Научная статья на тему 'Применение интерактивных форм организации образовательного процесса в вузе как условие подготовки студентов к работе с семьей'

Применение интерактивных форм организации образовательного процесса в вузе как условие подготовки студентов к работе с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РАБОТА С СЕМЬЕЙ / INTERACTIVE FORMS OF LEARNING / PROFESSIONAL TRAINING / WORKING WITH THE FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриеш В. А.

В статье представлен опыт применения интерактивных форм организации образовательного процесса в вузе на примере изучения студентами дисциплин «Семьеведение», «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE FORMS OF ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY AS A CONDITION OF TRAINING OF STUDENTS TO WORK WITH FAMILY

The article presents the experience of application of interactive forms of organization of the educational process at the University on the example of students’ studying of the disciplines «Family pedagogy», «Interaction of preschool educational institution and family».

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных форм организации образовательного процесса в вузе как условие подготовки студентов к работе с семьей»

УДК 378

UDC378

АНДРИЕШВ.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и технологий дошкольного образования, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

E-mail: [email protected]

ANDRIESH V.A,

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of the theory and technology of pre-school education, Orel State University named after IS. Turgenev E-mail; [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

APPLICATION OF INTERACTIVE FORMS OF ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY AS A CONDITION OF TRAINING OF STUDENTS TO WORK WITH FAMILY

В статье представлен опыт применения интерактивных форм организации образовательного процесса в вузе на примере изучения студентами дисциплин «Семьеведение», «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи».

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, профессиональная подготовка, работа с семьей.

The article presents the experience of application of interactive forms of organization of the educational process at the University on the example of students' studying of the disciplines «Family pedagogy», «Interaction of preschool educational institution andfamily».

Keywords: interactive forms of learning, professional training, working with the family.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает взаимодействие с родителями на одно из ведущих мест. Родители являются основными заказчиками образо-вательныхуслуг, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования компетенций в области организации взаимодействия с родителями у бакалавров, осваивающим образовательные программы по направ-лениям44.03.01 Педагогическое образование (профиль: Дошкольное образование), 44.03.05 Педагогическое образование (профили: Дошкольное образование и Дополнительное образование).

На сегодняшний день имеются многочисленные исследования, посвященные вопросам совершенствования образовательного процесса в вузе (Д.П. Коренев, П.И. Образцов, А.И. Уман), формирования профессиональных компетенций студентов посредством использования разнообразных форм и методов (В.Н. Введенский, В.Г. Воронцова, И.А. Зимняя, С.Г. Молчанова, Л.А. Петровская, Т.П. Шамова). Исследователи едины во мнении о том, что повышению качества образовательного процесса в высшей школе, несомненно, способствует применение интерактивных форм обучения.

Суть интерактивных форм обучения, как отмечает Ю.В. Гущин, состоит в том, что общение организовано таким образом, что все участники образовательного процесса оказываются вовлеченными в совместную деятельность, они имеют возможность осознать и отреф-

лексировать то, что они знают и думают. Интерактивные методы обучения, по мнению исследователя, наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как предполагают со-обучение (обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами образовательного процесса. Интерактивные формы обучения основаны на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта [1].

Исходя из этого, А.П. Панфилова делает вывод о разнообразии целей взаимодействия преподавателя и студентов в ходе интерактивных форм обучения: обмен опытом, выработка общего мнения, сплочение группы [2].

Вслед за Т. С. Паниной, Л.Н. Вавиловой мы отмечаем следующие сущностные характеристики интерактивных форм обучения:

- это специальная форма обучения, с комфортными условиями взаимодействия, при которых студенты чувствуют свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все оказываются вовлеченными в процесс познания и обсуждения;

- диалоговое общение ведет к взаимопониманию и совместному принятию решений;

- каждый участник вносит свой вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать мнение других;

- исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

© Андриеш В.А. © Andriesh V.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (73), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 73. 2016

- показателем эффективности совместной деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой - удовлетворенность членов группы совместной деятельностью!3].

С учетом вышеизложенного в рамках изучения дисциплин «Семьеведение», «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи» наряду с уже ставшими традиционными формами (лекции-визуализации, деловые игры) активно проводятся интерактивные: педагогические аукционы, занятия-реклама, педагогические тренинги и пр. Опишем накопленный опыт профессиональной подготовки студентов к совместной работе с семьей.

Неотъемлемой составляющей образовательного процесса в вузе выступают лекционные занятия. Как правило, теоретическое обучение проходит в форме лекций-визуализаций, подготовка к которым состоит в реконструировании фрагментов учебного материала в визуальную форму (схемы, видеозапись) для предъявления посредством презентаций, а также отборе и демонстрации видеороликов, соответствующих изучаемым темам.

Логичным продолжением лекционных занятий выступают семинарские и практической занятия, основным содержанием которых является выполнение творческих профессионально-ориентированных заданий, разбор проблемных педагогических ситуаций.

Поскольку семинарские занятия предполагают обсуждение наиболее важных и сложных вопросов тем, без усвоения которых невозможно овладение общекультурными и профессиональными компетенциями, то в качестве приоритетной формы проведения семинаров стала деловая игра. Например, семинар по теме «Становление семейной педагогики как науки» был проведен в форме научной педагогической конференции. При этом студенты брали на себя роль ученых, руководителей научных лабораторий, практических работников и готовили сообщения на 4-5 минут, в которых раскрывали взгляды педагогов прошлого о домашнем воспитании, о проблемах семейной педагогики на современном этапе, о тенденциях ее дальнейшего развития. Пока одни участники конференции выступали, остальные фиксировали основные идеи сообщений для того, чтобы на основе этих записей «издать» сборник тезисов материалов конференции. Такая форма работы давала возможность студентам увидеть данную проблему в развитии, выработать свое видение и отношение к ней, взглянуть на проблему с позиции современных условий.

