Научная статья на тему 'Модульное обучение в географии (из опыта работы)'

Модульное обучение в географии (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульное обучение в географии (из опыта работы)»

Очень важным нам представляется то, что изучение языка ТигЬо РА5САЬ не

*

требует от ученика какой-то специальной подготовки в области математики или информатики и вычислительной техники — достаточно лишь знакомства с математической символикой, применяемой в школьном курсе алгебры. Факультатив-

ный курс по ТигЬо РАБСАЬ предполагает сочетание лекционных занятий, на которых преподается теоретическая часть материала, и лабораторных занятий, на которых выполняются индивидуальные задания на компьютере. Контрольные задания позволяют оценить уровень подготовки ученика.

В. Б. ПРОНЯШИНА, учитель географии Саранской средней шко-л ы № 2

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГЕОГРАФИИ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Главная задача любого учителя — дать прочные и глубокие знания каждому ученику, показать школьникам их внутренние ресурсы и привить им желание учиться.

Я всегда задаюсь вопросом: „Почему так трудно научить детей учиться?11 По-моему, одна из причин — в том, что дети работают не систематически. В результате — пробелы в знаниях и, как следствие, быстрое угасание интереса к учебе. Одним из направлений решения этой задачи может быть использование в учебном процессе листов опорных сигналов (ЛОС). Обучение по ним — творческая работа. ЛОС дают возможность увеличить объем изучаемого на одном уроке, показать структуру изучаемой темы, позволяют ученикам следить за последовательностью изложения материала, устанавливать причинно-следственные связи.

Для того чтобы обеспечить синтез теоретической и практической подготовки школьников, я попыталась разбить весь

учебный курс географии в каждой параллели на блоки, каждый из которых включает:

а) лекции;

б) семинары (обеспечивающие проработку теоретических вопросов);

в) практические работы;

г) самостоятельную работу в школе и дома.

Соотношение разных видов занятий в блоках неодинаково. Например, блок „Межотраслевые комплексы* (МОК) включает 6 — 8 лекций, 2 — 3 семинара, 3 — 4 практические работы и самостоятельную работу в школе и дома. Причем последняя или предшествует изучению блока, или ведется параллельно с ним.

Обязательным является учет уровня подготовленности учащихся. В классах со средним и высоким подготовительным уровнем я строю занятия так: сначала читаю все лекции, а затем провожу семинары и практические работы. В более слабых классах одну из лекций я читаю

© В. В. Проняшина, 1999

на завершающем этапе изучения блока, и она носит обобщающий, систематизирующий характер.

Конечно, нельзя обучать школьников только „языком”, поэтому на своих лекциях в 10-м классе я использую логиче-

ские опорные конспекты, являющиеся разновидностью ЛОС. Опорный конспект, разработанный мной для темы „Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы", представлен на рис. 1.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ Масштабы природопользования зависят прежде всего от общего уровня развития экономики страны, региона

преобразования

окружающей среды

и

РАЦИОНАЛЬНОЕ

наиболее целесообразно использование природных ресурсов путем устранения предупреждения последствий воздействия

общества на природу

НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ

одностороннее, иждивенческое отношение к природе, ведущее к ухудшению окружающей

среды

минеральными ресурсами Р=П/Д=запасы/добыча (на сколько лет хватит разведанных запасов)

Соотношение между величиной запасов ПР и размерами их использования

лесными, земельными, водными ресурсами Р - запасы/числ. населения (на душу населения)

Р и с. 1

В 9-м классе в курсе экономической и социальной географии России использую при проведении лекции графические

конспекты, например по теме „ТЭКи

таб

такой,

лице.

как показан в следующей

Характеристики ТЭС, ТЭЦ ГЭС, ГРОС АЭС Альтернативные источники энергии

Сырье, топливо, источник энергии Уголь, нефть, газ, горючее сланцы, газ Вода рек Урановые руды Солнечная (солнце)

Факторы размещения Около населенных пунктов или в районах добычи сырья На равнинных и горных реках Где нет топлива, рек, дорог Ветровая (ветер)

Особенности Быстро строится, дешевле ГЭС, трудоемкая, требует постоянной добычи и транспортировки топлива Строится долго, отличается высокой себестоимостью, проста в эксплуатации Требует дорогого и сложного оборудования, высококвалифицированных кадров Геотермальная (подземное тепло) на Камчатке (5 МВт)

