УДК 338.484
DOI: 10.12737/21131
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ зАНЯТИЙ ЛЕКЦИОННОГО ТИПА
В рамках учебной дисциплины «методы научных исследований в туризме»
Борисова Алина Владимировна *, кандидат исторических наук,
доцент кафедры отечественной средневековой и новой истории, [email protected],
Горшков Илья Дмитриевич *, кандидат исторических наук,
доцент кафедрырегионоведения и туризма, [email protected],
*Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, Российская Федерация
Статья посвящена совершенствованию методики проведения занятий лекционного типа в рамках дисциплины «Методы научных исследований в туризме» для бакалавров направления «Туризм». Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, бакалавр должен готовиться к нескольким видам деятельности, востребованной в профессии, в том числе научно-исследовательской. Особую роль в этом играет изучение такой дисциплины, как «Методы научных исследований в туризме». Дисциплина знакомит студентов с возможными направлениями и формами научных исследований сферы туризма, с методологией научного исследования. В рамках занятий проходит уяснение требований к оформлению результатов научного исследования. Изменение содержания компетенций, которыми должен владеть выпускника вуза, требуют и обновления педагогических подходов к процессу обучения. Сложный для восприятия теоретический материал курса «Методы научных исследований в туризме» целесообразно подавать в разных формах аудиторных занятий, традиционных и интерактивных, таких как лекция-беседа, лекция-дискуссия. Особое внимание следует уделить методам и принципам сбора научной информации. Сложный для восприятия и усвоения материал, посвященный методам научного познания,необходимо углубить и закрепить в ходе практических (семинарских) занятий, которые могут иметь как самостоятельную тематику, так и быть продолжением лекционного курса и быть направлены на закрепление студентами уже знакомого материала. В целом, методика проведения занятий в высшей школе в рамках изучения дисциплины «Методы научных исследований в туризме» ориентирована на выполнение задач, поставленных ФГОС, что предполагает разработку новых форм и приемов ведения аудиторной работы.
Ключевые слова: научное исследование, методы, туризм, методика преподавания, лекция, семинар
Образование является социально значимым институтом, который выполняет функции подготовки человека к деятельности в различных сферах.
В свою очередь, процесс обучения и воспитания в высшем учебном заведении позволяет студенту получить знания, умения и навыки в различных сферах теоретической и практической деятельности.
Проблема методов обучения в высших учебных заведениях остается актуальной как в теории, так и на практике. В зависимости от взглядов на ее решение зависят и осуществление учебного процесса, и деятельность преподавателей и студентов, и, как следствие, результат обучения в целом.
Частью педагогики, которая разрабатывает теорию образования и обучения, является
дидактика. В переводе с греческого языка это означает «поучительный, наставительный». Иными словами, дидактика вырабатывает общее направление, особенности и подходы к обучению.
В высшей школе, как правило, дидактика предмета формируется из тех вопросов, которые используются в практике конкретной дисциплины. Она включает рекомендации, связанные с определением содержания материала дисциплины, организацией аудиторных занятий, внеаудиторной работы учащихся, то есть практическую деятельность преподавателя [7, с. 119—126].
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, бакалавр должен готовиться к нескольким видам деятельности, востребованной в профессии.
Научно-исследовательская деятельность подразумевает: изучение состояния рынка туристских
услуг; использование практических методов в сфере профессиональной деятельности; адаптацию новейших технологий к практике функционирования туристских предприятий1. Все названные знания и умения должны формироваться в течение всего процесса обучения, и особую роль в этом играет изучение такой дисциплины, как «Методы научных исследований в туризме».
Предмет данного исследования — методика преподавания дисциплины, поэтому следует уделить внимание структуре лекционного курса и семинарских занятий.
Дисциплина «Методы научных исследований в туризме» для студентов направления «Туризм», обучающихся в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова, относится к базовому компоненту учебного плана, читается студентам 2 курса в 3 семестре. Число аудиторных часов — 36 (20 часов — лекции, 16 часов — практические занятия). Место в календаре учебного процесса определяется рядом факторов.
Во-первых, студенты направления «Туризм» начинают разработку курсового проекта со второго года обучения. Именно на втором курсе они начинают практически заниматься научным исследованием. В целях подготовки качественного исследования студенты должны ознакомиться и овладеть методами научного исследования. Знания, получаемые в рамках курса, закрепляются в работе над курсовым проектом.
