Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/
Дата публикации: 1.01.2018 И.Ф. АДЕЛЬМУРЗИНА,
№ 6 (30). С. 162-168.
удк 372.891 + 9Ш1 А.В. Галкин, Р.З. Хизбуллина
Использование возможностей google-карт в качестве наглядных пособий в географическом образовании
В данной работе рассмотрено использование возможностей 3D карт Google на занятиях по географии в средних образовательных учреждениях и учреждениях высшего профессионального образования. Например, при изучении географического положения страны или континента, их рельефа, водных ресурсов и так далее. Созданный, собранный и активно используемый интерактивный материал предоставляет широкие возможности при проведении занятий, по любой теме в онлайновом режиме. Предлагаются различные варианты использования данных карт во время уроков и лекций, практических и семинарских занятий в качестве демонстрационных материалов, при проведении самостоятельных работ. В статье подробно характеризуются возможности онлайн-карт для организаций исследований учащихся, проверки их знаний, разработки творческих ученических проектов. Приводится один из вариантов докладов по истории изучения и освоения российских земель с использованием материалов из Интернет-ресурса Google Карты, показана роль Google-карт в формировании чувственных образов предметов и явлений природы. Использование современных средств мультимедиа, применение сети Интернет, электронных учебников и приложений к ним делает образовательный процесс оптимальным по затратам личного времени преподавателя на подготовку к занятию и позволяет сделать учебную деятельность обучаемого более продуктивной.
Ключевые слова: Онлайн-технологии, Google-карты, 3D карты Google, наглядность в обучении, инновации в образовании, географическое образование, географические исследования
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 29 November 2017 Published: 1 January 2018 No. 6 (30). pp. 162-168.
I .F. Adelmurzina, A.V Galkin, R.Z. Khizbullina
Applying Google Maps as visual aids in geography education
This article deals with possibilities of 3D Google Maps at geography lessons in secondary schools and higher education institutions. For instance, when studying geographical position of a country or a continent, their relief, water resources, etc.
Carefully worked out, collected and actively applied interactive content provides multiple opportunities during the lessons, on any subject online. Numerous variants of applying these maps as visual aids during the lessons and lectures, tutorials, seminars, and individual work are defined in the article. It reveals detailed opportunities of applying online-maps for arranging students' research work, knowledge testing, designing creative projects. A variant of report on history of land exploration and conversion is presented, together with applying internet resources of Google Map. The role of Google Map in building up sensory images of things and nature phenomena is highlighted. Modern multi-media, Internet resources, electronic textbooks, and additional materials make education activity time-saving for a teacher and most effective for a student.
Keywords: online technologies, Google Maps, 3D Google Maps, visualization in education, innovations in education, geography education, geographical research
процессе преподавания географического образования в школе или в университете заложены огромнейшие возможности для использования и применения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Компьютер, в качестве нового, универсального мультимедийного средства в процессе преподавания любого предмета, уже давно вошёл в обычную жизнь, при этом сфера применения и возможностей его использования, представляемых его функциями и оборудованием, постоянно растёт. Однако, по мнению многих педагогов, должен оставаться баланс между информационно-коммуникационными технологиями и традиционными формами ведения занятий, например, работа с текстом учебника на уроке. Текст - неотъемлемая часть учебного процесса [11], однако его можно использовать не только в качестве лекционного материала, но и транслировать в слайдах через мультимедиа проектор, сопровождая фотографиями, диаграммами, или картами и т.п..
В процессе обучения географическим наукам педагогами и преподавателями активно применяются современные информационно-коммуникационные технологии, включающие в себя различные технические средства: компьютеры, мультимедиа проекторы, интерактивные доски, в том числе интерактивные системы мониторинга качества образования VotumWeb. Созданный, собранный и активно используемый интерактивный материал предоставляет широкие возможности при проведении занятий, по любой теме в онлайновом режиме (визуально объяснить данный материал, закрепить полученные знания, провести практическую часть, создать проект и проверить знания при помощи интерактивного тестирования).
