Научная статья на тему 'Проблема повышения интереса в самостоятельной работе у студентов в процессе преподавания курса философии'

Проблема повышения интереса в самостоятельной работе у студентов в процессе преподавания курса философии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Е. В., Морозова Э. В.

В соответствии с идеологией модернизации сегодняшний процесс развития высшего образования нуждается в методологическом переосмыслении. Одной из таких форм является поиск новых приемов и принципов преподавания философии в рамках документов Болонской декларации. В данной статье рассматриваются теоретические и прикладные вопросы организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания философии. Особое внимание уделяется организации проблемного обучения в ходе проведения семинарских занятий. Показаны различные формы практических занятий по философии, в ходе которых уделяется особое внимание организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INCREASING INTEREST TO THE STUDENTS' WORK ON THEIR OWN IN THE PROCESS OF TEACHING PHILOSOPHY COURSE

According to the ideology of modernization the process of higher education development requires methodological reconsideration. One of such forms is the search of new means and methods in teaching of philosophy within the framework of the Bolonsky documents declaration. Theoretical and applied problems in the organization of independent students' work in the process of philosophy teaching are considered in the article. Emphasis is placed on problem-based learning in the course at seminars. Various forms of practical training on philosophy are given; special attention is paid to the organization of independent students' work.

Текст научной работы на тему «Проблема повышения интереса в самостоятельной работе у студентов в процессе преподавания курса философии»

ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ФИЛОСОФИИ Иванова Е.В., Морозова Э.В.

В соответствии с идеологией модернизации сегодняшний процесс развития высшего образования нуждается в методологическом переосмыслении. Одной из таких форм является поиск новых приемов и принципов преподавания философии в рамках документов Болонской декларации.

В данной статье рассматриваются теоретические и прикладные вопросы организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания философии. Особое внимание уделяется организации проблемного обучения в ходе проведения семинарских занятий. Показаны различные формы практических занятий по философии, в ходе которых уделяется особое внимание организации самостоятельной работы студентов.

THE PROBLEM OF INCREASING INTEREST TO THE STUDENTS’ WORK ON THEIR OWN IN THE PROCESS OF TEACHING PHILOSOPHY COURSE Ivanova E.V., Morosova E.V.

According to the ideology of modernization the process of higher education development requires methodological reconsideration. One of such forms is the search of new means and methods in teaching of philosophy within the framework of the Bolonsky documents declaration. Theoretical and applied problems in the organization of independent students’ work in the process of philosophy teaching are considered in the article. Emphasis is placed on problem-based learning in the course at seminars. Various forms of practical training on philosophy are given; special attention is paid to the organization of independent students’ work.

Семинарское занятие (практическое занятие) является формой коллективной познавательной деятельности. Главное здесь - не работа памяти, а напряжение мысли. От лекции его отличает диалоговый, дискуссионный характер. В отличие от лекции, где возможно только изложение ключевых понятий, теорий по любому курсу, на семинарском занятии производится проработка, проговаривание терминов, обсуждение проблем, устанавливается обратная связь между студентами и преподавателем. Современное проведение семинарских заня-

тий требует от преподавателей применения различных методических приемов, но многие из них имеют общую платформу - проблемное обучение.

Как один из важнейших дидактических принципов, оно имеет свою историю. Его истоки можно найти в знаменитых сократовских эвристических беседах , педагогических романах Ж.-Ж. Руссо, в трудах Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Если в 70-80 гг. XX в. в дидактике высшей школы обучение реализовывалось по схеме: «предъявление информации - закрепление

Иванова Е.В., Морозова Э.В.

