Научная статья на тему 'Учащаяся молодёжь в поиске модели брачно-семейного поведения'

Учащаяся молодёжь в поиске модели брачно-семейного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЬЕВЕДЕНИЕ / МОДЕЛЬ СЕМЬИ / УЧАЩИЕСЯ / FAMILY / MARRIAGE / FAMILY VALUES / FAMILY STUDIES / FAMILY PATTERN / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карцева Л.В.

В статье рассматривается процесс формирования личности семьянина в образовательной деятельности в организациях разных типов и уровней на опыте педагогов Татарстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning youth in search of matrimonial and family behaviour pattern

The article is concerned with the process of forming family-oriented personality througheducational activities, based on the Tatarstan teachers'experience, тat the organizations of different types and levels.

Текст научной работы на тему «Учащаяся молодёжь в поиске модели брачно-семейного поведения»

УДК 37.032

Л.В.Карцева

УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЁЖЬ В ПОИСКЕ МОДЕЛИ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье рассматривается процесс формирования личности семьянина в образовательной деятельности в организациях разных типов и уровней на опыте педагогов Татарстана.

Ключевые слова: семья, брак, семейные ценности, семьеведение, модель семьи, учащиеся.

L.V.Kartseva LEARNING YOUTH IN SEARCH OF MATRIMONIAL AND FAMILY BEHAVIOUR PATTERN

The article is concerned with the process of forming family-oriented personality througheducational activities, based on the Tatarstan teachers'experience, тat the organizations of different types and levels.

Keywords: family, marriage, family values, family studies, family pattern, students.

Идея семьи на протяжении тысячелетий была главенствующей, руководила поведением - социальным и брачным - всех народов, населяющих Землю. С начала XXI века Соединённые Штаты Америки, нацеленные на мировое господство, прикладывают гигантские усилия для уничтожения института семьи в западном мире, ценностями которого овладела и Россия. Происходит замена понятий, в мире которых жили предшествующие поколения россиян.

Прежде всего, трансформируется понятие «любовь». Кино, телевидение, пресса теме здоровой, нравственно насыщенной любви между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми не уделяют внимания. Постепенно субстанция любви на уровне морали заменяется субстанцией социальной помощи страждущему (сбор пожертвований на нужды тяжело больных людей), заботой о брошенных животных, попечением объектов культурного значения (восстановление или строительство храмов, культовых зданий).

На уровне природных инстинктов облагороженная нравственными категориями любовь уступила место стремлению исключительно к сексуальным удовольствиям. Сексуальная революция 90-х годов XX века в России не только не завершилась, она вступила в следующую фазу - смены нравственных ориентиров. Стараниями США в сознание юных вдалбливается ценность сексуальной свободы, внебрачных, добрачных половых отношений, в которые вступают очень рано, порой и в младшем школьном возрасте. Подростковый секс - притча во языцех у родителей, педагогов, врачей, политической элиты российского общества.

Этнорелигиозная полигамия, существующая во многих странах мира, шествует по России в форме серийной моногамии: сексуальных партнёров всё больше - и у мужчины, и у женщины, но они идут друг за другом, не одновременно. Половой контакт - вопрос техники, не любви. Его наступление может следовать сразу же за знакомством. Фаза ухаживания становится лишней для гендерного взаимодействия молодых пар.

В этой ситуации вступление в брак - всего лишь дань традиции. Само бракосочетание, свадебное торжество существуют сами по себе, вне концепции длительного и устойчивого брачного союза, привлекают брачующихся пышностью, размахом, впечатляющими финансовыми затратами, свидетельствующими об их социальном статусе. Развод может случиться в первую неделю после заключения брака, в первые месяцы, год. Развод знаменует потребность в привычной личной свободе, нарушенной периодом брачных отношений, периодом зависимости от партнёра, обстоятельств.

Не нужен брак и для появления детей. Можно заиметь потомство из «пробирки», родить «для себя» в отсутствие мужа и отца будущего ребёнка, использовать в этих целях суррогатную мать. Вариант - не вступать в брак вообще, не беспокоиться о потомстве, и его применяют наиболее податливые на западную пропаганду молодые люди из мегаполисов - и мужчины, и женщины.

