Научная статья на тему 'Педагогические аспекты организации самостоятельной работы студентов в ходе преподавания учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики»'

Педагогические аспекты организации самостоятельной работы студентов в ходе преподавания учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наркевич Наталья Ивановна

Опыт организации самостоятельной работы студентов насчитывает многие годы, на протяжении которых вырабатывалось большое количество форм и методов. В статье автор обращает внимание на особенности современного этапа работы в этом направлении с целью системного решения данной проблемы. Отмечается роль управляемой самостоятельной работы, которая предусматривает высокий уровень активности студентов при усвоении учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики». В организации управляемой самостоятельной работы студентов важная роль уделяется активным методам обучения, технологическому процессу их использования. Организация самообучения студентов обеспечивает овладение способами приобретения необходимых знаний, формирование самостоятельности как профессионально значимого качества личности. Самообразование же рассматривается автором как конечная цель в организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты организации самостоятельной работы студентов в ходе преподавания учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики»»

УДК 378.147

Н. И. Наркевич, кандидат искусствоведения, ассистент (БГТУ)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

Опыт организации самостоятельной работы студентов насчитывает многие годы, на протяжении которых вырабатывалось большое количество форм и методов. В статье автор обращает внимание на особенности современного этапа работы в этом направлении с целью системного решения данной проблемы. Отмечается роль управляемой самостоятельной работы, которая предусматривает высокий уровень активности студентов при усвоении учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики». В организации управляемой самостоятельной работы студентов важная роль уделяется активным методам обучения, технологическому процессу их использования. Организация самообучения студентов обеспечивает овладение способами приобретения необходимых знаний, формирование самостоятельности как профессионально значимого качества личности. Самообразование же рассматривается автором как конечная цель в организации самостоятельной работы студентов.

It was developed an experience of the organization of independent work of students totals many years throughout which a large number of forms and methods. In article the author pays attention to features of the present stage of work in this direction for the purpose of the system solution of this problem. It is noted the role of operated independent work which provides high level of activity of students at assimilation of a subject matter of «А psychology and pedagogics basis». It is given the important role in the organization of operated independent work of students to active methods of training, technological process of their use. The organization of process of self-training of students provides mastering by ways of acquisition of necessary knowledge, independence formation as professionally significant quality of the personality. Self-education is considered by the author as an ultimate goal in the organization of independent work of students.

Введение. Цель педагога - не просто передача информации, а обучение навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы. Ведь то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок, запоминается лучше и на более длительный период. Роль педагога направить, указать путь, подвести итог проделанной самостоятельной работы студента.

Опыт организации самостоятельной работы студентов насчитывает многие годы, на протяжении которых вырабатывалось большое количество форм и методов. В высших учебных заведениях самостоятельная работа студентов уже давно является неотъемлимой составляющей образовательного процесса. Преподаватели определяют ее исходя из собственного педагогического и жизненного опыта. Особенности современного этапа работы в этом направлении связаны с попыткой системного решения данной проблемы.

Основная часть. В основе подготовки конкурентоспособных специалистов, умеющих самостоятельно совершенствовать свои знания под воздействием стремительно изменяющегося рынка труда, лежит процесс самообучения, обеспечивающий не только овладение способами приобретения необходимых знаний, но и формирование самостоятельности как профессионально значимого качества личности. Выде-

ляют контролируемую самостоятельную работу, управляемую и самообразование. Уровень активности субъектов образовательного процесса и осознанности участия в учебной деятельности при этом является существенным критерием. Контролируемая самостоятельная работа подразумевает низкий уровень активности и осознанности. Управляемая работа предусматривает более высокий уровень активности студентов, где преподаватель не столько контролирует, сколько стимулирует учащихся. Самообразование — конечная цель организации самостоятельной работы студентов.