информации - контроль», то, начиная с 90х гг. XX века, активно вводится применение нового метода - проблемного обучения. Оно обеспечивает такую обучающую триаду, в которой студент занимает активную позицию и в сотрудничестве с преподавателем, другими студентами может максимально реализовать свои творческие способности. При этом педагог становится для студентов не только руководителем и спутником в мире знаний, но и единомышленником, соратником в поиске истины. Причем проблемное обучение не исключает, а предполагает его взаимодействие с традиционными описательными методами: информационным, объяснительно-иллюстративным и репродуктивным. Например, в условиях информационного подхода происходит лишь сообщение новой информации и возникает опасность формального восприятия идей философии как своего рода текстов, которые нужно лишь запомнить, сам же учебный материал превращается в нечто подлежащее «сдаче», а не рассматривается студентами как мировоззренческая ценность. Проблемное же обучение, будучи развивающим, может преодолевать эти заблуждения, ибо его важнейшее требование - это опора на имеющиеся знания, их приумножение. Оно создает на занятиях такую обстановку, которая обязывает к активному проникновению в сущность изучаемого, осмыслению его связи с жизнью, с профессиональными и личными интересами студента.

Специфика проблемного обучения - в учебных проблемах, которые преподаватель ставит перед слушателями, а потом вместе с ними решает. Структура обучения строится по трем компонентам: деятельность преподавателя, деятельность студента и определенным образом подготовленное содержание изучаемого материала.

Достоинства применения этого метода на семинарском занятии следующие:

1) оно соответствует сущности развития самой науки, которая в своем поступатель-

ном движении тоже развивается путем постановки и решения проблем. Следовательно, при таком методе студенты знакомятся не просто с философией, а с логикой развития философского знания;

2) в ходе его студенты учатся видеть сами проблемы, знакомятся с их природой, условиями их постановки. Искусство видеть проблемы, правильно их формулировать -ценное качество молодого специалиста, где бы он ни работал - в теоретической или практической области;

3) проблемное обучение развивает творческие способности студентов;

4) полимодальность вызывает большой интерес у студентов к знанию, устраняет скуку и разнообразит разные виды деятельности;

5) делает труд преподавателя творческим.

Общедидактический подход к организации такого обучения следующий. Оно предполагает единство содержательной и процессуальных сторон. Основная закономерность познавательного процесса в проблемном обучении - идти от незнания к знанию, она имеет следующую структуру: ВОСПРИЯТИЕ - ПОНИМАНИЕ - ЗАПОМИНАНИЕ

- МЫШЛЕНИЕ. Новое знание появляется через выявление и разрешение противоречий познания, отражающих противоречие изучаемого объекта и выступающих в роли проблемы. Структура этого процесса схематически выглядит так: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ - ПОСТАНОВКА И ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ1 - ПОИСК И ВЫБОР ПУТЕЙ И СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ - РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Проблемное обучение на семинарских занятиях по философии, учитывая все вышесказанное, может реализовываться через разные формы организации самостоятельной работы студентов. Это может быть написание реферата по философии, составление доклада по теме семинарского занятия или мини-сообщения, участие студентов в различных дискуссиях и пр.

Философия имеет диалоговый характер. Ее проблемы надо с кем-то обсуждать. В данном случае - с преподавателем. При этом необходимо помнить, что процесс преподавания дисциплины должен быть направлен на достижение качества. «Под качеством преподавания дисциплины следует понимать: соответствие содержания требованиям образовательного стандарта, а также стиль, образ действий, при котором в рамках отведенного времени и принятых образовательных технологий достигается результативное и эффективное восприятие материала занятий, имеющих итогом приобретение необходимых знаний, навыков и умений, а также удовлетворенность достигнутыми результатами обучаемых, преподавателей и других заинтересованных сторон» [1]. Качество преподавания обеспечивается разработкой необходимого методического обеспечения и сопровождения дисциплины, а также самим процессом взаимодействия преподавателя со студенческой аудиторией, его компетентностью и личными качествами. Общей задачей для студентов и преподавателя является осуществление процесса изучения дисциплины в заданные сроки, ритмично и с заданным качеством результатов. На семинарских занятиях общая цель реализуется с использованием принципа партнерства, но при этом преподаватель выполняет роль руководителя (менеджера) и наставника, а студент выполняет роль работника учебного процесса и потребителя результатов процесса обучения.

