

Матюшина Елена Владимировна

учитель географии МБОУ «Кадетская школа № 2» г. Салават

E-mail: [email protected]

РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ: «МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

_________________________________________________________________С

Аннотация: материал разработан на основе применения технологии критического мышления. На уроке использованы разные формы и методы, направленные на формирование УУД и качественное усвоение учебного материала раздела «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России».

Ключевые слова: УУД, технология критического мышления, география, минеральные ресурсы России.

Цель урока: сформировать знания о богатстве недр России, закономерностях размещения различных полезных ископаемых, об экологических проблемах, связанных с их добычей.

Задачи урока:

Образовательный аспект: изучить состав и размещение полезных ископаемых на территории страны; сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить обучающихся с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых; показать пути рационального использования природных ресурсов, продолжить работу над формированием умений работать с географическими картами, сопоставлять их, используя прием наложения карт.

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей обучающихся:

- Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль;

- Информационной: использовать источники знаний разного типа (презентации, иллюстрации, схемы, презентации, интернет-ресурсы);

- Учебно-исследовательской: самостоятельно

определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные ЗУН для ре-

шения новых учебно-познавательных и практических задач, просматривать причинно-следственные связи, давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

Социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине, бережное отношение к окружающей среде.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно - иллюстративный, объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский.

Методы познания: мультимедийные демон-

страции, статистический, анализ, синтез, прогноз, проблемный, сравнительный, картографический, оценки.

Используемое оборудование:

Компьютер (доступ в Интернет), проектор, экран. Географические атласы, контурные карты, коллекция

18

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

Мастер - класс

полезных ископаемых, информационная карта с заданием, тесты, презентация учителя и обучающихся, интерактивные наглядные пособия «Физическая карта России», «Геологическая карта России», раздаточный материал «Письмо из будущего», памятки к приемам, демонстрационный материал: составные части кластера, лепестки ромашки.

Ход первого урока:

I этап - организационный.

Методические приемы: «Ледокол» Создание комфортной обстановки и положительной мотивации.

Методические рекомендации: данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние обучающихся в начале урока.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

«Я рада встрече с вами. У меня хорошее настроение. Я надеюсь, что у вас оно тоже хорошее, мы успешно и плодотворно поработаем на уроке». Проверяет готовность к уроку. Знакомит с темой урока. Слушают. Записывают в тетрадь тему урока.

II. Проверка знаний и умений обучающихся

Возможные варианты проверки.

1) Использование технологии системной диагностики и мониторинга качества обучения

2) Разгадывание кроссворда

3) Проверка знаний географических объектов (работа в парах)

Ребятам предлагается восстановить названия и затем их показать на карте.

Общий кряж

Северная возвышенность Среднерусские Увалы Тиманский Сырт Прикаспийский Саян Западная низменность Восточный Алинь Сихоте-Саян Становое плоскогорье Среднесибирское нагорье

4) Можно предложить интересные задания в учебном электронном издании «География России. Природа и население. 8 класс».

5) Индивидуальная письменная проверочная работа. Обучающиеся, используя таблицы «Анализ рельефа равнин» и «Анализ рельефа гор» должны описать какую-либо форму рельефа. В результате этой работы проверяется умение сопоставлять физическую и тектоническую карты России.

6) Дифференцированная работа:

А) с обучающимися, имеющими низкий уровень ЗУН -работа по карточкам.

Б) «Олимпиадникам» можно предложить следующее задание:

№ Геологические структуры № Форма рельефа

1. Плита А Восточно-Европейская равнина

2. Платформа Б Западно-Сибирская низменность

3. Геосинклинальная область В Среднесибирское плоскогорье

4. Краевой прогиб Г Хибины и Кейвы

5. Щит Д Кавказ

Е Предкавказье в долине р.Терек

Ж Анабарсое плато

З Район между Волгой и Уралом

И Алданское нагорье

К Курильские о-ва

7) Фронтальная беседа проводится по основным вопросам предыдущего урока и включает устные задания по физической и тектонической картам России.

8) Индивидуальный опрос- «Заморочки из бочки» (каждый ребенок из бочонка достает вопрос и на него отвечает. Если не знает ответа, то вопрос адресуется другому ученику.

9) «Собери карту». Ребята работают в четверках. Учитель раздает разрезанную контурную карту, на которой номерами указаны географические объекты. Нужно определить (без атласов) эти объекты, назвать тектонические структуры, объяснить причины их образования.