Оптимальной моделью обучения в вузе является управляемая самостоятельная работа [1]. Результативность управляемой самостоятельной работы зависит от профессионально-психологической готовности профессорско-преподавательского состава, подготовленности студентов, организационно-методического и учебно-методического обеспечения, от нормативно-правовой базы.

Профессионально-психологическая готовность профессорско-преподавательского состава раскрывается через функции преподавания дисциплины «Основы психологии и педагогики»: дидактическую, аналитико-прогностическую, проектную, контрольно-коррекционную, коммуникативную, психологической поддержки, организационную [2].

Заочное обучение, самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов

177

В качестве учебно-методического обеспечения можно выделить: задания (темы, отдельные вопросы и ведущие идеи для самостоятельного изучения; вопросы, тесты для самопроверки и самоконтроля); тематику контрольных работ; темы рефератов, научных докладов, требования к их написанию и кретерии оценивания; методические рекомендации к выполнению заданий; списки обязательной и дополнительной литературы; тесты для самопроверки, включая возможность применения компьютерных средств; вопросы к экзамену (зачету).

Формы управляемой самостоятельной работы студентов многообразны: подготовка к лекциям, семинарским занятиям; реферирование, аннотирование, конспектирование статей; изучение учебных пособий, хрестоматий и сборников документов; изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; выполнение контрольных работ; написание тематических докладов, рефератов и эссе; участие в составлении тестов; выполнении творческих заданий; составление библиографии и реферирование по заданной теме; создание презентаций и др.

Объем и формы управляемой самостоятельной работы студентов на разных этапах обучения могут существенно отличаться. Так, на младших курсах самостоятельная работа студентов ставит целью расширение и закрепление знаний, умений и навыков (должны быть подготовлены конспекты лекций, рабочие планы в электронном виде, что дает возможность видеть последовательность подачи материала). Так педагоги ориентируют студентов на предварительное знакомство с материалами лекций. На старших курсах подобная работа способствует развитию творческого потенциала студента, навыков самостоятельной работы, формированию его профессиональных компетенций. Практикуются более сложные формы самостоятельной работы студентов: эссе, рефераты, деловые игры.

Накопленный опыт показывает, что изначальное согласование взаимодействий студента и преподавателя помогает студенту взвесить собственные силы, правильно распределить познавательные усилия, успешно контролировать собственный процесс обучения и планомерно достигать желаемых результатов.

Организация управляемой самостоятельной работы студентов предполагает использование активных методов обучения (AMO), которые рассматриваются как система методов, направленных на самостоятельное овладение учащимся знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности, как способ организации учебно-воспитатель-

ного процесса, при котором обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравнимая с активностью преподавателя [3, с. 21-22].

Технологический процесс проведения занятий включает в себя:

1) конструирование занятия с использованием активных методов обучения. Этот этап предполагает выбор оптимального метода обучения; разработку целей занятия; создание необходимых действий для ее достижения; определение количества участников и групп; выявление связей между участниками и группами;

2) методическое обеспечение занятия. Это разработка методических и раздаточных материалов, подготовка сценария, правил, критериев оценивания и т. д. Немаловажным является разработка визуальных материалов и выбор носителей, подбор литературы;

3) материально-техническое обеспечение занятий с использованием AMO (подбор предметов для игрового или неигрового действия, выбор технических средств, выставки литературы, курсовых и дипломных работ, экскурсии, консультации, тестирование и т. д.);

4) проведение занятий с использованием AMO (деловые игры, блиц-игры; разыгрывание ролей; конкретные ситуации; «мозговая атака»; пресс-конференция; интервью, «круглый стол»).

Метод «круглого стола» включает в себя различные учебные семинары и дискуссии. В зависимости от целей преподавания семинары могут быть: междисциплинарными, проблемными, тематическими, ориентационными, системными. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем. Выносится тема, рассматриваемая в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, нравственном, психологическом. На него также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и педагоги данных дисциплин. В ходе проблемного семинара перед изучением раздела курса предлагается обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса. Тематический семинар проводится с целью акцентирования внимания студентов на актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Занятие углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск способов решения затрагиваемой проблемы. Предметом ориентационных семинаров становятся новые аспекты известных тем, официально опубликованные материалы. Метод ориен-

тированных семинаров помогает подготовить к продуктивному изучению нового материала. Системные семинары не позволяют замкнуться в узком кругу темы, помогают обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывают интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.

