УДК 316.46:159.99:174.4:130.2
Е.Н. Чеснова (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого)
Тел.: (4872) 35-74-37, e-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Статья посвящена рассмотрению методики преподавания элективной дисциплины части гуманитарного, социального экономического цикла в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Раскрытие особенностей методики и обоснование выбора образовательных технологий, методов и форм обучения проводится в рамках дисциплины «Этика и психология семейной жизни». Анализируются формы, составные элементы проведения лекционных и семинарских занятий, специфика внеаудиторной работы студентов, контроль самостоятельной работы студентов, балльно-рейтинговая система дисциплины.
Ключевые слова: семья, брак, брачно-семейные отношения, методика преподавания.
В настоящее время происходит процесс трансформации всего высшего образования. На данном этапе преподавание дисциплин, модулей дисциплин осуществляется в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). Компетентностный, деятельностный подходы влияют на изменение методики преподавания дисциплин в высших учебных заведениях. Способствует появлению новых методик в образовании и все ускоряющийся научно-технический прогресс, все больше и больше дисциплин базируется на инновационных методах преподавания. Это можно проследить на примере преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального экономического цикла (ГСЭ) «Этика и психология семейной жизни» в рамках лекционных и семинарских занятий у студентов бакалавров ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Реализация данной дисциплины проводится для студентов таких факультетов, как факультет Психологии, Технологий и бизнеса, Искусств, социальных гуманитарных наук, Истории и права, Математики, физики и информатики, Русской филологии и документоведения, Естественных наук. Реализация дисциплины «Этика и психология семейной жизни» способствует не только развитию компетентности, практических умений, навыков у студентов, но направлено на формирование ценностной ориентации студентов на создание нравственно и психологически здоровой семьи, рождение и воспитание детей, нравственной личности. В связи с этим
занятия включают в себя использование следующих образовательных технологий, методов и форм обучения:
1. Проведение лекционных занятий предполагает ориентацию на развитие компетентности, практических, профессиональных умений, навыков студентов, на деятельностный подход. В связи с этим в реализации как лекционных, так и семинарских занятий произошел отход от знаниевого подхода, информационно-накопительной модели учебного процесса на развитие самостоятельной творческой активности, инициативности, выработки личностной позиции студентов. Поэтому лекционный материал подается в рамках таких форм обучения, как проблемная лекция. Например, по теме «Характеристика современной семьи», так как данная тема содержит в себе актуальные проблемы семейно-брачных отношений, затрагивает вопросы психологического здоровья современной семьи, раскрывает на основе моделирования ситуаций особенности психологически благополучных и неблагополучных семей, их нравственные ориентиры, ценности, мотивы. Проблемный подход в лекциях активизирует внимание, познавательную и творческую активность студентов в рамках освоения знаний по эволюции представлений о браке и семье, их роли в истории общества, пониманию различных типологий и функций семьи, раскрытию ценностных, культурных, психологических особенностей феномена любви в истории общества, брачно-семейных отношений. Лекционные занятия предполагают определенную логику моделируемых проблемных ситуаций с постановкой проблемных вопросов, задач активизирующих познавательную деятельность студентов для разрешения смоделированной проблемы и выявления личностной позиции по отношению к ней на основе размышления студентов, применения ими приобретенных знаний в результате поиска решения проблемы. Моделирование ситуации происходит на основе информации из материалов лекции и необходимых ориентиров для поиска. Данная форма лекционных занятий помогает решить следующие дидактические цели: усвоение теоретических знаний (активное усвоение знания на основе решения проблемных задач), развитие теоретического мышления (на основе процесса «сомышления и содействия» с преподавателем и с другими студентами академической группы), формирование познавательного интереса и профессиональной мотивации в рамках развития компетентности будущего выпускника обучающегося по ФГОС ВПО, ФГОС ВО. Помимо этого в рамках реализации данной дисциплины для повышения компетентности и развития профессиональных навыков и умений студентов приоритет отдается и таким формам и элементам лекционного обучения как лекция-визуализация, лекция-беседа, лекция-дискуссия. Их использование оправдано для таких тем дисциплины как «Брак и семья в истории общества», «Структура, типология и функции семьи», «Психологические концепции и модели брака», «Характеристика современной семьи», «Отражение феномена любви в истории культуры», «Психология любви», «Стили и типы семейного поведения», «Брачное поведение».