Ш этап - Актуализация знаний. Стадия вызова.

Методические приемы: «Мозговой штурм».

Методические рекомендации: учитель на доске записывает все предложения, в том числе и не правильные. Затем в ходе обсуждения при составлении кластера неверные ответы исключаются.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

«Что вам известно о природных ресурсах? Запишите в тетради всё, что вы знаете о них» Вспоминают и записывают в тетради все, что знают по теме вопроса (строго индивидуальная работа, 12 минуты).

Методические рекомендации: следующее обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

19

Мастер - класс

«Кластер»

20

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

Мастер - класс

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

«Теперь предлагаю вам обсудить в группах (или в парах) то, что вы записали по данной теме. Выделите, по каким моментам ваше мнение совпало, по каким - возникли разногласия». Следит за работой учащихся. Прислушивается, как идет обсуждение в группах. Обсуждение закончилось. Происходит обмен информацией. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут.

Составляет список идей на доске. Каждая группа по кругу называет один факт или проблему, при этом, не повторяя ранее сказанного.

VI. Изучение нового материала.

1) Работа с раздаточным материалом - коллекциями полезных ископаемых.

Ребятам выставляются на первые две парты коллекции полезных ископаемых. Ребята свободно ходят по классу, по определителю выясняют, какие полезные ископаемые им предоставлены из коллекции. По ходу работы у них появляется определенный перечень.

Примечание: учитель заранее из определителя полезных ископаемых делает выдержки и раздает обучающимся.

2) После этого учитель предлагает сгруппировать выявленные полезные ископаемые по происхождению, а затем по исчерпаемости.

Ответ на вопрос «Каково происхождение полезных ископаемых?» ребята находят с помощью интернетресурсов.

Ребята выясняют, что минеральные ресурсы являются исчерпаемыми и невозобновимыми.

3) После этого составляется «кластер».

По ходу работы ребята должны дать следующие определения:

- полезные ископаемые

- месторождение

- бассейн

4) Составление презентации по информационных картам и ресурсам-интернет (на доске записаны ссылки).

■ 1. www.energospace.ru - уголь

■ 2. www.photosight.ru - нефтяная вышка

■ 3. test.atomexpo.ru - уран

■ 4. www.rosfoto.ru - добыча железной руды

■ 5. 40194.uuua.all-biz.info - алюминий

■ 6. news.rambler.ru - золото

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ 7. pavlodarsalt.kz - соль

■ 8. brigades.ru - известняк

■ 9. www.cyberstyle.ru - сера

■ 10. Lucica.ucoz.ru - яшма

■ 11 . www.catalogmineralov.ru - малахит

■ 12. www.mishael.ru - алмаз, гранат, аметист, аквамарин

■ 13. www.zapoved.ru - Ильменский заповедник

В Россию очень долго полезные ископаемые завозились, в начале ХХ века в недрах нашей страны было разведано угля - 2%, железной руды - 4%. Даже гранит завозили, например мостовая возле Большого театра выложена гранитом, который привезли из Швеции.

Давайте посмотрим, а что же сейчас разведано в недрах России?

Работаем по рядам - создаем 3 группы, каждая парта получает информационная карту с заданием, или выводим задание на экран. На работу отводится 7 минут. Каждая группа готовит ответ по направлению работы.

Информационная карта

1. На каких тектонических структурах встречаются полезные ископаемые?

2. Какое происхождение имеют полезные ископаемые?

3. Определите по карте основные (крупные) месторождения.

4. Есть ли месторождения в Башкортостане?

1 группа делает слайды по топливным ресурсам.

A. Уголь. (комментарий учителя после ответа учеников)

Ученик: Уголь является важным национальным природным ресурсом в первую очередь благодаря своей энергетической ценности. Уголь осадочного происхождения. Распространен на платформах. Бывает уголь бурый и каменный. Самые крупные каменноугольные бассейны России:

Кузнецкий (крупнейший по объему добычи), Тунгусский, Ленский, Печорский, Донецкий, бурый уголь -Подмосковный, Южно - Уральский в Башкортостане.

Найти и отметить на настенной контурной карте месторождения угля в России.

Б. Нефть и газ. (комментарий учителя после ответа учеников)

Ученик: Нефть и газ осадочного происхождения. Встречаются на платформах.