Во-вторых, в целях успешного освоения дисциплины студенты должны иметь определенный уровень знаний и представлений о туризме как сфере не только практического, но и теоретического знания, научных исследований в данной сфере. Ряд дисциплин, изучаемых в течение первого курса, таких как «Экономика туризма», подготавливают студентов к освоению дисциплины «Методы научных исследований в туризме».
В-третьих, студенты должны иметь представление о преемственности видов самостоятельной учебной и учебно-научной работы в период обучения в высшей школе. Изучаемая дисциплина знакомит студентов со спецификой научной работы, требованиями к курсовой и дипломной работам, значением таких видов деятельности, как подготовка рецензии, аннотации и др. Все
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.02. Туризм (уровень бакалавриата) // Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. URL: http://www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/430302.pdf (дата обращения 21.01.2016).
полученные знания и навыки будут использованы студентами при изучении таких сложных курсов, как «Маркетинг в туристской индустрии» и «Менеджмент в туристской индустрии».
Данная дисциплина знакомит студентов с возможными направлениями и формами научных исследований сферы туризма, с методологией научного исследования. Курс сосредоточен на изучении конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования; усвоении логики исследования, последовательности каждого из его этапов, особенностях организации. В рамках занятий проходит изучение и осмысление требований к оформлению результатов научной работы.
Целью данного курса является подготовка студентов к будущей самостоятельной исследовательской деятельности в сфере туризма.
Задачами курса являются: выявление направлений и форм научных исследований; изучение этапов и принципов научного исследования; освоение важнейших методов исследования; изучение хода исследования, последовательности и особенностей каждого этапа, особенности организации; освоение требований к оформлению результатов научной работы.
По итогам освоения содержания курса студенты должны соответствовать следующим требованиям:
- уметь использовать важнейшие методы научных исследований,
- определять и реализовывать основные этапы научно-исследовательской работы,
- знать и уметь использовать современные информационные технологии в научной деятельности,
- знать и уметь выполнять отчеты по научной работе.
В результате изучения дисциплины студентами в научно-исследовательской деятельности будут реализованы такие профессиональные компетенции, как:
- способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг;
- готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме;
- готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей и (или) туристов.
Освоение дисциплины «Методы научных исследований в туризме» позволит обучающимся реализовать такую общекультурную
компетенцию, как способность к самоорганизации и самообразованию.
В методике преподавания отражается комплекс знаний и навыков педагога. Методика представляет собой совокупность методов получения, трансляции научных знаний и проведения научных исследований.
Ведя речь о методике преподавания, необходимо отметить, что это процесс передачи знаний, обучения. В данном контексте мы можем говорить о том, что методика изучает, обобщает, систематизирует методы педагогической деятельности. На современном этапе развития общества методика преподавания столкнулась с новыми задачами, продиктованными резким увеличением объема информации, электронных источников ее получения. Современный педагог должен не только передавать накопленные знания, но и обучать поиску и пониманию необходимой информации. Особо актуальна эта задача для общественных и комплексных наук, в том числе для науки о туризме.
Стремительные изменения в обществе диктуют молодому специалисту требование быть готовым к быстрому принятию решений, способным к усвоению многообразных точек зрения. Все эти и другие навыки формируют творческий подход к решению вопросов, способность работать в команде. Изменение содержания компетенций, которыми должен владеть выпускника вуза, требуют и обновления педагогических подходов к процессу обучения.
Образовательный процесс в высшей школе включает различные формы работы. Их можно разделить на две большие группы — аудиторную и внеаудиторную работу. Самостоятельная работа студента вне учебной аудитории является продолжением работы с преподавателем.
К видам самостоятельной работы студентов относятся:
- усвоение материала, отраженного в лекции преподавателя;
- написание реферата;
- подготовка к практическим занятиям;
- составление аннотаций и др.
Контактная работа с преподавателем может
проходить в следующих формах:
- консультации;
- коллоквиумы;
- выполнение курсовых работ и др.