Учебные дискуссии могут проводиться по материалам лекций; итогам практических занятий; проблемам, предложенным самими студентами или преподавателем; по событиям и фактам из практики изучаемой сферы деятельности; по публикациям в печати. Метод учебной дискуссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других;

5) анализ результатов и подведение итогов занятия с использованием AMO: сравнение поставленных целей и полученных результатов; оглашение результатов; выступление представителей экспертных групп с экспертными результатами; проведение оценочного интервью с участниками; проведение мини-пресс-конференции (брифинга) с ответами ведущих на вопросы участников; проведение общего анализа по результатам занятия.

Можно выделить как преимущества, так и недостатки активных методов в обучении. Важно отметить следующие преимущества: высокий уровень усвоения учебного материала; развитие коммуникативных умений; ориентация студента на самостоятельное добывание знаний. Данная методика позволяет учитывать индивидуальные способности студента. Расширяется область критериев оценки: появляется возможность фиксировать не только уровень знаний, но и умения добывать их, работать в группе. Учитывается творческий подход к выполнению заданий, умение самостоятельно организовывать свою деятельность, принимать решения в ситуации выбора. В то же время есть риск столкновения личностных амбиций и различных особенностей поведения человека. Учебные игры могут быть достаточно продолжительными по времени, малоэффективными в больших группах. Они предъявляют к преподавателю высокие требования в плане профессионального мастерства и ответственности. К тому же не все знания можно приобрести посредством методов активного обучения.

Выбор метода - это кропотливая работа, которая включает в себя тщательный анализ группы, определение цели использования метода, отбор содержания и понимание проблемы, кото-

рую можно решить с помощью данного метода, собственные возможности педагога, включая трудности при использовании активных методик. Несомненно, значительная доля успеха в организации самостоятельной работы студентов зависит от авторитета педагога, его профессионализма. Так, в своей работе Ю. Н. Шумаков выделяет следующие критерии успеха преподавания: «1) умение преподавателя убеждать, влиять; 2) вызывать доверие к людям, завоевывать их расположение. Силу убеждения... повышает суггестия — внушение, позволяющее произвольно влиять на чувства, представления, склоняя человека к принятию определенного решения» [4, с. 4].

Заключение. Преимущество активных методов обучения перед традиционными состоит в том, что они требуют активности со стороны каждого участника, снимают эмоциональные и коммуникативные барьеры, способствуют приобретению студентами не только профессиональных, но и личностных качеств. В процессе обучения важно учитывать степень интеллектуального развития студентов, систему жизненных ценностей, мотивов поведения и деятельности, интересы и их жизненные планы. На основе учета этих особенностей формируется индивидуальный стиль деятельности. Грамотное сочетание традиционных и активных методов обучения, компьютерных коммуникаций с последними достижениями педагогической науки и практики предоставляет преподавателям и обучаемым новые возможности и преимущества: от пассивного восприятия учебного материала к самостоятельной продуктивной деятельности, к совместному творческому поиску.

Литература

1. Лобанов, А. П. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий / А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова. -Минск: Респ. ин-т выс. шк., 2005. — 107 с.

2. Репьев, Ю. Г. Интерактивное самообучение: монография / Ю. Г. Репьев. - М.: Логос, 2004.-248 с.

3. Жук, А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод, пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. -2-е изд. - Минск: Аверсэв, 2004. - 336 с.

4. Шумаков, Ю. Н. Психолого-педагогические пути обучения и пути активизации учебного процесса / Ю. Н. Шумаков. - М.: Моск. ин-т междунар. бизнеса, 1994. - 79 с.

Поступила 29.03.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.