Крупнейшие месторождения: Западно-Сибирский, Волго-Уральский, Тимано - Печёрский и Баренцево море, шельф Сахалина. В Башкортостане - Арлан-ское, Ишимбайское.

Учитель. Среди видов природного газа большое значение имеет попутный нефтяной газ, извлекаемый в процессе добычи нефти. Природный газ в качестве топлива обладает многими положительными свойствами - высокой теплотворной способностью, хорошей транспортабельностью, большей по сравнению с нефтью и углем экологической чистотой.

B. Уран (комментарий учителя после ответа учеников)

Уран - радиоактивный химический элемент. В 1942 г. уран стал основным ядерным топливом, т.к. было открыто явление деления ядер. Уран характер-

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

21

Мастер - класс

ный элемент для гранитного слоя и осадочной оболочки земной коры.

2 Группа по рудным ресурсам.

А. Чёрные металлы (комментарий учителя после ответа учеников)

Ученик: Рудные полезные ископаемые обычно сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям. Встречаются в складчатостях, магматического происхождения. Железо, хром, марганец. Крупнейшие месторождения: Курская Магнитная Аномалия (КМА), Оленегорск (Кольский полуостров), Косто-мукша (Карелия), Качканарское (Урал), Горная Шо-рия (Алтай).

Б. Цветные металлы (комментарий учителя после ответа учеников)

Ученик: К цветным металлам относятся месторождения алюминия, меди, свинца, цинка, кобальта, никеля, сурьмы и других металлов. Встречаются в складчатостях, магматического происхождения. Медные руды - месторождения Удокан (Восточная Сибирь), Урал (Сибай, Баймак), Норильск (Западная Сибирь), Печенга (Кольский полуостров). Свинец и цинк в природе встречаются в полиметаллических рудах - Алтай, Дальнегорск. Кобальт и никель: Норильск, Печенга, Орск. Бокситы, главное сырье алюминиевой промышленности. Бокситы перерабатываются на глинозем, а затем получают алюминий. В России бокситы добываются: Северо-Уральское месторождение, Сред-не-Тиманское месторождение, Красноярский край имеет большие залежи. Драгоценные металлы - золото - Якутия. 3

3 группа Нерудные полезные ископаемые (комментарий учителя после ответа учеников)

Нерудныеполезныеископаемые,месторожденияко-торых встречаются как в платформенных, так и в складчатых областях. Фосфориты - осадочные горные породы, распространены в европейской части России. Сера - химический элемент. Применяют его для получения серной кислоты, в бумажной и резиновой промышленности, распространены в европейской части России.Соль - Соликамск, Березняки, Яр-Бишкадакское- г. Стерлитамак.

Известняк - Шахтау (Башкортостан, г. Стерлитамак)

Учитель: Драгоценные и поделочные камни. Южный Урал очень богат полезными ископаемыми. Здесь создан единственный в мире минералогический заповедник «Ильменский». Алмазы - Архангельская область, Якутия.

Учитель: Каждая группа хорошо поработала, по нашей сегодняшней работе мы можем составить карту сознания.

Методический прием «Карта сознания»

Учитель: Что необходимо добавить в карту сознания?

Ученик: Не хватает материала о Башкортостане.

Сообщения учеников: (сообщения подготовлены с опорой на технологию «Подготовка к докладу», А. А. Гин)

Ученик: В Башкортостане известны разнообразные полезные ископаемые, наиболее важным является нефть. Наиболее крупные районы - Туйма-зинский, Ишимбайский, Арланский. Распространены залежи железной руды - Туканское месторождение. Большое значение имеют медные руды. Они представлены ценными медными колчеданами. В 6 км от города Стерлитамак расположено крупное месторождение известняка Шахтау и гипса, а 13 км месторождение соли Яр-Бишкадакское, используемые заводом «Сода». Горный Башкортостан славится поделочными камнями - Яшма, малахит. Изделия из них славятся во всём мире.

Методический прием ««Тур по галерее». Найти и отметить на настенных контурных картах, развешены или разложены по классу месторождения нефти и газа, железной руды, алюминия, меди, никеля.

Ход второго урока:

V этап - осмысление

Просмотр интернет - урока http://interneturok. ru/ru/school/geografy/8-klass/11864219/poleznye-iskopaemye-na-territorii-rossii

Методический прием: «Пометки на полях» или «Инсент»

Знаком «галочка» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

• Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

• Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

• Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

• Восклицательный знак показывает то, что вызвало интерес и желание узнать об этом побольше.