Одной из форм аудиторной работы преподавателей и студентов в рамках учебного процесса является лекция. Преимуществ у нее несколько:
возможность творческого общения преподавателя и студентов, эмоциональный обмен. Лекция дает много информации для размышления, способствует стремлению самостоятельно найти и исследовать дополнительный материал.
Лекции по дисциплине «Методы научных исследований в туризме» в соответствии с учебным планом составляют 20 часов, то есть 10 занятий, которые проводятся один раз в две недели. Тематика лекций определяется рядом факторов:
- соответствие требованиям ФГОС,
- степень сложности темы,
- соответствие плану семинарских занятий,
- последовательное освоение материала от простого к сложному.
Задачами курса являются: выявление основных направлений научных исследований в сфере туризма; изучение методов эмпирического и теоретического исследования; освоение логики исследования, последовательности каждого из его этапов, закрепление знаний о требованиях к оформлению результатов научной работы.
По итогам освоения содержания курса студенты должны соответствовать следующим требованиям:
- знать правила оформления исследований,
- выявлять стратегию развития науки в сфере туризма,
- выполнять основные этапы научно-исследовательской работы,
- использовать современные информационные технологии,
- выполнять отчеты по научной работе.
Для эффективного усвоения студентами содержания лекции важен принцип наглядности. Преподаватель должен, по возможности, использовать так называемый житейский, повседневный опыт студентов.
Положительными сторонами лекции являются: наличие причинно-следственных связей в изложении материала, опора на источники, использование личных комментариев для наглядности и усвоения материала, творческое общение преподавателя со студентами.
В качестве отрицательных факторов можно отметить пассивное восприятие информации, различный уровень восприятия и усвоения различных тем отдельными студентами.
Таким образом, можно сформулировать общие требования к лекции:
- научность и информативность,
- активизация мышления студентов,
- мотивация к самостоятельной работе.
Сложный для восприятия теоретический материал курса «Методы научных исследований в туризме» целесообразно подавать в разных формах, традиционных и интерактивных. Рассмотрим некоторые из них.
Лекция-беседа. «Диалог со студентами» — распространенная и простая в применении форма активного вовлечения обучающихся в процесс изучения той или иной проблемы. Преимущество лекции-беседы в том, что преподаватель может привлекать внимание студентов к тем вопросам темы, которые он считает наиболее важными или сложными для усвоения, определять темп речи при изложении учебного материала с учетом восприятия аудитории. Студентов можно привлечь к участию в лекции-беседе различными способами. Например, задавать аудитории вопросы в начале лекции и по ее ходу. В данном случае преподавателя могут интересовать: уровень подготовки студентов к восприятию конкретного материала, их мнения по различным вопросам, общий уровень эрудиции. Обычно вопросы направлены к аудитории в целом. Если преподаватель видит, что какой-то студент не участвует в беседе, то может задать ему персональный вопрос. Проводя лекцию-беседу, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы его вопросы к аудитории не оставались без ответов. Такая форма рекомендуется при изучении тем «Методы научного познания», «Опрос как метод исследования».
Лекция-дискуссия. Преподаватель не просто излагает лекционный материал, но и учитывает ответы студентов на свои вопросы, позволяет провести обмен мнениями в ходе занятия. Дискуссия очень полезна для активизации работы студентов в ходе лекции в целом и для мотивации их к самостоятельной мыслительной деятельности. Такая форма рекомендуется при изучении такой темы, как «Научно-исследовательская деятельность студентов» [2, с. 15].
Эффективность любого вида деятельности зависит от умения ее планировать. Важным вопросом является проблема выделения этапов научного исследования. Изучение данной темы предлагается в форме вопросов-ответов. Хорошо, если студенты сумеют самостоятельно выявить последовательность этапов научного исследования. Задача преподавателя в данном случае — направлять их мыслительный процесс вопросами и комментариями. Успешная работа в рамках практических занятий во многом зависит от понимания цели и задачи данных занятий, умения правильно готовиться к ним.
В рамках лекции «Виды самостоятельной работы студента» необходимо выявить преемственность между видами самостоятельной работы студентов и их научными исследованиями. Такие виды деятельности, как подготовка реферата, доклада, знакомы по опыту обучения в средней образовательной школе. В то же время нередко выясняется, что студенты имеют весьма отдаленное представление о содержании и требованиях к данным работам. Особое значение следует уделить вопросу об оформлении письменных текстов. Студенты должны знать требования современных стандартов и уметь применять их на практике.