2. Организация семинарских занятий с использованием презентаций, выполненных с помощью мультимедийных технологий направлена активизацию познавательной, образовательной мотивации студентов, развития профессиональных навыков и умений студентов. Благодаря составлению презентаций студенты усваивают теоретический материал дисциплины, через выделение основных проблем брачно-семейных отношений и их психологическими, нравственными характеристиками в истории общества и культуры. Процесс создания презентации позволяет студентам развивать навыки по анализу, обобщению, изложению информации в рамках освоения тем дисциплины, отведенных на изучение в рамках семинарских занятий. Данный вид работы является соединением таких видов работы студентов как самостоятельная и аудиторная работа. Это обусловлено тем, что студент не только создает презентацию во внеаудиторное время, но и защищает ее в рамках ответа на семинарском занятии. Презентация может быть выполнена студентом самостоятельно и в малой группе отвечающих по подготовленному в рамках презентации вопросу семинарского занятия. Во втором варианте данный вид работы способствует также развитию навыков коммуникации. Темы презентаций очерчены вопросами из раздела докладов и сообщений по теме, но студент в праве использовать презентацию и при ответе на основные вопросы изучаемого раздела дисциплины. Помимо использования презентаций в рамках занятий можно использовать видеоролики. Данный вид мультимедийных технологий подходит как лекционным (лекция-визуализация), так и семинарским занятиям. Он является важным в познавательной и дальнейшей профессиональной деятельности студента, так как формирует умения, развивает высокий уровень активности, увеличивает эффективность усвоения теоретических знаний. Данный вид реализует дидактический принцип доступности на основе визуализации устной и письменной информации, нацелен на структурирование и систематизацию изучаемого материала. Теоретический материал приобретает наглядный, конкретный характер, содержащиеся в видеоролике элементы проблемности позволяют активизировать мыслительную деятельность студентов, воспитывает личностную позицию по проблемам реализуемой дисциплины. Данная мультимедийная технология может использоваться самим преподавателем на семинарских занятиях и реализует форму учебного процесса направленного на организацию беседы, дискуссии. Использование видеоролика применяется, например, при освоении таких тем семинарских занятий как «Брак и семья в истории общества», «Отражение феномена любви в истории культуры», «Психология любви», «Стили и типы семейного поведения», «Брачное поведение». Также данная технология может применяться студентом при ответе на вопросы семинарских занятий. Применение презентации, видеоролика эффективно, на наш взгляд, в рамках реализации практически любой гуманитарной дисциплины. Основным при составлении видеоподборки для занятия является качество транслируемого материала. Данный материал должен быть основан на документальных, научных данных, должен отражать
содержание темы занятия. Главным при использовании видеоролика преподавателем на семинарском занятии является также то, что он должен не только произвести предварительную подготовку визуальных материалов для занятия. Также важно сопровождать данные материалы комментариями во время проигрывания видеоролика либо предварить его показ, а после его окончания сопроводить рядом вопросов, направленных на контроль внимания и усвоения студентами материала видеоролика. Наиболее эффективным представляется использование преимущественно проблемной постановки вопросов для лучшего усвоения материала видеоролика и создания дискуссии в аудитории, а не только письменный ответ студентов по заданным вопросам, конспект по просмотренному видеоматериалу. Если данные виды технологий используются студентами, то их можно отнести также и к разделу творческих заданий для студентов.
3. Организация семинарских занятий предполагающих беседу (вступительная, организующая, беседа-сообщение, синтезирующая, систематизирующая, закрепляющая беседа), учебную дискуссию, мини-конференцию (пресс-конференцию) в рамках семинарского занятия, сопровождающиеся постановкой проблемных вопросов активизирующих познавательную деятельность студентов и вовлекающих их в дискуссию. Данные методы и формы обучения, на наш взгляд, являются необходимыми для реализации не только дисциплин цикла ГСЭ. В рамках современной субъект-субъектной формы обучения данные методы организации обучения студентов подходят для любой дисциплины социогуманитарного знания. Так как предполагают развитие креативного подхода, более глубокое усвоение материала. Также в рамках данных форм обучения определяется уровень освоения студентом теоретического материала. Ответы на вопросы семинарских занятий, выступления с докладами, сообщениями должны демонстрировать не только знания студентов, умение изложения материала, но и аргументированную позицию, собственную точку зрения на ту или иную проблему брачно-семейных отношений.