„Плюсы“ Тепло + электроэнергия + горячая вода Минимальные затраты труда; дешевая электроэнергия Не требует массовой перевозки топлива; может быть построена в самых отдаленных районах Приливная (приливы и отливы) на Кольском п-ве (12 МВт)

„Минусы“ Подача тепла ограничена расстоянием (не более 20 км) Затрудняет нерест рыбы, связана с затоплением пойменных лугов Сложна как для строительства, так и для эксплуатации

Экологические характеристики Сильно загрязняет атмосферу Относительно чистая Связана с переработкой и захоронением ядерных отходов; возможен риск от аварий Экологически чистые, „вечные“

%

В 6-м классе при проведении уроков-лекций по темам „Рельеф", „Воды" хорошую помощь учителю оказывают рисунки и картосхемы, в частности такие, как представлены на рис. 2, 3.

Второй блок — семинары — проводится после прочтения всех лекций. В зависимости от цели семинары могут быть:

а) повторительно-обобщающими,

б) сочетающими повторение с изучением нового материала,

в) по изучению нового материала.

В 9-м классе по теме „МОК" повто-рительно-обобщающий семинар был про-

веден в форме дискуссии, на которой обсуждались вопросы проблемного характера и отрабатывались навыки, полученные в ходе изучения темы. Для этого использовались карточки-задания по нескольким вариантам. Причем задания были разноуровневые. Приведу пример таких многовариантных заданий, которые позволяют использовать групповые или парные формы работы и помогают реализовать положение „умеешь сам — научи друга‘ что

умеешь сам — или „каждый учит каждого11, носит в урок соревновательный эле-

мент.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ

АБСОЛЮТНАЯ

пиц.иII?- к'« в сосмьетс твуюиш нлатнах

нивг лиронанш

УЯЭЗ£-*Ъ .СРЯ

гьД77><А''.-л751

^ - Л ^.'С ИМАЛЬНАЯ

КРУТИЗНА БЕРГИ! ТРИ ХМ ПОДОШЛА ХОЛМА

НТАЛИ-ЛИНИИ НА ПЛАЧЕ,

СОЕДИНЯЮЩИЕ ТОЧИ И

с одинаковой ь

мел.. *8А 150М СЫНТЫБГгАР С

ГОРИЗОНТАЛИ* ПОСЛОЙНАЯ онрасн

Рельеф- нергхзлх-сги лоэерлжчггк3 ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕЛЬЬРА ----- ГОРИЗОНТАЛЯМИ

н^лаше ми картосхеме р>гку^ истон, устье, правый и ле вмй ;е^г, правый и леаый притоки, боссеин реки.под-

V и с. 2

I* и с. 3

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ МОК

Вариант 1

I. Какой вид транспорта наиболее целесообразно использовать для перевозки угля из Казахстана па Урал?

A. Воздушный

Б. Железнодорожный

B. Водный

Г. Автомобильный

2, Какие предприятия <нносится к одной отрасли промышленности?

1 — Волжский а птоза иод,

2 — Уфимский моторный з-д,

3 — Ярославский шинный з-д

А. Предприятия 1 и 2

Б Предприятия 1 и 3 В. Предприятия 2 и 3

и 2 А. Не может

и 3 Б. Может

и 3

Может ли выбор места строительства металлургического предприятия повлиять на степень загрязнения этим предприятием воздушной среды?

Вариант 2

1. Какое определение соответствует понятию „специализация производства*4?

2. Какие из перечисленных факторов, влияющих на размещение хозяйсгиа, необходимо учитывать в мерную очередь при размещении электронного машиностроения?

3 Заполни схему, указан, на какие две основные сферы делится народное хозяйство и какие наиболее крупные отрасли выделяются в каждой из них.

A. Сосредоточение производства на крупных предприятиях

Б. Соединение на одном предприятии взаимосвязанных производств, относящихся к разным отраслям промышленности

B. Сосредоточение предприятий на производстве однородной продукции

Г. Участие нескольких предприятий в производстве готовой продукции

а) близость сырья, г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) близость источника дешевой и

электроэнергии, !

в) наличие водных ресурсов, 1

г) экологический фактор, :

д) наличие потребителя, 11

е) наличие высококвалифици- !

