Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ МАГИСТРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ МАГИСТРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ) / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Близно Лилия Васильевна, Бутова Ольга Олеговна, Мирная Алена Николаевна

На страницах этой статьи исследована специфика проведения семинарских занятий со студентами магистратуры в условиях цифровизации системы высшего образования. Прежде всего, определена роль преподавателя в условиях цифровой среды вуза. Далее рассматриваются связанные с подобными метаморфозами системы высшего образования особенности методики проведения учебных занятий со студентами магистратуры в цифровой образовательной среде. Затем определяются роль и место семинарских занятий в подобных условиях. Рассказывается об основных подходах к их организации и проведению. На основе изучения последних доказывается важность интерактивных образовательных технологий для успешного проведения таких занятий. Делается краткий анализ возможностей каждой из них с точки зрения оптимизации проведения семинаров со студентами магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Близно Лилия Васильевна, Бутова Ольга Олеговна, Мирная Алена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF CONDUCTING SEMINARS WITH MASTER'S DEGREE STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

On this article's pages the conducting seminars with master's degree students in the higher education system digitalization conditions specifics are investigated. First of all, the teacher's role in the university digital environment conditions is defined. Next, the features of the conducting training sessions with master's degree students in a digital educational environment related to such higher education system metamorphoses methodology are considered. Then the seminars role and place in such conditions are determined. It describes the main approaches to their organization and conduct. Based on the study of the latter, the interactive educational technologies importance for the successful conduct of such classes is proved. Each of them possibilities brief analysis in terms of optimizing seminars with master's degree students is made.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ МАГИСТРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Близно Лилия Васильевна

Ставропольский институт кооперации (филиал)

АНО ВО «Белгородский университет кооперации экономики и права» (г. Ставрополь); кандидат физико-математических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Бутова Ольга Олеговна

Ставропольский институт кооперации (филиал)

АНО ВО «Белгородский университет кооперации экономики и права» (г. Ставрополь); старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Мирная Алена Николаевна

Ставропольский институт кооперации (филиал)

АНО ВО «Белгородский университет кооперации экономики и права» (г. Ставрополь)

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ МАГИСТРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. На страницах этой статьи исследована специфика проведения семинарских занятий со студентами магистратуры в условиях цифровизации системы высшего образования. Прежде всего, определена роль преподавателя в условиях цифровой среды вуза. Далее рассматриваются связанные с подобными метаморфозами системы высшего образования особенности методики проведения учебных занятий со студентами магистратуры в цифровой образовательной среде. Затем определяются роль и место семинарских занятий в подобных условиях. Рассказывается об основных подходах к их организации и проведению. На основе изучения последних доказывается важность интерактивных образовательных технологий для успешного проведения таких занятий. Делается краткий анализ возможностей каждой из них с точки зрения оптимизации проведения семинаров со студентами магистратуры.

Ключевые слова: высшее образование (уровень магистратуры), организация учебных занятий, организация семинарских занятий, цифровизация высшего образования, интерактивные образовательные технологии.

Annotation. On this article's pages the conducting seminars with master's degree students in the higher education system digitalization conditions specifics are investigated. First of all, the teacher's role in the university digital environment conditions is defined. Next, the features of the conducting training sessions with master's degree students in a digital educational environment related to such higher education system metamorphoses methodology are considered. Then the seminars role and place in such conditions are determined. It describes the main approaches to their organization and conduct. Based on the study of the latter, the interactive educational technologies importance for the successful conduct of such classes is proved. Each of them possibilities brief analysis in terms of optimizing seminars with master's degree students is made.

Key words: higher education (master's degree level), organization of training sessions, organization of seminars, digitalization of higher education, interactive educational technologies.

Введение. Коренные преобразования, наблюдаемые во всех сферах жизни современного общества, не могли не сказаться на требованиях к выпускникам российских вузов [1, С. 2-3]. В полной мере это касается тех из них, что успешно завершили обучение по программам магистратуры (О.В. Булавко, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, А.Н. Дахин, Н.П. Мурий, А.П. Пепеляева, Е.А. Поединок).