4. Организация семинарских занятий, которые предполагают задания оперативного метода принятия решения в нестандартной ситуации (ситуации выбора, многоальтернативности решений, проблемной ситуации и т.д.) и экспертного, профессионального оценивания поставленной преподавателем проблемы, в ходе анализа конкретных практических ситуаций (технологии case-study). В рамках дисциплины «Этика и психология семейной жизни» на семинарских занятиях активно применяется постановка и разрешение проблем в результате таких форм, как «дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «переговоры и медиация». Так как данные формы обучения предполагают анализ и обыгрывание конкретных жизненных ситуаций, приводящих к конфликтам и возникновению дилемм, раскрывают ценностные, психологические, культурные основания проблем современной семьи. Это позволяет студентам развивать умения по разрешению конфликтов, возникающих в личной и общественной сфере жизни. Выполнение заданий,
которые требуют развития либо опровержения той или иной позиции, нахождения аргументов «за» или «против» какой-либо смоделированной ситуации современных брачно-семейных отношений способствуют развитию как личностных, так и командных, коммуникационных навыков работы, в рамках таких заданий студенты могут распределиться по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения. Студенты также могут сами выступить в роли модератора ситуации и эксперта при разрешении смоделированного конфликта. Данный вид решений также подходит для организации мини-конференций, так как задает не только определенную тему, но и выявляет варианты решений, позиций студентов. Это способствует научной активности студентов, так как проблемные темы и ответы на них могут быть оформлены в текст научных статей для последующих выступлений на конференциях различного уровня и публикации в журнале. Данная организация занятий способствует развитию аналитического мышления, умения логично формулировать, излагать и отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения студентами. Данные методы и формы обучения подходят к таким темам дисциплины, в рамках которых затрагиваются ценность материнства, проблемы матери и дитя, отношение к ребенку в истории общества и культуры, нравственные и психологические особенности протекания и разрешения семейных кризисов, процессов распада и дестабилизации семейных отношений.
5. Организация семинарских занятий, которые предполагают выполнение студентами таких видов творческих заданий, как эссе, реферат, научная статья, выступление с тезисами научной статьи, сообщением на секционном заседании конференции различного уровня, участие в заочной конференции и т.д. Данные задания способствуют освоению всех тем дисциплины. Предполагают выработку собственной аргументированной позиции по значимым, актуальным проблемам брачно-семейных отношений в современном обществе. Предполагают знакомство с зарубежным и отечественным опытом решения проблем в данной области в рамках социогуманитарного знания. Формируют аналитическое, критическое мышление, способность и навыки реферирования, систематизации материала и т.д. Помимо этого при оценивании данных форм творческой активности студентов необходимо отслеживать уникальность выполненной работы, самостоятельно проведенного анализа поставленных перед студентом проблем и сделанных им выводов. Этому способствует проверка на наличие плагиата и уникальности текста представленного студентом в рамках эссе, реферата, научной статьи. Также это способствует выявлению личностной позиции студентов, их нравственной оценки проблем и самооценки, очерчиванию круга проблем, которые вызывают неподдельный интерес у студентов.
6. Необходимо отметить, что немаловажную роль также играет организация самостоятельной работы студентов с целью более углубленного освоения теоретического материала. Так как она напрямую связана с их работой в рамках семинарских занятий, является основой для них. Это
помогает в развитии навыков работы с информационно-коммуникационной системой (Интернет). Способствует творческой работе студентов, например, по написанию научной статьи, сообщения, составления текста выступления на конференции и т.д. Работа студентов в сети Интернет не ограничивается только сетью электронных ресурсов библиотек, энциклопедий, сайтов по проблемам дисциплины, но также открывает возможность работы в системе MOODLE ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Так как в рамках данной системы может реализовываться дистанционная форма обучения студентов, например, обучающихся по индивидуальному графику. В данной системе студенту доступны основные материалы реализуемой дисциплины, весь блок заданий для самостоятельной и аудиторной работы, а также возможна коммуникация с преподавателем для предоставления отчетной документации по изучаемой дисциплине.