рованных трудовых ресурсов

A. Все факторы

Б. Факторы в) и д)

B. Только а)

Г. Только е)

Д. а) и е)

НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО

СТРАНЫ

I

9 9 9

\ а і і а г ►

б — б V ]

в

г \ 1 - '— — г

Д д

р р

К семинару по теме „Нужны ли инвестиции России и Мордовии?44 учащиеся готовились заранее, собирая материал об инвестициях и инвесторах, о субсидиях и финансировании, непосредственно „примеряя44 эту тему к тем предприятиям, на которых работают их родители.

На таких семинарах мы кроме изучения новых терминов и понятий „убиваем несколько зайцев44. Этими „зайца-

и

ми~ выступают анализ сложившейся эко-номической ситуации в РМ и регионе, профориентация школьников, связь с действительностью, что сегодня очень важно, и т. д.

В 7-м классе семинар по теме „Орга-

нический мир Австралии44 показал, что каждый ученик, даже „троечник44, может отлично проявить себя, проделав посильную работу. По тем заданиям, которые ребята выполняли, готовясь к этому уроку, можно судить об их заинтересованности предметом. Например, слабый ученик смог подобрать краткие сведения о представителях органического мира материка, более сильные учащиеся подготовили их в виде заданий „Третий-лишний44, „Что такое? Кто такой?44, „Угадай-ка!44, рассказа-мистификации, чайнвордов, кроссвордов и т. д. Приведу лишь некоторые из таких заданий.

ТРЕТИИ-ЛИШНИИ

Коала Кролик Волк

Пустыня Тундра Саванны

Кенгуру Казуарина Леопард •

ЧТО ТАКОЕ?

ЭВКАЛИПТ

ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ

ЛИРОХВОСТ-

КАНБЕРРА

УТКОНОС

КРИК

ЛЕС

КТО ТАКОЙ?

СТРАУС МАНГРЫ ДРОФА ЕХИДНА ПЯТНИСТЫЙ КУСКУС СУМЧАТЫЙ ДЬЯВОЛ

УГАДАЙКА

а) Это животное, как и кенгуру, от- Оно очень разборчиво в пище и из почти

носится к сумчатым. Оно залезает на де- 350 видов эвкалиптов питается листьями

ревья, чтобы полакомиться его листьями. только трех. Кто это? (Коала)

б) Этот вид встречается только в Австралии, питается в основном насекомыми, очень похож на своих предков-дино-завров. (Плащеносная ящерица)

Третий блок — практические работы. Он еще более необходим, так как часто дети не могут применить полученные знания на практике. В зависимости от уровня подготовленности учащихся я предлагаю несколько вариантов практических работ. Так, более подготовленным учащимся 9-х классов по теме „Население России*4 даются задания проблемного характера: „Как менялся численный состав в семьях ваших предков? Постройте столбиковую диаграмму и объясните сложившуюся ситуацию44 Или задания частично-поискового характера: „Предло-

жите герб и придумайте девиз своего рода"; «Изучив свои „корни44, составьте ро-

1’ОДОСЛОВНОЕ ДЕРЕВО СЕМЬИ

ПИКУЛКИПЫХ

л?

у:г*

он

3;

X

г

I

/<

I

\ >

I

•с

X

I

V

С-.

<

I

/ /

31 X

я*

9

(

• ч . N

Л?/01

/

УСЛОВНЫЕ 01ЮЗНАЧЕПИЯ:

корни — прадеды ствол — деды

ветви — отцы листья — дети

плоды — внуки

дословное дерево своей семьи». Одно ИЗ таких деревьев представлено на рис. 4.

Конечно, это не исключает выполнения обязательного практикума, но подобные задания учащиеся, как правило, выполняют с удовольствием, доказывая, обосновывая свой ответ. В то же время они учатся понимать, как важно не забывать свои корни, помнить о тех, кто дал нам жизнь. На мой взгляд, выполнение традиционных и нетрадиционных работ полезно для всех учеников, так как позволяет им работать творчески, раскрыть свои способности, учит их искать, выделять главное, заставляет трудиться. С учетом индивидуальных особенностей школьников стараюсь использовать при проведении практических работ научно-групповые и индивидуальные задания.

В 8-м классе по теме „Климат4* провожу тренировочную практическую работу с использованием индивидуальных картосхем и диаграмм. Эта работа дает возможность не только применять на практике полученные знания, но и делать прогноз. Приведу пример такой карточки.

