Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3157
548
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / РЕЙТИНГ / СТУДЕНТ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагиева Зарина Ароновна, Хамикоев Артур Ахсарович

В статье рассматриваются актуальные проблемы методики проведения семинарских занятий, излагаются функции, технологии, методы проведения семинарских занятий в высшей школе. Семинары помогают студентам плавно перейти от теоретического обучения к самостоятельной практической деятельности, развивая при этом логическое мышление, приобрести навыки в поиске альтернативных вариантов решения. Групповое мышление студентов, углубление и расширение знаний, закрепление их, активная самостоятельная деятельность - всего этого можно достичь с помощью семинарского занятия - одного из основных методов образования и обучения в ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CONDUCTING SEMINARY CLASSES AT THE HIGHER SCHOOL

The article deals with the actual problems of the methodology of conducting seminars, describes the functions, technologies, methods of conducting seminars in higher education. Seminars help students to smoothly move from theoretical training to independent practical activity, while developing logical thinking, acquire skills in finding alternative solutions. Group thinking of students, deepening and expanding knowledge, consolidating it, active independent activity - all this can be achieved with the help of a seminar class - one of the main methods of education and training at the university.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических и медико-биологических основ физической культуры и спортивных игр Гагиева Зарина Ароновна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ); кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Хамикоев Артур Ахсарович

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы методики проведения семинарских занятий, излагаются функции, технологии, методы проведения семинарских занятий в высшей школе. Семинары помогают студентам плавно перейти от теоретического обучения к самостоятельной практической деятельности, развивая при этом логическое мышление, приобрести навыки в поиске альтернативных вариантов решения. Групповое мышление студентов, углубление и расширение знаний, закрепление их, активная самостоятельная деятельность - всего этого можно достичь с помощью семинарского занятия - одного из основных методов образования и обучения в ВУЗе.

Ключевые слова: модуль, рейтинг, студент, проектное обучение, семинарские занятия, методика.

Annotation. The article deals with the actual problems of the methodology of conducting seminars, describes the functions, technologies, methods of conducting seminars in higher education. Seminars help students to smoothly move from theoretical training to independent practical activity, while developing logical thinking, acquire skills in finding alternative solutions. Group thinking of students, deepening and expanding knowledge, consolidating it, active independent activity - all this can be achieved with the help of a seminar class - one of the main methods of education and training at the university.

Keywords: module, rating, student, project training, seminars, methodology

Введение. Семинарские занятия - важнейшая часть учебного процесса в ВУЗе. Готовясь к его проведению, прежде всего, необходимо четко определить его тему и цели. Далее, составляя план занятия, следует подготовить вопросы, подлежащие обсуждению. Еще один немаловажный пункт - отбор литературы, где обязательно должны быть учтены объем, актуальность, доступность материала к восприятию.

Создание деловых игр, задач, использование рефератов способствуют проведению качественных занятий, где основная задача- удержание интереса студентов. Включая их в деловые игры, подталкивать их к размышлению, нахождению различных путей разрешения.

На семинарах используются несколько видов понятийных диктантов: диктант - сравнение; экспресс- опрос; диктант-персонализация.

В процессе самостоятельной работы студент вооружается знаниями, способствующими решению задачи по своей специальности, будь то теоретические или практические.

Преподаватель может использовать в работе различные технологии, мультимедийные материалы. В процессе работы с аудиторией разрушаются психологические барьеры, вследствие чего студенты более открыто, активно усваивают знания, приобретают навыки общения. А это помогает преподавателю лучше понять студентов, увидеть их ошибки, свои недоработки, дающие в совокупности возможность их своевременного исправления.

Для того, чтобы подготовить квалифицированных специалистов, конкурентоспособных, с высоким уровнем подготовки, нужно применять различные педагогические технологии. Это: технология модульно-рейтингового обучения; технология тестирования; технология проектного обучения; технология группового взаимодействия и др.

Изложение основного материала статьи. В высшей школе получило широкое распространение модульно-рейтинговое обучение. Прежде всего, необходимо внести ясность: что такое модуль, и что такое рейтинг?

Модуль - это определенный блок информации с программой действий и методическим руководством.

Рейтинг - это накопительный показатель работы. Он у каждого студента индивидуальный, определяется баллами. Рейтинг демонстрирует успехи в освоении дисциплин студентом за определенный период.

Модульно-рейтинговая система включает в себя ряд методических указаний. Она организовывает учебный процесс, неся в себе и информацию, и методическое руководство. Рейтинговая оценка знаний контролирует, воспитывает и стимулирует студента.

