Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗОВСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗОВСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / подготовка будущих педагогов / инновационные подходы в высшем образовании / информационные и телекоммуникационные технологии в высшем образовании / архитектура образовательного процесса / higher education / training of future teachers / innovative approaches in higher education / information and telecommunication technologies in higher education / architecture of the educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Евгеньевна, Бадаева Фатима Умаровна, Позднякова Ирина Робертовна

Исследуются наиболее значимые современные подходы к обучению в вузовской образовательной практике. Их изучение производится на примере преподавания педагогических дисциплин. Перед этим авторы рассматривают трансформации в архитектуре образовательного процесса, осуществляемого по соответствующим программам в современных организациях высшего образования. На основе её исследования демонстрируется необходимость серьёзных преобразований в области методологических подходов к подготовке будущих педагогов. Приводятся ориентиры, которым необходимо следовать в ходе реализации соответствующего процесса. Далее демонстрируются основные особенности методики преподавания педагогических дисциплин студентам современных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Ирина Евгеньевна, Бадаева Фатима Умаровна, Позднякова Ирина Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The most significant modern approaches to teaching in university educational practice are investigated. Their study is carried out on the example of teaching pedagogical disciplines. Before that, the authors consider transformations in the educational process architecture carried out according to the relevant programs in modern higher education organizations. Based on its research, the need for serious transformations in the field of methodological approaches to the future teachers training is demonstrated. The guidelines that must be followed during the implementation of the relevant process are given. Further, the main features of the teaching pedagogical disciplines to the modern universities students methodology are demonstrated.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗОВСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)»

перспективы развития. Материалы VII Международной учебно-методической конференции, под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. -2015. - С. 144-148

3. Кириллова, Н.В. Системный подход к интенсивному обучению иностранному языку / Н.В. Кириллова, Е.Л. Зайцева, А.А. Пушкин // Совершенствование системы высшего образования: опыт и перспективы. Материалы VIII Международной учебно-методической конференции под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. - 2016. - С. 135-139

4. Университет сегодня - 55 лет Чувашскому государственному университету: сайт. - 2022. - URL https://55.chuvsu.ru/ (дата обращения: 01.03.2023)

5. Paesani, К. A Multiliteracies Framework for Collegiate Foreign Language Teaching / Kate Paesani, Heather Willis Allen, Beatrice Dupuy, Judith E. Liskin-Gasparro, Manel E Lacorte. - Pearson, 2015, 320 pages.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой кафедры теории и методики образовательной деятельности Емельянова Ирина Евгеньевна

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Базаева Фатима Умаровна

ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Позднякова Ирина Робертовна

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗОВСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)

Аннотация. Исследуются наиболее значимые современные подходы к обучению в вузовской образовательной практике. Их изучение производится на примере преподавания педагогических дисциплин. Перед этим авторы рассматривают трансформации в архитектуре образовательного процесса, осуществляемого по соответствующим программам в современных организациях высшего образования. На основе её исследования демонстрируется необходимость серьёзных преобразований в области методологических подходов к подготовке будущих педагогов. Приводятся ориентиры, которым необходимо следовать в ходе реализации соответствующего процесса. Далее демонстрируются основные особенности методики преподавания педагогических дисциплин студентам современных вузов.

Ключевые слова: высшее образование, подготовка будущих педагогов, инновационные подходы в высшем образовании, информационные и телекоммуникационные технологии в высшем образовании, архитектура образовательного процесса.

Annotation. The most significant modern approaches to teaching in university educational practice are investigated. Their study is carried out on the example of teaching pedagogical disciplines. Before that, the authors consider transformations in the educational process architecture carried out according to the relevant programs in modern higher education organizations. Based on its research, the need for serious transformations in the field of methodological approaches to the future teachers training is demonstrated. The guidelines that must be followed during the implementation of the relevant process are given. Further, the main features of the teaching pedagogical disciplines to the modern universities students methodology are demonstrated.

Key words: higher education, training of future teachers, innovative approaches in higher education, information and telecommunication technologies in higher education, architecture of the educational process.