Получив представление о научном исследовании, студент может перейти к изучению такого сложного раздела курса, как «Методы научного исследования». Следует объяснить студентам понятие «Метод», дать классификацию методов. Используя знания, полученные прежде, преподаватель объясняет сущность общелогических методов. Студентам будет легче освоить незнакомый, как им видится, материал, если они осознают, что в течение многих лет жизни используют эти методы в частной практике. Каждый человек в большей или меньшей степени анализирует различные сведения для принятия решений, выстраивает аналогии.
Отдельно и подробно остановимся на методике чтения лекции, посвященной конкретным теоретическим и эмпирическим методам.
Данный материал будет освоен более эффективно, если преподаватель будет подкреплять свой рассказ примерами применения данных методов для изучения конкретных проблем в сфере туризма. В данном случае также можно использовать технику диалога со студентами. Дискуссия оживляет учебный процесс, способствует активному участию аудитории в освоении материала. Необходимый результат достигается тогда, когда преподаватель правильно выбрал вопросы для обсуждения и методически верно выстроил ход диспута.
Кроме того, преподаватель может анализировать и обсуждать со студентами ситуации из жизни, практический материал. Например, в рамках изучения такого теоретического метода, как идеализация.
Положительным в дискуссии является то, что студенты самостоятельно вырабатывают точку зрения на проблему, а не просто соглашаются с точкой зрения преподавателя. Это дает возможность увидеть, как студенты применяют полученные в ходе диспутов знания.
Полезным разделом занятия может стать этап, когда преподаватель предлагает выбрать методы исследования в соответствии с темами курсовых работ, над которыми начали работу студенты.
Отдельный раздел лекционного курса посвящен маркетинговым исследованиям в туризме. В учебном плане есть дисциплины «Основы маркетинга», «Менеджмент в туризме». Они изучаются студентами в последующем семестре.
Одним из наиболее распространенных методов изучения рынка является оценка конкурентной среды туристского предприятия. Для ее проведения используется SWOT-анализ. Данная методика может быть использована и при исследовании других проблем в развитии туризма. В рамках данного курса не ставится задача выявить экономические составляющие и особенности исследования. Важно дать студентам алгоритм использования названного метода.
К числу современных методов исследования относятся фокус-группы и бенчмаркинг. В фокус-группах изучаются модели потребительского поведения, осуществляется поиск идей продвижения продукта или товара. Главный эффект данного метода — возможность собрать разные точки зрения по изучаемому вопросу и оценить отношение респондентов к мнениям, отличным от их собственных.
SWOT-анализ — это изучение достижений и просчетов предприятия, его перспектив, результаты исследования могут быть использованы при оценке конкурентоспособности, потенциала и определении стратегии фирмы. Данный анализ представляет в виде логически согласованной схемы сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и угрозы процесса или явления.
Бенчмаркинг — это процесс определения и адаптации методов работы компании с целью улучшения ее работы. Данный метод может оптимизировать работу отдельной фирмы. Глубокие исследования собственных недостатков могут привести к выявлению аспектов, тормозящих развитие фирмы.
Сложная для восприятия тема лекции может быть представлена в форме игры «Перевод». В этом случае преподаватель заранее сообщает студентам, что он будет в определенное время просить слушателей рассказать своими словами о том, что они только что услышали.
Значительная часть курсовых и выпускных квалификационных работ студентов направления «Туризм» посвящена проблемам, решение
которых невозможно без анализа рынка. Разнообразие видов и принципов маркетинговых исследований во многом основывается на опросах как методе сбора первичной маркетинговой информации [3]. Важное значение имеет выявление мнений потребителей. Качественное авторское исследование не может быть осуществлено без проведения опросов респондентов. Поэтому следующий раздел курса должен быть посвящен изучению опроса как метода исследования. Следует выделить такие вопросы, как виды опросов, этапы проведения опроса. Студенты должны получить знания о таких методах опроса, как анкетирование и интервью.