Методические рекомендации: активизация ранее полученных знаний и представлений об изучаемой теме, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Сообщает учащимся о получении письма из будущего Даёт задание прочитать и сделать пометки на полях в соответствии с инструкцией. Следит за регламентом работы. Знакомятся с текстом письма. Читают, осмысливают, делают пометки на полях.

22

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

Мастер - класс

Письмо из будущего.

Оказавшись в аномальной зоне, мы попали в будущее, в 2308 год. Перед нами открылся унылый вид планеты. Зияющие чернотой котлованы, карьеры, заброшенные шахты. Серыми тенями возвышались терриконы пустой породы. Кое-где виднелись участки засохших лесов. В школе, в компьютерной энциклопедии мы прочли о том, что людям уже 300-400 лет назад (т.е. нашим современникам) было известно, что полезные ископаемые относятся к исчерпаемым и невозобновимым ресурсам.

О человечестве 20 - начала 21 века написано, что ежегодно оно использовало до 100 млрд. т разнообразного сырья (горные породы, ископаемое горючее) и с применением 3 500 км3 воды в год перерабатывало эту массу в конечные продукты. Причем технологии были настолько примитивны, что полезный продукт составлял лишь 1-2% первоначальной массы. Остальное - 98-99% шло в отходы.

Добыча полезных ископаемых всегда сопровождалась извлечением и ненужного материала, так называемой пустой породы. Это фактически, отходы, которые накапливались, например, вокруг шахт в виде искусственных конусообразных холмов - терриконов. В мире на каждую добытую тонну угля приходилось в среднем 6 тонн пустой породы. Немецкие экологи в 20 веке такие отходы стали называть «экологическим рюкзаком». Человечество платило за удовлетворение своих потребностей тем, что «тащило» груз отходов. При

добыче нефти и газа экологический рюкзак меньше, чем при добыче угля,- всего 10 кг на 1 т. А вот, чтобы получить 1 г золота, надо было переработать 3,5 т (!) породы, при получении 1 т железа в отходы шло 14 т породы.

Общий объем добываемых из недр планеты ресурсов составлял около 300 млрд. т в год.

Люди 20 века уже знали, что угля хватит на 300 лет, нефти - на 90 лет, газа - на 50 лет, урана - на 27-80 лет. Тем не менее, например, на каждого жителя России они продолжали в год извлекать около 53 т горной породы, из которых 40 т сразу же шло в отвалы, а 13 т -на переработку.

При добыче полезных ископаемых, люди вынуждены были откачивать подземные воды из шахт. В среднем в мире на 1 т угля откачивалось 3 т воды. Эти засоленные и мутные воды люди сбрасывали в реки и озера.

На месте разработок полезных ископаемых уничтожались растения, животные, почва.В итоге цинк, алюминий, медь, олово, вольфрам закончились на нашей планете 100 лет назад. Небольшие запасы нефти сохранились на территории некогда существовавшей Канады. В России не осталось нефти, газа.

Мы не узнали нашу планету. Из зелено-голубой она превратилась в серо-коричневую!...

Методический прием: «Составление кластера».

Методические рекомендации: структурируют

учебный материал корзины по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинноследственных связей.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

«Итак, пришло время связать наши разрозненные знания в одно целое». Помогает в составлении кластера «Паутина» «О чём мы сегодня говорим на уроке?» «Верно, ключевое понятие у нас «Природные ресурсы». (слайд) «С какой диллемой (противоречием) мы столкнулись?» (Обсуждают идеи, проблемы, дают ответы, обосновывают свои выводы) Ответ: «о природных ресурсах». Ответ: «С одной стороны - богатство и разнообразие природных ресурсов, с другой - проблемы использования».

«Какие первоочередные проблемы вы бы сформулировали?» «К чему это ведет?» Ответ: «Истощение и загрязнение окружающей среды». Ответ: «К нарушению устойчивости биосферы».

«Какой вопрос у вас напрашивается?» Ответ: «Что мы оставим будущим поколениям?»

«Действительно, сегодня мы в 10 раз превысили предел устойчивости биосферы. Для того, чтобы восстановить утраченное устойчивое состояние, предлагают два пути: в 10 раз сократить численность населения планеты или в 10 раз сократить потребление ресурсов. Ясно, что и то, и другое невозможно. А возможен ли третий путь?» Ответ: «Да. Это ресурсосберегающие технологии, комплексное использование и др.». Составляют логическую цепочку «Кластер» Обсуждают причинно-следственные связи.

