Научная статья на тему 'Возможности школьной географии в формировании позитивного образа страны'

Возможности школьной географии в формировании позитивного образа страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ СТРАНЫ / РЕГИОНА / РОДНОГО КРАЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗИТИВНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА СТРАНЫ / GEOGRAPHICAL IMAGE OF THE COUNTRY / REGION / NATIVE LAND / METHODICAL WORKING METHODS ON FORMATION OF A POSITIVE GEOGRAPHICAL IMAGE OF THE COUNTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Ирина Ивановна, Дронов Виктор Павлович, Лопатников Дмитрий Леонидович

В статье рассмотрена проблема формирования географического образа территории с позиций ученых географов и методистов. Географический образ страны включает в себя наиболее важные, яркие, запоминающиеся знаки, символы и представления о пространстве. Это одна из важных составляющих имиджа страны, синтез географической информации и эмоций. В настоящее время необходимо усиление внимания к формированию у школьников положительного образа как России в целом, так и «малой Родины», поскольку образ родной страны, родного края обеспечивает формирование национальной идентичности человека. Формирование географического образа имеет не только воспитательное, но и большое прикладное значение. В статье показаны методические пути успешной работы в решении этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баринова Ирина Ивановна, Дронов Виктор Павлович, Лопатников Дмитрий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of School Geography in Forming a Positive Image of the Country

The article considers the issues of forming a geographical image of the territory from the standpoint of scientists-geographers and Methodists. Geographical image of the country includes the most important, vibrant, memorable characters, symbols, and ideas about space. This is one of the important components of the country’s image, synthesis of geographic information and emotions. Nowadays it is necessary to strengthen attention to the formation of a positive image both in Russia and in the „small homeland”, since the image of the native country, the native land ensures the formation of national identity of a person. The formation of a geographical image is not only of educational, but also of great practical importance. The article shows methodical ways of successful work in solving this problem.

Текст научной работы на тему «Возможности школьной географии в формировании позитивного образа страны»

1УДК 372.891 ББК 74.262.68

ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА СТРАНЫ

И. И. Баринова, В. П. Дронов, Д. Л. Лопатников

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования географического образа территории с позиций ученых географов и методистов. Географический образ страны включает в себя наиболее важные, яркие, запоминающиеся знаки, символы и представления о пространстве. Это одна из важных составляющих имиджа страны, синтез географической информации и эмоций. В настоящее время необходимо усиление внимания к формированию у школьников положительного образа как России в целом, так и «малой Родины», поскольку образ родной страны, родного края обеспечивает формирование национальной идентичности человека. Формирование географического образа имеет не только воспитательное, но и большое прикладное значение. В статье показаны методические пути успешной работы в решении этой проблемы.

Ключевые слова: географический образ страны, региона, родного края; методические приемы работы по формированию позитивного географического образа страны.

POSSIBILITIES OF SCHOOL GEOGRAPHY IN FORMING A POSITIVE IMAGE OF THE COUNTRY

I. I. Barinova, V. P. Dronov, D. L. Lopatnikov

Abstract. The article considers the issues of forming a geographical image of the territory from the standpoint of scientists-geographers and Methodists. Geographical image of the country includes the most important, vibrant, memorable characters, symbols, and ideas about space. This is one of the important components of the country's image, synthesis of geographic information and emotions. Nowadays it is necessary to strengthen attention to the formation of a positive image both in Russia and in the „small homeland", since the image of the native country, the native land ensures the formation of national identity of a person. The formation of a geographical image is not only of educational, but also of great practical importance. The article shows methodical ways of successful work in solving this problem.

Keywords: geographical image of the country, region, native land; methodical working methods on formation of a positive geographical image of the country.