7. Контроль самостоятельной работы (КСР) студентов также является немаловажной частью реализации дисциплин по выбору. В рамках данной формы организации занятий можно использовать проведение срезовых контрольных работ, тестирование, результаты которых будут учитываться при выставлении зачета студенту по дисциплине. Использование тестирования как заключительной формы контроля освоения дисциплины помогает выявить глубину усвоения теоретического материала дисциплины, на что в дальнейшем при реализации дисциплины необходимо будет сделать упор.
8. Балльно-рейтинговая система при организации лекционных и семинарских занятий также является важным составным элементом на современном этапе развития образования. Она выступает стимулирующим и координирующим методом в активизации работы студентов в рамках реализации дисциплин по выбору. Так как показывает качество работы студента, его включенность в образовательный процесс, его заинтересованность в получении новых навыков, умений. В рамках данной системы оцениваются все виды активности студентов, контрольной формой выступает зачет по дисциплине. Зачет представлен устной и письменной формами: список вопросов для выявления знаний студента по темам дисциплины, устным и письменным оформлением ответа на предлагаемый вопрос или вопросы, в зависимости от набранного количества баллов студентов в течение реализации дисциплины. Одной из необходимых составляющих зачета является учет результатов тестирования по дисциплине в рамках КСР. Наиболее продуктивным видится освоение дисциплины при достижении студентом 60 и более баллов при оценивании его работы в течение всего времени реализации дисциплины. Данное количество баллов является основанием для получения студентом зачета и допуска к нему без дополнительных внеаудиторных заданий и заданий на самом зачете.
Представленные выше образовательные технологии, формы и методы обучения при реализации дисциплины «Этика и психология семейной жизни» были апробированы с разной степенью интенсивности в течение двух лет. Данная методика преподавания не исчерпывает всех видов образовательных
технологий, но может послужить основой для выбора методики реализации других дисциплин социогуманитарного знания, в том числе и при реализации дисциплин направленных на нравственное воспитание молодежи.
Литература
1. Дорожинская Е. А. Эффективность применения инновационных методов преподавания гуманитарных дисциплин в вузах // Философия образования. 2011. № 6 (39). С. 250-258. Библиогр.: с. 257-258.
2. Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе / сост. Е.И. Сафонова ; отв. ред. В.В. Минаев. М., 2011. 71 с.; то же [Электронный ресурс] // [Электронная библиотека РГГУ]. URL: www.rsuh.ru/binary/object 8.1321273246.44436.doc (Дата обращения: 08.03.2015 г.).
3. Об образовании в Российской Федерации : [федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года] [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации : официальный сайт. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (Дата обращения: 17.02.2015 г.).
Ye.N. Chesnova
METHODS OF TEACHING DISCIPLINE «ETHICS AND PSIHOLOGY OF FAMILY LIFE» FOR UNDERGRADUATE STUDENTS WITHING THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS
The article considers the methods of teaching elective discipline of humanitarian, social, economic cycle as part of the federal state educational standards in the Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. The features of the methodology and justification of choice of educational technologies, methods and forms of education is carried out in the framework of discipline "Ethics and psychology of family life". Analyzed form and constituent elements of lectures and seminars, especial extracurricular work students, monitoring students' independent work, the score-rating system of discipline.
Keywords: family, marriage, marital and family relationships, teaching methods.
Literatura
1. Dorozhinskaja E.A. Jeffektivnost' primenenija innovacionnyh metodov prepodavanija gumanitarnyh disciplin v vuzah // Filosofija obrazovanija. 2011. № 6 (39). S. 250-258. Bibliogr.: s. 257-258.
2. Rekomendacii po ispol'zovaniju innovacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v uchebnom processe / sost. E.I. Safonova ; otv. red. V.V. Minaev. M., 2011. 71 s.; to zhe [Jelektronnyj resurs] // [Jelektronnaja biblioteka RGGU]. URL: www.rsuh.ru/binary/object_8.1321273246.44436.doc (Data obrashhenija: 08.03.2015 g.).
3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : [federal'nyj zakon № 273-FZ ot 29 dekabrja 2012 goda] [Jelektronnyj resurs] // Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii : oficial'nyj sajt. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974 (Data obrashhenija: 17.02.2015 g.).