Наконец, заключенный брак вполне реально может функционировать виртуально - в интернете. Молодые сходятся, разъезжаются по делам профессии, получения образования и общаются в гаджетах. Постепенно чувства ослабевают, возникает интерес к новым объектам сексуального характера, и круг замыкается: нет партнёра рядом, нет и брака, и семьи.

Сказанное отнюдь не художественный вымысел и не сгущение красок. Описанный сюжет - новое, то, что появилось в последние два десятилетия российской истории на волне так называемых демократических перемен, а на деле - усиливающейся манипулятивной деятельности прозападных некоммерческих организаций, массированно работающих на территории Российской Федерации. Мишень крайне негативной, опасной для будущего нашей страны пропаганды, нездоровой псевдодемократической деятельности - дети. Недаром так заметно появление обеспокоенности в российском обществе по поводу навязанной странам ЕС системы сексуального просвещения детства, под-

ростничества, невиданная прежде по масштабу пропаганда однополой «любви», а точнее однополого секса с соответствующим созданием однополых брачных союзов и однополых же семей. Следствие такого поворота событий - уничтожение целых народов, государств в их теперешнем виде, ведь однополая пара не способна родить и воспитать детей, и род на двух однополых «супругах» завершится в одном поколении.

Что можем сделать мы, люди, заинтересованные в силе и мощи нашего государства, не жалеющие времени и таланта на содействие его процветанию, развитию? Как показывает опыт Татар-станского регионального отделения Национального общественного комитета «Российская семья», сделать можно немало. В сфере отношений брачных и семейных это просветительская, мировоззренчески ориентированная работа с детьми, подростками, юношами, молодыми людьми по сохранению традиционных семейных ценностей, нивелированию ценностей западного общества, теряющего свою этническую культуру, идентичность. И почва для этого у нас есть: российская молодёжь пока ещё не заражена в основе своей бациллой нравственного разложения, хотя определённая её часть и утратила представление о должном и желаемом, моральном и аморальном.

В нашем случае объединились преподаватели казанских вузов, высококвалифицированные специалисты в разных сферах научного знания - все женщины, матери и бабушки, для выработки программы обучения воспитывающего, формирующего личность учащегося как семьянина. Начало такой работе положили наши пензенские коллеги - педагоги и психологии Пензенского Института развития образования, с 1996 года начавшие образовательную деятельность по проекту «Семьеведе-ние» в своём регионе. Независимо от них подобным же путём пошли и мы, только 16 годами позже.

Достигнутые в Татарстане результаты впечатляют: правительство и законодательная власть в РТ проявили высокую заинтересованность в продвижении курса «Семьеведение» в практику деятельности образовательных организаций. Министерством образования и науки Татарстана выработана установка на вовлечение в фамилистическое обучение детей, начиная с дошкольного возраста. Разработаны учебно-методические пособия для учителей школы и воспитателей детских садов. Проведены две научно-практические конференции учителей семьеведения в республике - в 2014 и 2105-м годах. Представлены результаты активной общественной деятельности на четвёртом форуме Всероссийской Программы «Святость материнства», состоявшемся в Казани в ноябре 2015 года, с проведением отдельного «круглого стола» именно по семьеведению. Президент Российской академии образования проф. Вербицкая Л.М. высоко оценила опыт Татарстана, личный вклад в инновационную педагогическую деятельность проф. Карцевой Л.В., предложила ввести предмет «Семьеведение» в федеральные образовательные стандарты общего среднего и среднего профессионального образования.

До эры семьеведения, начавшейся в республике в 2012 году, семейно ориентированные мероприятия в детсадах, школах, ПТУ, техникумах, конечно же, были, однако в них не было системности, они не апеллировали к сознанию детей, подростков, юношей. Казанский государственный институт культуры, команда преподавателей проф. Карцевой Л.В., обучая детей, их педагогов из колледжей, техникумов, школ республики предмету «Семьеведение», поставили целью донести до учащихся мировоззренческую информацию, смысл которой очевиден. Брак имеет культурно-исторические корни только в виде пары, состоящей из мужчины и женщины. Эта пара соединяется при участии государства. Семья успешна только на основе брака и является таковой при наличии детей (от двух-трёх и далее).