Карточка № 5. Таежный восточ-

Р и с. 4

носвропеискии район.

1. Пользуясь графиками (рис. 5), выделите характерные особенности климата данной местности, сопоставляя показатели температурного режима с высотой полуденного солнца по сезонам года.

2. Опишите погоду зимнего и летнего сезонов.

3. Сравните летние и зимние сезоны вашей местности с теми же сезонами рассматриваемой территории.

4. Объясните причину избыточного увлажнения данной территории в июле и августе.

5. Опишите годовой ход облачности.

6. Чем объяснить высокие температуры абсолютного максимума (+35° С)?

Для выполнения практических работ в 10-м классе я подготовила инструктивные карточки, которые помогают учащимся справиться с заданием, так как содержат указания последовательности действий. Ниже приведен пример такой инструктивной карточки для выполнения практической работы № 8 „Развитые капиталистические страны Западной Европы“,

дЗОНМ Г0Д2

іимпер^гуг^ асгдуха

410 с

состояние неоа

/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I и с. 5

Вариант 1

1. Вспомните типовой план экономи-ко-географичсской характеристики страны.

2. Изучите текст и таблицы приложения учебника, карты атласа, дополни-

тельные статистические материалы, предложенные учителем.

3. Составьте сравнительную характеристику показателей двух стран (на выбор), отразив результаты работы в виде таблицы:

Показатели Результаты сравнения Источники

1. Экономико-географическая характеристика Карта

2. Природно-ресурсный потенциал Текст учебника, карты атласа, табл. 10 — 12

3. Население Карты атласа, табл. 5, 6

4. Общие черты хозяйства Текст учебника, табл. 7 ^ 9

5. Структура хозяйства Статистические данные, текст учебника

6. Размещение Карты атласа, текст учебника

7. Внешняя торговля Текст учебника

8. Вывод

Такие карточки также позволяют учителю дифференцированно подходить к обучению школьников.

Следующий блок — блок самостоя-

тельных работ. Здесь я даю ребятам задания, требующие наблюдения, применения знаний и умений на практике, самостоятельного проведения тех или иных

действий. Конечно, уровень самостоятельности с каждым годом растет, качество выполненных работ становится лучше. Если в 6-м классе после окончания курса учащиеся получают довольно простое летнее практическое задание: по плану описать родник, склон, овраг, лес, собрать образцы почв и растительности в том районе, где они будут отдыхать, то в 7-м классе задание усложняется. Учащиеся, используя различные дополнительные источники знаний, должны самостоятельно составить прогноз зависимости природы от хозяйственной деятельности человека и предложить меры экологической безопасности. В 8-м и 9-м классах они — „владельцы ‘ турбюро" и „рекламодатели", а в 10-м самостоятельно пишут реферат на предложенную тему.

«г

Со своими учениками я провожу комплексные игры и практические работы на местности. Они позволяют научиться на практике применять топографические приборы, вести наблюдения за изменением состояния природы, скорости течения и прозрачности воды в реке, за состоянием облачности, высотой солнца над горизонтом и т. д. С ребятами-старше-классниками я организовала учебную экологическую тропу, где проводятся учебные географические экскурсии, геоэкологические наблюдения, природоохранная деятельность. Проходя по маршруту, обязательно обращаю внимание школьников на формы природопользования и следствия воздействия на природный комплекс человека. Усложняю прохождение маршрута проведением „Робинзонады" Это очень стимулирует детей, в течение всего учебного года заставляет их готовиться к летнему похо-

*

ду-практикс. Приведу описание такой „Робинзонады" — комплексной игры на местности.

Тип: комплексная игра на местности Форма: поход-практика Возраст участников: 8 — 9-

й класс (до 11-го класса)

Количество: 20 — 25 чел.

Цели и задачи:

1. Развитие физической выносливости, нравственное и экологическое воспитание школьников.

2. Развитие творческих возможностей (как можно быстрее и лучше выполнить задание на каждом этапе).

3. Коллективное преодоление преград, проверка географических знаний, развитие интереса к предмету.

Набор ролей:

1. Всемогущий

2. Драконы (5 чел.)

3. Иван Сусанин

4. Медицинская сестра

5. Старушка-Волшебница

6. Повара (2 — 3 чел.)

7. Костровые (5 — 6 чел.)