Главная проблема заключается в том, что часть преподавательского состава является активными противниками введения в образовательный процесс и использования на своих уроках компьютерных технологий, но среди учеников всё больше находятся тех, кто будет лучше воспринимать информацию при помощи компьютерных и мультимедийных версий излагаемого учителем материала. Современная молодёжь, свободно вращающаяся в компьютерном мире, активно использует возможности компьютера при выполнении заданий. Особенно когда данные упражнения содержат большое количество разнообразной информации и включают трудные для восприятия географические схемы и графики, либо высокие требования к оформлению работы. В сложившихся условиях учителю необходимо приложить усилия к освоению навыков владения компьютерной техникой и её использованию, включая все предоставляемые ею возможности, в преподавании географии. Сегодня предмет «География» должен соответствовать современному этапу развития человеческой ци-
вилизации и культуре, новейшим достижениям географической науки, международному опыту географического образования в передовых странах мира, изменившемуся социальному заказу школе.
География, как одна из общегеографических учебных дисциплин, призвана своими средствами способствовать овладению школьниками общими учебными умениями и, одновременно опираясь на них, специфическими географическими (например, умение работать с источниками географической информации и, прежде всего, с картой). Деятельность учащихся состоит в чувственном восприятии содержания наглядного материала, осмыслении заложенной в нём географической информации, в переосмыслении и соединении слова и образа. Наглядные методы обеспечивают конкретным материалом процесс формирования теоретических знаний, а при изучении единичных объектов и территорий они обеспечивают формирование представлений о географических объектах.
Мы считаем, что ученик на уроке должен не только услышать рассказ учителя о горах, о вулкане Ключевская Сопка, о водопаде Игуасу, но и увидеть эти объекты, и показать, где они расположены на карте. Наглядность географического образования - это одна из приоритетных задач, которые мы ставим перед уроком сегодня [14].
Используемый сегодня мультимедийный и интерактивный материал, включает в себя различные онлайн-карты как по России, так и по миру (например, программа «MapEditor. Интерактивные карты», позволяющая не только изучать и исследовать карту, но и проверять её знание, а также разрабатывать различные творческие проекты, развивая в учениках такое немаловажное умение и способность -анализировать визуальные данные). В используемый комплекс современных компьютерных программ и средств, улучшающих географическое образование, входит и видеоматериал, и электронные тесты для 6-11 классов. Все вышеперечисленные онлайн-технологии способствуют увеличению интереса к изучению географии. Нынешние технологии в образовании дают возможность находить в сети Internet не только фотографии или графические схемы какого-то объекта, процесса или явления, а также видеосюжеты о странах и континентах, но и создавать онлайн-карты.
К тому же, современный урок по программе ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) должен быть построен по метапредметному подходу. Метапредметный подход - это педагогическая инновация по использованию различных методических приёмов: умения выстраивать личную стратегию школьником, вести дискуссии с метапредметными комментариями [2]. То есть, метапредметные результаты образовательной деятельности за-
ключаются в формировании и развитии у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта к организации географического образования в образовательных учреждениях (как общего и среднего, так и высшего образования) предъявляются серьёзные требования, среди которых выделяются несколько дополнительных требований. Таких как применение в образовательной среде информационно-коммуникационных технологий и средств мультимедиа. Это в свою очередь подразумевает использование сети Интернет, где вращается огромное количество данных, часть из которых не предназначена для учеников; применение электронных учебников, которые в некоторых образовательных учреждениях Российской Федерации и Республики Башкортостан используются в пилотном режиме; использование различных электронных ресурсов, в число которых относятся сайты по подготовке к ОГЭ (в 9 классе) и ЕГЭ (в 11 классе). Всё вышеперечисленное позволяет назвать имеющуюся образовательную среду информационно-образовательной, так как без современных информационно-коммуникационных технологий невозможно представить образовательный процесс.
Использование современных средств мультимедиа, применение сети Интернет, электронных учебников и приложений к ним делает образовательный процесс оптимальным по затратам личного времени учителя, педагога или преподавателя на подготовку к уроку, лекции или практическому занятию и позволяет сделать учебную деятельность ученика более увлекательной, дающей ему возможность саморазвиваться и демонстрировать свои творческие возможности в обучении.