Можно использовать такие приемы: жениях), «Зигзаг», «Шесть шляп мышления», «Кора-

«CASE STUDY» (Кейс-стади) и метод «три пред- блик». ложения» (суть текста пересказать в трех предло-

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

23

Мастер - класс

Составление кластера

У

Нарушение

устойчивости

биосферы

Что оставим будущим поколениям?

?

24

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

Мастер - класс

VI этап - рефлексия

Методический прием «Ромашка Блума» Методические рекомендации: Шесть лепестков -шесть типов вопросов. Если обучающимся удается ос-

воить технику использования вопросов, они начинают задавать их в самых разнообразных ситуациях. Благодаря вопросам мы можем лучше разобраться в ситуации и взглянуть на нее под иным углом зрения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ребятам необходимо «в ромашку» вписать шесть вопросов различного характера.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Вписывают вопросы «в ромашку», отвечают в группах по 4 человека.

Что такое полезные ископаемые?

Уточняющие вопросы. Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Направлены на установление причинно-следственных связей. Данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов Практические вопросы. Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой

Если я правильно понял, то одним из рациональных путей решения экологических проблем является рекультивация земель?

Почему полезные ископаемые являются исчерпаемыми и невозобновимыми?

Что изменилось бы, если бы человечество прекратило добычу полезных ископаемых

Какие способы добычи природных ресурсов наиболее рациональные?

Где вы в своей жизни могли наблюдать последствия добычи полезных ископаемых?

Методический прием «ПОПС- формула» зволяет кратко, чётко и обоснованно доказать пози-

Методические рекомендации: данный прием по- цию за 1-2 минуты.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Ребятам предлагается написать четыре предложения на тему «Решение проблемы карьеров и терриконов», отражающие следующие четыре момента ПОПС-формулы: П - позиция / в чём заключается ваша точка зрения/ - «я считаю, что » О - обоснование / на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции/ - « потому, что » П - пример / факты, иллюстрирующие ваш довод/ - например » С - следствие / вывод, что надо сделать, призыв к принятию решения вашей позиции/ - «поэтому » Примерный ответ: «... проблема терриконов требует безотлагательного решения» «... вред намного значительней, но и вариантов гораздо больше» «... использование в стройиндустрии, создание аттракционов и объектов для отдыха» «. необходимо произведение лесопосадок и разбивка садов, высев сорных трав»

Методический прием «Толстый и тонкий вопросы» Методические рекомендации: Часто обучающиеся задают вопросы, не учитывая времени, которое займет ответ на них. Учителя такие вопросы могут на-

звать неуместными и несвоевременными. Описанный прием как раз и развивает умение оценивать уместность той или иной формулировки, хотя бы по временному параметру.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Используется для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы. Учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Формулируют вопросы, затем опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов». «Толстые вопросы» Какие экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, возникают на территории нашей Республики? «Тонкие вопросы» Как возникли Шиханы?

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

25

Мастер - класс

Методический прием: «Написание эссе»

Методические рекомендации: творческая, индивидуальная работа. Время 5 минут.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Предлагает написать эссе на тему: «Обращение к человечеству или к правительству о проблеме природных ресурсов и путях её решения». «Ваша задача - выразить своё личное отношение к затронутой проблеме». Обсуждение и анализ 2-3 творческих работ из тех, кто написал. Подведение итогов урока. Написание эссе. Зачитывают, обсуждают. Выражают своё мнение.

Методический прием «Синквейн»

Методические рекомендации: способность резюмировать информацию,- важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Предлагает составить синквейн на вопрос «Эколо- Примерный ответ:

гические последствия при добыче железной руды 1.Последствия

в зоне Курской магнитной аномалии» 2.Катастрофические, невозобновимые, нерациональные

1.- тема существительное, 3. Добывают, нарушают, изменяют

2.- два прилагательных, которые по твоему мнению 4. Добыча железной руды - это антропогенный катаклизм, а именно,

подходит к теме существительного, нарушение плодородного слоя черноземов, отвалы пустой породы,

3.- три глагола по теме, карьеры, пыль, обрушение и просадка грунта

4.- осмысленная фраза на данную тему, (необходимо задуматься над последствиями)

5.- резюме к теме (желательно 1 слово или слово- 5.Деградация ландшафта

сочетание). Индивидуально пишут синквейны, потом по группам - общий. Зачитывают, обсуждают. Выражают своё мнение.