Тестирование в высшей школе необходимо для того, чтобы проверить знания, навыки студентов, а также определить качество образования. Но у технологии тестирования, как и у любой другой технологии, есть свои достоинства и недостатки. К достоинствам без всяких колебаний можно отнести тот факт, что появляется возможность проверить уровень знаний одновременно у всей группы, что снимает с преподавателя изнурительную работу по проверке [1]. Но справедливости ради необходимо озвучить и недостатки. Это отсутствие специальных учебных и методических материалов, недостаток специалистов по тестированию, необходимость создания шкалы оценки результатов тестирования.

Проектное обучение - это отдельная, специально организованная деятельность студентов. Оно ограничено во времени и имеет конечный продукт деятельности. Проектное обучение ставит перед собой цель раскрыть личность обучаемого, развивать интеллектуальные и творческие способности.

На первых курсах применимы проекты на получение навыков и закрепление знаний. А более сложные проекты, которые предполагают коммерциализацию результатов, выполняются студентами старших курсов.

Выполняя проектную работу, студент учится работать в команде, получая в итоге материальный продукт. В ходе работы над проектом совершенствуется опыт общения с заказчиками проектов, растет их профессиональная компетентность. Благодаря проектной технологии обучения, ВУЗ имеет возможность выпускать конкурентоспособных выпускников, востребованных на российском и международном рынках труда.

Говоря о технологических подходах, стоит обратиться и к истории их возникновения. Еще Ян Амос Коменский называл процесс обучения «дидактической машиной», где существует схема:

- цель;

- средства;

- правила;

- конечный результат.

Не обошли вниманием данный подход и такие педагоги, как М.В. Кларина и В.П. Беспалько. По их мнению, для семинарских занятий, помимо отбора учебного материала, нужно умение и передачи его с применением технологических способов. Здесь применимы «круглый стол», дискуссии, конференции. Довольно успешно проходят семинары такого

формата. Это позволяет каждому студенту раскрываться, излагать свои мысли, не боясь негативных выпадов со стороны других, приводит к взаимопониманию, где отсутствуем доминирование одних над другими [2].

«Круглый стол» позволяет услышать различные точки зрения, способствуем развитию общекультурной составляющей. Студент учится сравнивать подходы к одному и тому же вопросу. Следовательно, он мыслит, находит истину, строит грамотную речь, обобщает и высказывает выводы. Проведение круглого стола требует серьезной подготовки. В центре -дискуссия. Руководителем может быть, как преподаватель, так и эксперты, сообщающие все правила круглого стола, предмет обсуждения, а также о необходимости подведения итогов. Так, посредством общения преподавателя со студентами, достигается взаимодействие, взаимопонимание, что в свою очередь способствует освоение модели будущей профессии. Чтобы достичь успеха в проведении подобных семинарских занятий, преподавателю нужен учет подготовки студентов в плане социального опыта, взаимоотношений студентов.

С помощью технологического подхода удается вовлечь в процесс обучения всех студентов с их идеями, индивидуальным подходом к обмену знаниями. И весь этот процесс сопровождается доброжелательностью и взаимопомощью.

Семинарские занятия всегда занимали важнейшее место в решении воспитательных, а также познавательных задач. Само слово «семинар» в переводе с латинского означает «рассадник знаний». Отсюда и очевидность главной цели семинаров- получение знаний.

Существует несколько функций семинарских занятий:

- познавательная;

- воспитательная;

- контрольная.

Рассмотрим каждую функцию по отдельности.

Самой важной является познавательная функция. Она позволяет студентам уделить внимание фактам, раннее не замеченным. Таким образом, учит студентов поиску различных форм рациональности и коммуникации. С помощью семинарского занятия студент приходит к углублению знаний, поднимая его на более высокую ступень [3]. Здесь преподаватель - «тренер» помогает своим подопечным в приобретении навыков самостоятельного мышления, а также устного выступления, что тоже является очень значимым качеством.

Познавательная функция неразрывно связана с воспитательной функцией. Здесь играет роль любая мелочь, даже на первый взгляд кажущаяся неважной: речь преподавателя - насколько грамотно он преподносит информацию; внешний вид, стиль преподавателя - все это в совокупности откладывает свой неповторимый отпечаток в сознании обучаемых. Грамотно организовав семинарское занятие, можно сформировать мировоззрение с утверждением гуманистической морали.

Контрольная функция помогает увидеть слабые и сильные стороны студента, позволяет проверять уровень знаний студентов, способствует изучению их индивидуальных особенностей и интересов.