Слушателям курсов, имеющих итоговый документ - свидетельство о повышении квалификации государственного образца по программе «Семьеведение», преподносятся самые различные сведения. Знакомятся учителя и психологи образовательных организаций с тендерными различиями мужчины и женщины, ихповеденческими стратегиями - маскулинными или фемининными. Изучают они правовые основы брака и семьи, экономические условия функционирования семейной группы. анализируют психологию брака и семьи, педагогические аспектымежпоколенного взаимодействия. Перед аудиторией ставятся вопросы здоровья семьи, которые преподносятся доктором медицинских наук, профессором Садыковой, профессионально работающей с профильной медицинской аудиторией на базе Казанской медицинской академии.

Старшеклассники - подростки и юношество от 15 лет и старше воспринимают подобную информацию с глубоким интересом, сообщают при проведении социологических опросов о том, что в их семьях далеко не всё благополучно, но они намерены усовершенствовать родительскую семейную модель в своём семейном будущем. В их представлении молодая семья должна быть обязательно в официальном браке, жить отдельно от родителей при всей любви и всём уважении к ним. Молодые люди планируют самостоятельно воспитывать своих детей, привлекая старшее поколение по возможности для их воспитания. Число детей, которых следует иметь, по их мнению, - двое-трое. Од-

нополый брак как вариант не рассматривается вовсе, отношение к нему негативное.

Юношество не беспокоится по поводу доходов партнёра по браку, его этнической или конфессиональной принадлежности, но выступает против супружеской измены, увлечения спиртным мужа или жены, ждёт от брака любви и взаимопонимания.

Отношение к сексу осторожное: добрачные отношения воспринимаются как явление существующее, но необязательное для юных. В целом модель семьи татарстанских учащихся школ, студентов младших и средних курсов схожа: брак, дети, межпоколенные связи. Подобная модель отвечает социологическим представлениям об устойчивом институте семьи: в нём должно быть сохранено триединство социальных отношений - супружеских, родительских и родственных.

Вывод к сказанному таков: татарстанская молодёжь вполне здорова. Она выбирает любовь, официальный брак и детей. Секс, сожительства и бездетность - не её выбор. Педагогам, общественности, политикам, государственным деятелям нужно сделать всё возможное для того, чтобы упадническая либеральная мораль не проникла в юношеское сознание. Нужна работа по пропаганде семейных ценностей во всех социальных группах, включая группы руководителей всех уровней и сфер, предпринимателей обоего пола, менеджеров, составляющих экономическую и управленческую элиту России, и, прежде всего, педагогических работников.

УДК 377.031

Л.Х.Шарипова

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Автор статьи затрагивает вопрос о необходимости теоретического обоснования использования интерактивных технологий обучения иностранному языку для повышения эффективности формирования профессиональной иноязычной компетенции у студентов. В статье рассматриваются вопросы преподавания иностранного языка в образовательных учреждениях неязыкового профиля с использованием интерактивных технологий.

Ключевые слова: интерактивные технологии, преподавание иностранного языка, профессиональная деятельность.

Sharipova L.H. INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING.

This article deals with foreign language teaching in médical schools with the help of modern interactive technologies. The authors note the apparent lack of language skills of medical students in professional sphere. The particular attention is paid to the choice of the most effective interactive technologies for teaching students.

Keywords; interactive technology, teaching a foreign language, professional activity.

В свете событий, связанных с сотрудничеством между стран в области медицины, в России растет потребность в работниках, способных решать профессиональные задачи на международном уровне. Кроме основных профессиональных умений, специалист должен обладать дополнительными навыками, к числу которых относится знание иностранного языка. Согласно ФГОС СПО третьего поколения, обучение иностранному языку в рамках профессионально-ориентированного образования нацелено на формирование и развитие у студентов навыков использования иностранного языка в профессиональной сфере.

В системе высшего профессионального образования можно выделить два уровня формирования языковой компетенции - это уровень овладения иностранным языком в контексте общей языковой подготовки и уровень концептуального познания - овладение новыми словами, терминологической системой, категорийным аппаратом, профессиональными аспектами языка в контексте научной и узкопрофессиональной языковой подготовки, направленной на приобретение профессиональной языковой и коммуникативной компетентности [5].

Целью статьи выступает теоретическое обоснование необходимости использования интерактивных технологий обучения иностранному языку для повышения эффективности формирования профессиональной иноязычной компетенции у студентов.

Главной целью использования интерактивных технологий является подготовка студента к жизни, к профессиональной деятельности в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно находить творческие способы решения жизненно важных проблем, спо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.