VII. Заключительный этап. Рефлексия

Работа со смайликами. Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока. Методические рекомендации: Рефлексия эмоционального состояния, настроения и отношения к изучаемой проблеме. Постараться дать возможность кратко высказаться всем желающим.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

«Наш урок завершен. Мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас в конце урока?» «Считаете ли Вы, важным и необходимым продолжение обсуждения поднятых на уроке проблем на последующих наших занятиях?» Высказывают свои мысли, чувства по теме урока.

VII. Выставление отметок IX. Домашнее задание

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Организовать подготовку презентаций в группах по 4 человека по теме «Охрана недр Земли» к занятию на НОУ «Эверест» Записывают задание, задают вопросы.

Учебники и учебные пособия:

1. Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс - М.: Дрофа, 2011.

2. Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику И. И. Бариновой «География России. Природа».-М.: Дрофа, 2003.

3. Баринова И. И. География России. Природа.8 кл.: Рабочая тетрадь к учеб. И. И. Бариновой «География России. Природа.8 кл.»/ И. И. Баринова.-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002.-94 с.

4. Воробцова Т. Н. География.8 кл.: Поурочные планы по учеб. И. И. Бариновой «География России. Природа»/ Т. Н. Воробцова.-2-е изд.- Волгоград: Учитель- АСТ, 2002.-124 с.

26

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

Мастер - класс

5. География России: 8 (Кл.): задания и упражнения: пособие для учащихся / Е. В. Баранчиков, А. Е. Козаренко, О. А. Петрусюк.- М.: Просвещение, 2008.- 112 с.: ил.-(Шаг за шагом к пятерке).

6. География России. Природа.8 кл.: Атлас: Рек. М-вом образования РФ.-5-е изд., дораб.- М.: Дрофа; ДИК, 2002.-48 с.

7. Дронов В. П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс./В.П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром и др.- М.: Дрофа, 2010.- 271с.

8. Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М., «ВАКО»,2009.

9. Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической географии. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 2005.

10. Настольная книга учителя географии: Справ.- метод. пособие/ Авт.- сост.: Н. Н. Петрова, В. И. Сиротин.- М.: АСТ; Астрель, 2002.-303 с.

11. Петрова Н. Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие.- 3-е изд., стереотип./Н.Н.Петрова - М.: Дрофа, 2010.- 128 с.

12. Раковская Э. М. География: природа России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений: Рек. М-вом образования РФ/ Э. М. Раковская.-6-е изд.- М.: Просвещение, 2002.-301 с.

13. Сиротин В. И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии (6-10 классы): Книга для учителя.- М.: «Просвещение», 2003.

14. Учебное электронное издание «География России. Природа и население. 8 класс». Авторы - д.г.н., проф. В. П. Дронов, к.г.н., доц. Л. Е. Савельева, к.п.н., доц. В. Б. Пятунинк.г.н., доц. Е. А. Таможняя Московского педагогического государственного университета.

15. Хабибуллин Р.Х. Раздаточные материалы по геогра-фии.8-9 кл./ Р Х. Хабибуллин.- М.: Дрофа, 2002.-64 с.

16. Элькин Г. Н. География России. Природа.8 кл.: Метод. пособие/ Г. Н. Элькин.- СПб.: Паритет, 2001.-253 с.- (Поурочное планирование).

17. Я иду на урок географии: Физическая география России: Кн. для учителя/ Общ. ред., сост.: К. С. Лазаревича.- М.: Первое сентября, 2000.-238 с.: ил.- (Б-ка «Первого сентября».

Голованова Елена Сергеевна

учитель английского языка МАОУ СОШ № 148 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Екатеринбург [email protected]

J ^

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «МАЛЬЧИК С ДЕВОЧКОЙ ДРУЖИЛ»

Л__________________________________________г

Аннотация. Автор делится опытом проведения классного часа, посвященного важной для детей теме: дружбе мальчиков и девочек.

Ключевые слова: классный час, функции классного часа, цели и задачи, сценарий, дружба,

Классный час -одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися [1, 2, 5]. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать, обсудить. Это не урок, но и не пустые разговоры, это -классный праздник, на успех которого работает каждый. Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они прово-

дятся с различными воспитательными целями. Классный час включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день [3, 4]. Цели и задачи классного часа:

• Формирование знаний по вопросам политической, экономической и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы.

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.