Так как на уроках географии невозможно обойтись без наглядности (ученики должны увидеть тот географический объект или явление, о котором идёт речь на уроке) мы в основном сталкиваемся с проблемами материально-технического характера - не оснащённостью кабинета географии современным мультимедийным оборудованием, невозможностью использования сети Интернет. Всё это ведёт к отсутствию наглядности и, как следствие, ухудшению качества географического образования. К тому же, большинство педагогов использует в образовательном процессе только фотографии тех объектов, процессов, явлений или интерактивные карты, на которых нужно указать конкретное положение объекта.
Имея возможность подключения к сети Интернет мы получаем доступ во время образовательного процесса к неограниченным ресурсам и электронным данным, позволяющим повысить наглядность и восприятие материала на уроке. В последнее время всё большую популярность приобретают 3D карты Google, которые, к сожалению, мало используются на уроках географии.
С помощью данных карт во время образовательного процесса учитель может показать ученикам не только сам водопад Игуасу или вулкан Ключевская Сопка на фотографии, но и продемонстрировать, как выглядит тот или иной объект путём отображения его 3D проекции через мультимедиа проектор. Так ученики сразу представляют себе не какой-то объект находящийся где-то далеко, а конкретное место, которое они могут видеть перед собой на экране. К тому же возможности, открываемые функцией 3D карт Google, позволяют увидеть один и тот же объект под разными углами или с разных сторон.
Рис. 1. Вид на водопады Игуасу в 3D картах Google (с западной и южной стороны)
На рисунке 1 представлены виды на водопады Игуасу, расположенные на границе Бразилии (штат Парана) и Аргентины (штат Мисьонес), включающий в себя комплекс из 275 водопадов на реке Игуасу. Водопады находятся на границе двух национальных парков, включённых в список Всемирного наследия ЮНЕСКО [5]. Если раньше на уроке ученики могли увидеть лишь несколько фотографий водопада и посмотреть, где именно
они находятся на карте, то теперь есть возможность совершить небольшое путешествие по окружающей местности и посмотреть на водопады под разными углами и с разных сторон.
На рисунке 2 представлены виды на вулкан Ключевская Сопка (Ключевской вулкан), расположенный на востоке полуострова Камчатка. Данный вулкан является самым высоким активным вулканом на Евразийском материке [8].
Рис. 2. Вид на вулкан Ключевская Сопка в 3D картах Google (вид с северной и восточной стороны)
Представляя ученикам любой географический объект в 3D картах Google, учитель во время урока географии может значительно повысить усвоение материала благодаря возросшей наглядности. Так как предоставляемые возможности сервера очень велики, их можно использовать не только в географической науке, но и частично в исторической, а также в смежных с географией науках, например, исторической географии, одним из источников которой являются записи путешественников-иностранцев. То есть, при прохождении учениками средних образова-
тельных учреждений темы «Этапы и методы географического изучения территории [4, с. 43-48]» помимо заполнения таблицы (Табл. 1), отражающей вклад исследователей и путешественников в освоение земель и территории России, можно дать дополнительное задание. Суть которого будет сводиться к следующему: ученик должен будет подготовить доклад (с презентацией) об экспедиции (например, Степана Петровича Крашенинникова), в презентации нужно будет отразить не только карту, но и рельеф, показанный с помощью 3D карт Google.
Таблица 1
- начале XX века
Изучение территории России. Географические исследования в XVII (составлена авторами на основе источника 12)
№ п-п Ф. И. О. исследователя или путешественника Дата или период Описание события, открытия, какой труд был написан и т.п.