Наиболее подходящим для студенческой аудитории является стиль менеджмента, ориентированный на работу (решение поставленных задач и проблемных ситуаций) и сопровождаемый непрерывным мониторингом процесса и получаемых результатов, необходимой поддержкой и вознаграждением (оценкой) со стороны преподавателя.

Приступая к изучению философии, а студенты вузов ее обычно изучают на 1-м

курсе, необходимо помнить, что она представляет собой не просто собрание истин, которые можно представить в форме, легкой для запоминания и последующей сдачи экзамена. Философия - это динамичный мир понятий, идей и концепций, проблем, вопросов и сомнений. Поэтому, как показывает многолетний опыт авторов статьи, в процессе преподавания философии. на лекциях прорабатывается теоретическое поле философии, а на семинарских занятиях через персоналии это поле конкретизируется, обогащается сравнениями, интерпретациями. Необходимо учитывать, что освоение философии, - если иметь в виду не механическое заучивание суммы каких-либо догм, - предполагает соучастие в процессе философского освоения мира человеком.

Конечно, семинарские занятия по темам разные, но все они имеют общие требования:

1) студенты должны быть знакомы с основными понятиями темы;

2) должны уметь определять эти понятия;

3) сравнивать позиции философов (например, в досократический и сократический периоды, эпохи Возрождения и Нового времени);

4) интерпретировать и понимать философские тексты, т.е. читать и объяснять;

5) выражать свое мнение по поводу прочитанного, уметь делать выводы.

Таким образом, на семинарском занятии реализуются принципы организации самостоятельной работы студентов.

Такие дидактические приемы невозможно реализовать в лекционном процессе, при этом подчеркнем отличие философских семинаров от семинаров по истории России, культурологии, истории экономических учений, где требуется знание фактического материала и невозможно рассуждение, гипотетическое предположение, размышление, рефлексия. На философском семинарском занятии многое из изученного матери-

Иванова Е.В., Морозова Э.В.

можность решения данной проблемы.

ала заставляет студента задуматься над глобальными мировоззренческими проблемами, поэтому семинары по философии носят развивающий и воспитательный характер для вчерашнего школьника.

Существуют различные формы организации самостоятельной работы студентов. Хотелось бы отметить три, в ходе которых можно реализовать проблемный метод обучения.

Первый вид - ролевая игра. Она основывается на инверсионном понимании одной и той же категориальной оппозиции: один участник диалога абсолютизирует одну соотносительную категорию, а другой - иную (например, эссенциалист, феноменалист и диалектик). Такой вид семинарского занятия требует тщательной проработки как преподавателем, так и студентами проблемного поля изучения. Каждый из студентов должен сформулировать в виде вопросов, что ему непонятно по теме, и с помощью этих вопросов атаковать своего противника. Цель данного семинарского занятия - вовлечь в дискуссию всех студентов. После проведения дискуссии преподаватель анализирует ее результаты, оценивает работу каждого из выступающих.

Второй вид - брейнсторминг (мозговой штурм). Здесь как раз и реализуется проблемное обучение в полном объеме. Подготовка к этому занятию проводится задолго до его проведения. Преподаватель ставит перед студентами проблему, подлежащую исследованию. Всем сообщается необходимая для изучения литература, и каждый сам должен подобрать литературу по профилирующей дисциплине, связанной с проблемой. Это обеспечит многообразие подходов к решению проблем. Проведение занятия проходит с соблюдением двух принципов - плюрализма идей и принципа отсрочки критики выдвигаемых идей. Первая часть «штурма» создает материал для категориального анализа имеющихся разногласий, вторая - воз-

Преподаватель стимулирует поиск своими эвристическими вопросами.

Третий тип - с элементами эвристической (сократической) беседы. Аудитория здесь включается в проблемную ситуацию при помощи задач или текстов по истории философии и их обсуждений.