Трансформация запросов социума на формирование компетенций будущих профессионалов естественным образом способствует возникновению необходимости во внесении изменений в процесс организации и проведения учебных занятий (Д.П. Алимасова, Л.С. Анисимова, Н.А. Глузман, О.Ю. Горячук, Н.В. Давкуш, Ю.К. Картавая).

При этом важной частью учебной деятельности студентов магистратуры остаются семинары, в которых и происходит формирование многих «надпрофессиональных навыков», которые будут реализованы в дальнейшей профессиональной деятельности будущих специалистов (З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, Н.И. Соколова) [9].

Говоря об изменениях в подходах к семинарским занятиям, необходимо учитывать такую важную тенденцию в развитии России и мира последних десятилетий, как цифровизация (А.А. Ахаян, Е.А. Безызвестных, Е.М. Власова, Ю.В. Воронина).

Интеграция информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс также оказывает мощное влияние на организацию и проведение семинаров со студентами магистратуры [10].

Специфике реализации соответствующей формы учебной деятельности в современных условиях посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. В цифровой образовательной среде, в основном сформированной в большинстве современных вузов, возрастает важность решения преподавателями следующих задач:

- разработка и последующее внедрение эффективных механизмов организации взаимодействия между субъектами образовательных отношений (О.В. Акулова, В.И. Блинов, Н.А. Глузман, Н.В. Давкуш Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев);

- конкретизация целей и задач обучения предмету в цифровом формате [1, С. 8];

- всесторонний анализ хода образовательного процесса;

- эффективное использование инновационных форм организации и проведения учебных занятий [5, С. 10].

Таким образом, современный педагогический работник, осуществляющий образовательную деятельность по программам магистратуры, должен уметь эффективно применять в ней возможности, предоставляемые информационной средой вуза.

Современный уровень разработанности соответствующей проблематики позволяет говорить о ряде общих особенностей методики проведения учебных занятий на данной ступени образования (Табл. 1).

Таблица 1

Общие особенности методики проведения учебных занятий со студентами магистратуры в цифровой

образовательной среде

Наименование Характеристика

Активное взаимодействие с обучающимися Преподавателю необходимо поддерживать вовлеченность в учебный процесс всех его участников. Для этого следует задавать аудитории вопросы, поощрять вопросы от аудитории, организовывать учебные дискуссии. Такого рода действия с большой вероятностью помогут студентам усвоить систему необходимых знаний, умений и навыков в цифровой образовательной среде [7, С. 10].

Органичное сочетание теоретической и практической составляющих По ходу обучения студентов магистратуры различным академическим дисциплинам необходимо сочетать теоретические знания с одной стороны, практические примеры и задания - с другой. Магистранты должны иметь возможность применять свои знания в различных ситуациях осуществления учебной, профессиональной и иных видов деятельности.

Обязательное широкое применение современных методологических подходов в образовательной деятельности К моменту завершения обучения по программам магистратуры выпускники должны быть знакомы с современными методами и инструментами, распространёнными в области их будущей профессиональной деятельности (А.А. Баландин, Д.Д. Дедюхин, А.У. Менциев).

Развитие у обучающихся навыков критического мышления Обучение на ступени магистратуры должно помочь студентам развить навыки критического мышления и анализа, которые в дальнейшем позволят производить объективную оценку различных явлений и предметов, с которыми они могут столкнуться в ходе осуществления профессиональной деятельности [12, С. 420-421].

Применение в ходе объяснения материала примеров из реальной жизни Осуществляя образовательную деятельность в цифровой среде, преподавателю следует использовать примеры, с которыми обучающиеся в дальнейшем, действительно, могут столкнуться по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности, это позволит оптимизировать процесс развития у них системы умений и навыков, связанных с исполнением будущих своих обязанностей в реальных условиях.

Оценка сформированности профессиональных и личностных компетенций магистрантов В условиях, когда информационные потоки представляются практически неограниченными, большое значение приобретают разработка и рациональное применение оценочных процедур, направленных на исследование уровня развития компетенций учащихся, в т.ч. связанных с поиском, анализом и систематизацией информации, необходимой для успешного осуществления учебной, а в дальнейшем -и профессиональной деятельности (С.М. Маркова, Н.П. Мурий, А.К. Наркозиев, Е.Н. Перевощикова, А.П. Пепеляева).