1. Василий Поярков 1643 - 1646 Поход из Якутска на Амур и плавание по Охотскому морю
2. Михаил Стадухин 1644 Достиг морем реки Колымы и построил здесь зимовье (Нижнеколымское). Он же положил начало открытию Новосибирских островов, отметив существование Большого Ляховского острова
3. Семён Дежнёв 1648 Обогнул морским путём Чукотский полуостров, открыл пролив, отделяющий Азию от Америки, и первым совершил плавание из Ледовитого океана в Тихий
4. Ерофей Хабаров 1649 - 1653 Поход вместе с казаками на Амур и основание ими на реке Амур города Албадин
5. Владимир Васильевич Атласов и Лука Морозко 1697 - 1699 Путешествие на Камчатку
33. Степан Осипович Макаров 1901 Экспедиция вице-адмирала на ледоколе «Ермак» на Новую Землю и Землю Франца-Иосифа
34. Георгий Яковлевич Седов 1912 - 1914 Первая Русская экспедиция к Северному полюсу под руководством стар. лейтенанта Г.Я. Седова, погибшего в 1914 недалеко от о. Рудольфа. Судно вернулось в Архангельск
35. Борис Андреевич Вилькицкий 1913 - 1915 Экспедиция на судах «Таймыр» и «Вайгач» открыла Северную Землю. Корабли с зимовкой прошли Северным Морским путём с востока на запад
Также, возможности 3D карт Google имеет смысл использовать и при изучении континентов в 7 классе, например, при описании географиче-
ского положения материка и его рельефа можно посмотреть на самую высокую горную вершину Евразии и мира - гору Джомолунгма (Эверест).
Рис. 3. Гора Джомолунгма (Эверест), вид с южной экспозиции (сверху) и восточной экспозиций (снизу)
Также ресурсы сервиса можно использовать при изучении географии края, например, Республики Башкортостан. В Башкирском Государственном университете, на Географическом факультете на занятиях по предмету «Географические исследования в Республике Башкортостан» мы используем возможности 3D карт Google. Например, показываем студентам рельеф и местность, которую когда-то пересекали участники Оренбургской и Астраханской экспедиций. Помимо этого, можно увидеть в 3D картах местность, окружающую тот или иной объект, например, медноцинковоколчеданное месторождение, благодаря которому появился город Сибай, карьер которого является одним из самых глубоких в мире (глубина более 500 метров) [13], или дорогу к скале Калим-Ускан - расположенной в Ишимбайском районе, которая вместе
с расположенной в ней Салаватской пещерой с 1985 года объявлены памятником природы (см. рис. 4) [7].
Помимо этого, 3D карты Google можно использовать на занятиях по предмету «Физическая география и ландшафты России» во время чтения лекций и проведения практических занятий по любому из трёх модулей, предусмотренных рейтинг-планом дисциплины. Например, в модуле «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» можно использовать 3D карты для того, чтобы студенты могли увидеть различные формы рельефа, представленные на территории России, а также увидеть места добычи полезных ископаемых: карьеры с терриконами вокруг них. По второму модулю - «Климат и поверхностные воды» использование 3D карты Google даёт возможность увидеть реки (как крупные, например,
Рис. 4. Сибайский карьер (слева), дорога к скале Калим-Ускан (Ишимбайский район)
(справа) в 3D картах Google
Волгу и Обь, так и не очень) и озёра, включая водохранилища (начиная с крупных, например, озеро Байкал, Ладожское, водохранилище Куйбышевское, Рыбинское, Бурейское, и заканчивая озёрами-старицами). Третий модуль - «Почвен-но-растительный покров».
На занятиях по предмету «Физическая география Республики Башкортостан» предусмотрены также три модуля, среди которых: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые в РБ», «Климат и поверхностные воды РБ», «Растительный покров и животный мир РБ». На каждой из 9 лекций в презентацию к теме включены фотографии рельефа, месторождений, поверхностных вод и растительного покрова Республики Башкортостан с 3D карт Google.
Мы видим, что сфера использования новых технологий в образовательной среде практически не ограничена, т.е. мы можем и проводить лекционные занятия с использованием материалов с 3D карт, и использовать материалы данного Интернет-ресурса во время практических
и семинарских занятий, а также применять 3D карты Google во время контрольных или самостоятельных работ, где данные с ресурса будут представлены в качестве видов контрольно-измерительных материалов.