Возможности школьной географии, которая является базисом для всей системы географического образования, весьма существенны. Уникальность нашего предмета заключается в том, что он удачно совмещает образное восприятие и логическое мышление, дает достоверную информацию о той или иной территории - ее природе, природных ресурсах, населении и хозяйстве эмоционально и научно. При этом традиционно используется краеведческий принцип обучения, позволяющий «играть масштабами», то есть рассматривать ту или иную территорию от «малой родины» на карте страны до места всей страны на карте мира.

География - один из основных предметов, обеспечивающих формирование национальной идентичности человека, формирующих образ родной страны, родного края. Для гражданина России, страны с огромной территорией, обладающей уникальным географическим положением между Западом и Востоком, богатейшими природными ресурсами, разнообразными ландшафтами, этническим и культурным разнообразием, географические знания играют особую роль. На Первом съезде учителей географии России президент Русского географического общества С. К. Шойгу отмечал в своем выступлении, что у школьников «...крайне важно воспи-

тывать высокие гражданские чувства, патриотический настрой, гордость за свою страну и веру в ее великое будущее. Только такая молодежь сможет развивать и внедрять в массовое производство новейшие технологии, строить новые города и создавать современные транспортные магистрали, осваивать суровые и отдаленные районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, сохранять и развивать богатейшее и уникальное культурное наследие нашей страны» [1].

В последнее время ученые - и географы, и методисты уделяют большое внимание формированию географического образа территории. В нашей стране учение о географии образов активно развивают Д. Н. Замятин, Н. Ю. Замятина, Э. А. Галумов, Д. Ю. Белаш, О. А. Лавренева, А. М. Новиков и др. Д. Н. Замятин развивает понятие образа, исходя изначально из хорологического направления. По Д. Н. Замятину, образы могут быть экономико-географические, политико-географические, культурно-географические, этнические и др. О. А. Лавренева определяет образ «как систему представлений о геообъекте, включающую в себя все нюансы его устойчивых культурных знаний (в т. ч. стереотипные и символические)». А. М. Новиков выделяет следующие образы: природно-ресурсный, национально-культурный, социально-ментальный, производственно-экономический. Э. А. Галумов отмечает огромную роль географического образа страны как международного имиджа.

Ученые отмечают, что географический образ страны - одна из важных составляющих как внешнего, так и внутреннего имиджа, существенно влияющий на принятие управленческих решений. Отсюда следует необходимость усиления внимания именно к формированию положительного образа-имиджа территории края, региона, страны, поскольку это имеет не только теоретическое, но и большое прикладное значение.

Рассмотрим на примере курса «География России. Природа», как формируется географический образ страны и ее отдельных регионов. С позиций педагогической науки формирование географического образа территории связано, прежде всего, со следующими задачами:

• повышение мотивации к изучению данного курса и к учению в целом;

• развитие познавательных интересов и кругозора школьников;

• повышение эффективности обучения путем практической направленности;

• формирование комплексного представления о той или иной территории с опорой на межпредметные связи и ассоциативное мышление;

• развитие универсальных учебных действий (УУД).

Какими же методическими приемами и способами происходит формирование географических образов территории в школе?

Современная ситуация в отечественном и зарубежном образовании - это этап формирования нового образовательного пространства, обусловленный изменением целей образования, форм освоения знаний, организации учебного процесса из-за технологических инноваций и информатизации. При этом надо иметь в виду, что кроме формального образования усиливается роль информального образования, которое иногда называют повседневным. К этому виду образования можно отнести посещение музеев, театров, выставок, чтение литературы, поездки и экскурсии с родителями, а также всю повседневную деятельность людей, их общение с миром, в том числе и через СМИ. Порой именно в процессе информального образования школьники узнают о географических объектах помимо того, что есть в учебниках. Активное развитие в наше время туриндустрии и представление сведений о разных местах и видах отдыха в Интернете оказывает большое влияние на формирование географического образа той или иной страны, особенно на цивилизационно-культурные образы, которыми являются национальные символы, олицетворяющие историческое наследие страны и делающие ее узнаваемой во всем мире. Например, символ России - Кремль, Китая - Великая Китайская стена, Франции - Эйфелева башня, США -Статуя Свободы. Из объектов природы символами чаще всего становятся представители флоры и фауны: для России - медведь и береза, для США - белоголовый орлан, для Канады - кленовый лист, для Японии - сакура, для Китая - панда и бамбук и т. п.