Введение. Сегодня Российской Федерации необходимо как можно скорее найти симметричный ответ на целый ряд вызовов. Решение данной задачи является необходимым с точки зрения обеспечения её дальнейшего поступательного развития (Х.С. Байчорова, Р.Е. Булат, Н.Р. Круглова, А.Ю. Лебедев, Н.А. Никитин, Е.А. Панина, И.В. Сартаков).

В свою очередь, одно из важных условий, могущих обеспечить адекватный ответ на вызовы времени, - модернизация системы высшего образования [7, С. 62]. Последнее является уникальным общественным институтом. Только его деятельность может в полной мере обеспечить развитие социально-значимых качеств личности, востребованных современным социумом с его непредсказуемой динамикой [4, С. 3499-3500].

При этом на настоящем этапе развития соответствующего сегмента отечественной системы образования, по мнению ряда авторов, можно говорить не просто об интеграции в образовательный процесс инновационных приёмов и методов, но о формировании его новой архитектуры (А.А. Азаров, М.А. Давыдова, Г.Н. Крайнов, В.А. Лукушин, Н.А. Царёва, Н.У. Ярычев). В свою очередь, её складывание требует глубокой модернизации существующей системы подходов к обучению будущих профессионалов [2, С. 152]. Рассмотрению инновационных подходов, применимых в вузовской образовательной практике, на примере преподавания педагогических дисциплин, посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Упомянутой выше архитектуре образовательного процесса, осуществляемого в пространстве современного вуза, присущ ряд специфических признаков (Табл. 1).

Таблица 1

Характерные признаки архитектуры образовательного процесса, реализуемого в пространстве современной

организации ВО

Признак Влияние на образовательный процесс

Реализация в среде гибридного обучения Способствует интеграции лекционно-семинарской системы с одной стороны, обучения с применением информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ)-с другой [7, С. 65].

Генерация образовательного пространства нового типа Темпы учебной деятельности регулируется преподавателем, при этом обучающиеся осваивают необходимый материал в удобном для себя временн'ом режиме (Г.Н. Крайнов, Г.Н. Трофимец, Н.У. Ярычев).

Б'ольшая степень развития доверительных отношений между участниками образовательных отношений Предполагает представление определённой свободы обучающимся, а, следовательно, и готовности поддержать их инициативу по ходу образовательного процесса.

Привлечение интерактивного контента Большее широкое, чем прежде, использование электронных ресурсов в учебной работе [4, С. 3504].

Привлечение студентов к планированию образовательной деятельности Определённые временн'ые и ресурсные затраты на выбор средств и реализацию совместных форм деятельности субъектов образовательных отношений [2,С. 151].

Охарактеризованные выше черты архитектуры учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в стенах современного вуза, обуславливают определённое смещение акцентов в ходе его реализации [10, С. 205]. Ведущими с точки зрения эффективности образовательного процесса становятся новые ориентиры, которые можно условно разделить на три группы (Табл. 2).

Таблица 2

Ведущие ориентиры образовательного процесса, реализуемого в пространстве современной организации ВО

Группа Ориентиры

Ориентиры организационного характера Обеспечение активного участия будущих профессионалов в процессе обучения через использование различных форм индивидуальной и групповой учебной деятельности.

Реализация интерактивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Создание условий для прикладного использования формируемой системы знаний, умений и навыков [1,С. 7-8].

Ориентиры содержательного характера Представление учебных заданий в возможно более тесной связи с реальными условиями осуществления будущими специалистами профессиональной и иных видов деятельности.

Разнообразие форм подачи учебного материала.

Ориентиры контролирующего характера Развитие у студентов осознанной мотивации к реализации различных форм деятельности, связанных с осуществлением деятельности по самоорганизации, самоконтролю и самообразованию [4, С. 3507].

Создание системы, позволяющей обеспечить эффективное сопровождение обучения студентов на уровне как образовательной программы, так и отдельных дисциплин [10, С. 211].

В свою очередь, ориентация учебно-воспитательного процесса на вышеперечисленные факторы способствует существенным изменениям в вузовской образовательной практике (Я.К. Абрамова, Т.Г. Бекишева, Г.Н. Крайнов, Т.И. Краснова, В.А. Лукушин). Таким образом, методика преподавания педагогических дисциплин, например, приобретает ряд небезынтересных с точки зрения раскрытия темы нашей статьи, особенностей (Табл. 3).

