Развитие образования
Шайдуллина Р.М. ShaiduШna КМ.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные и социально-экономические науки» Института нефти и газа, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Октябрьский, Российская Федерация
Гилязетдинов Р.А. Gilyazetdinov R.A.
студент Института нефти и газа, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Октябрьский, Российская Федерация
УДК 37.018.43:004:330
DOI: 10.17122/2541-8904-2022-2-40-147-156
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Вынужденный массовый переход в связи с коронавирусной инфекцией на дистанционные методы работы стал своего рода вызовом и одновременно точкой отсчета для применения новых образовательных технологий и создания новых образовательных ресурсов. Процесс цифровой трансформации образования - это не создание компьютерных классов и подключение к сети Интернет, а формирование и распространение новых моделей работы образовательных организаций. Цифровизация в целом рассматривается как процесс изменения социальных, экономических, технических структур в такие, которые опосредованы цифровыми продуктами и отношениями со встроенными новыми цифровыми возможностями. Цифровизация системы образования - формирование такой образовательной среды, которая предполагает построение интерактивной системы с обратной связью обучающих и обучаемых. Актуальность данного исследования заключается в изучении и анализе практики формирования цифровых навыков и компетенций у обучающихся в результате применения цифровых образовательных платформ при изучении экономических дисциплин в техническом вузе. Авторы статьи исходят из положения о том, что цифровые навыки - это набор возможностей использования цифровых устройств, приложений связи и сетей для доступа к информации и управления ею. Формирование цифровых компетенций рассматривается как процесс развития у обучающихся индивидуальной способности использовать и сочетать свои знания, умения и личностное отношение, связанные с тремя смежными областями компетенций -технологией, когнитивной и социальной сферой - для анализа, выбора и критической оценки информации. В статье перечислены основные сервисы, которые могут быть использованы в процессе интерактивной работы со студентами на занятиях. Проведено исследование, в рамках которого обучающимся были предложены различные среды для подготовки докладов к семинарским занятиям. Конкретная педагогическая практика внедрения цифровых образовательных платформ Mentimeter и Kahoot при изучении экономических дисциплин позволяет сделать следующие выводы:
- использование интерактивных платформ положительно сказывается на обучении студентов и формирует компетенции, необходимые для успешного применения полученных экономических знаний в жизни;
Development of educaton
- процесс создания докладов и тестов становится не рутинным занятием, а увлекательным способом понять тему, подойти к процессу нетривиально;
- в современной концепции понятие «цифровая образовательная среда» подразумевает многогранное применение известных сервисов для формирования обособленного виртуального пространства с упрощенной моделью изучения материала.
Ключевые слова: электронное обучение, цифровизация, цифровая трансформация образования, цифровые образовательные платформы, экономические дисциплины, интерактивные методы обучения, цифровая модель, цифровое обучение, цифровые компетенции, цифровые навыки.
APPLICATION OF DIGITAL EDUCATIONAL PLATFORMS IN THE STUDY OF ECONOMIC DISCIPLINES
The forced mass transition to distant work due to coronavirus infection has become a kind of challenge and at the same time a starting point for the application of new educational technologies and the creation of new educational resources. The process of digital transformation of education is not just the creation of computer classes and connection to the Internet, but the formation and distribution of new work models in educational organizations. Digitalization in general is considered as a process of changing social, economic, and technical structures into those that are mediated by digital products and relationships with new embedded digital capabilities. Digitalization of the education system involves the formation of an educational environment that implies the construction of an interactive system with feedback between teachers and trainees. The relevance of our research consists in the studying and analysis of the practice of forming digital skills and competencies among students as a result of the use of digital educational platforms during the study of economic disciplines at a technical university. The authors of the article proceed from the position that digital skills are a set of possibilities for using digital devices, communication applications and networks to access and manage information. The formation of digital competencies is considered as the process of developing students' individual ability to use and combine their knowledge, skills and personal attitude connected with three related areas of competence - technology, cognitive and social sphere - for the analysis, selection and critical evaluation of information. The article lists the main services that can be used during the process of interactive work with students in the classroom. A study in which students were offered various environments for preparing reports for seminars was conducted. The specific pedagogical practice of implementing Mentimetr and Kahoot digital educational platforms in the study of economic disciplines allows us to figure out the following conclusions:
- the use of interactive platforms has a positive effect on students' learning and forms the competencies necessary for the successful application of the acquired economic knowledge in life;
- the process of creating reports and tests becomes not a routine activity, but a fascinating way to understand the theme and to approach the topic in a non-trivial way;
- in the modern approach, the concept of "digital educational environment" implies the multifaceted use of well-known services to form a separate virtual space with a simplified model of studying the material.