Можно было бы предложить и другие формы проведения семинарских занятий с учетом проблемного метода обучения, но авторам статьи хотелось бы поделиться собственным опытом реализации проблемного обучения со студентами экономических специальностей.

Для этого необходимо разобраться в межпредметных связях между философией и экономикой, чтобы установить возможности их применения на семинарском занятии по философии у экономистов. Для этого отметим идеи В.А. Канке, сформулированные в учебном пособии «Философия для экономистов [2]. Как указывает автор, в его учебнике широко используются интердисциплинарные связи между философией и экономической наукой. Такие связи автор учебника более четко проводит в главах «Экономическая этика» и «Методология экономики в свете аналитической философии». Приведем несколько его рассуждений. «Существует определенный параллелизм в эволюции - с одной стороны, аналитической философии, с другой - философии экономической науки... Следует отметить, что и Ф. Бэкон, и Дж. Локк, и Дж. Беркли, и Д. Юм интересовались нарождавшейся политической экономией и даже внесли в нее определенный вклад. .Дж. Ст. Милль является основателем философии экономики. Тем не менее этот автор не обосновывал свои философские выводы экономическим материалом, а экономические исследования не сопровождал философским комментарием к их смыслу. При философской характеристике воззрений того или иного экономиста необходимо, прежде всего, обращать вни-

мание на понимание им статуса экономических понятий» [3].

Как эти положения можно реализовать в процессе практических семинарских занятий? Учтем, что студенты на 1-м курсе изучают историю экономических учений, здесь и возможны межпредметные связи.

Например, в методическом пособии для студентов экономического факультета Уральского института экономики, управления и права предусмотрены такие вопросы для изучения: в теме «Классическая немецкая философия» - вопрос «Гегель о семье и государстве: экономические проблемы», в теме «Философия XIX - XX веков» вопросы «Первый позитивизм Милля и его философия экономики», «Поздний позитивизм Маршалла». Экономические взгляды так или иначе обсуждаются в темах по античной философии (в трудах Платона и Аристотеля, когда делается акцент на их теории государства), в обсуждении договорных концепций происхождения государства Гоббса, Локка, Руссо [4].

Проблемное обучение можно реализовывать в ходе дискуссий на тему «Утопии Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы» и др., по работам Аристотеля о происхождении государства и рассмотрения им проблемы человека как политического животного.

Однако, подчеркивая трудности применения проблемного метода, хотелось бы обратиться к еще одной цитате В.А. Кан-ке: «Диалог: «Почему так сложно реализуется союз философии и экономики?» - «Видимо, потому, что овладение содержанием философской и экономический теорий не просто, а требует интенсивной познавательной работы» [5].

Таким образом, проанализировав возможности проблемного обучения на семинарских занятиях по философии, специфику семинарского занятия у студентов экономических специальностей можно сделать следующие выводы:

1. Проблемное обучение предполагает диалогичность общения преподавателя и

студента, что практически осуществляется на семинарском занятии как форме огани-зации самостоятельной работы студента.

2. На семинарском занятии закладываются организационные начала самостоятельной работы студентов, создается возможность учета индивидуальных особенностей студента, их мыслительных способностей, степени социальной активности.

3. Семинарские занятия могут проходить различными способами, главное - это пробудить у студентов интерес к истории философии, творческий поиск в решении поставленных проблем.

4. На семинарском занятии по философии у студентов экономических специальностей необходимо соблюдать по мере возможности интерпредметные связи между историей философии и историей экономических учений.

Каковы же способы активизации студентов в ходе изучения философии на семинарских занятиях?

Традиционно семинарские занятия на экономическом факультете Уральского института экономики, управления и права проводятся в виде сообщений-докладов. Докладчик выбирает тему по желанию, прорабатывает литературу, готовит текст, рассчитывает время выступления. Вырабатываются следующие навыки:

а) умение составить текст выступления;

б) умение скомпоновать материал логично и последовательно;

в) умение выступать перед аудиторией, преодоление страха выступления;

г) возможность следить за временем, т.е. говорить четко, ясно, кратко в указанный темперальный промежуток выступления (как правило, это 8-10 минут);

д) умение делать самостоятельные выводы из своего подготовленного материала.