Краткое описание. Двигаясь

в заданном направлении, путешественники, разбившись на две команды, должны преодолеть ряд преград (переправы через ручьи, овраги, пруд, плотину, населенный пункт) и найти „клади

Педагогические возможности. Поход учит действовать сообща в экстремальных условиях, расширяет знания географии родного края и совершенствует практические навыки туризма, развивает волю, смелость, находчивость, творчество, взаимовыручку.

Особенности костюмов, реквизита, игрового творчества:

Драконы — снимают с ребят „браслеты жизни", одеты „страшно44.

Медицинская сестра — одета соответственно, имеет право „лечить" ребят, если они ее рассмешат — дает „браслет жизни"

Старушка-Волшебница — сидит на „базаре44 с колодой из 6 карт (если путешественник вытянет „туза" — станет бессмертным, не страшны даже Драконы) .

Иван Сусанин — догоняет путешественников, мешает, уводит от КП; любое неподчинение его слову — лишение „жизни" 5 участников команды; заставляет выполнять любое свое желание.

Всемогущий — лишает „жизни" и дарит ее, у него „жизнь" можно „купить4 за сладости, фрукты; находится на „базаре".

Путешественники (ребята) — неприкосновенны на „базаре44, вблизи Медицинской сестры, в „крепости44 (их дом).

I. Подготовительный этап

1. Карта (масштаб, ручка, 4 карандаша, план местности).

2. Бутылка с запиской (легенда).

3. КП (6 частей пароля написаны отдельно):

1) при 4) цв

2) нес 5) сты

3) ти 6) Всемогущему

4. Компас

5. Клад — А 200 м на С

15 м на 3 2 м на В

30 м на Ю (сладкий приз).

6. Шпагат для „крепости" и „базара41

7. “Браслеты жизни” (50 шт.)

8. Колода из 6 карт.

9. Командное снаряжение:

аптечка (1) гитара (1)

топорик (2) фотоаппарат (2)

спички (2) палатка (1)

котелки (2) шпагат, веревка (1)

ведро (1) полиэтилен, клеен-

лопата (1) ка (2)

черпак (2)

нож (5) компас (2).

10. Личное снаряжение:

ЧКЛ (чашка, кружка, ложка) консервы мясные, рыбные (1 б.) сгущенка (0, 5 б.) хлеб (0,5 бух.)

одноразовый пакет супа (1) яйцо вареное (2) огурец соленый (свежий) (1) сухари (200 г) карамель (100 г) вода (1 бут.) чай, кофе (10,5 г) соль (10,5 г)

салфетка, платок, полотенце (1).

11. Оборудование местности

1. Разбивка лагеря.

2. Установка „базара", „крепости палатки.

3. Работа костровых, разведение огня

4. Выставление пикетов.

її

„браслеты жизни“, препятствуя продвижению к цели. Путешественники, пытаясь оторваться от Драконов, бегут врассыпную и попадают в руки Ивана Суса-

нина, который водит их „вокруг да око-ло“, заставляя делать все, что захочет. Старушка-Волшебница или Медицинская сестра дает возможность попытать „счастья1*, позволив вытащить „козырного туза“ или рассмешить себя. Счастливчик с оставшейся на свободе частью путешественников идет по маршруту. Там проверяются их умение ориентироваться в пространстве и времени, знание лекарственных трав, ядовитых грибов и растений и т. д.

Те, кто нашел все КП, приносят Всемогущему букет, а он отдает им ориентиры на „клад“: А на С — 200 м, на 3 — 15, затем 2 м на В и 30 м на Ю.

Команда-победитель получает „клад“

* І

сладкии приз.

III. После игры:

Все участники собираются в „крепо-сти“, организуют обсуждение игры, подведение итогов. Обед, песни у костра, уборка мусора, тушение костра и — в обратный путь.

Краткие советы по проведению игры:

1. На каждом этапе необходимо учитывать знания и физические возможности детей; руководителем должен быть

Ориентируясь по маршрутным листам, ребята попадают на „остров Дра-конов“ Драконы ловят их и отнимают та.

взрослый.

2. Чтобы игра была острой, захватывающей, лучше проводить ее в малознакомой местности и на каждом этапе предусматривать серьезные испытания и неожиданности.

3. Роли Драконов могут выполнять одноклассники под руководством взрослых.

4. Итоги подводятся у костра в виде устного рапорта о прохождении маршру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.