Таким образом, в современном географическом образовании стоит отводить отдельную роль использованию 3D карт Google, как новому современному способу передачи географической информации, повышающему наглядность и позволяющему повысить качество географического образования, развить у обучающихся познавательные интересы. Данные возможности Интернет-ресурса способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений, имеющих место в мире, именно они и составляют первоначальный этап формирования новых географических знаний. Помимо этого, ресурсы таких карт позволяют выделять существенные признаки предметов и явлений, и как следствие, способствовать более эффективному усвоению географических знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адельмурзина И.Ф., Хизбуллина Р.З. Изучение природных зон на уроках географии России в школе // Экологическое образование школьников в свете требований ФГОС. 2013. С. 233-236.
2. Байбулинова Г.А. Современные образовательные технологии в преподавании географии [Электронный ресурс] // География. Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/shkola/geograflya/ (дата обращения: 09.10.2017).
3. Воробьёва О.В., Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А., Якимов М.С. Особенности формирования естественнонаучных знаний в современной школе // Современный проблемы науки и образования. 2017. №2. С. 145
4. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. М.: Дрофа, 2011. 271 с.: ил., карт.
5. Игуасу (водопады) [сайт]. URL: https://ru.wlklpedla.org/wlkl/ (дата обращения: 10.10.2017).
6. Историческая география [сайт]. URL: https://ru.wlklpedla.org/wlkl/ (дата обращения: 25.10.2017).
7. Калим-Ускан [сайт]. URL: https://ru.wlklpedla.org/wlkl/ (дата обращения: 11.10.2017).
8. Ключевская Сопка [сайт] URL: https://ru.wlklpedla.org/wlkl/ (дата обращения: 10.10.2017)
9. Марушин В.А. По реке Белой к жемчужине Урала - пещере Шульган-Таш. Путеводитель. Уфа: Китап, 2016. 136 с.: ил.
10. Мингазетдинова Р.Ф., Садртдинова Л.Ф. Use of lnformatlon technologles ln teachlng forelgn language // Материалы I международной научно-практической конференции «Language teachlng: objectlves, technology, results». 30 ноября 2016 г. С. 15-19.
11. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении // География в школе. 2004. №5. С. 47-51.
12. Освоение земель российских. Географические исследования в XVII - начале XX века [сайт]. URL: http://pandla.ru/ text/77/504/ (дата обращения: 18.10.2017).
13. Сибайский карьер [сайт]. URL: https://nashural.ru/artlcle/ (дата обращения: 11.10.2017).
14. Чурляев Ю.А. Практическое использование современных технологий обучения в географическом образовании [Электронный ресурс] // Уроки географии. URL: http://mygeograph.ru/ (дата обращения: 09.10.2017).
15. Шанина Ю.А. Опыт реализации требований ФГОС в преподавании дисциплин гуманитарного цикла // Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. №4. С. 1130-1133.
16. Шульгина О.В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии // География в школе. 2003. №8. С. 45-49.
17. Ямалетдинова А.М., Медведева А.С. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе // Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. №4. С. 1134-1141.
1. Adelmurzina I.F., Khizbullina R.Z. Izucheniyeprirodnykh zon na urokakh geografiiRossii vshkole [Studying natural zones at Russia geography school lessons] // Ekologicheskoye obrazovaniye Shkolnikov v svete trebovaniy FGOS 2013 [Ecological education of schoolchildren under requirements of 2013 Federal State Educational Standards]. P. 233-236.
2. Baybulinova G.A. Sovremennyye obrazovatel'nyye tekhnologii v prepodavanii geografii [Modern educational technologies in geography training] [Digital resource] // Geografiya. Sotsial'naya set' rabotnikov obrazovaniya [Geography. Social network of educators]. URL: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/ (Accessed: 09.10.2017).
3. Churlyayev YU.A. Prakticheskoye ispol'zovaniye sovremennykh tekhnologiy obucheniya v geograficheskom obrazovanii [Practical usage of modern education technologies in geographical education] [Digital resource] // Uroki geografii [Geography lessons]. URL: http://mygeograph.ru/ (Accessed: 09.10.2017).
4. Dronov V.P., Barinova I.I., Rom V.YA., Lobzhanidze A.A. Geografiya Rossii. Kn. 1: Priroda. Naseleniye. Khozyaystvo. 8kl. [Geography of Russia. Book 1: Nature. Population. Economy. 8 grade]. Moscow: Drofa, 2011. 271 p.