А. М. Новиков считает, что таким образом могут формироваться и социально-ментальные образы стран, например: немцы - пунктуальны и аккуратны, поэтому они успешны в науке и технике, американцы - деловиты, поэтому наиболее

успешной сферой их деятельности является бизнес, русские - мечтательны и изобретательны, поэтому они достигли наилучших результатов в искусстве (балет, театр, литература и т. п.).

Все вышесказанное относится, прежде всего, к информальному образованию. В процессе же формального образования существует определенная система методов и приемов формирования географического образа территории с помощью разных средств обучения.

В курсе 8-го класса «География России. Природа» особое внимание уделяется формированию географических образов территории, связанных с физико-географическим содержанием: ландшафтно-географический образ, климатический, гидрологический, природно-ресурсный, геоэкологический, культурно-географический.

Уникальное географическое положение России в двух частях света, на самом большом материке Земли, большая протяженность с запада на восток, открытость Северному Ледовитому океану, «северность» территории, то есть положение в высоких широтах - все это с самых первых уроков изучения курса позволяет заинтересовать школьников, удивить их и вместе с тем озадачить проблемой - как же организовать жизнь и хозяйственную деятельность человека в такой огромной и разной стране?! И эту интересную проблемную ситуацию предстоит решать в течение изучения всего курса, используя различные источники географической информации и работая с ними самостоятельно и под руководством учителя. Таким образом, объединяя эмоциональные подходы с логикой познания и критическим мышлением, умением сопоставлять, анализировать, делать выводы, мы формируем позитивный географический образ нашей удивительной страны и ее отдельных регионов.

Рассмотрим, какими средствами и методами это делается. Конечно, важную роль в формировании образа Родины играет учебник. Для мотивации школьников в учебнике (имеется в виду учебник И. И. Бариновой из классической линии издательства «Дрофа») сделано следующее:

• даны «портреты» наиболее интересных объектов, которые являются символами нашей страны (береза, медведь, озеро Байкал, «Семь чудес России» и т. п.);

• уникальность, специфика того или иного региона подчеркивается уже в названии пара-

графов, например: Урал - «каменный пояс земли Русской», Кавказ - самые высокие горы России, Жемчужина Сибири - Байкал, Дальний Восток - край контрастов и т. п.;

• текст параграфа органично сочетается с различными иллюстрациями, что помогает существенно улучшить восприятие материала;

• форзац учебника представляет Семь чудес России, а задания после изучения регионов направляют школьников на поиск и географическое описание природных уникумов и чудес родного края;

• материалы Приложений и размещение сведений о «самых-самых» объектах природы позволяют школьникам самостоятельно готовить сообщения о разных регионах страны и о своем родном крае;

• система вопросов и заданий перед и после параграфа, а также после изучения разделов ориентированы на развитие умений выбирать источники информации (картографические, статистические, текстовые, интернет-ресурсы), необходимые для изучения особенностей природы, представлять информацию в различных формах - географические описания, эссе, таблицы, графики и пр.; решение практико-ориентирован-ных задач на примере своего края.

Достаточно широко распространены такие методические приемы, как имидж-технологии, создание кластеров и коллажей, написание эссе и синквейнов, подготовка презентаций. Синквей-ны помогают систематизировать материал, выделять главное, «рисовать» эмоциональные образы. Например, вот что писали ученики 8-го класса одной из московских школ о регионах России.

Кавказ

Многонациональный, гордый.

Добывает, кормит, радует.

Самая высокая южная часть России.

Эльбрус.

Дальний Восток

Приморский, муссонный.

Добывает, ловит, защищает.

Край контрастов и природных уникумов.

Тихий океан.