Таблица 3

Особенности методики преподавания педагогических дисциплин студентам современных вузов

Наименование Описание

Практикоориентированность Педагогические дисциплины, особенно, на современном этапе развития образовательной системы, в значительной степени ориентированы на широкое практическое применение соответствующих знаний, умений и навыков в будущем. Отсюда следует, что методика обучения им должна в обязательном порядке предусматривать широкое использование примеров из реальной педагогической практики, а равно учебных заданий, которые помогут студентам лучше понять инновационные педагогические технологии и, следовательно, более эффективно использовать их в будущем [1,с. 10]

Широкое применение педагогических кейсов Современными педагогами практически единодушно признаётся, что кейс-задачи помогают будущим педагогам быстрее адаптироваться к реальным условиям осуществления профессионально-педагогической деятельности (Л.Н. Козырева, И.А. Колесников, A.B. Малаева, А.П. Панфилова, Б.С. Рапацевич, В.А. Сластенин). В ходе обучения педагогическим дисциплинам они могут использоваться, например в целях анализа возможных

конфликтных ситуаций, могущих возникнуть по ходу реализации студентом своих профессиональных обязанностей в будущем, а также оптимальных путей выхода из них [3, с. 266-267]

Работа в группах Такая форма организации учебной деятельности помогает сформировать у студентов представления о реальных условиях осуществления ими профессиональной деятельности в недалёком будущем, когда они станут членами педагогических коллективов ОО. Далее, работая в составе групп обучающиеся смогут более эффективно обмениваться полученными знаниями и практическим опытом, научатся применять коллективный подход к решению различных вопросов, поощрять проявления ответственности и инициативности у своих коллег, а, в будущем - и учеников. Кроме того, подобная форма работы будет способствовать оптимизации формирования у них навыков эффективной коммуникации

Интеграция в образовательный процесс информационных и телекоммуникационных технологий Широкое применение технологии виртуальной реальности, онлайн-курсов, интерактивные заданий и т.д., позволяет существенно улучшить качество обучения педагогическим дисциплинами [11, с. 299]

Формирование у будущих профессионалов понимания ценности карьерного развития В современной педагогике фиксируется много возможностей для карьерного роста. Соответственно, преподаватели педагогических дисциплин должны помогать студентам понять, какие карьерные пути доступны им, и какими знаниями, умениями и навыками будущие специалисты должны обладать для их успешной реализации [12, с. 2266]

В связи с вышеизложенным определённый интерес вызывают процессы цифровизации преподавания педагогических дисциплин студентам современных российских вузов. Ясно, что характерная для настоящего этапа развития системы высшего образования глубокая интеграция ИКТ во все сферы её существования требует внесения в коренных преобразований [6, С. 17]. Действительно, ранее активность субъектов образовательных отношений сосредотачивалась, прежде всего, на вооружении будущих профессионалов системой необходимых знаний, умений и навыков [5, С. 121-122]. Теперь же, при сохранении важности профессиональных компетенций, у выпускников вузов должны быть сформированы и другие характеристики. Важнейшая из них - способность осуществлять эффективный поиск, критическую оценку и обработку больших объёмов информации [10, С. 115]. Кроме того, современный педагог должен уметь эффективно использовать возможности, предоставляемые цифровыми образовательными технологиями [6, С. 26].

При этом осуществляя учебную деятельность с использованием информационных технологий, многие студенты испытывают определённые затруднения. В большинстве случаев их возникновение связано с тем, что на момент поступления в вузы не все обучающиеся характеризуются наличием достаточно развитой системы умений и навыков, позволяющих эффективно применять ИКТ в целях оптимизации учебной деятельности [11, С. 300]. В данном случае их возможности для широкого целесообразного применения современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения существенно расширятся путём интеграции в учебный процесс курсов соответствующей направленности [5, С. 120].