5. Iguazu (falls) [web site]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Accessed 10.10.2017).
6. Istoricheskaya geografiya [Historical geography] [web site]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Accessed 25.10.2017).
7. Kalim-Uskan [web site]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Accessed 11.10.2017).
8. Klyuchevskaya Sopka [web site]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Accessed 10.10.2017)
9. Marushin V.A. Po reke Beloy kzhemchuzhine Urala - peshchere Shul'gan-Tash. Putevoditel' [Along the Belaya river to the Urals landmark - Shulgan-Tash cave. Guide-book]. Ufa: Kitap, 2016. 136 p.: illust.
10. Mingazetdinova R.F., Sadrtdinova L.F. Use of information technologies in teaching foreign language// Sbornik I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Collected works of I International scientific practical conference]«Language teaching: objectives, technology, results» (Los Gatos, USA, 30 November 2016r). - Scientific publishing center "Open knowledge", 2016. P. 15-19.
11. Novenko D.V. Novyye informatsionnyye tekhnologii v obuchenii [New information technologies in education]. Geografiya v shkole - Geography at school, 2004. №5. P. 47-51.
12. Osvoyeniye zemel' rossiyskikh. Geograficheskiye issledovaniya vXVII - nachale XXveka [Conversion of Russian lands. Geographic studies in 17 - early 20 century] [web-site]. URL: http://pandia.ru/text/77/504/ (Accessed 18.10.2017).
13. Shanina YU.A. Opyt realizatsii trebovaniy FGOS v prepodavanii distsiplin gumanitarnogo tsikla [Experience of implementation Federal State Educational Standard in teaching humanities]. VestnikBashkirskogo universiteta. 2016. Vol. 21. №4. P. 1130-1133.
14. Shulgina O.V. Vozmozhnosti i problemy ispol'zovaniya komp'yuternykh tekhnologiy v prepodavanii geografii [Chances and problems of applying computer technologies in geography training]. Geografiya v shkole - Geography at school. 2003. №8. P. 45-49.
15. Sibayskiy kar'yer [Sibay Quarry] [web-site]. URL: https://nashural.ru/article/ (Accessed 11.10.2017).
16. Vorobyeva O.V., Khizbullina R.Z., Sattarova G.A., Yakimov M.S. Osobennosti formirovaniya yestestvennonauchnykh znaniy v sovremennoy shkole [Specific features of shaping scientific knowledge in modern school] // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Contemporary science and education problems]. 2017. №2. P. 145
17. Yamaletdinova A.M., Medvedeva A.C. Sovremennyye informatsionnyye i kommunikatsionnyye tekhnologii v uchebnom protsesse [Modern information and communication technologies in education activity]. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2016. Vol. 21. № 4. P. 1134-1141.
REFERENCES
Информация об авторах Адельмурзина Ильгиза Фиркатовна
(Россия, г. Уфа) Старший преподаватель кафедры физической географии, картографии и геодезии географического факультета Географический факультет Башкирский Государственный университет Е-таМ: [email protected]
Information about the authors
Adelmurzina Ilgiza Firkatovna
(Russia, Ufa city) Senior lecturer of the Department of physical geography, cartography and geodesy Geography faculty Bashkir State University E-mail: [email protected]
Студент 2 курса географического факультета
Башкирский Государственный университет
E-mail: [email protected]
Галкин Антон Викторович
Географический факультет
(Россия, г. Уфа)
Galkin Anton Victorovich
(Russia, Ufa city) 2nd year student of Geography faculty Geography faculty Bashkir State University E-mail: [email protected]
Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна
(Россия, г. Уфа) Доцент
Кандидат педагогических наук Доцент кафедры физической географии, картографии и геодезии географического факультета Географический факультет Башкирский Государственный университет E-mail: [email protected]
Khizbullina Rezeda Ziyazetdinovna
(Russia, Ufa city) Associate professor PhD in Pedagogical Sciences Associate professor of the Department of physical geography, cartography and geodesy Geography faculty Bashkir State University E-mail: [email protected]