Преподаватель в рамках лекции знакомит с правилами составления вопросов с точки зрения их структуры и содержания. Важно не просто называть правила, но подкреплять их примерами из «правильных» и «неправильных» анкет. В последнем случае преподаватель может построить лекцию в форме беседы, предлагая студентам самим найти ошибки и устранить их. Хорошо, если правила проведения интервью студенты смогут сформулировать самостоятельно и объяснить их смысл. Задача преподавателя в данном случае — корректировать мыслительный процесс и формулировать данные правила для записи в конспекты.
Определенную трудность для студентов младших курсов представляет сбор научной информации. Проблема не только и не столько в трудоемкости процесса, но и в понимании разницы между типами и видами информации. Современные студенты считают основным и порой единственным источниками информации Интернет. Преподавателю следует ознакомить обучающихся с документальными источники научной информации. К ним относятся: авторские труды (монографии), коллективные труды (сборники), авторефераты диссертаций, справочные, информационные, библиографические и другие издания2.
Издания классифицируют по различным основаниям: по целевому назначению (научное, учебное, справочное), периодичности (периодическое, продолжающееся); составу основного текста (монография, сборник).
В сфере туризма более распространены такие периодические издания, как журналы. Задача преподавателя — познакомить студентов с типами журналов, которые разделяются на научные, профессиональные, научно-практические и научно-популярные. Целесообразно назвать те
2 ГОСТ России. URL: http:/ww.standartgostm/TOCT
2028681.1-95. (дата обращения 15.11. 2015).
издания, которые хранятся в библиотеке вуза или научной библиотеке города, показать студентам несколько выпусков различных журналов.
Отдельную лекцию целесообразно посвятить работе с интернет-источниками. Интернет в современном мире находит все более широкое применение в туристском бизнесе. Студенты должны знать и уметь находить необходимые материалы, критически их осмысливать и включать в работу. Для поиска информации по теме исследования можно выделить группы интернет-ресурсов в сфере туризма: официальные сайты государственных структур, сайты туроператоров, специализированные туристские порталы и сайты3.
Таким образом, мы выделили наиболее сложные темы лекционного курса и предложили методику их преподавания. Педагог может выбрать те или иные формы лекций для более эффективной работы со студентами.
В высших учебных заведениях семинар является основным видом практических занятий. Цель семинара — углубленное изучение предмета. Семинарское занятие должно преследовать следующие цели:
- расширять кругозор студентов за счет изучения ими источников и литературы;
- формировать навыки ведения дискуссий по спорным проблемам;
- прививать студентам ораторские умения, необходимые для чтения докладов, развернутых выступлений на семинарах;
- развивать навыки самостоятельной учебной и научной деятельности студентов.
План семинарского занятия обычно связан с лекционным курсом, но включает и вопросы, цель которых — расширение знаний по существенным проблемам дисциплины.
Сложный для восприятия и усвоения материал, посвященный методам научного познания, необходимо углубить и закрепить в ходе практического занятия. Студенты получают задание сравнить по заданным параметрам туры по конкретным направлениям, предлагаемые ведущими туроператорами. В рамках данного занятия отрабатываются знания и навыки работы с сайтами туроператоров и такие методы, как сравнение, анализ.
Отдельное практическое занятие должно быть посвящено закреплению материала, полученного в ходе лекции на тему «Опрос как метод
3 Департамент экономического развития Ярославской области // URL: http: www.yarregion.ru/depts/ (дата обращения 14.10.2015); Ministere des Affaires etrangeres // URL: http: www.france.diplomatie.fr (дата обращения 14.10.2015).
исследования». Студенты заранее получают задание в период подготовки к семинару составить макет анкеты по теме своей курсовой работы. Важным этапом практического занятия должно стать обсуждение вместе со всеми студентами предложенных формулировок.
Преподаватель должен дать студентам возможность самостоятельно отметить недостатки, ошибки в предложенных анкетах и устранить их. Данное занятие не только решает вопрос, изучаемый данной дисциплиной, но и организует работу студентов над курсовым проектом. Вторым этапом занятия может стать работа с готовыми анкетами, взятыми из определенных курсовых работ на предмет выявления ошибок и совершенствования качества данных работ.
Следующее занятие призвано закрепить теоретические знания, полученные в ходе лекции на тему «Сбор научной информации». Преподаватель заранее формирует подборку некоторых номеров различных журналов, содержащих разнообразный материал по проблемам туризма. Каждый студент получает определенный номер и готовит аннотацию по самостоятельно выбранной статье. Таким образом, в ходе занятия студенты закрепляют знания об источниках научной информации и выполняют один из видов самостоятельной работы.