Если докладчик растягивает время выступления или очень краток в изложении материала - снижается общий балл. В завершение своего выступления автор обращается к аудитории, чтобы она записала крат-

Иванова Е.В., Морозова Э.В.

кие выводы по теме. Это обязательное требование. Плюсы и минусы докладной системы следующие.

Плюсы:

1) выработка умения выступать перед аудиторией. Как правило, на 1-м курсе студенты еще плохо знают друг друга, особенно в начале семестра, поэтому многие боятся выступать, и выработка такого умения, несомненно, поможет будущему экономисту в любой сфере его будущей профессиональной деятельности - будь то работа в банке, офисе с посетителями или др формы работы. Умение общаться и точно излагать мысли - вот в чем состоит воспитательная функция докладной системы;

2) может быть система содокладов, когда доклад готовят два человека, тогда создается форма поддержки докладчиками друг друга, что благоприятно влияет на общую атмосферу семинарского занятия;

3) формирование умения отобрать нужный материал под запись;

4) обращение к первоисточникам, работа с ними обогащает мировоззренческий потенциал как самого докладчика, так и слушателей, которые в конце доклада могут задавать вопросы.

Минусы докладной системы следующие:

1) не все успевают равномерно «разобрать» темы;

2) иногда доклад превращается в чтение вслух по слогам, что не способствует интересу к прослушиванию доклада у аудитории, и он прочитывается «для галочки». Такое проведение доклада должно быть пресечено преподавателем;

3) иногда материал подбирается неинтересный, и студент сам не понимает, о чем он говорит (например, в докладах по классической немецкой философии). Тогда задача преподавателя - вмешаться в ход доклада, обсудить непонятные термины, проговорить их четко, записать на доске;

4) иногда обсуждаются сложные темы, которые требуют других форм работы;

5) не всегда может быть реализован принцип проблемного обучения.

Для того чтобы обеспечить максимальное участие студентов в обсуждаемой проблеме, концентрировать их внимание и поддерживать интерес, необходимо применять полимодальную методику организации форм подачи материала. Одной из таких форм является мини- сообщение. При аналогичном построении лекционного и семинарского материала (на семинарских занятиях изучаются историко-философские проблемы) мини-сообщение представляет собой разработку не всего вопроса плана семинарского занятия, а ответы на вопросы в виде подготовки дома для выступления перед аудиторией. Такая форма работы максимально активизирует большое число студентов, позволяет пошагово разобраться в одной, затем в другой и т.д. проблемах. Мини-сообщение рассчитывается на 3-5 минут, желательно его не зачитывать, а отвечать, подглядывая в текст, поэтому студенты меньше обращены к «прочитыванию и зачитыванию», больше к пониманию и усвоению. При этом внимание не рассеивается, большое количество сообщений позволяет разнообразить выступающих - один говорит эмоционально, другой сухо и четко. Например, в теме «Классическая немецкая философия» в вопросе «Общая характеристика философии И. Канта» возможны следующие мини-сообщения: «Структура познавательного процесса И. Канта», «Что такое рассудок», «Что такое антиномия», «Что такое трансцендентное», «Что такое категорический императив» и т.д.

С точки зрения дидактических приемов это прием более выйгрышный, т.к. можно легко перейти к дискуссии после каждого мини-выступления, а дискуссия легко может перейти в диспут - публичный спор на общественно важную тему, где большое значение имеет выработка студентом собственного мнения по какому-то вопросу, его публичное выражение, его защита. Итогом

дискуссии-диспута - не определение того, кто прав, а кто не прав, а выявление позиций, которые сопровождались наиболее убедительными доводами. Ее педагогический результат - выработка собственной позиции по обсуждаемым вопросам, умение ее отстаивать и одновременно умение прислушиваться к другим мнениям, к аргументации оппонентов, соглашаться с иной точкой зрения. Например, при вышеизложенных вопросах про философию И. Канта уместно обсудить актуальность кантианских категорических императивов в современном обществе.