Другая проблема заключается в том, что многие из числа будущих педагогов воспринимают компьютеры и мобильные устройства не вполне правильно. Часто они понимаются как средства для:

- исключительно интерактивных развлечений;

- праздного поиска малополезной информации;

- выполнения сугубо утилитарных задач, таких, как набор текстов или подготовка электронных презентаций [9, С. 189].

Для ликвидации подобных ложных трактовок роли и места средств ИКТ в образовательном процессе следует

предлагать будущим педагогам задания, которые будут способствовать пониманию ими того факта, что соответствующие технические устройства могут выполнять целый комплекс разнообразных задач, существенно облегчающих освоение ими программ высшего образования [8, С. 420].

Таким образом, использование информационных и телекоммуникационных технологий в преподавании педагогических дисциплин позволит в полной мере реализовать следующие преимущества:

- предоставление студентам более широких возможностей для полного или частичного дистанционного освоения образовательных программ [6, С. 28];

- расширение возможностей для восполнения обучающимися пробелов, существующих в их знаниях пробел в знаниях, а также проверки степени сформированности таковых;

- повышение доступности ВО для людей с ограниченными возможностями [1, С. 11];

- задействование всех органов чувств обучающихся, что, в свою очередь, ведёт к снижению утомляемости и лучшему усвоению ими необходимого материала.

Помимо этих преимуществ у цифровизации процесса изучения педагогических дисциплин в вузе есть также и ряд недостатков. В их числе можно выделить следующие:

- тенденция к деперсонализации образовательного процесса, при которой гаджеты заменяют общение с живыми людьми;

- некоторое снижение объективности текущего контроля сформированности у студентов системы знаний, умений и навыков за счёт возможности обращаться к поиску в сети Интернет при выполнении учебных заданий [3, С. 268].

Говоря о модернизации процесса преподавания педагогических дисциплин, нельзя упускать из виду тот факт, что приведённый перечень примеров использования цифровых технологий в образовательном процессе ни в коей мере не является исчерпывающим. На деле область применения ИКТ куда более обширна [12, С. 2269]. Соответственно, для обеспечения дальнейшего интенсивного развития системы педагогического образования в нашей стране необходимо непрерывное совершенствование всех её компонентов [11, С. 297].

Теперь необходимо подвести итоги работы.

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что одним из важнейших условий, могущих обеспечить адекватный ответ нашей страны на вызовы настоящего времени является модернизация отечественной системы высшего образования.

При этом сегодня приходится говорить не просто об интеграции в образовательный процесс инновационных приёмов и методов, но о формировании его новой архитектуры. Последней свойственны следующие признаки: реализация в среде гибридного обучения; генерация образовательного пространства нового типа; б'ольшая степень развития доверительных

отношений между участниками образовательных отношений; привлечение интерактивного контента; привлечение студентов к планированию образовательной деятельности.

Складывание такой архитектуры, в свою очередь, требует глубокой модернизации существующей системы подходов к обучению будущих профессионалов, в т.ч. педагогов.

В этой связи, прежде всего, следует упомянуть некоторое смещение акцентов в ходе преподавания педагогических дисциплин. Ведущими с точки зрения эффективности указанного процесса становятся новые ориентиры. Их можно условно разделить на три группы: ориентиры организационного характера; ориентиры содержательного характера; ориентиры контролирующего характера.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на вышеперечисленные факторы способствует существенным изменениям в вузовской образовательной практике. Методика преподавания педагогических дисциплин, таким образом, приобретает ряд небезынтересных с точки зрения раскрытия темы нашей статьи, особенностей. К ним относятся: практикоориентированность; широкое применение педагогических кейсов; работа в группах; интеграция в образовательный процесс информационных и телекоммуникационных технологий; формирование у будущих профессионалов понимания ценности карьерного развития.

В данной связи определённый интерес вызывают процессы цифровизации преподавания педагогических дисциплин студентам современных российских вузов. Характерная для настоящего этапа развития системы высшего образования глубокая интеграция ИКТ во все сферы её существования требует внесения в коренных преобразований.