Сибирь

Огромная, таежная.

Поражает, пугает, завораживает.

Затрудняет добычу полезных ископаемых.

Мороз.

Камчатка

Вулканическая, горная.

Извергается, добывает, охраняет.

Один из самых удаленных регионов России.

Богатство.

Урал

Древний, невысокий.

Разделяет, добывает, удивляет.

Кладовая природных ресурсов России.

Защитник.

Такими незатейливыми и короткими строками ребята стараются показать отличительные черты каждого региона, которые произвели на них большое впечатление.

Не менее важную роль в закреплении материала и создании образа объекта или явления играют кластеры. Создание их на этапе закрепления нового материала во время групповой работы в классе или индивидуально в качестве опережающего задания дома мобилизуют

школьников на активную самостоятельную работу и с текстом учебника, и с атласом и ресурсами Интернета. Приведем пример такого кластера по теме «Леса России» (рис.).

Особенно ценно для эстетического воспитания и развития образного мышления предлагать школьникам самостоятельные творческие работы, которые могут выполняться после экскурсий в природу или музей, после рассказов учителя с показом фрагментов видеофильмов о той или иной территории страны и чтением произведений замечательных русских поэтов и писателей.

Приведем примеры географических образных описаний-эссе после экскурсии в Тебер-динский государственный биосферный заповедник учеников 8-го класса.

Марина А.: Этот заповедник относится к числу ключевых орнитологических территорий международного значения. Здесь отмечено

ШЬ А

Место обитания птиц и животных

Рис. Леса России: разнообразие функций

202 вида птиц, что составляет более 50 процентов орнитофауны Кавказа. Особое межрегиональное значение заповедника для охраны птиц определяется наличием магистральных путей сезонных перелётов. Спасибо всем, кто так бережно сохраняет природу этих мест! Как здорово, что есть такие места в России, как здорово, что мы их сохранили, сохраняем и будем сохранять для наших детей.

Наташа З.: Я просто очарована Тебердин-ским заповедником и всем Домбаем. Я думала, что видела высокие горы, но это не так. Высокие горы - здесь, в Домбае. И по сравнению с ними человек такой маленький, беззащитный и какой-то временный что ли. А горы вечны! Люди, если вы не были в Домбае, не поднимались на канатке, не видели рассвет в горах - вы полжизни потеряли. Срочно сюда!

Валерия С.: Великая Россия! Путешествуя по родной стране, невольно замечаешь твою многоликость и великолепие, широту российских просторов, удивительное разнообразие и неповторимость природы. Но главная ценность - это люди, создающие эту красоту, их талант, самобытность, человечность и открытость всему новому.

Даже виртуальные путешествия по разным регионам России с использованием различных источников информации, и в первую очередь видеоряда, могут стать сильным стимулом к самостоятельному творчеству. Восьмиклассники, которые на уроках географии слушали произведения поэтов и писателей о природе России, анализировали презентации, посвященные природным зонам нашей страны, выражали свои эмоции от услышанного и увиденного порой и в стихотворной форме. Егор Н.:

Так заповедна Русь, и сколько в ней чудес! Куда ни глянешь ты - от края и до края. То разольется озеро, то непроглядный лес. И это все - земля моя родная! Полина С.: Днепр, Волга, Енисей Имеют статус рек великих, А наша речка называется Десной, И на ее брегах, когда-то диких, Построен город наш любимый и родной! В современном мире на постиндустриальном этапе развития общества все большую акту-

альность приобретают информационные и коммуникационные технологии и создание виртуальных представлений о реальном пространстве, распространение сложившихся стереотипов географического образа той или иной территории. Конечно, никто не против использования ИКТ для повышения эффективности обучения, проверки знаний и умений, для демонстрации зрительных изображений тех мест, которые вряд ли удастся воочию увидеть школьнику. Но все же не следует забывать о том, что именно живая природа, ее неповторимые лесные и водные ландшафты, горы и степи, общение с ними оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу, создают истинный географический образ территории. Психологи считают, что 90 процентов информации мы воспринимаем с помощью зрения. Недаром существует поговорка «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». Очень точно подметил это поэт Э. Меже-лайтис в одном из своих стихотворений: Глаза - широкие ворота. Весь мир проходит через них. Идет без спросу и отчета Добро и зло мастей любых... Все, что вне нас, что вокруг нас, Вбирает, поглощает глаз. И конечно, неизмеримо велика роль непосредственного общения с природой во время экскурсий и походов для формирования полноценного образа территории.