В современных условиях вхождения России в общеевропейское образовательное пространство в процессе реализации проблемного метода в преподавании философии органично вписывается тестирование.

Тестирование - это метод педагогической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Он позволяет с известной степенью вероятности определить актуальный уровень развития у индивидов знаний, навыков по определенному предмету [6].

Тесты в учебной деятельности в первую очередь контролируют ориентировочную основу действий обучаемого, связанных с решением какой-то конкретной задачи, в чем проявляется обучающий характер тестирования. Понимание тестов как формы оценки учебной деятельности студента предполагает, что конструирование обучающихся тестов должно способствовать повышению качества усвоенного материала, логического мышления у студентов.

Также использование тестирования в обучении, как предполагается, должно способствовать улучшению организации и повышению качества учебного процесса. Вопрос в том, что тестируется - случайность (угадывание), эрудиция (знание фактов), умение, память, эффективность логического мышления или что-то другое? Между тем, тестирование как «Интернет-экзамен»

в конце учебного процесса, проверка остаточных знаний как «Интернет-экзамен» стали неотъемлемой частью преподавания как общественных, так и естественнонаучных дисциплин в негосударственных и государственных вузах.

Философия как специфическая дисциплина в первую очередь ориентирует студента на умение оперировать абстрактными понятиями, во вторую - на знание истории философии, при этом студенты должны знать основные дидактические единицы. Работа с понятиями является одной из важных дидактико-методологических проблем современного преподавания философии, при этом сложность именно философских понятий в том, что они часто являются абстракциями высокого порядка, которые могут осознаваться только в системе. При этом важность овладения понятийным аппаратом философии не только расширяет мировоззренческий кругозор вчерашнего школьника, но и выполняет познавательную функцию, ориентировочную функцию, аксиологическую функцию. На основе изучения многих понятий, таких как «личность», «добро», «свобода», «религия» и т.д., формируются у студентов 1 курса гуманистические ценностные ориентации как важнейшие составные элементы их нравственной, правовой, политической и философской культуры. Еще одна функция понятий - регулятивно-практическая - является основой овладения конструктивными способами деятельности, становления ролевых моделей поведения, самореализации личности молодого человека.

Работа с тестами в процессе проведения семинарского занятия может проводиться как в виде проверочных заданий по отработке ключевых понятий курса философии, так и домашних заданий. Оценки за данную работу считаются одной из форм контроля.

Тесты могут быть зачитаны преподавателем в устной форме. Тем самым преподаватель учит студентов слушать, вниманию, что очень важно для вчерашних школьни-

Иванова Е.В., Морозова Э.В.

ков, которые только что адаптировались к учебному процессу в вузе. Тест может быть в распечатанной форме предложен студентам, или же тестирование может проводиться в компьютерном классе.

Тестовые задания могут быть нескольких типов.

1. На выявление верного положения.

Предлагается из нескольких близких по смыслу ответов выбрать один правильный. Например, в теме «Предмет и функции философии» предлагаются следующие тестовые задания:

1. Термин «философия» по-русски означает:

- мудрость;

- премудрость Божия;

- любовь к мудрости;

- мысли мудрецов;

- учение о мире и человеке.

2. Пифагор и Сократ именовали «философией»:

- осознание квинтэссенции своей эпохи;

- систему взглядов на мир и человека;

- основательное мышление;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- искусство удивления;

- любовь к мудрости.

3. Мироосмысление, характеризующееся целостностью, синкретичностью, образностью, нерасчлененностью естественного и сверхъестественного:

- философия;

- теология;

- религия;

- наука ;

- миф.

2. На нахождение соответствия между понятиями.

Соответствие между школами и трактовками предмета философии:

Ь1: «онтологизм» в диалектическом материализме;

Ь2: философская антропология;

Ь3: аналитическая философия;

Ь4: неопозитивизм.