Целесообразно посвятить отдельное практическое занятие закреплению материала лекции по теме «Интернет-ресурсы в сфере туризма». Студенты заранее получают задание для подготовки материалов к семинару. Например, самостоятельно проработать информацию, содержащуюся на некоторых сайтах органов управления туризмом на местах. Ответить на вопросы, предложенные преподавателем, выявить особенности данных сайтов, глубину и качество представленной информации.
В учебном процессе в рамках изучения дисциплины «Методы научных исследований в туризме» целесообразно использовать активные и интерактивные формы проведения занятий. Рассмотрим некоторые из них.
Доклады с презентацией. Студенты в группах самостоятельно разрабатывают стратегию подготовки, распределяют направления работы. Занятие предполагает два вида самостоятельной работы студента: подготовку доклада и подготовку презентации4.
4 Департамент экономического развития Ярославской области // URL: http: www. yarregion.ru/depts/ (дата обращения 14.10.2015); Ministere des Affaires etrangeres // URL: http: www.france.diplomatie.fr (дата обращения 14.10.2015).
Анализ презентации совместно со студентами. Данная форма близка к рецензированию докладов. Студенты-слушатели делают подробный разбор доклада (структуры, содержания, изложения) и презентации (соответствие теме доклада, выбор видеоряда, эстетическая привлекательность, содержательность и т.д.).
Разбор конкретных ситуаций по темам. Преподаватель предлагает на закрепление изученного материала разбор конкретных ситуаций. Студенты должны высказать собственное видение решения поставленной проблемы, выявить достоинства и недостатки предложенного решения.
Методика проведения практических занятий по дисциплине «Методы научных исследований в туризме» должна обеспечивать взаимосвязь
с тематикой лекционного курса. Семинары могут иметь как самостоятельную тематику, так и быть продолжением лекционного курса и быть направлены на закрепление студентами уже знакомого материала.
В целом, методика проведения занятий в высшей школе в рамках изучения дисциплины «Методы научных исследований в туризме» ориентирована на выполнение задач, поставленных ФГОС. Подготовка студента к будущей профессиональной деятельности ставит ряд методических задач перед преподавателями высшей школы. Реализация общепрофессиональных и общекультурных компетенций в рамках учебного процесса предполагает разработку новых форм и приемов ведения аудиторной работы.
Литература
1. Башевой С.И., Кузнецова Э.И. Применение методов активного обучения в форме «лекция вдвоем» в преподавании ряда дисциплин // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 2. С. 58—63.
2. БорисоваА.В. Методы научных исследований в туризме. Текст лекций / Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2013.
3. ДуровичА.П. Маркетинговые исследования в туризме: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.
4. Зайцева Н.А. Использование кейс-метода для обучения студентов вузов сервиса и туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 2. С. 28—32.
5. Зинкевич Е.Р., Кульбах О.С. Дидактические подходы к созданию и применению мультимедийных презентаций в учебном процессе» (учебное пособие для преподавателей и студентов). СПб: Издание ГПМА, 2011.
6. Ивлева М.Л., Саенко Н.Р. Особенности применения кейс-метода в курсе «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 2. С. 59—68.
7. Митрофанова И.В. Дидактические аспекты методики преподавания экономической теории в высшей школе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6. Университетское образование. 2007. № 10. С. 119-126.
8. Педагогика высшей школы: учебное пособие для аспирантов / Авт. — сост. И.И. Черкасова, Т.А. Яркова. Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012.
9. Ухина Т.В. Профессиональное и педагогическое мастерство преподавателя — залог успешной реализации современных образовательных технологий // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 1. С. 43—47.