Key words: e-learning, digitalization, digital transformation of the education, digital educational platforms, economic disciplines, interactive teaching methods, digital model, digital learning, digital competencies, digital skills.
Введение
Начиная с 90-х годов XX в. в литературе широко используется термин «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ). В дальнейшем слияние понятий «образование» и «информационные технологии» привело к появлению таких инноваци-
онных мультидисциплинарных направлении в педагогике, как «дистанционное обучение», «электронное обучение», «обучение с применением компьютерных технологии», «дистанционные образовательные технологии» и т.д. Общим звеном для данных понятий выступает возможность широкого внедрения
ИКТ в образовательный процесс с целью создания инновационных базовых моделей образовательной структуры. Тем не менее эти понятия отличаются по существу. Согласно определению М.Е. Вайндорф-Сысоевой, дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, при котором взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий. Электронное обучение - это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].
Исходя из информационно-технологической тенденции развития современного мира, в общественно-экономическом и даже политическом контексте наиболее популярным методом описания внедрения ИКТ-технологий в процесс обучения является использование терминов «цифровизация», «цифровые технологии», «цифровое обучение». Цифровизация рассматривается как процесс изменения социальных, экономических, технических структур в такие, которые опосредованы цифровыми продуктами и отношениями со встроенными новыми цифровыми возможностями. Цифровые технологии приобретают особую значимость в связи с программами цифровой трансформации различных отраслей экономики. Система образования также активно включается в процесс внедрения «цифры» в современные образовательные технологии. Цифровое обучение - это процесс организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифро-
Развитие образования
вой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы, как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате [2]. Главной особенностью цифрового обучения является формирование такой образовательной среды, которая предполагает построение интерактивной системы с обратной связью обучающих и обучаемых, студентов и преподавателей, студентов между собой. Цель данного исследования - показать внедрение новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде при изучении экономических дисциплин.
Материалы и методы. В статье использованы публикации по проблемам внедрения ИКТ и формирования цифровой образовательной среды, педагогический опыт использования цифровых образовательных технологий при преподавании экономических дисциплин в техническом вузе.
Результаты. На сегодняшний день компьютеры и информационное поле среды Интернет видоизменили не только свой внешний вид, но и собственный функционал в пользу их универсальности и доступности. Теперь это не просто инструменты для повышения показателей результативности и качества процессов образования, но и своеобразная открытая площадка с широким потенциалом для совершенствования методов получения и обмена любой информацией с применением 1Т-технологий. Процесс цифровой трансформации образования подразумевает создание принципиально новых адаптивных моделей образовательной деятельности в различных звеньях системы образования. Основополагающей частью их выступает:
- синтез педагогических результативных практик, которые успешно интегрируются в цифровую образовательную среду с использованием в качестве базовой площадки цифровых технологий;
- развитие профессиональных компетенций педагогов в контексте цифровой образовательной среды;
Development of educaton
- применение новых цифровых инструментов, источников и сервисов для адаптации информационных технологий в процесс обучения;
- широкое развитие организационно-инфраструктурных условий для внедрения IT-технологий в образовательный процесс.
Система образования - это информационное производство, которое всегда осуществляется в информационной среде. Тенденция последнего десятилетия - переход от «бумаж-
Таблица 1. Платформы цифрового обучения
ной» к «цифровой» информационной образовательной среде. Суть цифровой трансформации образования заключается в достижении поставленных результатов по итогам обучения в 1Т-средах и непосредственной персонализации (индивидуальности) образовательного процесса в рамках цифровых технологий. Платформы, предназначенные для цифрового обучения, представлены в таблице 1.
Платформы
синхронного обучения асинхронного обучения
Zoom Jitsi Skype Webinar Система дистанционного обучения (СДО) / learning management system (LMS): Moodle, Blackboard, iSpring ... МООК платформы: Coursera, Открытое образование, edX, Лекториум... Видеохостинги: YouTube, Vimeo, Mail Ru, Яндекс.Видео...