Положительные эмоциональные отклики среди студентов получил семинар в форме педагогического совета в дошкольной образовательной организации. Студенты были поделены на три творческие группы: воспитатели, методисты, родители. Для каждой из команд заранее были заготовлены достаточно сложные практические задания, предусматривающие самостоятельную глубокую проработку значимой проблемы, выносимой на обсуждение. Эти задания преимущественно

носят форму практических задач, требующих принятия и обоснования коллективного решения. Число заданий не превышало шести. Преподаватель, выступающий в роли заведующего дошкольной образовательной организации, выставлял каждой группе аргументированную оценку выполненных заданий. При этом важно обратить внимание на необходимость оценивания не только степени индивидуального участия в игре каждого обучающегося, но и групповому взаимодействию участников при решении практических заданий. Во время обсуждения заданий каждая из команд имела право задавать фиксированное количество вопросов своим коллегам (например, родители педагогам, воспитатели методистам), на которые те должны дать полные и обстоятельные ответы.

Апробация данной деловой игры позволяет отметить ряд положительных моментов. Большинство студентов демонстрировали активность на протяжении всего занятия, проявляли интерес к предложенным заданиям. Ряд заданий не вызывал у обучающихся трудностей. Так, например, студентам-«воспитателям» несложно оказалось определить значимые и актуальные темы встреч с разными категориями семей, отличающиеся оригинальностью формулировок. Довольно быстро они смогли подобрать эффективные формы общения с родителями в указанных условиях. Успешно студенты справились с заданием на определение логической последовательности фрагментов действий при организации и проведении встречи с родителями. Немаловажно и то, что они смогли прокомментировать свой выбор, доказать свою точку зрения, несмотря на возражения «методистов». Эти факты позволяют сделать вывод о том, что студенты правильно и четко ориентируются в действиях педагога при подготовке и проведении встречи с родителями. Сами студенты объяснили это тем, что данный материал они знают не только с теоретической стороны, но и с практической, ведь во время практики в дошкольных образовательных организациях они привлекались к установлению сотрудничества с родителями. Вместе с тем, сложным для студентов оказалось предложение вариантов форм работы с семьей, которые бы способствовали установлению не делового, но доверительного контакта с родителями. Кроме того, участники деловой игры не справились с ситуацией, которая требовала умения гибко реагировать на неожиданности в процессе общения с родителями, что обусловлено недостаточным практическим опытом у студентов.

На практических занятиях основной акцент делался на совершенствовании профессиональных компетенций. С этой целью активно использовались интерактивные формы обучения. Так. например, при изучении темы «Семья и дошкольное образовательное учреждение» проводилось занятие-реклама. Студенты делились на творческие группы, которым заблаговременно давалось домашнее задание: составить программу взаимодействия педагогов и родителей по одному из образовательных направлений и продумать рекламу. На занятии жюри в составе 3-4 студентов по заранее ого-

воренным критериям оценивало выступление каждой творческой группы. Такая форма проведения практических занятий способствовала формированию у студентов диалектического мышления, умения убеждать окружающих, раскрытию творческих способностей.

Педагогический аукцион — не менее эффективная форма проведения практических занятий, предоставляющая широкие возможности для творческого самовыражения студентов. Технология его проведения заключалась в следующем. Для обсуждения студентам была предложена проблема «Педагогическая поддержка семей с детьми». Предварительно за одну-две недели до проведения занятия, студенты знакомились с литературой по указанной проблеме, делились на творческие группы и составляли программу работы с семьями социального риска (неполными, многодетными, молодыми семьями). На аукционе продавались свидетельства на проекты, которые получит та группа, чья программа окажется наиболее интересной и рациональной. Такое выполнение учебных заданий в подгруппах обусловило необходимость установления дружеских, взаимоотношений друг к другу.

Организация работы в микрогруппах (по 4-5 человек) с назначением экспертов по оценке деятельности

каждого студента с «включением» игровой профессиональной ситуации была направлена на развитие рефлексии собственной деятельности и поведения. Как правило, подобные практические занятия завершали модуль учебной дисциплины. Не исключалось и педагогическое тестирование в конце практических занятий, что, во-первых, закрепляло остаточные знания обучающихся по модулю учебной дисциплины, во-вторых, способствовало повышению качества профессиональной подготовки обучающихся, так как оценка за практическое занятие складывалась из двух составляющих: оценка за занятие и оценка за педагогическое тестирование.

Таким образом, предпочтение при изучении курсов «Семьеведение», «Взаимодействие ДОО и семьи» отдается интерактивным формам обучения в сочетании с традиционными. Их апробация показала, что применение подобных форм организации образовательного процесса позволяет управлять познавательной активностью студентов, внести в содержание занятий элемент состязательности, стимулировать обучающихся на глубокое осмысление проблем, выносимых на обсуждение, способствует формированию умений принятия и обоснования групповых и индивидуальных решений.

Библиографический список

1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе //Психологический журнал. №2,2012. С. 1-18.

2. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, JL Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.

3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.

References

1. GushchinYu. К Interactive teaching methods in higher school / Yu. V. Guschin// Psychological journal. №2,2012. Pp. 1-18.

2. Panina T. S. Modem methods of enhanced learning: study guide / T. S. Panina, L. N. Vavilov; ed. by T. S. Panina. M.: Publishing center "Academy", 2008. 176 p.

3. Panfilova A. P. Innovative pedagogical technologies: Active tradining: study guide. M.: Publishing center "Academy", 2009. 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.