Приведем в качестве примера фрагмент творческой работы ученика 8-го класса, посвященной родному краю, которая была выполнена после экскурсии.

Павел Д.: Одним из самых замечательных мест нашей Москвы, на мой взгляд, является музей-заповедник «Царицыно». Ни с чем не сравнимый пейзаж, свежий запах листвы, светомузыкальный фонтан, арка в готическом стиле -все это превращает Царицыно в романтический мир, мир сказок.

Особое место в работе по формированию положительного образа территории родной страны, родного края занимает сотрудничество с другими предметниками, и прежде всего с литераторами. Русская литература весьма богата яркими, образными описаниями природы России, традиций ее жителей. Неповторимые образы природы русской средней полосы соз-

даны гением И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова. Воронежские поэты И. С. Никитин и А. В. Кольцов воспевали родные степные просторы. М. Волошин - несравненный певец природы Крыма. Н. Рубцов создавал блестящие образы Вологодской земли. И список этот можно продолжать. Конечно, все это богатое литературное наследие должно присутствовать в преподавании географии. Тем более что существует специальное направление - литературная география, одним из основоположников которой был академик В. П. Максаковский.

Использование всех перечисленных методических приемов обеспечивает создание позитивного образа страны в целом и каждого отдельного ее региона, позволяет сравнивать природу отдельных регионов России, показывать и объяснять особенности природы родного края, характеризовать его уникальность на фоне всей страны. Все это, несомненно, вызывает естественное чувство любви к родному краю и России, чувство гордости за красоту и богатство природы, подчеркивая справедливость строк замечательного географа и поэта Ю. К. Ефремова: Люблю и знаю, Знаю и люблю. И тем сильней люблю, Чем больше знаю.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шойгу С. К. Выступление на Первом съезде учителей географии России. - М.: Изд-во МГУ, 2011.

2. Галумов Э. А. Международный имидж России. - М., 2003.

3. Замятин Д. Н. Географические образы мирового развития // Общественные науки и современность. - 2001. - № 1. - С. 125-137.

4. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. - СПб., 2003.

5. Максаковский В. П. Литературная география. - М., «Просвещение», 2001.

REFERENCES

1. Shoygu S. K. Vystuplenie na Pervom syezde uchiteley geografii Rossii. Moscow: Izd-vo MGU, 2011.

2. Galumov E. A. Mezhdunarodnyy imidzh Rossii. Moscow, 2003.

3. Zamyatin D. N. Geograficheskie obrazy miro-vogo razvitiya. Obshchestvennye nauki i sovre-mennost. 2001, No. 1, pp. 125-137.

4. Zamyatin D. N. Gumanitarnaya geografiya: Prostranstvo i yazyk geograficheskikh obrazov. St. Petersburg, 2003.

5. Maksakovskiy V. P. Literaturnaya geografiya. Moscow: Prosveshchenie, 2001.

Баринова Ирина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания географии Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Barinova Irina I., ScD in Education, Professor, Methods of Geography teaching Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

Дронов Виктор Павлович, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии им. акад. РАО В. П. Максаковского Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Dronov Viktor P., ScD in Geography, Professor, Social and Economic Geography Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

Лопатников Дмитрий Леонидович, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии им. акад. РАО В. П. Максаковского Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Lopatnikov Dmitriy L., ScD in Geography, Professor, Social and Economic Geography Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.