Современная мировая тенденция в образовании характеризуется широким внедрением цифровых образовательных платформ в процесс обучения студентов [3, 4]. Важнейшим критерием успешности применения полученных знаний на практике является возможность представлять информацию в гибком виде без потери смысла. Следовательно, одной из актуальных задач в рамках профессионального образования является формирование цифровых компетенций у обучающихся через широкое применение в педагогической практике реальных моделей цифровых образовательных платформ. Цифровые навыки - это набор возможностей использования цифровых устройств, приложений связи и сетей для доступа к информации и управления ей. В контексте формирования компетенций - это индивидуальная способность использовать и сочетать свои знания, умения и личностное отношение, связанные с тремя смежными областями компетенций - технологией, когнитивной и социальной сферой - при использовании новых или существующих ИКТ для анализа, выбора и критической оценки информации
[5].
Для формирования цифровых навыков активно применяются такие IT-инструменты: Zoom, Slack, Figma, Big Blue Button, Mentimeter, Kahoot и др.
Преподавание экономических дисциплин характеризуется большим объемом информации, формул и понятий, усвоение которых возможно лишь при четко структурированной концепции (например, схематичной). Материал, который был прослушан на лекции в дистанционном формате, необходимо закреплять на практических занятиях, что в нынешних реалиях можно реализовать множеством способов [6-8]. Одним из вариантов формирования цифровых навыков является применение интерактивных платформ Mentimeter и Kahoot при подготовке студентами докладов на практических занятиях по дисциплине «Основы экономики и управления производством».
Использование интерактивных платформ в процессе обучения студентов является важной частью цифровизации образования. Платформа Mentimeter - софт, при помощи которого можно реализовать практические занятия в игровой форме. Удобный и логичный интерфейс помогает воплощать идеи с творческим подходом. Одним из преиму-
Развитие образования
ществ Mentimeter является то, что нет необ- нарского доклада на тему «Эластичность
ходимости устанавливать на ПК сторонние спроса по доходу» в среде Mentimeter пред-
приложения, достаточно зайти на официаль- ставлен на рисунке 1. ный сайт платформы. Пример создания семи-
Рисунок 1. Пример создания семинарского доклада в среде МепйшеШег
Регистрация в программе Mentimeter занимает не более 5 минут, для этого необходима всего лишь электронная почта. Если нужно создать несколько презентаций, то все они сохраняются в памяти платформы и в любой момент можно вернуться к ним. Важно также выделить следующую особенность платформы Mentimeter - наличие бесплатной и платной версии. При использовании бесплатной версии программы можно применять различные инструменты и темы, но в ограниченном количестве.
Например, в программе Mentimeter существует возможность создания тестов для закрепления материала и проверки знаний обучающихся, но в бесплатной версии количество вопросов в одной презентации ограничено до 5. Для его прохождения студентам необходим смартфон с выходом в Интернет. Участники семинара заходят на официальный сайт программы, вводят специальный код, который был сгенерирован при создании презентации, и информация с экрана проек-
тора дублируется им на телефон. После проведения теста в программе демонстрируются его результаты, их можно скачать в любом удобном формате для учета успеваемости.
Опыт использования программы Mentimeter, как при создании презентаций, так и при непосредственном участии в тестировании, позволил выделить основные преимущества и недостатки данной программы. К положительным сторонам следует отнести удобство и логичность интерфейса программы, большой выбор инструментов для создания качественных презентаций, удобный формат слайдов, который позволяет изменять положение текста / картинки в различных плоскостях. Кроме того, эта программа дает много и других возможностей для использования интерактивных методов обучения студентов: возможность прикрепления к презентации готового видео, голосование, опрос, рейтингование, сбор обратной связи. При этом сбор обратной связи позволяет выявить отношение участников
Development of educaton
семинара к подготовленному студентом докладу с точки зрения разных параметров и показать на экране результаты в виде разнообразных диаграмм.
К недостаткам, возникающим при работе в программе Mentimeter, можно отнести следующее: не всегда четко отображается информация на телефоне пользователя; текст, содержащий большое количество символов, в большинстве случаев становится мелким и нечитабельным, как с проектора, так и с телефона; если есть большая загруженность сервера программы, то происходит задержка текста презентации или вопросов теста, что влияет на время ответа студентов.