Так как вышеперечисленные особенности являются универсальными для всех форм организации учебной деятельности студентов магистратуры, то они вполне применимы и к семинарским занятиям. В информационную эпоху основная суть их проведения заключается в том, что выступающий предлагает присутствующим прослушать материал, каковой также может включать демонстрацию видеофрагментов, изображений или презентации [3, С. 189-190]. По завершении доклада его содержание подвергается обсуждению.

Участники семинара могут задавать вопросы, делиться мнениями или собственным опытом применения схожей информации в практике учебной и иной деятельности [4, С. 110]. Правильная организация такой работы может быть более сложной, чем, например, проведение лекционного занятия (Л.И. Васильева, Е.Е. Егоров, И.С. Сергеев). Соответственно, современный педагог должен уделять повышенное внимание подготовке к таким занятиям и использованию на них средств ИКТ [1, С. 15].

Охарактеризованные выше формы деятельности участников образовательного процесса позволяют эффективно решать следующие задачи семинаров: поддержание рабочей атмосферы в учебных группах; предоставление магистрантам возможностей для высказывания собственного мнения на заданную тему; возможность перерывов между формализованными этапами занятий [9, С. 59].

Вышеперечисленные задачи позволяют нам говорить об общих подходах к проведению учебных занятий, организованных соответствующим образом (Табл. 2).

Таблица 2

Подходы к проведению семинаров

Подход Описание

Индивидуальный подход Преподавателю следует учитывать индивидуальные потребности и возможности магистрантов, это поможет им лучше понять предлагаемый материал.

Интерактивность Педагогу необходимо вовлекать студентов в обсуждение темы, задавая вопросы и выслушивая их мнения.

Использование групповых заданий В ходе проведения семинарских занятий могут возникнуть ситуации, при которых представляется целесообразным деление студентов на группы в целях решения каких-либо заданий, что поможет им лучше понять изучаемый материал и будет способствовать развитию навыков командной работы, в т.ч. с использованием ИКТ (В.А. Гижов, Е.Е. Егоров, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова, А.А. Поздникин).

Рассмотрение материала с обязательным использованием примеров из практики Как и в более широком случае, т.е. при организации и проведении учебной работы вообще, в случае с семинарами представляется необходимым применение конкретных примеров из области реальной жизни, это позволит учащимся лучше понять изучаемый предмет, а дальнейшем - более рационально использовать полученные знаний, умения и навыки на практике [11, С. 421].

Обязательное широкое Как уже говорилось, в ходе семинарских занятий крайне желательным является применение интерактивных применение интерактивных образовательных технологий, которое позволит технологий_ интенсифицировать учебный процесс, повысив его эффективность._

Как видим, немаловажным аспектом успешного проведения семинарских занятий со студентами магистратуры в цифровой образовательной среде является широкое применение современных образовательных технологий. Оно позволяет сделать учебный процесс более интерактивным и доступным [10, С. 158]. Кроме того, их интеграция в образовательную практику предоставляет широкие возможности в плане учёта индивидуальных потребностей каждого магистранта (В.Г. Дьяченко, Ю.Н. Жулькова, О.Б. Капичникова, А.А. Поздникин, О.В. Лемещенко, С.А. Литвинцева, Е.В. Яшкова).

Можно привести ряд примеров такого рода средств обучения. (Табл. 3).

Таблица 3

Интерактивные средства обучения, применимые в ходе организации и проведения семинарских занятий в цифровой образовательной среде современного вуза

Средства обучения Характеристика Роль в организации и проведении семинарских занятий

Электронный учебник Представляет собой учебник, который может быть доступен в цифровом формате, удобном для использования посредством компьютера, ноутбука, смартфона или иного устройства, находящегося в распоряжении участника образовательного процесса [8, С. 1170-11711. Могут содержать мультимедийные материалы, интерактивные задания и тесты для текущего контроля усвоения учебного материала магистрантами, позволяющие интенсифицировать процесс формирования у них необходимых пр о ф е с сиональных и личностных компетенций [2, С. 51.