Конечно, в современной системе образования существуют много проблем, требующих решения. Среди них и технологизация. В системе высшего образования по ФГОС должны применяться интерактивные технологии, причем они должны составлять не менее 45%. Следовательно, преподавателю, чтобы подготовить высококвалифицированные кадры, нужно быть вооруженным не только теоретическими знаниями, но и владеть образовательными технологиями, уметь их применять в учебно- образовательном процессе. Этому аспекту уделяется сейчас такое же повышенное внимание, как и методологическим подходам. Таким как:

- системный;

- аксиологический;

- гуманистический;

- личностно-деятельностный.

Человек - главная ценность. Самостоятельная ценность. На этом ориентируется аксиологический подход. И здесь гуманистический подход как бы дополняет аксиологический тем, что студенту дается возможность проявить свои неординарные способности, используя в работе различные интерактивные технологии. Интерактивное обучение способствует развитию памяти, внимания, наталкивает на творческое мышление. В этом случае преподаватель берет на себя роль организатора игровых форм обучения. И здесь применимы различные педагогические средства, такие как групповое взаимодействие, диалог (умение вести полемику), посредством применения педагогических средств создавать ситуации успеха. Решая стоящие перед студентом ситуационные задачи и упражнения, он учится, развивая мыслительные способности. Те же цели преследует и другая технология - кейс-технология. Она заключается в применении в работе видеокассет, видеороликов, где излагаются различные ситуации, требующие творческого мышления. Они могут решаться и на учебных занятиях, и на экзаменах [4].

Приветствуется также проведение семинаров в виде дебатов. Дебаты в переводе с французского означает прения, обмен знаниями. Участники дебатов должны уметь четко, емко высказывать свою точку зрения. Во время дебатов студенты учатся быть толерантными, развивают культуру диалога, слушают и уважают иные точки зрения, отличающиеся от собственных.

Проводятся также семинары, где используется метод «мозговой атаки». На таких семинарах можно развивать критическое мышление, ведь в сжатые сроки необходимо внести новые идеи. Этот метод позволяет анализировать, синтезировать, ассоциировать. При использовании метода «мозговой атаки» студенты разбиваются на группы. Они состоят из генераторов, резонаторов и аналитиков.

Есть еще и множество других методов: научно-практическая конференция, анализ конкретных ситуаций (кейс), учебное сотрудничество, защита проектов и т.д. Защита творческих проектов- это процесс, в котором изучение материла проходит с использованием студентами проектов. С их помощью развиваются самостоятельность и учебная активность обучаемых [5].

Как известно, образовательный процесс является взаимодействием преподавателя и студента. Семинар выводит это сотрудничество на качественно новый уровень, т.к. семинары способствуют не столько проверке знаний, сколько их углублению. Ведь преподаватель пошагово планирует его проведение, где обсуждение вопросов, поиск ответов способствуют повышению эффективности семинарских занятий. Преподаватель, выступая режиссером семинара, помогает наладить живое общение, задает вопросы, выслушивает различные мнения, строит партнерское взаимодействие, тем самым реализовывая все ранее упомянутые функции семинара (познавательная, воспитательная, развивающая).

Каждый вид семинарского занятие имеет свои слабые и сильные стороны. Но все они имеют право на существование и в совокупности позволяют достичь довольно высоких результатов.

Не стоит забывать и о такой системе семинара, как система докладов. Система докладов является наиболее предпочтительной среди преподавателей и студентов. Она хороша тем, что выдвигая высокие требования, способствует приобретению навыков творческой самостоятельной деятельности, нахождению разнообразных идей и фактов. Но

противники этой системы считают ее не особо эффективной, т.к. остальные студенты могут не готовиться к семинару, полностью полагаясь на докладчика. Тем самым этот семинар может их не заинтересовать. А некоторые могут посчитать, что тема не изучена достаточно углубленно и требует дополнения. Однако же все зависит от степени подготовки преподавателя к семинару. Он может устранить недостатки вовлечением студентов в занятие - подключить содокладчиков, оппонентов, тем самым добиваясь участия в образовательном процессе всех студентов.

Несмотря на то, что существует множество форм проведения семинарских занятий, поиски новых форм все же актуально продолжать [6]. Но, разнообразие - не самоцель. Главная цель - обеспечить эффективность задач семинара. Количество вопросов - тоже важный пункт. Если предполагается только двухчасовое занятие, то вопросов достаточно не более четырех. Важно учитывать особенности группы и отобрать наиболее значимые. Включение в занятие большего количества вопросов мешает сосредоточиться на приоритетном, рассеивает внимание.