Схожей программой с широким функционалом является и Kahoot, отличительной чер-
той которой является отсутствие возможности создания презентаций докладов. На платформе Kahoot можно создавать тесты, как для одиночной игры, так и для командной, с выбором режима на усмотрение преподавателя. Интерактивная форма проведения тестирования по темам экономических дисциплин положительно сказывается на эмоциональном состоянии студентов. Именно отход от тривиальной подачи тестирования в виде вопросов в бумажном формате помогает студентам концентрировать свое внимание исключительно на решении поставленной задачи, преподнесенной в интерактивной форме. Пример теста по теме «Монополистическая конкуренция» в среде Kahoot представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Пример создания семинарского доклада в среде Kahoot
Аналогично, для регистрации на данной платформе необходима только почта. На выбор предлагается создание тестов различных жанров: «правда или ложь», выбрать из 4 ответов правильный или написать правильный ответ самому. Для регистрации студентам необходим смартфон с выходом в Интернет.
Kahoot также можно использовать не только для семинаров и оценки качества знаний студентов, но и для выяснения степени
усвоения материала на лекции или в профо-риентационной работе. Важным достоинством платформы Kahoot является более яркий дизайн по сравнению с программой Mentimeter. Примеры тестов в программе Mentimeter и Kahoot с точки зрения докладчика и пользователя представлены на рисунках 3, 4.
Развитие образования
Рисунок 3. Пример тестов в среде Mentimeter и КаИой
Исходя из аксиомы транзитивности 1 о15 5 <3и1г предпочтений потребителя следует: __если если А>Б,аБ> В.то
Рисунок 4. Пример тестов в среде Mentimeter и Kahoot с точки зрения игрока (студента)
-153
Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 2 (40), 2022
Development of educaton
Использование интерактивных платформ Мепйте!ег и КаИоо! помогает заинтересовывать студентов к подготовке к тестам по следующей причине: если студент ответит правильно и быстрее всех, он получит на несколько баллов больше, и у него появится возможность занять место на пьедестале, который после каждого тестирования демонстрируется на слайдах. Таким образом, у студентов появляется мотивация и стремление к изучению материала.
В качестве подтверждения эффективности использования интерактивных средств в образовательной деятельности был проведен эксперимент: студентам 3 курса предлагалось на выбор создание доклада и теста с использованием Mentimeter, Power Point, Kahoot. Диаграмма распределения выбора вариантов студентами представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Диаграмма, характеризующая выбор студентами среды для семинарских докладов
По результатам эксперимента можно утверждать, что чаще всего для создания семинарских докладов студенты используют средыKahoot+PowerPoint(тест+презентация). Это можно объяснить тем, что функционал PowerPoint намного шире, чем в программе Mentimeter. Например, чтобы разнообразить свою презентацию, студенты сами создавали собственные стили (фоны) презентаций, добавляли какие-либо элементы. В программе Mentimeter ограниченное количество тем можно использовать при подготовке выступлений. Но, несмотря на вышесказанное, 35 % студентов все-таки использовали Mentimeter для создания докладов. Преимуществом данной платформы является то, что слушатели могут наблюдать за ходом презентации через собственные смартфоны, а докладчику нет необходимости переходить на другую платформу для проведения теста.
Применение платформ Kahoot+Mentimeter, Mentimeter+PowerPoint при подготовке выступлений использовали всего лишь 8 % от общего числа студентов.
Общее впечатление от внедрения информационных технологий в процесс семинарских занятий по экономическим дисциплинам является положительным. Студенты отмечали, что усвоение информации происходит на ассоциативном уровне и, как следствие, процент успешной сдачи дистанционных тестов увеличился.
Однако следует отметить и ряд проблем, которые были выявлены в процессе внедрения вышеуказанных образовательных платформ. Во-первых, недостаток времени для акцентирования преподавателем основополагающих категорий экономической науки, которые необходимо усвоить студентам. Во-вторых, отсутствие компетенций у сту-
дентов по составлению тестового материала, а именно, часто встречающиеся повторы или использование тестов, не соответствующих изучаемой теме. Однако данные проблемы в принципе преодолимы, поскольку требуют некоторых изменений в организации семинарских занятий, а накопление опыта составления тестового материала студентами позволяет постепенно улучшать их качество.