10. Фролова С.Л. Состав профессиональных компетенций специалиста по социально-культурному сервису и туризму // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 1. С. 22—26.
methodology of lectures in the framework of the discipline «methods of scientific research in tourism»
Borisova Alina Vladimirovna*, PhD (Cand. Sc.) in History, Associate professor of the Department of Russian mediaeval and modern history, [email protected],
Gorshkov Il'ya Dmitrievich*, PhD (Cand. Sc.) in History, Associate professor of the Department
of regional studies and tourism, [email protected],
P.G. Demidov *Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russian Federation
The article is devoted to improving the lecture methods of the discipline «Methods of scientific research in tourism» for bachelors of the direction «Tourism». According to the requirements of Federal state educational standard the bachelor student must prepare for several types of activities that are in demand in the profession, including
research. The study of such subjects as «Methods of scientific research in tourism» plays a special role. The discipline acquaints students with the possible directions and forms of scientific research in the field of tourism, the methodology of scientific research. In the framework of the lessons, they clarify the requirements for registration of results of scientific research. Changes in the content of competencies that the graduate must possess require and update pedagogical approaches to the learning process. The theoretical material of the course «research Methods in tourism» that is difficult to understand, is advisable to be applied in various forms of traditional and interactive classroom teaching,, such as lecture-debate, lecture-discussion. They should pay special attention to the methods and principles of collecting scientific information. Material on the methods of scientific cognition that is difficult for perception and learning, is necessary to be extended and consolidated in practical classes (seminars) that can have an independent subject or be a continuation of the lecture course and aim to consolidate already known material. In General, methods of classes at the higher school in the framework of the discipline «Methods of scientific research in tourism» focuses on fulfilling the objectives of the Federal state educational standard, that involves the development of new forms and methods of classroom work.
Keywords: scientific research, methods, tourism, methods of teaching, lecture, seminar
References
1. Bashevoi S.I., Kuznetsova E.I. Primenenie metodov aktivnogo obucheniya v forme «lektsiya vdvoem» v prepodavanii ryada distsiplin [Application of methods of active training in the form of "lecture for two" in the teaching of several disciplines] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2012. № 2. P. 58-63.
2. BorisovaA.V. Metody nauchnykh issledovanii v turizme. Tekst lektsii [Research methods in tourism. The text of the lectures] / Yaroslavl': Yaroslavskii gosudarstvennyi universitet im. P.G. Demidova [Yaroslavl, P.G. Demidov Yaroslavl State University], 2013.
3. Durovich A.P. Marketingovye issledovaniya v turizme: uchebnoe posobie [Marketing research in tourism: manual]. SPb.: Piter, 2008.
4. Zaitseva N.A. Ispol'zovanie keis-metoda dlya obucheniya studentov vuzov servisa i turizma [The use of the case method for teaching students of service and tourism] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2013. № 2. P. 28-32.
5. Zinkevich E.R., Kul'bakh O.S. Didakticheskie podkhody k sozdaniyu i primeneniyu mul'timediinykh prezentatsii v uchebnom protsesse» (uchebnoe posobie dlya prepodavatelei i studentov) [Didactic approaches to the creation and application of multimedia presentations in the educational process (manual for teachers and students)]. SPb: Izdanie GPMA, 2011.
6. Ivleva M.L., Saenko N.R. Osobennosti primeneniya keis-metoda v kurse «Pedagogika i psikhologiya vysshei shkoly» dlya aspirantov [Features of the application of the case method in the course "Pedagogy and psychology of higher education" for PhD students] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. T. 10. 2016. № 2. P. 59-68.
7. MitrofanovaI.V. Didakticheskie aspekty metodiki prepodavaniya ekonomicheskoi teorii v vysshei shkole [Didactic aspects of teaching methodology of economic theory in high school] // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 6. Universitetskoe obrazovanie [Science Journal of Volgograd State University. University Education]. 2007. № 10. P. 119-126.
8. Pedagogika vysshei shkoly: uchebnoe posobie dlya aspirantov [Higher school pedagogics: manual for PhD students] / Authors I.I. Cherkasova, T.A. Yarkova. Tobol'sk: TGSPA im. D.I. Mendeleeva, 2012.
9. Ukhina T.V. Professional'noe i pedagogicheskoe masterstvo prepodavatelya - zalog uspeshnoi realizatsii sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologii [Professional and pedagogical skill of the teacher as the key to successful implementation of modern educational technologies] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2013. № 1. P. 43-47.
10. Frolova S.L. Sostav professional'nykh kompetentsii spetsialista po sotsial'no-kul'turnomu servisu i turizmu [Professional competencies of a specialist in social and cultural service and tourism] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2011. № 1. P. 22-26.