Ю: всеобщие законы развития природы, общества и мышления;

Я2: лингвистический аспект обыденного языка;

Я3: природа, сущность и эволюция человека;

Я4: логический аспект языка науки;

Я5: связь человека с Богом.

3. На выявление логической последовательности понятий.

Правильная последовательность понятий от более общего к менее общему:

1) учение Аристотеля о государстве;

2) философия Аристотеля;

3) античная философия;

4) мировоззрение;

5) философия.

4. На самостоятельную формулировку понятий.

Способ решения теоретических и практических проблем называется # [7].

Однако можно использовать и другие тестовые методики. Подводя итоги, можно заключить следующее:

1. Тестирование является важным методическим приемом современного обучения философии в вузах, в том числе и в процессе преподавания философии на экономических факультетах.

2. Студенты к тестовым заданиям должны привыкнуть, поэтому рекомендуется проведение тестирований постоянно, в конце изучения каждой темы, чтобы у студентов появились навыки и умения в осуществлении данной работы.

3. Тестовые задания можно задавать на дом, в качестве самостоятельной работы.

Эти три пункта отмечают положительное в тестировании. Отрицательными моментами являются:

1. Преподаватель может слишком «увлечься» данной методикой и студенты будут усваивать не материал в целом, системно, а просто отдельные новые понятия.

2. Преподаватель может «натаскивать» студентов на готовые ответы, что категорически недопустимо и является антипедагогичным.

Как же оптимально организовать работу

студента? Большое внимание при подготовке к семинарским занятиям по философии уделяется организации самостоятельной работы студентов, ведь обучение представляет собой взаимосвязь деятельности преподавателя и студента. Оно не может быть плодотворным без самостоятельной деятельности, без творческой, активной работы на всех стадиях учебного процесса, особенно без его стремления самому познать суть различных явлений, прочитать работу классика, прокомментировать ее самому. Что понимается под «заданием для самостоятельной работы»? Это понятие используется для обозначения всей совокупности приемов, с помощью которых организуется самостоятельная познавательная и практическая деятельность студентов, особенно на очно-заочной и заочной формах обучения. Задание, как правило, может включать цель действий (прочитать диалог Платона, работу И. Канта и пр.; законспектировать в виде ответов на заранее заданные вопросы отрывки из текстов), либо заданную ситуацию в виде уже готового отрывка из текста, цитаты, которую необходимо осмыслить, согласиться или не согласиться с ней, аргументировать свой ответ.

Задания условно можно разделить на познавательные и практические. Познавательные задания, как правило, предусматривают приращение, расширение, углубление и накопление знаний. Примеры таких познавательных заданий по философии можно найти в различных учебных пособиях. При применении этих заданий как раз и можно провести семинарское занятие в виде «сократической беседы».

Практические задания предусматривают творческое применение философских знаний. Это может быть подготовка компьютерной презентации с цитатами. Однако такая презентация требует определенных технических средств подготовки как самого студента, так и класса, в котором занимаются студенты. Это может быть игровая ситуация, условия которой заранее задают-

ся, и студенты дома проигрывают все возможные сценарии.

Самостоятельная работа имеет широкий диапазон применения на семинарских занятиях. Задания для самостоятельной работы могут быть использованы как непостредственно в процессе проведения семинара, так и для домашней подготовки. Домашняя подготовка эффективна в обучении всех видов - очного, очно-заочного и заочного. Думается только, что для очного обучения они могут иметь небольшой объем (философия не является профильной дисциплиной для экономистов), для других форм обучения она должна содержать четкие требования - что студент должен выполнить, каким образом, как «сдать» задание преподавателю и что он за это получает - оценку, зачтено, допуск до зачета, до экзамена и пр. При этом студент должен:

1) внимательно ознакомиться с приведенным отрывком из текста;

2) с помощью словарей, справочников или учебника выяснить непонятные термины;

3) подумать, какие знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться;

4) наметить предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием;

5) продумать аргументы, подтверждающие его решение.