Выводы
Таким образом, применение в образовательном процессе цифровых технологий необходимо для решения следующих задач:
1) подготовка будущих специалистов по новым образовательным программам, содержание которых полноценно подходит под требования, диктуемые индустрией в современном мире;
2) формирование навыков и цифровых компетенций у студентов, обучающихся не по 1Т-профилю;
3) освоение разнообразных цифровых инструментов в целях их эффективного при-
Развитие образования
менения в будущей профессиональной деятельности.
Конкретная педагогическая практика внедрения цифровых образовательных платформ при изучении экономических дисциплин позволяет сделать следующие выводы:
- использование интерактивных платформ положительно сказывается на обучении студентов и формирует компетенции, необходимые для успешного применения полученных экономических знаний в жизни;
- процесс создания докладов и тестов становится не рутинным занятием, а увлекательным способом понять тему, подойти к процессу нетривиально;
- в современной концепции понятие «цифровая образовательная среда» подразумевает многогранное применение известных сервисов для формирования обособленного виртуального пространства с упрощенной моделью изучения материала.
Список литературы
1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. - М.: Юрайт, 2019. - 194 с.
2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. - № 3. - С. 25-36.
3. Падерин В.Н. Использование мультимедийных технологий в обучении студентов вузов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. - № 5 (87). - С. 9. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ispolzovanie-multimediynyh-tehnologiy-v-obuchenii-studentov-vuzov
4. Уваров А.Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/Researcher. - 2019. - № 1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-
tsifrovoy-shkoly-i-tsifrovaya-trans-formatsiya-obrazovaniya.
5. Шайдуллина Р.М. Формирование цифровых навыков у магистрантов при изучении дисциплины «Педагогика профессионального и дополнительного профессионального образования» // Актуальные вопросы высшего образования - 2021: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2021. - С. 75-80.
6. Цветков В.Я., Тюрин А.Е. Управление потоками мультимедиа в образовательном пространстве // Информатизация образования и науки. - 2014. - № 1. - С. 170-178.
7. Анисимова Н.С. Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства: монография / под ред. Е.А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РЕПУ им. А.И.Герцена, 2002. - 89 с.
8. Воронов М.В., Пименов В.И.. Мультимедийные технологии и дистанционное обучение // Университетское управление. - 2000. - № 1 (12). - С. 67-69.
Development of educatíon
References
1. Vaindorf-Sysoeva M.E., Gryaznova T.S., Shitova V.A. Methods of distance learning: a textbook for universities / under the general editorship of M. E. Vaindorf-Sysoeva. - M.: Yurayt Publishing House, 2019. - 194 p.
2. Vaindorf-Sysoeva M.E. Subocheva M.L. "Digital education" as a system-forming category: approaches to definition // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. - 2018. - № 3. - P.25-36.
3. Paderin V.N. The use of multimedia technologies in teaching university students // Management of economic systems: electronic scientific journal. - 2016. -№ 5 (87). - P. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZ ispolzovanie-multimediynyh-tehnologiy-v-obuchenii-studentov-vuzov
4. Uvarov A.Yu. Model of digital school and digital transformation of education // Issledovatel / Researcher. - 2019. - № 1-2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-shkoly-i-tsifrovaya-trans-formatsiya-obrazo-vaniya
5. Shaidullina R.M. Formation of digital skills among undergraduates in the study of the discipline "Pedagogy of professional and additional professional education" // Topical issues of higher education - 2021: Materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference (with international participation). -Ufa: USNTU Publishing House, 2021. -P. 75-80.
6. Tsvetkov V.Ya., Tyurin A.E. Management of multimedia flows in the educational space // Informatization of education and science. -2014. - №. 1. - P. 170-178.
7. Anisimova N.S. Multimedia technologies in education: concepts, methods, means: monograph / Edited by E.A. Bordovsky. - St. Petersburg: A.I. Gertsen REPU Publishing House, 2002. - 89 p.
8. Voronov M.V., Pimenov V.I. Multimedia technologies and distance learning // University management. - 2000. - № 1 (12). - P. 67-69