Если ранее активность субъектов образовательных отношений сосредотачивалась, прежде всего, на вооружении будущих профессионалов системой необходимых знаний, умений и навыков, то теперь у выпускников вузов должны быть сформированы и другие характеристики. Важнейшая из них - способность осуществлять эффективный поиск, критическую оценку и обработку больших объёмов информации. Кроме того, современный педагог должен уметь эффективно использовать возможности, предоставляемые цифровыми образовательными технологиями.

Литература:

1. Васина, Е.А. Профессионально-деятельностный подход в обучении синхронных переводчиков в вузе / Е.А. Васина // Мир науки, культуры и образования. - 2023. - № 2(99). - С. 7-11

2. Догнак, Н.А. Применение проектных технологий в высших учебных заведениях / Н.А. Догнак // Молодой учёный. - 2019. - № 389(276). - С. 151-153

3. Ерина, И.А. Кейс-метод как ведущая технология формирования коммуникативной компетентности / И.А. Ерина, С.П. Черкашина, В.А. Лапшин // Мир науки, культуры и образования. - 2022. - № 2(93). - С. 266-268

4. Круглова, Н.Р. Некоторые аспекты анализа опыта цифровизации высшего образования / Н.Р. Круглова, И.В. Сартаков // Профессиональное образование в современном мире. - 2020. - Т.10. - № 1. - С. 3499-3507

5. Обухова, Л.Ю. Слияние академических и цифровых навыков при обучении студентов английскому языку в контексте multitasking / Л.Ю. Обухова // Мир науки, культуры и образования. - 2022. - № 5(96). - С. 120-122

6. Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении / И.Р. Лазаренко, Н.А. Матвеева, С.В. Колесова [и др.]. - Барнаул: АлтГПУ, 2021. - 40 с.

7. Панина, Е.А. Актуальные вопросы цифровизации образования в современных условиях / Е.А. Панина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2020. -№ 3(46). - С. 60-67

8. Саркисян, P.P. СДО Moodle как средство концепции смешанного обучения (на примере обучения русскому языку в экономическом ВУЗе) / P.P. Саркисян // Русское слово в международном образовательном пространстве: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. - Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2021. - С. 420-425

9. Староверова, Н.П. Использование цифровых и информационных технологий в процессе обучения профессиональному английскому языку / Н.П. Староверова, Н.Г. Кондрахина, О.Н. Петрова // Самоуправление. - 2019. -Т. 2. -№2(115). - С. 189-191

10. Ярычев, Н.У. Диалог поколений в культурно-цивилизационной системе современной России / Н.У. Ярычев. -Кисловодск: Магистр, 2015. -292 с.

11. Ярычев, Н.У. Историко-культурологические основания феномена толерантности / Н.У. Ярычев // 5 Ежегодная итоговая конференция профессорско-преподавательского состава чеченского государственного университета. Гуманитарные науки. - Грозный: Чеченский государственный университет, 2016. - С. 297-300

12. Ярычев, Н.У. Место и роль молодёжи в контексте государственной молодёжной политики Российской Федерации / Н.У. Ярычев, Е.В. Маликова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-10. - С. 2265-2269

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы Ерёмина Анастасия Павловна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); аспирант кафедры педагогики высшей школы Абдреев Анатолий Вячеславович

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье представлено содержание информационно-сетевой компетентности руководителя колледжа. Определено, что с целью успешного решения профессиональных задач в сетевой среде руководителю колледжа необходимо быть готовым осознавать информационные потребности и работать с информационными данными, потоками в профессиональных сетевых сообществах, обеспечивать использования сервисов Интернет в целях построения коммуникативного взаимодействия, а также оценки, интерпретации, анализа информации. На основе научных исследований выявлены формы информационно-сетевой компетентности: сетевая готовность, сетевая активность, сетевая коммуникативность, сетевая инновационность. В работе раскрывается содержание, направления и способы развития этих

Ключевые слова: информационно-сетевая компетентность, сетевая готовность, сетевая активность, сетевая коммуникативность, сетевая инновационность, сетевое взаимодействие, сетевая среда.

Annotation. The article presents the content of the information and network competence of the head of the college. It is determined that in order to successfully solve professional tasks in a network environment, the head of the college must be ready to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.