Задания для самостоятельной работы могут служить средством интенсивного накопления положительных оценок при балльно-рейтинговой системе.

Кроме того, для студентов экономических специальностей всех форм обучения обязательным является написание контрольной работы по философии или реферата. Темы рефератов соответствуют обязательному минимуму вузовской программы по философии. Для оценки реферата важны следующие критерии самостоятельной работы. Это работа с учебным материалом по философии - знание учебников;

Иванова Е.В., Морозова Э.В.

работа со справочным материалом - умение найти его в энциклопедиях и справочниках; работа с монографиями по теме; работа с первоисточниками. Данный вид работы также подразумевает выработку умений делать выводы в заключении, написание введения, постановку целей и задач. Отрицательным последствием решения данного вида самостоятельной работы может быть ее отрицание - списывание с Интернет-ресурсов. Это не допустимо, и такие рефераты преподавателями не должны быть зачтены как выполненная самостоятельная работа.

Как пишет В.В. Ким, «реферат - это изложение содержания научной работы или ряда статей по актуальной проблеме. Написание реферата является одной из форм учебно-исследовательской работы студента, связанной с углублением и актуализацией учебного процесса, и рассматривается как важнейшее средство привлечения студентов к самостоятельному творческому овладению учебным материалом. Данная сложная форма является обязательной составной частью подготовки современного специалиста» [8].

Цель реферата по философии - существенный подъем мировоззренческой и методологической подготовки специалистов для плодотворной деятельности в области своей профессии. В процессе работы над рефератом, продолжает В.В. Ким, «студент расширяет и углубляет теоретические знания в области философии, развивает эти умения применять эти знания для решения конкретных практических вопросов» [9]. С этим согласны и авторы данной статьи, самостоятельность студента экономических специальностей при написании им реферата только поможет самому студенту в формировании на-

выков, которые могут ему пригодиться в дальнейшем.

Таким образом, общие выводы по данной статье следующие:

1. Проблемное обучение представляет собой один из важных дидактических принципов, который успешно можно реализовать в ходе проведения семинарских занятий. В отличие от традиционной схемы -информативной, где реализовывалась триада «предъявление информации - закрепление информации - контроль», проблемный метод развертывается по следующей схеме «предъявление информации с применением активных форм и методов обучения

- закрепление информации при фундаментальной самостоятельной работе студентов

- контроль преподавателя и самоконтроль обучающегося».

2. Для реализации проблемного обучения можно проводить различные диалогические формы семинаров - ролевые игры, брейн-сторминг, эвристическая сократическая беседа.

3. Возможно применение межпредметных связей именно на семинарских занятиях, т.к. в лекции уточнение позиций отдельных философов по экономическим проблемам не всегда уместно.

4. Семинарские занятия по философии способствуют выработке умений ставить проблемы и рационально-критически анализировать реальные процессы в жизни, правильно выделять существенное у предмета мысли и адекватно излагать необходимые и достаточные признаки предмета мысли и формированию познавательных способностей студентов в области истории философских размышлений и основных направлений исследований человеческого существования в современной философии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ким В.В. Руководство по организации учебного процесса по дисциплине «Философия» (методические рекомендации для преподавателей). Екатеринбург, 2008. С. 1.

2. Канке В.А. Философия для экономистов. М., 2008.

3. Там же. С. 326.

4..Пивоваров Д.В., Иванова Е.В. Философия. Учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей // Уральский институт экономики, управления и права. Екатеринбург, 2007.

5. Канке В.А. Философия для экономистов. М., 2008. С. 402.

6. Абовский Н. Системный подход к тестированию знаний / Абовский Н. // Вестник высшей школы. 2007. № 6 С. 26-27.

7. Пивоваров Д.В., Иванова Е.В. Философия. Учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей // Уральский институт экономики, управления и права. Екатеринбург, 2007. С. 40-45.

8. Ким В.В. Философия. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2000. С. 54.

9. Там же. С. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.