Подбор литературы - серьезный вопрос, требующий внимания. Здесь приходится учитывать, что у студента мало времени на подготовку (два-три часа). При большом объеме литературы целесообразно указывать разделы, а иногда и страницы. Нужно донести до студента, что он учится работать сам, применяя необходимую литературу. При этом правильно его направлять с помощью методических советов о выступлении на семинаре, четко следуя составленному плану, а не излагать материал поверхностно. Преподавателю необходимо всегда иметь четко составленный план проведения семинарского занятия, с целью максимально содержательно и результативно его провести, используя в ходе обсуждения вопросы, примеры из художественной литературы, из собственного педагогического опыта.

Выводы. Применение различных методов, технологий, форм проведения семинарских занятий способствуют формированию у студентов навыков педагогической работы, ведения дискуссий, свободного выступления.

Помогая студенту в подборе литературы, поощряя, направляя его, преподаватель устанавливает тесный контакт, дает ему возможность раскрыться и даже оказать нужное влияние на его интересы и мировоззрение.

Конечно, применение вышеперечисленных форм и методов проведения семинара требует большого количества времени и труда преподавателя. Но путем раскрытия навыков свободного выступления устраняется скованность студента, он учится держать связь с аудиторией, контролирует свою дикцию, анализирует выступление, тем самым достигает высокой эффективности, качественного осознания изучаемого материала.

Литература:

1. Рева Ю.В. Методика подготовки и проведения семинарского занятия. // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2018. - № 4 (41). - С. 41-48.

2. Степанова В.С. Совершенствование методики проведения семинарских занятий. // Akademicka Psychologie. - 2020. - № 1. - С. 32-35.

3. Максимов Н.А. Методика подготовки и проведения семинарского занятия с учетом проблемности. // Вопросы педагогики. - 2018. - № 11. - С. 92-94.

4. Филатова Ю.В. Методика проведения семинарского занятия в системе современного образования. // Вестник Волгоградского государственного университета. Университетское образование. - 2007. - № 10. - С. 116-118.

5. Аксютина С.В. Методика проведения семинарского занятия в вузе. // Новая наука: психолого-педагогический подход. - 2017. - № 1. - С. 7-9.

6. Григорян Н.М., Емелина Е.В., Яров Р.Б. особенности организации и проведения семинарских занятий. // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2019. - № 1. - С. 45-48.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат педагогических наук, доцент Галинская Татьяна Николаевна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); магистрант Рощупкина Екатерина Ивановна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье авторы описывают профориентационный потенциал учебной дисциплины «Второй иностранный язык» на материале французского языка в 8 классе, который заключается в межпредметном содержании, позволяющем обучающимся обратиться к проблеме поиска своего жизненного пути во время изучения тем «Музыка», «Спорт», «Увлечения и досуг», «Экология», «Европейское сообщество», «Информационные технологии», и полифункциональности, реализующейся посредством заданий коммуникативного характера, направленных на развитие устных и письменных речевых умений в профориентационном контексте (изучение обучающимися своих личностных качеств с точки зрения их соответствия той или иной профессии, знакомство с биографиями известных личностей прошлого и настоящего, участие в ролевых играх).

Ключевые слова: второй иностранный язык, французский язык, мотивация, подростки, профориентация, профессиональное самоопределение, спецкурс, портфолио, иноязычные речевые умения, ролевая игра.

Annotation. In the article, the authors describe the career guidance potential of the academic discipline Second Foreign Language on the material of the French language in the 8th grade, which consists in interdisciplinary content that allows students to address the problem of finding their own way of life while studying the topics Music, Sports, Hobbies and leisure, Ecology, European Community, Information technologies, and polyfunctionality, implemented through tasks of a communicative nature aimed at developing oral and written speech skills in a career guidance context (students study their personal qualities in terms of their compliance with a profession, acquaintance with the biographies of famous personalities of the past and present, participation in role-playing games).

Keywords: second foreign language, French, motivation, adolescents, career guidance, professional self-determination, special course, portfolio, foreign language speech skills, role play.

Введение. Согласно ФГОС с 2015 г. в российских школах обязательно изучение второго иностранного языка [10], и это оправдано концепцией многоязычия, о которой еще два века назад писал В. фон Гумбольдт, уподобляя язык кругу, описанному вокруг человека, выйти из которого можно только перейдя в другой, т.е. изучая другой иностранный язык [2]. Владение иностранным языком, главным образом, английским, открывает множество дверей, и об этом известно сейчас любому школьнику. А владение еще одним (или более) иностранным языком значительно расширяет возможности человека как в личностной, социальной, так и профессиональной сферах, так как является фактором эффективного дальнейшего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.