Видеолекция Запись лекции, с которой студенты могут ознакомиться в любое время и в любом месте. Позволяет не отставать от курса и группы, осуществляя эффективную подготовку к семинарам, тем студентам, которые по объективным причинам не могут присутствовать на всех занятиях. Эта черта видеолекции представляется особенно актуальной на фоне недавних мероприятий по профилактике и борьбе с пандемией СОУГО-19 (В.Ю. Абрамова, Н.В. Авдеева, Ю.Н. Жулькова).

Виртуальная лаборатория Программное средство, которое позволяет студентам проводить эксперименты и исследования в виртуальной среде. Представляется особенно полезным при проведении семинаров по дисциплинам, требующим широкомасштабной практической работы при трудности или невозможности использования лабораторий реальных [7, С. 8-9].

Интерактивная доска Электронная доска, позволяющая участникам образовательного процесса более широко использовать интерактивные учебные материалы по ходу семинара. Позволяет реализовать такой подход к организации и проведению семинарских занятий, как интерактивность.

Мультимедийная презентация Презентация, содержащая мультимедийные материалы. Может применяться для представления учебного материала в более удобной и наглядной форме [3, С. 1951.

Онлайн-курсы Специально созданные курсы, доступные через посредство сети Интернет [8, С. 1180]. Содержат видеолекции, интерактивные задания, тесты и форумы для обсуждения материала семинарских занятий.

Электронное портфолио Цифровой сборник работ студентов, который может содержать различные типы материалов, такие как тексты, изображения, аудио и видеофайлы. Может использоваться для оценки учебных достижений магистрантов и отслеживания их прогресса.

Социальные сети Средства сети Интернет, могущие применяться в целях продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса Позволяют организовать эффективный обмен необходимой информацией, идеями и мнениями (Ю.Н. Жулькова, Л.И. Корнеева, О.В. Лемещенко, Т.Я. Никищихина).

Веб-конференции Онлайн-встречи, организация которых позволяет субъектам образовательного процесса взаимодействовать в режиме реального времени, находясь на значительном удалении друг от друга. Могут быть полезны при обмене мнениями по теме семинарских занятий.

Электронные тесты Тесты, которые студенты магистратуры могут проходить через интернет, при этом их результаты, либо значительная часть таковых, проверяются автоматически. Полезны в ходе текущего контроля и выявления образовательных затруднений учащихся [6, С. 13].

Интерактивные игры и симуляции Программы, позволяющие студентам магистратуры учиться через игру и имитацию реальных ситуаций [5, С. 14]. Могут применяться в ходе изучения дисциплин, ориентированных, прежде всего, на выработку умений и навыков, в т.ч. в условиях дистанционного образования.

Электронные библиотеки Базы данных, интегрирующие электронные версии книг, журналов, научных статей и др. Применимы в ходе подготовки к занятиям семинарского типа, т.к. обеспечивают оперативный доступ к актуальной информации [6, С. 15].

Охарактеризованные выше средства обучения могут использоваться как отдельно, так и в комбинации [2, С. 7]. В высшей степени он были востребованы и получили дополнительный интерес со стороны образовательной практики в период эпидемии COVID-19 [11].

Выводы. Таким образом, сегодня преподаватель, осуществляющий образовательную деятельность по программам магистратуры, должен уметь эффективно использовать возможности, предоставляемые информационной средой вуза.

Современный уровень разработанности соответствующей проблематики позволяет говорить о следующих общих особенностях методики проведения учебных занятий в магистратуре: активное взаимодействие с обучающимися; органичное сочетание теоретической и практической составляющих; обязательное широкое применение современных методологических подходов в образовательной деятельности; развитие у обучающихся навыков критического мышления; применение в ходе объяснения материала примеров из реальной жизни; оценка сформированности профессиональных и личностных компетенций магистрантов.

Как показал опыт проведения семинарских занятий со студентами магистратуры в условиях цифровизации системы высшего образования в различных вузах страны [4; 5; 8; 12 и др.], эти особенности являются универсальными для всех форм организации учебной деятельности студентов магистратуры. При этом отдельно стоит сказать о некоторых подходах к проведению такого рода учебных занятий:

- индивидуальный подход;

- интерактивность;

- использование групповых заданий;

- рассмотрение материала с обязательным использованием примеров из практики; обязательное широкое применение интерактивных технологий.

Далее, немаловажным аспектом успешного проведения семинарских занятий со студентами магистратуры в цифровой образовательной среде является широкое применение современных образовательных технологий. Оно позволяет сделать учебный процесс более интерактивным и доступным. Их интеграция в образовательную практику предоставляет широкие возможности в плане учёта индивидуальных потребностей каждого магистранта.

Литература:

1. Асадуллин, Р.М. Диагностика цифровых компетенций педагога / Р.М. Асадулин, А.В. Дорофеев, И.Р. Левина // Педагогика и просвещение. - 2022. - № 1. - С. 1-17

2. Бугреева, А.С. Проблемы реализации эффективной обратной связи как инструмента мотивации в обучении иностранному языку / А.С. Бугреева // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 5-8

3. Дойников, И.В. О научно-исследовательском семинаре в системе магистерской подготовки юридических кадров / И.В. Дойников // Вестник института экономических исследований. - 2021. - № 2(22). - С. 188-195

4. Жохова, В.В. Формирование цифровых компетенций при реализации магистерских программ (на примере Владивостокских вузов) / В.В. Жохова, А.А. Петропавловская // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2022. - № 2. - С. 107-116

5. Казакова, Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования / Е.И. Казакова // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 1(112). - С. 8-14

6. Калинин, С.В. Программно-информационное обеспечение мониторинга интеграционных процессов в образовательной деятельности юридических институтов МВД России / С.В. Калинин, А.А. Левченко, Б.А. Федулов // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 13-15

7. Попова, Р.И. Особенности методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности / Р.И. Попова, В.Ю. Абрамова, С.Б. Бахвалова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). -С. 8-11

8. Прилепских, О.С. Возможности цифровой образовательной среды в развитии личностного потенциала студентов / О.С. Прилепских, Т.П. Айсувакова, Ю.В. Сорокопуд // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 69-1. - С. 353-356

9. Саидов, З.А. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий / З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 318-320

10. Смолянинова, О.Г. Некоторые аспекты профессиональной подготовки в системе «бакалавриат - магистратура» в условиях информационного общества / О.Г. Смолянинова, Н.А. Иванов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2020. - Т. 26. - № 2. - С. 154-160

11. Чистякова Н.В., Айсувакова Т.П. Метакогнитивная модель совладающего поведения субъекта в период эпидемии mVID-19 / Н.В. Чистякова, Т.П. Айсувакова // Психолог. - 2020. - № 3. - С. 29-36

12. Ярычев Н.У. Развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов чеченской республики / Н.У. Ярычев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2009. - № 1 (1). - С. 25-29

13. Genesis of methodological approachesto definiton and organization of university informationand education space / O.I Donina, N.V. Ivanushkina, I.V. Aryabkina [etc.] // Amazonia Investiga. - 2020. - No. 29. - Pp. 417-426

Педагогика

УДК 796

заместитель директора по воспитательной работе Болова Екатерина Хасиновна

МКУ ДО СШ по футболу (г. Нальчик); аспирант Маргушев Хасан Хамитбиевич

ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский государственный университет (г. Нальчик); аспирант Тхазеплов Рустам Леонидович

ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский государственный университет (г. Нальчик)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФУТБОЛЬНОЙ ШКОЛЫ - КАК ЧАСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ И

РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Футбол является одним из самых распространенных видов спорта, который стремительно трансформируется и совершенствуется. Наиболее известными и сильными футбольными державами являются европейские клубы и сборные стран. И, к сожалению, по сравнению с ними, футбол в нашей стране хоть и остается популярным как среди молодежи, так и среди старшего поколения, однако уровень его развития не является конкурентноспособным с такими гигантами футбольного мира как Франция или Бразилия. Основной причиной по которой российский футбол не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.